Реферат по предмету "Философия"


Мировозрение и его исторические типы

Содержание:
 TOC o «1-1» h z u Понятие мировоззрения. PAGEREF _Toc7840050 h 2
Исторические типымировоззрения: мифология, религия, философия. PAGEREF _Toc7840051 h 5
Литература:PAGEREF _Toc7840052 h 16
Понятие мировоззрения
Человек разумноесоциальное существо. Его деятельность целесообразна. И чтобы действоватьцелесообразно в сложном реальном мире, он должен не только много знать, но иуметь. Уметь выбрать цели, уметь принять то или иное решение. Для этого емунеобходимо, в первую очередь, глубокое и правильное понимание мира –мировоззрение.
Мировоззрение – это системавзглядов на объективный мир и место в нем человека, на отношение человека кокружающей его действительности и самому себе, а также сложившиеся на основеэтих взглядов убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностныеориентации. И действительно, человек не существует иначе, как в определенномотношении к другим людям, семье, коллективу, нации, в определенном отношенииприроде, к миру вообще. Это отношение упирается в самый существенный вопрос:«Что такое мир?».
У человека всегдасуществовала потребность выработать общее представление о мире в целом и о местев нем человека. Такое представление принято называть универсальной картиноймира.
Универсальная картинамира – это определенная сумма знаний, накопленных наукой и историческим опытомлюдей. Человек всегда задумывается о том, каково его место в мире, зачем онживет, в чем смысл его жизни, почему существует жизнь и смерть; как следуетотноситься к другим людям и к природе и т.д.
Каждая эпоха, каждаяобщественная группа и, следовательно, каждый человек имеют более или менееясное и четкое или расплывчатое представление о решении вопросов, которыеволнуют человечество. Система этих решений и ответов формирует мировоззрениеэпохи в целом и отдельной личности. Отвечая на вопрос о месте человека в мире,об отношении человека к миру, люди на основе имеющегося в их распоряжениимировоззрения вырабатывают и картину мира, которая дает обобщенное знание остроении, общем устройстве, закономерностях возникновения и развития всего, чтотак или иначе окружает человека.
Обладая общими знаниями освоем месте в мире, человек строит и общую свою деятельность, определяет общиеи частные свои цели в соответствии с определенным мировоззрением. Этадеятельность и эти цели есть, как правило, выражение тех или иных интересовцелых групп или отдельных людей.
В одном случае их связь смировоззрением может обнаруживаться достаточно отчетливо, в другом же оназатемняется теми или иными личностными установками человека, особенностями егохарактера. Однако такая связь с мировоззрением обязательно существует и можетбыть прослежена. А это означает, что мировоззрение играет особую, очень важнуюроль во всей деятельности людей.
В центре всех философскихпроблем стоят вопросы о мировоззрении и общей картине мира, об отношениичеловека к внешнему миру, о его способности понять этот мир и целесообразнодействовать в нем.
Мировоззрение – это фундаментчеловеческого сознания. Полученные знания, сложившиеся убеждения, мысли,чувства, настроения, соединяясь в мировоззрении, представляют определеннуюсистему понимания человеком мира и самого себя. В реальной жизни мировоззрениев сознании человека- это определенные воззрения, взгляды на мир и свое место внем.
Мировоззрение являетсяинтегральным образованием, обобщающим пласты человеческого опыта. Это,во-первых, обобщенные знания, полученные в результате профессиональной,практической деятельности. Во-вторых, духовные ценности, способствующиеформированию нравственных, эстетических идеалов.
Итак, мировоззрение – этосовокупность взглядов, оценок, принципов, определенное видение и пониманиемира, а также программа поведения и действий человека.
Исторические типы мировоззрения: мифология, религия,философия
Мифологическиммировоззрением – независимо от того, к далекому прошлому или сегодняшнему днюоно относится мы назовем такое мировоззрение, которое основано не натеоретических доводах и рассуждениях, либо на художественно – эмоциональномпереживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватнымвосприятием большими группами людей (классами, нациями) социальных процессов исвоей роли в них. Одна из особенностей мифа, безошибочно отличающая его отнауки, заключается в том, что миф объясняет «все», так как для него нетнепознанного и неизвестного. Он является наиболее ранней, а для современногосознания – архаичной, формой мировоззрения.
