Реферат по предмету "Философия"


Образ "Я" и проблемы идентификации

Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Мордовский государственный университет имени Н.П.Огарева»Рузаевский институт машиностроения(филиал)
Кафедра гуманитарныхдисциплин
Контрольная работа № 2
ФИЛИСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
Тема:
Образ «Я» ипроблемы идентификации
Выполнила: студентка гр.З-405
Ключникова Ю.Б.Рузаевка 2008

План
Введение
1.Образ«Я» К. Роджерса
2.СтруктураЯ-образа
Заключение
Списокиспользуемых источников

Введение
Чтотакое Я? Каждый думает по-разному. Один имеет в виду свое тело, другой – своюодежду, третий – свои вещи. «Я» — это самая глубокая тайна человека, котораяраскрывается им в отношениях к самому себе.
Сущностно-образующимфактором отношения человека к самому себе является «самость» индивида. Данная«самость» отражается в сознании человека в виде образа «Я», котороеобеспечивает внутреннюю индивидуальную целостность. Влияние образа «Я» надеятельность личности, на выбор поступков, определения жизненных программ иреализацию жизненных практик можно рассматривать как механизм самодетерминациинаряду с другими формами обусловленности ее поведения.
Привсем различии в терминологии, которое имеет место в психологической ифилософской литературе (сила-Я, образ-Я, Я-концепция ит.д.), исследователиединодушны в том, что «образ-Я» выступает посредником между внутренниммиром человека и обстоятельствами, осуществляя синтез внешних условий иличностных интенций. Представления человека о самом себе, оценка им жизненногопути как свободного личного выбора, его установки, убеждения и личностныеидеалы, усвоенные нормы и цели – все это компоненты одной и той же сущности«Я», формы глобальной организации, которые взаимосвязаны друг с другом.

1. Образ «Я» К. Роджерса
Дляболее глубокого уяснения содержания понятия «образа-«Я» рассмотрим Я-концепциюК. Роджерса, одного из основателей феноменологического направления в психологииличности. Не случайно многие исследователи называют его концепцию теорией «Я».Но сначала несколько слов о самом авторе.
КарлРоджерс (1902— 1987) родился в Оук-парке (предместье Чикаго), штат Иллинойс.Когда ему было 12 лет, семья переехала на ферму, расположенную на западе отЧикаго, и свои юношеские годы Роджерс провел в сельской местности. Сам Роджерсвспоминает, что его отрочество проходило в строгой религиозной и нравственнойатмосфере. Поскольку Роджерс жил далеко от города, он посещал разные школы,каждую не более двух лет, тратя на дорогу много времени. В юношеские годы онпроявил большой интерес к природе. В 1919 году Роджерс поступил в Висконсинскийуниверситет, где начал изучать научное земледелие. В 1922 году произошлособытие, которое перевернуло его жизнь. В числе десяти американских студентовколледжа он едет на конференцию студенческой христианской федерации в Пекине.Поездка на Восток изменила отношение Роджерса к жизни. Там он наблюдал религиозныеи культурные отношения, отличные от тех, к которым привык с детства. Это внекоторых планах изменило его отношение к жизни. После путешествия Роджерсвозвратился в Висконсин и в 1924 году получил степень бакалавра по истории.Роджерс прошел по психологии только один курс, да и то заочно. После окончанияуниверситета он женился, и молодожены отправились в Нью-Йорк в либеральнуюОбъединенную теологическую семинарию. Роджерс нашел жизнь в Нью-Йоркевозбуждающей и волнующей. Сам он вспоминал об этом так: «Я приобрел друзей,нашел новые идеи и совершенно влюбился в жизнь». В 1928 году Роджерс получилстепень магистра ив 1931 году — степень доктора клинической психологии. Втечение десяти лет Роджерс практикует в клинике и занимается неблагополучнымидетьми. После опубликования работы «Клиническое лечение проблемного ребенка»(1939) ему предложили работать на кафедре психологии Университета штата Огайо вдолжности профессора. Затем Роджерс работал еще в ряде университетов, но самымиплодотворными для него были 1945 — 1957 годы, проведенные в Чикаго. Там онзавершил свою главную работу «Центрированная на клиенте терапия: ее современнаяпрактика, значение и теория» (1951). В 1968 году Роджерс занимает пост в Центрепо изучению человека, расположенном в Ла-Джолле. В нем он трудился до самойсмерти, последовавшей от сердечного приступа во время операции.
