Реферат по предмету "Философия"


Использование методов научного познания

Лекция - Использование методов научного познания
1.  Виды исследований
2.  Классификация и состав методовисследования
3.  Выбор методов исследования
 
Введение
Современная наука имеетобширный и богатый арсенал методовисследования. Но успех исследования в значительной мере зависит от того, какимобразом, по каким критериям выбираются методы для проведения конкретного исследованияи в какой комбинации эти методыиспользуются.
Классификацияметодов позволяет упорядочить представление об их составе, связях и особенностях.Виды исследований
Исследованиямогут быть весьма разнообразными. Как целенаправленный процесс познания объектов, изучения ихэлементов и подсистем вовзаимосвязи и взаимодействии они обладают соответствующей методологическойбазой, включая принципы, подходы, методы и др.
Исследованиялюбых объектов, в зависимости от целей, организации и сферы использования различаютсяпо видам (табл. 1).
Понаправленности на результат исследования могут быть фундаментальными или прикладными.
К фундаментальнымисследованиям относят экспериментальные или теоретические работы, выполняемые для получения новыхзнаний и лежащих в основеявлений и наблюдаемых фактов, причем в ряде случаев без какой-либо конкретнойцели их практического применения или использования даже в обозримом будущем.Важнейшая задачафундаментальных исследований — познание новых законови закономерностей.
Прикладныеисследования — этооригинальные познавательные работы, проводимые для реализации конкретной практической цели на базе достижений фундаментальныхисследований в области техникии технологии, т.е. решение практических проблем и задач. Прикладные исследования включают, какправило, работы по внедрению полученных результатов. Таким образом, в прикладном отношениицель исследования применительно к социально-экономическим системам заключаетсяв выявлении и обосновании на научной основе направлений их совершенствования, разработку мероприятий пореализации направлений и повышение на этойоснове эффективности функционирования(например, более полное удовлетворение потребностей потребителей иповышение прибыли организации).

Таблица 1 Виды исследований
Классификационный признак исследования
Вид исследования Направленность на результат Фундаментальное, прикладное Решаемая задача Текущее (оперативное), перспективное Продолжительность проведения Экспресс, краткосрочное (непродолжительные), долгосрочное (продолжительные) Емкость используемых ресурсов Малоресурсоемкое, среднересурсоемкое, ресурсоемкое Используемая информация Внутренне информационное, внешне информационное Число исследователей. Индивидуальное, коллективное Тип консультантов-исследователей по отношению к среде Внутренне консультационное,   внешне консультационное, смешанно-консультационное Организованность Спонтанное, организованное Полнота изучения и число исследуемых объектов Тематическое, общее; частное, общее; локальное, глобальное Регулярность  проведения исследований Регулярное (периодическое), эпизодическое, разовое Сложность Простое, сложное Подход к исследуемому объекту Локальное, системное Место проведения Лабораторное, промышленное Наличие модели исследования Натурное (реальное), модельное Характер объекта Геополитическое, политическое, социологическое, экономическое, техническое, технологическое и др. Отношение к периоду функционированию объекта Ретроспективное (предшествующее), реально-временное, прогнозное (последующее) Методология проведения Контрольное, диагностическое, сравнительное, классиикационное и др. Характер исследования Поисковое, научно-исследовательское, опытно-промышленное Отношение к методу исследования Теоретическое (позволяющее объяснить ранее открытые факты и эмпирические закономерности на базе имеющейся теории — комплексе взглядов, представлений, идей, и дающее возможность определять и формулировать общие для исследуемого предмета новые законы, закономерности, принципы и т.п.) Эмпирическое (позволяющее на базе установленных опытным путем новых фактов и их последующего  обобщения  сформулировать новые знания и прогнозы)
Форма
ожидаемого результата Количественное, качественное Вид используемой информации Экспертно-оценочное, логическое, математическое, статистическое и др. Обязательность Инициативное, директивное

