Реферат по предмету "Философия"


Макиавелли и макивиаллизм

--PAGE_BREAK--  они  с  точки  зрения  их

пользы для политической цели, стоящей перед обществом. Общества без  религии

Макиавелли не мыслит. Религия представляется ему необходимой и  единственной

формой  общественного сознания, обеспечивающей духовное единство  народа  и

государства. Государственным интересом,  общественной  пользой  определяется

его отношение к различным формам религиозного культа. Не отвергая  этических

принципов христианства, он в то же время показывает, что они не  соблюдаются

в современной ему европейской,  и  особенно  итальянской,  действительности.

«Если  бы  в  христианском  государстве  сохранилась   религия,   основанная

учредителем  христианства,  христианские   государства   были   бы   гораздо

счастливее и более согласны между собой, чем теперь». Но  религия  оказалась

в  разительном  несоответствии  с  повседневной   житейской   практикой,   в

особенности  с   пагубной   для   общества   и   государства   деятельностью

католической церкви: «Но как глубоко упала она,  -   продолжает  свою  мысль

Макиавелли в «Рассуждениях на первую декаду  Тита  Ливия»,  -   лучше  всего

показывает  то  обстоятельство,  что  народы,  наиболее  близкие  к  римской

церкви, главе нашей религии, оказываются  наименее  религиозными».  Дело  не

только в том, что Макиавелли считал папский Рим  виновником  бедствий  своей

страны,  главным  препятствием  к  достижению  ее  национального   единства.

Благодаря разложению католической церкви и духовенства  общество  не  только

отошло от «основных начал» христианства, но итальянцы  «потеряли  религию  и

развратились». Но не о возвращении к  попранным  церковью  истинным  началам

христианства мечтает флорентийский секретарь. Причину упадка он видит  также

и в самой христианской религии, оказавшейся в  противоречии  с  политической

практикой.   Этические   начала   христианства   он   считает    практически

неосуществимыми, а потому и непригодными для укрепления государства, к  чему

должна сводиться, по учению Макиавелли, положительная функция религии.

    Размышляя о том, почему древние  народы  были  «больше  нашего  преданы

свободе», он видит причину в «разнице воспитания» и  в  «различии  религии».

По мнению Макиавелли, христианство, пусть  и  открывая  верующим  «истину  и

правильный путь жизни», учит, однако,  переносить  все  надежды  на  небеса,

меньше ценить мирские блага. Христианство «признает святыми  большею  частию

людей  смиренных,  более  созерцательных,  чем  деятельных»,  оно  «полагает

высшее благо в смирении, в презрении к мирскому, в отречении  от  жизни».  В

результате «этот образ жизни, как кажется, обессилил  мир  и  предал  его  в

жертву мерзавцам. Когда люди,  чтобы  попасть  в  рай,  предпочитают  скорее

переносить побои, чем мстить, мерзавцам открывается  обширное  и  безопасное

поприще».  Так  в  творчестве  Никколо  Макиавелли  гуманистическая  критика

христианского нравственного идеала достигает своего логического  завершения.

Макиавелли не только раскрывает общественную  функцию  религии  в  классовом

обществе; он настаивает на ее необходимости для укрепления  государства,  но

религия эта, по его убеждению, должна носить совершенно иной характер;  она,

по примеру древнего  язычества,  должна  воспитывать  мужество,  гражданские

добродетели, любовь к земной славе. В язычестве его привлекают  «великолепие

жертвоприношений», торжественность и пышность обрядов. Но главное -  религия

древних воспитывала активность, она видела высшее благо «в величии  души,  в

силе тела и  во  всем,  что  делает  человека  могущественным».  Достоинство

язычества, а вместе с тем  и  той  идеальной,  с  точки  зрения  Макиавелли,

религии, которая всего более отвечает интересам укрепления  государства,  он

считает то, что «древняя религия боготворила только людей,  покрытых  земной

славой, как, например, полководцев и правителей государств»; его  привлекают

обряды,  сопровождавшиеся  «кровопролитием  и  жестокостями»,   потому   что

подобный культ возбуждал храбрость, приводил к  тому,  что  древние  были  в

своих поступках «более жестоки, чем мы».
                             Политика и мораль.
    Таким образом, не  только  анализ   политики  отделен  и  освобожден  у

Макиавелли  от  религии,  но  и   сама   религия   оказывается   подчиненной

политическим  соображениям.  Анализ  общественных,  политических  проблем  у

Макиавелли отделен от каких бы то  ни  было  теологических  или  религиозных

соображений. Политика  рассматривается  им  автономно,  как  самостоятельная

область человеческой деятельности, имеющая  свои  собственные  цели  и  свои

законы, независимо не только от религии, но и от морали.  Было  бы,  однако,

неверно  рассматривать  политическое   учение   Макиавелли   как   проповедь

безнравственности.  Моральные  соображения  у  Макиавелли  всегда  подчинены

целям политики. Политическая деятельность,  т.е.  прежде  всего  создание  и

укрепление государства,  имеет  единственный  собственный  критерий  оценки,

заключенный в  ней  самой:  критерий  этот  -  польза  и  успех,  достижение

поставленных целей. Хорошим и благим флорентийский секретарь объявляет  все»

