Реферат по предмету "Философия"


Мыслители Германии

Содержание
Введение
1.Готхольд Эфраим Лессинг
2.Иоганн Готфрид Гердер
3.Иоганн Вольфганг Гете
Заключение
Список литературы
Введение
Теоретическими истоками немецкой классической философии следует рассматривать период развития немецкой мысли в эпоху Просвещения.
Интеллектуальный прорыв, осуществившийся в ходе естественнонаучной революции XVII в., сформировал уверенность в силе и безграничных возможностях человеческого разума, в его способностях влиять не только на духовный мир личности, но и на нравы, быт, политику, стиль жизни всего общества. Невежество объявлялось высшим злом, и потому почетная роль отводилась просвещающему учителю. Он, в свою очередь, делал упор не на умении видеть, созерцать, а на способности творить, созидать. Решение такой оптимистической задачи и стало главной проблемой философских учений в Германии.
Почти все немецкие мыслители этого времени были современниками. Жизненные обстоятельства сводили и разъединяли этих неординарных, богато одаренных людей. На перекрестках их судеб, в сотрудничестве, спорах и дискуссиях формировалась богатая философская мысль немецкого Просвещения. И. Кант следующим образом охарактеризовал это культурно-философское явление:
«Просвещение - это выход человека из состояния своего несовершеннолетия, в котором он находится по собственной вине. Несовершеннолетие есть неспособность пользоваться своим рассудком без руководства со стороны кого-то другого. Несовершеннолетие по собственной вине - это такое, причина которого заключается не в недостатке рассудка, а в недостатке мужества и решимости пользоваться им без руководства со стороны».
1.Готхольд Эфраим Лессинг
Особое место среди мыслителей Германии, подготовивших теоретическое поле деятельности классиков немецкой философии, занимает Г.Э. Лессинг.
В Лейпцигском университете начинается увлечение Лессинга художественным и философским творчеством. Специальных мировоззренческих работ он не оставил, как и не предложил особой философской концепции. Лессинг считал себя последователем учения Спинозы. Однако опубликованные после его смерти заметки и материалы послужили поводом для бурной философской дискуссии в Германии, названной «Спором о Спинозе».
С именем Лессинга связана серьезная реформа эстетического творчества. Пробуя себя на литературном поприще, он пришел к выводу, что отвлеченность, условность, аллегоричность господствовавшего в искусстве в те годы классицизма лишают произведения содержательности, делают их безжизненными и вневременными. Центральное место в искусстве должен занять человек, его судьба, переживания, страсти, проблемы. Трагедийность существования отдельной личности (принц он или простолюдин) станет понятна любому, если учесть условия и обстоятельства жизни каждого индивида, если определить те влияния, которые формируют его добродетельные и порочные качества. «Несчастья тех людей, положение которых очень близко к нашему, весьма естественно, всего сильнее действуют на наши души, и если мы сочувствуем королям, то просто как людям, а не как королям» - писал философ. Для того, чтобы понять себя, ощутить свое единство с другими людьми необходимо, кроме того, проникнуться духом национальной культуры. Именно поэтому Лессинг ставил реализм, патриотизм просветителей выше космополитизма, «всемирности» классиков.
Он пытается выявить законы развития и специфики проявления различных жанров в искусстве, считая, что их методы и средства связаны с особенностями отражаемых сторон реального мира. Так, живопись и скульптура, по мнению Лессинга, имеют дело с пространством, и потому им свойственно изображение тел. Поэзия же существует во времени, а, значит, воспроизводит действия. Тела в поэзии и действия в живописи можно выразить только опосредовано.
По мнению мыслителя, искусство как ничто иное помогает людям понять закономерности человеческого существования, проникнуть разумом в необходимое, погребенное под слоем случайности. Оно не только способствует познанию особых форм бытия, но и выступает в качестве важнейшего орудия воспитания и нравственного совершенствования общества.
В работе «Воспитание человеческого рода» Лессинг представил исторический процесс как постепенное совершенствование, обнаружение заложенных в человеческую природу моральных принципов: братства, равенства, счастья и всеобщего мира. Серьезную роль в общей эволюции социального организма он отводил религии, порождаемой и изменяющейся в соответствии со сменой внешних обстоятельств и условий. Лессинг полагал, что в истории человечества произошли три последовательные смены нравственных ценностей, что привело к появлению и становлению господства сначала язычества, затем иудаизма, а потом и христианства. Когда наступит господство справедливости и разума, христианские идеалы передадут пальму первенства идеалам гуманизма. При его господстве люди достигнут такой «чистоты сердца, которая сделает их способными любить добродетель ради нее самой».
