Реферат по предмету "Философия"


Общество как саморазвивающаяся система

Оглавление
Введение
1. Общество
2. Общество как саморазвивающаяся система
3. Истина и заблуждение. Знание и вера
Заключение
Список используемой литературы

Введение
Что такое общество?
На первый взгляд,кажется, что ответить на этот вопрос несложно. Действительно, понятие «общество»давно и прочно вошло в наш научный и повседневный лексикон. Но как только мыпредпринимаем попытку дать ему определение, то сразу убеждаемся, что такихопределений может быть множество.
Давайте попытаемсявспомнить знакомые нам устойчивые словосочетания, в которое входило бы данноеслово. К примеру, общество книголюбов, дворянское общество, педагогическоеобщество.
В данном случае подобществом мы понимаем определенную группу людей, объединившихся для общения,совместной деятельности, взаимопомощи и поддержки друг другу.
Но вот другой рядсвязанных понятий: первобытное общество, феодальное общество, французскоеобщество. Здесь уже употребляя понятие «общество», мы имеем в видуопределенный этап в развитии человечества или конкретную страну. Если и дальшедвигаться в соответствии с этой логикой рассуждении (от частного к общему), тообществом называют и человечество в целом – в его историческом и перспективномразвитии. Это все население Земли, совокупность всех народов.
Иными словами, этообособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть мира, которая включаетв себя способы взаимодействия людей и формы их объединения.

1. Общество
Современное общество –это более 5 млрд. землян, тысячи больших и малых народов, более полутора сотенгосударств; это многообразие экономических укладов, форм социально-политическойи культурной жизни.
Одна из причин такогоразнообразия – различие природных условий, физической среды обитания людей. Этиусловия влияют на многие стороны общественной жизни, но в первую очередь нахозяйственную деятельность человека.
В древности климат,плодородие почв, растительность предопределяли способы обработки земли иразведения домашнего скота, стимулировали создание тех или иных орудий труда ипроизводство различных изделий. Природные условия сказываются не только нахарактере жилища, стилях одежды, домашней утвари и боевого орудия.
Естественная средаобитания влияла и на политическое устройство государств, и на отношения междулюдьми, и на складывающиеся формы собственности.
Наряду с природнымиусловиями разнообразие общественной жизни связано с исторической средойсуществования обществ, которая складывается в результате взаимодействия их сдругими племенами, народами, государствами.
Вот что писал об этомГ.Плеханов: «Так как почти каждое общество подвергается влиянию своихсоседей, можно сказать, что для каждого общества существует в свою очередьизвестная, историческая среда, влияющая на его развитие. Сумма влияний,испытываемых каждым данным обществом со стороны его соседей, никогда не можетбыть равна сумме тех же влияний, испытываемых в то самое время другимобществом. Поэтому всякое общество живет в своей особой исторической среде,которая может быть – и действительно часто бывает – очень похожа наисторическую среду, окружающую другие народы, но никогда не может быть и никогдане бывает тождественна с нею. Это вносит чрезвычайно сильный элементразнообразия … в процесс общественного развития».
Однако если отвлечься отнекоторых уникальных, присущих каждому конкретному обществу черт, то можноутверждать что и сегодня, как много веком назад, человечество представленодвумя основными типами цивилизаций, уходящими своими корнями в далекое прошлое.
Первый тип цивилизаций –традиционные общества. Они берут свое начало в древневосточной цивилизации, гдеземля, ирригационная система были собственностью общины. Каждая семья имеласвой определенный участок земли, который давался ей во временное пользование.Господствовала экстенсивная технология, направленная главным образом наовладение внешними природными процессами.
Этот тип общества, получившийназвание традиционного, сохранился до наших дней. Он представлен многимигосударствами «третьего мира»: странами Азии и Африки, сравнительнонедавно освободившимися от колониального гнета. И сегодня среди духовныхценностей в них одно из ведущих мест занимает установка на адаптацию кприродным условиям, не поощряется стремление к их целенаправленномупреобразованию. Ценна активность, направленная вовнутрь человека, насамосозерцание. Особое значение имеют традиции, обычаи, передаваемые от поколенияк поколению. В целом ценностно-духовная сфера человеческого бытия ставится вышеэкономической.
