1. Место ироль философии в культуре.
Весьмасвоеобразно соотношение философии и культуры. Латинское слово cultura означаетулучшение, образование, совершенствование чего-либо. Культура – это все то, чтосоздано человеком, что возвышает его над природой. В этой связи знаменитыйЦицерон считал, что культура не исчерпывается философией. Справедливо, однако,что философия есть важнейшая составляющая человеческой культуры. Именно вфилософии культура дана в ее максимальной полноте и предельно возможномосмыслении. Самые насущные проблемы человечества получают в философии завершающуюинтерпретацию. Актуальная философия – это пиковые достижения культуры, котораяпо своим интерпретационным возможностям превосходила бы философию. Разумеется,достижения философии не имеют смысла вне ее союза с разнообразными науками,искусствами, практическими действиями людей. Философия обладает не толькоспецификой, но и самостоятельностью. Это означает, что другие специалисты немогут выполнить работу философа; каждый занимается своим делом, но касается оновсех.
Античнаяфилософская традиция, русская философская мысль и современная европейскаяфилософия сохраняют свои ясные контуры и в то же время становятся объектомоценки, сопоставления, интерпретации.
Философиядополняет и завершает любое специальное образование, помогая стать специалистуинтеллигентом. Что это — быть интеллигентом? Вопрос этот волнует не толькоученых. От его решения во многом зависит судьба нашей культуры. Обращаясь кпроблеме интеллигенции, можно заметить, что альтернатива «илифилософствовать — или жить» — ложная. Интеллигент не может жить, мыслить,действовать, не обращаясь к философии.
2. Психоаналитическаяфилософия.
ЛичностьЗигмунда Фрейда (1856-1939) — австрийского врача и психолога, основоположникапсихоанализа — стала легендой. Распространение психоанализа во всем мире как вобласти теории, так и в терапевтической практике стало давно бесспорным иочевидным фактом. Если в области практики современный психоанализ вразнообразных формах и вариациях модифицирует разработанную Фрейдом модельлечения, то в области теории его концепция становится сейчас предметом всебольшего внимания социологов, философов, лингвистов, специалистов в областифилософии культуры.
Работаянад исследованием невротиков, страдающих истерией, Фрейд и Брейер прибегали кэкспериментам по постгипнотическому внушению. Пациент вводился в состояниегипноза и ему давалась установка по пробуждении совершить какое-либо действие.На требование врача объяснить свой поступок пациент пытался рациональнообосновать действие. Такое явление получило название «рационализация» (попыткаобосновать рационально действия, продиктованные бессознательным). Результатомсовместной работы Фрейда и Брейера стал труд «Исследование истерии» (1895).
Психоанализизначально основывался на принципе катарсиса (от греч. – «очищение»): подруководством врача с помощью различных техник пациент постепенно приходил косознанию причин своего недуга. В психическом плане этот процесс заключался,прежде всего, в переведении бессознательного содержания в сознание – в этом и заключаетсякатартический принцип, на котором строится клинический психоанализ; именноблагодаря катарсису достигался терапевтический эффект.
Послеразрыва с Брейером Фрейд продолжает исследования самостоятельно, и в конце 1899года выходит одна из его работ «Толкование сновидений». Здесь австрийскийпсихиатр, продолжая развивать психоаналитические идеи, выступает уже каксамостоятельный мыслитель.
Именносновидения стали тем объектом научного исследования, который позволил Фрейдуприйти к более или менее оформленной концепции бессознательного.
Бессознательное,по Фрейду, — это нереализованные влечения, которые в связи с требованиямиобщепринятых норм не допускались в сознание, вытеснялись. По мнению ученого,оно обнаруживает себя в оговорках, ассоциациях и сновидениях. Таким образом,считал он, чтобы проникнуть в бессознательное, совсем необязательно погружатьчеловека в гипнотическое состояние, достаточно лишь умело использовать егоассоциации.
Разнообразныенаблюдения самого Фрейда, а также первых его последователей позволили емусформулировать теорию социализации, основанную на смещении эрогенных зон учеловека. Проходя пять стадий развития сексуальности, человек становитсяполноценной личностью. Все это время бессознательное подвергается подавлению.
