МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Реферат
попроизведению Н.А. Бердяева «Смысл истории»
Москва,2010г.
Оглавление
Оглавление
Биография
Основные положения произведения
Ключевые понятия и их толкование
Использованная литература
Биография
Бердяев Н.А. родился вдворянской семье, в Киеве, в 1874 году. В четырнадцать лет у Николая появилсяинтерес к философии, он начал читать Шопенгауэра, Гегеля, Канта. Так какбольшинство его предков были военными, Николая Бердяева отправили учиться вкадетский корпус, но военная обстановка ему не понравилась и он перешел вуниверситет Святого Владимира в Киеве. В университете он был ярым сторонникоммарксизма, за участие в студенческой демонстрации его даже арестовали и выслалив Вологду.
В 1903 году отошел отмарксизма, сблизился с православными русскими философами. Позже участвовал всоздании философско-религиозного общества «Памяти Владимира Соловьева». В 1909годупубликовался в сборнике статей, основная идея его статьи заключалась в том, чтоРоссии следует обратиться к традициям русской философии, а не гнаться замодными западными течениями. В 1914 году выпустил книгу «Смысл творчества», гдеговорил о том, что творение мира еще не окончено, что Бог нуждается в человеке,как в партнере, чтобы этот мир доделать. Официальная церковь двояко относиласьк его философии: с одной стороны, его поощряли, как религиозного философа, а сдругой – ему не доверяли, так как он призывал пересмотреть отношения человека сБогом.
Вольная академиякультуры, основанная им в 1919 году, собрала все лучшие умы того времени: А.Белый, В. Иванов, С.Франк, Ф. Степун, — все они преподавали в этой академии.Сам Бердяев читал курсы «Философии религии» и «Философии истории», на основеэтих курсов и была написана в 1923 году книга «Смысл истории». В 1920 годуБердяева арестовали. Дзержинский лично вел допрос, но Бердяева отпустили безкаких-либо последствий. В 1922 году арестовали во второй раз и выслали запределы Советской России в составе большой группы оппозиционной интеллигенции. До1924 года жил в Берлине, потом переехал в Париж. Бердяев очень сложно переживалпервые годы второй мировой войны, он в отличие от своих товарищей по эмиграциине считал, что проигрыш СССР – лучший вариант для избавления от большевизма. В1948 году Бердяев скончался во время работы за письменным столом.
За всю жизнь он написалсорок три книги и примерно пятьсот статей. Стал известен всему миру каккрупнейший религиозный философ, в Европе и Америке был оценен гораздо выше, чемв России.
Основныеположения произведения
Труд «Смысл истории» былнаписан в 1923г. Как считал сам автор, а позже и критики, эта книга сталаважнейшим наследием Бердяева. В ней он рассматривал историю человечества поэпохам. Бердяев был религиозным философом, поэтому многие размышления касаютсяконфессий, формировавших мышление и историческое восприятие человека. Ксожалению, этот философ не был оценен по достоинству своими соотечественниками.В России и среди русской эмиграции его ценили гораздо меньше, чем в Европе иАмерике.
Философию в целом, ифилософию истории в особенности, всегда стимулировали человеческие катастрофы икатаклизмы. Например, во время падения Рима, а как следствие крушения всейантичной культуры, свою философию истории начал строить Блаженный Августин. Наполеоновскиевойны, великая французская революция породили таких исторических философов, какЖ. де Местр и Бональд. Бердяев считал (в момент написания книги), что Россия,Европа, да и весь мир входят в какую-то новую эпоху, время историческогоперелома. Он попытался стать философом, чьи мысли отображали бы пониманиеистории того времени.
Бердяев заметил, что вразвитии каждой культуры есть определенная цикличность. Например, культураГреции имела свою «эпоху просвещения», очень похожую на ту, что пережило человечествов восемнадцатом веке: это период, когда в Греции преобладали взгляды софистов. Эпохапросвещения — это такая эпоха, когда человек ставит себя и свой разум выше всехтайн бытия. Начало девятнадцатого века – эпоха романтизма оказалась ближе всегок пониманию истории, она предлагала переосмыслить то, что отвергала эпохапросвещения. Самой вредоносной, с точки зрения исторической философии,оказалась эпоха реформации. Все христианство основывается на священномпредании, историческая критика стала его разрушать; она разрушила священноеписание. Она, не сумев познать тайну христианства, начала ее критиковать. Витоге получились лишь обрывки истории, сплошное разоблачение святынь. Важнуюроль сыграл в этом разоблачении марксизм. Марксистское понимание истории окончательнои бескомпромиссно умерщвило все исторические святыни, цинично обездушилоисторию, убило все половинчатые, полуидеологические направления философии. Но,если экономический материализм считал, что человеческое сознание есть не чтоиное, как надстройка над материальными отношениями, откуда же взялся разумсамого Маркса, который над этими материально-экономическими отношениямивозвышается?