Однако преобладавшие вхозяйственной деятельности восточных народов экстенсивные технологии, которые вранний период существования традиционных обществ способствовали ихэкономическому прогрессу (благоприятные природные условия, простота создаваемыхчеловеком средств труда), в дальнейшем стали тормозить его, обусловив не толькопостепенное исчерпание природных богатств, но и застой в развитии техники.Указанные факторы объясняют характерную сегодня для ряда стран «третьегомира» экономическую отсталость.
Большую роль вобщественной жизни этих стран играет религия. В тех из них, где господствующейрелигией является ислам, выдвигается идея возрождения исламской цивилизации,основой которой могут стать нравственно-духовные ценности, проповедуемые этимвероучением.
Западная же цивилизациясуществует чуть более 300 лет. Сложившееся в европейском регионе с его болеесуровой по сравнению со странами Востока природной средой интенсивноепроизводство требовало предельного напряжения физических и интеллектуальных силобщества, постоянного совершенствования орудий труда. Способов воздействия наприроду.
В связи с этим формироваласьи новая система ценностей. Постепенно на первый план выдвигалась активная,творческая, преобразующая деятельность человека. Идеалами цивилизации сталипостоянное обновление, могучая поступь прогресса. Безусловную ценностьприобрело научное познание, существенно расширяющее интеллектуальные силы, изобретательныеспособности человека, его возможности преобразовывать мир.
Таким образом «созерцательности»традиционных обществ противостояло деятельное начало западных обществ.
К середине нашегостолетия индустриальная цивилизация превратилась в общество массовогопроизводства и потребления.
Однако к середине 70-хгодов сложившаяся на этих принципах система производства и общественный укладжизни стала сдавать сбои. Появились многочисленные ограничения для движения поуже проложенному пути. Первым из них стал энергетический кризис: дальнейшийрост потребления все более дорожавшей нефти грозил подорвать национальныеэкономики тех стран, которые жили за счет ее ввоза. Все более скудели запасы идругих ресурсов планеты, необходимые для развития производства и общества, втом числе природные ископаемые (каменный уголь, руды различных металлов и т.д.)
Сказались и экологическиеограничения. Массовое производства было дешевым не только в силу своихмасштабов, но и потому, что производители не тратились на охрану окружающейсреды, на исключение вредных выбросов в атмосферу и т.д.
Снижение уровнядуховно-нравственных ценностей западного общества, нравственная и моральная «вседозволенность»все это привело к тому, в каком обществе мы сейчас и живем.
Идея многообразия обществане противоречит идее единства человечества.
Все более крепнущие ирасширяющиеся экономические, политические, культурные связи, помогаяпреодолевать разобщенность, формируют в землянах чувство принадлежности кединой человеческой семье.
Французский мыслительпервой половины нашего века Тейяр де Шарден так выразил это чувство: "…для человека нет будущего, ожидаемого в результате эволюции, вне егообъединения с другими людьми".
Но это не только взаимодействиелюдей на личностном, индивидуальном уровне – идет диалог культур, цивилизаций.И сегодня мы понимаем, что надо учиться вести этот диалог, который поможетсделать достижения разных культур и цивилизаций достоянием всего человечества.
«Мы вступаем впериод, когда культура будет иметь большое значение, чем когда-либо. Культуране является чем-то окаменевшем в янтаре, это то, что мы создаем заново каждыйдень. Постиндустриальное общество будет содержать в себе много культур, и этобазис для морали. Быть может, это и есть подлинный базис для взаимопониманиялюдей, для формирования новых моральных ценностей в отношениях между людьми»О. Тоффлер.
