Реферат по предмету "Философия"


Логика и методология Аристотеля

Томский политехнический университетКафедра философииРефератЛогика и  методология АристотеляВыполнила: студентка гр. 8Б10
Ултургашева Ю.А.
                                               Проверил:         преподаватель                                                                                                       Вторушин Н.А
Томск-2003Содержание

1. Вступление.Жизнь и творчество Аристотеля….…………………….3
2. Логикаи методология Аристотеля……………………………………...4
3. Заключение………………………………………………………………..10
4. Списокиспользованной литературы…………………………………..11Жизнь и творчество Аристотеля
 
Аристотель — величайшийиз древнегреческих философов, основоположник дуализма, «отец логики», ученик ирешительный противник Платона. Он родился в 384 году до нашей эры в Стагире — городе на северо-западном побережье Эгейского моря. Его отец — Никомах былпридворным врачом македонского царя Аминты III. Но сынне унаследовал должность отца. В семнадцатилетнем возрасте Аристотель приезжаетв Афины, где становится учеником Платона. В его академии он  пробыл до смертиучителя. По истечении 10 лет после смерти Платона Аристотель покидает Афины. Онмного путешествует. Филипп Македонский приглашает философа для обучения Александра- своего сына. Александр Македонский любил Аристотеля и называл его своим«вторым отцом». Аристотель не был согласен с политикой Македонского и поистечении некоторого времени покинул его и вернулся в Афины. Здесь он создаетсвою школу, получившую название Линей, по имени храма Аполлона Линейского,вблизи которого и находилась эта школа. При школе был сад с галереями дляпрогулок (peripatos), и поскольку занятия проходилитам, школа получила название «перипатической», а принадлежащие к ней стали называться«перипатетиками». Второй афинский период был временем окончательного оформлениясистемы воззрения Аристотеля и подведения итогов. Не меньшее значение имелопреподавание в Линее, привлекавшее многочисленных учеников. Смерть АлександраМакедонского вызвала антимакедонское восстание в Афинах. Аристотель, известныйсвоими македонскими симпатиями, был обвинен в « безбожии » и изгнан. Философвынужден был бежать в Халкиду на остров Эвбея, где у него было поместье. Летом322 года он умер.
 Свои рукописи и большуюбиблиотеку  он завещал своему преемнику по школе – Теофрасту. Последний в своюочередь, завещал их некоему Нелею, наследники которого хранили их в погребеоколо тридцати лет; в результате этого рукописи оказались сильно поврежденными.Римский полководец Сулла, захватив Афины, переправил их в Рим. Впоследствиигрек по имени Тираннио получил право издать тексты.
 Дошедшие до нассочинения Аристотеля условно можно разделить на семь частей. Логическиетрактаты: « Категории», « Об истолковании», «Аналитика первая и вторая»,«Топика», « О софистических опровержениях», «Риторика». Физико–астрономическиесочинения: «Физика», «О небе», «О возникновении и уничтожении»,«Метеорологика». Трактат о « первой философии»: «Метафизика». Биологическиетрактаты: «О душе», «История животных», «О частях животных», «О возникновенииживотных», «О движении животных». Этические сочинения: «Политика», «Афинскаяполития». Эстетический трактат: «Поэтика».
 
Логика и методология Аристотеля
Логические воззренияАристотеля были изложены, в частности, в его собрании книг «Органон». В неговходят «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика»,«Топика», «О софистических опровержениях».
В «Категориях»рассматриваются роды подлежащего.  Основная тема  «Об истолковании»  — разновидности суждения, т.е. истинного или ложного высказывания, образующегосяс привлечением одного подлежащего и одного сказуемого, а также способыприписывания суждениям модальных операторов.
В «Первой аналитике»разбирается силлогизм – сложное суждение, состоящее из простых, выполняющихроль посылок,  и заключения. Предмет «Второй аналитики»  — аподиктическоедоказательство, строящееся по схеме силлогизма  из достоверных начал.
Предмет «Топики» — вероятностное доказательство, строящееся по схеме силлогизма на основе спорныхположений.
