Реферат по предмету "Философия"


К вопросу о сущности сознания

Э. К. Бороздин, докторсельскохозяйственных наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ
Понятие «сознания» в разныхтрадициях
Сознание(сознание) определяется уровнем знания и совершенством восприятия внешнего ивнутреннего мира. Это восприятие может быть настолько медленным и примитивным,что оценить его человеческими мерками невозможно, и тогда для нас тела (илиформы), стоящие на нижних ступенях мироздания, будут восприниматься какнеживые, т.е. с отсутствием сознания. На высших ступенях мироздания, наоборот,сущности имеют столь совершенное, разностороннее и разноплановое восприятиереальности, что мы можем оценивать их сознание как абсолютное, вкладывая в неготолько содержание бесконечности сознания и оценивая его в понятияхапофетического богословия (высшее начало или Бог может быть выражен толькочерез отрицание свойств).
Коценке сознания можно подходить с разных позиций.
Перваяпозиция заключается в том, что сознание присуще только духовному началу вещей,т.е. монаде. Духовная сущность или Искра Божья имеется во всех телах и формах.Г. В. Лейбниц в своей монадологии раскрывает сущность понятия«элементарных монад» или, как их часто называют, «атомистическихдуш», и понятия монадической эволюции. Каждая монада Лейбница являетсясвоим особым миром, и каждая есть своеобразное живое зеркало Вселенной впределах своего мировидения. Ей даже приписывается произвольнаясамодеятельность, т.е. она создает образы произвольно, как человек сны. Лейбницпишет: «Монады ограничены не объектом, а модификациями в познании объекта.Все они стремятся (беспорядочно) к беспредельности, к целому, но они ограниченыи различаются по степени отчетливости в своих восприятиях». И далее:«Наделенные изначально не только пассивной способностью к восприятию, но иактивным самосознанием элементарные монады содержат в свернутом виде всебесконечное свойства вещей» [1]. Все части Вселенной представлены вмонадах. Таким образом, монады Лейбница изначально содержат ВСЁ и, постепеннораскручиваясь (эволюционируя), претерпевают изменения, совершенствуясь отатомистической души до Божественной Сущности. С этим согласуются и взгляды Е.Блавадской, которая пишет: «Как гласит Эзотерический Катехизис — каждыйатом становится видимой сложной единицей и, будучи привлечен в сферу земнойдеятельности, Монадическая Сущность, проходя через минеральное, растительное иживотное царства, становится человеком» [2].
Самоебольшое затруднение в этой позиции заключается в том, что у такого сложноорганизованного существа, как человек, должно быть столько сознаний, сколько внем атомов (или атомистических душ), и непонятно, что заставляет их слиться вединое человеческое сознание. Поэтому, приняв такую позицию, необходимопризнавать сознание каждого органа, отдельных клеток, клеточных органелл и т.д.отдельными сознаниями, самостоятельными по отношению к сознанию человека какцелого. Но этот сложный вопрос не относится к предмету наших исследований.
Длянас важно то, что Лейбниц даже за элементарной монадой признает полноесознание, но не проявленное из-за ограниченности возможностей восприятия илиограничений в отчетливости восприятия.
