«Учалинский горно-металлургический техникум»
Реферат по дисциплинена «Философия» На тему: Краткие биографии философов.
/>
Учалы 2010г.
Тема: Краткие биографии философов.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Аристотель
2. Гераклит
3.Платон 4.Сократ
5.Декарт Рене 6.Список литературы
Введение РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ФИЛОСОФИИ В ОБЩЕСТВЕ И ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА, ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ И ЕЕ СТРУКТУРА
Эта роль определяется, прежде всего, тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения, а также тем, что она решает проблему познаваемости мира, наконец, вопросы ориентации человека в мире культуры, в мире духовных ценностей. Это важнейшие задачи философии, а вместе с тем и ее функции -мировоззренческая, теоретико-познавательная и ценностно-ориентационная. В ряду этих функций лежит и решение философских вопросов практического отношения к миру, а соответственно функция праксеологическая. Это, так сказать, костяк, основа функционального назначения философии. Но сами основные функции конкретизируются. В частности, познавательная преломляется в функции выработки категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей и составляющих понятийную основу всякого освоения предметного мира, всякого мышления. Через систему категорий и содержание философии в целом реализуется такая ее функция, как методологическая. С названными тесно связана функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов человеческого опыта. Далее следует назвать критическую функцию философии, выполняющую задачи преодоления устаревших догм и взглядов. Эта роль философии особенно четко выражена в трудах Бэкона, Декарта, Гегеля, Маркса. Философия выполняет и прогностическую функцию, реализуемую в построении моделей будущего. Наконец, существенное место в арсенале функций философии занимает интегративная, состоящая в обобщении и систематизации всех форм человеческого опыта и знаний — практического, познавательного, ценностного. Только на базе такой интеграции можно успешно решать проблемы гармонизации общественной жизни. Рассматривая роль философии в обществе, следует видеть, что сама эта роль исторически меняется, а ее «вечные проблемы» с ходом времени приобретают иное, чем прежде, звучание. Скажем, отношение человека и природы существовало всегда, но оно имело один смысл в домашинный период, другой — в эпоху машинного производства, а в эпоху НТР — это отношение обрело характер глобальной экологической проблемы. Таков первый важный момент, характерный для понимания роли философской мысли в диалектико-материалистической философии. Этот момент — историзм, который проявляется в подходе практически ко всем проблемам философии. Второй момент состоит в том, что философские проблемы рассматриваются в диалектико-материалистической философии прежде всего как проблемы общественного бытия, которые разрешаются в человеческой практике. Диалектико-материалистическое понимание истории как важнейшее приобретение философии резко изменило подход к философским проблемам, обнаружило их вплетенность в ткань общественной жизни, а также то, что поиск путей и средств их решения следует вести не в лоне чистого умозрения, а в реальной жизни. Короче говоря, философия должна рассматриваться как социально-историческое знание, тесно связанное с жизнью, постоянно развивающееся вместе с ней. В системе чрезвычайно разнообразных знаний об окружающем нас мире важное место занимает философия. Зародившись в глубокой древности, она прошла многовековой путь развития, на протяжении которого возникали и существовали самые различные философские школы и течения. Аристотель Аристотель (384—322 до н.э.) — древнегреческий философ, создавший свое учение, составившее эпоху в философии.
Происходил из города Стагиры, поэтому его часто называют Стагиритом. Его отец Никомах был врачом при дворе македонского царя Аминты III. В 367 г. до н.э., когда Аристотелю было семнадцать лет, он уехал в Афины для продолжения образования и поступил в платоновскую Академию, став учеником Платона. В Академии он пробыл 20 лет до смерти Платона. Через некоторое время он становится воспитателем сына македонского царя Филиппа Александра. Когда Александр становится царем, Аристотель возвращается в Афины, где создает школу под названием Ликей, так как она находилась на территории гимнасия, примыкавшего к храму Аполлона Ликейского. Обучение Аристотель проводил обычно в аллеях гимнасия.
Аристотель всегда выступал за связи с Македонией, поэтому после смерти Александра Македонского во время антимакедонского восстания ему было предъявлено обвинение в «безбожии». Он не стал дожидаться суда и уехал в Халкиду на остров Эвбея, где через год и умер, в 322 г. до н.э.
Дошедшее до нас литературное наследство Аристотеля не является полным, кроме того, не все дошедшее признается подлинным. Зрелые произведения Аристотеля можно разделить на несколько групп: логические труды, куда входят «Категории», «Об истолковании», «Аналитики», «Топика», «О софистических опровержениях»; книга о бытии «Метафизика»; естественнонаучные произведения — «Физика», «О небе», «О частях животных» и др.; этические произведения — «Никомахова этика», трактат «Политика»; работы по риторике и поэтике — «Искусство риторики», «О поэтике». Перечень работ Аристотеля свидетельствует об энциклопедичности его интересов.