2. Общество как саморазвивающаясясистема
Общество- это сложнаясоциальная система. Как и всякая система, общество может быть охарактеризована:
1. С точки зрения способасуществования – общество как часть мира, образованная совместно действующими,сознательно преобразующими его людьми;
2. С точки зренияфункциональных характеристик – общество как организованная деятельностьчеловеческих коллективов, способных собственными усилиями создавать необходимыеусловия существования. Общество образуется лишь таким коллективом, которыйспособен действовать как единое целое, имеет общие потребности, осознает их истремится удовлетворить в организованной совместной деятельности. В этом планечеловеческое общество представляет собой реальную социальную группу, в рамкахкоторой осуществляются не просто многие, а все необходимые для существованиялюдей функции, от производства вещей до воспитания подрастающего поколения, отполитической регуляции до духовного творчества, т.е. общество образуетсясоциальной группой, способной собственной деятельностью обеспечить всенеобходимые условия жизни;
3. С точки зрения егоструктуры – общество как совокупность элементов, подсистем, а также и их связьмежду собой. Конечным неделимым элементом социальной системы выступаетотдельный человек – индивид, а общим знаменателем, к которому можно свести всемногообразие частей общества, — процесс человеческой деятельности. Именнодеятельность как способ существования общества определяет его структуру иочерчивает его границы.
Простейшими элементамиорганизованной человеческой деятельности являются три класса структурныхобразований:
1. Класс субъектов, скоторыми связана сама способность действовать;
2. Класс объектов,которые люди используют для достижения своих целей, распадающихся на два вида:вещи и символы;
3. Общественные связи иотношения, наличием которых определяется само существование системы, еёспособность функционировать и развиваться как единое целое.
Наиболее значимы всоциальной системе общественные отношения, которые устанавливаются между людьмив процессе их совместной материальной и духовной деятельности и проявляются вразделении общественного труда, собственности или власти. Они распадаются наматериальные и идеологические. Производство материальных благ составляетсяоснову существования и развития человеческого общества. Поэтому из всехобщественных отношений важнейшими являются производственные, экономические, ониопределяют характер политических правовых, нравственных, религиозных и другихотношений. Все это – элементы общественной организации (субъекты, объекты,отношения). Что же представляют собой ее подсистемы?
В общественной жизни,исходя из основных видов деятельности, можно выделить четыре основные сферы(подсистемы):
1.материально-производственную,производящую предметы практической жизнедеятельности;
2.социальную (всядеятельность, связанная с человеком становящимся);
3.регулятивную(деятельность, направленная на создание и регуляцию многообразных общественныхсвязей и отношений);
4.духовную (деятельностьпо производству и воспроизводству необходимых форм человеческого сознания:знаний, умений, художественных образов, нравственных норм, религиозныхверований и др.)
Такова структурнаяорганизация общества, включающая социальные элементы, общественные сферы(подсистемы), общественные отношения.
Проанализировав обществокак социальную структуру, мы очертили его структуру, вычленили составляющие. Ноэтого недостаточно, чтобы ответить на вопрос о функционировании общества какцелостного развивающегося социального организма.
Для этого необходиморассмотреть, каким образом функционируют отдельные составляющие, как онивзаимодействуют между собой, что вызывает такое взаимодействие и какова егопоследовательность, т.е. рассмотреть общество функционально; раскрываясовокупность важнейшего взаимодействия на всех уровнях социальной системы, врезультате которых общество оказывается способным функционировать, т.е.поддерживать и воспроизводить свою целостность в самых различных условияхсуществования.
Общество – это не толькосоциальная система, не только целостный организм, но и развивающийся организм.Поэтому можно поставить еще один вопрос: как удается обществу сохранитьпреемственность в процессе изменения. Чтобы ответить на него, необходимовыявить универсальные законы функционирования и развития, которые проявляются влюбом обществе, и главные факторы, лежащие в основе функционирования общества.
