Реферат по предмету "Психология"


Разработка программы психологической подготовки детей к школьному обучению

Содержание
Введение
Глава 1. Теоретические основыподготовки детей к школьному обучению
1.1 Основные характеристики среднегодетства
1.2 Игра — как ведущий тип деятельности детей среднего возраста
1.3 Понятие «школьнойзрелости». Готовность к школе
1.4 Характеристика тренинговой программы подготовки детей кшкольному обучению
1.5 Принципы работы с детьми
Глава 2. Программа психологической подготовки детей кшкольному обучению
Заключение
ЛитератураВведение
По отзывам школьных психологов в последнее время все чаще и чащеим приходится отвечать на вопросы родителей детей первоклассников и педагогов: чтоделать, если ребенку трудно учиться, он боится отвечать у доски, ребенок дерется,не может усидеть на месте и десяти минут? Школе все труднее стало успешно учитьпервоклассников. Большое количество учебного времени уходит на адаптацию ребенкак школьному процессу.
Причина в том, что дети приходят в школу не готовыми к обучению.И здесь разговор не об умении читать и писать, а о психологической готовности ребенкак школьному обучению. Его готовности получать знания, его умении слушать учителяи выполнять задание, умении входить в новый коллектив безболезненно, умении строитьпартнерские отношения.
Психологи, по возможности, рассказывают родителям на индивидуальныхи семейных консультациях как лучше взаимодействовать с детьми. Школы организуютлектории, семинары. Но более действенным является проведение тренингов для детей,корректирующих занятий, на которых лучше усваивается информация и отрабатываютсяразличные навыки.
В этой дипломной работе предложена разработка программы психологическойподготовки детей к школьному обучению.
Целью этой программы является помощь дошкольникам и первоклассникамбыстрее и безболезненнее адаптироваться к новой роли. Помочь детям осознать в себесильные стороны своего характера, помочь им справиться со своими страхами, приобрестиуверенность в своих силах. Научить детей сочувствию, с уважением относиться другк другу. Научить детей самостоятельно принимать решение и быть ответственным занего.
В первой главе даны теоретические основы подготовки детей к школе.Это возрастные характеристики, которые учитывались при разработке программы, характеристикасамой программы, принципы работы с детьми.
Во второй главе приводится описание программы психологическойподготовки детей к школьному обучению. Встречи тем №1,2 и3 раскрыты подробно длядемонстрации основного замысла и логики построения занятий. В следующих темах подробноописываются только первые встречи обозначенной темы, остальные — конспективно. Мнепоказалось это возможным в связи с тем, что данные упражнения хорошо описаны в методическойлитературе, список которой приводится в конце дипломной работы.
Глава 1. Теоретические основы подготовки детей к школьномуобучению1.1 Основные характеристики среднего детства
Детство — период жизни человека от рождения до отрочества. Вэтот период ребенок проходит величайший путь в своем индивидуальном развитии отбеспомощного существа, не способного к самостоятельной жизни, до вполне адаптированнойк природе и обществу детской личности, уже способной взять ответственность за себя,своих близких и сверстников.
В первое десяти/>летие жизни психика ребенкав своем развитии проходит такое расстояние, с которым не сравнится ни один последующийвозраст потому, что детство по своей сущности ориентировано природными предпосылкамина интенсификацию развития. Однако не следует думать, что саморазвитие определяетэто движение. Природные предпосылки лишь соединяясь с социальными условиями, продвигаюткаждого ребенка в детстве с одного возрастного этапа на другой.
В период детства интенсивно развивается организм ребенка: ростусопутствует созревание нервной системы и мозга, что предопределяет психическое развитие.В этот возрастной период ребенок развивается со стороны психических функций, общения,воли и чувств. Он начинает осознавать свою уникальность и проявлять себя как личностьв ответственные моменты жизни.
Дошкольное детство — большой и ответственный период психологическогоразвития ребенка. По выражению А.Н. Леонтьева, это возраст первоначального фактическогоскладывания личности. Как показывают современные исследования, на протяжении дошкольногопериода у ребенка интенсивно развиваются не только все психологические функции,формируются сложные виды деятельности, например игра, общение со взрослыми и сверстниками,но происходит и закладка общего фундамента познавательных способностей. В личностнойсфере формируется иерархическая структура мотивов и потребностей, общая и дифференцированнаясамооценка, элементы волевой регуляции поведения. Активно усваиваются нравственныеформы поведения. Нарушение любого из звеньев или механизмов психологической структурыразвития дошкольника может сказаться на дополнительном ходе развития ребенка.
Развитие происходит в трех областях: физической, когнитивнойи психосоциальной. К физической области относятся такие физические характеристики,как размеры и форма тела и органов, изменение структуры мозга, сенсорные возможностии моторные навыки. Когнитивная область охватывает все умственные способности и психическиепроцессы, включая мышление. К этой области относятся такие процессы, как восприятие,память, речь, воображение. В психосоциальную область входят свойства личности исоциальные навыки. К ней относят присущий каждому индивидуальный стиль поведенияи эмоционального реагирования. Развитие человека происходит одновременно в этихтрех областях.
Остановлюсь несколько подробнее на каждой из областей развитиядошкольника и младшего школьника или, как еще называют этот возрастной период, напериоде среднего детства.
Немного о физическом и моторном развитии.
Среднее детство, как считает Г. Крайг — это время, когда детисовершенствуют свои двигательные способности и становятся более независимыми. Продолжаетсяразвитие силы, быстроты, координации и контроля, необходимых для совершенствованиягрубой и тонкой моторики. Тонкая моторика, позволяющая детям выполнять руками сложныеи точные движения, быстро развивается на протяжении среднего детства, и это развитиеначинается еще до того, как ребенок пойдет в первый класс. Развитие тонкой моторикипомогает детям подготовиться к овладению навыками письма. Сложно недооценить рольтонких, дифференцированных движений пальцев, т.к. хорошо скоординированные движениятребуют активизации 60% коры головного мозга. А это в свою очередь способствуетразвитию речи, мышления.
Более подробно остановлюсь на когнитивной и психосоциальной областяхразвития ребенка.
Между пятью и семью годами многие когнитивные навыки становятсяболее совершенными и взаимосвязанными, что значительно облегчает некоторые видынаучения и повышает их эффективность.
Согласно теории Ж. Пиаже, этот возраст знаменует собой переходот дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышлениестановится менее интуитивным и эгоцентричным, постепенно превращаясь в логическое.К концу дооперациональной стадии такие свойства детской мысли, как ригидность, статичность,необратимость начинают уходить. Мышление становится более обратимым, гибким и сложным.Дети начинают обращать внимание на то, как объект меняет свой вид в процессе преобразований,и способны согласовать эти различия во внешнем виде объекта. Они способны установитьпричинно-следственную связь. Основная форма мышления дошкольника — образное мышление.Появляются предпосылки развития логических форм мышления. Необходимо учитывать вработе с детьми особенности их мышления. Поскольку дети в этом возрасте являютсяактивными исследователями всего нового, необходимо так строить учебный процесс,чтобы он имел характер путешествия по неизвестной стране, где на каждом шагу поджидаютудивительные открытия. Учение должно само нести награду в виде новых знаний.
В период среднего детства наблюдается значительное развитие двухважных процессов — памяти и метапознания. Дети в этом возрасте осваивают такие мнемоническиестратегии, как повторение, организация, семантическая обработка, создание умственныхобразов, поиск информации в памяти и создание сценариев. Метапознание включает всебя текущий контроль за собственным мышлением, памятью, знаниями, целями и действиями,что говорит о развитии произвольного внимания и произвольной памяти.
В этом возрасте активно развивается самосознание. Он начинаетотдавать себе отчет в побудительных силах и последствиях своих поступков. Происходитпонимание того, что он собой представляет, какими качествами обладает, как относятсяк нему окружающие и чем вызвано это отношение. Наиболее явно самосознание проявляетсяв самооценке, т.е. в том, как ребенок оценивает свои качества и возможности.
Чувства ребенка приобретают значительно большую глубину и устойчивость.Существенно изменяются и внешние проявления чувств — ребенок овладевает умениемдо известной степени сдерживать бурные, резкие выражения чувств.
Среднее детство — это возраст когда воля выступает как способностьсознательно управлять своим поведением, своими внешними и внутренними действиями.Ребенок овладевает умением управлять и контролировать свое тело. Например, сидетьспокойно на занятиях, не вертеться, не вскакивать. Но сознательное управление поведениемтолько начинает складываться у дошкольника, и волевые действия соседствуют с действияминепреднамеренными, импульсивными. Особое требование к воле ребенка предъявляют ситуации,в которых сталкиваются противоположные мотивы. Ребенку необходимо сделать выбормежду двумя возможными решениями. Возможность разумного выбора основывается на формирующемсясоподчинении мотивов. В этом возрасте уже можно наблюдать преобладание обдуманныхдействий над импульсивными.
Ребенок начинает управлять своим восприятием, памятью, мышлением.Формируется умение удерживать цель в центре внимания. Если деятельность успешна,дети стараются довести работу до конца. Однако неудачи в достижении цели выбиваютих из колеи. И здесь важна роль взрослого, который выступает с поддержкой, поощрениемк завершению начатого.
