Реферат по предмету "Психология"


Взаимосвязь социального интеллекта и эмпатии подростков

Взаимосвязьсоциального интеллекта и эмпатии подростков
 

Содержание
Введение
1.    Изучениесоциального интеллекта отечественными учеными
2.    Понятие «эмпатия»и подходы к ее изучению отечественными учеными
3.    Подходы кразвитию социального интеллекта и эмпатии
3аключение
Список литературы

Введение
Социальный интеллектсинонимичен коммуникативно-познавательной активности личности и выступает какинтеллектуально-творческая способность, определяющая успешность общения посредствомсоциального интереса который трактуется как процесс идентификации, эмпатии,сотрудничества и альтруизма, направленный на построение позитивных отношений сдругими людьми посредством общения. Более того, социальный интерес являетсяосновной составляющей социального интеллекта, объединяющей и регулирующейкоммуникативно-познавательные процессы, связанные с отражением социальныхобъектов, и способствующей правильному пониманию поведения людей вмежличностном взаимодействии.
Проблема развитиясоциального интеллекта учащихся юношеского возраста особенно актуальна в периодсоциально-экономических преобразований в Республике Беларусь Она неразрывносвязана с профессиональным становлением и личностно-психологическим ростомбудущих специалистов. По мнению ученых, личность, обладающая социальным интеллектом,характеризуется следующими качествами: развитым чувством социального,способностью создавать и поддерживать в общении и деятельности положительныевзаимоотношения.
Исходя из вышеизложенныхфактов, можно утверждать, что тема, выбранная нами для изучения в даннойкурсовой работе является актуальной на сегодняшний день.
Объектом нашего исследования являютсякоммуникативные способности личности, а предметом исследования являютсясоциальный интеллект и эмпатия.
Наша цель — этоизучение характера связи между социальным интеллектом и эмпатией.
Задачами нашего исследования являются:
1.   Анализировать литературу по проблемеисследования;
2.    Выявить уровни развития социальногоинтеллекта в юношеском возрасте;
3.    Определить уровни развития эмпатии вюношеском возрасте;
4.   Определить связи между социальныминтеллектом и эмпатией.

1. Изучениесоциального интеллекта отечественными учеными
 
В отечественнойпсихологии понятие «социальный интеллект» было рассмотрено рядомисследователей. Одной из первых этот термин описала М.И. Бобнева (1979). Онаопределяла его в системе социального развития личности.
Механизмом формированияличности выступает процесс социализации. Как отмечает автор, существует какминимум два толкования этого понятия. В широком смысле слова термин«социализация» используется для обозначения процесса, в ходе которогочеловеческое существо с определенными биологическими задатками приобретаеткачества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществ. Теория социализациипризвана установить, под влиянием каких социальных факторов образуются те илииные особенности личности, механизм этого процесса и его последствия дляобщества. Из этого толкования следует, что индивидуальность не предпосылкасоциализации, а ее результат.
Второе, более специальноеопределение термина используется в социологии и социальной психологии.Социализация как процесс, обеспечивающий включение человека в ту или инуюсоциальную группу или общность. Формирование человека как представителя даннойгруппы, т.е. носителя ее ценностей норм установок, ориентаций и т.п.,предполагает выработку у него необходимых для этого свойств и способностей.
Принимая во вниманиеналичие указанных значений, М.И. Бобнева отмечает, что только социализация необеспечивает целостного формирование человека. И, далее, определяет важнейшейзакономерностью процесса социального развития личности наличие в нем двухпротивоположных тенденций – типизация и индивидуализация. Примерами первойявляются многообразные виды стереотипизации, формирования заданных группой иобщих для ее членов социально-психологических свойств. Примеры второй – накоплениечеловеком индивидуального опыта социального поведения и общения, выработкасвоего отношения к предписываемым ему ролям, формирование личностных норм иубеждений, систем смыслов и значений и т.д.
