Реферат по предмету "Философия"


Критический анализ работ Фромма

Критическийанализ работ Фромма

1. Фромм утверждает,что любовь — редкое явление в современном обществе. Почему? Согласны ли Вы сэтим?
Эрих Фромм писал о любви:
«Подлинная любовь — этопроявление плодотворности, и она предполагает заботу, уважение, ответственностьи знание. Это не «аффект», не увлеченность, а активное содействие росту и счастьюлюбимого человека, коренящееся в собственной способности любить...
Любить — значит проявлятьсобственную силу любви, любить кого-то — это актуализация и сосредоточие этойсилы на одном человеке… Любовь к одному человеку предполагает любовь кчеловеку как таковому, когда человек любит свою семью, а остальных воспринимаеткак «чужих» — это признак глубинной неспособности любить. Утверждение моейсобственной жизни, счастья, развития, свободы коренится в моей способностилюбить». С позиций гуманистической этики как системы нравственных норм,ориентированных на развертывание жизненных сил человека, на любовь к жизни,рассматривал Эрих Фромм сущность и значение совести.
«Гуманистическая совесть- это не голос авторитета, которому мы жаждем угодить и чьего неудовольствиястрашимся. Это наш собственный голос, данный каждому человеческому существу ине зависимый от внешних санкций и поощрений… Гуманистическая совесть — этореакция всей нашей личности на ее правильное функционирование или нарушениетакового. Совесть оценивает исполнением нами человеческого назначения; онаявляется (на что указывает корень слова «совесть») вестью в нас, вестью о нашемотносительном успехе или о поражении в искусстве жизни совесть — это нашареакция на самих себя. Это голос нашего подлинного «я», требующего от нас житьплодотворно, развиваться полно и гармонично… Это страж нашей честности», это «способностьручаться за себя и с гордостью говорить «да» самому себе» (Ф.Ницше). Гуманистическаясовесть представляет не только выражение нашего подлинного «я», она вмещаеттакже суть нашего морального опыта жизни. В ней заключено знание о цели нашейжизни и о принципах, посредством которых мы добиваемся ее; о тех принципах,которые открыли сами, и о тех, которым научились у других людей и призналиистинными.
Но не вступает ли нашанализ совести в противоречие с тем фактом, что у многих людей этот голосслишком слаб, чтобы быть услышанным и указать им путь? Да, этот факт даетоснования для моральных опасений за человеческую ситуацию. Если бы совестьвсегда говорила громко и вполне внятно, только немногие обманулись бы насчетсвоих моральных задач. Один ответ дает сама природа совести: поскольку ееназначение в том, чтоб быть стражем подлинного личного интереса человека, онадейственна в той мере, в какой человек не утратил себя полностью и не сталжертвой своего безразличия и деструктивности по отношению к себе. Совестьнаходится во взаимодействии с плодотворностью человека. Чем плодотворнее онживет, тем сильнее его совесть и тем больше она в свою очередь содействуетплодотворности. Чем менее плодотворно живет человек, тем слабее становится егосовесть; парадоксальность и трагизм ситуации человека в том, что его совестьслабее всего тогда, когда он более всего нуждается в ней.
Эрих Фромм был современникомXX в., и в то же время в его творчестве прослеживается глубокая внутренняя, «корневая»связь с эпохой Просвещения, с просветительским движением. Он не предлагалпереоценки ценностей, как делал это Ницше. Он придавал современное звучаниеценностям просвещения, противопоставляя разум иррациональности, веря в силу человеческогоразума. И.Кант, блестящий представитель Просвещения, утверждал: «Человечествоможет и должно стать творцом своего счастья».
И Эрих Фромм, видя всоциальной рационализации путь совершенствования жизни человеческогосообщества, заявлял, что «создание здорового общества, не провоцирующегосоциальные неврозы, а значит, и неврозы индивидуальные, может служить темобразом будущего, который может стимулировать психическую энергию людей надостижение действительно разумной цели, а не на истощение этой энергии в погонеза иллюзиями, продуцируемыми старыми и новыми идеологиями».
Считаю, что любовь возможна,только если два человека связаны друг с другом центрами существования, а значиткаждый из них воспринимает себя из глубины своего существования. Только в таком«центральном переживании» состоит человеческая реальность, только здесь жизненность,только здесь основа любви. Любовь, так переживаемая, это постоянный риск, это состояниене отдыха, а движения, роста, работы сообща; наличие гармонии или конфликта,радости или печали является вторичным по отношению к основному факту, что два человекачувствуют полноту своего существования, в единстве друг с другом каждый из них обретаетсебя, а не теряет. Есть только одно доказательство наличия любви: глубинаотношений, жизненность и сила каждого из любящих: это плод, по которомуузнается любовь.