Еслисудить о влиянии Роджерса на психологию и психотерапию, то его работу следуетоценить очень высоко. Никто со времен Фрейда не имел большего влияния напрактику консультирования и терапии, чем Роджерс. Об этом говорят егопубликации: «Становление личности: взгляд психотерапевта» (1961); «От человекак человеку: проблема человеческого бытия» (1967); «Карл Роджерс о группахвстреч» (1970); «Карл Роджерс о человеческих возможностях» (1977); «Способбытия» (1980); «Свобода учиться: 80-е годы» (1983).
Роджерсразвивал феноменологический подход к личности, согласно которому индивидсуществует в пределах внутренней системы координат человека, котораяпредставляет собой основу его действий. Интересно отметить, что Роджерс началсоздавать свою теорию не с признания важности собственного «Я» в переживанияхчеловека. К термину «самость» он также относился первоначально как «неясному» ис научной точки зрения бесполезному. Однако его пациенты настаивали навыражении своих проблем и переживаний в терминах самости. Постепенно оносознал, что самость была значительным элементом в опыте человека, и цельюпациента было достичь своей «реальной сущности». Самость или Я-концепциюРоджерс использовал как взаимозаменяемые термины. Самость Роджерс определялкак организованное феноменальное поле, в котором существуют восприятия свойств«Я» и восприятия «Я» с другими людьми, с различными аспектами жизни, а такжеценности, связанные с этими восприятиями. Я-концепция Роджерса означаетосознание человеком того, что он собой представляет. Для примера, человек можетвоспринимать себя так: «Я умный, любящий, честный, внимательный ипривлекательный». Я-концепция отражает то, как мы видим себя в связи сразличными ролями, которые исполняем в жизни. Я-концепция включает в себя нетолько то, какие мы есть сейчас, но и то, какими бы мы хотели стать. Этотпоследний момент Роджерс называет Я-идеальное. Идеальное «Я» — это такое«Я», которое человек больше всего ценит и к которому стремится. По Роджерсу,Я-концепция представляет собой организованную, логически последовательную иинтегрированную структуру. Так, например, хотя «Я» изменяется в результатенового опыта, оно всегда сохраняет качество целостной системы. Неважно,насколько люди изменяются со временем, у них всегда сохраняется внутреннеечувство, что они в любой момент времени остаются все теми же людьми. Роджерсполагал, что панорама опыта, известная как «Я» принимается и поддерживаетсясознанием. Он считал, что если в Я-концепцию включены бессознательные процессы,то ей нельзя дать рабочее определение, и она не поддается научномуисследованию. Роджерс утверждал, что по большей части поведение человекасогласуется с его Я-концепцией. Другими словами, человек стремится сохранитьсостояние целостности и согласованности в своих переживаниях. Но если возникаютпереживания, входящие в конфликт с «Я» и его ценностями, человек переживаетэтот конфликт как угрозу. Так, если человек считает себя честным, но совершитнечестный поступок, он будет ощущать угрозу. Несоответствие между «Я» ипереживанием не всегда осознается человеком. Роджерс утверждает, что весьмавероятна ситуация, когда человек чувствует угрозу, не осознавая этого. В этомслучае человек потенциально уязвим для тревоги и личностных расстройств.Тревога является эмоциональной реакцией человека на угрозу, котораясигнализирует, что организованная структура «Я» испытывает опасностьдезорганизации. Тревожный человек — это человек, который смутно сознает, чтоопределенные переживания могут привести к радикальному изменению еготеперешнего образа «Я». По Роджерсу, если человеку долгое время ничто неугрожает, он открыт для переживаний, и ему не нужно защищаться. Однако, если оносознает или ощущает на подсознательном уровне, что переживание не согласуетсяс Я-концепцией, возникает угроза, за которой следует защитная реакция. Роджерспредложил только два механизма психологической защиты: искажение восприятия иотрицание. Они имеют тот же смысл, что и у Фрейда. Защитное поведениеохраняет структуру «Я». По Роджерсу, цель терапии — ликвидироватьнесоответствие между переживанием и самостью человека, открывая для неговозможность жить более полной жизнью. Таким образом, мы видим, что Роджерс нетолько сформировал понятие Я-концепции, но и показал ее роль в жизни человека.