В российской психологиипонятие «социальный интеллект» описывает ЮЛ. Емельянов и понимает под нимустойчивое, основанное на специфике мыслительных процессов, аффективного реагированияи социального опыта способность понимать самого себя, а также других людей.Социальный интеллект включает в себя сензитивность — особую имеющуюэмоциональную природу чувствительность к психическим состояниям других, ихстремлениям, ценностям и целям. Сензитивность же, в свою очередь, предполагаетэмпатию — способность вчувствования, эмоционального резонанса на переживаниядругого. Автор предлагает термин«коммуникативная компетенция», схожий с понятием социальный интеллект.Коммуникативная компетенция формируется благодаря интериоризации социальныхконтекстов. Это процесс бесконечный и постоянный. Он имеет вектор от интер- кинтра-, от актуальных межличностных событий к результатам осознания этихсобытий которые закрепляются в когнитивных структурах психики в виде умений, инавыков. Эмпатия является основой сенситивности – особой чувствительности кпсихическим состояниям других, их стремлениям, ценностям и целям, которая всвою очередь формирует социальный интеллект. Ученый подчеркивает, что с годамиэмпатическая способность тускнеет, вытесняется символическими средствами представленности.Т.о. социальный интеллект выступает относительно независимым праксеологическимобразованием.
Е.С.Михайлова (Алешина)определяет социальный интеллект как интегральную интеллектуальную способностьпонимать и прогнозировать поведение людей в разных житейских ситуациях,распознавать намерения, чувства и эмоциональные состояния человека, поневербальной и вербальной экспрессии. К процессам, его образующим, авторотносит социальную сензитивность, социальную перцепцию, социальную память исоциальное мышление. Социальный интеллект, по утверждению Е.С. Михайловой,является когнитивной составляющей коммуникативных способностей личности ипрофессионально важным качеством в профессиях типа «человек—человек», а такженекоторых профессиях «человек—художественный образ».
А.А.Бодалев подсоциальным интеллектом понимает совокупность психических образований человека,проявляющихся в способности успешно общаться с другими людьми, а именно:
— мотивационно-потребностная и эмоциональная сферы, несущие в себе конкретныехарактеристики;
— воля, отличающаясяопределенными качествами;
 - набор психических свойствличности, соответствующих коммуникативной активности (общение) человека;
 - богатый репертуар чистоповеденческих реакций при осуществлении общения.
Таким образом, очевидно,что социальный интеллект учащегося способствует общению с другими людьми, даетвозможность и вне непосредственного взаимодействия с ними решать задачи, гденепременным условием достижения нужного результата выступает учет человеческогофактора. Более того, социальный интеллект позволяет самому человеку оценивать собственныедостоинства и недостатки, соотносить свои поступки с требованиями оформившихсяу него нравственных и профессиональных норм, а также является необходимым условиемэффективного межличностного взаимодействия и успешной социальной адаптацииличности.
По утверждению ряда авторов(Б.Г.Ананьев, А.А.Бодалев, ХХарднер, В.Н.Мясищев, А.АЛеонтьев, Л.А.Петровская,Г.А.Ковалев), социальный интеллект человека проявляется вовнимании,восприятии, памяти, воображении, мышлении, функционирующих как единая,целостная система и актуализирующихся в теснейшей взаимосвязи друг с другом.Близким в какой- то степени понятию социального интеллекта являетсяиспользуемое В.А. Лабунской понятие «социально-перцептивная способность», подкоторой понимается способность, формирующаяся в общении и обеспечивающаявозможность адекватного отражения психических состояний человека, его свойств икачеств, способность предвидеть свое воздействие на этого человека.
А.Л. Южанинова (1984)также выделяет социальный интеллект как третью характеристику интеллектуальнойструктуры, в дополнение к практическому и логическому интеллекту. Последниеотражают сферу субъект-объектных отношений, а социальный интеллект –субъект-субъектных. Она рассматривает социальный интеллект как особуюсоциальную способность в трех измерениях: социально-перцептивных способностей,социального воображения и социальной техники общения. I
Таким образом, социальныйинтеллект может рассматриваться как способность, которая обеспечивает познание;отражение и понимание; запоминание и структурирование социально-психологическиххарактеристик человека и группы, прогнозирование юс поведения и деятельности.
