Реферат по предмету "Педагогика"


Сравнительный анализ зарубежных и отечественных учебных пособий по физике для средней школы

Министерствообразования Республики Беларусь
УО «Витебскийгосударственный университет имени П.М. Машерова»
кафедра общейфизики и астрономии
Курсовая работа
Тема
Сравнительныйанализ зарубежных и отечественных учебных пособий по физике для средней школы
«Методикапреподавания физики»
Ильинчик В.В. студент
4-го курса группы 4М12
физического факультета.
Научный руководитель:
доцент кафедры общей
физики и астрономии
Кашевич И.Ф.
Витебск 2009г.

Содержание
Введение
1. Сравнение систем образования
2. Сравнение учебников для младшихклассов средней школы
3. Сравнение учебников для старшихклассов средней школы
Заключение
Литература
Приложение 1
Приложение 2

Введение
При изучении курса любого предмета влюбом учреждении всегда используется комплекс средств обучения, но всегда, намой взгляд, самым основным и незаменимым был и остается учебник.
Для того чтобы максимально эффективноиспользовать учебное пособие (учебник), необходимо выявить наиболее важныекачества, которыми оно должно обладать.
В настоящее время министерствообразования РБ стремится к созданию «единого», общего для всех, стандартногоучебника (что от части связано с отказом от классов с профильным и углубленнымобучением). В связи с этим считаю необходимым выявить качества, которых быть недолжно и внести предложения по усовершенствованию (уже существующих) учебныхпособий.
Однако, для того, чтобы выявитьслабые и сильные стороны учебников, недостаточно сравнить два-три изданияразличных авторов. Для этого необходимо «посмотреть по сторонам», сделатьанализ зарубежных учебников.
В данной работе будет осуществленсравнительный анализ учебной литературы по физике для средних отечественной изарубежной школ, и на его основании выделены наиболее значимые для эффективногоусвоения материала необходимые качества и элементы учебного пособия.
Замечание: Из-за того, чтоиспользуемая для сравнения зарубежная литература была издана в 60-ые — 80-ыегода 20-ого века, а более свежий материал не представляется возможнымиспользовать из-за его отсутствия, весь последующий анализ достаточно условен.
В данной работе будет рассматриватьсятолько параграфы и главы «Электричество и магнетизм».

1. Сравнение систем образования
Для начала, прежде чем приступить ксамому анализу литературы, необходимо иметь самое общее представление осистемах образования, учебные пособия которых будут рассматриваться (США и РБ).
Система образования в США оченьразнообразна и рассчитана на разные потребности, на индивидуальный подход ккаждому. Ученик сам выбирает, какой предмет ему нужен, а какой нет. Каждыйпредмет имеет различные уровни изучения. По физике существует 3-4 уровняизучения. Соответственно, литература для каждого уровня отличается своейглубиной, погружением ученика в данный предмет.
Система образования РБ, в своюочередь, наоборот, ориентирована на среднего ученика, на стандартизациюучебников, приведению к единому (высокому) уровню образования каждого ученика.(Необходимо отметить реформу школы, одним пунктов из которой являетсяликвидация профильных классов, классов с углубленным изучением)
Также необходимо отметитьдлительность (продолжительность) изучения курса физики в отечественной изарубежной школах. В американской школе каждый курс изучается интенсивно, т.е.школьный курс физики может быть пройден за определенное количество времени (3-4месяца), после чего учащийся приступает к изучению других предметов. (Но это незначит, что этот отрезок времени ученик изучает только физику. Ребенокзанимается по данному предмету каждый день 1-2 часа.)
В нашей же школе курс физикиизучается начиная с 6-ого и заканчивая 11-ым, при этом процесс изучения неимеет разрывов, идёт постоянно. В более старших классах повторяются главы,изученные ранее, но имеют более глубокое содержание. Так, например, срассматриваемой нами главой «Электрические явления», изучаемой в конце 7-гокласса, начинается учебник 8-го класса.