В зависимости отмировоззренческой позиции исследователей можно выделить и различные подходы прирассмотрении этого комплекса вопросов:
1. Сторонникиматериалистического понимания истории анализируют историю человечества каксмену общественно-экономических формаций, считают материальное производство(производительные силы и производственно-экономические отношения) определяющимфактором развития;
2. Основополагающую рольдуховной жизни общества подчеркивают сторонники рассмотрения историческогоразвития как постоянной циклической сменой соцкультурных систем;
3. Нередки попытки синтезироватьэти два взаимоисключающих подхода, тогда связь материального и духовногорассматривается как взаимодействие, в котором отсутствует однозначная связьпричины и следствия.
Общество – эторазвивающаяся система, поэтому наряду со структурным и функциональным анализомнеобходимо рассматривать его в динамике. Представить общество как закономерныйестественно- исторический процесс, определив его сущность, направленность,выявив, каким образом соотносится внутреннее единство этого процесса с еговнешним конкретно-историческим многообразием.
При рассмотрении этоговопроса также выявляются различные подходы:
1. восхождениечеловечества на более высокие исторические ступени поступательного развитияосуществляется в процессе смены общественно-экономических формаций.
2. динамику общественногоразвития авторы теорий модернизации и других концепцийобщественно-экономического и политического развития в западной социологии объясняютпроцессом перехода от стабильного «традиционного» к непрерывноменяющемуся современному индустриальному обществу.
Преодоление эволюционной «отсталости»традиционных обществ мыслится результатом такого изменения социальныхинститутов, которое поощряло бы развитие рациональности европейского типа,вознаграждало индивидуальные усилии. Умственную энергию и изобретательность.
Выявляются два типамодернизации. Первые тип – оригинальная спонтанная модернизация – характерендля стран, переживающих переход к рациональным общественным структурам врезультате постепенного развития внутренних процессов.
Другой тип – вторичная, «обращенная»модернизация – характерен дл стран по тем или иным причинам, отставшим в своемразвитии и теперь, при широком использовании опыта передовых государств,пытающихся достичь того же уровня и качества жизни.
В целом же характернаячерта теории модернизации – концентрация внимания на межформационных,длительных линиях истории в поисках решения проблемы преемственности развитиястран как результата противоречивого взаимодействия внутренних иобщецивилизационных соцкультурных факторов.
Рассматривая общество какразвивающуюся систему, следует специально подчеркнуть одно важноеобстоятельство. При различных подходах к его исследованию мы имеем не «ставший»объект, а «становящийся», подвижный, изменяющийся. Кроме того, всеего функциональные элементы тоже подвижны. Они коэволюционно развиваются, дажеесли в определенные периоды вступают в противоречие друг с другом.
3. Истина и заблуждение. Вера и знание
Истина – верное,правильное отражение действительности в мысли, проверяемое, в конечном счете,при помощи критерия практики. Характеристика истинности относится именно кмыслям, а не к самим вещам и средствам их языкового выражения.
Истина есть достояние всехлюдей без исключения. Они ведь происходят от неё, ибо истина обитает у истоковчеловеческого духа. Из этого следует, что в своей естественной простоте истинаможет быть доступна всем простым людям. Однако как только изложение истиныделается сложным и непонятным, оно либо лишается чистоты и подлинности, либоописания теряются в мелочах, не имеющих того значения, что и ядро.
Ядро это есть подлинноезнание и должно быть понятно всем. Всё, что вознесено на пьедесталискусственным путём, находится в удалении от естественности, а стало быть, врядли может таить в себе мудрость. Всякий, кто не способен просто и естественноизложить истинное знание, не постиг его. Такой человек либо невольнопытается что-то скрыть, либо подобен разряженной, но безжизненной кукле.
Истинное знание не вправеприбегать к непонятному способу изложения, ибо в нём самом заложена не тольковозможность, но и потребность изъясняться простыми словами.
Истина это законыприроды, исполняя которые мы приобретаем благо.
Все, что противоречитэтим законам, есть заблуждение.