2. Понятие «эмпатии» иподходы к ее изучению отечественными учеными
В настоящее время впсихологии отсутствует общепринятое представление об эмпатии. Одни авторысвязывают эмпатию с эмоциональной чувствительностью, с альтруизмом, стерпимостью к другим людям. Другие рассматривают ее как акт вчувствования. В этомаспекте эмпатия выступает как вид чувственного познания, способность ставитьсебя на место другого человека, понимать аффективные ориентации других.Некоторые исследователи считают эмпатию перцептивным актом, обслуживающиммежличностные отношения, и определяют ее как осознание уникальнойнеповторимости другого. Ряд авторов основным и достаточным проявлением эмпатиисчитают сопереживание, эмоциональный отклик на состояние другого. Некоторыеисследователи полагают, что эмпатия является основой межличностного познания иосуществляется через механизмы идентификации, заражения, проекции, моторногоподражания [25; 73].
В современнойпсихологической литературе термину «эмпатия» соответствует широкий наборопределяющих уточнений («эмпатическое взаимодействие», «эмпатийные реакции»,«эмпатийные способности») и синонимов («альтруизм», «просоциальное поведение»,«социальная сензитивность»). Даже перечень этих терминов позволяет утверждать,что обозначаемая ими реальность имеет самое непосредственное отношение к гуманистическимпрофессиям, то есть к таким профессиям, которые по классификации Е.А. Климоваследует отнести к классу «человек-человек». Одной из характерных профессийэтого класса является профессия педагога.
К вопросу изученияэмпатии социально-психологического явления обращались многие авторы. Так,проводя обзор литературы по данному вопросу, необходимо отметить следующихисследователей и их работы:
Основательно изучалсявопрос эмпатии, а также ее развития Пономаревой М.А. Так, автору принадлежаттакие работы как «Развитие эмпатии в раннем юношеском возрасте в процессеизучения художественной литературы», «Роль художественной литературы в развитииэмпатии», «Эмпатическоелитературоведение”. Можно отметить, что Пономарева М.А. много работает надвопросом соотношения и взаимодействия таких понятий как “эмпатия” и“художественная литература”. Автор, таким образом, прослеживаетвзаимозависимость и взаимовлияние названных понятий.
В работеПономаревой М.А. доказано большое воздействие на внутренний мир человека художественнойлитературы. В обзоре литературы в данной работе указываются имена психологов,которые подтверждают роль и влияние художественной литературы на развитиеличности. Так, в частности, автором упоминаются такие деятели как Б.Г. Ананьев,А.А.Бодалев, Я.Л. Коломинский, Н.А.Бердяев.
Также в работеподчеркивается, что “искуство обладает поистине уникальной способностьюпреобразовывать саккумулированные в идеале общественный опыт в личный опыткаждого” [23; 15].
Пономарева М.А.рассматривает в своей работе направления взаимосвязи эматии и художественнойлитературы. Рассматривается автором также механизм воздействия художественнойлитературы на личность.
В результате проведенногоисследования, анализа соответствующих источников, автор приходит к выводу, чтов отечественных исследованиях определенное внимание уделяется выявлению ролихудожественной литературы в развитии эмпатии. В процессе постиженияхудожественной литературы возникают художественные сопереживания воображаемомугерою. Описанный процесс как раз и способствует развитию эмпатии у школьников.
Это женаправление в изучении эмпатии выбрал для себя кандидат филологических наук,доцент Брестского университета имени А.С. Пушкина. Так, его работа (“Эмпатийноелитературоведение”) посвящена анализу произведений художественной литературы сточки зрения их способности развивать эмпатию в детском и подростковомвозрасте.