психологическая подготовка школьное обучение
Для этого возраста характерно практическое овладение языком иосмысленность речи, ребенок овладевает сложной системой грамматики, включая самыетонкие действующие в языке закономерности синтаксического и морфологического порядка.Происходит развитие фонематического слуха. Умеет производить звуковой анализ слова,что способствует успешному овладению чтением и письмом. Происходит осознание словесногосостава речи.
Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорногоразвития ребенка — когда совершенствуется его ориентировка во внешних свойствахи отношениях предметов и явлений, в пространстве и времени. Для сенсорного воспитаниянеобходимо обучение детей рисованию, лепке, конструированию, музыке и т.п. Восприятиестановится достаточно организованным и эффективным, чтобы дать сравнительно полноепредставление о предмете.
Дети в своем когнитивном развитии достигают стадии конкретныхопераций. Они обретают способность делать логические выводы, размышлять о физическихпреобразованиях, выполнять обратимые умственные операции и в общем строить гипотезыо физическом мире. Они способны теоретически рассуждать о людях, предметах и событиях,составляющих содержание их непосредственного опыта.
Согласно теории Д.Б. Эльконина, жизнь ребенка проходит в условияхопосредованной, а не прямой связи с миром. И связь эта осуществляется через сюжетно-ролевуюигру. Поэтому игра является ведущим типом деятельности ребенка среднего возраста.
«Игра — это такая форма деятельности, в которой дети, создаваяспециальную игровую ситуацию, замещая один предмет другим, замещая реальные действиясокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческой деятельности и усваиваютте формы отношений, которые будут реализованы, осуществлены впоследствии» [8].Именно поэтому игра является ведущей деятельностью, она дает возможность ребенкувступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальной жизниребенок вступить не сможет. В игре нужен товарищ. Если его нет, то действия, хотяи имеют значение, но не имеют смысла. Так пред ребенком в игре выступает системаотношений людей друг к другу. В игре происходит ориентация ребенка в смыслах взрослойсерьезной человеческой деятельности. Более подробно о роли игры в жизни ребенкабудет описано в главе 2.2.
В современном обществе игра не является единственным типом деятельностидетей. Другие типы деятельности: изобразительная деятельность, элементарный труд,восприятие сказки, учение.
Изобразительная деятельность ребенка давно привлекала вниманиехудожников, педагогов, психологов. Несмотря на это психологическая значимость рисункаизучена еще недостаточно. И все же, какова роль изобразительной деятельности в общемпсихическом развитии ребенка? По мнению А.В. Запорожца, изобразительная деятельностьпозволяет более глубоко осмыслить интересующие ребенка сюжеты. Однако более важнымЗапорожец считает, что по мере овладения изобразительной деятельностью у ребенкасоздается идеальный внутренний план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольномвозрасте внутренний план деятельности еще не полностью внутренний, он нуждаетсяв материальных опорах, и рисунок — одна из таких опор. В рисунке у ребенка естьвозможность выразить свое отношение к действительности.
Помимо игры и изобразительной деятельности в среднем возрастедеятельностью становится восприятие сказок. К. Бюллер называл этот возраст возрастомсказок. Это наиболее любимый ребенком литературный жанр. Сказка — это сгусток человеческоймудрости, опыта, результат работы человеческого сознания и подсознания, именно поэтомув сказках отражены осознаваемые и неосознаваемые проблемы человека на протяжениивсей жизни, а так же показан процесс разрешения этих проблем. Язык, стиль сказкипонятен и доступен ребенку. Сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается,незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию. Сказка ставит и помогаетрешить моральные проблемы. Сказка прививает добро, как считает Б. Бетельхейм, ане только поддерживает его в ребенке, способствует удовлетворению чувства справедливоститак необходимого ребенку. Сказка вводит в круг таких отношений, которых ребенокв реальной жизни может не замечать.
Элементарный труд важен для психического развития ребенка из-засвоеобразных отношений, которые устанавливаются между ребенком и взрослым: это отношенияреальной взаимопомощи, координации действий, распределения обязанностей.
Средний возраст — это период овладения социальным пространствомчеловеческих отношений через общение с близкими взрослыми, а так же через игровыеи реальные отношения со сверстниками.
Последний вид деятельности в среднем возрасте — учение. Вне обучения,вне процесса передачи ребенку общественно выработанных способов действия вообщеневозможно развитие. Обучение в ранних возрастах вплетено во все виды деятельностиребенка. К концу дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного типа обученияк реактивному типу обучения по программе, предложенной взрослым человеком. И оченьважно сделать так, чтобы ребенок хотел делать то, что хочет взрослый человек.
Итак, этот возраст приносит ребенку новые принципиальные достижения.Взаимодействуя со сверстниками и взрослыми, ребенок обучается тонкой рефлексии надругого человека. Испытывая потребность в любви и одобрении, ребенок учится принятымпозитивным формам общения. Продолжается активное овладение собственным телом (координациядвижений и действий, формирование образа тела и ценностного отношения к нему). Вэтот период продолжают бурно развиваться речь, способность к замещению, к символическимдействиям и использованию знаков, наглядно-действенное и наглядно-образное мышление,воображение и память. К концу дошкольного возраста у ребенка формируются основыответственного отношения к результатам своих действий и поступков. Ответственностьпробуждает чувство сопричастности общему делу, чувство долга. Ребенок 6-7 лет способенпонимать нравственный смысл ответственности, и в зависимости от развитости чувстваответственности до школы он будет относиться к своим новым обязанностям в школе.За период дошкольного детства ребенок проходит большой путь в овладении социальнымпространством с его системой нормативного поведения в межличностных отношениях совзрослыми и детьми. Ребенок осваивает правила адекватного лояльного взаимодействияс людьми и в благоприятных для него условиях может действовать в соответствии сэтими правилами.1.2 Игра — как ведущий тип деятельности детей среднеговозраста
Детям в столь раннем возрасте нужно научиться управлять широкимспектром своих эмоций и чувств. Более того, дети должны найти свои собственные способыразрешения противоречий, возникающих в процессе развития. Им нужно научиться действовать,сознавая свою зависимость от других, устанавливать отношения с людьми, обладающимивластью над ними. Вместе с тем им необходимо научиться поступать, следуя своемупобуждению действовать самостоятельно. По мнению Э. Эриксона, дети которым не удаетсяразрешить эти ранние психосоциальные противоречия, в дальнейшем могут испытыватьзатруднения при попытках справиться с аналогичными проблемами.
Именно в игре дети моделируют смысл человеческого существованияи те формы отношений, которые существуют в обществе.
«Игра — это такая форма деятельности, в которой дети создаваяспециальную игровую ситуацию, замещая одни предметы другими, замещая один предметдругим, замещая реальные действия сокращенными, воспроизводят основные смыслы человеческойдеятельности и усваивают те формы отношений, которые будут реализованы, осуществляемыв последствии» [7].
И поэтому игра является ведущим типом деятельности и дает возможностьребенку вступить во взаимодействие с такими сторонами жизни, в которые в реальнойжизни ребенок вступить еще не может.
В дошкольном возрасте у игры нет своего продукта, это ориентировочнаядеятельность в собственном и полном смысле этого слова. В игре происходит ориентацияребенка в смыслах взрослой серьезной человеческой деятельности. В игре перед ребенкомвыступает система отношений людей друг к другу.
По Д.Б. Эльконину игра сама в себе содержит гибель: из нее рождаетсяпотребность в настоящей общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности,что становится важной предпосылкой для перехода к учению. Он подчеркивал, что играотносится к символико-моделирующему типу деятельности, в котором операционально-техническаясторона минимальна, сокращены операции, условны предметы. Однако игра дает возможностьтакой ориентации во внешнем зримом мире, которой никакая другая деятельность датьне может.
Было выделено пять уровней взаимодействия маленьких детей:
1) игра в одиночку;
2) игра-наблюдение — ребенок наблюдает за игрой других детей,не вступая с ними во взаимодействие;
3) параллельная игра — ребенок играет рядом с другими детьмитеми же игрушками, не вступая во взаимодействие;
4) ассоциативная игра — дети делятся своими игрушками, в какой- то мере взаимодействует, но единого сюжета и цели нет;
5) совместная игра — дети заняты общим делом.
Каждому возрасту соответствует свой способ игры. Пяти — семилетниедети могут взаимодействовать друг с другом, устанавливая правила, разрешая конфликты,помогая друг другу и обмениваясь ролями.
Дошкольники часто играют в сюжетно-ролевые игры, которые требуютот участников истолкования и разделения фантазий друг друга, а так же действий ввоображаемой ситуации, определенных особыми правилами. Согласно предположениям Л.С.Выготского, именно в сюжетно-ролевой игре дети учатся сотрудничеству и осваиваютдругие социальные навыки, а так же способность обдумывать свое поведение и управлятьим.