2. Сравнение учебников для младшихклассов средней школы
Взяв в руки учебник первого-второгоуровня для американских учеников сразу замечаешь отличия: больший размер и вессамой книги; больший шрифт и расстояние между строк; четкое разделение на главына разделы, типа «Проверь себя», «Перед тем, как ты начнешь», «Обзор главы(общее закрепление)»; яркие, большие основные и ФОНОВЫЕ рисунки; глянцеваябумага, которая очень приятна на ощупь; практически все иллюстрации являютсяреальными фотографиями. Но начав изучать изложенный материал, вдруг замечаешь,что формул и точных чисел тут не присутствует, а в закреплении материалавыносятся самые общие вопросы, например: «Найдите, что такое короткоезамыкание. Расскажите, чем оно опасно», или «Уличные фонари соединены последовательно.Правда или ложь?». Однако есть и практические задания на применение полученныхнавыков, например: «Провести опыт с гальванометром, проводом и магнитом,показав направление магнитного поля при внесении/вынесении магнита в/из цепи».
Следует отметить, что для первогоуровня подбираются необходимые знания и достаточные для общего представленияпринципах физики в целом: об электрической цепи, об устройстве таких систем,как высоковольтные линии электропередач, генераторы тока и др.
Так как деление на уровни изучения внашей системе образования не имеет места, то сравнивать данное учебное пособиецелесообразно только с учебниками для средних классов. Рассматриваемая тема(«Электричество. Магнетизм») начинает изучаться в школе только с 7 класса, поэтомуи учебник (Л.А. Исаченкова, Ю.Д. Лещинский, Физика для 8 класса с 12-летнимсроком обучения) возьмем этого же класса.
Ознакомившись с содержанием учебника,сразу видно, что рассматриваемые нами электрические явления занимают одну третьвсего учебника (!), т.е. всего глав три, одна из которых и есть «Электрическиеявления». Только этот факт уже свидетельствует о большем объеме знаний иумений, которые необходимо усвоить отечественному ученику. Но нельзя говорить,что большой объем – это однозначно плохо или хорошо. В содержании параграфовучащиеся изучают историю рассматриваемых явлений, фундаментальных опытов,законов и их запись с помощью формул. Даются точные значения, приводятсятаблицы с численными значениями для различных веществ, (например, удельноеэлектрическое сопротивление), чего так не хватает учебникам первых уровней длязаокеанских школьников. Также после каждого параграфа есть выводы, контрольныевопросы и упражнения, которые включают в себя как расчетные задачи, так икачественные. Также необходимо отметить, что в учебнике подробно расписываетсяразмерность величин (1 Ом = 1В / 1А, 1 Ом – это сопротивлении проводника, вкотором при напряжении 1 В протекает ток силой 1 А).
3. Сравнение учебников для старшихклассов средней школы
Но если открыть учебник болеевысокого уровня для американских учащихся по физике, то сравнение станет болееприемлемым в плане объёма и наполнения содержания, присутствия формул изначений точных величин. Хотя общий объём у зарубежного материала примерновсе-таки в 1,5-2 раза меньше.
Введение в электричествоосуществляется примерно одинаково – вводятся определения, устанавливаютсяправила и т.п. Однако далее начинаются различия: в отечественном пособии каждоефундаментальное понятие (проводник, электризация, заряд, поле и т.д.) выделенов отдельный параграф, после которого следуют, как уже раньше замечали,контрольные вопросы, выводы и упражнения, что, на мой взгляд, способствуетзапоминанию и усвоению материала, а не только ознакомления с ним. Вамериканском же учебнике по ходу изучения задаются некоторые вопросы, накоторые предлагается сразу ответить. А основной блок (который занимает всеголишь полный лист) с выводами, тестовыми заданиями (которых в отечественныхучебниках нет), и вопросами не содержит ни одной задачи на вычисление, нокачественные задачи присутствуют в достаточном количестве (5-7 задач).(Приложение 1)
Еще одной отличительной чертойзарубежных учебников является наличие специального раздела, которыйрассказывает учащимся о профессиях, связанных с изучаемым разделом (Приложение2). Здесь описываются различные профессии, что делают эти работники каждыйдень, и в какой литературе можно подробнее познакомиться с понравившейсяпрофессией. И это можно назвать профориентацией, ведь именно в школьном возрастемногие ученики хотят определиться со своим будущим местом в обществе. Данныйучебник поможет ребёнку в этом.
Такого элемента в отечественныхучебниках я не встретил, однако, есть и у наших авторов «изюминка»: врассматриваемом разделе («Электричество и магнетизм») в конце излагаетсяинформация об энергосбережении, о природных источниках энергии, о влияниичеловека на окружающую среду, чего в зарубежной литературе (рассматриваемой вданной работе) нет, что возможно связано с годом издания учебника (80-ые года),ведь тогда эта проблема не была настолько очевидна и её размеры не казалисьстоль угрожающими.