Еще находясь в платоновской Академии, Аристотель расходился с Платоном в философских воззрениях. Впоследствии он подверг критике платоновскую теорию бестелесных форм (идей), что имело важное значение для дальнейшего развития философии. Аристотель в своих философских рассуждениях исходил из признания существования объективного, материального мира. Исходя из своей критики платоновских «идей», находящихся вне вещей, Аристотель попытался создать теорию, согласно которой сущность находится в самих вещах. Сущность познания он видел в познании вещи через нее саму. По этой причине он вводит другое противопоставление — противопоставление между материей и формой. Вся природа рассматривается у него в виде последовательных переходов от «материи» к «форме» и обратно. Однако в материи Аристотель видел только пассивное начало, всю же активность приписывал форме, к которой сводил начало движения и цель. Конечным источником всякого движения по Аристотелю является бог — «неподвижный перводвигатель».
Аристотель был автором первой классификации наук. Он выделил три основных группы наук, каждая из которых, в свою очередь, включала ряд специальных областей исследования. К теоретическим наукам он относил физику (учение о состояниях тел) и математику (учение об абстрактных свойствах материальных вещей). К практическим наукам он относил этику, экономику и политику. К творческим наукам — поэтику (учение об искусстве) и риторику (учение о красивой речи). Аристотель по праву считается основателем логики: именно он заложил основы этой науки. Для Аристотеля логика выступает орудием любой науки, посредством которого достигаются определенные результаты, логика — это своего рода наука о доказательстве, формах мышления, применяемых в познании. Он первым сформулировал логический закон противоречия, которому он придал следующий вид: «невозможно, чтобы одно и то же в одно и то же время было и не было присуще одному и тому же в одном и том же отношении».
Аристотель — создатель не только логической науки, но и психологии, представленной в трактате «О душе», где дается понимание души, явлений восприятия и памяти. Душа, по мнению Аристотеля, представляет собой высшую деятельность человеческого тела. В душе находится ум (нус), который не возникает и не подлежит гибели, разрушению. Аристотель делает попытку создать теорию растительной, животной и разумной души, лежащей в основе деления живых существ на растения, животных и людей.
Учение Аристотеля о государстве
Органическая часть философского наследия Аристотеля — его учение по вопросам развития общества и государства. Он отвергает проект «идеального государства» Платона и предлагает свою теорию государства.
По Аристотелю, основная причина формирования государства заключается в естественном стремлении человека к коллективной жизни, в стремлении, которое присуще ему от природы. Аристотель считал очень важной такую добродетель, как дружба: именно в этой добродетели человек переходит от своего индивидуального изолированного существования к общественной жизни.
Аристотель предполагал, что процесс формирования государства состоит из ряда стадий. Изначально существует замкнутая семейная община, которая включает в себя супругов, их детей и рабов. Затем отдельные семейные общины объединяются, создавая единую сельскую общину. Полис — специфическая форма древнегреческой государственности — возникает в том случае, когда объединяется несколько сельских общин. При этом стремление общин к объединению Аристотель считал естественным и закономерным, поскольку лишь наличие государственности может сделать объединение людей независимым.
Аристотель первым описал государственное устройство 158 государств, хотя до наших дней дошел лишь фрагмент этого описания, известный под названием «Афинская полития». Возможно, это связано с тем, что политию (умеренное народовластие) афинского типа Аристотель рассматривал как одну из наиболее устойчивых и гармоничных форм государственного правления. Впрочем, в своих оценках Аристотель крайне сдержан, предпочитал говорить о том, что действительно существует в мире и не давать никаких категоричных оценок.
Аристотель выделял шесть основных форм государственного устройства: монархию, аристократию, политию (народовластие), тиранию, олигархию и демократию. Монархию и тиранию Аристотель определял как власть одного человека, аристократию и олигархию — как власть немногих, а народовластие и демократию — как власть всех.
Первые три формы Аристотель считал правильными, последние три формы — неправильными. Такое деление Аристотель обосновывал тем, что при первых формах власть стремится к благу граждан, тогда как в последних формах этот принцип не соблюдается. При этом он полагал, что «правильные» формы могут переходить в неправильные, соответственно монархия может превращаться в тиранию, аристократия — в олигархию, народовластие — в демократию. Лучшим же, с точки зрения Аристотеля является то государственное устройство, в котором основой является среднее сословие. По мнению Аристотеля в государстве власть должна принадлежать не богатым и бедным, а среднему слою рабовладельцев. «В каждом государстве мы встречаем три класса граждан: очень зажиточные, крайне неимущие и третьи, стоящие в средине между теми и другими. Так как, по общепринятому мнению, умеренность и середина — наилучшее между двумя крайностями, то, очевидно, и средний достаток из всех благ всего лучше» Наиболее совершенной формой государственного устройства Аристотелю представлялась полития. Он выступал за устоявшееся социальное расслоение общества. Так, он писал: «Разве справедливо будет, если бедные, опираясь на то, что они представляют большинство, начнут делить между собой состояние богатых?»