Мне очень жаль всех техверующих и им подобных, которые в ложном смирении от громких претензий назнание не хотят признать простую истину и даже насмехаются над ней илиблагосклонно пытаются ещё «улучшить» её. Именно таким людям вскорепредстоит ощутить себя ничтожными и жалкими, утратив всякую опору, ибо ни ихвера, ни их знание вообще никогда не были для них опорой. Они пойдут тем,путём, которого так настойчиво желали придерживаться и по которому уже несмогут возвратиться к жизни. У них ведь никто никогда не отнимал права выбора.
Этих людей страшитвозможность внезапно оказаться перед лицом истины, совсем непохожей нато ленивое самодовольство, которым они убаюкивали себя до сих пор.
Но тем самым они попадаютв смертоносные объятия слепой веры, созерцая всё прочее как бы в сумеречномсвете, так что, в конце концов, вся картина смещается, истина же покрываетсясерой пеленой. Единственная опора, остающаяся у них в этом состоянии –искусственное построение извращённых теорий, которые неизбежно обрушатся подсвоей собственной тяжестью в день познания.
На самом деле в такихлюдях нет живой веры, ибо веруют-то они в церковь, а вовсе не в Бога. Буряпримется швырять их из стороны в сторону, как увядший лист, а ураганокончательно погубит их. Но у таких людей ещё есть путь к спасению –своевременно осознать, что их вера была пустой и застывшей, и потрудиться свеликим тщанием, дабы впитать в себя жизнь из истины, которая светит превышевсех бурь.
Неправедная вера есть бредовое заблуждение! Она накрепкосвязывает человека, и одолеть её способна лишь живая сила истинного словаБожьего. Поэтому пусть прислушается к его зову каждый, кого оно коснулось. Зовощутит лишь тот, для кого он предназначен! Ощутив его, такой человек проверит,взвесит – и станет свободным!
Однако он не забудет, чтопорвать путы, которые он сам наложил на себя неправедною верой, он сможет толькотогда, когда примет самостоятельное решение. В своё время комфорт илиленость побудили его принять решение стать слепым приверженцем того или иногоучения, не подвергнутого им серьёзной проверке вовсех деталях.
Так и теперь – от негосамого должно исходить первое воление беспощадной проверки припоиске! Только в этом случае он сможет сдвинуться с места, к которомуего приковывала до сих пор его же собственная воля, и сделать первый шаг попути к истине, а стало быть, к свободе.
Ныне грядёт новый,великий переворот, несущий с собой новое знание! Сами люди уже говорят об этомперевороте и, тем не менее, они в очередной раз представляют его себе лишь какисполнение тщеславных человеческих желаний каким-то способом, вымышленным имисамими.
Настало время изгнать всеболезненные измышления человеческого мозга, дабы он не препятствовал болееозарению, что истина выглядит иначе, чем те беспочвенные призраки, чтопочерпнули из дурманящего болота низменной ограниченности хвастливоесамомнение, делячество, больное воображение и лицемерие, стремясь к власти наземле и к мирскому поклонению.
Ведь это так легкодля нас – верить в невероятное, ибо для этого не нужно никаких усилий, нетнужды мыслить самостоятельно, нет необходимости подвергать проверке то, чтонеспособно выдержать испытания Законами Природы; нам остаётся, неспрашивая, как и почему – просто верить, верить слепо, воображая себяпри этом великими! Мы, кто на столь удобный манер считает себя особенноверующим, просто приподнялись над сомнениями… чувствуя себя праведными,надёжно укрытыми, благородными, благочестивыми и достойными блаженства!
Но этим мы не возвысилисьнад сомнениями, а просто трусливо прошли мимо них! Духовно мы были слишкомкосны, чтобы свершить что-либо самостоятельно; слепую веру мы предпочлипознанию естественных свершений, согласных с природой. А помогли нам в этомизмышления человеческого разума. Ибо, чем невозможнее и непостижимее то, во чтонас обязывают верить, тем удобнее нам верить в это слепо и буквально –иначе при таких обстоятельствах не бывает. Тут нет места ни познанию, ниубеждённости.