Впроцессе социализации под влиянием запретов происходит подавление влеченийбессознательного, вытеснение элементов психического содержания. Данный процесссоставил основу фрейдовской теории социализации.
Теориясоциализации Фрейда представляет собой онтогенетическую схему развития. Родовоеразвитие этических и религиозных запретов, призванных оградить общество отразрушительных первичных позывов (убийство и инцест) бессознательного,представлено в работе «Тотем и Табу».
Стечением времени Фрейд приходит к идее трехкомпонентной структуры личности.Психика состоит из трех сфер:
— бессознательного (Оно);
— сознания (Я) и
— сверх-Я, состоящего из этических установок, принятых в данном обществе.
Этиидеи он изложил в одной из своих главных работ – «Я и Оно».
Вработе «По ту сторону принципа удовольствия» Фрейд постулирует мысль о том, чтопсихика действует, руководствуясь двумя фундаментальными принципами:
— принципом удовольствия, присущим бессознательному;
— принципом реальности, которым руководствуется сознание.
Бессознательноеруководствуется принципом удовольствия, оно стремится к наиболее полномуудовлетворению влечений и абсолютно ничего не знает о требованиях,предъявляемых человеку социальной реальностью.
Оценкивклада Фрейда в науку колеблются от восхвалений его гениальности до прямыхобвинений в шарлатанстве. В частности, представитель логического позитивизмаКарл Поппер заявляет, что психоанализ не может претендовать на научность, таккак он принципиально не фальсифицируем, то есть не поддается опровержению спомощью эмпирических фактов. В этом он сходен с такими псевдонауками, какастрология, хиромантия и т.д. Но самыми распространенными обвинениями(конкретно в адрес Фрейда) являются биологизм и пансексуализм его теории.
Несмотряна очевидные недостатки теории Фрейда последний оказал колоссальное влияние нагуманитарную науку, на культуру (от литературы до кинематографа) и,естественно, на медицину (и по сей день психоанализ является популярнейшимметодом исследования и лечения душевных заболеваний). Синтез фрэйдизма ипсихоанализа с другими интеллектуальными течениями породил широкий всплескгуманитарной мысли: создавались научные школы и направления в рамках философии,теоретической социологии и в клинической практике.
НепоколебимостьФрейда в отношении психоаналитической теории привела его к разрыву со многимиучениками. Такие его ученики, как Альфред Адлер, Карл Густав Юнг проявили себяне только самостоятельными мыслителями, но и критиками фрейдизма какортодоксальной и консервативной теории. Одни ученики подвергли теорию Фрейдарадикальному пересмотру, другие – реформировали ее, развивая теоретическиепосылки в направлении расширения проблемного поля исследования.
Наоснове фрейдизма возникло новое направление в философии – неофрейдизм,основными представителями которого были Эрих Фромм, Карен Хорни и ГарриСалливен. Так же, как и Фрейд, они строили свои концепции, исходя из своегоклинического опыта, причем на основании последнего неофрейдисты приходилиподчас к совершенно противоположным выводам, нежели австрийский психиатр. Вчастности, они отказались от биологизма, пансексуализма фрейдовской концепции иот понятия «либидо».
ИдеиФрейда и его последователей, в частности Адлера, Юнга, Фромма, Маркузе нетолько оставили заметный след в критике современного западного общества, но ираскрыли духовные основания различных массовых движений: молодежных,экологических, феминистских. Последнее обстоятельство дало достаточно сильныйимпульс для появления и теоретического обоснования концепции «новогопсихологического общества», явившейся своеобразным дополнением и дажеальтернативой современным концепциям «технотронного»,«информационного» общества. Еще недавно философы описывалимиропонимание людей в понятиях классической рефлексии; с возникновением иразвитием психоанализа многие социальные и индивидуальные явления получаютхарактеристику, далекую от традиционной. В «новом психологическомобществе», где носители общественного и индивидуального сознанияориентированы на осмысление мотивов собственных действий, психоанализ превращаетсяв основание поведенческой культуры, участвует в процессах социальнойорганизации и управления. Психоанализ показывает человеку, каков он есть насамом деле, какие требования общества он должен выполнять, каким нормамследовать, а также насколько широки и разнообразны возможности его развития исамосовершенствования.
