Реферат по предмету "Философия"


Общие закономерности и особенности развития философии на древнем Западе и Востоке

РЕФЕРАТ ПО ФИЛОСОФИИ
НА ТЕМУ:
«Общие закономерности и особенностиразвития философии на древнем Западе и Востоке»

ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. Отличительныеособенности философии Запада и Востока древнего периода
2. Общиезакономерности развития древней западной и восточной философской науки
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Запад и Восток сдревнейших времен воспринимались как «противоположные» стороны света, и этоутверждение относилось не только и не столько к географии, сколько кментальности и мировоззрению. Действительно, дискуссии о том, в чем же разницамежду западным и восточным путями развития цивилизации, не утихают до сих пор,примерами тому может служить обилие публикаций на данную тему в интернете.
Тем не менее, нельзяговорить, что Запад и Восток живут обособленно друг от друга, не вступая ни вкакие контакты. Наоборот, в восточные страны в обилие проникают западныетовары, фильмы, книги, мода ит.д., и в то же время с востока на Запад идутанимэ, манга, восточные гороскопы т.д. То есть Запад и Восток активноконтактируют, пытаются понять друг друга, несмотря на коренные отличия в философиии подходу к жизни. Эти отличия выявились еще на заре становления философскойнауке и в конечном итоге именно они определили появления разных типовмировоззрений – западного и восточного. Могут ли они служить препятствием длякультурного диалога двух типов цивилизаций? Противоречат ли друг другу или вчем-то похожи? В чем собственно заключается так называемая «западнаяфилософская модель» и «восточная философская модель»? Откуда пошли эти различия?Ответы на эти вопросы становятся насущными именно в наш век активногостановления различного рода контактов между странами. Этим и определяетсяактуальность выбранной мною темы работы.
Цель исследования, такимобразом, – рассмотреть процесс зарождения и становления западного и восточноготипов философского знания в древности. Задачи: выявить специфическиеособенности философии Запада и Востока; рассмотреть их общие черты.
Практическая значимостьнашей работы заключается в том, что материал, изложенный в ней, может бытьиспользован для ознакомления с историей философских учений в курсе «Общаяфилософия» и «История философии

1. Отличительныеособенности философии Запада и Востока древнего периода
Своеобразиевосточного типа философского видения мира коренным образом отличается отзападного типа.
Школы итечения китайской философии объединяет общее происхождение. Их единый корень — культура Дао. Различия между ними заключаются в мировоззренческой ориентации иметодах последующей реставрации Дао. Отсюда вытекают основополагающиехарактеристики китайской философии: китайская философия в своих истоках иэволюции есть философия Дао; китайская философия носит реставрационныйхарактер, реализующей ее творческие потенции.
Философскийдаосизм представлен авторским творчеством Лаоцзы (VI-V вв. до н.э.), Ян Чжу(прибл.440-334 до н.э.), Лецзы (VI в до н.э.), Чжуанцзы (ок.369-ок.286 дон.э.), авторов «Хутайнаньцзы» (II в. до н.э.), в произведениях «Даодэ цзин»,«Лецзы», «Чжуанцзы», «Хуйнаньцзы» (сочинения Ян Чжу утрачены). Основоположникомдаосизма является Лаоцзы.
Даосизмбазируется на горизонтальной (иньской) составляющей архетипа син Дао ивыступает его философской парадигмой. В мировоззренческо-ценностной ориентациидаосизм обращен на родовое прошлое, в котором усматривает природно-социальныйидеал. В центр Дао на место цзы даосизм выдвигает своегоставленника-совершенномудрого человека. В его задачу входит умозрительноесчитывание (видение) в архетипе Дао естественных принципов жизни и ретрансляцияих в человеческую Поднебесную.
Конфуцианствопредставлено творчеством Конфуция (551-479 до н.э.), его ближайших учеников,Мэнцзы (ок.372-ок.289 до н.э.) и Сюньцзы (ок.313-ок.238 до н.э.) и отражено втекстах «Лунь юй», «Ли цзи», «Мэнцзы», «Сюньцзы».
Конфуцианствобазируется на вертикальной (янской) составляющей архетипа у син Дао ипредставляет его мыслительную парадигму. В мировоззренческо-ценностнойориентации конфуцианство обращено в будущее, идеалом его является сильноегосударство и богатое общество. В качестве действующего и размышляющегосубъекта конфуцианство выдвигает своего ставленника — благородного человека. Взадачу его входит генерация Дао, управление государством и воспитаниеподданных.