Аристотель видел в неравенстве естественное явление. По этой причине он никогда не высказывался неодобрительно по поводу рабства, а также положительно оценивал частную собственность и связанное с ней богатство. Вместе с тем он считал, что значительное богатство — результат противоестественного способа его приобретения, который «противен человеческому разуму и государственному устройству».
ГЕРАКЛИТ
ГЕРАКЛИТ (ок. 540—ок. 460 гг. до н.э.) — древнегреческий философ. О жизни Гераклита известно очень мало. Он родился в городе Эфесе на западном побережье Малой Азии. Происходил из аристократической семьи и по некоторым данным принадлежал к царскому роду, имел наследственный титул басилевса (царя-жреца), от которого отрекся в пользу брата. Считается, что у Гераклита не было учителей. По его словам, он «научил себя сам».
Гераклит — автор единственного сочинения «О природе», в котором три главы: о Вселенной, о государстве, о богословии (сохранилось более 100 фрагментов). Книга написана метафорическим языком с притчами, аллегориями, загадками, что затрудняет понимание текста. Началом всего сущего Гераклит считал огонь — это первоначало, поскольку огонь представляет собой самую подвижную субстанцию во вселенной. Гераклит говорил: «На Огонь обменивается все, и Огонь — на все, как на золото товары и на товары — золото», «огонь живет земли смертью, и воздух живет огня смертью, вода живет воздуха смертью, земля — воды смертью». Последнее утверждение отражает представление Гераклита о том, что мир вечен и находится в постоянном изменении: «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим». Другими словами, Гераклит рассматривал сущее как подвижное единство, находящееся в постоянной борьбе противоположностей; с его точки зрения, мир находится в состоянии ежесекундного обновления и изменения, причем любые изменения он понимал как переход от одной противоположности к другой. По Гераклиту противоположности тождественны, так как переходят одна в другую. Все относительно: путь вверх и вниз, целое и нецелое, жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Так же и люди: «мы те же и не те же».
Гераклит отрицательно относился к человеку, полагая, что все люди глупы и могут действовать себе во благо только под принуждением стороны. Его презрение к человечеству распространялось и на философов и поэтов, как живших ранее его, так и его современников: «Никто из тех, чьи учения я слышал, не дошел до признания, что мудрое от всего отлично», — говорил он.
Гераклит презирал человеческие пороки, возвышал добро и добродетели, считал, что рабство имеет земное, а не божественное происхождение. Добродетель делает человека свободным. Враждебно относился к религии. В области политики придерживался аристократических взглядов, демократию отрицал. В конце жизни Гераклит утверждал, что достиг огненного просветления ума: знает все, победил наслаждения, трусость, лень и другие пороки. Он писал: «Я буду жить, доколе существуют города и страны, и благодаря моей мудрости имя мое не перестанет произноситься никогда». Действительно, идеи Гераклита оказали огромное влияние на философскую и общественную мысль не только античной эпохи, но и Нового и Новейшего времени. Диалектика Гераклита и поныне сохраняет свое место в общечеловеческой науке, культуре. Платон Платон (427—347 до н.э.) — древнегреческий философ, писатель, ученик Сократа. Платон происходил из старинного аристократического рода. Свое происхождение по отцу он вел от царя Кодра, по матери — от Солона. Он был всесторонне одарен с молодости — драматург, поэт, музыкант, живописец. Получил прозвище Платон (от греческого «платос» — «широкий») за широкую грудь, был отличным гимнастом (борцом и наездником) и отличался высоким ростом и крепким телосложением.