Н.А. Бердяев предавалбольшое значение мифу, он считал, что миф всегда играл особую роль в истории. Историяи есть миф. Миф – не выдумка, а события, сохранившиеся в народной памяти. ПоШеллингу мифология – изначальная человеческая история. Любая великая эпоха насыщенамифами. Например, великая французская революция, которая произошла относительнонедавно – вся её история насыщена мифами, и мифы эти поддерживались в течениедолгого времени. Только поздние историки начали разрушать их (например, Тэн всвоей истории революции). И чем дальше эпоха удалена во времени отсовременности, тем больше о ней мифов. Исторические мифы имеют огромноезначение, в мифе содержится передающийся в народной памяти рассказ не только обистории (событиях, фактах, датах), но и о роли человека в истории. Историюнужно рассматривать в совокупности с человеком: нельзя выделить человека из истории,нельзя выделить историю из человека. Правильно понять историю можно лишьосознав равенство между своей собственной исторической судьбой и судьбойчеловечества. Но это не значит, что миф не стоит критиковать с историческойточки зрения, Бердяев лишь указывает на его внутреннюю ценность, он говорит,что в предании содержится символика судьбы народа.
Лейтмотивом бердяевскихразмышлений стала тема исторического сознания у разных народов. Греки понималимироздание статически, не принимая исторического процесса: ни у одного извеликих греческих философов нет философии истории. Для них мир цикличен и всё внем повторяется, их сознание устремлено не к будущему, а к прошлому. Идеяисторического внесена евреями. Их сознание изначально мыслило историю не как замкнутыйкруг, их историческая идея посвящена тому, что в будущем должно свершитьсякакое-то событие, которое разрешит историю. Такое восприятие историческоговпервые появляется в еврейском сознании, так что философию истории надо искатьне у греков, а в истории Израиля. Народ не узнал в Христе Мессию, отверг его, — это и есть ключевой факт, который делает еврейство осью всемирной истории.Еврейская религия есть откровение Бога в истории, как язычество есть откровениеБога в природе. «Ариец, допускающий с самого начала то, что богинесправедливы, не питает такого страстного желания добиться мирских благ. Он непринимает всерьез утех жизни, увлеченный своей химерой загробной жизни, толькотакая химера и может подвинуть на великие дела, ариец строит свой дом длявечности, семит же хочет, чтобы добро пришло, пока он жив. Он не хочет ждать;слава и благо, которых не чувствуешь, для него не существуют. Семит слишкомверит в Бога, ариец слишком верит в вечность человека. Семит дал Бога, ариецдал бессмертие души» (Ренар).
Бердяев вспоминает товремя, когда он был приверженцем материалистического понимания истории, онпроверял это понимание на судьбах разных народов. Ему еще тогда казалось, что сматериалистической точки зрения, еврейский народ уже давно должен былпрекратить свое существование, и что существование его есть чудесное явление,которое указывает на особое предназначение этого народа. Маркс, который былтипичным евреем, в своем учении, пытался поднять старую библейскую идеюспасения, только в новой форме и в иной исторической атмосфере. Если раньшеизбранным народом, призванным спасти и освободить этот мир, были израйлитяне,теперь это пролетариат.
Бердяев считал, что вэллинском мире никогда не было настоящей свободы — форма всегда была важнеесодержания: в политике, искусстве, философии. В христианском же сознании,раскрылась свобода зла, без которой нельзя понять исторического процесса, таккак мир бы начался не с начала, а с конца – с безмятежного и совершенногоцарствия Божьего. Здесь философия очень связана с эсхатологией — без идеиисторического завершения нет восприятия истории. Греческое понимание добраникак не связано со свободой, а христианство утверждает свободу добра. Оноговорит, что только добро, творимое свободно, настоящее.
В еврейском народевпервые была создана возможность для философии истории, но сама философияистории, как область духовного познания и как форма восприятия мира,свойственна только христианству. Оно дало идею однократности и неповторимостисобытий. Христианская история человечества отличается от истории языческогомира тем, что в ней произошел какой-то сдвиг: человек стал освобождаться и отдемонов природы, и от подавленности Богом, который раньше воспринимался какдалекая и грозная сила, контакт с которой опасен для человека.
Бердяев в своем трудерассуждает о важнейших, по его мнению, эпохах человечества. В эпохусредневековья царствовал аскетизм: духовные силы человека не растрачивались, аконцентрировались. Это и дало возможность эпохе возрождения стать такой плодовитой.Весь Ренессанс был подготовлен Средневековьем. В эпоху возрождения ищут новыеформы: с одной стороны, возвращаясь к античности, а с другой – обращаясь кприроде. Современные историки признают, что Ренессанс есть столкновение двухначал – христианского и языческого. В эту эпоху не просто повторилось античноетворчество, оно как бы выразилось в новом содержании. Гуманизм завершаетРенессанс. Даже из названия видно, что гуманизм ставит человека в центр. Но этотечение отрицает, что человек есть образ и подобие Божие. Он возносит человекаи одновременно его принижает, отрицая его божественную природу. Парадокс –эпоха возрождения началась с того, что человек обратился к природе, стал искатьв ней вдохновение, совершенные формы. Но дальнейшее развитие ренессанса игуманизма оторвало человека от природы так, как никогда раньше.