3. Современныепредставления об уровнях организации материи.
Философскоепонятие о материи отражает ее основное свойство – быть объективной реальностью,существовать вне нашего сознания — и ориентирует конкретно-научные дисциплинына познание неисчерпаемых ее свойств, на познание ее строения и структуры.
В основесовременных научных представлений о строении материи лежит идея о сложнойсистемной организации ее. Система (от греч. – целое, составленное из частей) –это совокупность элементов, которые своими отношениями и связями образуютопределенную целостность, единство. Целостность как системообразующий признакпредставляет собой принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойствсоставляющих ее элементов и зависимость каждого элемента от его места всистеме. Практически каждый объект может быть представлен как система. Любаяматериальная система взаимодействует с целым рядом других систем и в ходе этоговзаимодействия ее свойства меняются. Но некоторые свойства систем сохраняютсяпри любых изменениях, и это является условием существования данной системы,условием сохранения ее структуры.
Любойматериальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающиеобщими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды,уровни, в свою очередь связанные друг с другом.
Окружающийнас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, ногенетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социальноорганизованную материю. В каждой из них, в соответствии с современным уровнемразвития науки, следует выделить структурные уровни, качественно отличающиесядруг от друга и подчиняющиеся своим особым законам.
В неживойприроде: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4)атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы, в своей совокупностиобразующие микромир или атомный уровень организации неживой материи; 6)макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тели явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7)планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактикии 10) Вселенная, мир – мегамир в целом. Объекты микро-, макро- и мегамировпредставляют собой вещественные формы организации материи (включая иантивещество), обладающие массой покоя. К невещественным формам материиотносятся различные поля. Невещественным формам материи присуща не масса покоя,а так называемая масса движения, определяемая энергией соответствующих частиц,с которыми они неразрывно связаны различными взаимопревращениями. Изученное иизвестное убедительно доказывает справедливость диалектико-материалистическогоучения о материальном единстве мира, о взаимосвязи и взаимообусловленностиразличных видов материи, о неисчерпаемости материи вширь и вглубь, о еекачественной специфике.
Современныйуровень научных знаний позволяет сделать вывод, что на определенном этаперазвития Метагалактики в некоторых планетарных системах могут создаться условиядля возникновения из молекул неживой природы явлений органического живого мира.В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки каксистемы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3)многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6)биоценозы; 7) биосфера.
Наопределенном этапе развития в биосфере возникают особые популяции животных,которые благодаря орудийной деятельности превращают биологические формы жизни всоциально организованную материю. В рамках биосферы начинает развиватьсяпринципиально новый тип материальной системы – человеческое общество. Всоциально организованной сфере материального мира формируются структурныеуровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальныегруппы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6)государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.
Материалистическиймонизм видит единство мира в его материальности и при этом подчеркиваеткачественное многообразие материального мира.
Важнейшиедоказательства материального единства мира дают науки о неорганической материи:физика, химия, астрономия, математика, геология, доказывающие однотипностьстроения веществ земного и неземного происхождения, одинаковый химическийсостав земного и космического вещества, подчиненность движения космических телзаконам, действующим и на Земле, и др. Науки о живой природе доказали единстворастительного и животного мира, связь человеческого общества с природой, живойи неживой. Социология открыла законы, которым подчиняются все формыобщественной жизни. Да и сама философия, изучая наиболее общие законы, которыепроявляют себя и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении, доказываетих единство.
С точкизрения диалектико-материалистической философии материальное единство мирапроявляется: в несотворимости и неуничтожимости материи; в единстве важнейшихсвойств, присущих различным видам материи (движение в пространстве и вовремени, объективность существования, сохранение и т.д.); во взаимной связи ивзаимопревращениях различных материальных систем; в генетической связи ивзаимозависимости живой и социально организованной материи на основе эволюциинеживой материи; в подчинении всех форм бытия диалектическим закономерностям.