К философии его привела встреча с Сократом в 407 году. Диоген Лаэртский передает легенду, в соответствии с которой Сократу приснился сон, будто он держит в руках маленького лебедя, который вдруг покрывается перьями и улетает. На следующий день Сократ якобы и встретил Платона, который стал его учеником, оставив все прочие занятия. После смерти Сократа в 399 году он уехал из Афин и много путешествовал, посетил Италию и Сицилию. Платон дважды ездил в Сицилию (в 367 и 361 гг.) ко двору тирана Дионисия Старшего и его сына Дионисия Младшего, стремясь здесь претворить в жизнь свою теорию идеального государства («государства разума»). Он подружился с одним из родственников тирана Дионисия. Из-за интриг Дионисий разгневался на Платона и приказал или продать его в рабство, или убить его. В результате Платон был продан в рабство, но один из друзей выкупил его и отпустил на свободу. Когда Платон попытался вернуть ему деньги, которые собрали для него друзья, тот отказался. В 387 году Платон основал в Афинах свою философскую школу — Академию. В основе учения Платона лежит представление о душе, состоящей из трех начал — разумного, волевого и чувственного. Этим началам соответствуют и три добродетели — мужество, мудрость, воздержанность Народ способен лишь к добродетели благоразумия (повиновения). С этим учением Платона связан и проект идеального государства, который он представил в своих сочинениях «Законы» и «Государство».
Платон создал учение об идеях — первую наиболее последовательную идеалистическую концепцию. Основа учения Платона об идеях изложена в диалоге «Гиппий Больший». Гиппий — это реальное лицо, один из известных философов-софистов; в этом диалоге он представлен как недалекий, но очень уверенный в себе человек. Сократ и Гиппий рассуждают о том, что такое прекрасное. Поначалу Гиппий не понимает, как можно не понимать таких простых вещей. Прекрасное он отождествляет то с прекрасной девушкой, то с лошадью, то с кувшином.
Сократ же без особого труда показывает Гиппию, что прекрасное — это особое качество, которое может быть присуще самым разным явлениям, в которых оно воплощено. Другими словами, необходимо говорить о прекрасном вообще, а не о том, что именно считается прекрасным. Если же у разных людей имеется одно и то же представление о прекрасном, и если эта идея способна принимать различный вид, то единственным объяснением этому может быть то, что прекрасное — это идея, которая существует сама по себе, независимо от человеческого сознания. Следовательно, идея прекрасного существует и отдельно от той вещи, в которой она находит свое воплощение. Таким образом Платон формирует понятие идеи и приходит к выводу о существовании двух самостоятельных, независимых друг от друга миров: мира видимости и духовного мира, который может быть постигнут лишь при помощи ума. Мир идей реализуется в науке, ярким примером чего может служить математика, которая не предполагает оперирование наглядными представлениями.
Согласно Платону, бытие — это идея, то есть нематериальное, бестелесное образование, то, что существует независимо от вещи. Мир становления и мир бытия противопоставлены друг другу так же, как все временное, смертное, движущееся, делимое и воспринимаемое чувствами всему вечному, бессмертному, неподвижному, неделимому и умопостигаемому. Не зря Платон в диалоге «Государство» высказал мнение, что чувственно воспринимаемый мир есть лишь отражение мира идей, подобное теням на стене пещеры.
Основой чувственного мира является материя, которая служит основой для воспринимаемой реальности. Материя не обладает качествами, она представляет собой небытие. По этой причине она не может быть предметом философского размышления. Лишь идеи, которые, подобно душе, вселяются в материю, создают материальные предметы.
Платона считают основателем объективного идеализма. Он оказал большое влияние на развитие философии вплоть до новейшего времени. До нас дошли 13 писем, 34 высокохудожественных диалога; важнейшие из них: «Апология Сократа», «Федон», «Пир», «Государство». Платон первым применил диалог как литературную форму в изложении философского и политического учения, став, по мнению Цицерона, создателем диалога.
Учение Платона о государстве.
Платон в рамках своей философии создал учение о государстве. В диалоге «Государство» Платон рассматривает три основные группы вопросов. Во-первых, это вопрос о создании идеального государства. Во-вторых, это определение слова «философ», которое Платон дает в связи со своим убеждением, что у власти должны находиться философы. Наконец, в-третьих, Платон рассматривает вопрос о реально существующих политических системах, то есть анализирует устройства реальных государств.
Основная цель, которую ставил перед собой Платон, состояла в создании государства, которое было бы наиболее прочным и стабильным. Естественно, такое государство должно быть максимально приближенным к образцу — идее государства. Фактически в учении о государства мы сталкиваемся с продолжением учения Платона об идеях: поскольку в мире нет ничего устойчивого, устойчивы только идеи, а также то, что им в наибольшей степени соответствует. Платон стремился к тому, чтобы обосновать идею идеального государства и воплотить его в жизнь.
Общество в идеальном государстве Платона состоит из трех классов: философов, воинов и демиургов. Управляют лучшие (философы), охраняют государство воины. Третий класс — демиурги — ремесленники, земледельцы, купцы. Ниже их — рабы. Платон в соответствии со своей концепцией устройства человеческой души выделял три добродетели: сдержанность, мужество и мудрость. Ремесленники — это те люди, у которых преобладают вожделения; именно они должны производить общественные блага и торговать ими. Основной добродетелью ремесленников Платон считал сдержанность. Воины — это люди, которые в своем развитии достигли высоких волевых качеств и мужественности, а потому на них должна быть возложена обязанность защищать государство; их основная добродетель — мужество.