В сочинении «Ософистических опровержениях» Аристотеля исследуются способы опровержения мнимыхдоказательств софистов.  Роды подлежащего, называемые категориями, по мнениюАристотеля, следующие: сущность, количество («сколько»), качество («какое»),соотнесенное («по отношению к чему – то»), место («где»), время («когда»),положение, обладание, действие, претерпевание. Отличительное свойство сущностисостоит в том, что она удовлетворяет аксиоме силлогизма. Первой сущностьюсчитается любой единичный предмет, например отдельный человек. Другими словами,то, что никогда не может быть сказуемым, и есть первая сущность. Ко вторымсущностям, по Аристотелю, относятся вид и род. Ни одной сущности не присущипротивоположности, хотя она и способна принимать их. К примеру, отдельныйчеловек может быть иногда бледным, иногда смуглым. Количество бывает раздельными непрерывным. Раздельное количество состоит из единиц, имеющих определенноеположение друг к другу (один раньше, чем два, два – раньше, чем три, и т.д.). Уподобного класса чисел не существует общей границы для частей. Непрерывное жеколичество вбирает в себя только те числа, для частей которых существует общаяграница.  Так, линия непрерывна в силу того, что  имеется точка – общая границаее частей. Для поверхности общая граница – линия. Категория качества объединяетпреходящие свойства, которые легко поддаются колебаниям и изменениям (болезнь,холод, белое и т.д.), и устойчивые свойства (добродетель знание). Качествадопускают большую и меньшую степень.  Им также присущи противоположности, такчто если одна противоположность есть качество (например, знание),  то и другая будет им (например, незнание). Речь, утверждающая или отрицающая что – топосредством сказуемого относительно подлежащего, является суждением. Еслисказуемое сказывается как присущее всем данным подлежащим, то суждениесчитается общеутвердительным. Например, «все люди смертны». Бывают такжеобщеотрицательные суждения («ни один человек не есть лошадь»),частоутвердительные («некоторые люди – философы») и частоотрицательные(«некоторые люди не мудры»).  Имеются и неопределенные суждения, у которыхподлежащее не связаны  кванторами.  Например, «человек есть добродетельноесущество».  Между собой общеутвердительное и частоутвердительное суждениявступают в отношения «логического квадрата». Приписываемые суждениям модальныеоператоры «могущее» и «необходимое» предполагают различные отрицания. Так,отрицанием  «необходимого» не является  «не необходимо быть», но таковымследует считать  «необходимо не быть», тогда как отрицанием «могущего» будет«не могущее быть». Отсюда «могущее»  эквивалентно «не необходимому», а «немогущее быть» — «необходимому не быть».
В книге «Об истолковании»Аристотель затрагивает также проблему детерминизма. Согласно представлениямнекоторых философов, нет случайных  событий, поскольку все совершается в силунеобходимости.  Действительно, соглашается Аристотель, все необходимо есть илине есть.  Однако это не значит, что все необходимо есть или необходимо не есть,несмотря на то, что сущее, если оно есть, есть необходимо, и не – сущее, еслиего нет, необходимо не есть. Поэтому, по Аристотелю, «кое-что зависит от случаяи относительно его утверждение ничуть не более истинно, чем отрицание».Например, будущее морское сражение не отвечает вышеназванному принципудетерминизма. Для случайных событий Аристотель вводит особое понятиевозможности – «не немогущее и не необходимое».
В «Первой аналитике»Аристотель исследует силлогизм.  Совершенным силлогизмом Аристотель называетзаключение из двух суждений, в котором вывод вытекает из посылокнепосредственно. В качестве посылок силлогизма используется общеутвердительное(А а Б), общеотрицательное (А е Б), частоутвердительное (А i Б), частоотрицательное (А о Б).  Совершенным считается только силлогизм попервой фигуре, в которой средний термин сказывается о меньшем термине ираспределен в большем. «Если три термина так относятся между собой, чтопоследний термин целиком содержится в среднем, а средний целиком  содержится впервом  или вовсе не содержится в нем, то для этих крайних терминов необходимоимеется совершенный силлогизм».  Вторая фигура, средний термин которойсказывается об обоих крайних, не представляет собой  совершенного силлогизма,так как предполагает дополнительную посылку.  Эта посылка призвана, посредствомобращения одной из посылок, сводить вторую фигуру к первой. Например, Б неприсуще ни одному А (А е Б), вместе с тем А не присуще ни одному Б (Б е А), Бприсуще всем В (В а Б); следовательно, А не присуще ни одному В (В е А). Общееопределение второй фигуры таково: «одно и то же одному всему присуще, адругому  вовсе не присуще или и тому и другому всему присуще или вовсе неприсуще». В третьей фигуре средний термин расположен так, что о нем сказываютсяоба крайних. Силлогизм по третьей фигуре в силу тех же самых причин не являетсясовершенным. Он возможен только благодаря обращению одной из посылок. Например, П принадлежит всем С (С а П), Р присуще всем  С (С а Р), вместе с темС присуще некоторым Р (Р i С);  следовательно,  Пприсуще некоторым Р (Р i  П). Общее определение третьейфигуры: «одному и тому же одно присуще всему, а другое вовсе не присуще или ито  и другое присущи ему всему или вовсе не присущи».