Такимобразом, мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не былобы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себятолько через качественно специфические виды, каждому из которых соответствуетсвоя форма движения и пространственно-временная организация.
4. Предметгносеологии.
Насовременном этапе развития теории познания (особенно в отечественном ееварианте) начинает превалировать представление о том, что «познание какотражение действительности» и «познавательная деятельность», хотя и связаны, ноне синонимичны. Поэтому нельзя не согласиться с положением о том, что преодолениерасширенного толкования отражения, сведения к нему всей познавательной деятельности,возможно лишь при разграничении понимания отражения как свойства материи и какпознавательной операции наряду и во взаимодействии с другими – воображение,фантазия, интуиция, социокультурные предпосылки, индивидуальный и коллективныйжизненный опыт и т.п.
Теорияпознания (гносеология) – это раздел философии, в котором изучаются такиепроблемы как природа познания, его возможности и границы, отношение знания иреальности, субъекта и объекта познания, истины и заблуждения, условиядостоверности знания, формы и уровни познания, его социокультурные факторы иряд других проблем.
Термин«гносеология» происходит от греческих слов «gnosis»- знание и «logos» — понятие, учение,т.е. учение о знании. В современной литературе данный термин употребляется в двухосновных значениях: а) как учение о всеобщих механизмах и закономерностяхпознавательной деятельности человека, о «знании вообще», независимо от егоконкретных форм и видов; б) как философская концепция, предметом исследованиякоторой является научное познание в его специфических характеристиках. В этомслучае чаще всего используется термин «эпистемология». Однако в ряде случаевтермины «гносеология», «теория познания» и эпистемология» совпадают посодержанию, являются тождественными.
Теорияпознания (в обоих значениях этого термина) тесно связана с такимифундаментальными науками как онтология – учение о бытии как таковом, идиалектика – учение о всеобщих законах развития бытия и познания, а также слогикой (в ее различных модификациях) и методологией. Поскольку субъектомпознания, «центром» всей гносеологии является человек
Чтоже пытаются понять философы, работающие в области гносеологии? Прежде всего ихинтересует феномен сознания, его загадки. Но есть еще один круг проблем:познаваем ли наш мир? В какой степени мы можем считать, что содержание нашегосознания соответствует реальной картине мира? Если в сознании возникают разногорода видении, химеры, то как отнестись к ним? Что это – некая реальность или,говоря словами И. Канта, — «царство теней»?
Отвечаяна эти вопросы, философы, разумеется, дают разные ответы. Большинство философовсходятся в убеждении, что наши органы чувств и наше сознание обладаютспособностью более или менее правильно отражать реальность, которая существуетсама по себе, независимо от нас. В самом деле, ведь мы, мыслящие существа,ориентируемся в жизни, опираясь на собственный разум. Мы исходим из убеждения,что наши знания верны. Иначе как мы могли бы жить в этой действительности?
Мышлениеи познание невозможны без человеческого мозга. И естественно, процесс познанияне может обойтись без исследования человеческого мозга. Мозг представляет собойсамую сложную систему из тех, которые мы знаем. Неудивительно, что при егоизучении мы сталкиваемся с огромными трудностями. Целью философии, утверждаланглийский ученый и философ Бертран Рассел, является познание. Но эту цельпреследует не только философия. Логика и математика, естественные игуманитарные науки, медицина и теология, а также многие другие дисциплиныустремлены к познанию. Это помогает раскрыть особый характер философии ифилософского познания – такие попытки предпринимались на протяжениитысячелетий. Естественно, что трактовки философии изменялись, потому чтопреображалась сама философия.
5. Смыслпроблемы сознания
Проблемасознания – одна из самых трудных и загадочных, ибо она сопутствуетчеловеческому освоению мира, входит обязательной «добавкой» во все, что человеквоспринимает как данность. Все его мысли, чувства, переживания, волненияпроходят через то, что мы называем сознанием. Оно не существует как отдельныйпредмет, вещь, процесс, а потому познать, описать, определить сознание нельзя спомощью тех способов познания, которые применяются, например, в естествознании.Сознание нельзя «вытащить» из его содержательной связи с миром и человекомодновременно, потому что вне этой связи оно не существует.