Исторически первой формоймировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадииобщественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний,преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение иустройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы,животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы,посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялосьразличным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможнымиспытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое местозанимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел,развитии земледелия, приручении диких животных.
Известный английскийэтнограф Б. Малиновский отмечал, что миф, как он существовал в первобытнойобщине, то есть в его живой первозданной форме — это не история, которуюрассказывают, а реальность, которой живут. Это не интеллектуальное упражнениеили художественное творчество, а практическое руководство к действиямпервобытного коллектива. Задача мифа не состоит в том, чтобы дать человекукакое-то знание или объяснение. Миф служит для оправдания определенныхобщественных установок, для санкционирования определенного типа верований иповедения. В период господства мифологического мышления еще не возниклапотребность в получении специальных знаний.
Таким образом, миф — этоне первоначальная форма знания, а особый вид мировоззрения, специфическоеобразное синкретическое представление о явлениях природы и коллективной жизни.В мифе как наиболее ранней форме человеческой культуры объединялись зачаткизнаний, религиозных верований, нравственная, эстетическая и эмоциональнаяоценка ситуации. Если применительно к мифу можно говорить о познании, то слово«познание» здесь имеет смысл не традиционного добывания знания, а мироощущения,чувственного сопереживания (так мы употребляем этот термин в высказываниях«сердце дает о себе знать», «познать женщину» и т. д.).
Для первобытного человекакак было невозможно зафиксировать свое знание, так и убедиться в своемнезнании. Для него знание не существовало как нечто объективное, не зависящееот его внутреннего мира. В первобытном сознании мыслимое должно совпадать спереживаемым, действующее с тем, что действует. В мифологии человекрастворяется в природе, сливается с ней как ее неотделимая частица.
Основным принципомрешения мировоззренческих вопросов в мифологии был генетический. Объяснения поповоду первоначала мира, происхождения природных и общественных явленийсводились к рассказу о том, кто кого породил. Так, в знаменитой «Теогонии»Гесиода и в «Илиаде» и «Одиссее» Гомера — наиболее полном собраниидревнегреческих мифов — процесс творения мира представлялся следующим образом.В начале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключалсяисточник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертныебоги. Из Хаоса произошла и богиня Земля — Гея. Из Хаоса, источника жизни,поднялась и могучая, все оживляющая любовь — Эрос.
Безграничный Хаос породилМрак — Эреба и темную Ночь — Нюкту. А от Ночи и Мрака произошли вечный Свет —Эфир и радостный светлый День — Гемера. Свет разлился по миру, и стали сменятьдруг друга ночь и день.
Могучая, благодатнаяЗемля породила беспредельное голубое Небо — Урана, и раскинулось Небо надЗемлей. Гордо поднялись к нему высокие Горы, рожденные Землей, и широкоразлилось вечно шумящее Море. Небо, Горы и Море рождены матерью Землей, у нихнет отца. Дальнейшая история порождения мира связана с браком Земли и Урана —Неба и их потомков. Аналогичная схема присутствует в мифологии других народовмира. Например, можем познакомиться с такими же представлениями древних евреевпо Библии — Книга Бытия.
Миф обычно совмещает всебе два аспекта — диахронический (рассказ о прошлом) и синхронический(объяснение настоящего и будущего). Таким образом, с помощью мифа прошлоесвязывалось с будущим, и это обеспечивало духовную связь поколений. Содержаниемифа представлялось первобытному человеку в высшей степени реальным,заслуживающим абсолютного доверия.
Мифология играла огромнуюроль в жизни людей на ранних стадиях их развития. Мифы, как уже отмечалосьраньше, утверждали принятую в данном обществе систему ценностей, поддерживали исанкционировали определенные нормы поведения. И в этом смысле они были важнымистабилизаторами общественной жизни. Этим не исчерпывается стабилизирующая рольмифологии. Главное значение мифов состоит в том, что они устанавливали гармониюмежду миром и человеком, природой и обществом, обществом и индивидом и, такимобразом, обеспечивали внутреннее согласие человеческой жизни.