В отличие отфилософии Запада философия Востока сконцентрировала свое внимание на проблемечеловека, в то время как философия Запада являлась многопроблемной: онаисследовала натурфилософские, онтологические, гносеологические,методологические, эстетические, логические, этические, политические, правовыепроблемы.
Даже в исследовании самой проблемы человека существовало различие в философскихконцепциях Запада и Востока. Восточная философия исследовала проблему человекас точки зрения практики, жизнедеятельности людей, их образа жизни. Поэтому вней содержится много более частных проблем, связанных с самосознанием человека,его формами и состояниями, этикетом, практическими наставлениями правителям,старшим и младшим по возрасту людям, а также людям, занимающим разноесоциальное положение в обществе. Западная философия обращалась к человеку чащене через его психическое бытие или этикет, а предлагала ему общие принципыбытия и познания.
Восточнаяфилософия развивалась в тесном взаимодействии с религией: зачастую одно и то жефилософское течение представало и как собственно философия, и как религия.Пример тому брахманизм, индуизм, буддизм, конфуцианство. Западная же философия былаболее привержена научной методологии и отмежевывается от религии. Философскиеучения Запада в эпоху древнего мира не превратились ни в одну из мировых или хотябы распространенных в Древней Греции и Риме религий. Более того, в западнойантичной философии, прежде всего в сочинениях Демокрита, Эпикура, Лукреция Караи других философов, довольно сильна атеистическая тенденция.
Разработкакатегориального аппарата в западной и восточной философии также имела своюспецифику. В восточной философии органически воспринимаются многие категории,предложенные мифологией и «Ригведами»: инь – женское начало и янь – мужскоеначало, их соединение с эфиром – ци; или рассмотрение вещей как комбинации пятиматериальных первооснов – земли, воды, воздуха, огня и дерева. Частообсуждаются категории смерти и жизни, души и физического тела, материи и души,сознания и его состояний. Вводятся понятия: сансара – перевоплощение, возрождениедуши, карма – воздаяние человеку после смерти или индивидуальная судьбачеловека, аскеза – достижение сверхъестественных способностей путемсамоограничения, нирвана – высшее состояние, цель человеческих стремлений,«состояние души, освобожденной от оков материи» и др. Конечно, восточнаяфилософия использует и традиционно философские категории – движение,противоположность, единство, материя, сознание, пространство, время, мир,субстанция и др.
Разработка философского категориального аппарата, выражающего суть философскихсистем и их борьбу, – заслуга, прежде всего, древнегреческой философии.Впервые систематически о категориях речь шла в трактате Аристотеля «Категории».Он составил их таблицу на основе изучения предшествующей философской мысли. Этатаблица включает следующие категории: сущность (субстанция), количество,качество, отношение, место, время, положение, состояние, действие, страдание.Таблица категорий Аристотеля оказала определяющее влияние на развитие учения окатегориях вплоть до Нового времени, когда были предприняты попытки изменить еесостав в связи с достижениями философии и конкретных наук.
Имеются различия и в учении о строении материи. В античной философии Западавозникла атомистика как учение о дискретном строении материи. Ее основоположникамибыли древнегреческие философы Левкипп и Демокрит, идеи атомистики развиваетЭпикур и древнеримский философ Лукреций Кар. Демокрит учил, что мир состоит изатомов и пустоты. Атомы – мельчайшие тела, не имеющие качества. Качества жепоявляются от сочетания атомов по форме, положению и порядку. Очертание – формаатома; соприкосновение есть порядок, а поворот – положение. Почему молоко легкопьется? Да потому, считал Демокрит, что оно состоит из «круглых атомов». Почемугорчицу «нельзя пить как молоко? Потому, что атомы горчицы «крючковатые»[1].Так объяснял древнегреческий философ качества вещей и их многообразие. Ватомистике Демокрита наряду с наивными объяснениями причинности просматриваетсястремление увидеть все ту же причинность в самих вещах, а точнее – в атомах. Ввосточной философии проблема дискретности материи, ее строения не ставится. Вней материя рассматривается преимущественно как некая «помеха» душе, или вединстве с формой, или как некое субстанционное начало.