Игра удовлетворяет многим потребностям ребенка — потребностьвыплеснуть накопленную энергию, развлечься, насытить свое любопытство, исследоватьокружающий мир, поэкспериментировать в безопасной ситуации.
Проигрывание ролей дает детям возможность поэкспериментироватьс различными моделями поведения и увидеть, к каким это может привести последствиям.Когда они проигрывают различные роли, ими могут двигать подлинные страхи, гнев,радость. Подобные игры позволяют детям выразить свои чувства, разрешить внутренниеконфликты и связать эти чувства и конфликты с тем, что им уже известно.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что в среднем возрастесюжетно-ролевая игра имеет важное значение для психологического развития ребенка:
Во-первых, мотивы ребенка существуют в виде обобщающих намерений.С помощью игр ребенок начинает осознавать мотивы.
Во-вторых, ребенок не способен ограничить свою точку зрения отчужой, что приводит к господству только своего мнения. Играя, ребенок научаетсясоотносить различные точки зрения.
В-третьих, игры способствуют развитию произвольного поведения.У ребенка появляется способность управлять собой, своим поведением и поступками.
1.3 Понятие «школьной зрелости». Готовностьк школе
В последнее время дошкольное обучение характеризует исключительноинтеллектуалистический подход. Ребенка учат читать, писать, считать. Однако можноуметь все это делать, но не быть готовым к школьному обучению. Готовность определяетсятем, в какую деятельность все эти умения включены. Усвоение знаний и умений в этомвозрасте включено в игровую деятельность. Следовательно, эти знания имеют другуюструктуру. Поэтому не следует измерять готовность к школе по формальному уровнюумений и навыков, таких как чтение, письмо, счет. Владея ими, ребенок может ещене иметь соответствующих механизмов умственной деятельности. То, что ребенок сможетрешить задачу, сидя дома, вовсе не значит, что он сможет решить ее в классе, когдаотвлекающих факторов оказывается для него слишком много.
Каковы типичные жалобы родителей детей, идущих в школу? Частозвучит недовольство их непоседливостью, невнимательностью, импульсивностью, нежеланиемпроявить терпение, недостаточной целеустремленностью. Чаще всего это завышенныес точки зрения возрастных возможностей требования к произвольному управлению психическимипроцессами. В то же время за такими жалобами может стоять и вполне обоснованнаятревога.
Исходя из вышесказанного, выделим наиболее часто встречающиесятрудности, связанные с поступлением в школу:
1. отставание в развитии уровня произвольной регуляции поведения, организованности;
2. трудности адаптации ребенка к классному коллективу (наиболее выражены у тех,кто не имел достаточного опыта пребывания в детских коллективах).
Психологи, педагоги, гигиенисты, педиатры отечественные и другихстран, занимаясь проблемой готовности детей к обучению в школе, хотели прийти кчеткому определению понятия «школьная зрелость». Но до сих пор нет надежныхи наиболее информативных критериев готовности ребенка к систематическому обучениюв школе.
Зарубежные психологи трактуют понятие школьной зрелости, какдостижение такой степени в развитии, когда «ребенок становится способным приниматьучастие в школьном обучении» [1], или как «овладение умениями, знаниями,способностями, мотивацией и др. необходимыми для оптимального уровня усвоения школьнойпрограммы поведенческими характеристиками [2].Й. Шванцара выделяет умственные, социальныеи эмоциональные компоненты. Г. Витцлак считает, что для полноценного обучения впервом классе необходимы определенный уровень умственного развития, способностик концентрации, выносливость, определенные уровни стремления к достижениям, обучаемость,социальное поведение.
В работе российских психологов так же подчеркивается что готовностьк школе — многокомпонентное образование. У истоков такого подхода стоит Л.И. Божович,которая указывала, что готовность к обучению в школе складывается из определенногоуровня развития мыслительной деятельности, познавательных интересов, готовностик произвольной регуляции своей познавательной деятельности и к социальной позициишкольника [3].
Л.А. Венгер считает, что психологическая готовность к школе состоитне в том, что у ребенка сформированы „школьные“ качества, а в том, чтоон овладевает предпосылками к последующему их усвоению.
В последние годы теоретические положения о психологической готовностик обучению в школе все более операционализируются в виде создаваемых психодиагностическихметодик. Необходимо учитывать, что готовность к школе — это некоторое состояниепсихического развития личности, которое является многокомпонентным образованием.Поэтому проблема готовности к школе является „многогранной и требует комплексныхпсихологических, физиологических и морфологических исследований различных сторонвозрастного развития в их взаимосвязи и взаимообусловленности“ [4].
По мнению Д.Б. Эльконина, прежде всего надо обратить вниманиена возникновение произвольного поведения — как ребенок играет, подчиняется ли онправилу, берет ли на себя роль? Превращение правила во внутреннюю инстанцию поведения- важный признак готовности.
Опыт обследования детей школьными психологами показал, что далеконе все дети, поступающие в школу, владеют необходимым комплексом предпосылок длябезболезненного и успешного вхождения в учебную деятельность. Выявление этого обстоятельствадаже в начале обучения позволяет прицельно организовать занятия с детьми и значительноускорить процесс вхождения в учебную деятельность.
Общая способность к обучению включает в себя способность адекватнодействовать в ситуации учебной задачи.
Проблема дефицита организованности должна быть поставлена какпроблема недостаточности произвольной регуляции.
Решающее значение для формирования произвольности поведения имееторганизация ориентировочной деятельности. Принятие ребенком цели, осознание целии способов ее достижения лежат в основе произвольной регуляции деятельности. Недостатокпроизвольности поведения в широком смысле можно трактовать, как неумение преодолеватьтрудности и препятствия на пути достижения цели.
Умение управлять собой более глубинно, чем умение думать, поэтомув первую очередь необходимо развивать произвольное поведение.
Существенным аспектом, определяющим готовность ребенка к обучениюв школе, является формирование у него готовности к участию в новой форме общениясо взрослыми, требующей высокой степени произвольности (совместная продуктивнаядеятельность).
Суммируя различные направления в определении понятия „школьнойзрелости“ или готовности к школе можно сказать, что психологическими причинаминеорганизованности поведения ребенка могут быть несформированность основных блоковструктуры деятельности: мотивационного блока — неумение выделить, осознать, принятьи выдерживать цель действия; операционно-регулятивного блока — неумение планироватьпути достижения цели, как по содержанию, так и во времени; неумение контролироватьдействие и вносить необходимые коррективы по ходу его выполнения.
Формирование собственно психологической готовности ребенка кшкольному обучению составляет закономерный итог дошкольного развития и как бы регулируетв себе основные достижения возраста.1.4 Характеристика тренинговой программы подготовкидетей к школьному обучению
Предлагаемая программа направлена на развитие у детей дошкольногои младшего школьного возраста как определенных личностных качеств (навыков общения,чувства эмпатии, доверия), так и тех психических функций, которые создают основудля успешного обучения (внимание, произвольное поведение, тонкая моторика, наглядно-образноемышление, память).
Так как ведущей деятельностью среднего возраста является игра,то основой занятий служат различные сюжетно-ролевые игры.
Формы упражнений м. б. разнообразны: пантомимы, игры, представления,различного рода загадки.
Элементами игр являются специальные упражнения, объединенныев группы, направленные на развитие умений произвольной регуляции в разных сферахпсихики.
Каждое упражнение включает фантазию ребенка, чувства, движения,чтобы через механизм их функционального единства ребенок учился произвольно воздействоватьна каждый элемент.
Программа развивающих занятий разбита на темы:
1. Развитие произвольного поведения.
2. Развитие навыков общения, сотрудничества.
3. Формирование целенаправленного внимания, памяти.
4. Развитие навыков управления своей эмоциональной сферы;
5. Развитие тонкой моторики рук.
Каждой теме посвящено 3 — 4 занятия. Все упражнения одного днятематически связаны.
Каждое упражнение решает не одну, а несколько самостоятельныхзадач (напр.: поймать мяч по сигналу — это упражнение на развитие и координациидвижения, и направленного внимания). И все же, занятия каждого дня построены так,чтобы был акцент на функции, которая обозначена в теме.
В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаютсябольшой подвижностью и впечатлительностью. Поэтому они нуждаются в частой сменезаданий. В качестве своеобразного отдыха от малоподвижных требующих повышенноговнимания упражнений, можно использовать подвижные игры. Занятия строятся по определеннойсхеме, где активные игры перемежаются с малоподвижными, и состоят из 5 фаз.
Занятие начинается с общей разминки. Её задача: „разогреть“внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работуи контакт друг с другом. Далее идут упражнения-игры, направленные на развитие навыков,обозначенных в теме занятия. Завершается занятие любым совместным действом, направленнымна закрепление положительного эффекта, приведение в равновесие эмоционального состоянияребенка.
Детей в группе д. б. не более 10 человек и не менее 6. Большееколичество детей в группе нежелательно, т.к. из-за большого числа повторений занятиестановится скучным, и некоторые дети могут оказаться в роли зрителей. Возникаеточередность, не каждый выходит на уровень активности, возникает рассредоточенностьвнимания.