что  содействует  укреплению  государства,  его  похвалы  удостаиваются   те

политические деятели, которые добиваются успеха  любыми  средствами,  в  том

числе и с помощью обмана, хитрости, коварства и открытого насилия.
    Государь Макиавелли — герой его политического трактата -  это  разумный

политик, применяющий на практике  правила  политической  борьбы,  ведущие  к

достижению  цели,  к  политическому  успеху.  Имея  в  виду  государственный

интерес, пользу правления, стремясь «написать нечто  полезное»,  он  считает

«более  верным  искать  настоящей,  а  не  воображаемой  правды  вещей».  Он

отвергает  распространенные  в  гуманистической  литературе   сочинения   об

идеальных государствах и идеальных государях,  отвечающих  представлениям  о

должном ходе государственных дел: «Многие измыслили республики и  княжества,

никогда не виданные и о которых ничего на  деле  не  было  известно».   Цель

автора «Государя» иная -  практические  советы  фактическому  политику  ради

достижения реального результата.  Только  с  этой  точки  зрения  Макиавелли

рассматривает и вопрос  о  нравственных  качествах  идеального  правителя  -

государя. Реальная политическая  действительность  не  оставляет  места  для

прекраснодушных мечтаний: «Ведь тот, кто хотел бы всегда  исповедовать  веру

в добро, неминуемо погибает среди столь многих людей, чуждых добра.  Поэтому

князю,   желающему   удержаться,   необходимо    научиться    умению    быть

недобродетельным и пользоваться или не пользоваться добродетелями смотря  по

необходимости». Это не значит, что государь должен нарушать нормы орали,  но

он должен использовать их  исключительно  в  целях  укрепления  государства.

Поскольку  проявлять  добродетели  на   практике   «не   допускают   условия

человеческой   жизни»,   государь   должен   добиваться    лишь    репутации

добродетельного правителя и избегать пороков, особенно таких, которые  могут

лишить его власти, «не отклоняться от добра, если  это  возможно,  но  уметь

вступить на путь зла,  если  это  необходимо».  В  сущности,  Н.  Макиавелли

провозглашает  в  качестве  закона   политической   морали   правило   «цель

оправдывает  средства»:  «Пусть  обвиняют  его  поступки,  -  говорит  он  о

политическом деятеле, -  лишь бы оправдывали результаты, и он  всегда  будет

оправдан, если результаты окажутся хороши...». Однако целью  этой  является,

по Макиавелли, вовсе не  частный  личный  интерес  правителя,  государя,  но

«общее  благо,  которое  он  не  мыслит  вне  создания  сильного  и   единой

национального государства.  Если  государство  это  вы  ступает  в  книге  о

государе в форме единоличного правления,  то  это  продиктовано  не  выбором

автора в пользу монархии в ущерб республике (превосходство  республиканского

образа правления он обосновал в «Рассуждениях на первую декаду  Тита  Ливия»

и  никогда  от  этой  не  отрекался),  а   потому,   что   современная   ему

действительность, европейская и итальянская, не давала  реальных  перспектив

создания  государства  в  республиканской  форме.   Республику   он   считал

порождением «честности» и «доблести» римского народа, тогда как  наше  время

нельзя  рассчитывать,  чтобы  могло   быть   что-нибудь   доброе   в   такой

развращенной стране, как Италия. Государь, о котором  идет  речь  в  знамени

той книге, не  наследственный  монарх-деспот,  а  «  новый  государь»,  т.е.

человек, создающий новое государство которое в дальнейшем, после  достижения

поставленной цели, после смерти правителя может перейти и к  республиканской

форме правления.
                          Государственный интерес.
    Итак, «цель»,  оправдывающая,   по  Макиавелли,  любые  средства,  есть

«общее благо» — это национальное государство, отвечающее  широко  понимаемым

общественным  (общенациональным)  интересам.  Во  времена  Макиавелли  таким

могло  быть  только  национальное  государство,  возникающее  на  развалинах

феодальной раздробленности, на преодолении частных, партикулярных  интересов

феодальных  властителе  и  нобилитета  независимых  городов   -   республик.

Предлагаемые им средства преодоления феодальной монархи должны  были  вести,

по мысли флорентийского секретаря,  к  спасению  отечества,  а  спасение  он

видел только  в сильной центральной  власти,  способной  оградит  страну  от

чужеземного нашествия. Не поэтическим «привеском, а  логическом   итогом   "

Государя "  является последняя,  патетическая  глава,  призывающая  «нового»

государя взять на себя подвиг спасения отечества.