Втораяпозиция, которая разработана восточной философией в глубокой древности, признаетсознание как свойство вещей (не только человека) и считает, что изначальнолюбая вещь как часть Брахмана (Абсолюта) наделена абсолютным сознанием, нораскрыть его, сделать его полностью доступным для своего мышления сможет толькочеловек, достигнув совершенства. Вот как это объясняет с точки зренияведантизма Свами Вивекананда: «Откуда получается всё знание, какое есть вэтом мире? — Оно в нас. Покажите мне хотя крупицу знания вне нас. В материи егонет, оно только в человеке. Никто никогда не создавал знания; его толькооткрывали, приносили изнутри. Оно там. Огромный баньян, покрывающий собою милипочвы, был прежде в маленьком семечке, в котором и заключалась вся массаэнергии банъяна. Самый гигантский ум, какой только мы знаем, мог лежать свернутымв клетке протоплазмы; почему же там не могла быть и бесконечная энергия? Мызнаем, что это так. Это может казаться парадоксом, но это верно. Все мыпроизошли от клетки протоплазмы, и все маленькие силы, какие у нас есть, былисвернуты там. Вы не можете сказать, что они добыты из пищи, потому что, какуюбы высокую гору вы ни нагромоздили из пищи, никакой силы из нее не выйдет.Энергия была в клетке, в потенциальном состоянии, но все же была, так же как ибесконечная Сила в душе человека, хотя бы он и никогда не знал о ней. Вопростолько в том, чтобы сознать ее. Этот бесконечный гигант как бы медленноподнимается, просыпается и начинает сознавать свою силу; и по мере того, как онсознает ее, ее оковы ломаются, цепи с треском распадаются, и наступает день, когдабесконечное сознание возвращается к нему, и он встает во весь свой гигантскийрост, полный силы и мудрости.» [3]
Этобыло написано на рубеже XIX и XX веков, поэтому и звучит для нас нескольконаивно и в ряде положений неверно. Такие взгляды корректируются с учетом новыхестественнонаучных открытий, но в принципе не меняются. Не только сознание, какобщее понятие, но и конкретные знания, согласно восточным учениям, находятсяизначально в духовной субстанции каждой вещи, и каждая форма имеет способностьраскрыть для себя определенную часть этих знании, т.е. достичь определенногоуровня сознания.
Этиже мотивы звучат в современных метафизических учениях. Как пишет С. Цвелев,«Еще один вывод, вытекающий из голографиче-ского строения Вселенной (в томчисле и нас с вами): информационное поле Вселенной находится в каждом из нас, аэто значит, что в каждом из нас в любой момент Времени всегда содержитсяинформация абсолютно обо всем, что происходит или когда-либо происходило воВселенной» [4].
Перваяи вторая позиции очень близки друг другу. Но, согласно восточной традиции, несама вещь имеет сознание, а она, как часть целого абсолюта, может черпатьбесконечное знание, которым владеет абсолют. Обе позиции различаются и понятиемЗНАНИЕ, которым оперирует восточная философия и которого нет у Лейбница. Дляевропейца знание — это, прежде всего, весь жизненный опыт человека, а ввосточной философии — это почти исключительно понимание высших категорий.
Третьяпозиция заключается в том, что изначально нет никакого сознания. Оноприобретается в процессе жизненного опыта. Причем оно присуще только высшимсуществам, и уровень сознания, которого может достигнуть данное существо,определяется его эволюционным совершенством, т.е. той ступенькой, на которую онзабрался на лестнице эволюции. В крайнем варианте, с этой позиции, наличиесознания признается только у человека.
Советскаяпсихология определяла сознание как "… высший уровень психическогоотражения и саморегуляции, присущий только человеку какобщественно-историческому существу. Эмпирически сознание выступает какнепрерывно меняющаяся совокупность чувственных и умственных образов,непосредственно предстающих перед субъектом в его «внутреннем опыте»и предвосхищающих его практическую деятельность". Такое понимание сознанияочень близко к определению процесса мышления. Последнее характеризуется как"… процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийсяобобщенным и опосредствованным отображением действительности"[5].
Такимобразом, сознание, по мнению авторов психологического словаря, отличается отмышления тем, что в первом случае это процесс пассивный, во втором — активный;в первом — он не зависит от воли индивида, во втором — он волевой. Каксознание, так и мышление не связаны с информацией и ее переработкой. В подобныхопределениях делается попытка поставить непреодолимую стену между человеком какобъектом естествознания и человеком как продуктом социально-историческогоразвития. Подобное разграничение характерно для советской науки, хотя оно ипротиворечит господствовавшему в то время вульгарному материализму.