 Помимо прямогодоказательства (через обращение) можно проводить также доказательство  черезневозможное. Например, вывод по третьей фигуре «В а А, В а Б; следовательно, Б i А»  доказывается также следующим образом: « если Б е А (противоположно Б i А) с учетом В а Б, то В е А, но В аА; следовательно, Б i А».
Разбором случаевАристотель устанавливает все правила трех фигур.  Четвертая фигура была емунеизвестна. Аристотель был уверен, что посредством трех фигур ведутся всепрямые доказательства, а также доказательства через невозможное – с учетомтого, что все выводимое прямо, может быть доказано посредством приведения кневозможному, а то, что доказывается через невозможное, может быть доказано ипрямо. Силлогизм интересен тем, что из ложных посылок можно получить истинноезаключение, тогда как из истинных посылок следует только истинный вывод.
 Возможен также силлогизмс доказательством по кругу. Например, необходимо доказать, что А присуще всем Ви это доказывается через термин Б.  При этом то, что А присуще Б, доказываетсяпосредством того,  что А присуще В и В присуще Б. Еще одной разновидностью силлогизма является силлогизм с постулированием начала. Допустим, Адоказывается через Б, Б – через В, а В доказуемо через А.  Тогда А доказываетсячерез само себя.  Например, для доказательства теоремы о параллельных прямыхберется нечто такое, что само предполагает их параллельность. Таким образом,постулировать начало – это значит «доказывать то, что не самоочевидно черезнего же».
 Основываясь на учении осиллогизме, Аристотель подверг критике метод платоновского деления. При делениисредний термин – всегда общее, в силлогизме же средний термин должен обладатьменьшей общностью по сравнению с большим термином.
Помимо силлогизмасуществуют умозаключение путем наведения и  умозаключение путем отведения.Умозаключение путем наведения идет от частного к общему и представляет собой«вывод от одного крайнего термина через другой к среднему».  Например, если дляпосылки ВА средний термин  — Б, то через В доказывается, что А присуще Б.Умозаключение путем отведения строится тогда, когда вторая посылка сомнительна,но она более достоверна, чем заключение.
Во «Второй аналитике»Аристотеля рассматриваются аподиктические доказательства, иначе говоря, такиесиллогизмы, которые исходят из истинных, первых и непосредственных посылок. Такие посылки должны быть «причинами» заключения. Отсюда свойствомдоказательства служит необходимость вывода.  Например, если А необходимоприсуще Б, а Б – В, то А  необходимо сказываться о В.  Только о привходящемнет  доказывающего знания.
В доказательствах крайниеи средние термины должны принадлежать одному и тому же роду. Нельзягеометрическое положение доказывать с помощью арифметических посылок.
Существуют, такимобразом, начала,  свойственные лишь одной науке, пребывающие в контексте толькоодного рода.  Например, одно из начал для геометрии -  то, что точка такова, адля арифметики – то, что единица такова. Тем не менее, существуют и общиеначала, например «то, что если от равного отнять равное, то останется равноеже».
 Каждое началопредставляет собой необходимо истинное через само себя, поэтому оно не есть нипредположение, ни постулат. Начала суть определения, т.е. обозначения,раскрывающие суть бытия вещи.
Знание, доказываемое изначал, имеет два вида: знание того, «что есть», и знание того, «почему есть».Знание того, «что есть», основывается на чувственном восприятии, так какпредполагает субстрат. Знание же того, «почему есть», выводится издоказательства причин безотносительно того, есть ли предмет, «подобно тому каксозерцающие общее часто не узнают отдельное».
Ко второму типу знания,согласно Аристотелю, относятся  чисто математические науки (геометрия,стереометрия, арифметика).
В силлогизме о том, «чтоесть», и в силлогизме о том, «почему есть», средний термин занимает разноеположение. Например, «если то, что таким образом пребывает, шарообразно, а Лунапребывает таким именно образом, то она шарообразна» — силлогизм о том, «чтоесть». Силлогизм же о том, «почему есть», будет иметь вид: «потому, что Лунашарообразна, у нее такие пребывания». Сами по себе понятия «что есть» и «почемуесть» выражаются через один средний термин. Например, «что такое  затмениеЛуны? Лишение Луны света вследствие загораживания ее Землей. Почему происходит затмение?Или: почему Луна затмевается? Потому что Луна лишается света загораживающей ееЗемлей».  Доказательство отличается от определения тем, что в определениираскрывается суть бытия вещи, если ее причина не содержится ни в чем другом, вдоказательстве же суть постигается тогда, когда причина вещи содержится вчем-то ином. Последних причин четыре: форма, материя, цель и начало движения.Эти причины фиксируются посредством средних терминов.