2. Структура Я-образа
Центральноеместо в структуре Я-образа занимают цели, ценности и мотивы. Формированиецелей и ценностных ориентации во многом зависит от мотивационных процессов. Еслидля постановки целей и ее достижения требуется приложения сил со стороныличности, то мотивы сами являются побудительной силой к действию. Мотивынаправлены на удовлетворение потребностей и не нуждаются в волевомусилии. Изучение мотивационных процессов является центральной проблемой гуманистическойпсихологии. Сам термин «гуманистическая психология» был придуман группойпсихологов, которые в начале 60-х годов объединились под руководствомамериканского ученого А. Маслоу (1908 — 1970) с целью создания теории личности,альтернативной психоанализу и бихевиоризму — двум наиболее влиятельным течениямв психологии. Маслоу назвал свой подход психологией третьей силы. Большинствокниг А. Маслоу были написаны им в последние 10 лет его жизни. Это: «Понаправлению к психологии бытия» (1968), «Религии, ценности и вершинныепереживания» (1964), «Мотивация и личность» (1987, 3-е изд.) и другие. Ядромучения Маслоу является его теория об иерархии потребностей. Посколькупотребности человека являются важной составляющей образа «Я», познакомимся свзглядами Маслоу более подробно.
Маслоупредположил, что все потребности человека организованы в иерархическую системуприоритета или доминирования. Схематически система потребностей в его теориивыглядит следующим образом:
ПОТРЕБНОСТИСАМОАКТУАЛИЗАЦИИ
ПОТРЕНОСТИСАМОУВАЖЕНИЯ
ПОТРЕБНОСТИПРИНАДЛЕЖНОСТИ И ЛЮБВИ
ПОТРЕНОСТИБЕЗОПАСНОСТИ
ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕПОТРЕБНОСТИ
Доминирующиепотребности, по мнению Маслоу, расположены внизу. Они должны быть более илименее удовлетворены для того, чтобы человек мог осознать их наличие и бытьмотивированным потребностями, расположенными вверху. Другими словами,физиологические потребности должны быть в достаточной мере удовлетвореныпрежде, чем возникнут потребности безопасности и защиты, потребности безопасностидолжны быть удовлетворены прежде, чем возникнет необходимость удовлетворенияпотребностей принадлежности и любви и так далее. Согласно Маслоу, этопоследовательное расположение потребностей в иерархии является главнымпринципом, лежащим в основе организации мотивационной сферы человека. Маслоусчитал, что такая организация потребностей характерна для всех людей, хотя идопускал исключения. Например, он признавал, что творческие люди могутудовлетворять потребности самоактуализации, несмотря на голод и другиежитейские трудности даже в условиях, угрожающей их безопасности. Но главное,подчеркивал Маслоу, что потребности людей никогда не бывают удовлетворены попринципу «все или ничего». Потребности частично совпадают, и человекодновременно может быть мотивирован на двух или нескольких уровнях. Егоисследования показали, что средний человек удовлетворяет свои потребностипримерно в такой степени: 85% — физиологические, 70% — безопасность и защита,50% — принадлежность и любовь, 40% — самоуважение, 10% — самоактуализация.