2. Какая иерархияценностей господствует в современном мире?
Исследователи называютразличные иерархии ценностей: ценности как вид норм, традиций, ценности-идеалы,ценности-знаки и т.д. Как теория ценностей философия должна охватить системуценностей, лежащую в основе культуры.
Наука, с одной стороны,феномен культуры, стимулятор ее развития, а с другой — сама зависит отсостояния культуры и общества. Диапазон оценок роли науки широк — от признаниядостижений науки как меры национального престижа до чисто эмоциональных оценоккак «дочери удивления и любопытства» (Л. де Бройль) и «способа удовлетворения личноголюбопытства за государственный счет» (Я.Зельдович).
Наука может бытьрассмотрена в различных аспектах — мировоззренческом, аксиологическом,этическом и т.д. Общий процесс развития знания как диалога двух культур — естественнонаучной и гуманитарной приводит к необходимости четко различатьфилософские, общенаучные и организационные сюжеты в познании. Философия какфундамент мировоззрения, как «схваченная в мысли эпоха» (Г.Гегель), как «словоприроды: слово тайны мира, слово жизни» (П.Флоренский) позволяет во взаимосвязинауки и философии выделить гуманистический вектор науки, ее нацеленность начеловека, его идеалы и интересы.
Человеческое видениемира, ориентация науки на общечеловеческие ценности обнаруживается приобращении к истории науки. Судьбы человечества невозможно осмыслить внеисторико-культурного контекста, без обращения к истории науки: тесноепереплетение естествознания и философии как «традиции высокого размышления» ознании в античной культуре, своеобразие науки и личности ученого в средневековойкультуре, специфически-человеческое измерение мира в культуре Ренессанса, Новоевремя «первой научной революции» со своей парадигмой научности и личностиученого и, наконец, взаимодействие наук и проблема лидера наук, ориентация наобщечеловеческие ценности в современную эпоху глобальных проблем и поискаединства научного знания.
Переориентациясовременной науки на человека — факт безусловный и неоспоримый. В настоящеевремя существенно меняется статус науки в обществе. Наука приобретает не толькотехногенный, но и человеко-размерный характер, и хотя инвариантом остаетсяобъективность исследования, а главной ценностью остается истина, появляютсяспециальные, моральные параметры науки и техники (Э.Агацци).
Сравнивая истинуметафизики и истину науки, М.Хайдеггер полагает, что истина метафизики обитаетв «… бездонном основании человеческого бытия» и «поэтому до серьезностиметафизики науке со всей ее строгостью еще очень далеко».
Это положение спорно. Какнельзя признавать лидирующее положение философии по отношению к науке (Р.Рорти)и считать несомненной привилегией философии конструирование концептов(Ж.Делез), также неточно будет полагать, что наука в принципе исключаетвопросы, наиболее животрепещущие для человека (Э.Гуссерль, М.Вебер).
Следует согласиться соценкой философии и науки, данной П. Флоренским: «Наука, жесткая и непреклоннаяпо замыслу своему, на деле в историческом своем раскрытии, имеет и текучесть, имягкость. Философия же, подвижно-стремительная и гибкая… не чужда жесткой идогматической хватки… Философия и наука глубоко различны по направлению своейволи, но в своих осуществлениях они разнятся лишь мерою явленности каждого изобоих направлений».
 
3. Каковы основные«проблемы» современного человека, по мнению Фромма?
Основную проблемучеловеческого существования Фромм усматривал в экзистенциальном противоречии,которое состоит в нарушении естественной, гармоничной связи человека с природойи на этой основе с другим человеком и с самим собой.
Тотальное отчуждение какхарактеристика человеческого бытия существует с момента разрыва этойестественной связи. Вся активность человека подчинена решению указанной базовойпроблемы — обретению единства с миром и самим собой.
Единственно адекватнымответом на проблему человеческого существования является, согласно Форммалюбовь — форма человеческих отношений, позволяющая человеку обрести подлинное«Я». Путь к оздоровлению современного общества, несовместимого сгуманистическими требованиями человеческой природы, лежит через моральноеобновление, духовное очищение человека.

4. Считает ли Фроммлюбовь иррациональным чувством (вслед за Фрейдом)? Обоснуйте свой ответ
Главой нового направленияв психоанализе — неофрейдизма — по праву считают Э. Фромма, который, критикуяортодоксальный фрейдизм, преодолел его пансексуализм, отказался от учения олибидо, сублимации и типах индивидов, различающихся наличием у них тех или иныхэротических зон.