Заведующийкафедры вспомогательных и исторических дисциплин и методики преподаванияистории БГПУ им. М.Танка Богданович И. посвящает свою работа рассмотрению ианализу развития эмпатии через призму истории как учебного предмета. В даннойработе приводятся различные методические приемы, позволяющие развивать эмпатиюна уроках истории.
Предметомисследования в работе Василюк Ф.Е. (“Семиотика и техника эмпатии») выступает одна из базовыхединиц развиваемой автором психотехнических теорий. Рассматриваются возможностиварьирования эмпатических реплик и функций этих вариаций в психотерапевтическомпроцессе.
Автор указывает, чтоэмпатия дает переживанию не только имя, но и значение. Полная сигнификацияпереживания позволяет сформироваться особому функциональному органу, которыйможно назвать «экспериментальным мышлением» [5; 9].
Автор, в результатепроделанной работы, приходит к выводу о том, что анализ эмпатическойсигнификации должен рассматривать саму эмпатию и переживание не в статике, а вдинамике.
Исследователь МайковскаяЛ.С. в своей работе («Роль эмпатии в процессе формирования этнокультурнойтолерантности средствами музыки») раскрывает сущность и содержание каждого изкомпонентов этнокультурной толерантности, рассматривает способы ее формированияс учетом специфики деятельности педагога-музыканта.
Работа соискателя кафедрынемецкой филологии Томбовского государственного университета имени Г.Р.ДержавинаНелипа Л.Н. («Речевые акты эмпативного типа и их реализация в коммуникативномакте») посвящена речевым этикетам эмпативного типа и их реализации вкоммуникативном акте. В работе дается определение понятию «эмпатия»,рассматриваются основные линии развития представлений об эмпатии в различныхобластях наук.
Понимание субъектомдругих людей всегда эмоционально окрашено. Однако о присутствии в межличностныхотношениях феномена эмпатии можно говорить, когда в целостном акте познаниядругого человека этот компонент наиболее выражен в форме сопереживания илисочувствия. Сопереживание – это переживание субъектом тех же эмоциональныхсостояний, которые испытывает другой на основе отождествления с ним. Сочувствие– переживание субъектом по поводу чувств другого.

4.   Подходы к развитию социальногоинтеллекта и эмпатии
Эмпатия, понимаемая какличностное свойство, имеет социальную природу и как любое социальнообусловленное свойство поддается целенаправленному формированию.
Исходя из того, чтоэмпатия формируется и проявляется в ситуациях диалогического общения, когдаученик выступает не только как объект, но и как субъект взаимодействия.
Эмпатия, как и всякоеэмоциональное явление, поддается развитию. В онтогенезе ребенка выделены двепоследовательно развивающиеся формы эмпатии – сопереживание как непосредственноимпульсивная форма реагирования на неблагополучие другого и сочувствие –осознанный отклик на реальную жизненную ситуацию.
Применение ролевых игр вкачестве метода актуализации эмпатийных свойств личности в моделируемойпедагогической деятельности должно удовлетворять следующим требованиям:
1. неопределенностьусловий игры, что предоставляет субъекту большую вариативность действий;
2. включение субъекта вконфликтную ситуацию, «провоцирующую» сопереживание и помогающее поведение;
3. выбор и выполнениереальных завершенных действий;
4. создание возможностиуточнения сведений, ввод дополнительных переменных ситуаций;
5. выполнениеэкспериментатором роли режиссера.
Ролевая игра, имитирующаяпсихолого-педагогичекую ситуацию, требующая проявления педагогической эмпатии,может служить действенным средством ее развития при следующих условиях:
А) если ролевая играсвоим содержанием и организационно-методическим обеспечением создаетпредпосылки эмпатийного поведения; б) если ведущий владеет умениямипедагога-режиссера, вызывает переживание чувств играемой роли; в) если ведущийосуществляет контроль этих чувств путем наблюдения поведения участников игры[25; 85].