Живой организм как биокомпьютер
Намкажется, что естественнонаучные знания необходимо использовать и для пониманиясамых глубинных философских и теологических проблем. И ничего нет крамольного вопределении Абсолюта (Дао, Айн-Соф, Пролайн) как величайшего банка информации,а Элохима как универсальной программы творения Вселенной.
Понашему мнению, сознание прямо зависит от объема информации, воспринимаемойформой или телом, и характера переработки этой информации. Причем последнееопределяется программой, доступной данному телу и находящейся в нем с моментаего появления или рождения. Таким образом, мы становимся на позиции Джона Лилли[6] и считаем любое тело во Вселенной компьютером. При этом каждое тело взависимости от формы, программируется, т.е. воспринимает программы из общегобанка программ Вселенной. В зависимости от программирования объект способенусваивать и перерабатывать информацию.
Всепрограммы делятся на три класса — программы структурирования, функционированияи взаимодействия с внешним миром.
Примеромпрограммы структурирования является геном клетки или живого организма. При этомгенетический биохимический код выступает как вторичное образование. Первичнымдолжна быть система, взаимосвязанная с нисходящей программой структурирования,которую мы описали как Луч Творения [7]. В организме человека такую программуможет воспринимать волновой геном, описанный Гаряевым [8], и шестьэкстерорецептивных рефлекторных систем саморегуляции [9], расположенных напериферии организма и связанных со всеми системами.
Программойфункционирования организма является прежде всего программа нейрогуморальнойрегуляции органов и систем, а также возникновение и регуляция рефлексов,побуждающих к поискам питания, к размножению и т.д.
Средипрограмм взаимодействия с внешней средой необходимо прежде всего выделитьпрограммы обучения — от самых примитивных, с помощью которых создаютсябезусловные и условные рефлексы, до наиболее сложных, обеспечивающихабстрактное мышление и интуицию. Сюда же относятся и программы психические,которые характеризуют более высокий уровень взаимодействия с внешней средой.
Об уровнях сознания
Мыживем в информационном пространстве, и сознание можно определить какспособность воспринять ту или иную информацию или способность освоить тот илииной уровень этого информационного пространства. Каждый уровень можноопределить как программу или скорее информационную оболочку, котораяобеспечивает работу ряда программ.
Мыпоказали, что живые существа способны формировать тела: эфирное, астральное ина вершине эволюции животного царства — ментальное [10]. Каждое телообеспечивает работу организма на соответствующем информационном уровне.По-видимому, на каждом нижестоящем уровне имеется способность смутновоспринимать информацию более высокого уровня. Так, высшие животные могут«понимать» человека, чувствуют его эмоции и настроение.
Информационноепространство, в котором находится человек, многоуровневое. Нижние уровни этогоинформационного пространства были названы биосферой, ноосферой и психосферой.
Сбиосферой все понятно. Ее составляют биомасса всего живого и энергияжизнеобеспечения. С другими понятиями дело обстоит сложнее. Если встать наточку зрения Л. Гумилева [11] и говорить о ноосфере древнего человека, ноосфересредневековья и т.д., то ноосферу следует определить как сферу социума, какединый архетип человечества, в сфере которого формируются архетипы,объединяющие группы людей в семьи и роды, в национальности и нации, порелигиозному, социальному и профессиональному признакам. Проблема архетиповдостаточно полно освещена в многочисленных работах К. Г. Юнга и нет смысла ихкомментировать. Безусловно, необходимо отбросить определение ноосферы как сферыфизического освоения человечеством. Согласно этой точке зрения, сто лет назаднаша ноосфера простиралась от глубины примитивных шахт до высоты, на которуюподнимался воздушный змей. Может быть, это несколько утрировано, но верноотражает вульгарно-материалистическое понимание ноосферы. Вне всяких сомнений,понятие ноосферы основывается на принципах психологии и биоэнергетики ивключает в себя ту часть планеты, которая находится под воздействием биоэнергиивсех живых существ и, прежде всего, человека, сложных взаимоотношений междулюдьми и всего человечества с природой. При том, что биомасса всех людейсоставляет лишь доли процента всей биомассы земли, вклад человечества всуммарную биоэнергию земли очень велик и с каждым годом увеличивается.