Центральным понятиемучения Фромма стало понятие социального характера, в котором выражаетсясовокупность фундаментальных потребностей человека:
— потребности, схожие спотребностями животных (потребности самосохранения, продолжения рода, пищи ит.д.);
— потребности собственночеловеческие (стяжательство, честолюбие, зависть и т.п.).
Первые обусловленыбиологически, вторые детерминированы социальной средой.
Выделение различных типовсоциального характера осуществляется Фроммом по признаку ориентации человека напродуктивные или непродуктивные межличностные отношения. Социальным характеромпродуктивной ориентации является производящий тип — тип человека свободного,любящего, разумного, ответственного, созидающего. Социальные характеры непродуктивнойориентации — рецептивный (зависимый), эксплуататорский (авторитарный), рыночный(обманывающий), накопительский — связываются Фроммом с отчуждением,разрушением, корыстной выгодой, подавлением индивидуальности и другими факторами.
Социальный характерскладывается под влиянием общества. Но изменение общества начинается сизменения социального характера. Если социальный характер в новых условияхостаётся «старым», то люди, обладающие им, будут стремиться воспроизвестипрежнюю социальную структуру, считает Фромм. Рассуждая о смысле жизни, Фроммприходит к идее о двух модусах бытия. Первый модус связан с обладанием, присвоениемпищи, одежды, благ; второй — с самоопределением, самореализацией созидательныхспособностей человека. На вопрос «Что главное в жизни: иметь или быть?» Фроммотвечает: «Быть». Иначе говоря, Фромм за то, чтобы активно проявлять себя вразличных сферах жизни, за реализацию всех потенций человека, а не за то, чтобылишь потреблять.
Основным мотивомповедения человека Фромм считает страсти (влечения), которые обусловленыконкретной общественной структурой (ненависть, апатия, цинизм и т.п. состояниявозникают на почве социально-экономических кризисов). Страсти носят иррациональныйхарактер, считает Фромм. Их может укротить только разум, обеспечивающий знанияо вещах независимо от того, какими мы хотим их видеть.
Модернизацию общества нагуманистических началах Фромм сводит лишь к изменению сознания ираспространению новых форм психодуховной ориентации, которые эквивалентнырелигиозным системам прошлого.
5. Фрейд описываетразличные пути из современного кризиса. Согласны ли Вы с ними?
Пути выхода из кризиса современнойцивилизации видел в создании «здорового общества», основанного на принципах и ценностяхгуманистической этики (среди которых высшая — любовь), восстановлении гармонии междуиндивидом и природой, личностью и обществом.
 
6. Какие невротическиеформы любви мы можем наблюдать сегодня? Можно ли изменить ситуацию?
Когда я говорю оневротической потребности в любви, я имею в виду явление, которое встречается внаше время в различных формах и с разной степенью осознания чуть ли не в каждомневрозе и выражается в чрезмерной потребности невротика в том, чтобы еголюбили, ценили, признавали и поддерживали, чтобы ему помогали и советовали, атакже в чрезмерной чувствительности к фрустрации этих потребностей.
В чем состоит различиемежду нормальной и невротической потребностью в любви?
Различие это можносформулировать следующим образом: если для здорового человека важно бытьлюбимым, уважаемым и ценимым теми людьми, которых он ценит сам или от которыхон зависит, то невротическая потребность в любви является навязчивой инеразборчивой.
Среди всех проявленийтакой невротической потребности – это переоценка любви. Важная особенность – еененасытность, выражающаяся в крайней ревности, которая представляет собой нереакцию, основанную на рациональных факторах, а ненасытность и требование бытьединственным предметом любви.
Другим выражениемненасытности является потребность в безусловной любви, а также в требованиибыть любимым ничего не давая взамен. Партнер должен доказывать свою настоящуюлюбовь, жертвуя своими моральными ценностями, репутацией, деньгами, временем ит.п. Любое невыполнение этих абсолютных требований воспринимается как отвержение.
Действительно линевротическая личность жаждет любви или же она стремится к материальнымприобретениям? Существуют все виды оттенков и переходов между этими двумякрайностями: от людей, действительно жаждущих любви, помощи и т.п. – доневротиков, которые не заинтересованы в любви, а лишь желают воспользоватьсядругим.