Есть различия в решении проблем познания. В западной философии познаниерассматривается не только как эмпирическое, чувственное и рациональное, но икак логическое, т.е. дается разработка проблем логики. Большой вклад в ихизучение внесли Сократ, Платон, особенно Аристотель. В восточной философиифактически проблемой логики занималась лишь индийская школа ньяя (санскр.буквально – правило, рассуждение, вхождение в предмет, логика). Ньяяподчеркивала важность умозрения для решения философских проблем. Она исследуетчетыре источника достижения истины: восприятие, вывод, сравнение,доказательство. Эти источники ведут к достоверному познанию. В целом же длядревневосточной философии более характерно самопознание.
Следуетотметить, что специфика западной и восточной философии отчетливопросматривается при рассмотрении в них социальной проблематики. В восточнойфилософии это проблемы «вселенского человека», от которого пошло все прошлое,настоящее и будущее, а также рассмотрение общечеловеческих ценностей,человеческих добродетелей, необходимых для самосовершенствования, управлениядругими людьми. Так, Конфуций стремится показать необходимость иерархиисоциальных структур, строгую субординацию людей, обращаясь к Небу, его величию:«Небо определяет для каждого человека место в обществе, награждает,наказывает…»[2].
Многовнимания уделяется в восточной философии проблеме закона. Одни философы егоотвергали, другие на него уповали. Важнейшей проблемой является проблема народаи правителя.
В древнегреческой и древнеримской философии социальная проблематика содержитболее широкий спектр тем. Да и их рассмотрение отличается от рассмотрения ввосточной философии.
Во-первых,начиная с Демокрита, почти все философы древнего мира обращаются к проблемамгосударства, закона, труда, управления, войны и мира, желаний, интересов,власти, имущественного деления общества.
Во-вторых,ценным при рассмотрении этих социально-философских проблем является обращение кчеловеку в его единстве с обществом. Например, Демокрит пишет: «Общая нуждатяжелее частной нужды отдельного человека. Ибо в случае общей нужды не остаетсяникакой надежды на помощь»; «Закон хочет устроить жизнь людей, сможет же онсделать это лишь в том случае, если сами люди хотят, чтобы им было хорошо. Ибозакон обнаруживает свое благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется»;«Мудрому человеку вся земля открыта. Ибо для хорошей души отечество – весь мир».[3]
Платон такжерассматривает социальные проблемы. Его интересует сущность и формы государствас точки зрения личностных критериев, особенно это относится к личностиправителя. Правитель должен обладать такими добродетелями, как познание истины,блага, красоты; мудростью, мужеством, справедливостью, остроумием,просветленностью аффектов; у него должно быть мудрое равновесие всехчеловеческих способностей.
Платон создает первую в истории человечества теорию идеального государства. Импризнаются три его формы: монархия, аристократия и демократия. Каждая из этихформ выступает в свою очередь в двух видах: законной и незаконной, илинасильственной. Предпочтительнее первый вид, считает Платон. Лучше всегоуправлять государством смогут философы. Об этом он пишет в сочинении «Государство»:«Если же бедные и неимущие добиваются доступа к общественным благам,рассчитывая урвать себе оттуда кусок, тогда не быть добру: власть становитсячем-то таким, что можно оспаривать, и подобного рода домашняя и внутренняявойна губит и участвующих в ней, и остальных граждан. Не следует, чтобы квласти приходили те, кто прямо-таки в нее влюблен. А то с ними будут сражатьсясоперники в этой любви…».[4]
Свою теориюгосударства в «Политике» изложил и Аристотель. Он ставит вопрос: «Для какойцели возникло государство и сколько видов имеет власть, управляющая человеком вего общественной жизни?» И отвечает, что «государство создается не ради того,чтобы жить, но преимущественно для того, чтобы жить счастливо… Государствопоявляется тогда, когда образуется общение между семьями и родами ради благойжизни, в целях совершенного и самодовлеющего существования». Что касаетсягосударственной власти, то Аристотель называл «три хороших» и «три дурных»формы. К первым он относил те, в которых власть служит обществу: монархию,аристократию, «политию», т.е. власть среднего класса. К последним – тиранию,чистую олигархию и крайнюю демократию.[5]
В социальнойфилософской проблематике античности преобладает этическая тематика: она рассыпанамудрыми афоризмами, которые заставляют нас задумываться и сегодня. Так, в однихтолько «Диалогах» Платона даются определения понятий судьбы, старости,добродетели, разумности, справедливости, терпеливости, хладнокровия,совестливости, свободы, скромности, порядочности, великодушия, блага,миролюбия, легкомыслия, дружбы, благородства, веры, здравомыслия и др.