Вистории философии проблема сознания имеет два уровня своего решения. Первыйзаключается в описании способов, каким вещи даны в сознании, существуют в нем.На философском языке – это описание феномена сознания. Второй – ставит цельобъяснить, как сознание возможно. Вплоть до ХХ в. философия занималась лишьописанием способа существования вещей в сознании, для чего проделывалопроцедуру «растягивания» акта сознания в пространстве и времени, выделяя такиеего «шаги», как ощущение, восприятие, представление и т.д. Философы дерзнулизадать вопросы: как возможны эти «шаги», почему они могут мгновенносворачиваться в образ, осуществляя при этом одновременно связь человека с самимсобой и миром? Ответить на эти вопросы, значит объяснить феномен сознания.
Каждаяэпоха имела свои представления о том, что такое сознание, и то, что называлосьсознанием в то или иное историческое время, претерпевало существенныеизменения. Представления о сознании тесно связаны с господствующимимировоззренческими установками, а потому античный космоцентризм, средневековыйтеоцентризм и антропоцентризм Нового времени формировали разное пониманиесознания.
Философыантичности понимали, что сознание есть всеобщая связь между человеком и миром.Форму этой связи они попытались передать с помощью метафоры вощенной дощечки,на которой писец процарапывал специальной острой палочкой (стилем) буквы. Печатьна воске – метафора для описания сознания. Ее использовали Платон, Аристотель:как буквы отпечатываются на воске, так предметы отпечатываются на «дощечке»разума. Античность открыла только одну сторону сознания – направленность наобъект. Другая же сторона – умение человека сосредоточиться внутри себя,направлять свое внимание на внутренний мир – не была проработана. Причинаодностороннего видения проблемы сознания кроется в специфике мировоззрения имироощущения античного мира.
Вкультуре христианства произошло важное культурное событие: обострение потребностичеловека обращать внимание на свой внутренний духовный мир. Христиан можнохарактеризовать как «новых» людей, появившихся в результате мощного, сравнимогос космическим, «этического взрыва», сопровождавшего пришествие Христа.Естественно, что античная метафора сознания не могла быть использована:требовались иные способы его описания. Начиная с Бл. Августина сознаниерассматривается как такое состояние, в котором «Я» живет раздвоенной жизнью:ему приходится постоянно соотносить жизнь «по стихиям мира сего» и жизнь вБоге. В акте сознания особо выделяется способность понимать, что человек созданпо образу и подобию Божьему, а потому должен соответствующим образом строитьсвой жизненный путь.
Вновое время на решение проблемы сознания решающее влияние оказало мировоззрениеантропоцентризма. Новое время вошло в историю под знаком того события, котороеНицше выразил в афоризме «Бог умер». Человек освободился от власти и опекиБожественного, перестал признавать свою принадлежность двум мирам: земному инеземному, стал объяснять свое происхождение только из природы, огласившись впоследствии с теорией Дарвина о происхождении человека от обезьяны. Русскиерелигиозные философы Н. Бердяев и В. Соловьев видели в этом глубокоепротиворечие: с одной стороны, человек соглашается со своим животнымпроисхождением, а с другой – претендует на духовный аристократизм, приписываетсебе способность сравняться в своих земных делах с Богом, от которогоотказался; обезьяна захотела стать Богом.
Вусловиях отказа от Божественного мысль интерпретировалась только как состояниеличности, субъекта. Предполагалось, что человеческая мысль сама себя порождаети сама себя детерминирует. Отсюда и новая метафора сознания: оно не восковаядощечка, на которой отпечатываются образы реальных вещей, а некий сосуд, вкотором содержаться идеи и образы до того, как оно включится в общение с миром.Ортега-и-Гасет так охарактеризовал эту метафору: «Вещи не входят в сознание,они содержаться в нем как идеи». В истории философии такое учение было названоидеализмом.