Следуетотметить, что подавляющее большинство исследований экономических систем относятся к задачамприкладного характера, но вместес тем они могут быть как эмпирической, так и теоретической направленности. В первом случаерезультаты исследования достигаются с помощью различного рода наблюдений иэкспериментов, а во втором — познание систем и определение характеристик ее элементов основывается наиспользовании неких абстрактных объектов.
В зависимости отпоставленных целей и задач, исследование может быть локальным (рассматривающим изучаемыесвойства отдельныхобъектов без учета взаимосвязей и взаимодействия с другими) и системным(предусматривающимизучение совокупности свойствэлементов и подсистем объекта в их взаимосвязи и взаимодействии между собой, с другимиподсистемами и их элементами, а также свнешней средой).Классификация и состав методов исследования
Припроведении исследований используется широкий арсенал разнообразных методов. Для лучшегопонимания возможностей всех этих методов их целесообразно классифицировать.
В общемплане классификация понимается как разделение исследуемого объекта по определеннымправилам на соответствующие классы — группы, позволяющие раскрыть их сущность, содержание, специфику и направленияиспользования. Существует несколько видовклассификации, но независимо от этого классификациявсегда осуществляется при наличии определенного классификационного признака.
Классификациипо своей сущности могут быть содержательными (позволяют определить содержание, особенности идругие стороны объектов)и искусственными (могут играть только вспомогательную роль, например классифицирование по алфавиту).
Помимоэтого, классификации могут быть одно- и многопризнаковые,что недостаточно корректно с точки зрения теории. Во втором случае классификационные группы могут быть частичнопересекающимися.
Припроведении классификационных работ необходимо руководствоваться рядом основных квалификационныхпринципов:
•  использованиеединого классификационного признака (без его изменения) в рамках одной классификационной группы,что позволяет выделятьгруппы объектов одного порядка;
•  соблюдение соразмерности деленияобъекта, позволяющее примерно в одинаковой мере подразделить объекты классификациипо однородным группам;
•  отнесение каждойоднородной группы классифицируемого объектатолько к одной видовой группе;
•  использованиемногоступенчатой классификации, способной обеспечить ее разветвленность в виде «дерева»исследуемого объекта;
•  обеспечениеклассификационной полноты для каждой ступени классификации.
Следуетотметить, что применяются как простые, так и сложные классификационные признаки. Неисключено также использование двух или нескольких классификационных признаков, совмещенных посредствомматрицы. Подобный широкий подход к классификации позволяет изучить объект с разных сторон, а значитболее глубоко егоисследовать. Такую классификацию называют комбинаторной.
Вместе с тем могут бытьклассификации, использующие не один классификационный признак, а два или более. В этом случае они называются многокритериальными.
В любомслучае всякая классификация условна, но она способствует более глубокому иэффективному исследованию объекта.Состав методов
В основелюбых методов исследования лежат определенные принципы,теории и законы, но их всегда можно классифицировать по разным классификационным признакам — основаниям, которые представлены ниже.
1.   Философский подход — всеобщие (методыматериалистической диалектики), общие(теоретические, эмпирические) и частные.
2.   Сложность — простые (содержащие четко выделяемыйоднозначный способ исследования) и сложные, т.е. комплексные (включающие комбинацию простых способов).
3.   Охват явлений — общие и частные.
4.   Области применения — физические, химические,биологические, экономические, социологические и т.п.
5.   Точность результатов использования —достоверные и вероятностные.
6.   Структура — алгоритмические иэвристические.
7.   Содержание — математические,статистические, экономические, экономико-статистические, технические,технико-экономические, параметрические,экспертные, социологические, рефлексивные, интуитивные, логические,интуитивно-логические, измерительные и др.
8.   Стадии исследования —подготовительные, исследовательско — проектные, внедренческие.