В слепой, безотчётнойвере нуждается только невозможное, ибо всё, что возможно тотчас же стимулируетсобственное мышление. Там, где есть истина, неизменно проявляющаяестественность и логичность, сами собой возникают мышление и восприимчивость.Процесс этот нарушается только там, где естественное отсутствует; то есть там,где нет места истине. И только благодаря восприимчивости нечто можетстать убеждённостью – единственным источником ценностей для духа человеческого.
Верой довольствуются лишьленивые. И вот, ложно истолкованное слово «вера» сталошлагбаумом, преграждающим ныне путь дальнейшему развитию человечества.
Вера не вправе служитьпокрывалом, великодушно маскирующим косность мышления, обволакивающим ипарализующим дух человеческий, подобно сонной болезни! В действительности, верадолжна стать убеждённостью. Убеждённость же требует жизни, точнейшей проверки!
Там, где остаётся хоть одинпробел, хоть одна неразгаданная загадка, там нет места убеждённости. Апосему, никому не дано обладать истинной верой, не отыскав предварительноответов на все до единого свои вопросы.
Вера (или, точнее говоря,заблуждение) исповедуемая громадным большинством нынешнего человечества, немогла не оказаться несостоятельной. Более того, она должна была повлечь засобой беду и погибель, ибо она мертва, чужда истинной жизни!
Учения, требующие слепойверы, надлежит отринуть как мёртвые и вредоносные. Лишь те учения, которыепризывают стать живыми, то есть зовут к самостоятельному мышлению, дабывзрастить убеждённость на основе истинного понимания, только такие учения несутосвобождение и избавление!
Только полное, недопускающее пробелов постижение равнозначно убеждённости, и лишь она однаобладает духовной ценностью!
С другой стороны, борьбас сомнениями и есть проверка на собственном опыте, за которой с несомненнойнеизбежностью последует избавление от догматического балласта. Но ведь толькополностью освободившийся от всякого непонимания дух способен воспарить в убеждённостик знанию!
Сама истина, которая незнает пробелов и доступна пониманию в своём простом величии, в первую очередь должнабыть естественной, ибо то, что люди называют природой, проистекает из еесовершенства. Заложенная в природе жизнь и ныне пребывает неизменной по родусвоему, но именно поэтому она вообще не допускает исключений.
А стало быть, у насостается только один путь – путь истинного знания, ведущий от верык убеждённости!
Но знание – это и естьсмирение! Ибо тот, кто обладает истинным знанием, никогда не откажется отсмирения. По сути это одно и то же. Подлинное знание влечёт за собой смирениекак нечто само собой разумеющееся. Там, где нет смирения, не бывает и истинногознания! Но дело не только в этом. Смирение есть свобода! Только всмирении сокрыта подлинная свобода всякого человеческого духа!
«Вот к чему приводятнас естественные познания. Если они не истинны, то совсем нет истины вчеловеке; если же, напротив, они истинны, то он находит в них великий повод ксмирению, будучи принужден принизить себя тем или другим способом. Так как онне может существовать, не веря им, то хотелось бы, чтобы он, прежде чемприступить к самым обширным исследованиям природы, не торопясь и серьезнопосмотрел на нее, взглянул бы также на самого себя и рассудил, имеет ли онкакую-нибудь соразмерность с нею при сравнении им этих двух предметов).
Пусть же рассмотритчеловек всю природу в ее высоком и полном величии; пусть перенесет свой взор снизших окружающих его предметов к тому блестящему светилу, которое подобновечной лампаде освещает вселенную. Земля покажется ему тогда точкою в сравнениис необъятным кругом, описываемым этим светилом; пусть он подивится тому, что этотнеобъятный круг, в свою очередь, не больше как очень мелкая точка в сравнении спутем, который описывают в небесном пространстве звезды. Но когда взор егоостановится на этой грани, пусть воображение уходит дальше: скорее утомитсяоно, чем истощится природа в снабжении его все новою пищей.