Напр., есть люди, которыесознательно отреклись от любви. Если они подвергаются анализу достаточно долго,то начинают верить, что доброта, дружба и любовь действительно существуют.Тогда их ненасытная страсть к материальным вещам исчезает. Бывают случаи, вкоторых связь между ненасытным желанием любви и жадностью в целом легко увидеть(пример с потерей лишнего веса).
Другим признакомневротической потребности в любви является крайняя чувствительность котвержению. Они воспринимают буквально все как отвержение и реагируютсильнейшей ненавистью. При анализе скрытая ненависть может проявиться всомнениях целесообразности анализа. Вы уверены, что дали ему реалистичныйвзгляд на вещи, а он не видит ничего, кроме критики и осуждения. Такоеубеждение одновременно предохраняет от переживания действительного отвержения.
Другие защищаются отразочарования путем сверхкомпенсации. Они извращают факты, представляядействительное отверждение как выражение признания.
Если мы понимаем, каквелика эта невротическая потребность в любви, то мы должны спросить себя,почему ему так трудно этого добиться.
Причинами к этому является:
1. Ненасытность егопотребности в любви, для которой все будет мало.
2. Неспособностьневротической личности любить, из–за тревоги, которая возникает у него в раннейжизни вследствие плохого обращения с ним самим. В результате он становитсянеспособным отказаться от себя, подчиниться. По этой же причине он не способенвстать на место другого. Поэтому он болезненно воспринимает как отвержениежелание другого человека побыть одному или его интерес к другим целям или кдругим людям.
Невротик не отдает себеотчета в своей неспособности любить. Он держится за этот самообман, посколькутот выполняет важную функцию оправдания его собственных претензий на любовь.
3. Чрезмерный страхотвержения. Страх отвержения и враждебная реакция на отвержение заставляют еговсе больше и больше замыкаться в себе (боится обратиться к другому за вопросом,оказать любезность, даже боится делать подарки). Более тяжелые невротики вообщене способны принять человеческого тепла. Это недоверие может быть в большей илименьшей степени сознательным.
Дружелюбие также можетвызывать сильную тревогу в случаях, близких к шизофрении. Отчасти их проблемасостоит в страхе перед зависимостью. Поскольку эти люди действительно зависятот любви других, которая им нужна как кислород для дыхания, опасность оказатьсяв мучительной зависимости и в самом деле очень велика. Их страх перед любойформой зависимости тем более велик, потому что они убеждены во враждебности кним других людей. Таковы наиболее важные причины, по которым невротику тактрудно найти удовлетворение.
Что такое любовь — сказать очень трудно, но что не является любовью или какие элементы ей чужды — определить довольно легко. Можно очень глубоко любить человека и в то же времяиногда на него сердиться, в чем-то ему отказывать или испытывать желание побытьодному. Но есть разница между такими, имеющими различные пределы реакциямигнева или ухода и отношением невротика, который всегда настороже против другихлюдей, считая, что любой интерес, который они проявляют к третьим лицам, означаетпренебрежение к нему Невротик интерпретирует любое требование как предательство,а любую критику — как унижение Это не любовь. Поэтому не следует думать, чтолюбовь несовместима с деловой критикой тех или иных качеств или отношений,которая подразумевает помощь в их исправлении. Но к любви нельзя относить, какэто часто делает невротик, невыносимое требование совершенства, требование,которое несет в себе враждебность: «Горе тебе, если ты несовершенен!» Мы также считаем несовместимым с нашим понятием любви, когдавидим использование другого человека только в качестве средства достижениянекоторой цели, то есть в качестве средства удовлетворения определенныхпотребностей. Такая ситуация явно имеет место, когда другой человек нужен лишьдля сексуального удовлетворения или для престижа в браке. Данный вопрос оченьлегко запутать, в особенности если затрагиваемые потребности имеют психологическийхарактер. Человек может обманывать себя, считая, что любит кого-то, а это всеголишь благодарность за восхищение им. Тогда второй человек вполне можетоказаться жертвой самообмана первого, например быть отвергнутым им, как тольконачнет проявлять критичность, не выполняя, таким образом, свою функциювосхищения, за которую его любили. Однако при обсуждении глубоких различиймежду истинной и псевдолюбовью мы должны быть внимательными, чтобы не впасть вдругую крайность. Хотя любовь несовместима с использованием любимого человекадля некоторого удовлетворения, это, не означает, что она должна быть целиком иполностью альтруистической и жертвенной. Это также не означает, что чувство,которое не требует ничего для себя, заслуживает названия «любовь». Люди,которые высказывают подобные мысли, скорее выдают собственное нежелание проявлятьлюбовь, нежели свое глубокое убеждение. Конечно, есть вещи, которые мы ждем отлюбимого человека. Например, мы хотим удовлетворения, дружелюбия, помощи; мы можемдаже хотеть жертвенности, если это необходимо. И в целом возможностьвысказывать такие желания или даже бороться за них указывает на душевное здоровье.Различие между любовью и невротической потребностью в любви заключается в том,что главным в любви является само чувство привязанности, в то время как уневротика первичное чувство — потребность в обретении уверенности испокойствия, а иллюзия любви — лишь вторичное. Конечно, имеются всевозможныепромежуточные состояния.