И лишь те люди, которые достигли наибольшей высоты в человеческом развитии, то есть философы (мудрецы), должны иметь право руководить государством. Правители, то есть философы, должны обладать такой добродетелью, как мудрость — способность к пониманию блага. Платон существенно расширяет понятие блага, определяя его как цель и причину всякого бытия. С точки зрения Платона, человек познает бытие лишь благодаря существованию блага. Благо, по Платону, является причиной и целью существования идей, то есть существует как нечто внешнее по отношению к идеям, существует до и помимо них. Платон сравнивает благо с солнцем, которое, освещая предметы, делает их видимыми, а также дает жизнь растениям, животным и людям. Из этого и вытекает необходимость того, что править идеальным государством должны философы.
Платона считал, что рождение и воспитание детей — это дело государственной важности, а потому семья не может брать на себя эти обязанности. Соответственно, эту роль берет на себя государство, отбирая детей и их матерей и воспитывая их в соответствии с их способностями. Это необходимо для того, чтобы отобрать лучших, которые смогут управлять государством и защищать его. Следовательно, «собственность» на детей также является коллективной, как и собственность на предметы быта.
Подготовка правителей, по Платону, должна включать начальное образование — изучение музыки, поэзии и гимнастики до достижения двадцатилетнего возраста, изучение астрономии, математики и гармонии в течение 10 лет, затем изучение философии в течение 5 лет с последующей практической государственной деятельностью. Только после этого, то есть по достижении пятидесятилетнего возраста, человек может занимать руководящие места в государстве. Кроме того, претенденты на власть должны проходить жесткий отбор: только так, по мнению Платона, можно подготовить действительно достойных правителей.
В идеальном государстве практически нет места искусству. Платон полагал, что искусство в большинстве его проявлений способствует развитию изнеженности; следовательно, оно в целом вредно для государства и должно быть запрещено. Тем не менее Платон не отрицает воспитательной функции искусства, что приводит его к допущению необходимости искусства, предназначенного исключительно для воспитания граждан. В воспитание граждан входит не только «гимнастика», под которой Платон понимал физическое развитие, но и «музыка» — в особом смысле этого слова, имеющем отношение к музам вообще, и, естественно, в урезанном виде.
Платон негативно относился к частной собственности. С его точки зрения, наличие частной собственности представляет собой соблазн для тех, кто обладает властью; по этой причине необходимо исключить возможность корыстных мыслей, просто запретив частную собственность.
В заключение диалога «Государство» Платон предлагает классификацию форм власти. Он выделил:
• аристократию, то есть власть избранных;
• монархию;
• тимократию (то есть власть воинов и в качестве примера он приводит Спарту);
• олигархию — власть небольшого числа богачей;
• демократию, крайней формой которой является охлократия, то есть власть толпы;
• тиранию;
• идеальное государство, которое не может быть воплощено в действительности.
Аристократия и монархия были отнесены Платоном к правильным типам государственного устройства, следующие четыре формы — к неправильным. Идеальное государство в теории Платона стояло особняком, поскольку не могло существовать в реальности.
Осмысление человека в философии Платона
Платон рассматривал человека как двойственное существо, обладающее телом и душой. В учении Платона четко прослеживается родство понятий души и идеи. Если тело, как и любой материальный предмет, делимо и смертно, душа, подобно идее, бессмертна, едина и не может быть разделена на части. Тело и душа не зависят друг от друга, однако душа должна господствовать над телом. По мнению Платона, душа является бессмертной и тесно связана с миром идей, поскольку именно она способна познавать идеи.
Платон выделял в душе три части: разум, ярость и вожделение. При этом разум он сравнивал с возницей, который управляет упряжью, ярость — с послушным конем, а вожделение — с непослушным. В соответствии с тройственным делением души Платон выделял и три добродетели: разуму соответствует мудрость, ярости — мужество, а вожделению — сдержанность. Поскольку разум, с точки зрения Платона, — это главная часть души, ее основной добродетелью является мудрость, тогда как мужество и сдержанность возникают в результате того, что соответствующие части души подчиняются разуму, прислушиваются к его голосу. Указанные добродетели Платон подчинял четвертой, а именно справедливости. Если все три части души действуют в гармонии и четко реализуют свою сущность, деятельность души в целом Платон считал подчиненными добродетели справедливости.
