Реферат по предмету "Философия"


Основные этапы развития философии (таблица)

Название
Направление
Период
Авторы
Основные идеи и концепции
1. Философия Древней Индии
а) Джайнизм
VI в до н. э.
Вардхамана или Джина Махавира
Вера в череду перерождений, возможность освобождения души от тела, аскетизм, неизменную ценность каждой жизни, и, как следствие, непричинение им вреда.
Бог для джайнов Бесконечное Знание, Бесконечное Восприятие, Бесконечное Осознание и Бесконечное Счастье.
Этические нормы джайнизма велят своим последователям быть правдивыми, честными, воздержанными в делах, словах и помыслах, стремиться к полному отречению от земных интересов и, прежде всего, не наносить вреда живым существам.
“Вера в реальное существование — это правильная вера; познание реальной природы без сомнений и ошибок — правильное познание. Нейтральное, без симпатии и отвращения, отношение к объектам внешнего мира — правильное поведение”.
Третий принцип разделил приверженцев джайнизма на мирян и монахов.
б) Буддизм
VI в до н. э.
Будда Шакьямуни
Всякая жизнь – страдание и в сансаре вообще не может быть счастливой жизни. Единственное средство освобождения от страданий – полный выход из сансары.
Учение о Четырёх Благородных Истинах: жизнь есть страдание, корень страдания – жажда жизни, избавление от страдания – уничтожение жажды жизни, путь избавления восьмеричен: правильное понимание, правильная решимость, правильная речь, правильное действие, правильный образ жизни, правильное усилие, правильное внимание, правильное сосредоточение.
в) Чарвака-локаята
VII – VIвв до н. э.
Брихаспати
Чарваки-локаяты считали, что душа есть тело, обладающее сознанием. Смерть одновременное разрушение и сознания, и души. Существует только этот мир, никакого потустороннего, загробного мира нет. Нет бога, нет души, нет закона кармы, источник познания – чувственное восприятие. Поэтому жертвоприношения бессмысленны: богов нет, а умершие родственники давно истлели и в пище не нуждаются.
г) Ньяя
IIIв  до н. э.
Готам (Гаутама)
Эта философия рассматривает условия правильного мышления и средства познания реальности. Она признает наличие четырех самостоятельных источников истинного познания.
Ньяики полагали, что все недоступное реальному познанию не имеет реального существования.
Философы ньяики стремятся избавить душу от её привязанности к телу. Согласно системе ньяя, я (атман) представляет собой самостоятельную субстанцию, совершенно отличную от ума и тела и приобретающую атрибуты сознания в процессе установления связи с каким-либо объектом посредством чувств. Однако сознание не является неотъемлемым свойством я. Это — случайное, побочное свойство. Оно перестает ограничивать я в состоянии освобождения. Освобождение означает абсолютное прекращение всех мучений и страданий, ставшее возможным благодаря правильному познанию действительности. Причем освобождение — это только облегчение страданий, а не удовольствие или счастье. Для достижения освобождения необходимо приобрести истинное познание своего я и всех других объектов опыта. Необходимо понять, что наше я отлично от тела, ума, чувств и т. д.
д) Веданта
IV – IIIвв до   н. э.
Бадараян
Согласно веданты, высшей реальностью является брахман (космическая душа), а пуруша (абстрактное духовное начало) и пракрити (абстрактное материальное начало, природа) суть его модификации. Брахман не сотворён, вечен, бескачествен, причина всей Вселенной; он же является и первичным материалом для мира. Атман (индивидуальная душа) посредством знания брахмана приобщается к брахману, но не становится тождественным ему.
е) Вайшешика
III в до н. э.
Канада (Улука)
В школе Вайшешика разрабатывалась специфическая форма индийского атомизма. Канада полагал, что каждый атом обладает неповторимыми особенностями, которых существует столько же, сколько и самих атомов.
Основная цель системы Вайшешика — освобождение индивидуального я. Она считает освобождение — абсолютным прекращением страданий, которое должно быть достигнуто через правильное познание реальности.
ж) Санкхья
VI – V вв до   н. э.
Капила
Санкхья приходит к выводу о безначальном существовании двух независимых друг от друга реальностей — пуруша (духа) и пракрити (материи). Пракрити выступает в роли бессознательного источника мира объектов, а пуруша — необъективируемое сознание, познающее пракрити. Цель философии санкхьи — отвлечение духа от материи.