Еслиосновной смысл античной метафоры сознания состоял в признании акта воздействиявнешнего мира на мир внутренний, т.е. акта восприятия, то в Новое время акцентпереносится с восприятия на воображение. Так, с точки зрения И. Канта, в нашемсознании наличествуют непосредственно данные знания о чем-то как о целом, и мыобнаруживаем их, как только начинаем сознавать себя. Сознание начинаетрассматриваться в качестве условия возможности познать внешний мир, которыйзависит от структур сознания. В этой связи Лейбниц называл человека «маленькимбожеством», а Кант – верховным законодателем природы.
Метафорысознания в философии Нового времени и античности имели противоположные смыслы,но они совпадали в том, что содержание сознания отождествлялось с предметным. Вразработке проблемы сознания философия Нового времени воспользовалась открытымв средние века умением сосредотачивать свое внимание на внутреннем опыте. Ноесли в средневековой философии сознание было по определению мистично, то вНовое время из его содержания устраняется всякое мистико-религиозноесодержание.
6. Насилиеи ненасилие в истории культуры.
Представителиэтической философии полагают, что личность не является ни доброй, ни злой.Человеческая природа такова, что человек одинаково способен и на добро, и назло. В рамках этого направления философской мысли этически ценным (добрым)признается поступок такого человека, который предпочитает злу добро в любойконкретной ситуации, но непременно по свободному выбору.
Всяизвестная нам до сих пор история человечества во многом выглядит как летописьнасилия. Люди вели войны, завоевывали другие народы, культивировали рабство.Однако постепенно в сознании людей стала укрепляться уверенность в том, чтонасилие нельзя победить насилием. Издревле складывались такие воззрения, авторыкоторых видели свою цель в том, чтобы прервать цепь насилия. Разумеется, этивзгляды не были преобладающими. Однако человечество, можно сказать,последовательно продумывало указанную идею.
Философскиеучения о религиях Востока, такие, как индуизм, буддизм, даосизм, виделиспасение прежде всего во внутреннем освобождении от цепей эгоизма и насилия. Виндийской философии существовало такое понятие, как ахимса, которым обозначалсяхарактерный этический принцип индийской философии и религии. Он заключается впроповеди воздержания от нанесения вреда всему живому, без какого-либоограничения или выбора. В этом воззрении отражена идея родства всех живыхсуществ, неотделимости человека от природы.
Втекстах Ветхого Завета насилие рассматривается как отрицательное начало. НародИзраиля осуждал агрессию извне и не призывал к ответным действиям, которыемогли бы быть возмездием. Однако в культурах того времени, на протяжении тысячилет до н.э. господствовал принцип, который назывался талионом, или принципомвоздающей справедливости, и звучал он так: «Око за око, зуб за зуб!». Иначеговоря, можно было применить только ответное насилие, но в определенных дозах –не более того!
Наверное,не менее странной оказалась позиция видного политического деятеля Индии МахатмыГанди. Он возглавил движение за независимость своей страны от иноземныхколонизаторов. Однако он призывал не к революции, не к войне. Ганди заложилосновы политики ненасилия, продемонстрировал ее огромные возможности на опытеборьбы за независимость Индии от колониального господства англичан. Британскаякорона была вынуждена по достоинству оценить такую последовательно проведеннуюпозицию и предоставить Индии свободу. Она признается наиболее жизнеспособнойкак в современных условиях, так и в перспективе.
7. Обществокак совокупность отношений.
Обществоявляет собой некое единое целое, состоящее из людей связанных различнойстепенью общности, что позволяет назвать их совместностью, а это возможно лишьна достаточно высоком уровне развития людей. Следует заметить, что в самомслове «общество» наличествует корень «общ-», выражающий именно единение,единство каких-то единичностей. Обществу исторически предшествовало«сообщество», характерное для первобытных форм единения людей. Данная формаобщности уходит в глубь дремучей старины, во времена стадного существованиянаших предков. Слово «сообщество» употребляется и применительно к животным:некоторые из них живут именно сообществами. Далее, термин «сообщество» сейчасупотребляется применительно к человеческим объединениям – группам разнойвеличины и принципов объединения. Например, научное сообщество, журналистскоесообщество. Да и в обыденном сознании понятие общества нередко фигурирует всмысле объединения какого-то числа людей для определенных целей: спортивноеобщество, общество художников и т.п. Но эти общества или сообщества являютсобой составные части общества как множества, образующего целое государство.