Продолжительность занятия 40 — 50 минут. Для того, чтобы не терялсяэффект предыдущей встречи занятия должны проводиться не реже двух раз в неделю.
Программа психологической подготовки детей к школьному обучениюсостоит их 20 встреч. Ее продолжительность при двух занятиях в неделю приблизительнодва месяца.1.5 Принципы работы с детьми
Группа психологов из Петербурга, имеющая большой опыт групповыхзанятий, считает, что в работе с детьми необходимо опираться на закономерности естественногоих развития. Что силой ничего не добиться, можно только разрушить. Не стоит подчинять,подавлять, управлять маленьким „беспомощным человеком, а лучше пытаться сделатьтак, чтобы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе, самостоятельнее,умнее и добрее. В связи с этим ими был выработан принцип сопровождения, которыйучитывает естественные закономерности развития детской психики.
Вот они:
Не навязывать себя детям, с которыми собрались заниматься. Еслипо каким-то причинам ребенку не понравится занятие, значит, отложить их до лучшихвремен, и постараться понять, что было сделано не так.
Если не знаешь, как воздействовать — остановись.
Во время занятий могут возникнуть трудности, устранить которыесразу не получится. Лучше проигнорировать эту ситуацию и продолжить занятие так,будто ничего не произошло или переключиться на что-либо другое. По окончании занятийпостараться понять это происшествие.
Устранить из общения с детьми те способы или формы воздействия,которые вызывают у них протест или негативную реакцию. Не подавлять, не поучать,не игнорировать самого ребенка, а просто не воспринимать незрелые формы его реакцийи поведения.
Исключить неприязнь к детям и свои отрицательные эмоции.
Мы не можем скрыть от детей свое эмоциональное состояние, а ононевольно будет влиять на состояние детей. И собственная нервозность может перекрытьвесь положительный эффект занятия.
Соблюдать принципы равенства и сотрудничества с детьми.
Помнить, что вы взрослый, потому что ведете занятие; во всемостальном вы такой же участник, как дети.
Не фиксировать внимание на неудачах, не делать замечаний.
Избыток внимания или отрицательная оценка могут нарушить эмоциональноеблагополучие ребенка, а значит — навредить ему.
Давать только качественную оценку действий, но не оценку ребенка.
На занятиях каждый ребенок проявляет себя, как могут и хотят.На занятиях в режиме естественного развития ребенок не должен бояться заслужитьпорицание, осуждение.
Не сравнивать детей с кем-либо, не ставить никого в пример.
На занятиях такого рода главное — внутренняя свобода, вера всебя, в свои силы. Ребенок сам выберет пример для подражания.
Не выражать симпатии и внимание к детям в избыточной форме. Этотоже может навредить общей эмоциональной атмосфере в группе.
Использовать разные формы несловесной поддержки ребенка.
Это м. б. улыбка, подбадривающее пожатие руки, поглаживание поспине, по голове, что подскажет сердце.
Во всех случаях — соблюдение заповеди “не навреди»,ощущение чувства меры в воздействии на ребенка.
При использовании этих принципов не только дети обретают возможностьдля гармоничного психического и интеллектуального развития, но и взрослые учатсятерпению и терпимости.
Глава 2. Программа психологической подготовки детейк школьному обучению
Цель программы:
Подготовка ребенка к вхождению в школьный ритм, научить детейсправляться с трудностями личного и социального характера.
Задачи программы:
· развитие произвольного поведения
· развитие навыков общения
· формирование целенаправленного внимания
· развитие памяти
· развитие навыков произвольной регуляции эмоций.
 
Тематический план занятий.№ Темы Тема встречи Кол-во встреч 1 Беседа с родителями 1 2 Тестирование детей 1 3 Знакомство с группой. 1 4 Развитие произвольного поведения. 3 5 Сотрудничество, развитие навыков общения. 3 6 Формирование целенаправленного внимания, памяти. 5 7 Развитие навыков управления эмоциональной сферой. 3 8 Развитие тонкой моторики рук. 2 9 Заключительная встреча. 1
Содержание занятий по каждой теме.
Тема 1. Беседа с родителями.
Цель: Ознакомление родителей с программой психологическойподготовки детей к школьному обучению.
Встреча №1.
Я думаю, вы согласитесь с тем, что мечта каждого родителя — выраститьмалыша здоровым, психически гармоничным и счастливым. Но часто, руководствуясь своимпредставлением о здоровье, гармонии и счастье мы непоправимо насилуем естественнуюприроду детства. Мы ежедневно стараемся управлять жизнью ребенка, заставляя егодействовать и жить по нашим представлениям и предписаниям. И тогда, вопреки нашиможиданиям, вопреки желанию взрослых вырастить жизнерадостных, самостоятельных детей,мы часто получаем совсем обратное: детей пассивных, несамостоятельных или неуправляемых,лишенных познавательных интересов и способностей к творчеству.
Как избежать этого?
Если обратиться к природе естественного развития ребенка, томожно понять, что силой ничего не возьмешь от природы, силой можно только разрушить.Поэтому не стоит подчинять, подавлять, управлять своим малышом, а лучше постаратьсясделать так, чтобы ребенок естественным для него путем становился увереннее в себе,самостоятельнее, добрее.
Произвольная психологическая регуляция у маленьких детей не развитаи соблюдение предписанного взрослыми правила из страха наказания — это не самоконтроль,а форма самозащиты от грубой агрессии взрослых. Поэтому необходимо развивать в ребенкеспособность к произвольности в управлении своими эмоциями и действиями. И такимобразом научить его самостоятельно справляться с собой.
Предлагаемая программа составлена с учетом возрастных особенностейдетей дошкольного и младшего возраста и с учетом проблем, с которыми сталкиваетсяребенок в начале обучения: неспособность сосредоточиться на задании, неумение перестроитьсяот одного вида деятельности к другому, страх вхождения в новый коллектив.
Чтобы избежать или ослабить трудности вхождения в школьный ритм,программа нацелена на развитие произвольного поведения, на развитие различных видоввнимания, моторных навыков, на развитие мышления.
Занятия проводятся в форме игр на увлекательные для детей темы.
Элементами игр являются специальные упражнения, которые включаютв действие фантазию ребенка, эмоции, пластику.
Направленность упражнений-игр различна. Есть упражнения на развитиевнимания, памяти, умения добиваться конечной цели. Есть упражнения на выражениеэмоций: направлены они на развитие способности понимать эмоциональное состояниедругого человека и умение активно выразить свое. Включены также упражнения на установлениевзаимопонимания: целью этих упражнений является развитие умения устанавливать контактс окружающими, взаимодействовать с партнером. Важное значение имеет развитие тонкоймоторики. И поэтому в программу включены пальчиковые игры: они подготавливают рукук письму, развивают внимание и терпение, стимулируют фантазию. Есть упражнения,которые учат ребенка направлять свое внимание на внутренние ощущения, и таким образомони учат осознавать, различать эти ощущения и уже потом — произвольно менять иххарактер.
Есть основание полагать, что если начать развивать и тренироватьэти способности в детстве, то в зрелом возрасте можно достичь большего согласияв управлении самим собой.
Тема 2. Тестирование детей.
Цель: Диагностика психологической готовности детей к школьномуобучению.
Встреча №2.
Психологическая готовность к школе это прежде всего желание получатьзнания, это умение слушать учителя и выполнять его задания, отнюдь не всегда интересныеи привлекательные, это и определенный уровень развития произвольных когнитивныхпроцессов (мышления, памяти, внимания и др.), а так же развитие речи и фонематическийслух.
В соответствии с этими понятиями и была разработана практическимипсихологами А.Д. Андреевой и Е.Е. Даниловой диагностическая программа по определениюпсихологической готовности детей 6 — 7 лет к школьному обучению.
Авторы этой программы не рекомендуют начинать обследование сграфического задания, поскольку, как они считают, некоторым детям это задание представляетсяочень трудным и поэтому провоцирует у них чувство неуверенности в себе.
I. Установление контакта с ребенком и выявление уровня развития произвольногоповедения.
Методика Л. Красильниковой «Да» и «нет» неговорите". (Текст методики приводится по А.Г. Лидерс, 1995).
Инструкция. Мы с тобой будем играть в игру. Я тебе будузадавать вопросы, а ты — отвечать. Но договоримся так: ты не должен, не имеешь права,не будешь отвечать мне словами «да» и «нет». Например, еслия спрашиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да».Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», т.е. без слова «да».Или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?». Ты не говоришь:«Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова«да» и «нет» не говорить. Все понял?
Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция повторяется.
Перечень вопросов:
1. Как тебя зовут?
2. Ты мальчик или девочка?
3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?
4. Ты любишь ходить в детский сад (школу)?
5. Ты живешь далеко от детского сада (школы)?
6. Ты любишь мороженое?
7. Какого цвета бывает мороженое?
8. Ты ел черное мороженое?
9. Ты умеешь ходить на руках?
10. Ты умеешь летать?
11. Твой папа (мама) играет в куклы?
12. Ночью солнышко светит?
13. Волк боится зайца?
14. Ты любишь ходить к врачу?
15. Какого цвета халат у врача?