На ранней стадиичеловеческой истории мифология не была единственной мировоззренческой формой. Вэтот же период существовала и религия. А каковы же были взаимоотношениямифологии и религии и в чем состоит их специфика при разрешениимировоззренческих вопросов?
Близким кмифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение,развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественногосознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако вотличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим инеобратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческаявсемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Богапереживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, чтодуша его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Религия, религиозноесознание, религиозное отношение к миру не оставались жизненными. На протяженииистории человечества они, как и другие образования культуры, развивались,приобретали многообразные формы на Востоке и Западе, в разные историческиеэпохи. Но всех их объединяло то, что в центре любого религиозного мировоззрениястоит поиск высших ценностей, истинного пути жизни, и то, что и эти ценности, иведущий к ним жизненный путь переносится в трансцендентную, потустороннююобласть, не в земную, а в «вечную» жизнь. Все дела и поступки человека и дажеего помыслы оцениваются, одобряются или порицаются по этому высшему, абсолютномукритерию.
Прежде всего, следуетотметить, что воплощенные в мифах представления тесно переплетались с обрядами,служили предметом веры. В первобытном обществе мифология находилась в тесномвзаимодействии с религией. Однако было бы неправильным однозначно утверждать,что они были нераздельны. Мифология существует отдельно от религии каксамостоятельная, относительно независимая форма общественного сознания. Но насамых ранних стадиях развития общества мифология и религия составляли единое целое.С содержательной стороны, т. е. с точки зрения мировоззренческих конструкций,мифология и религия неразделимы. Нельзя сказать, что одни мифы являются«религиозными», а другие — «мифологическими». Однако религия имеет своюспецифику. И эта специфика заключается не в особого типа мировоззренческихконструкциях (например, таких, в которых преобладает разделение мира наестественный и сверхъестественный) и не в особом отношении к этиммировоззренческим конструкциям (отношение веры). Разделение мира на два уровняприсуще мифологии на довольно высокой стадии развития, а отношение веры такженеотъемлемая часть мифологического сознания. Специфика религии обусловливаетсятем, что основным элементом религии является культовая система, т. е. системаобрядовых действий, направленных на установление определенных отношений сосверхъестественным. И поэтому всякий миф становится религиозным в той мере, вкакой он включается в культовую систему, выступает в качестве ее содержательнойстороны.
Мировоззренческиеконструкции, включаясь в культовую систему, приобретают характер вероучения. Иэто придает мировоззрению особый духовно-практический характер.Мировоззренческие конструкции становятся основой формальной регуляции ирегламентации, упорядочения и сохранения нравов, обычаев, традиций. С помощьюобрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты,терпимости, сострадания, милосердия, долга, справедливости и т. д., придавая имособую ценность, связывая их присутствие со священным, сверхъестественным.
Основнаяфункция религии состоит в том, чтобы помочь человеку преодолевать историческиизменчивые, преходящие, относительные аспекты его бытия и возвысить человека дочего-то абсолютного, вечного. Выражаясь философским языком, религия призвана«укоренить» человека в трансцендентное. В духовно-нравственной сфере это проявляетсяв придании нормам, ценностям и идеалам характера абсолютного, неизменного, независящего от конъюнктуры пространственно-временных координат человеческогобытия, социальных институтов и т. д. Таким образом, религия придает смысл и знание,а значит, и устойчивость человеческому бытию, помогает ему преодолеватьжитейские трудности.
Напротяжении всей истории существования человечества философия складывается какустойчивая форма общественного сознания, рассматривающая мировоззренческиевопросы.
Онасоставляет теоретическую основу мировоззрения, или его теоретическое ядро,вокруг которого образовалось своего рода духовное облако обобщенных обыденныхвзглядов житейской мудрости, что составляет жизненно важный уровеньмировоззрения.