Человеческоеобщество – это высшая ступень развития живых систем, главные элементы которой –люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда,различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство,совокупность различных институтов, утонченная сфера духа. Общество можноопределить и как самоорганизованную систему поведения и взаимоотношения людейдруг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекствзаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, накоторой расположено то или иное конкретное общество.
Когдаже мы говорим о человеческом обществе в целом, то имеем в виду такоеобъединение, которое включает в себя всех людей. Без этого общество было былишь известным количеством отдельных, разрозненных лиц, порознь живущих наданной территории, и не связанных нитями общности интересов, целей, деяний,трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т.п. Люди созданы, чтобыжить в обществе.
Понятиеобщества охватывает не только всех ныне живущих людей, но и все прошлыепоколения, т.е. все человечество в его истории и перспективе. Объединение людейв целостную систему происходит и воспроизводится независимо от воли ее членов.В человеческое общество никто не зачисляется по заявлению: естественный фактрождения человека с неизбежностью включает человека в общественную жизнь.
Обществона любой ступени его развития – это многостороннее образование, сложноесплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества неисчерпывается жизнью составляющих его людей. Общество создает материальные идуховные ценности, которые не могут быть созданы отдельными людьми: техника,учреждения, язык, право, политика и т.д. Сложный и противоречивый клубокчеловеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляетобщество как целое. Человеческое общество – это внутри себя расчлененнаяцелостная система, которая исторически возникла и непрерывно развивается,проходя последовательные стадии качественных превращений. Общие закономерностиэтой системы определяют характер любого элемента, входящего в систему,направляют его развитие. Следовательно, всякий элемент этой системы может бытьпонят не в своей единичности, а лишь в той связи, которая ведет к целому.Общество – это единый социальный организм, внутренняя организация которогопредставляет собой совокупность определенных, характерных для данного строявзаимосвязей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд.Структуру человеческого общества образуют: производство и складывающиеся на егооснове производственные отношения, включающие в себя классовые, национальные,семейные отношения; политические отношения и, наконец, духовная сфер жизниобщества – наука, философия, искусство, нравственность, религия и т.д.
Нетобщества вообще, как нет и человека вообще, а есть конкретные формыобщественной организации людей. Не смотря на все различие конкретных обществ, улюбого общества есть черты, которые отличают его от стада животных и вообще отвсего того, что не есть общество.
Именнообщество являет собой основное условие более или менее нормального бытия иразвития людей, ибо одинокий человек, предоставленный самому себе, бессиленпротив стихий природы, против хищных зверей и «бесчеловечных людей». Общество,ограждая личные свободы человека, вместе с тем ограничивает эту свободу определенныминормами, обычаями, правами и обязанностями. Но эти ограничения вытекают изсущества дела, т.е. из интересов членов общества.
Взаключение ещё раз можно подчеркнуть, что общество – это целостная системажизнедеятельности людей. Под обществом имеют в виду союз людей, объединившихсяс целью достижения результатов, недоступных силам каждого в отдельности.Общество есть такое целое, в котором отдельные лица участвуют, в составкоторого они входят, но которое вовсе не образуется их арифметической суммойили механической массой. Когда говорится об обществе, то имеется в видусоединение именно людей, тем самым принципиально отличая человеческое обществоот различного рода сообществ животных, которые они образуют инстинктивно,движимые биологическими потребностями. Общество, по словам Д. Дидро, даетчеловеку власть над другими животными. Благодаря обществу человек недовольствуется родной стихией, но простирает свою власть на море. Тот же союзоделяет его лекарствами от болезней, помощью в старости, дает утешение вгорестях и печалях. Он же, так сказать, дает ему силу бороться с судьбой.Уничтожьте общительность, и вы разрушите единство рода человеческого, откоторого зависит сохранение жизни и все ее счастье.
8.Понятие «глобальная проблема», классификация глобальных проблем.