Гуманизм переходит вантигуманизм. Чтобы это доказать, Бердяев анализирует двух очень разныхфилософов, двух людей, имеющих разные взгляды на мир, один из которых размышляло вершинах индивидуальной духовной культуры, другой – о социальной среде имассах. Фридрих Ницше и Карл Маркс. У Ницше конец гуманизму кладет идеясверхчеловека. Здесь человек воспринимается как стыд и позор во имясверхчеловека. Он отрицает идею христианства о ценности человеческой души.Видна потребность в сверхчеловеческом. Маркс тоже воюет против гуманистическихидей: он насаждает жестокость. Жестокость к человеку, к ближнему, во имясоздания «сверхчеловеческого» коллективизма.
Конец Ренессанса связантакже с процессом демократизации. Вхождение культуры в массы и масс в культурыотрицательно на ней сказывается. Бердяев считает, что и гуманизм и ренессанс посвоей природе аристократичны: Людовик Четырнадцатый говорил, что государство –это он. Революционный народ тоже сказал, что государство – это он, но этосовсем разные вещи.
Еще одна важная тема,поднятая Бердяевым в этом произведении – отношения человека и природы. Бердяевговорит, что природа и во времена христианства страшила людей – завзаимодействие с природой человека могли признать черным магом. Христианствоотвернулось от природы. Как следствие – природу стали механизировать, онабольше не являлась живым организмом. Раньше ритм жизни человека соответствовалприродному, теперь же произошел резкий переход к машинному укладу жизни.Природа постепенно покоряется человеку, и это изменяет его самого. Машинастановится посредником между человеком и природой. Она помогает человекупокорять природу, но при этом и покоряет человека, давая ему не только свободу,но и делая зависимым. В «Смысле истории» Бердяев только лишь обозначил этупроблему, варианты ее решения он предложил в одной из своих статей, посвященныхэтой тематике, гораздо позже – в сороковых годах.
Варианты он виделследующие:
o человечествопогибнет в атомной войне, столкнутся капиталистический и социалистическийлагеря;
o будет введенвсеобщий тоталитарный режим, управляемый государством с помощью машин;
o человек внутреннепреобразится. Дух победит технику, человек перестанет относиться к природе потребительски,изменится отношение человека и к природе и к окружающим людям.
Бердяев считал, чтотретий выход из перечисленных и будет истинной победой культуры.
В заключении, хочетсянапомнить: многие критики считали, что Бердяев опоздал с призывами вернуться кпрошлому, что бердяевская философия была бы хороша для девятнадцатого века, ане для двадцатого. Критиковали его и за то, что он считал гуманизм явлениемаристократичным, то есть пропагандировал классовую дискриминацию.
Бердяев в своей книге«Смысл истории» рассмотрел разные эпохи в жизни человечества. По его мнению,ориентироваться стоит на эпоху возрождения: время творческого подъема, когдачеловек был повернут к христианству, и одновременно с этим, черпал силы вприроде. Но для того, что бы настал Ренессанс, нужно повторить Средневековье:жить аскетично, дабы собраться с силами. В этом Бердяев видел будущее России.
Ключевыепонятия произведения
o Ноумен(греч. noumenon) — термин, означающий впротивоположность феномену постигаемую только умом (умопостигаемую) сущность.Платон, впервые применивший этот термин (в диалоге “Тимей”), понимал под Н.реальность, как она существует сама по себе, и предмет умозрительного знания.
o Эсхатология (греч. eschatos— последний и logos —учение, слово) — религ. учение о конечных судьбах мира и человечества, о концесвета и страшном суде. В основе Э. лежат древн. представления о наличии вприроде скрытых действующих сил, борьбе доброго и злого начал, о загробномнаказании грешников и награде праведникам. В развитой форме Э. присущаиудаизму, христианству, исламу. Эсхатологические настроения распространялисьособенно широко во время социальных и политических кризисов (Иудея — 1 в. н.э., Германия — 15—16 вв., Англия — 16—17 вв., Россия—конец 17—начало 18 в. и т.д.). В настоящее время Э. стала одной из ведущих тем религиозной футурологии,края избирательно ассимилирует идеи современной западной прогностики обограниченности прогресса цивилизации, его исторических пределах, грядущихэкологической и демографической катастрофах.
o Историзм — понятие исторической науки, относящейся кчувственному миру исторических событий, совершающихся одно после другого.«Историческое» — это философская сфера в истории, где раскрывается духовнаясущность человека и сущность бытия.
o Историческое — понятие, означающее целостную,конкретную форму бытия.
Списокиспользованной литературы
1.Бердяев Н.А. «Смысл истории», По изданию:«Мысль»1990 (с издания YMCA PRESS, Paris, 1969). М.: Мысль, 1990.
2.Зеньковский В.В. История русской философии,. Л., 1991
3.Бердяев Н.А. «Духовный кризис интеллигенции. Статьи пообщественной и религиозной философии», 1910
4. Философский словарь онлайн: filosof.historic.ru/