16. Доктор стрижет детей?
17. Тебя зовут … (неверное имя)?
18. Корова умеет летать?
19. Ты сейчас спишь?
20. Ты ходишь в школу?
21. На тебе надето платье (штаны)?
22. Зимой трава бывает?
23. Трава белая?
24. Какого цвета снег?
25. Снег горячий?
Во время проведения методики не следует давать ребенку обратнуюсвязь об успешности его ответов. При возможности следует фиксировать в протоколеречевые ответы ребенка полностью, а также длительность пауз перед ответами, недомолвкамии пр.
Оценка результатов. Правильными являются те ответы, которыесоответствуют введенному правилу «да» и «нет» не говорить",неправильными — те, в которых присутствуют запрещенные слова. Ответы, которые неявляются ни правильными, ни неправильными — это тот случай, когда дети или молчат(10 — 30сек), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получается. К этойгруппе можно отнести и исправляемые ребенком прямо в ходе ответа собственные ошибки.Правильным можно считать и кивок, т.к. ребенок в этом случае явно пытается соблюстиправило.
Возрастная норма для детей 6-7 лет составляет примерно 51% отвсего числа вопросов, т.е. число правильных ответов д. б. больше 11.
II. Определение особенностей речевого развития и наглядно-образного мышления.
Раскладывание четырех сюжетных картинок по порядку и составлениепо ним рассказа. Используется два набора картинок — основной и упрощенный. В качестведиагностического материала можно использовать наборы картинок из книги Г.А. Урунтаевойи Ю.А. Афонькиной «Помоги принцу найти Золушку» (1994). Первоначальнопредлагается основной набор. Если ребенок не справляется с этим заданием, ему даетсяупрощенный вариант.
Инструкция. Перед тобой несколько картинок. Разложи ихпо порядку: что сначала, а что потом? Объясни, почему ты так думаешь. Сочини рассказпо ним.
Система оценок:
3 балла — картинки разложены правильно. Рассказ связный, логичный,соответствующий содержанию картинок.
2 балла — картинки разложены с нарушением последовательности,однако рассказ связный, отражает предложенную ребенком версию событий.
1 балл — картинки м. б. разложены правильно, но связный рассказотсутствует. В лучшем случае описываются детали изображения.
0 баллов — картинки разложены неправильно, связный рассказ отсутствует.
Для более точного оценивания речевого развития ребенка к полученномуим баллу добавляется еще один балл в случае, если лексика ребенка богата и разнообразна,рассказ яркий и образный.
III. Определение особенностей развитияречи и пространственных представлений.
Понимание логико-грамматических конструкций (Т.Г. Богданова,Т.В. Корнилова, 1994).
Ребенку последовательно предлагаются следующие задания:
- Покажи карандашом тетрадь.
- Нарисуй крест под кружком, круг — под крестом.
- Колю ударил Петя. Кто драчун?
Если ребенок испытывает замешательство, задание повторяют.
Система оценок:
3 балла — правильное выполнение всех заданий.
2 балла — правильное выполнение двух заданий.
1 балл — правильное выполнение одного задания.
Перед ребенком обязательно должны лежать карандаш, тетрадь илисток бумаги.
IV. Готовность руки к освоению письма.Развитие зрительно-моторной координации.
Срисовывание слова, написанного латинскими буквами. Слово-образецпредлагается ребенку на отдельной карточке:
faquir
Инструкция: Посмотри, здесь что-то написано. Ты, можетбыть, еще не научился писать, но попробуй, ты, наверное, тоже сумеешь. Хорошенькопосмотри, как это написано, и постарайся написать так же.
Система оценок соответствует схеме, используемой в методике Керна- Йирасека (1978):
5 баллов — полное соответствие образцу. Размер букв не достигаетдвойной величины. Присутствует точка над буквой i. Отклонениеот горизонтальной строки — не более 30 градусов.
4 балла — слово достаточно хорошо прочитывается. Допускаетсяпропуск или повторение одного элемента при высоком уровне выполнения остальных.
3 балла — слово еще можно прочитать, но с трудом; большинствоэлементов слова присутствуют.
2 балла — видимость письма сохраняется; можно вычленить 2-3 буквы.
1 балл — почти каракули; вычленяются элементы отдельных букв.
V. Дополнительное задание.
Рекомендуется использовать задание «Рисование мужской фигуры»,результаты выполнения которого позволяют существенно дополнить психологический портретребенка. Оценка этого задания производится по схеме, предлагаемой в тесте Керна- Йирасека.
Общее время обследования — примерно 20 минут.
Примечание. Результаты, показанные ребенком по каждомутестовому заданию, имеют самостоятельное значение и не должны суммироваться. В противномслучае общий суммарный показатель приводит к нивелированию индивидуальных различий.Общий показатель не позволяет получить полноценное представление о характере психологическойготовности ребенка к обучению.
Тема3. Знакомство с группой.
Цель: Знакомство ведущего с детьми, детей друг с другом,установление рапорта.
Встреча №3.
Упражнение №1. «Имя и движение».
Цель: Знакомство детей, возможность почувствовать свою принадлежностьк группе.
Инструкция:
Сядьте в один большой круг. Сейчас каждый из вас будет произноситьсвое имя, и при этом делать какое-нибудь движение — руками, ногами, всем телом.Вся группа хором повторяет имя ребенка и повторяет движение, сделанное им. Послеэтого передается ход своему соседу. Я начну первая…
Анализ упражнения:
- Чье имя ты запомнил?
- Чьи движения тебе понравились больше других?
- Знаешь ли ты, что значит твое имя?
Упражнение №2. «Друг к дружке».
Цель: Обеспечение контакта и взаимодействия детей, возможностьпочувствовать свое тело.
Инструкция:
Сейчас мы будем играть в одну очень интересную игру, во времякоторой все нужно делать очень-очень быстро. Вы покажете мне, насколько внимательновы меня слушаете и насколько быстро вы можете сделать то, что я буду вам говорить.Сейчас у вас ровно пять секунд, чтобы выбрать себе партнера и быстро-быстро пожатьему руку… А теперь я буду вам говорить, какими частями тела вам нужно будет оченьбыстро «поздороваться» друг с другом:
- правая рука к правой руке!
- нос к носу!
- спина к спине!
Ну, что ж, это вы смогли сделать быстро. А теперь запомните,пожалуйста, следующее. Каждый раз, когда я крикну: «Друг к дружке!», вамбудет нужно быстро-быстро найти себе нового партнера и пожать ему руку. А послеэтого я снова буду называть части тела, которыми вы должны будете дотрагиватьсядруг до друга. Итак: «Друг к дружке!»
- ухо к уху!
- бедро к бедру!
- пятка к пятке!
Пусть дети поменяют 5-6 партнеров.
Анализ упражнения:
- Понравилась тебе игра?
- Легко тебе было действовать быстро?
- Были ли названы такие части тела, которые ты не сразу понял?
Упражнение №3. "Игра с мячом".
Цель: Закрепление стадии знакомства, развитие направленного внимания,произвольного поведения.
Материалы: Мяч среднего размера.
Инструкция:
Ребята, станьте в кружок. Сейчас по моей команде-хлопку тот,у кого мяч, начнет передавать его соседу слева и говорить свое имя. Тот, кто беретмячик, повторяет названное имя. И затем по команде передает мяч дальше по кругу,называя свое имя. И так до завершения круга. Понятно? Тогда начали.
Если группа легко справилась с предыдущим условием, ввести дополнительнуюкоманду: два хлопка — запрещающая команда и передавать, и брать мяч.
Анализ упражнения:
- Легко тебе было справиться с заданием?
- Запомнил имя своего соседа?
- Как ты себя чувствовал, когда что-то не получалось?
Упражнение №4. «Молекулы»
Цель: Почувствовать принадлежность к группе, развитие направленноговнимания.
Инструкция:
Станьте, пожалуйста, вкруг. Сейчас я включу музыку, и вы начнетедвигаться по комнате в любом направлении. Но будьте внимательны, следите за моимикомандами. Как только я дам сигнал и скажу: «Объединиться по двое», вамнужно будет тут же объединиться в пары. Если я скажу: «Объединиться по четыре»,вам нужно будет собраться в группу из 4 человек. И т.д.
Закончить упражнение объединением всех членов группы.
Тема №4. Развитие произвольного поведения.
Цель: Игры, предлагаемые в этом разделе, направлены навоспитание у детей произвольного поведения. Однако, любые игры с правилами требуютот ребенка волевых усилий и таким образом косвенно способствуют развитию произвольности.
Встреча №4.
Упражнение №1. «Игра с мячом».
Цель: Настрой на занятия, развитие произвольного поведения.
Материалы: Мяч среднего размера.
Инструкция: Аналогична инструкции к упр. №3 (Встреча №2).
Упражнение №2. «Сороконожка».
Цель: Обучение взаимодействию, сплочение группы.
Инструкция:
Дети встают друг за другом, держась за талию впередистоящего.По команде ведущего Сороконожка начинает просто двигаться вперед, затем приседает,прыгает на одной ножке, проползает между препятствиями и выполняет другие задания.Главная задача играющих — не разорвать единую «цепь», сохранить Сороконожкув целости.