Соединение души и тела Платон рассматривал как болезнь; тело — это своего рода могила для души, поскольку человек подвержен чувственным вожделениям, которые отклоняют душу от реализации ее идеальной сущности. По этой причине основную цель человеческой жизни Платон видел в стремлении к идеальному, которое предполагает отказ от вещного мира, обесценивание плотского начала. Цель философа — не только стремиться к постижению идеального, но и помогать другим продвинуться по этому пути.
Платон верил в переселение душ. До того, как душа соединится с телом, а также после смерти, когда душа отделяется от дела, она, согласно Платону, попадает в идеальный мир, в котором она созерцает чистые идеи. Следовательно, знание о мире человек имеет потому, что у него есть душа. При этом душа (сознание) — это не инструмент познания. Знания заложены в душе человека, изначально, а потому познание — это припоминание, восстановление в памяти того, что душа воспринимала до того, как вселиться в тело. Сократ Сократ (470 или 469—399 до н.э.) — древнегреческий философ. Сократ родился в Афинах. Его отцом был каменотес, матерью — повивальная бабка. Внешне он был некрасив, но, как о нем говорили, «внутренней красотой превосходил своих современников». С детства ему был свойствен внутренний голос («демон», под которым надо понимать совесть, разум), который удерживал его от того или другого поступка. Получив разностороннее образование, он принимал активное участие в общественной жизни Афин. Известны два случая, когда Сократ, находясь на государственной должности, один воспротивился решению большинства и отказался участвовать в казни невиновных людей: в 406 году, когда осудили 10 стратегов и в 404 году— в правление Тридцати тиранов. Сократ участвовал в Пелопоннесской войне, мужественно и достойно вел себя в сражениях.
Сократ стал основателем собственной философской школы. Его ученики в дальнейшем также основали собственные школы. Самым известным учеником Сократа был Платон, который основал «Академию». Сократ жил бедно, но не брал платы за обучение и говорил, что есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество, а богатство и знатность приносят лишь дурное. Его принцип: «Я знаю только то, что ничего не знаю». Он ничего не писал, основными источниками изучения его философии являются сочинения его учеников Ксенофонта и Платона, а также Аристотеля, Плутарха и других. Сократ был одним из родоначальников философской диалектики (нахождение истины при помощи бесед — постановка вопроса и методическое нахождение ответа на него). В окружении друзей и слушателей на афинских улицах он вел беседы с молодежью, первым стал рассуждать об образе жизни человека.
В 399 году Сократ был предан суду по ложному обвинению в поклонении новым божествам и развращении молодежи. Суд присяжных приговорил его к смерти через принятие яда. В тюрьме он 30 дней ждал казни, отказался от помощи учеников и друзей бежать, мотивируя, в частности, тем, что это вызовет репрессии против его родственников и тогда его дети (три сына) получат недостойное воспитание на чужбине. Сократ принял яд цикуты. Он считал, что надо следовать не мнению всех, а только истине; жить надо не вообще, но справедливо; не надо отвечать злом на зло, а претерпевать это зло. Он стал первым философом, казненным по суду. Как это не раз случалось с афинянами, казнив Сократа, они вскоре раскаялись. Его обвинителей приговорили к изгнанию, а в честь Сократа воздвигли бронзовую статую. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.
Сократа нередко называют основателем истинной греческой философии. Такая оценка во многом справедлива, поскольку Сократ, будучи далеко не первым греческим философом, совершил переворот, выработав новый метод философского мышления. По свидетельству Аристотеля, Сократ первым применил индуктивное мышление и стал использовать определения. В контексте очень важного для Сократа поиска истины, имеющий практическую ценность, это проявлялось в том, что он отказывался от конкретных примеров и стремился формулировать строго определенные общие понятия. Его метод сыграл большую роль в дальнейшем развитии древнегреческой философии, выработав метод строгого определения и классификации понятий.
Философия Сократа сформировалась в рамках полемики с софистами. Сначала он был их сторонником, однако затем он изменил свое мнение. Поскольку софисты полагали, что сознание целиком определяется склонностями человека, Сократ задается вопросом, что же такое представляет собой сознание в действительности. Именно таким путем он стремится решить проблему обоснования истинного и объективного знания. Сократ полагал, что человек — это сложное существо, в сознании которого имеется много субъективного. Однако это не означает, что человеку недоступно объективное. Сократ противопоставляет мнение и знание, и объективное знание, с его точки зрения, является достойным судьей для субъективного мнения.