Всякая сознательная жизнь есть страдание. Самое величайшее зло этого мира — необходимое возвращение смерти в каждом новом существовании. Высшей целью человеческих стремлений может быть поэтому только полное устранение страданий. Только с помощью философии человек (без различия касты или состояния) может достигнуть спасительного познания, заключающегося в признании абсолютного различия духа от всего материального мира. Чтобы дойти до этого познания, учение Санкхьи развивает свою мировую теорию, пытаясь установить причинную связь явлений материального мира, а также и душевных процессов. Главная характеристическая черта школы Санкхьи — атеизм, отрицание вечного верховного существа, создавшего и поддерживающего мир.
з) Йога
II в до н. э.
Патанджали
Согласно учению Патанджали, школа йоги принимает психологический и метафизический аспекты философии санкхьи и по сравнению с санкхьей является более теистической.
Конечная цель йоги может быть совершенно разной: от улучшения физического здоровья и до достижения освобождения из круговорота жизни и смерти (сансары).
2. Философия Древнего Китая
а) Конфуцианство
VI –  V вв до н. э.
Кун Фу-цзы
Предмет учения Конфуция – управление государством. Это искусство он считал равным искусству справедливости. Реформа управления Конфуцием была названа «Исправление имен»: он утверждал, что положение вещей следует вернуть в соответствие с их именами (отец должен быть отцом, сын – сыном и т.д.).
Конфуций ввел три категории долга: по отношению к родственникам, к общине, к государству. «Отцы скрывают ошибки сыновей, а сыновья покрывают ошибки отцов, — учил Конфуций, — в этом и состоит прямота».
Главными нравственными принципами Конфуций считал «золотую середину», «человеколюбие» и «взаимность».
Человеколюбие – свойство только благородных людей. Благородный муж думает о морали, а низкий человек – как бы ему получше устроиться. Благородный предъявляет требования к себе, а низкий — к другим.  Благородные люди хотя и живут в согласии с другими людьми, но не следуют за ними, низкие же следуют за другими людьми, но не живут в согласии с ними.
б) Моизм
V – IV вв до н. э.
Мо Цзы (Мо Ди)
Моисты утверждали идеи всеобщей любви. По их утверждению небо человеколюбиво, именно оно есть истинный образец и мерило поступкам. «Небо не хочет, чтобы большое царство нападало на малое, сильная семья притесняла слабую,  чтобы сильный грабил слабого, хитрый обманывал наивного, знатный кичился перед незнатным». «Небо желает, чтобы люди помогали друг другу…. Небо также желает, чтобы верхи проявляли усердие в управлении страной, чтобы в Поднебесной царил порядок, а низы были усердны в делах».
в) Даосизм
IV — IIIв до н. э.
Лао Цзы
Для даосов дао стало прежде всего первоначалом, первоосновой, законом всего сущего.
Существует два дао – безымянное и поименованное. Безымянное Дао по сути есть небытие, бытие же – это дао, имеющее имя (его аналог – небо и земля). Имея своей глубочайшей субстанцией небытие, все вещи непрочны, они постоянно уходят в небытие, в котором и обретают свой покой. Это возвращение и есть единственное постоянное в мире вещей.
Этический идеал даосов воплощал совершенномудрый (человек с высшим дао). Его главное качество – недеяние. Совершенномудрый правитель предоставляет всему идти своим естественным путем.  «Лучший правитель, — гласит Дао дэ цзин, -  тот, о котором народ знает только то, что он существует».
г) Легизм («школа закона»)
IV в до н. э.
Гунсунь Ян (Шан Ян)
Легисты говорили о неизменно злой природе человека, кторым можно управлять только с помощью страха и наказаний. Легисты порвали с наивным представлением о государстве как о большой семье. Между людьми, считали они, вообще не должно существовать личных отношений, допустимы же только отношения правовые. Добродетель сплачивает людей, заставляет их помогать друг другу, покрывать преступления. Поэтому в хорошо управляемом государстве много наказаний и мало наград.
                                 3. Философия античности (VIIв. до н.э. —IIIв. н.э.)         >Милетская школа
 
VII – VIвв до н. э.
Фалес, Анаксимандр и Анаксимен
Милетцы осуществили прорыв своими воззрениями, в которых однозначно был поставлен вопрос: «Из чего все?» Ответы у них разные (Фалес – вода, Анаксимандр – апейрон, Анаксимен – воздух), но именно они положили начало собственно философскому подходу к вопросу происхождения сущего: к идее субстанции, т.е. к первооснове, и сущности всех вещей и явлений мироздания.> Диалектика Гераклита
VI – Vвв до н. э.
Гераклит
Все существующее, по Гераклиту, постоянно переходит из одного состояния в другое. Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет!», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «В мире нет ничего неподвижного: холодное теплеет, теплое холодеет, влажное высыхает, сухое увлажняется».