Анализ упражнения:
- Кем легче было быть: головой или хвостом Сороконожки?
- Что ты делал, чтобы Сороконожка осталась в целости?
- Понравилось тебе быть сороконожкой? Чем?
Упражнение №3. «Инструкция».
Цель: Умение выслушать, выполнить и дать указание.
Инструкция:
Ведущий вызывает из группы одного желающего — водящего. Задачаводящего — дать группе инструкцию, что детям надо сделать. Группа выполняет. Примерыинструкций: сделать два шага в сторону, сесть на пол, схватиться правой рукой залевое ухо и т.п.
Анализ упражнения:
- Понравилось тебе быть водящим?
- Если понравилось, то чем?
- Легко было выполнять команды?
Упражнение №4. «Да — нет».
Цель: Развитие произвольного поведения.
Инструкция:
Мы с вами будем играть в игру. Я кому-то из вас буду задаватьвопросы, а вы — отвечать. Но договоримся так: вы не должны, не имеете права, небудете отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спрашиваю:«У тебя есть игрушка?», тот, кому задается вопрос, не должен говорить:«Да», а должен ответить так: «У меня есть игрушка», т.е. безслова «да». Или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?»,а в ответе не должно быть: «Нет». Должно быть: «Люди по потолку неходят». Итак, слова «да» и «нет» не говорить. Все поняли?Тогда начнем!
Анализ упражнения:
- Легко было соблюдать условие?
- Что делал, когда ошибался?
Завершение. «Отправление письма».
Инструкция:
Дети сидят в одном общем кругу, взявшись за руки. И передаютпо кругу пожатие-«письмо», полученное от другого участника.
Встреча №5 (конспект)
Упражнение №1. «Быстрые превращения».
Цель: Развитие фантазии, умения управлять своим телом.
Упражнение №2. «Мячи»
Цель: Развитие произвольного поведения.
Упражнение №3. «Друг к дружке».
Цель: Развитие произвольного внимания, взаимодействия друг сдругом.
Упражнение №4. "Большие пальцы вверх".
Цель: Обучение сосредоточению.
Завершение. «Шепчем вместе».
Встреча №6 (конспект).
Упражнение №1. "Послушай тишину".
Цель: Развитие произвольного внимания, умения владеть собой.
Упражнение №2. «Игра в мяч».
Цель: Развитие внимания, координации движения.
Упражнение №3. «Колпак мой треугольный».
Цель: Развитие концентрации внимания, контроля поведения.
Упражнение №4. «Слепой самолет»
Цель: Формирование умения сосредоточиться, давать и выполнятькоманды, доверия.
Завершение. «Повтори движение».
Тема №5. Сотрудничество, развитие навыков общения.
Цель: Игры, включенные в эту тему, способствуют освоению детьмитаких навыков общения, как установление контакта друг с другом, умения взаимодействоватьсо сверстниками, выбирать партнера по игре.
Встреча №7.
Упражнение №1. "Дрожащее желе".
Цель: Овладение навыком контроля мышечного напряжения, ощутитьсебя членом группы.
Инструкция:
Подойдите все ко мне и встаньте напротив, плотно прижавшись другк другу. Смотрите на меня. Представьте себе, что вы все вместе — это блюдо с желе.Можете ли вы сказать мне, какое это желе на вкус? Ванильное, банановое, малиновое?Хорошо, пусть вы будете блюдом с малиновым желе. Я сейчас начну встряхивать блюдос желе. Когда я буду легонько его встряхивать, вы будете раскачиваться медленно.Когда я начну встряхивать блюдо сильнее, вы должны будите раскачиваться быстрее.Чтобы увидеть и понять, как вам надо раскачиваться, следите за моими руками…
В течение одной минуты показывайте, как вы держите в руках огромноеблюдо и встряхиваете его, сначала легко, а потом все сильнее и сильнее. Затем резкоостановитесь — дрожащее желе успокоится не сразу.
Теперь представьте себе, что я забыла убрать блюдо с желе и оставилаее на солнце. И что стало с замечательным желе? Оно начало таять и растекаться…Начинайте таять, опускайтесь на пол и растекайтесь во все стороны.
Упражнение №2. «Кенгуру».
Цель: Умение взаимодействовать с партнером, сплочение группы.
Инструкция:
Участники делятся на пары. Один из них — кенгуру — стоит, другой- кенгуренок — сначала встает спиной к нему (плотно), а затем приседает. Оба участникаберутся за руки. Задача каждой пары именно в таком положении, не разнимая рук, пройтидо противоположной стороны, обойти помещение по кругу, попрыгать вместе и т.д.
Затем поменяться ролями.
Упражнение №3. "Менялки игрушек".
Цель: Обучение взаимодействию при помощи невербальных средств,например, осуществляя контакт глазами.
Материалы: Мелкие игрушки.
Инструкция:
Все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-либо игрушку.Водящий стоит спиной к играющим и громко считает до 10. В это время некоторые играющиеменяются предметами. При этом все действия выполняются молча. Меняться дважды однойигрушкой не разрешается. Водящий входит в круг. Его задача — угадать, кто с кемменялся игрушками.
Можно договориться заранее, сколько попыток дается ведущему дляотгадывания.
Анализ упражнения:
- Как ты догадался, кто поменялся игрушками?
- Как удалось молча договориться об обмене игрушкой?
Упражнение №4. «Бездомный заяц»
Цель: развитие быстроты реакции, отработка навыков невербальноговзаимодействия.
Инструкция:
Каждый игрок — заяц — чертит вокруг себя мелком круг диаметромпримерно 50 см. Расстояние между кругами — один-два метра. Один из зайцев — бездомный.Он водит. Зайцы незаметно от него (взглядами, жестами) договариваются об обмене,чтобы перебежать из домика в домик. Задача водящего — во время этого обмена занятьдомик, оставшийся на минутку без хозяина. Тот, кто остался бездомным, становитсяводящим.
Завершение. «Испорченный телефон».
Цель: Приведение в равновесие эмоционального состояния.
Инструкция:
Дети друг другу «на ушко» передают услышанное от предыдущегоребенка слово.
Встреча №8 (конспект).
Упражнение №1. «Живые картинки».
Цель: Научение невербальным способам общения.
Упражнение №2. «Сороконожка»
Цель: Научение взаимодействию со сверстниками, сплочение группы.
Упражнение №3. "Симметричный рисунок".
Цель: Развитие коммуникативных склонностей, умения работать спартнером.
Упражнение №4. «Большой PUZZLE».
Цель: Сплочение группы, установление контакта с партнером, умениедобиваться конечной цели.
Завершение. «Живой „Большой PAZZLE“.
Встреча №9 (конспект).
Упражнение №1. „Раздувайся пузырь“
Цель: Развитие навыка согласованности действий, внимания к партнеру.
Упражнение№2. „Охота на динозавриков“.
Цель: Невербальное взаимодействие с окружающими.
Упражнение №3. „Бездомный заяц“
Цель: Отработка навыков невербального общения, развитие быстротыреакции.
Упражнение №4. „Живые картинки“.
Цель: Развитие невербального способа общения.
Завершение. „Карусели“.
Тема №6. Формирование целенаправленного внимания, памяти.
Цель: Внимание — необходимое условие любой деятельности: учебной,игровой, познавательной. Неорганизованность поведения детей, их повышенная импульсивностьи неусидчивость, как правило, являются следствием неумения управлять своим поведениеми вниманием. Необходимо своевременно помочь ребенку развить эти качества.
Встреча №10.
Упражнение №1. „Передай маску“
Цель: Мобилизация внимания, эмоциональный настрой.
Инструкция:
Посмотрите, пожалуйста, все на меня, чтобы видеть, что я делаю.Я пытаюсь придать своему лицу особое выражение, например, вот такое. (Зафиксироватьна лице какое-то выражение, медленно повернуть голову, чтобы у всех детей была возможностьувидеть). А дальше будет так. Я повернусь к своему соседу слева, чтобы он мог получшеразглядеть выражение моего лица. Он должен в точности повторить это выражение насвоем лице. Как только у него это получится, он должен медленно повернуть головувлево, поменяв при этом выражение лица на новое, которое он „передает“своему соседу слева». Так же делают все остальные. Сначала мы в точности повторяемвыражение соседа справа, затем придумываем собственное выражение лица и передаемего соседу слева. Выражение лица м. б. комическим или угрожающим, страшным или смешным.
Упражнение №2. «Веселая игра с колокольчиком».
Цель: Развитие слухового восприятия.
Материалы: Колокольчик.
Инструкция:
Все садятся в круг, по желанию группы выбирается водящий. Водящемузавязываются глаза, а колокольчик передают по кругу. Задача водящего — поймать человекас колокольчиком. Перебрасывать колокольчик друг другу нельзя.
Упражнение №3. «Кого не хватает?».
Цель: Развитие внимания, памяти, возможность подчеркнуть важностькаждого ученика.
Материалы: Большое покрывало.