Соотношение философии имировоззрения можно охарактеризовать и так: понятие «мировоззрение» ширепонятия «философия». Философия – это такая форма общественного ииндивидуального сознания, которая постоянно теоретически обосновывается,обладает большей степенью научности, чем просто мировоззрение, скажем, нажитейском уровне здравого смысла, наличествующего у человека, порой даже неумеющего ни писать ни читать.
Философия –мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назватьфилософским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастическиепредставления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифамиДревней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы вособом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизниочень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем историческойпамяти.
В массовом сознаниифилософия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философахговорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – этопространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ниопровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что вкультурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко»– философ, даже если он и не подозревает об этом.
Философская мысли естьмысль о вечном. Но это не значит, что сама философия внеисторична. Как и всякоетеоретическое знание, философское знание развивается, обогащается все новым иновым содержанием, новыми открытиями. При этом сохраняется преемственностьпознанного. Однако философский дух, философское сознание – это не толькотеория, тем более теория отвлеченная, бесстрастно – умозрительная. Научнотеоретическое знание составляет лишь одну сторону идейного содержанияфилософии. Другую, безусловно доминирующую, ведущую его сторону, образуетсовсем иной компонент сознания – духовно-практический. Именно он выражает смысложизненный,ценностно-ориентирующий, то есть мировоззренческий, тип философского сознания вцелом. Было время, когда никакой науки никогда еще не существовало, нофилософия находилась на высочайшем уровне своего творческого развития.
Отношение человека к миру– вечный предмет философии. Вместе с тем предмет философии исторически подвижен,конкретен, «Человеческое» измерение мира изменяется с изменениемсущностных сил самого человека.
Сокровенная цель философии– вывести человека из сферы обыденности, увлечь его высшими идеалами, придатьего жизни истинный смысл, открыть путь к самым совершенным ценностям.
Органическое соединение вфилософии двух начал – научно-теоретического и практически-духовного – определяетспецифику ее как совершенно уникальной формы сознания, что особенно заметнопроявляет себя в ее истории – в реальном процессе исследования, развитияидейного содержания философских учений, которые исторически, во времени связанымежду собой не случайным, а необходимым образом. Все они – лишь грани, моментыединого целого. Также, как и в науке, и в других сферах рациональности, в философииновое знание не отвергает, а диалектический «снимает», преодолевает свойпрежний уровень, то есть включает его в себя как свой частный случай. В историимысли, подчеркивал Гегель, мы наблюдаем прогресс: постоянное восхождение отабстрактного знания к знанию все более и более конкретному. Последовательностьфилософских учений – в основном и главном – такова же, как и последовательностив логических определениях самой цели, то есть история познания соответствуетобъективной логике познаваемого предмета.
В мировоззрении находитсвое завершение целостность духовности человека. Философия как едино цельноемировоззрение есть дело не только каждого мыслящего человека, но и всегочеловечества, которое, как отдельный человек, никогда не жило и не может житьодними лишь чисто логическими суждениями, но осуществляет свою духовную жизньво всей красочной полноте и цельности ее многообразных моментов. Мировоззрениесуществует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений,а также образа жизни человека и общества.
Философия является однойиз основных форм общественного сознания, системой наиболее общих понятий о миреи о месте человека в нем.
Возникновение философиикак мировоззрения относится к периоду развития и становления рабовладельческогообщества в странах Древнего Востока, а классическая форма философскогомировоззрения сложилась в Древней Греции. Первоначально возник материализм какразновидность философского мировоззрения, как научная реакция на религиознуюформу мировоззрения. Фалес первым в Древней Греции поднялся до понимания материальногоединства мира и высказал прогрессивную мысль о превращении единой по своейсущности материи из одного ее состояния в другое. У Фалеса были сподвижники,ученики и продолжатели его воззрений. В отличие от Фалеса, считавшегоматериальным основанием всего сущего – воду, они находили иные материальныеоснования: Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь.
Разрабатывая основынаучного мировоззрения, Фалес внес существенный вклад в основание математики,физики, астрономии. Главное же в учении Фалеса как ученого, утверждающегоновую, именно философскую эпоху в развитии мировоззрения, было учение очеловеке как главном объекте любой науки.