Получается, что ничего нет, все лишь становится. Нельзя даже вообразить себе, чтобы в сущем что-то, вдруг оцепенев, застыло бы напрочь в абсолютной немоте.
Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом. У Гераклита Космос — это вечно полыхающий огонь, но это живой огонь. Он тождествен божеству. Гилозоистический пантеизм обретает у него наиболее совершенное выражение.
Гераклит разделял идею бессмертия души, считая смерть рождением души для новой жизни.
> Пифагорейский союз
VI в до н. э.
Пифагор
Исходная позиция Пифагора – «Все есть число». Пифагорейцы видели в числе и математических отношениях объяснения скрытого смысла явлений, законов природы. Пифагор разрабатывал различного рода математические доказательства, что способствовало развитию принципов точного рационального мышления.
Пифагорейцы одними из первых тонко осмыслили значимость числа не только в конкретно-научном, но и в философском мышлении. Они, хоть и абсолютизировали числа, достигли немалых успехов в своих поисках гармонии, удивительно красивой количественной согласованности, которая пронизывает все сущее, прежде всего явления Космоса.
Пифагор учил, что душа бессмертна. Ему принадлежит идея перевоплощения душ. Он считал, что все происходящее в мире снова и снова повторяется через определенные периоды времени, а души умерших через какое-то время вселяются в других, животворя их телесность.
> Элейская школа
VI – Vвв до н. э
Ксенофан, Парменид, Зенон
Подвергая критике учение Гераклита, Ксенофан, а особенно Парменид и Зенон обратили внимание на другую сторону – на устойчивость, сохранение вещей
Основположник элейской школы впервые задался вопросом «Что такое беспредельное?» В поисках ответа на поставленный вопрос Ксенофан приходит к выводу: единое бытие или неограничено, тогда оно небытие, или ограничено, тогда оно множественное.
Тему развил и продолжил Парменид, который утверждал, что мир чувственности, изменения и движения есть мир мнения – неистинный, немыслимый мир. Поэтому он не есть подлинно сущее,  ведь подлинно сущее может только мыслиться. Он полагал, что мы не можем отделить бытие от мышления, так как они есть одно и то же. Сущее мыслиться Парменидом как единое, непроницаемое и неподвижное бытие, поскольку возникновение (появление того, чего не было) невозможно, ведь чего нет, того нет, уничтожение (исчезновение того, что есть) тоже невозможно, ведь то, что есть, то есть. Пустота и время не существуют, сущее не имеет частей, сущему некуда сдвинуться, поэтому движения нет.
Зенон утверждал, что чувственный мир есть движущийся и множественный мир, а понятия движения и множества противоречивы. Доказательства этих тезисов носят названия апорий, неразрешимых затруднений. Наиболее известные апории, разработанные Зеноном: «Ахиллес и черепаха», «Летящая стрела», «Дихотомия», «Стадион» и т.д.
Уточнения понятия природы привело элеатов к противопоставлению множества отдельных вещей единому и неподвижному бытию. Они поставили проблему, попытки решения которой определили дальнейшее развитие античной философии. В апориях Зенона впервые в истории человечества обсуждаются проблемы непрерывности и бесконечности.
 
>Фисиология Vв до н. э.
Vв до н. э.
Эмпедокл и Анаксагор
В своей трактовке бытия Эмпедокл берет исходным пунктом тезис Парменида, состоящий в том, что в собственном смысле не может быть ни возникновения, ни гибели. Cтремясь объяснить факт кажущегося возникновения и исчезновения, Эмпедокл находит это объяснение в смешении первоначальных элементов — «корней» всего сущего — земли, воды, воздуха и огня — и распадении этой смеси. Таким образом, Эмпедокл дошел до понимания того, что все сущее как-то, из чего-то и во что-то организовалось, произошло, а не от века пребывает в раз и навсегда данном состоянии.
Анаксагор утверждал: греки ошибаются, думая, будто что-нибудь имеет начало или конец; ничто не зарождается и не разрушается, ибо все есть скопление и выделение прежде существовавших вещей. Поэтому все, что образуется, можно назвать смешением-разделением. Значит, не было акта творения, а было и есть только устроение. Таким образом, если ничто не может произойти из ничего, то все предметы могут быть только сочетаниями уже существующих начал.
Анаксагор утверждал: «Все есть многое»; но масса стихий сама по себе хаотическая. Сила, сочетающая разнородные элементы, есть Разум (Нус) — сила, движущая Вселенной. Он впервые к материи присоединил разум так: «Все вещи были вперемешку, затем пришел Разум и их упорядочил»
Эмпедоклу и Анаксагору удалось доказать, что единство мира не обязательно связывать с тождественностью всех его элементов.