9.   Направления использования — способы обследования (сбора данных), обработки и анализа информации,формирования, обоснования и внедрения(реализации) решений (табл. 2).
10.   Отношение к теории и эмпирике —теоретические (формализация, аксиоматизация,идеализация, восхождение от абстрактного к конкретному, моделирование, др.),эмпирические (наблюдение, измерение,сравнение, эксперимент, др.), теоретико-эмпирические (абстрагирование, анализ и синтез, индукция идедукция, др.).
11.   Отношение к источнику полученияинформации — интуитивные (основанные наиспользовании знаний и интуиции исследователей),формализованные (основанные на формализованном представлении объектов исследования), комплексные(основанные на использовании интуитивных и формализованных методов).
12.   Охват научного инструментария —общенаучные и частно-научные.
Другими примерами классификации методов исследования может служить группировка по целямисследования, видам анализа и т.п.
К числу характерных признаков научного метода (к какому бы типу он ни относился) чащевсего относят: объективность,воспроизводимость, эвристичность, необходимость, конкретность и др.
В этом плане все методынаучного познания могут быть разделены наследующие основные группы (по степени общности и широте применения).
1.    Философские методы, среди которых наиболее древними являются диалектический иметафизический. По существукаждая философская концепция имеет методологическую функцию, является своеобразным способом мыслительной деятельности. Поэтому философскиеметоды не исчерпываютсядвумя названными. К их числу также относятся такие методы как аналитический(характерный для современнойаналитической философии), интуитивный, феноменологический, герменевтический (понимание) и др.
2. Общенаучные подходы и методы исследования, которые получили широкое развитие иприменение в науке. Они выступаютв качестве своеобразной «промежуточной методологии» между философией ифундаментальными теоретико-методологическимиположениями специальных наук, позволяя формализовать исследования.
К числу общенаучных принципов и подходов относятся системный иструктурно-функциональный, кибернетический, вероятностный, моделирование, формализация и ряд других.
Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина как синергетика— теория самоорганизации и развития открытых целостных систем любой природы — природных, социальных,когнитивных (познавательных).
Общепринятой классификации общенаучных методов и приемов нет; она проводится по самым разным основаниям. Наиболее удачным нам представляется подход, всоответствии с которым в структуре общенаучных методов и приемов выделяются три уровня («сверхувниз»): общелогический,теоретический и эмпирический.
3. Частнонаучные методы — совокупность способов, принципов познания, исследовательскихприемов и процедур, применяемыхв той или иной науке. Этометоды механики, физики,химии, биологии и социально-гуманитарных наук.
4.  Дисциплинарные методы — система приемов, применяемых в тойили иной научной дисциплине, входящей в какую-нибудь отрасль науки или возникшей на стыках наук. Каждая фундаментальная наукапредставляет собой комплекс дисциплин, которые имеют свой специфической предмет и свои своеобразные методы исследования.
5.    Методы междисциплинарного исследования — совокупность ряда синтетических, интегративных способов (возникших какрезультат сочетания элементов различных уровней методологии), нацеленных главным образом на стыки научных дисциплин. Широкое применение эти методынашли в реализации комплексныхнаучных программ.
Для общего представления состава методов исследования болеепредпочтительным является двухкритериальный классификационный признак их группировки по отношению кспособу и источнику полученияинформации об исследуемых объектах. В этом случае можно выделить следующие группы методов:теоретические; логико-интуитивные; эмпирические; комплексно-комбинированные (табл. 3).
В каждой из приведенных классификационных групп имеются определенныебазовые методы исследования.
Особое место в исследованиях занимают различные виды анализа. Среди них следует отметить прогностический,диагностический, детальныйи глобальный, припроведении которых используется определенная совокупность конкретных методов.