Лессинг был одним из тех, кто формировал интеллектуальную среду для будущих философских систем, складывающихся на немецкой почве.
2.Иоганн Готфрид Гердер (1744 - 1803)

Неистовый общественный деятель и искренний протестантский священник, глава мощного литературно-общественного движения «Буря и натиск» и серьезный теолог – вот основные характеристики данного философа.
Главное внимание в творчестве Гердера направлено на проблемы философии истории (термин введен Вольтером). Развитие человечества, по его мнению, есть единый, связанный с миром процесс. Мир же (Бог) состоит из постоянно изменяющихся, действующих органических сил. Исходя из этого, появление общества - это звено, ступень общего эволюционного процесса. Гердер начинает рассмотрение общественного развития с анализа планетарной системы, с особенностей существования нашей планеты, специфики изменения неорганического, растительного и животного мира. Естественный характер любой мировой системы он распространяет и на общество, которое изменяется поступательно.
Реальной основой исторического существования, по Гердеру, являются географическая среда и культурная деятельность. Ведущей составляющей последней выступает народное творчество. Кроме него, культура включает в себя обычаи, верования, традиции и экономические отношения. Она есть не только результат, но и главный стимул развития общества. Наиболее древний элемент социума - религия, которая возникла естественным путем как следствие слабости человека перед природой.
Гердер был одним из первых, кто попытался представить общество системно, а не в виде простого объединения отдельных индивидов. Он принципиально не соглашался с Кантом в его определении человека как животного, нуждающегося в господине. Ибо человек, которому нужен господин, сам животное, полагал Гердер.
Развитие общества представлялось ему вариантом неуклонного движения к воплощению гуманизма, составляющего суть каждой отдельной личности. Основываясь на принципах гуманности, философ отрицал «разумную» природу государства, так как оно является машиной для ведения захватнических войн, не выполняет никаких созидательных функций и потому не имеет перспектив в своем существовании.
Каждая нация, полагал Гердер, представляет собой самобытный организм, который необходимо совершенствовать. Для этого крайне важно, развивая собственную уникальность, не замыкаться в традициях своего народа, а видеть, признавать оригинальность других культур. Терпимость к иным вкусам, стремление к постижению непривычного и даже странного позволит избежать утраты чувства свободы в сфере эстетического бытия. Творческие силы природы, породившие человеческое многообразие, позволяет удовлетворить и чувство национальной гордости, и доброжелательное удивление достижениями других.
3.Иоганн Вольфганг Гете
В ряду мыслителей и теоретиков, которых традиция не включает в число немецких классиков, но которые оказали на ее развитие существенное значение, является И.В. Гете.
Большое влияние на мировоззрение Гете оказала философия Спинозы, в частности ее пантеистический характер, сливающий Бога с природой. Природа представляется Гете единой, многообразной, находящейся в бесконечном изменении, развивающейся по объективным законам. Она существует в движении, источник которого заключен в ней самой. Движение у Гете – это не просто механические изменения, но и органические эволюционные процессы. Кроме того, природа обладает протяженностью и одухотворенностью.
«Во всем подслушать жизнь стремясь, Спешат явления обездушить, Забыв, что если в них нарушить Одушевляющую связь, То больше нечего и слушать» (Гете И.В. «Фауст»).
Природа творит новые формы и тем самым самодвижется. Два принципа обусловливают это процесс: распад и соединение. Природа «...тверда. Ее поступь размерена, исключений она почти не знает; ее законы незыблемы». Она как бы состоит из трех составляющих: минерального, растительного и животного «царств». Главная задача науки - это найти недостающие промежуточные формы соединения этих «царств» в единое целое. Гете называл данное направление «морфологией» (от гр. - учение о форме). Большой интерес представляют работы исследователя в области биологии о метаморфозе растений. Им сделано выдающееся открытие в сравнительной анатомии - найдена межчелюстная кость у человека, что свидетельствует об исторической связи человека с животным миром. Гете выдвинул серьезные аргументы против теории катастроф, объясняющей развитие Земли исключительно случайными событиями и их совпадениями, не допускающей наличие всеобщих причинных связей в мире. Возражая Ньютону, он отрицал начало и конец мира; высказывался о единстве пространства и времени; предлагал свое учение о цвете, считая недопустимым сведение данной качественной характеристики к чисто количественным описаниям. В последнем случае утрачивалась цельность представлений о явлениях, предавались забвению особенности психофизиологического восприятия цвета. Гете предупреждал об односторонности миросозерцания как у физиков, так и у художников.