    Это подчинение политической морали высшим требованиям  государственного

интереса, понимаемого как спасение отечества, наиболее четко  сформулировано

в «Рассуждениях на первую декаду Тита Ливия»: «Когда речь  идет  о  спасении

родины, не следует принимать во внимание  никакие  соображения  о  том,  что

справедливо  и  что  несправедливо,  что  милосердно  и  что  жестоко,   что

похвально и что позорно, но необходимо, забыв обо всем  прочем,  действовать

так, чтобы спасти ее  существование  и  свободу».  Патетическое  послесловие

«Государя»  показывает,  что  и  эта  книга  Макиавелли  имела  в  виду   не

самовластие монарха, а широкий государственный интерес,  в  жертву  которому

должно быть принесено  все,  в  том  числе  и  все  соображения  религиозно-

нравственного порядка.

    «Государственный    интерес»,    которому    подчинена     политическая

деятельность, не сводим  у  Макиавелли  к  пользе  и  выгоде  государя.  Это

интерес  «отечества»,  понимаемый  прежде  всего   как   интерес   народный,

общенациональный; конкретно в условиях Европы и Италии начала  XVI  в.  речь

шла о национальном государстве, возникающем в борьбе с феодальной  анархией.

Макиавелли  резко  полемизировал   с   теми   политическими   писателями   и

мыслителями, которые отказывали народу в здравом смысле и  верном  суждении.

Он подчеркивал,  что  недостатки  народа  не  хуже,  чем  вообще  недостатки

отдельных людей и тем более самих государеву «Правда,  народы,  как  говорит

Туллий (Цицерон) невежественны, но они  всегда способны  признать  правду  и

легко уступают, когда человек, достойный  доверия,  показывает  им  истину».

Именно народу, а не знати следует вверять защиту свободы государства:

    «Вверять  охранение  свободы  должно  тем,  кто  менее  алчен  и  менее

помышляет  о  ее  захвате».  Народы,  утверждал  Макиавелли,  «более   любят

свободную жизнь н менее знатных имеют средств на похищение  свободы  в  свою

пользу. Таким образом, поручая народу  охранять  свободу,  можно  надеяться,

что он будет больше о ней заботиться, и, не имея возможности  сам  завладеть

ею, не позволит захватить ее и другим».

    Подобное понимание роли народа  в  государстве  приводит  Макиавелли  к

весьма глубоким суждениям о значении классовой борьбы  в  истории  общества.

Правда, классовая борьба выступает у него еще в виде сословных  столкновений

аристократии и народа,  но  характерно,  что  он  первый  в  своей  «Истории

Флоренции» обратил особое внимание на внутреннюю,  социально -  политическую

историю родного города и подробно проанализировал  социальные  столкновения,

а  в  «Рассуждениях  на  первую  декаду  Тита  Ливия»  отметил  роль  борьбы

патрициев и плебеев в Древнем Риме,  как условия и причины римской  свободы:

«Я нахожу, что порицать столкновения между аристократией и  народом—  значит

порицать первые причины свободы Рима,  это значит обращать  больше  внимания

на ропот и крики, возбужденные этими  столкновениями,  чем  на  полезные  их

последствия. Рассуждающие таким образом не видят, что  в  каждой  республике

всегда бывают два противоположных  направления:  одно  -  народное,  другое—

высших классов; из этого разделения  вытекают  все  законы,  издававшиеся  в

интересах свободы».

    Существование классового  деления  общества  Макиавелли  принимает  как

естественное, но своему «государю» он советует считаться с  обоими  классами

общества и опираться на них. В условиях  того  времени  «народ»,  о  котором

ведет речь флорентийский секретарь, это не  обездоленные    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Комерціїні банки
Реферат Современная наука о сущности этноса и этничности
Реферат Конституційні принципи побудови і діяльності державних органів
Реферат Кодекс адміністративного судочинства України
Реферат Колективні форми організації праці
Реферат Анализ структуры затрат и издержек предприятия ООО "Фабэр"
Реферат Контрольна робота з історії України за перший семестр
Реферат Корпоративное мышление в пермских бизнес-структурах на примере ОАО Уралсвязьинформ
Реферат Концепция атомизма как концепция корпускулярноволнового дуализма
Реферат Компетенція парламентів Статус депутатів
Реферат Конституція Пилипа Орлика 1710 року
Реферат Компетенція міської ради була дуже широка вона повинна була стежити за господарством міста
Реферат Комплексное исследование природных ресурсов Республики Бурятия на основе данных дистанционного
Реферат Генеральные штаты Франция
Реферат Коммерческая деятельность на транспорте и сервисное обслуживание потребителей пассажирских и