Весь этот видимый миресть лишь незаметная черта в обширном лоне природы. Никакая мысль не обниметее. Сколько бы мы ни тщеславились нашим проникновением за пределы мыслимыхпространств, мы воспроизведем лишь атомы в сравнении с действительным бытием.Эта бесконечная сфера, центр коей везде, а окружность нигде. Наконец, самоеосязательное свидетельство всемогущества Божия, это то, что наше воображениетеряется в этой мысли.
Пусть, пришедши в себя,человек посмотрит, что представляет он в сравнении со всем бытием, пустьпредставит себя как бы заблудившимся в этом далеком уголке природы и пусть поэтой келье — я разумею вселенную нашу — он научится ценить землю, царства,города, и себя самого, в своем истинном значении» говорил Блез Паскаль.
Даже если человек стольмногое приписывает собственной сообразительности или достижениям науки, то этоничего не меняет в том, что все его достижения опираются на так называемый «поиск»следствий из существующих Законов Природы. Тем самым человек «познаёт»их, используя же законы на практике, он «приспосабливается» к ним. Аэто и есть не что иное, как безусловное «послушание» человека,смиренно склонившегося перед ними!
Говорим ли мы: «Ядобровольно подчиняюсь существующим Законам Природы, так как это на благо мне»,или: «Я подчиняюсь Воле Божьей, проявляющейся в Законах Природы», илиже: «Непостижимой Силе, приводящей Законы Природы в действие»… естьли в этом разница по существу? Сила-то едина, и мы признаём её, не можемведь не признать, ибо нам не остаётся вообще ничего другого, если толькомы немного поразмыслим,… а тем самым мы признаём Бога, Творца!
Тень знания даст многотем, кто серьёзно ищет, ибо все мы не можем жить иначе, нежели по Закону! Поживому Закону!
И тогда подтвердятсяслова, живущие в устах народа с древних времён.
«Чем дальше человекпробивается вперёд по пути истинного знания, тем лучше он осознаёт тот факт,что на самом деле… ничего не знает!»
То же самое можновыразить и другими словами:
«Тот, кто воистинусведущ, ощущает свою малость перед Лицом Величия, Следы которого он отыскиваетпо мере познания! А стало быть, он обретает смирение, избавляется отсамомнения, держащего в плену человеческий дух, обретает свободу и воспаряет».

Заключение
Становление отдельногочеловека неразрывно связано с его жизнью в обществе, зависит от совокупнойдеятельности людей по созданию необходимых для жизни благ, общественныхотношений, возникающих в процессе жизнедеятельности.
Бытие человека посуществу, является общественным, оно характеризует материальную жизнь людей,способ и условия производства материальных благ. На определенном этапе развитияэти процессы получают осмысление, появляется духовная жизнь общества,общественное сознание.
Отношение личности иобщества на протяжении истории складывались неодинаково. И общество, и личностьразвиваются, изменяются и их взаимоотношения.
Общество как системачеловеческих отношений для каждого индивида выступает одновременно и внешнейсоциальной средой, и внутренним условием его жизнедеятельности.
Любое обществонеоднородно, его влияние на личность преломляется через влияние на нее среды.Важнейшим условием формирования человеческой личности в обществе являютсяматериальные условия жизни, основу которых составляет способ производства.
Огромное значение имеетличностный элемент социальной среды, та социальная общность (семья, друзья,коллектив), в которую включена данная личность и ее духовная атмосфера.

Список используемойлитературы
1. Абд-ру-шин «В Свете Истины» Германия 2008г.
2. Айзенштейн В.А. Философский словарь. М.1963г.
3. Боголюбов Л.Н Человек и общество, М.1999г.
4. Бибихин В.В. Язык философии М.1993г.
5. Малькова Т.П. Введение в социальную философию. М. 1995г
6. Мамардашвили М.К. Как я понимаю философию М.1993г.
7. Малышевский А.Ф. Введение в философию, М.1998г.
8. Франк В. Человек в поисках смысла. М.1990г.
9. Блез Паскаль. Мысли о религии. М. 1993г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.