Темой «Топики» служитдиалектическое  доказательство. Если посылка аподиктического  доказательствавыражает один из членов противоречия, то посылка доказательствадиалектического  выражает некий вопрос относительно одного из двух членовпротиворечия. Предметом диалектического умозаключения выступает проблема илиположение.  В свою очередь, всякая проблема и всякое положение указывают через вопрос на собственное, род, видовое отличие, привходящее, определение, котороепредставляют собой роды сказуемого – так называемые предикабилии. Примерпроблемы,  указывающей на определение: «Есть ли двуногое существо, живущее насуше, определение человека или нет?» Пример соответствующего положения: «Разведвуногое существо, живущее на суше, не есть определение человека?» ОпределениемАристотель называет речь, обозначающую суть бытие вещи. Например, суть бытиячеловека есть то, что он – «разумное живое существо»; следовательно, «разумноеживое существо» — это определение человека. Собственное, в отличие отопределения, не выражает сути, но присуще только ей и взаимозаменяемо с ней. Например,«способность научится читать и писать» -  собственное человека. Род, как ивидовое отличие, раскрывает суть многих вещей, различных по виду. Например,«живое существо» сказывается и о сути человека, и о сути лошади. Привходящее –это то, что может быть присуще и не присуще вещи. Например, человек как можетбыть «бледным», так может и не быть им.
Диалектическое положение,должно быть, согласовываться с общепринятым («должно быть правдоподобным илидля всех, или для большинства, или для мудрых»). Для его подтвержденияиспользуются два вида доводов: наведение и силлогизм. Аристотель разбираетследующие средства для построения диалектических доказательств: во-первых,принятие положений, во-вторых,  умение определять, в скольких  значенияхупотребляется каждое имя, в-третьих, нахождение различий между вещами,принадлежащими к одному роду, в-четвертых, рассмотрение сходства впринадлежащем к разным родам (например, «как зрение находится в глазу, так и умв душе»).
Правила для образованиятех или иных диалектических умозаключений, другими словами, содержательныесхемы, составляющие первую посылку диалектического доказательства, называются уАристотеля «топами». Например, для решения проблемы «А лучше Б или Б лучше А»можно воспользоваться  таким топом: «более длительное и более прочноепредпочтительнее того, что таково в меньшей степени».  Основными топами,согласно Аристотелю, являются те, которые устанавливают условия правильностиуказания определения, собственного рода  и привходящего.
В «Софистических опровержениях»Аристотеля рассматриваются умозаключения и опровержения, которые только кажутсятаковыми, не будучи ими, на самом деле. Такие ложные доводы называютсяэристическими, к ним прибегают в своих спорах софисты.  Используя эристическиедоводы, софисты, по мысли Аристотеля, преследуют пять целей: во-первых,пытаются создать видимость того, что они опровергают; во-вторых, стремятсяпоказать, что собеседник говорит неправду; в-третьих, приводят его к тому, чтоне согласуется с общепринятым; в-четвертых, заставляют его делать погрешности вречи (оговорки и прочее); в-пятых, заставляют его говорить одно и то же.Софисты используют главным образом тринадцать топов. Например, одноименность;двусмысленность  (например, « если знает это, то знает ли это» втом смысле, что «кто-то знает это и что само это знает»); соединение (например,«не пишущий способен писать»; значит, «не пишущий пишет»); разъединение(например, «пять – это два и три, значит, пять есть нечетное и четное»);ударение или произношение; форма выражения (смешение категорий, напримервыражение качества через действие в слове «здравствовать») и другие.
Заключение
Итак, аподиктическиедоказательства используют философы, диалектические – диалектики, и эристические– софисты.
В книгах «Органона»Аристотеля были отражены все стороны логического знания того времени.  Вработах «Об истолковании» и «Первой аналитике» выстраивается особое исчислениеимен. Во «Второй аналитике» и в «Топике» предлагается некий вариант метафизическойлогики.  А в «Софистических опровержениях» разоблачается «мнимое знание»софистов.
Книги «Органона» сыгралиисключительную роль в становлении европейской логики.  Логика у Аристотеля –одновременно и теория познания. Деления знания на достоверное и вероятное втеории познания соответствует более глубинному делению всех логических выводовна силлогизмы аподиктические (о достоверном) и диалектические (оправдоподобном). Аристотель первым сформулировал три основных логическихзакона: закон тождества, закон противоречия и закон исключенного третьего.  Вмодальной логике Аристотель  неявно различает унилатеральную возможность («возможно S») и  билатеральную возможность (возможно S и возможно не-S).  Творческоенаследие Аристотеля оказало на все последующее становление философской мыслиЕвропы.  Учение Аристотеля до сих пор остается образцом системно выстроеннойфилософии.
Список использованной литературы
 
1.  Аристотель. Сочиненияв 4-х томах. Том 2.
2.  Луканин Р.К. «ОрганонАристотеля».
3.  Сократ. Платон.Аристотель.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.