Вопросы дляписьменного рассуждения (критического эссе)
 
1. В какой степени внаши дни любовь является товаром? Как «отоваривание» любви влияет на отношениямежду полами? Приносит ли это вред или пользу обществу? Как изменяется рольженщины в современной культуре?
Тем, что в нашем мире всёпродаётся и покупается, уже никого не удивишь. На то он и рынок, чтобыразвешивать ценники с суммами в конвертируемой валюте на всём, что только можетбыть предметом купли-продажи – будь то шикарное авто, кусок колбасы или живойчеловек.
Навязчивая реклама,бездарные шоу, голливудские фильмы вырабатывают у целых поколений совершенноискажённые представления об отношениях между мужчинами и женщинами. «Твоё тело– это твой капитал», — говорит голос рекламы (шоу, кинофильма). Оченьпоказательны в этом отношении проекты типа «Фабрики звёзд». Если ты красивый,модный и сексуальный, значит, ты можешь стать звездой, можешь продать себяподороже, надо только правильно «упаковать» себя и преподнести в лучшем виде.Если ты не подходишь под эти стереотипы, значит ты неудачник, аутсайдер. Человеккак товар, а не как индивид, не как личность – вот реальность современнойкапиталистической системы.
Всё устроено настолькопросто, что об этом знают даже дети. Все мы понимаем, что всё вокруг нас стоитденег, наши желания подчинены нашим финансовым возможностям. Чем больше мычего-то хотим, тем больше это стоит. В отношениях между мужчиной и женщиной –далеко не всегда напрямую.
Охота на самку вбуржуазном обществе сопровождается рядом прогнивших социальных ритуалов:денежными затратами, лживыми обещаниями, предварительными встречами, короче,выродившимися и потерявшими значение церемониями. За этими ритуалами обычноскрываются достаточно конкретные социальные факторы. Материальные знакивнимания при ухаживании, такие как цветы, конфеты, подарки и т.д. играют важнуюроль. Чем больше денег потрачено мужчиной в этом увлекательном процессе, темсерьёзнее, по всем канонам буржуазной морали, его намерения, тем значительнее,соответственно, должна быть отдача. Проще говоря, всё это напоминает банальнуюсделку «купли-продажи», где продавец и покупатель сами взвешивают себя нафальшивых весах и пытаются обсчитать друг друга, часто страдая при этом сами.
Вообще в отношениях междумужчинами и женщинами в современном мире существует множество шаблонныхситуаций, в которых роли уже давно расписаны до мелочей. Девушка боится забеременетьвне брака, поскольку содержание ребёнка ей не по карману или просто обойдётсяей очень дорого. В этих случаях аборт чаще всего не есть боязнь самого актарождения, как такового, но боязнь последующих унылых годов содержания,воспитания и образования ребёнка в одиночестве. Да и семья, собственно,становится лишь фактором совместного владения каким-то имуществом, в российскихусловиях довольно убогим.Оба участвующих в церемонии играют социальныероли, мучают себя и партнёра. Не только спонтанностьжелания исчезает,тут речь уже не идёт о желании, а лишь о цели.
Материальный интерес вконечном итоге всегда оказывается первостепенным. «С милым рай и в шалаше», — утверждает народная мудрость. Правда, в нашем климате в шалаше можно житьтолько три месяца в году, и то, если в начале июня или в конце августа ночью негрянут морозы. Впрочем, дело тут не в особенностях российской действительности,и не в нашем климате. Вряд ли кто-то сомневается, что там, где круглый годгреет солнышко, а бананы можно срывать прямо с веток, «любовь» так же покупаютза деньги, то ли в форме открытой проституции, то ли в виде ритуализированныхбуржуазных отношений между мужчиной и женщиной.