Разумеется,данная схема является условной. Она не может в принципе охватить всемногообразие мотивационной сферы человека. Но в ней отражены два важнейшихположения. Первое — это то, что потребности находятся в иерархической системеотношений и существует ведущий мотив, который определяет линию поведения,сохраняет целостность Я-образа. Вторым важным моментом является выделениеМаслоу потребностей самоактуализации, которые определяют главное чувствочеловека — это его удовлетворенность жизнью. Только на этом фоне человек можетощущать себя счастливым, дарить радость другим людям, действоватьцеленаправленно и продуктивно. Маслоу выделил следующие характеристики людей,способных к самоактуализации:
Болееэффективное восприятие реальности. Здесь имеется в виду то, чтотакие люди воспринимают себя и окружающий мир такими, какие они есть. Они непытаются приукрасить ни себя, ни свои условия существования. Они менееэмоциональны и объективны в оценках ситуации. Они не боятся проблем, не боятсяделать ошибки, приветствуют сомнения и новые пути.
Принятиесебя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди терпимы к своимнедостаткам и недостаткам других. Они никого не поучают и не контролируют. Ониосознают, что люди страдают, стареют и умирают.
Непосредственность,простота и естественность. Поведение таких людей являетсянепринужденным. Их внутренняя жизнь чужда условности. Они хорошоприспосабливаются к ситуации, способны оградить от неприятностей себя и другихлюдей.
Центрированностьна проблеме. Самоактуализирующиеся люди привержены долгу,призванию или любимой работе. Они ориентированы на проблемы, стоящие выше ихнепосредственных потребностей. Они стремятся себя посвятить какой-либонадличностной задаче и в этом видят свое предназначение.
Независимостьи автономность. Самоактуализирующиеся люди нуждаются водиночестве, и их тяготит, когда кто-либо пытается нарушить неприкосновенностьих внутренней жизни. У них усиливается потребность другого уровня — потребностьобщения с самим собой. Они сами для себя являются движущей силой и неподдерживают социальных условностей.
Вершинныеили мистические переживания. Изучая процесссамоактуализации, Маслоу наблюдал у своих испытуемых моменты сильного волненияи психического напряжения, которые проявлялись в порывах творчества, любви,слияния с природой и так далее. Такие переживания Маслоу назвал вершинными. Онсчитал, что они не имеют божественной или сверхъестественной природы, хотя, посвоей сути являются религиозными. Маслоу обнаружил, что в состоянии вершинногопереживания люди чувствуют большую гармонию с миром, иногда выходят за пределысвоего «Я», утрачивая чувство времени и места.
Глубокиемежличностные отношения. Такие люди стремятся к более глубоким итесным личным взаимоотношениям с людьми, которые обладают сходным характером,талантом и способностями. Обычно круг их друзей невелик, поскольку такая дружбатребует больших энергетических затрат. Самоактуализирующиеся люди очень нежноотносятся к детям и легко общаются с ними.
Демократическийхарактер. Маслоу считал, что это самые демократичные люди. Ониуважают других людей независимо от их взглядов и социальной принадлежности.
Чувствоюмора, способность к творчеству и сопротивление окультуриванию. Этихарактеристики тесно связаны. Поскольку самоактуализирующиеся люди автономны инезависимы, они не поддаются социальному и культурному влиянию со стороны, относятся к таким воздействиям с юмором, ибо считают, что сами способны не тольковоспринимать культуру, но и развивать ее.