Развитие социальногоинтеллекталичности рядом авторов (Л.И.Анцыферова, А.А.Бодалев, Я.Л.Коломинский,А.Л.Леонтьев, Б.Ф.Ломов, А.В.Петровский) понимается как самодвижение в системеотношений с другими людьми и являетсянеобходимым условием существованиясамой личности
Специфика данного подходак изучению личности заключается в проблеме взаимосвязи коммуникативной ипознавательной активности, являющихся основными компонентами социальногоинтеллекта. Основываясь на концепции А.В.Петровского и его подхода к развитиюличности выделяют два подхода к развитию социального интеллекта учащихсяюношеского возраста.
Первый подход — собственно психологический, который заключается в понятии развивающейсяличности.
В рамках этого подходаестественно предположить, что в пределах одного и того же возраста различные потипу деятельности не даны изначально личности в тот или иной период, а активновыбраны ею в группах, различающихся между собой по уровню развития.
Второй подход— собственнопедагогический: что и как должно быть сформировано в личности, чтобы онаотвечала социальным требованиями. В рамках этого подхода деятельность всегдавыступает как ведущая для развития личности, опосредуя ее отношения ссоциальной средой, ее общение с окружающими, конституируя «социальную ситуациюразвития».

Заключение
Проанализировавлитературу по вопросу взаимосвязи социального интеллекта и эмпатии, мы пришли кследующим выводам:
Социальный интеллект –интегральная интеллектуальная способность, определяющая успешность общения исоциальной адаптации. Социальный интеллект объединяет и регулируетпознавательные процессы, связанные с отражением социальных объектов (человекакак партнера по общению, группы людей). К процессам, его образующим, относятсясоциальная сензитивность, социальная перцепция, социальная память и социальноемышление. Иногда в литературе социальный интеллект отождествляется с одним изпроцессов, чаще всего с социальным мышлением или социальной перцепцией. Этосвязано традицией раздельного, несоотнесенного изучения этих феноменов в рамкахобщей и социальной психологий.
Социальный интеллектобеспечивает понимание поступков и действий людей, понимание речевой продукциичеловека, а также его невербальных реакций (мимики, поз, жестов). Он являетсякогнитивной составляющей коммуникативных способностей личности и профессиональноважным качеством в профессиях типа «человек — человек», а также некоторыхпрофессиях «человек – художественный образ». В онтогенезе социальный интеллектразвивается позднее, чем эмоциональная составляющая коммуникативныхспособностей – эмпатия. Его формирование стимулируется началом школьногообучения. В этот период увеличивается круг общения ребёнка, развиваются егосензитивность, социально-перцептивные способности, способность переживать задругого без непосредственного восприятия его чувств, способность к децентрации(умение встать на точку зрения другого человека, отличать свою точку зрения отдругих возможных), что и составляет основу социального интеллекта. Нарушение,гипотрофия этих способностей может явиться причиной асоциального поведения, либовызвать склонность к таковому.
Возросшее внимание кфеномену эмпатии в различных областях современной психологии, вероятно, можнообъяснить тем широким кругом задач, которые стоят перед психологической наукойи практикой. Это задачи профконсультирования и профориентации, управленияпсихологическим климатом группы, коррекции супружеских и детско-родительскихотношений, подготовки молодежи к семейной жизни.
С.Л. Рубинштейн писал,что сердце человека соткано из его человеческих отношений к другим людям: то, чегоон стоит, целиком определяется тем, какие отношения к другому человеку онспособен устанавливать. В систему отношений к другим людям включена эмпатия.Этим отношениям свойственны: эмоциональная и личностная раскрытость партнеровпо общению, психологический настрой на актуальные состояния друг друга,безоценочность, доверительность, искренность выражения чувств и состояний.