Впрочем, не стоитпонимать вышесказанное как фатальную констатацию факта. Всё это так женеправильно и несправедливо, как эксплуатация рабочей силы илинеспровоцированная военная агрессия, а сексуальное угнетение – это один извидов капиталистического угнетения вообще. Ведь использование сексуальноговлечения в целях наживы является одним из самых прибыльных способовкапиталовложений. Само понятия «секс» наделено концептуально буржуазнымсодержанием, – оно означает не только и не столько сам половой акт, сколькоцелую стратегию, принцип половых отношений, распространенных в буржуазном обществе.Не случайно же, в этих буржуазных обществах, в которых секса всегда хватало,родилось и другое словосочетание «заниматься любовью»: оно как раз отразилотенденцию овеществления и примитивизации того комплекса чувств, переживаний,межличностного общения, который прежде назывался словом «любовь». Прагматизм,который обычно называют американским, закрался и в эту сферу. Еще один видделовых отношений: «давай-ка займемся любовью, детка». Точнее, переводизвестного словосочетания «to make love» звучит даже не как «заниматьсялюбовью», а «делать любовь», то есть здесь больше подчеркивается низменныйаспект собственно физического, в данном случае, почти механического действия.На смену «make money», ставшего разговорно-общим местом слэнга делового мираСША 1920-х гг., в наше время приходит «make love».
Используя секс в своихцелях, буржуй добивается прибыли, то есть укрепляет свою денежную власть ивласть над общественным сознанием. Получается замкнутый круг: однажды позволивсебе отведать низкопробного зрелища (те же самые шоу или модные программы), мыпозволяем буржую оформлять нашу действительность в соответствии с этойнизменной потребностью, то есть усиливать, стимулировать ее в обществе.
Таким образом, секс — есть отчуждение и овеществление тела, превращение его в визуальный товар, вчасть индустрии развлечений: сигареты, мотоциклы, мышцы, бюсты, попки…Отношения между мужчиной и женщиной сакрализуются, ритуализируются с цельюпоследующей выгодной реализацией этого товара. В «приличном обществе» в открытую«об этом» говорить не принято, а определённые детали вообще находятся под«моральным» запретом. Тем лучше для дельца, поскольку то, на что наложеноханжеское «табу», легче продать. Хотите заглянуть, что происходит в женскойбане? Заплатите деньги за входной билет.
Что происходит при этом счеловеком – мужчиной или женщиной, ставшим (ставшей) частью этой системы? Он(она) в полной мере включается в непрерывное изменение сознания, осуществляемоенад ним этой системой, он становится инструментом действия законов буржуазногообщества. Принцип эксплуатации налицо. Взаимоотношения мужчины и женщинысводятся к механике, к деловым отношениям, конечно, требующим определенноговзаимоуважения партнеров, но целью этого «сотрудничества» остается некаяотдельная сущность, некий отчужденный промежуток между людьми – секс.
Таким образом,тривиальное «когда нет денег, нет любви» в наше время звучит актуально какникогда. Впрочем, и в нашем мире вопреки всем его каннибальским законам естьместо для искренних и честных отношений, для того, что можно назвать любовьюбез всяких кавычек. Но, увы, это скорее исключение, чем правило в обществе, гдечеловек «стоит» ровно столько, сколько нулей записано на его банковском счёте.
 
2. Фромм обвиняетобщество в «болезни». Каковы признаки этой болезни? Живут ли современные людинастоящим, или лишь прошлым и будущим, как утверждает Фромм? Возможна ли любовьв современном мире?
Фромм полагает, чтолюбовь не является следствием сексуального удовлетворения, наоборот, дажезнание так называемых сексуальных приемов — это результат любви. «Любовь каквзаимное сексуальное удовлетворение или любовь как «слаженная работа» и убежищеот одиночества — это две нормальные формы разложения любви в современномзападном обществе, социально моделированной патологии любви».
Любовь, начинающаяся ссексуального влечения или основанная только на нем, почти никогда не бываетпрочной. Сексуальное влечение может стать скрепляющим любовь, но только при ееналичии. «Самозабвенное помешательство друг на друге — … не доказательство силылюбви, а лишь свидетельство безмерности предшествовавшего ей одиночества». Безлюбви сексуальный акт создает видимость соединения людей, на самом деле разделенныхбездной незнания друг друга. Этот акт, говоря словами Фромма, не в состоянииперекинуть мост над пропастью, психологически разделяющий людей. Такой актисключительно чувствен, а настоящая любовь сердечна; он отключает разум, алюбовь сознательна; он временный, а любовь вечна.