Заключение
Исходя из вышеизложенного, можемвыявить наиболее важные качества, которыми должен обладать современныйунифицированный учебник для средней школы РБ, и отметить те качества, которыелучше опустить.
На первое место выходит визуальноеоформление учебного пособия, ведь если учебник выглядит не привлекательно, тодаже в руки брать его ученикам уже не захочется. Поэтому необходимопозаботиться о красочных ярких иллюстрациях, на которых пусть лучше будутизображены реальные фотографии (где это уместно), чем рисованные схематичныезаписи. Также нельзя упускать общий вид страницы: легкий фоновый рисунок станетпрекрасным дополнением к излагаемому материалу, колонки с текстом и рисунки кнему должны дополнять друг друга, располагаться рядом.
Очень важным элементом являетсяразделение материала на составные структурные части (введение, сам параграф,выводы, упражнения), ведь без этого весь материал можно «свалить» в одинбольшой блок текста и после него дать такой же большой блок вопросов к нему(Пример – «Физика для 9 класса с 12-летним сроком обучения», под ред. В.И.Дынич, Е.А. Толкачева, 2-е издание, 2006).
Также положительной чертой являетсяналичие «информации к размышлению» о состоянии окружающей среды, о влияниичеловека на нее, об энергосберегающих технологиях.
В отечественный учебник можно было бывключить в упражнения тестовые задания, пусть даже небольшое количество, чтопозволило бы хоть как-то дифференцировать учебник «для всех».
Еще одно нововведение, которое можнопредложить – колонка «Интересно знать», или «Прими на заметку», в которой бырассказывались интересные факты по изучаемой теме, приводились бы численныезначения, которые казались бы парадоксальными на первый взгляд. С помощью этогоможно было бы повысить интерес к предмету.
Отечественный учебник неплох, а вцелом, даже превосходит своего заокеанского товарища. Однако, ряд доработокпозволит вывести белорусский учебник физики на качественно новый уровень и бытьпримером для подражания для соседних, и не только, стран.

Литература
1. Л.А. Исаченкова,Ю.Д. Лещинский. Учебное пособие для 8 класса учреждений, обеспечивающихполучение общего среднего образования, с русским языком обучения с 12-летнимсроком обучения. 2-е издание. Минск, «Народная асвета», 2005.
2. Учебное пособиедля 9 класса учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования,с русским языком обучения с 12-летним сроком обучения, под ред.: В.И. Дынич, Е.А.Толкачева. 2-е издание. Минск, «Народная асвета», 2006.
3. В.В. Жилко, Л.Г.Маркович. Учебное пособие для 11 класса общеобразовательных учреждений срусским языком обучения. Минск, «Народная асвета», 2009.
4. DeniseEby, Robert B. Horton. Physical Science. Macmillan. New York, MacmillanPublishing Company, 1986.
5. NealJ. Holmes, John B. Leake, Mary W. Shaw. Gateways to Science. New York,McGraw-Hill Book Company, 1985.

Приложение 1
/>

/>

Приложение 2
/>


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.