Эмпатия, таким образом,рассматривается как системное образование, которое включает следующие стороны:понимание эмоционального состоянии другого человека (когнитивный уровень),сопереживание или сочувствие, которые испытывает субъект эмпатии в отношении кдругому лицу (аффективный уровень), активное помогающее поведение субъекта(поведенческий уровень).

Список литературы
1. Атаханов Р. Психологическоевоздействие и профессиональная установка педагога на эмпатийный способвзаимодействия //Психологическая наука и образование, — 2007, — №1, с. 93 –102.
2. Багдановіч І. Метадычныя шляхіфарміравання ў школьнікаў гістарычнай эмпатыі //Гісторыя: праблемы выкладання,- 2007, — №4, с. 26-29.
3. Буравцова Н. В. Влияниесуверенности личностных границ на проявление эмпатии у будущи педагогов ипсихологов // Психология в вузе, — 2008, — №1, с. 47-56.
4. Бенеш Н.Л. Актерская психотехникакак психологическое условие развития эмпатии личности // Весник Московскогогосударственного ун-та культуры и искусств. – 2007, — №2, — с. 111-114.
5. Василюк Ф.Е. Семиотика и техникаэмпатии //Вопросы психологии. – 2007, — №2, — С. 3-14.
6. Гоулмен Д. В лабиринтеэмоционального интеллекта //Отдел кадров. – 2004, — №8, — с. 98-100.
7. Елкина Е.А. Формированиесоциального мышления личности как задача современного образования //ВесникПолоцкого гос. ун-та. Сер. 1. Педагогические науки, — 2005, — №11, — с. 14-23.
8. Жукова М. Эмпатия: пережить задругого // Смена, — 2007, — №6, с. 56-59.
9. Завадская Ж.Е. Способность ксамоопределению как показатель соц. зрелости старшего школьника//Адукацыя і выхаванне, — 2006, — №10, С. 35-42.
10. Карпович Т.Н. Социальныйинтеллект и пути его развития у учащихся юношеского возраста// Психология. –2002, — №3, с. 78-85.
11. Киселев А.М. Эмпатия итолерантность как важные составляющие педагогического процесса //Актуальныепроблемы современной науки, — 2008, — №2, с. 115-117.
12. Ковалевская А.В. Опытпсихологического исследования феномена эмпатии у младших школьников 9-11 лет //Псіхалогія. – 2005, №2, с. 31-37.
13. Корчагина Н.В. Проблемасоотношения академического и социального интеллекта в отечественной изарубежной психологии//Прикладная психология и психоанализ, — 2006, — №4, — с.3-6.
14. Курпатов А.В. Индивидуальныеотношения. Теория и практика эмпатии: [монография]/ А.В.Курпатов, А.Н. Алехин.– Москва: ОЛМА Медиа Групп, — 2007, — 372 с.
15. Кучинский Г.М. Социальноемышление как форма познавательной активности //Психологический журнал, — 2006,- №1, с.10-17.
16. Майковская Л.С. Роль эмпатии впроцессе формирования этнокультурной толерантности средствами музыки //Педагогическое образование и наука. – 2007, — №2, с. 13-16.
17. Максимова Н. Развиваемвоображение, рефлексию, эмпатию //Воспитание школьников, — 2005, — №9, с.54-56.
18. Мухина Ю.Р. Характеристикатолерантных отношений современных подростков к учителям // Весник Башкирскогоуниверситета. – 2007, — №3, с. 212 – 214.
19. Лопсан Ч.И.Социально-психологические аспекты эмпатии личности/ Ч.И. Лопсан //Журналприкладной психологии. – 2003, — №4-5, с. 100-103.
20. Нелипа Л.Н. Речевые актыэмпативного типа и их реализация в коммуникативном акте// Весник Костромскогогос. ун-та им. Н.А. Некрасова. – 2008, — Т.14, — №1, с. 71 – 75.
21. Панько М.А. Эмпатыя ў структуры сацыяльнайперцэпцыі дзяцей старэйшага дашкольнага ўзросту //Весці БДУ Сер.1, Педагогіка.Псіхалогія. Філалогія. – 2006, №1 (147), с. 54-57.