Другой формойпсевдолюбви, которая вместо человеческого счастья приводит лишь к неврозам, кстраданиям, является привязанность одного или обоих «любовников» к фигуреодного из родителей. Когда такая любовь приобретает крайние формы, лишающиелюбви других людей, то она превращается в псевдолюбовь. В таком случае человекпереносит эмоционально более сильное отношение к родителям на друга илиподругу, видя в них не самоценных личностей, а только воплощение черт своихродителей, которые рассматриваются в качестве идеала. Но поскольку идеал можетбыть только один и копия ни когда не сравнится с оригиналом, то и любовь кдругому человеку оказывается всегда слабее любви к родителям.
Вариантом невротическойлюбви центрированной на родителях, является исключительно матерински илиотцовски ориентированная любовь. Матерински ориентированный мужчина, например,в своих любовных отношениях часто остаются детьми и от женщины, также как и отматери, жаждут материнской любви. Они бывают мягки, добры, нежны и обаятельны,но вместе с тем беспомощны и безвольны. Их отношения к женщине остаетсяповерхностным и безответственным, а цель – скорее, быть любимым но, не любить.Если женщина не всегда восхищается таким мужчиной, «если она делает попыткижить своей жизнью, если она хочет быть любимой и окруженной вниманием и … еслиона не согласна прощать ему любовные дела с другой женщиной … то мужчиначувствует себя глубоко задетым и разочарованным». Такой мужчина ищет женщину,похожую на мать, и найдя ее, становиться счастливым, так и не выходя извозраста ребенка до конца своих дней.
Отцовски ориентированнаялюбовь чаще всего встречается у женщин, которые сами в детстве были оченьпривязаны к своим отцам. Став взрослыми, они стараются найти такого мужчину, вкотором бы воплотились лучшие черты отца, и обычно очень крепко привязываются кнему. Такая женщина, бывает счастлива с мужем, который заботится о ней как о ребенке.
Еще одна разновидностьпсевдолюбви – фанатичная любовь к кумиру. Из любви равноправной онапревращается в самоуничтожающуюся, в любовь – поклонение, в любовь – обожествление.Человек, любящий так другого, утрачивает себя как личность, теряет, вместо тогочтобы приобрести. Это уже не любовь в описанном выше высоком смысле этогослова, а идолопоклонничество.
Проявление невротическойлюбви — это нежелание замечать свои грехи и сосредоточенность на недостатках ислабостях «любимого»человека. Если два человека делают это одновременно, то ихлюбовные отношения превращаются в пытку постоянного взаимного разоблачения.
Наконец к категориипсевдоглубоких любовных межличностных чувств может быть отнесенасентиментальная любовь. Здесь на первый план выходит поверхностное, ритуальноеухаживание, театральное поведение с эпизодами мелодрамы. И часто тех, ктореализует такую любовь, на самом деле не характеризует сколько-нибудь глубокоечувство к любимому человеку. Они, скорее, заняты самолюбованием, самим собой,чем проявлением чувства любви к другому человеку, на которое они, вероятно,вообще не способны.
Замечено, что двачеловека влюбляются друг в друга тогда, когда находят друг в друге воплощениеидеала. Правда, иногда такое идеальное выделение бывает односторонним и в этомслучае появляется так называемая неразделенная любовь. Правда также и то, чтоидеальные черты далеко не всегда с самого начала видны друг другу, а иногда то,что видится, на самом деле может быть иллюзией. «Привлекательность, — пишетФромм, — … означает красивую упаковку свойств, которые престижны и искомы наличстносном рынке».
Видом псевдолюбвиявляется также «временная аберрация». Многие помолвленные или молодоженымечтают о блаженстве, которое якобы ожидает их впереди, тогда как в данныймомент они уже начинают скучать друг с другом. Переживается ли любовь«заместительно», как фиктивное участие в переживаниях других людей, переноситсяли она из настоящего в прошлое или в будущее, такие абстрактные и отчужденныеформы любви служат, согласно Фромму, лишь наркотиком, облегчающим больреальности, одиночества и отчуждения.
И последняя, самая частаяформа псевдолюбви — это проекция своих проблем на детей. Когда человек чувствует,что не в состоянии придать смысл собственной жизни, он старается обрести его всыне или дочери.
 
3. При каких условияхвозможно общество, в котором есть подлинное счастье и подлинная любовь? В какойстепени реальны перспективы нашего общества «выздороветь»? О каких опасностяхна путях из больного общества предупреждает Фромм? Считаете ли Вы, что он прав,или нет. Ответ обоснуйте
Отвергая или исправляяпопытки раскрытия тайны человека, осуществленные Л.Фейербахом, К.Марксом,З.Фрейдом, философ разработал целостное учение о человеке как чувствующем,страдающем и мыслящем существе. Человек, его сущность, социальнаяобусловленность — суть основополагающих принципов миропонимания Фромма. Индивидв «нездоровом», «больном» обществе — это и исследуемая реальность, в которую«заброшена» личность, и объект социальной критики Фромма. Наконец,предназначение его исследований- поиски путей к «обновлению», «возрождению»,«самовыявлению» и «самореализации» человека.