2. Общиезакономерности развития древней западной и восточной философской науки
древнийфилософия восток запад
Развитиефилософии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеетряд общих закономерностей.
Философскаямысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии какпервой формы общественного сознания. Для мифологии свойственна неспособностьчеловека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основеестественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов игероев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственнофилософских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь исмерть, и другие.
Во-вторых,философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания свозникновением классового общества и государства. Так, возникновение философиив Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н. э., когда на еетерритории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философиявозникает в VI—V вв. до н. э., когда там начался процесс классовогорасслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политическоймощи новых земельных собственников и городских богачей.
Античнаяфилософия в Греции возникла в городах-государствах («полисах») на рубежеVII—VI вв. до н. э. сначала на западном побережье Малой Азии (вИонии), затем – в греческих городах острова Сицилии, и, наконец, в Греции – вАфинах (V в. до н. э.) и была связана с возникновением и развитиемклассового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцветакультуры древнего мира.
На Русивозникновение и развитие философии также связано с развитием классового(феодального) общества и формированием государства. Наиболее крупными былидревнерусское, или Киевское, государство на Днепре, а также древнеславянскиегосударства на Дунае, Висле и Эльбе.
Нельзя неотметить, что на формирование философии в более поздних в своем возникновениигосударствах (а на Руси государство возникает в VI в. и его становлениепродолжается вплоть до VIII в. н. э.) оказывают влияние более ранниефилософские системы древних государств.
В-третьих,философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследуеттакие явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошоговорить и хорошо поступать».[6]
А чтобы этиценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: емуследует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание,человек и природа, смысл жизни человека и др.
И восточная,и западная философия древнего мира интересовались проблемами добра и зла;прекрасного и безобразного; справедливости и несправедливости; дружбы,товарищества, любви и ненависти; счастья, наслаждения и страдания и другими…Россыпью афоризмов, фокусирующих мысли великих философов, сопровождается всеразвитие философии:
Гераклит:«Один для меня – десять тысяч, если он наилучший»;
Демокрит:«Сильно вредят дуракам те, кто их хвалит»;
Эпикур:«Смерть не страшна: я до нее, она после меня»;
Платон:«Великодушие – утонченное использование обстоятельств: величие души,соединенное с разумом»;
Аристотель:«Дружба есть необходимое условие совместной жизни»;
Конфуций: «Небеспокойся о том, что люди тебя не знают, а беспокойся о том, что ты не знаешьлюдей»;
Лао-цзы:«Человек, обладающий высшей добродетелью, в отношениях с людьми должен бытьдружелюбным; в словах должен быть искренним; в управлении (страной) должен бытьпоследовательным; в делах должен исходить из возможностей; в действиях долженучитывать время».
В-четвертых,мировоззренческий характер философского знания – также закономерность развитияфилософии Запада и Востока. Хотим мы этого или нет, но философские идеи,взгляды, теории, системы являются либо идеалистическими, либоматериалистическими, а иногда эклектическими (соединениями этих двух типовмировоззрений). Так, в Древней Греции явно материалистическая трактовкафилософских проблем просматривается у представителей Милетской философскойшколы. Основатель этой школы Фалес считает первоосновой всего сущего воду, Анаксимен– воздух, Анаксимандр – алейрон (неопределенное). Материалистические основымира предлагаются Анаксагором, который полагал, что все вещи состоят из неких«семян», названных им гомеомериями, т. е. подобночастными. Эмпедокл всвоем сочинении «О природе» утверждал, что огонь, воздух (именуемый им эфиром),вода и земля – это те элементы, или первоосновы, из которых возникают различныевещи. Нечто аналогичное мы обнаруживаем и в восточной философии. Например, вдревнейшей философской книге Индии «Упанишады», а также в философскойдревнеиндийской школе «червака» утверждается, что субстанциональной основойвсего сущего являются вода, огонь, земля, воздух.
Идеализмпредставлен в философии древнего мира Запада и Востока в своих двухразновидностях: как объективный и как субъективный идеализм. В философииВостока – это философия «йоги», буддизма, джайнизма, конфуцианства, даосизма. Взападной философии – это философия Пифагора и Пифагорейского союза, элейскаяфилософия, а также философия Сократа, Платона и др.