Понятия блага (агатон) и добродетели (арете), очень важные для древнегреческой философии, занимают в философии Сократа центральное место. Эти понятия тесно взаимосвязаны. Для древних греков арете — это соответствие между сущностью вещи или явления и ее использованием. Поскольку же сущность человека заключается в его разумности, а точнее, в том, что он обладает душой, благом для человека является познание истины. Основная цель, которую ставил перед собой Сократ, — это забота о душе. По мнению Сократа, человек, не заботящийся о душе, забывает о самом главном; стремление к славе, богатству, удовольствиям вторичны, хотя человек нередко ставит их на первое место. Поскольку сущность души состоит в познании, то человек должен к нему стремиться. От того, в каком состоянии находится душа человека, зависит, насколько этот человек добродетелен. Если преобладает невежество или необоснованная вера, душа подвержена злу; если же человек опирается на твердое, рационально обоснованное знание, душа реализует свою добродетель. При этом невежество для Сократа — это грех, который проистекает из непонимания и нежелания понимать, а следовательно, человека нельзя обвинять в том, что он умышленно совершает зло. Зло проистекает из невежества, неспособности осознать добродетель — причина зла кроется в нежелании думать и искать истину.
Сократ считал, что основное предназначение знания — помочь человеку реализовать себя в жизни и прожить ее добродетельно. А потому знание для Сократа было всегда знанием о добре и зле, о том, что полезно, приносит пользу, и о том, что причиняет вред. Широко известно выражение, которое можно считать девизом Сократа: «Познай себя!». Знание — это источник нравственного совершенства и жизненного счастья. Человек, обладающий истиной, никогда не поступит дурно. По этой причине Сократа считают первым философом, формулировавшим целостную и самостоятельную философскую этическую концепцию.
Свой метод философствования он называл майевтикой, что буквально можно перевести как «повивальное искусство». Истина, следовательно, должна родиться в споре, а цель философа состоит в том, чтобы помочь этому процессу. Основной метод, который использовал Сократ в своих беседах, состоял в том, чтобы заронить в душах своих собеседников сомнение по поводу того, во что они слепо верили. Однако целью Сократа было не разрушение истины, а ее поиск; сомнение должно было стать лишь первым шагом на пути к осознанию того, что необходимо искать истину. Результатом этого поиска должно было быть не выявление субъективного мнения, а достижение точного знания о сущности того или иного предмета — знания, воплощенного в строгом определении. Таким образом, спор для Сократа был способом разрушить ложное субъективное мнение и выявить истину. Сократ стремился к тому, чтобы человек утратил уверенность в том, что он считал истинным. Именно это состояние, в котором человек перестает автоматически воспроизводить свое мнение, оказывается точкой отсчета для Сократа. Декарт Рене Декарт Рене (1596 — 1650) — французский философ, математик, физик и физиолог. Рене Декарт — основоположник современной западной философии, как это признается многими исследователями истории философии. Происходил из старинного дворянского рода. Он родился во Франции в местечке Лаэ. Учился в иезуитском колледже Ла-Флеш в Анжу, получил юридическое образование. Во время учебы у Декарта обнаружилась склонность к занятиям математикой. В начале Тридцатилетней войны служил сначала в протестантской, а затем в католической Баварской армии. Он оставил армию в 1621 году и несколько лет путешествовал по Германии, Италии, Голландии и Франции. В 1629 году Декарт переселился в Нидерланды, где провел двадцать лет в уединенных научных занятиях.
В 1649 году по приглашению шведской королевы переехал в Стокгольм, где участвует в основании Академии Наук. Однако суровый климат Швеции стал причиной его преждевременной кончины. Он вскоре умер от воспаления легких. Через 16 лет после смерти, по требованию французского правительства, останки ученого были перевезены в Париж и торжественно погребены в церкви Святой Женевьевы (Пантеоне).
В основе философии Декарта лежит дуализм — противопоставление мышления и материи, души и тела, «мыслящей» и «протяженной» субстанции. Мыслящая субстанция не обладает протяженностью, она неделима, материальная же субстанция, или телесная, наоборот, обладает протяженностью, она делима на отдельные части. Он признает, что мышление и материя не зависят друг от друга. Субстанция — это такая вещь, которая для своего существования не нуждается ни в чем, а только в самой себе. Поэтому Декарт приходил к выводу, что совершенной субстанцией является только Бог, который для него лишь гарант истинности познания.
Исходной точкой в концепции Декарта является сомнение. Позиция Декарта состоит в том, что истинность какого-либо положения можно проверить, лишь поставив его под сомнение. В этой позиции, впрочем, есть очень рациональное зерно: только то знание может считаться абсолютно истинным, которое нельзя поставить под сомнение. Другими словами, сомнение оказывается для Декарта способом достижения истины.
На первом этапе, по его мнению, следует поставить под сомнение все, что возможно: любые догмы, авторитеты церкви и философии и даже собственное существование. Это было шагом, достаточно смелым для того времени. Впрочем, Декарт не собирался отрицать факта существования бога. Постановка под сомнение — это лишь операция, которая необходима для правильного обоснования философского знания о мире.