Разумеется, определитьФромма как специалиста в области философской антропологии — задача слишкомобщая. Персоналистская традиция в европейской философии чрезвычайно многолика.Нашим исследователям, надолго отлученным от антрополого-экзистенциальной линиив философии, не всегда очевидна ее сложность и неоднородность. Многообразие подходовк человеку порою ускользает от нас. Мы толкуем персоналистское течение какнечто нерасчлененное.
Капиталистическаяэкономическая система, по Фромму, руководствуется в своем развитии неподлинными интересами человека, а собственными системными потребностями. Врезультате социально-экономические условия капитализма формируютадаптированного к ним индивида — эгоистичного, себялюбивого и алчного. СогласноФромму, черты характера человека, порожденного социо-экономической системойкапитализма, являются патогенными и в результате формируют больную личность, аследовательно, и больное общество. Фромм утверждает, что единственным способомизбежать глобальной катастрофы является гуманистическая переориентация направленностиразвития человека и общества. Проблему реализации гуманистических альтернативФромм связывает с необходимостью глубоких изменений в человеческом характере.Различия в индивидуальных характерах людей и в типах социального характерасвязываются им с преобладанием одного из двух основных способов существованиячеловека – «обладания» либо «бытия». При существовании по принципу «обладания»отношение к миру выражается в стремлении сделать его объектом владения, встремлении превратить все и всех, в том числе самого себя, в своюсобственность. В «бытии» как способе существования Фромм выделяет две формы;одна из них противополагается «обладанию» и означает жизнелюбие и подлиннуюпричастность к существующему. Другая форма «бытия» есть противоположностьвидимости и относится к истинной природе, истинной реальности личности иливещи. Реализация принципов «бытия» и «обладания» рассматривается Фроммом напримерах ряда явлений повседневной жизни: обучения, памяти, беседы, чтения,власти, знания, веры, любви. Общими признаками «обладания», с точки зренияФромма, являются косность, стереотипность, поверхностность; «бытия» — активность, творчество, заинтересованность. Фромм приходит к выводу, что всовременном обществе, ориентированном на ценности потребления и на получениеприбыли, доминирует модус «обладания». Одним из симптомов этого, но его мнению,является злоупотребление в речевой практике глаголом «иметь». Природа «обладания»рассматривается Фроммом как обусловленная природой частной собственности. Модус«обладания» определяется доминированием установки на приобретение собственностии неограниченное право сохранять все приобретенное. Собственнические чувства иценности приобретательства при этом распространяются, по мысли Фромма, на вещи,других людей, собственное «Я», идеи, убеждения и даже привычки. Данный способсуществования формируется как результат социальной репрессивности по отношениюсначала к ребенку, а затем ко взрослому человеку. В ходе индивидуальногоразвития истинные желания и интересы человека, его личная воля замещаются теми,которые навязаны принятыми в обществе стандартами мыслей и чувств.
В первую очередь человекучится любить на примере родителей и благодаря родительскому воспитанию. Детипоймут, что такое любовь, если они окружены теплотой и лаской, если родителикормят и защищают их, общаются с ними и глубоко ими интересуются. Любви ониучатся и тогда, когда родители приучают их придерживаться принципов, отражающихздравые представления о добре и зле. Подлинная любовь — это не только чувствонежности, не только эмоции. Она побуждает последовательно действовать на благоокружающих — даже если они пока не умеют оценить этого по достоинству, какчасто бывает в случае с детьми, которых из любви вразумляют или наказываютродители.

Список использованнойлитературы
1. Э. Фромм. Пути из больного общества//в кн.Проблема человека в западной философии. М., Прогресс, 1988.
2. Мареев С.Н., Мареева Б.В., Арсланов В.Г.Философия XX века. М., Академический проект, 2001.
3. Лейбин В.М. Фрейд, психоанализ и современнаязападная философия. М.,1990.
4. Воскобойников А.Э. Бессознательное исознательное в человеке.М.,1997.
5. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебникдля вузов. М., Теис,1996 и др. изд.
6. Философия. Под ред. проф. В.Н. Лавриненко,проф. В.П. Ратникова.М., ЮНИТИ, 2001 и др.изд.
7. Кемеров В.Б. Введение в социальную философию. М.,Академический проект, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.