У истоков формированиянаучного мировоззрения в философии древних стоял Пифагор. Пифагоризм был первымдревнегреческим философским идеализмом как мировоззренческой реакцией на первыйдревнегреческий материализм. Фалес и Пифагор были основоположникамипервоначальных философских мировоззрений, так как «вода» Фалеса и «число»Пифагора были основой их философских мировоззренческих позиций. Дальнейшееразвитие этих мировоззренческих направлений связано с именами Демокрита и Платона.В учениях Демокрита и Платона мировоззренческие позиции строятся уже напринципиально опосредованной основе. Так, у Демокрита основой всех основмыслятся «атомы» как мельчайшие и в принципе уже не делимые частицыматериального мира. У Платона тоже были свои «атомы», только не материальные, адуховные, именно «идеи». Они тоже принципиально неделимы.
Таким образом, мир«атомов» Демокрита и мир «идей» Платона – это уже не «вода» Фалеса и не «число»Пифагора. Это нечто бескачественное, из которого вполне закономерно образуютсяименно качества, причем самые разнообразные. Что-то подобное предлагал в школеФалеса один из его учеников Анаксимандр, высказав мысль, что в основе всеголежит некий «апейрон», неопределенное по отношению к любым из возможных своих состоянийи модификаций материальное основание. А это была уже серьезная «заявка» на то,что видимый мир не сводится к своей сущности, а содержит в глубине этой«видимости» некую сущность. Отсюда напрашивается вполне определенный вывод:нельзя принимать кажущееся за действительное.
Демокрит признавалматериальное и духовное, разработал так называемую «теорию истечений», своегорода «зародышевого» прообраза теории отражения. Материальный мир, по Демокриту,- это движущиеся в пустоте атомы. Отсюда Демокрит полагал два вида объективнойреальности – атомы и пустоту. Платон же, как мировоззренческий антиподДемокрита, исходил из первичности мира идей и вторичности мира материального.Что же касается процессов познания, то они по Платону, осуществляются как«воспоминания» бессмертной души, вселившейся в тело человека в момент его рождения.
Великий греческий философАристотель понимал, что противопоставление мировоззрений определяетсяпротивопоставлением политических целей и интересов. Отсюда все помыслыАристотеля как ученого были направлены на построение всеобъемлющей философии,объединяющей различные мировоззренческие подходы.
Возрождение античнойкультуры в Италии обязано главным образом интенсивному развитию городскойжизни. Социальная активность итальянского города стала резко контрастировать сфеодально-деревенской жизнью подавляющего большинства стран Европы. Главнымцентром гуманистического движения эпохи Возрождения стала Флоренция, чтоозначает «цветущая», которую можно назвать даже столицей итальянскогоВозрождения. Здесь родился и провел многие годы провозвестник Возрождениявеликий поэт и мыслитель Данте Алигьери (1265-1321).
В своей «Божественнойкомедии» Данте, с одной стороны как бы представляет энциклопедию христианскогомировоззрения средневековья, а, с другой, — он исполняет своеобразный гимнземному человеку с его напряженной социальной жизнью и собственной психологией,ибо, по Данте, «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».
Подлинным родоначальникомгуманистического движения итальянского возрождения стал поэт и философФранческа Петрарка. Главным направлением его поэзии стала тема чувственноокрашенного отношения к земной красоте женщины и природы.
Так возникло и сталаразвиваться идея обожествления человека, идея его максимального сближения сбогом на путях человеческой творческой деятельности, особенно на путях егопоэтического творчества.
Центральную роль в этомновом мировоззрении стало играть прежде всего понятие человеческойдеятельности.
Литература:
1.     Лосев А.Ф. Философия. Мифология.Культура. – М., 1991.
2.     Шуртаков К.П. Мировоззрение и методыего формирования. – Казань, 1989.
3.     Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2– томах, М., 1994.
4.     Спиркин А.Г. Философия: Учебник. –М.: Гардарика, 1998. – 816 с.                      
5.     Несмеенов Е. Е.  «Основы философии в вопросах и ответах», М.,1997.
6.     Кукушкина Е.И., Логунова Е.Б.Мировоззрение, понятие, практика. – М., 1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.