Инструкция:
Сядьте, пожалуйста, в один общий круг. Замечаете ли вы, когданет кого — то в группе? Каждый человек в группе важен для нас. Когда кого-то нет,мы по нему скучаем. Разделяете ли вы это мнение? Я очень рада, что сегодня все здесь.
Я хочу сыграть с вами в такую игру: один из нас будет прятаться,а остальные будут отгадывать, кто именно спрятался. Сначала я попрошу всех закрытьглаза, и пока никто этого не видит, тихо подойду к одному из вас и прикоснусь кего плечу. Тот, кого я выберу, должен будет открыть глаза, тихо-тихо выйти на середину,сесть на пол и укрыться вот этим покрывалом. После того, как он спрячется, я попрошувас всех открыть глаза и угадать, кого не хватает. А теперь закройте глаза.
Если дети долго не могут отгадать, попросить спрятавшегося что-нибудьсказать, чтобы остальные смогли узнать его по голосу.
Анализ упражнения:
- Почему важен каждый ученик в классе?
- Как ты показываешь, что они важны для тебя?
Упражнение №4. «Сто мячей».
Цель: Навык распределения внимания, установление контакта с окружающими.
Материалы: один или несколько мячей среднего размера.
Инструкция:
Игра проводится в несколько этапов с постепенным усложнениемв зависимости от готовности группы.
Главное условие — играть молча.
Все участники встают в круг. В руках у ведущего — мяч. Он бросаетего кому-либо из играющих, предварительно «договорившись» с ним взглядом.Тот, кто поймал мяч, перебрасывает его еще кому-либо, тоже предварительно«договорившись» с ним взглядом и т.д. Задача играющих — поймать взглядпартнера и не допустить падения мяча на пол.
Следующий этап: игра проводится точно так же, только ведущийвводит еще один дополнительный мяч. Между этапами может пройти не одна неделя. Главное- не форсировать события.
Завершение: «Паровоз».
Инструкция:
Станем в цепочку, возьмем друг друга за локотки, руки согнеми поехали, изображая руками движение колес поезда, мелко переступая ногами по всемузалу.
Ведущий сканирует стихотворение Д. Хармса «Поезд».Дети повторяют толь рефрен: Тук тук-тук, чух-чух-чух.
Поезд мчится и грохочет, Поезд мчится вдоль полей,
Машинист вовсю хлопочет. Эй, цветы водой полей,
Поезд мчится под горой, Поезд мчится темным лесом,
Для детей вагон второй. В гости едет к нам профессор.
Поезд мчится все вперед,
А толстяк все ест и пьет.
Вот мы и приехали.
Встреча №11 (конспект).
Упражнение №1. «Солнце, заборчик, камешки»
Цель: Мобилизация внимания, развитие тонкой моторики рук.
Упражнение №2. «Коровы, собаки, кошки».
Цель: Развитие целенаправленного слухового восприятия, умениявступать друг с другом в контакт.
Упражнение №3. «Сто мячей».
Цель: Развитие навыка распределения внимания, установление контактас окружающими.
Упражнение №4. «Кого не хватает?»
Цель: Развитие внимания, сплочение группы.
Завершение: «Колпак мой треугольный».
Встреча №12 (конспект).
Упражнение №1. «С закрытыми глазами угадай, кто подал голос…».
Цель: Настрой на занятие, развитие внимания.
Упражнение №2." Говори".
Цель: Развитие умения контролировать импульсивные действия, развитиецеленаправленного внимания.
Упражнение №3. «Сто мячей».
Цель: Развитие навыка распределения внимания.
Упражнение №4. «Запомни движения».
Цель: Развитие моторной памяти.
Завершение. «Хоровод».
Встреча №13 (конспект).
Упражнение №1. «Солнце, заборчик, камешки».
Цель: Развитие внимания, тонкой моторики рук.
Упражнение №2. «Слушай и исполняй».
Цель: Развитие внимания и памяти.
Упражнение №3. «Бездомный заяц».
Цель: Развитие внимания, быстроты реакции.
Упражнение №4. «Говори».
Цель: Развитие направленного внимания, умения контролироватьимпульсивные действия.
Завершение. «Письмо».
Встреча №14 (конспект).
Упражнение №1. «Ладонь — кулак».
Цель: Развитие активного внимания.
Упражнение №2. «Коровы, собаки, кошки».
Цель: Развитие целенаправленного внимания.
Упражнение №3. «Колпак мой треугольный».
Цель: Научение контролировать внимание, управлять движениями.
Упражнение №4. «Броуновское движение».
Цель: Развитие распределения внимания.
Завершение. «Испорченный телефон».
Тема №7. Развитие навыков управления эмоциональной сферой.
Цель: У детей больше, чем у взрослых, развита интуитивная способностьулавливать чужое эмоциональное состояние, поскольку они не придают такого значениясловам, как взрослые. Поэтому важно не упустить это благодарное время для развитияу ребенка эмпатии, сострадания, общительности, доброты. Уровень овладения ребенкомэлементарными умениями регуляции эмоциональной сферы и способность устанавливатьэмоциональный контакт составляют уровень развития эмоционального контроля его личности.Овладев начальными навыками эмоциональной саморегуляции, ребенок сможет устанавливатьэмоциональный контакт, научится регулировать свое общение.
Встреча №15.
Упражнение №1. «Тряпичная кукла и солдат».
Цель: Снятие эмоционального напряжения, мышечного контроля.
Инструкция:
Пожалуйста, все встаньте и расположитесь так, чтобы вокруг каждогоиз вас было свободное место. Полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат.Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так…(Показать позу). А теперь наклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болталиськак тряпичные. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла. (Показатьи эту позу.) Слегка согните колени и почувствуйте, как ваши кости становятся мягкими,а суставы очень подвижными…
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку и абсолютнопрямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь опять станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленнойи подвижной.
Снова станьте солдатом…
Теперь опять тряпичной куклой…
Теперь встряхните руками, как будто вы хотите стряхнуть с нихкапельки воды. Стряхните капельки воды со спины…Теперь стряхните воду с волос… Теперь- с верхней части ног и ступней…
Упражнение №2. «Три лица»
Цель: Распознавание своих и чужих эмоций.
Инструкция:
Я покажу вам сейчас три выражения лица. При этом я хочу, чтобывы мне подражали.
Сначала я покажу вам печальное лицо. Вспомните, как выглядитгрустный человек. А теперь пусть каждый из вас сделает печальное лицо. Какие жестынам лучше всего делать руками, чтобы выразить печаль?
Сейчас я вам покажу свирепое лицо. Все представили, как это выглядит?Давайте все сведем брови, оскалим зубы и сожмем кулаки…
Третье лицо — счастливое. Для этого давайте все широко улыбнемсяи прижмем руку к сердцу…
Вы поняли, как выглядят эти три лица? Давайте попробуем еще раз:печальное, свирепое, счастливое…
Теперь разделитесь на пары и встаньте со своим партнером спинойк спине. Давайте еще раз повторим все три выражения лица. Сделаем все по очередипечальное лицо, свирепое, а потом счастливое… Теперь вы сами будете выбирать одноиз трех лиц. Когда я досчитаю до трех, вам надо будет быстро повернуться к партнеруи показать ему выбранное вами выражение лица. Задача состоит в том, чтобы, не сговариваясьзаранее, показать то же самое лицо, что и ваш партнер. Готовы? Раз, два, три…Покажитесвое лицо партнеру. Какая пара выбрала одно и тоже лицо?
Упражнение №3. «Только вместе».
Цель: Получить возможность почувствовать то же, что и партнер.
Инструкция:
Разбейтесь на пары и встаньте спина к спине. Сможете ли вы медленно-медленно,не отрывая своей спины от спины партнера, сесть на пол? А теперь мне очень интересно,сможете ли вы точно так же встать? Постарайтесь определить, с какой силой вам нужноопираться на спину своего партнера, чтобы обоим было удобно двигаться?
Анализ упражнения:
- С кем тебе вставать и садиться было легче всего?
- Что было самым трудным в этом упражнении?
Упражнение №4. «Что я чувствую?»
Цель: Развитие способности к самовыражению, распознавание своихи чужих эмоций.
Инструкция:
Сядьте все вместе в круг. Сейчас мы будем загадывать и разгадыватьчувства. Один из вас выйдет на середину и придумает, какое чувство он нам без словпокажет. Выбирайте чувство, которое вам самим хорошо известно по опыту или котороевы часто наблюдаете у родных. Придумайте также ситуацию, в которой это чувство возникает.
Например, кто-то может представить себе такую картинку:«Утром я слышу будильник, который прерывает мой прекрасный сон. Я знаю, чтодолжен вставать, но я еще хочу спать…» И это ребенок может нам показать, какон лежит в кровати, вздрагивает неожиданно, потому что слышит будильник, и прячетголову под подушку, чтобы еще пару минут поспать. Помните, что вы не должны говоритьни слова, когда предлагаете нам свою загадку, но вы можете пользоваться различнымиподходящими звуками. В примере, который я приводила, ребенок двигался. Но вы можетепоказать также «застывшую» картинку. Понятно ли вам, как мы будем играть?