ВыделенныеМаслоу характеристики самоактуализирующихся людей имеют несомненную ценность впонимании внутреннего мира человека. Вместе с тем надо отметить, что Маслоусвязывает понятие самоактуализации исключительно с творческими людьми. Носпособность к творчеству является фундаментальной антропологической константой.Поэтому такой малый процент самоактуализирующихся людей (10%), который дан уМаслоу, говорит скорее о состоянии современного общества, в котором главнойценностью является потребление. Увеличение видов количества массовойдеятельности, невостребованность индивидуальности, дегуманизация общественныхинститутов ведет к утрате человеком собственного «Я». В этом и заключается проблематичностьчеловека, ибо в каждом человеческом индивидууме потенциально присутствуетпотребность выразить себя, реализовать свой внутренний потенциал, другимисловами, актуализировать себя. Другое дело, что кому-то удается это делатьочень хорошо, кому-то с большими трудностями и маленькими результатами, кому-тоне удается вовсе. Люди, которые не могут найти способ актуализировать себя,очень страдают и теряют интерес к жизни.
Структура«Я-образа» включает также различение в своем жизненном пространствеструктуры «Я» и «не-Я». В континууме «Я» и «не-Я» осуществляется бесконечныйпоиск идентичности и ее «подтверждение». В поле идентичности включаются какоснования самого «Я» (тело, душевные переживания, духовные устремления), так иоснования «не-«Я», с которыми соотносит себя «Я» в силу своих потребностей,желаний и идеалов.
Однойиз глубинных потребностей человека является стремление к уподоблению. Человек,заброшенный в этот таинственный мир, не может самостоятельно осознать своегопредназначения и нуждается в системе ориентации, которая дала бы емувозможность отождествить себя с каким-либо признанным образцом. Такоеотождествление себя с чем-либо называется идентичностью, а механизмотождествления называется идентификацией. Степень идентификацииразличается по полноте, то есть по тому, в какой мере мы отождествляем себя счем-либо или с кем-либо; а также по уровню осознанности самого процессауподобления. На первых этапах становления психики идентификация происходит, восновном, бессознательно. В последующем развитии формы идентификацииусложняются; они могут стать сознательными и контролируемыми. Бывают инегативные идентификации, когда человек уподобляет себя лицу, которое вызываету него отрицательные эмоции. Например, мальчик гримасничает, бессознательноутрируя строгое выражение лица своего родителя. Идентификация делает человекаспособным к социализации, то есть к усвоению норм и образцов социальногоповедения в качестве своих внутренних установок.
Встремлении человека понять самого себя механизм идентификации играет большуюроль, так как является основанием самоидентичности (самотождественности),которая выражает целостность «Я», чувство удовлетворения собой, «примирение» ссобой, когда человек находит сам себя, узнает себя, доволен собой. Но такиемоменты бывают достаточно редко в жизни человека. Чаще человек находится всостоянии смятения, пытаясь преодолеть свои собственные границы, постоянноменяя свои представления о себе. Отсюда процесс идентификации обладаетвнутренней изменчивостью. Он изменяется в зависимости от того, насколькочеловек себя понимает, осознает, оценивает. Процесс осмысления образа «Я»называется самоинтерпретацией (самоистолкованием).
Всамоистолковании личности можно выделить два уровня. Для первого уровняхарактерно наличие внешнего диалога. В данном случае представления осебе человек получает в результате взаимодействия с другими людьми. При этомто, или иное качество, свойство, действие понимается сначала в другом, и лишьзатем переносится на себя. Увидеть себя в другом и другого — в себе, вотначальная стадия самоистолкования личности. На этом уровне человек можетоставаться замкнутым, его индивидуальный образ как система смыслов ипредставлений о себе остается ненарушенной. Глубинная же самоинтерпретациятребует перехода на следующий уровень аутокоммуникации, где происходитпереоценка смысловых позиций человека. В диалог вступают «Я» и другое «Я» вомне. Это внутренний диалог личности, где идет постоянный спор между тем,что я хочу, и тем, что должен; между биологическими потребностями, социальнымиидеалами и культурными ценностями; между добрыми и злыми намерениями; междучувством и разумом; эгоистическими стремлениями и чувством сострадания другимлюдям. Именно внутренний диалог позволяет проникнуть в суть человеческогосущества, глубинные пласты его «Я». На уровне внешнего диалога формируютсяпредставления о своем теле, характере, темпераменте, о статусе в обществе, одоме, о том, что «Я» представляет собой глазами других и т.д. Но только науровне внутреннего диалога возможно понимание своей «самости». Здесьвременность бытия открывается не в форме событийности (определенных достиженийи потерь), а в форме переживания своей конечности как «бытия к смерти»(Хайдеггер), а следовательно, страстного поиска смысла человеческого бытиявообще, и смысла своей жизни, в частности.