Древнегреческийфилософ IV в. до н. э. Платон учил о существовании двух миров – «мираидей» и «мира вещей». «Мир идей» содержит общие понятия, а «мир вещей» – этоотблеск «мира идей»: в «мире идей» существуют идеальные сущности, а в «миревещей» единичные вещи как порождение этих сущностей. Учение об идеях Платондает в сочинениях «Пир», «Федон», «Федр», «Государство», а проблема отношенияидей к материальному миру разрабатывается в сочинениях «Теэтет», «Парменид»,«Софист», «Критий». Он учит, что материя – чистая «инаковость» идеи, ее«несущее». Сущее же материи – идея. Подлинное бытие – это идеальное бытие,напоминающее пирамиду, в основании которой лежит идея прекрасного, выступающая«сутью начала познания и движения», рядом с ней находятся идея блага и идеямудрости (истины).
Такимобразом, Платон разрабатывает философскую систему объективного идеализма, вкоторой «мир идей» порождает «мир вещей». И хотя Платон настаивает на том, чтоневозможно разорвать идеи и вещи, все же первичным для него оказывается «миридей».
Аристотель всочинении «Метафизика» не соглашается с учением Платона об идеях как основевозникновения вещей. Им выдвигается тезис, что нет идеи-сущности вне чувственновоспринимаемой вещи. Общее, возражая Платону, говорил Аристотель, существует лишьв единичном: «Если бы не было единичного, не было бы и общего». В своей«Метафизике» Аристотель отмечает, что философия исследует сущее и его атрибуты,высшие принципы или причины бытия. Это проблемы «общей метафизики». Но есть ещеи «частная метафизика», которая изучает «неподвижную субстанцию или первыйвечный двигатель».
Вместе с темследует подчеркнуть, что философские взгляды у многих восточных и западныхфилософов не выступают однозначно – только как материалистические или толькокак идеалистические. В них сочетаются те и другие идеи. Однако то или иноерешение проблемы соотношения материи и сознания в ее различных формах – отосмысления космоса и природы до человека и его личностного бытия – всегдасвидетельствует об определенных мировоззренческих ориентирах того или иногофилософа или философской школы.
Следующейобщей закономерностью развития философии Запада и Востока является еестремление к научному поиску истинного знания, имеющего методологическуюзначимость. Речь идет об отношении к науке и методологической функциифилософии.
С помощьюфилософских учений, концепций, идей осуществляется анализ самых различныхявлений, даются практические рекомендации. В этом отношении показательноконфуцианство, которое, возникнув в V веке до н. э., получило широкоераспространение не только в Китае, но и в других странах Востока, ряд егоконцепций жив и сейчас. Так, например, концепция «сяо», или сыновнейпочтительности, уважения к старшим, предлагает на основе понимания сущностивсех добродетелей строить свое поведение в отношении старших и по возрасту, ипо социальной иерархии. Забота о престарелых, уважительное и милосердное к нимотношение, терпимость к их недостаткам, умение использовать ценное изжизненного опыта старших – вот далеко не полный перечень того благоразумного ипочтительного поведения, которое Конфуций предлагает людям.[7]
Еслиобратиться к западной философии, то и в ней хорошо просматривается методологическаяфункция философии. Например, греческие философы – софисты, которые вошли висторию философии под названием учителей мудрости и красноречия, ставили своейзадачей научить своих учеников хорошо, «сильно» мыслить, выступать со знаниемсущности предмета, о котором ведется речь, и использовать свои философскиезнания в политической деятельности.
Как известно,древнегреческий философ Сократ поплатился жизнью за свои убеждения. Он училсвоих учеников разбираться в существовавших в то время политических традициях,утверждая, что управлять государством должны не люди богатые и знатные, азнающие, умелые и лучшие. Именно за это ему пришлось выпить чашу с цикутой(ядом).