Спонятием психосферы дело обстоит еще сложнее. В переводе с греческого Психея — это Душа. Тогда психосфера — это душевная сфера. Она относится только кчеловеку, так как только человек имеет душу. Душа человека в первую очередьотносится к ментальному миру. Мы сейчас можем говорить о психосфере отдельногоиндивидуума, но не можем говорить о психосфере Земли. И тем не менее такаяпсихосфера должна существовать. Не зря многие теософы и теологи полагают, чтопсихосфера человечества (или Земли) вливается в гармонию Вселенского Сознания ииграет в ней определенную роль. И чем больше развивается духовностьчеловечества, тем большее влияние психосфера Земли оказывает на ВселенскоеСознание.
Информационныеуровни связаны с так называемыми телами человека. Человек потенциально способенразвить семь тел, соответствующих семи информационным уровням, и связь с этимиуровнями, по нашему современному представлению, осуществляется с помощьюэнергетических центров — чакр.
Нафизическом уровне люди способны воспринимать тот физический мир, в котором мыживем, но уже утратили то физическое восприятие, которое свойственнонеорганической (минеральной) природе. Эфирный или энергетический уровень — этоуровень наших органов чувств и именно он связывает человека с внешнимфизическим миром. Здесь, по-видимому, не нужны особые доказательства, и каждыйчеловек, знакомый с физическими законами, понимает, что любое восприятиепроисходит на энергетическом уровне, а не с помощью непосредственного контактаматерии (хотя различия между материей и энергией весьма условны). Оба этиуровня, как говорилось выше, обеспечивают жизнь человека в природе (можносказать в биосфере).
Астральныймир воспринимается человеком постоянно, но в более четкой форме во сне. Днемвосприятие на физическом уровне заглушает наше астральное восприятие итребуются особые условия для переключения сознания в астральную сферу. Во снемы часто выходим в астральную сферу, особенно в детстве. С годами этаспособность тоже притупляется, но не исчезает совсем. После «физическойсмерти» человек находится в астральном мире, который он воспринимает какэмоциональную сферу, и его полностью осваивает. Сознание человека в полной меревоспринимает сложную гамму чувств и эмоций. Реализация астральных программ нетолько основана на полном развитии физического и энергетического тела, но иобогащается нашим мышлением, нашим рассудком, связанным с ментальными образами.На наш взгляд, именно астральный мир определяет ноосферу Земли, ноотождествлять эти два понятия нельзя. Астральный мир определяется кактонкоматериальное жизненное пространство человека в определенный период егожизни (включая и жизнь физического тела). Программы, которые обеспечивают нашеподключение к астральному миру и развитие астрального тела, позволяют проявитьвсю гамму эмоций как отрицательных, так и положительных. А эмоции ужеопределяют взаимоотношение людей (а также высших животных) друг с другом, т.е.начинают формировать сознание индивидуума в обществе и общественное сознание,формировать все то, что разовьется и получит свое завершение у человека вментальном мире.
Ментальныймир, или мир рассудка, является тем миром, который человек должен полностьюосвоить в этом Зоне. У высших животных есть только зачатки ментального тела. Учеловека постепенно развиваются ментальное тело и ментальное сознание.
Характернойособенностью ментального сознания является социум, т.е. осознание себя частьючеловеческого сообщества, принадлежностью к целому ряду социальных объединений,имеющих много общего на соответствующем уровне сознания. Для развитияментального сознания было необходимо пройти этап материалистическогомировосприятия, когда человеческое сознание предоставлено самому себе, когдаоно не ждет помощи из духовного мира, а вынуждено создать условияжизнеобеспечения с помощью материальных средств, для получения которыхнеобходимо знание материального мира, т.е. развитие материалистической науки.