Еслиличностная интеграция на основе целостного Я-образования достигает высокогоуровня, то личность способна к самоориентации. Сравнение актуального поведенияс образом-Я есть необходимое условие внутреннего индивидуального контролясобственного поведения. Такое постоянное сравнение ведет к непрерывномуизменению стиля и способов поведения человека. Когда в «образе-Я» личностныеустремления и социальные оценки не совпадают, когда начинает разрушатьсяцелостность «Я», включаются механизмы психологической защиты.

Заключение
Впоследние пятнадцать—двадцать лет феномен психологической защитыистолковывается более обобщенно и широко как специфическое преобразованиесистемы психологических установок, которое направлено на нейтрализациютягостных для личности эмоциональных напряжений. Психологическая защита имеетнепосредственное отношение к нравственной стороне сознания личности, так какпредохраняет ее от потери самоуважения, распада образа-Я в условияхинтрапсихического конфликта.
Психологическаязащита теснейшим образом связана со способностью человека к самоизменению наоснове «образа-Я». Как и всякое личностное образование, психологическая защита,с одной стороны, имеет природные предпосылки, с другой — представляет собойрезультат воспитания.
Психологическуюзащиту нельзя рассматривать как исключительно негативный фактор, ведущий кискажению воспринимаемой информации, нежелательной для личности.Психологическая защита как механизм преобразования личностных установокявляется той основой, которая порождает новое индивидуальное отношение кобстоятельствам. Активность психологической защиты проявляется прежде всего в«расширении» индивидуального сознания, «образа-Я», когда происходит синтезсугубо личного и общечеловеческого опыта. Психологическая защита — это механизм«Я-образования», посредством которого личность либо уходит от возникающих передней жизненных проблем, либо трансформирует их в некое «разрешающее» знание идействие, когда происходит преодоление границ индивидуального опыта иначинается процесс самоизменения и самотворчества, активный диалог с тем, чтоее окружает.
Такимобразом, Я-образование есть сложная структура отношения человека к самому себе,в рамках которого постоянно происходит изменение человеческих ценностей исмыслов на основе интерпретации и самоинтепретации. В этом смысле человекаможно определить как существо, обреченное на интерпретацию — непрямое,личностно опосредованное восприятие действительности в целом, и себя самого — вчастности. Интерпретацию в данном случает нельзя понимать исключительно каксвойство интеллекта. Она имеет глубокие бытийственные основания, заключающиесяв том, что бытие человека становится подлинным лишь будучи осмысленным.

Список используемыхисточников
1. МоторинаЛ.Е. Философская антропология: Учеб. пособие для вузов/ Л.Е. Моторина. – М.:Высш. шк., 2003г.
2. ХьеллЛ., Зиглер Д. Теории личности. СПб., — М. – Харьков – Минск. 1997г.
3. РезвецкийИ.И. Личность. Индивидуальность. Общество. М., 1984г.
4. БердяевН.А. О назначении человека. М., 1993г.
5. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М., 1990г.
6. БуберМ. Я и Ты. М., 1993г.
7. Феноменчеловека: Антология. М., 1993г.
8. БуберМ. Проблема человека. М., 1992г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.