Таблица 2
Классификация методов исследования по направлениям их использования
Методы обследования (сбора данных)
Методы обработки и анализа информации
Методы формирования решений
Методы обоснования решений
Методы внедрения (реализации) решений Самообследование Системный анализ Системный подход Аналогий Обучение, переподготовка и повышение квалификации работников Интервьюрование Экономический анализ Аналогий Сравнений Беседа Декомпозиция Параметрический Нормативный Фотография рабочего дня Структуризация целей Блочный Экспертно-аналитический Привлечение общественных организаций Изучение документов Экспертно-аналитический Функционально-стоимостной анализ Функционально-стоимостной анализ Функционально-стоимостной анализ Нормативный Структуризации целей Моделирование фактического и желаемого состояния исследуемого объекта Функционально-стоимостной анализ Наблюдение Параметрический Опытный Другие Другие Моделирования Творческих совещаний Функционально-стоимостной анализ Коллективного блокнота Расчет количественных и качественных показателей оценки экономической эффективности предлагаемых вариантов Главных компонент Контрольных вопросов Балансовый Метод 6-3-5 Корреляционный Морфологический анализ Факторный Экспертно-аналитический Опытный Моделирования Другие Матричный Другие Последовательный Динамический Другие

Таблица 3
Классификация методов исследования по способу и источнику полученияинформации об исследуемых объектах
Теоретические
Логико-интуитивные
Эмпирические
Комплексно-комбинированные
Формализация: аналитические методы (математические, интегрального, дифференциального и вариационного исчислений, теория вероятностей, теория игр, поиск максимумов и минимумов функций, в том числе методы  математического   программирования, например, линейного и динамического, математической логики, теории множеств); статистические методы: (математической статистики, исследования операций и массового обслуживания, теории информации); графические методы (теории  графов, номограмм, диаграмм, гистограмм графиков)
Аксиоматизация
Идеализация
Восхождение от абст рактного к конкретному
Моделирование (стати стическое, имитационное моделирование,  модели рование операций по схемам случайных процессов и статистических испытаний, метод Монте-Карло и др.)
Другие
Экспертные «Мозговой» штурм (прямая «мозговая» атака, обмен мнениями, комиссия, деловая игра, конференция идей, коллективная генерация идей, творческие совещания, коллективный блокнот)
Метод синектики Сценарий Дельфи Постановка проблем Доказательства Конструирование гипотез
Классификация и типология
Научное обсуждение
Морфологический анализ
Анализ проблем     
Аналогий
Тестирования
6-3-5
Главных компонент
ССВУ-анализ
Матричный
Органолептический
Последовательная подстановка
Другие
Наблюдение (активное наблюдение, моментное наблюдение, фотография рабочего дня, самообследование) Сравнение Измерение (социологическое,    техническое, экономическое) Нормативный Эксперимент Мысленный эксперимент
Опросов (анкетирование, интервьюирование, опросы-беседы)
Изучение документации и информационных материалов
Другие
Абстрагирование. Анализ и синтез Дедукция и индукция Декомпозиция и композиция. Корреляционный Факторный Динамический Ретроспективный Квалиметрический Индексный ФСА Системный анализ Параметрический Аналитико-расчетный Анализ взаимного влияния (совокупность корреляционного, регрессионного, балансового, и др.)
Факторный, социологический, прогностический, диагностический, глобальный, детальный, экономический анализ
Экспертно-аналитический
Гипотетико-дедуктивный
Блочный
Аудит-метод
Другие
Независимо от классификации методов исследования, выполняемых в них видов анализа и всех другихисследовательских работ, заслуживаютвнимания конкретные методы, наиболее часто использующиеся в практике, ккоторым можно отнести:
•  наблюдение,
•  анкетирование;
•  изучение документации и информационныхматериалов;
•  балансовый;
•  гипотетико-дедуктивный;
•  графический и номографический;
•  дифференциальный,комплексный и смешанный;
•  индексный;
•  интервьюирование,
•  беседа;
•  консультационный;
•  корреляционный;
•  «мозговой» штурм,
•  морфологический;
•  параметрический;
•  поискэкстремумов;
•  самообследование;
•  сетевой;
•  ССВУ-метод;
•  структуризацияцелей;
•  творческиесовещания;
•  фукнкционально-стоимостной;
•  экспертный;
•  социологический;
•  органолептический.
При решении той или задачи может использоваться ряд методов, приемлемых именно для данного конкретногоисследования.
Каждая из приведенных в лекции классификаций методов обладает рядом недостатков: одни не охватываютвсего комплекса методов исследования,другие недостаточно корректно позволяют отнести тот или иной метод к конкретной классификационнойгруппе. Вместе с темследует заметить, что отнесение того или иного метода исследования к какой-либо классификационной группе всегдаявляется относительным и условным, так каквсе они, как правило, во многомвзаимосвязаны между собой.
Из всего перечня способов исследования в дальнейшем остановимся на ряде базовых методов инекоторых других из приведенных выше классификационных групп, наиболее часто применяемых в практическойработе.Выбор методов исследования
Результативность исследований во многом зависит от методов, которые будут использованы припроведении исследовательских работ. Однако,при выборе того или иного метода исследованиянеобходимо учитывать:
•    цели исследовательских работ;
•   требования, предъявляемые к конечным результатамисследований, их точности и достоверности;
•   ограничения по срокам, ресурсам,возможностям исследователейи используемым техническим средствам исследований;
•   имеющиеся данные об аналогичныхисследованиях и фактическиеданные об объекте исследования, производственной системе и внешней среде;
•достоинства и недостатки каждого израссматриваемых методов.
Выбор того или иного метода, (учитывая цели, требования к глубине и точности исследования,ограничения по срокам и т.п.), осуществляется:
1)   интуитивно, руководствуясь опытомисследователя;
2)   эвристически, используя приемы логики и формальные методические правила;
3)   экспертными способами, исходя изопыта, логики, знаний и интуицииэкспертов;
4)консультативнымспособом, т.е. на основе рекомендаций специалистов-консультантов;
5)формальными методами обоснования и (или) оптимизации (линейной оптимизации и др.).
Влюбом случае, независимо от выбранного и в дальнейшем используемого конкретного метода,наибольший эффект и объективность исследовательских работ может быть достигнута комплекснымприменением приемлемых для целей исследования методов. При этом одни из них могут бытьэффективны на одном этапе исследования,а другие — на другом.
 
Вопросы для контроля знаний:
1.К каким видам исследований можноотнести работу студента по написанию диплома?
2.Какова наиболее общаяклассификация методов научного познания?
3.Какие методы из рассмотренных вданной лекции Вы использовали в учебном процессе или при самостоятельнойработе?


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.