Пятыйпослеатлантический период будет завершен развитием ментального сознания.По-видимому, в этом Зоне, на этом Глобусе, в человеческом сознании произойдетинтеграция всех уровней до буддхиального, т.е. должно завершиться развитие Душии Душевного Сознания. В следующем Зоне будет развиваться Дух, т.е. человекпойдет по пути развития Божественного Сознания [12].
Ментальноесознание позволит человечеству не только создать свою психосферу, но и интегрироватьсяв психосферу нашей Галактики, т.е. включиться в общегалактическое сознание,получив соответствующие программы и возможности. Сейчас, на нашем уровнементального сознания, мы проникаем в галактическую психосферу в отдельныемоменты своей жизни, при каких-то особых условиях восприятия. И тогда мы видим«чудеса», НЛО, призрачные существа и т.д. Мы еще не можем понять этиявления, но, судя по всему, программы восприятия и осознания этих явлений мыуже получили. Однако для того чтобы ими воспользоваться, необходимо созреть,завершить развитие предшествующих способностей и возможностей, причем нестолько в человечестве, как в единой общности, сколько в каждом индивидууме.
Нашипредставления во многом согласуются с тем, что пишет С. Цвелев, который называеттринадцать тел человека: «Каждое из этих тринадцати тел принадлежит кодному из тринадцати, соответствующих по диапазонам своих энергетическихвибраций, Мирам: физическое тело принадлежит только физическому Миру и иногоМира знать просто не может; астральное тело существует в Астральном мире,который проникает собой еще и Физический Мир; ментальное тело функционирует ввибрациях Ментального Мира, но соприкасается также с двумя более грубыминазванными Мирами, и т.д.
Тоесть, развивая в себе какое-то из тел, или уже имея развитое за счет своихпредыдущих Карм в достаточной степени тело, вы начинаете в большей или меньшейстепени и функционировать своим Сознанием в соответствующем из этих Миров.Каждый из „нижележащих“ Миров имеет более ограниченный и контролируемыйкруг Сознания, чем все те, что расположены выше него. Поэтому элементы низшихМиров не в состоянии воспринимать Высшие Миры и не знают о их существовании,хотя те их пронизывают, проникают собой.
Чемболее ограничено Сознание, тем в меньшей степени оно способно улавливатьсигналы, поступающие из тех или иных вибрационных уровней Тонких Миров.
…То, насколько эти сигналы в виде находящихся вокруг нас Мыслеобразов или Идейбудут четкими и понятными для нас, полностью зависит от степени развития в нассоответствующих тел.» [4]
Коллективное и индивидуальное сознание
РудольфШтейнер пишет: «В начале земного развития мы видим человека принадлежащимбольше, так сказать, групповой душе — расе, семье, роду и т.д., но в ходеразвития он становится все более индивидуальным; он все более и болеевырабатывается в индивидуальность. Мы видим, что для индивидуальностинеобходимо, чтобы определенные вещи были тесно соединены с человеческойприродой в ходе земного развития. Тесно соединено с человеческой природойсознание, связанное с физическим телом; тесно связано с человеческой природойвсё из области памяти и воспоминаний, связанное с человеческим эфирным телом; идалее тесно связана с человеческой природой карма, благодаря которой человекможет делать действительный шаг вперед, поскольку его несовершенства и ошибкине пребывают, но могут быть преодолены им при продвижении от инкарнации кинкарнации. Тесно связано с человеком также и то, что хотя и обособилось отнего и ведет самостоятельную жизнь, но будучи обособлено оставляет ему в видеостатка то, что исходит от его Я как силы или формы мысли и чувства и самоспособствует его формированию в ходе времени, благодаря чему человек становитсяименно индивидуальностью, преодолевая групповую душевность. Не вхождение вновую групповую душу, а вырождение из групповой душевности есть то, что всеболее будет распространяться по всему земному шару и что будет составлять какраз характеристику шестой культурной эпохи. В тесной связи с этим находится то,что человек будет становиться все индивидуалънее и индивидуалънее, можносказать все свободнее и свободнее в отношении своего духовноговодительства.» [13]