Подглобальными проблемами человечества понимается комплекс острейшихсоциоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом, а вместе с ним иотдельные регионы и страны. Глобальные проблемы следует отличать отрегиональных, локальных и частных.
Глобальнымиявляются те проблемы, которые носят общечеловеческий характер. Они затрагиваютинтересы каждого народа и каждого человека в отдельности, решение их возможнотолько совместными усилиями; от того, в каком направлении будет осуществлено(или не осуществлено) их решение, зависят судьбы всего человечества. Наконец,эти проблемы воплощают в себе неразрывность социальных и природных сторонжизни.
Перваягруппа глобальных проблем – интерсоциальные проблемы. Установление мира междугосударствами становится насущной задачей современности. Не менее важнойпроблемой является создание нового международного экономического порядка.Устранение неравномерности экономического развития, преодоление международнойдестабилизации – это одновременно и решение проблемы здоровья людей, решениепроблемы качества освоения природных ресурсов. Сохранение мира в ядерную эпохуесть первое условие выживания человечества. Остановка гонки вооружений – этоодновременно предотвращение загрязнения окружающей среды в планетарноммасштабе. Как видим, интерсоциальные проблемы неотделимы от проблемывзаимодействия общества и природы.
Втораягруппа глобальных проблем включает проблемы, которые возникают в результатенепосредственного взаимодействия природы и общества. К ним относятся проблемыприродных ресурсов (обеспечение топливом, энергией, сырьем, водой); освоениеМирового океана и космоса.
Третьягруппа глобальных проблем – это проблемы, связанные е взаимодействием человекаи общества (проблемы народонаселения, здравоохранения, образования). В данномслучае проблема природы и общества – это проблема биологических основ жизничеловека, опосредованных социальными условиями. Так, например, по даннымстатистики, образование – это фактор, способствующий продлению срокачеловеческой жизни в среднем на 10 лет.
В1968 году небольшая группа ученых во главе с А. Печчеи организовала такназываемый Римский клуб, международную неправительственную организацию, целькоторой – понимание проблем современного мира в их совокупности, рекомендацииправительствам, ознакомление мировой общественности с глобальными проблемами.Глобальные проблемы сцепились между собой, как щупальца огромного спрута,опутав всю планету. Уже нельзя отделить экономику от экологии, психологическиепроблемы от политических. Необходимо совершенно новое, планетарное мышление,способное уловить связь между социальной несправедливостью и инфляцией,неграмотностью и голодом, психическими расстройствами и социальнойнестабильностью, энергетическим кризисом и демографическими проблемами.
9.Антропосоциогенез – двуединый процесс становления человека (антропогенез) истановления общества (социогенез).
Антропосоциогенез– это переход от биологической формы движения материи к социальноорганизованной, его содержание – возникновение и становление социальныхзакономерностей, перестройка и смена движущих сил развития, определявшихнаправление эволюции.
10.Натурализм (от лат. Naturalis – созданный природой) – приверженность не ко всей жизни, не к действительности вообще, апреимущественно к ее наиболее стихийным, низшим проявлениям, к той сторонечеловеческой природы, которая роднит нас с животными.
Библиография
1.Гуревич П.С. Основы философии: Учеб. Пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 438с.
2.Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов.Изд. 5-е, перераб. И доп. – М.: Логос, 2005. – 376с.
2.Кириленко Г.Г., Шевцов Е.В. Философия. Высшее образование М.: Филол. о-во«СЛОВО»: ООО «Изд-во „ЭКСМО“», 2003. — 672 с.
3. Концепции современного естествознания. Учебник под ред. В.Н.Лавриенко. Москва.: ЮНИТИ . 1997 г.
4. Кохановский В.П. Философия: учебное пособие для высших учебных заведений. – Изд. 11-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2005 – 576 с.
5. Поршнев Б.Ф. О начале человеческойистории. М., 1989.
6. Спиркин А.г. Философия: Учебник. –2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – 736 с.
7. Халин К.Е. Философия: Учебник дляссузов. – М.: «Приор-издат». 2004. – 234 с.
8. Яценко Н.Е. Толковый словарьобществоведческих терминов.-СПб., (1999)