Человек у него представляет собой природное существо, наделенное чувствами, способностью к познанию и творчеству. Он должен доверять чувствам безоговорочно, ибо от них идет истинная, информация; заблуждения же возникают благодаря ошибочным, трактовкам и суждениям. «Пробным камнем» всякой абстракции и любой теории у Гете выступает деятельность. Активность, по мнению философа, характерна абсолютно всему, это универсальный атрибут природы, мышления, человеческого существования. В известном монологе Фауст, рассматривая Евангелие от Иоанна, говорит:
«Написано: «Вначале было Слово»,
И вот уже одно препятствие готово:
Я слово не могу так высоко ценить.
Да, в переводе текст я должен изменить,
Когда мне верно чувство подсказало.
Я напишу, что Мысль всему начало.
Стой, не спеши, чтоб первая строка
От истины была недалека!
Ведь Мысль творить и действовать не может!
Не Сила ли - начало всех начал?
Пишу - и вновь я колебаться стал,
И вновь сомненье душу мне тревожит.
Но свет блеснул и выход вижу я:
В Деянии начало бытия». (Гете И.В. Фауст)
В деянии он видит мотив и цель познания, утверждая: «Если... спросят: как лучше всего соединить идею и опыт, то я ответил бы: практикой!» Однако представления о практике, борьбе, свободе у Гете крайне неопределенны. Это скорее эмоциональные, художественные понятия, глубоко прочувствованные и облеченные в гениальную поэтическую форму.
Историческое развитие, по мнению Гете, есть процесс циклический, в котором последовательно повторяются заблуждения и подвиги, достижения и преступления. Двигателем этих повторов выступает деятельность отдельных героев, исторических творцов. Глубоко почитая естествознание, ученый довольно скептически относился к выводам историков, полагая, что они свое внимание сосредотачивают на личных оценках, расставляя пристрастные акценты. Предметом их исследований должны быть не столько политические события, сколько явления в сфере культурно-бытовой.
Заключение
Теоретические основы расцвета немецкой классической философии были подготовлено эпохой Просвещения. Именно в этот исторический период времени сформировались основные предпосылки философского творчества, которые легли в основание немецкой классики.
В первую очередь необходимо отметить рационализм в мышлении, который, образно выражаясь, был выращен на почве Просвещения. Именно вера во всесилие человеческого разума обусловила возможность постановки глобальных задач, которые ставились Гегелем, Кантом и другими представителями немецкой классики.
Также очень важно указать на то, что в предверии расцвета немецкой классики были поставлены основные проблемы, которые стали объектом изучения и рассмотрения философии Германии в конце 19 первой половины 19 веков. К числу этих проблем относится место человека в мире, Бог и Природа, категории мышления, человек и мораль и т.п.
Наиболее яркими философами, которые оказали влияние на немецких классиков, были Г.Э. Лессинг, И.Г. Гердер и И.В. Гёте.
Список литературы
1. История философии. / Кн. 2. Под ред. Н.В. Мотрошкиной. М., 1997.
2. История философии. / Отв. Ред. В.П. Кохановский. Ростов-на-Дону, 1999.
3. Рассел Б. История западной философии. Т. 2. Новосибирск, 1993.
4. Спиркин А.Г. Философия. М., 1999.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Воспитание гуманных чувств
Реферат Значение эмоций и чувств в жизни человека
Реферат Corupt Athletes Type 5 Writing Essay Research
Реферат Iii. Аналитическая часть. Глава Общественное участие
Реферат Реферат - Социальная медицина (ЗДРАВООХРАНЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА)
Реферат «Многогранники созданные природой»
Реферат «Малые тела Солнечной системы»
Реферат Применение интерактивной методики преподавания как средство развития творческого потенциала личности
Реферат A cloud pet ууу, я – волшебник! Разговор верных друзей
Реферат Информатизация и экономика
Реферат Грузовые перевозки: распределение между видами транспорта; грузопотоки и их характеристика; качество транспортного обслуживания грузовладельцев
Реферат Род промышленников Демидовых
Реферат Дэвис, Анджела
Реферат Лермонтов, Михаил Юрьевич
Реферат Технологические процессы в животноводстве по откорму КРС в условиях Обь-Иртышской поймы