Нодля того чтобы прийти к правильному заключению необходимо вспомнить и мнение Л.Толстого [14]. «Вся жизнь историческая человечества есть не что иное, какпостоянный переход от жизнепонимания личного, животного к жизнепониманиюобщественному и от жизнепонимания общественного к жизнепониманию божескому. Всяистория древних народов, продолжавшаяся тысячелетия и заканчивающаяся историейРима, есть история замены животного, личного жизнепонимания общественным игосударственным. Вся история со времен императорского Рима и появленияхристианства есть переживаемая нами и теперь история замены государственногожизнепонимания божеским. Под божеским миропониманием автор подразумеваетвсечеловеческое восприятие мира, когда каждый индивидуум будет сопереживать совсем человечеством и боль каждого будет болью всех людей земли.
Несмотряна кажущееся противоречие во мнениях двух великих провидцев, их точки зрения нерасходятся. Л. Толстой говорит о человеческой морали, Р. Штейнер — обиндивидуальном сознании человека. О принятии высокой всечеловеческой мораликаждым человеком пишет и Штейнер, характеризуя будущее человечество [15]. Приобретаясвободное индивидуальное сознание, человек должен воспринять и высочайшуюбожественную мораль.
Свободаиндивидуального сознания также весьма относительна. Это свобода пониманияматериальной и духовной реальности в рамках программ, воспринимаемых человекомпри завершении ментального сознания.
Взаключение необходимо сказать, что сознание, как одна из важнейших философскихкатегорий, как важнейшее свойство человека и всего живого, то, что и являетсяосновным предметом эволюции, вызывает постоянный интерес науки во всех еесферах и формах, и наше представление о сознании постоянно обогащается,меняется и углубляется. Поэтому никто не может дать исчерпывающее определениеэтому понятию, но изучать его необходимо всесторонне и постоянно.
Список литературы
1. Г. В. Лейбниц, Сочинения, т. 1, Мысль, Москва(1989).
2. Е. П. Блавадская, Тайная доктрина, т. 1,Редакционно-издательский центр „ТОК“, Смоленск (1994).
3. Свами Вивекананда, Философия Йога, Армита,Магнитогорск (1992).
4. С. В. Цвелев, Странствие души, Сталкер,Донецк (1998).
5. Психологический словарь советского периода.
6. Дж. Лилли, Программирование иметапрограммирование человеческого биокомпьютера, София, Киев (1994).
7. Э. К. Бороздин, „Закон октав: творение,развитие, формирование“, Созн. физ. реал., 1(4), 15-23 (1996).
8. П. П. Гаряев, Волновой геном, Общественнаяпольза, Москва (1994).
9. Е. К. Файдыш, Измененные состояния сознания,Москва (1993).
10. Э. К. Бороздин, А. Ю. Мартынова, „Освойствах живого“, Созн. физ. реал., 2(4), 53 — 63 (1997).
11. Н. Н. Моисеев, Человек и ноосфера, Молодаягвардия, Москва (1990).
12. Е. П. Блавадская, Ключ к теософии, Сфера,Москва (1993).
13. Р. Штейнер, Мистерия и миссия ХристианаРозенкрейцера, Изд-во „Дамаск“, Санкт-Петербург (1992).
14. Л. Н. Толстой, „Царство божие внутринас“, Собрание сочинений, т. 6, Москва (1912).
15. Р. Штейнер, О России. Из лекций разных лет,Изд-во „Дамаск“, Санкт-Петербург (1997).


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.