Как наЗападе, так и на Востоке философы вырабатывают свой собственный метод исследования,анализа, объяснения явлений. Исследователи Нового времени, начиная с Гегеля,называют два основных философских метода – диалектический и метафизический. Вусловиях развития философии древнего мира эти методы не воспринимаютсяфилософами осознанно. Они выступают как стихийные, а точнее, внутренне присущиефилософским учениям, системам, взглядам. Философы, как правило, схватываютобщую взаимосвязь явлений, их противоречивость, движение и развитие, единство имногообразие мира, «общий путь», или Логос; как некий природный Закон и др. ПоГераклиту природа (огонь) находится в беспрерывном процессе изменения. Он видитисточник развития и изменений: «Все происходит через борьбу и по необходимости.Всякое явление переходит в свою противоположность: холодное становится теплым,теплое – холодным, влажное – сухим, сухое – влажным». Как само Солнце каждоемгновение обновляется, так изменяются все явления. «Нельзя дважды вступить водну и ту же реку: на входящего во второй раз текут уже новые воды». Гераклитвидит качественные противоположности: «В нас всегда одно и то же: жизнь исмерть, бдение и сон, юность и старость. Ибо это, изменившись, есть то; и,обратно, то, изменившись, есть это». Или читаем: «Морская вода – чистейшая игрязнейшая: рыбам она питательна и спасительна, людям же она не пригодна дляпитья и пагубна».[8]
Как видим,древнегреческий философ замечает, что всеобщность изменения и переход каждогосвойства в противоположное делают все качества вещей относительными, т. е.обусловленными конкретными обстоятельствами.
Само слово«диалектика» впервые применил Сократ, обозначая им искусство вести эффективныйспор, диалог, направленный на достижение истины путем противоборства мнений.Этого же понимания диалектики придерживались и софисты, которые развили своегорода отрицательную диалектику, приведя в бурное движение человеческую мысль сее противоречиями, неустанным поиском истины в атмосфере постоянных споров.
Создателемдиалектики как искусства постижения истины посредством спора или толкованияпротивоположных мнений Аристотель считал Зенона из Элеи, которому принадлежитзнаменитое сочинение «Споры».[9]
Нельзя неотметить разработку проблем диалектики Платоном. Платон понимал под диалектикойзнание относительно «сущего» и «истинно сущего». Свои многочисленные труды оннаписал в форме диалогов, заключающих в себе образцы античной диалектики. Онрассматривает движение и покой, различие и тождество. Для него каждая вещьтождественна сама себе и со всем иным.[10]
Аристотельразвил диалектику дальше, выдвинув проблему многообразия причинных связей.Известно его учение о четырех причинах: материальной, формальной, движущей ицелевой. «То, из чего что-либо возникает (материя, субстрат), –материальная причина»; «сущность, в силу которой вещь такая, а недругая, – формальная причина» (от формы. – Авт.); «начало движения –движущая причина»; «то, ради чего что-либо осуществляется, – целеваяпричина». Аристотель предложил свое рассмотрение диалектики формы и содержания(материи). Вещь – это единство формы и материи. Возникновение вещей и их совершенствованиезависит от формы, которая по своей сущности активна, в то время как материяпассивна. Форма – это вид, который принимает вещь, она обусловливаетмногообразие мира и его бытие.[11]
Диалектика характернаи для древневосточной философии. Так, в «Упанишадах» буквально любое явлениерассматривается в движении и противоположностях. Брахман имеет два облика:телесный и бестелесный, смертный и бессмертный, неподвижный и подвижный. Атман– это и тело, и индивидуальная душа. Брахман и атман взаимосвязаны («Все естьБрахман, а Брахман есть атман», – утверждается в «Упанишадах»).
Атманизменчив, он имеет различные состояния (единое через многое): бодрствование;сон со сновидениями; сон без сновидений; турия (когда атман ничего неиспытывает, становится равным самому себе).
Учение о даов даосизме (одной из школ Древнего Китая) очень похоже на учение Гераклита оЛогосе. Дао – это «жизненный путь», закон природы. Это естественный вечныйзакон возникновения и развития мира.
Так, Лао-цзыучил: «Превращения невидимого (дао) бесконечны… Когда все в Поднебесной узнают,что прекрасное является прекрасным, появляется и безобразное. Когда все узнают,что доброе является добрым, возникает зло. Поэтому бытие и небытие порождаютдруг друга, трудное и легкое создают друг друга, длинное и короткое взаимносоотносятся, высокое и низкое взаимно определяются, звуки, сливаясь, переходятв гармонию, предыдущее и последующее следуют друг за другом…».[12]
Много ценныхдиалектических мыслей высказывается древневосточными философами в ихконцепциях, посвященных самопознанию и самосовершенствованию человека, преждевсего в философии буддизма, йоги, конфуцианстве и др.