В результате постановки всего под сомнение, Декарт приходит к выводу, что любому сомнению есть предел, и предел этот — само мышление. Декарт рассуждает следующим образом: Я сомневаюсь; поэтому, учитывая, что сомнение — это акт мышления, можно сделать вывод, что я мыслю. А поскольку я мыслю, значит, я есть, я существую. Это нашло выражение в известном афоризме Декарта: «Я мыслю, следовательно, я существую». И эту мысль не могут поколебать никакие сомнения, поскольку данный факт — это самое очевидное и достоверное, что имеется в распоряжении человека. Это положение Декарт кладет в основу своей философии, полагая, что именно она может претендовать на роль незыблемого, наиболее прочного основания. На этом основании Декарт пришел к выводу, что источником достоверности всякого познания является мыслящее Я.
Декарт сформулировал четыре принципа, без соблюдения которых можно достигнуть достоверного знания:
«Первое — никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью, иначе говоря, тщательно избегать опрометчивости и предвзятости и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и столь отчетливо, что не дает мне никакого повода подвергать их сомнению.
Второе — делить каждое из исследуемых мною затруднений на столько частей, сколько возможно и нужно для лучшего их преодоления.
Третье — придерживаться относительного порядка мышления, начиная с предметов более простых и наиболее легко познаваемых и восходя к познанию наиболее сложного, предполагая порядок даже там, где объекты мышления вовсе не даны в их естественной связи.
И последнее — составлять всегда перечни столь полные и обзоры столь общие, чтобы была уверенность в отсутствии упущений».
Весь мир Декарт подразделяет на два вида субстанций — духовные и материальные. Если в отношении животных можно допустить, что они представляют собой бездушные автоматы, то в случае человека это очевидным образом не так. Человек способен управлять своим телом с помощью ума, а ум — испытывать на себе влияние разных по природе субстанций. Декарт, интересовавшийся медициной, полагал, что душа человека расположена в шишковидной железе, находящейся в центральной части головного мозга; с его точки зрения, это и было тем местом, где душевная субстанция взаимодействует с телесной. Именно здесь материальные жизненные духи и вступают в контакт с душой. Раздражение из внешнего мира передается по нервам в головной мозг и возбуждает пребывающую там душу. Соответственно, самостоятельное возбуждение души приводит в движение жизненные духи, и нервный импульс завершается, мышечным движением. Связь души и тела в целом укладывается в схемы механического взаимодействия.
Декарт ратует за практическую философию, при помощи которой, зная силу и действия огня, воды, воздуха, звезд, небес и всех других окружающих нас тел, люди могли бы точно использовать их для разных целей и стать хозяевами и господами природы. Практический метод Декарта состоит в переходе от общего к частному, основой которого всегда выступала математика. Он считает, что все науки должны быть подчинены математике, «ибо и ней содержится все то, благодаря чему другие науки называются частями математики». Это означало, что познание природы представляет собой познание всего того, что может быть зафиксировано математически.
В одном из своих произведений Декарт писал, что его не устраивает кабинетная ученость и что все можно найти в «великой книге мира и в себе самом», и всю свою жизнь следовал этим принципам. Прежде всего он изучал мир и поэтому мало читал произведений других авторов, считая, что не стоит зря тратить время. Декарт был экспериментатором и исследователем, хватался за все, что могло дать практическое применение, поэтому он был не только философом, но и крупнейшим ученым. Декарт заложил основы аналитической геометрии, ввел многие современные алгебраические обозначения, высказал закон сохранения количества движения. В аналитической геометрии основным достижением Декарта стал созданный им метод координат (декартовы координаты). Он заложил основы аналитической геометрии, а его сочинение «Геометрия» (1637) оказала огромное влияние на развитие математики. Декарт и один из основателей механики, автор закона преломления света, много сделал для развития физиологии и психологии.
Основные сочинения Декарта: «Рассуждение о методе», «Метафизические размышления», «Начала философии», «Правила для руководства ума» и др.
Роль Декарта и его философии трудно переоценить. Влияние его на всю последующую философскую мысль огромно. Учение и различные направления в философии, развивавшие идеи Декарта, получили название «картезианство» (от латинизированной формы его имени — Картезий). Список литературы: Зотов
А. Ф.
Существует ли мировая философия? // Вопр. философии.-1997
Введение в философию. М-: Политиздат, 1989.- Т. 2.
Мир философии. М.: Политиздат, 1991.-Т. 1.
Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. Энциклопедия, 1983. (понятие «сознание»)
Введение в философию. — М.: Политиздат, 1989. Т. 2.
Бытие и материя. Философское понимание природы // Мир философии. М: Политиздат, Т. 1.