22. Пономарева М.А. Развитие эмпатиив раннем юношеском возрасте в процессе изучения художественной литературы.Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологическихнаук /М.А. Пономарева, УО «Бел. гос. пед. ун-т имени М.Танка, — Мн., — 2003, — 21 с.
23. Пономарева М.А. Рольхудожественной литературы в развитии эмпатии // Псіхалогія, — 2007, — №4, с.14-20.
24. Потолков Ю. Эмпатическоелитературоведение// Веснік Брэсцкага ун-та. Сер. філал. навук. – 2006. — №3(6), — с. 40-46.
25. Практическая психология: Учебно-методическоепособие /Под ред. С.В. Кондратьевой. – Мн.: “Адукацыя і выхаванне”, 1997. – 212 с.
26. Савенков А.И. Концепциясоциального интеллекта// Одаренный ребенок. – 2006, — №1, с. 6-18.
27. Семенгор Н.А. Особенностикоммуникативной компетентности в подростковом возрасте //Веснік Магілёўскагадзяржаўнага ун-та імя А.А. Куляшова. – 2005, — №1, — с.149-152.
28. Смирнова П.В. Роль социальногоинтеллекта в становлении профессиональной идентичности//Одаренный ребенок, — 2006, — №2, с. 24-29.
29. Соколова Н. Роль сказки вформировании эмпатии у детей// Здаровы лад жыцця, — 2008, — №9, — с. 59-62.
30. Степанова Т.Г. Теоретическиеаспекты проблем социального интеллекта// Весці БДПУ. Сер. 1. Педагогіка.Псіхалогія. Філасофія., — 2007, -х №3 (53), — с.53-55.
31. Талатынник Т.В. Уроки жизни:(занятие по развитию социального интеллекта у школьников) //Сацыяльна-педагагічная работа, — 2005, — №8, с. 40-42.
32. Тарасенко М.Л. Влияниесоциального интеллекта студентов на адаптацию к учебному процессу в вузе //Психотерапия,- 2007, — №7, с. 32-34.
33. Удовенко М. Развитие эмпатии уподростков //Социальная педагогика, — 2004, — №3, С. 50-59.
34. Чеснокова О.Б. Возрастной подход и исследование социального интеллекта удетей // Вопросы психологии. – 2005, — №6, — с. 35-45.
35. Чеснокова О.Б. Методы диагностикисоциального интеллекта в детском возрасте //Психологическая диагностика, — 2008, — 3, с. 57-80.
36. Чеснокова О.Б. Развитиесоциального интеллекта в детском возрасте. Существующие ответы и незаданныевопросы//Психолог в детском саду. – 2004, — №2, с. 15-40.
37. Шешукова О.В. К вопросу обэкспериментальном исследовании социальной психологии // Среднеепрофессиональное образование, — 2007, — №8, с. 10-12.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Перспективрые средства передачи информации
Реферат Формирование лояльности потребителей услуг на рынке делового туризма
Реферат Анализ факторов влияющих на систему управления персоналом
Реферат Экологический туризм на особо охраняемых природных территориях России проблемы и перспективы
Реферат Математичесая модель кинетики замедленной флуоресценции в Н-парафинах
Реферат Внедрение механизмов государственно-частного партнерства как фактор развития регионального бизнеса и экономик регионов
Реферат Творчество А. А. Блока
Реферат Анализ производственнохозяйственной деятельности ООО Видеомакс
Реферат Проблемы поиска смысла жизни в романе Пушкина "Евгений Онегин"
Реферат Взаємодія державної служби зайнятості України з іншими державними органами і громадськими організаціями у сфері зайнятості населення
Реферат Судебная система Российской Федерации
Реферат Храм Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище
Реферат Wto Summary Essay Research Paper The courage
Реферат В поисках системы мира. Первые астрономы и их системы
Реферат Система показателей уровней жизни