Наряду сдиалектическим методом в философии древнего мира Запада и Востока встречается иметафизический метод исследования явлений. Аристотель называл представителейЭлейской школы Парменида и Мелисса с их последователями «остановщикамиприроды», так как они отрицали движение природы. Для них бытие является «едиными неподвижным». Элеец Ксенофан, например, писал: «Вечно на месте одномпребывает, не двигаясь вовсе, переходить то туда, то сюда ему не пристало».Парменид как бы уточняет это положение: «…все одно, вечно, не возникало ишарообразно, и одинаково, не имеет пространства внутри себя, неподвижно иконечно».[13]
Как иЭлейская школа, против диалектики бытия выступили в Древнем Китае конфуцианскиешколы – Мэн-цзы и Сюнь-цзы, для которых вещь не предстает в единствепротивоположностей, природа человеческая либо связана от рождения только сдобром (Мэн-цзы), либо человек изначально по природе зол (Сюнь-цзы). Конечно,воспитание может переломить человеческую природу, но это уже привнесение в неекультуры.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Развитиефилософии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеетряд общих закономерностей. Философская мысль, и на Востоке, и на Западезарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Крометого, она зарождается как форма общественного сознания с возникновениемклассового общества и государства.
Философия и Запада иВостока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие явления,которые человека волнуют всегда. И восточная, и западная философия древнегомира интересовались проблемами добра и зла; прекрасного и безобразного;справедливости и несправедливости; дружбы, товарищества, любви и ненависти;счастья, наслаждения и страдания и другими…
Подводя итограссмотрению философии древнего мира, следует сказать, что она является «душой»его культуры, во многом определяет лицо духовной цивилизации Запада и Востока.Дело в том, что философия охватила все духовные ценности древнего мира:искусство и религию, этику и эстетическую мысль, право и политику, педагогику инауку.
Вся духовнаяцивилизация Востока несет в себе обращение к бытию личности, ее самосознанию исамосовершенствованию через уход от материального мира, что не могло несказаться на всем образе жизни и способах освоения всех ценностей культурынародов Востока.
Духовнаяцивилизация Запада оказалась более открытой изменениям, поискам истины вразличных направлениях, в том числе атеистическом, интеллектуальном,практическом.
Следуетотметить, что философия является «душой» культуры, во многом определяет лицодуховной цивилизации Запада и Востока. Дело в том, что философия охватила вседуховные ценности древнего мира: искусство и религию, этику и эстетическуюмысль, право и политику, педагогику и науку.
В целом жефилософия древнего мира оказала огромное влияние на последующую философскуюмысль, культуру, развитие человеческой цивилизации.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Алексеев А. П.,ВасильевГ. Г. Краткий философский словарь. М.: Проспект, 2007.
2. Антология мировойфилософии. В четырех томах. М., 1975
3. Введение вфилософию. М., 1992
4. Диоген Лаэртский.О жизни, учениях и изречениях великих философов. М., 1986.
5. Зарубин А.Г.Основы философии для ВУЗов: Учебное пособие. – М.: Феникс, 2006.
6. Историяфилософии. Учебник для вузов. М., 1998
7. Коробкова Ю. Е. Философия:Конспект лекций. М.: МИЭМП, 2005.
8. Лавриненко В.Н.Философия. М, 2002
9. Мир философии.Книга для чтения. М., 1991
10. Основы философии:Учебное пособие. — М., 2004
11. Панин А.В.,Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие. — М.: Велби, Проспект,2006.
12. Радугин А.А.Философия: словарь и хрестоматия. Ростов на Дону, 1995
13. Философия.Учебник для вузов. Под ред. Е.Ф. Солопова. М., 1998.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Построение эконометрической модели и исследование проблемы автокорреляции с помощью тестов Бреуша-Годфри и Q-статистики
Реферат Сварка системы аварийного охлаждения
Реферат Некоммерческие организации: теорико-правовые и практические проблемы
Реферат Кристаллизация сталей и твердофазные превращения в сталях. Выделение аустенита, феррита, цементита, перлитное превращение
Реферат На пути к Брестскому миру
Реферат Языковая ситуация во Франции
Реферат Пиар-кампания сети кофеен Кофе Хауз
Реферат Особливості розвитку і територіальної організації промисловості Автономної Республіки Крим
Реферат Организация бухгалтерского учета, его сущность и содержание
Реферат Должностная инструкция на преподавателя кафедры "Физвоспитание"
Реферат Банковский сектор России состояние, проблемы и пути выхода из кризиса
Реферат Сутність спонсорства
Реферат Characterization Of Uncle Henry Essay Research Paper
Реферат История Византии
Реферат Синдром приобретенного иммунного дефицита