> Древнегречес-кий атомизм
V – IV вв до н. э.
Левкипп и Демокрит
Согласно Левкиппу и Демокриту существуют только атомы и пустота. Атомы неделимы, их бесконечно много по количеству и по  качеству.
Атомисты утверждали, что атом, который неделим и неуничтожим, есть предел делимости. Атомы движутся в пустоте, которая есть небытие. Мир бесконечен не только по количеству и качеству атомов, но и по пустоте, кроме того, вечен по времени. Впрочем, Демокрит учил, что и количество миров бесконечно. Демокрит ставит вопрос: нечто не только не возникает из ничего, но и не возникает «попусту». Он первым сформулировал понятие «причина» и развил систему материалистического детерменизма. Столкновение атомов происходит по закону тяготения подобного к подобному. У мира нет разумного божественного начала, каждый из отдельных миров возникает в результате закономерного соединения атомов. Каждое явление, по Демокриту имеет причину, а отыскать причину значит понять необходимость существования данной вещи. Демокрит стремится изгнать случай из своей системы и отождествляет причинность с необходимостью.
> Софисты
V – IV вв до н. э.
Протагор, Горгий, Продик, Гиппий
Софисты придерживались мнения, что окончательное решение о сущем принадлежит не логике, а человеку. Отсюда вывод Протагора: мера сущего – человек. Таким образом, логика слабее, чем человечность, место обнаружения бытия – человек, а не космос. Главное достижение софистов – разъединение логики мышления об общем и логики мышления о единичном.  Софисты открыли, что единичное алогично как таковое: к нему неприменимы общие понятия, а необщих понятий не бывает. Софисты провозгласили принцип: только мир мнения и существует, бытие это не что иное как изменчивый чувственный мир, каким он явлен индивидуальному восприятию. Софисты высказывали условность правовых норм, государственных законов и моральных оценок. Софисты создали понятие естественного права – закона природы, который изначальнее всех законов, установленных человеком. Широкое распространение среди софистов получила точка зрения, что естественное право – это право сильного.
Можно сказать, что именно с софистов начинается философская лингвистика. Раз объективной истины нет и субъект является мерой всех вещей, тогда есть лишь видимость истины, которую может порождать человеческое слово и по произволу менять его смысл, делая сильное слабым и, наоборот, черное белым, а белое черным.
>Сократ
V – IV вв до н. э.
Сократ
Радикальное отличие метода Сократа от софистики в том, что не человек, а его рассудок становится темой мышления. В соответствии с Сократовским методом в нашем сознании существует только то, в чем мы можем дать себе и другим рациональный отчет.
Главный тезис Сократа – знание и добродетель тождественны. «Быть и знать – одно и то же». Сократ постоянно твердил: «Я знаю, что ничего не знаю».
Он совершил поворот в развитии философии, впервые поставив в центр своего философствования человека, его сущность, внутренние противоречия его души. Благодаря этому познание переходит от философского сомнения «я знаю, что я ничего не знаю» к рождению истины посредством самопознания. Сократ возвел в философский принцип знаменитое изречение дельфийского оракула: «Познай самого себя!» Главная цель его философии — восстановить авторитет знания, поколебленный софистами.
> Философия Платона


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вплив трансплантації культур клітин підшлункової залози і стовбурових клітин на патогенез експериментального
Реферат Анализ и оценка руководства ОАО "Дальсвязь" в г. Райчихинске
Реферат Аудит организации и состояния бухгалтерского учета и отчетности
Реферат Антиоксиданти в профілактичній терапії вільнорадикального пошкодження см'яників при хронічному надходженні прооксидантів
Реферат Незабываемого века недоброй памяти дела . Александр Твардовский
Реферат «Формирование положительной мотивации к изучению иностранного языка» Автор: учитель английского языка моу «Александровская сош» Каминская Светлана Игоревна Александровка, 2011
Реферат Предпринимательство в экономике современной России: виды, организационно-правовые формы, проблемы и перспективы развития
Реферат Великобpитaния пocлe BOB
Реферат Исследование свойств продуктов циклизации алициклического 1,5,9-трикетона
Реферат Антимонопольное регулирование в России 2
Реферат Стандарт сотовой связи CDMA, проблема внедрения и эксплуатации в России
Реферат Методы и приемы развития навыков самостоятельной творческой деятельности в процессе обучения иностранному
Реферат Библиотековедение как наука
Реферат Правильное питание 2
Реферат Сучасні методи психологічної корекції у системі охорони здоров’я. Групова психологічна корекція