Анализ упражнения:
- Понравилось тебе загадывать загадку группе?
- Какие чувства легче, а какие тяжелее показывать?
- Быстро ли догадывался, какие чувства были задуманы?
Завершение. Хоровод.
Встреча №16 (конспект).
Упражнение №1. «Быстрые превращения».
Цель: Осознавание эмоций.
Упражнение №2. «Эмоциональный словарь».
Цель: Развитие эмоциональной сферы ребенка.
Упражнение №3." Птица, лягушка".
Цель: Развитие самообладания, координации.
Упражнение №4. «Три лица».
Цель: Распознавание своих и чужих эмоций (гнев, страдание, раздумье).
Завершение. Скульптурная группа «Солнышко».
Встреча №17 (конспект).
Упражнение №1. «Игры в воде».
Цель: Развитие способности понимать эмоциональное состояние своеи др. человека.
Упражнение №2. «Кукольный театр».
Цель: Развитие понимания своих и чужих чувств.
Упражнение №3. «Три лица».
Цель: Та же. (Стыд, удивление, сочувствие).
Упражнение №4. «Живые картинки».
Цель: Осознавание эмоций, разрядка.
Завершение. Пантомима «Мое настроение».
Тема №8. Развитие тонкой моторики рук.
Цель: В этот раздел вошли пальчиковые игры и упражнения с бумагой.Подобные занятия активизируют у детей работу мозга, способствуют развитию речи ипомогают дошкольникам подготовить руку к письму.
Встреча №18.
Упражнение№1. «Братцы».
Цель: Подготовка руки к письму, развитие фантазии, внимания,терпения.
Инструкция:
Ребята, вы умеете делать из бумаги фигурки? Самолетики, кораблики?Однако, мало кто из вас знает, что эти фигурки называются оригами. Слово это пришлок нам из Японии. Там в течение веков монахи ставили в храмах на алтари сложенныеиз бумаги фигурки. Так они совершали символическое подношение Божеству. Позже оригамистало семейным развлечением японцев, частью национальной культуры.
Сегодня мы будем делать Золотую рыбку. Нам понадобится красиваябумага и гибкие пальчики. А чтобы пальчики стали гибкими, мы их разомнем.
Засиделись в избушке братцы.
Захотел меньшой прогуляться.
Да скучно ему гулять одному.
Зовет он братца вдвоем прогуляться.
Да скучно им гулять двоим.
Зовут братца втроем прогуляться.
Грустно старшим сидеть в избе.
Зовут они братцев домой к себе.
 (Поднять руку, ладонь выпрямлена, пальцы сомкнуты)
(Отвести вбок мизинец)
(Мизинец чуть покачивается, затем возвращается на исходную позицию)
(Вбок отвести два прижатых друг к другу пальца)
(Мизинец и безымянный чуть покачиваются, затем возвращаются в исходную позицию)
(Отвести вбок три прижатых пальца)
(Большой и указательный четыре раза соединяются кончиками)
(Все пальцы соединяются в щепоть, рука расслабляется)
При повторении работает другая рука.
Если дети легко справились с первой игрой, предложить им любуюдругую игру большей сложности («Гости», «Лестница»).
Упражнение №2. Оригами «Золотая рыбка».
Цель: Развитие фантазии, точности движений.
Материалы: Золотистая или серебряная бумага.
Инструкция:
Теперь мы готовы делать Золотую рыбку.
Детям дается подробная инструкция и работа выполняется вместес ними.
Завершение. «Загадай желание»
Инструкция:
Ребята, встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теперь у каждогоесть своя Золотая рыбка. И вы можете ее о чем-нибудь попросить. Закройте глаза иобратитесь со своим желанием к рыбке. Но помните, это должно быть доброе желание,это желание никому не должно нести зла.
Занятие №19.
Упражнение №1. Пальчиковые игры «Гости», «Лестницав небо».
Цель: Подготовка руки к письму, развитие фантазии.
Упражнение №2. Оригами «Павлин».
Цель: Развитие тонкой моторики руки, пространственного представления.
Завершение. «Похвастайся игрушкой».
Тема№9. Заключительная встреча.
Встреча №20.
Упражнение №1. «Одинокая звезда».
Цель: Развитие эмпатии, чувства группы.
Материалы: Яблоко, а лучше — на каждых двух детей по яблоку.
Инструкция:
Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одиноким? Чувствовалили вы себя когда-нибудь одиноким? Чего вам больше всего хотелось? Я хочу рассказатьвам историю про маленькую одинокую звездочку…
В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным.На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоков небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И отэтого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобыловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землюк одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла,то спросила: «Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кемпоговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу — настолько мне одиноко».Старый человек знал, каково это — чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогдапропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни… Емупонравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал,что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный мешок.Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. «Смотри-ка,- сказал старик, — Это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братьяи сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свети ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать длятебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле.Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение». Он щелкнул пальцами, иизображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчиваетсяэта история.
Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки?(Достаньте одно яблоко и положите его на виду). Да, в каждом яблоке есть место длясчастливой крошечной звездочки. Давайте внимательно посмотрим, действительно лиесть маленькая звезда в этом яблоке.
(Разрежьте яблоко горизонтально так, чтобы получились две равныеполовины. Разъедините эти половинки и покажите детям звездочку, в виде которой располагаютсяяблочные зернышки. Если есть еще яблоки, дайте каждому ребенку по половинке яблока.)
Теперь, ребята, встанем вкруг, один позади другого. Сделайтекруг таким тесным, чтобы посередине, вытянув руки, вы могли коснуться друг друга.Там, в середине, наша звезда очень теплая. Там ее сила, которая необходима, чтобыпосылать свет как можно дальше, к другим звездам, нам на Землю.
Теперь вытяните другую руку назад и представьте себе, что изваших рук льется свет звезды, чтобы обрадовать другие звезды и детей на Земле. Почувствуйтерукой, которая направлена в центр круга, тепло звезды, а рукой, которая вытянутав другую сторону, теплый свет, источаемый вашей звездой. А теперь покажите мне,как ваша чудесная большая звезда медленно перемещается по небу — передвигайтесьпо комнате маленькими шажками.
Анализ упражнения:
- Почему мудрый старик помог звездочке?
- Можешь ли ты описать, что почувствовала маленькая звезда, когда нашла нанебе так много братьев и сестер?
- С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?
- Ты замечаешь, когда кому-нибудь из близких или товарищей одиноко?
- Что ты чувствуешь, когда сделал для кого-нибудь что-то хорошее?
Завершение. «Созвездие».
Материалы: Несколько больших листов ватмана, краски илифломастеры, на стене плакаты созвездий.
Инструкция:
А теперь представим, что каждый из нас звездочка на небе. Номы уже не одинокие звезды. Мы с вами встретились здесь, познакомились, много узналидруг о друге, многому научились. Мы образовали целое созвездие. Знаете что это такое?.
Давайте теперь нарисуем наше созвездие… (Совместное рисование.)
Заключение
При поступлении ребенка в первый класс чаще всего пытаются определитьобщий уровень его умственного развития. И не принимают во внимание уровень психологическойготовности ребенка к началу систематического обучения. Отсюда нередки проблемы первоклассника,его долгое включение в учебный процесс. Для подготовки ребенка к вхождению в школьныйритм и была составлена данная программа. При ее составлении были учтены основныезакономерности психического развития среднего детства. А так как ведущей деятельностьюдетства является игра, то весь тренинг составлен из игровых упражнений.
Программа целиком не была апробирована, но отдельные упражненияиспользовались на развивающих занятиях в подготовительной группе детского сада.Практика показала, что упражнения хорошо воспринимаются детьми.
В дальнейшем планируется проведение этих занятий в подготовительныхгруппах детских садов, в первых классах начальной школы. Мне кажется более целесообразнымпроводить психологическую подготовку детей до начала обучения, чтобы меньше уходиловремени на адаптацию, чтобы быстрее ребенок включился в учебный процесс.
При разработке учитывалось так же и то, что дети, оказавшиесяна занятиях, могут не принадлежать к одному коллективу. Это значит, что тренингможет проводиться не только на территории детсада или школы, но и на любой другойплощадке.
Эту программу можно рассматривать, как основу психологическихтренингов для младших школьников для развития у них коммуникативных навыков, способностиосознавать и контролировать свои переживания, развития чувства принадлежности кгруппе.
Литература
1. Божович Л.И. «Личность и ее формирование в детском возрасте», М1968.
2. Обухова Л.Ф. «Детская психология: теория, факты, проблемы». М 1998.
3. Эльконин Д.Б. «Избранные психологические труды» М 1989.
4. Мухина В.С. «Возрастная психология», М 2000.
5. Г. Крайг «Психология развития», СПб 2000.
6. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?», 1-4тт, М 1998.
7. Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Тренинг эффективного взаимодействия детей».СПб 2000.
8. Валявский А.С. «Как понять ребенка?», СПб 1998.
9. Г. Шоттенлоэр «Рисунок и образ в гештальттерапии», СПб 2001.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.