НИУ-ВШЭ
ФакультетЭкономики
Эссе по философии натему:
«Идеи И. Канта сегодня»
Подготовил:
Попов Дмитрий Андреевич
Группа 2107
Москва 2011
Введение
Целью данного эссеявляется анализ того, насколько идеи философов прошлого актуальны в современноммире, в частности идеи выдающегося немецкого учёного Иммануила Канта. Я выбралдля своей работы именно этого философа, так как его работы произвели на менянаибольшее впечатление, в сравнении с остальными теориями, освещёнными назанятиях. По причине того, что И. Кант, будучи выдающимся учёным своеговремени, оставил после себя колоссальное наследие в философии, целесообразнымвыглядит несколько сузить область искомого анализа. Поэтому основной темойработы является актуальность идей И. Канта в современной антропологии.
Как правило, подтермином «антропология» подразумевается философское учение о природе и сущностичеловека, рассматривающее человека, как особый род бытия. Смысл, который явкладываю в это понятие в своём эссе немного иной, и проще всего его будет показатьна примере высказывания известного афроамериканского философа Джеймса Сирила: «Отличительной чертой современности является тот факт, что человечество, в целом, находится на пути кполному самосознанию». Логика заключаетсяв том, что мы должны совершенствовать самопознание, как с позиции личности, таки с позиции человеческого вида, а также взаимоотношение между ними. Этовзаимоотношение и будет являться стержневой идеей данного эссе: меня интересуетто, как каждый из нас связан с окружающим миром. Такое понятие антропологиивосходит корнями к идеям Просвещения, заключающимся в попытке установить демократиюна основе систематического знания о человеческой природе, знания о том, что человеческие существа имеют общего. Вышесказанноеподводит нас к просвещенческой идее «вечного мира», которую И. Кант значительноразвил в своих трудах. Ей мы также уделим должное внимание, ведь невооружённымвзглядом видна невольная приближённость этой утопической идеи к современномумиру с его гипертрофированным глобализмом.
Наконец, Кант считал, что труднейшей задачей человечества было осуществление правосудия во всем мире. В то же время,антропология должна исследовать познавательные, эстетические иэтические универсалии, накоторых идея человеческого единства может быть основана, например известное«поступай с другими так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой» — это ещё один вопрос, который необходимо рассмотреть в данной работе. Крометого, параллельно с общим анализом идей И. Канта, я постараюсь осветитьгеополитическую обстановку в мире с позиции антропологии.
Космополитический проект Канта
Иммануил Кант начинал в качестве преподавателя географии в Балтийском порту Кенигсберга. Он опубликовал своюпервую книгу, «Критика чистого разума» (1781), в возрасте 57 лет, что стало его, какфилософа, отправной точкой. Кант являетсяосновоположником той мысли, что общество может быть как выражениеминдивидуальной субъективности, так и коллективных сил. Коперник решил проблему движения небесных тел,«заставив» наблюдающего вращаться вокруг них, а не наоборот, как предполагалосьранее, таким образом, заменив геоцентрическую систему мира на гелиоцентрическую. Кант проецировал это достижение физики на метафизику. В своем предисловии к «Критике чистогоразума» он пишет:
«До сихпор считали, что всякие наши знания должны сообразоваться с предметами… Но неразрешим ли мы задачи метафизики более успешно, если будем исходить изпредположения, что предметы должны сообразоваться с нашим познанием?»[1]
Для того чтобы понять мир, мыдолжны начать не с рассужденийоб эмпирическом существовании объектов, но с рассуждений залегающих средипластов нашего опыта и во всех принимаемых нами решениях. Этим я хочу сказать, что мир находится внутри каждого из нас втой же степени и масштабе, сколь он существует извне. Наша задача каксубъективных индивидов, являющихся частью объективного мира наравне с остальнымчеловечеством, есть объединение этих двух полюсов. Познания обществадолжны быть личными и нравственными, аотнюдь не определяемыми законами,налагаемыми на нас сверху.
Незадолго до этого Кант написал «К вечному миру»(1795). Последняя четверть восемнадцатого века увидела свою долю «глобализации» – Американская иФранцузская революции, Наполеоновские войны, рост Британскойпромышленности и международногодвижения за отмену рабства. Кант знал, что коалиции государств готовились к войне, и он ответил на это ощущение сближающегося мира,предложив способ того, как человечество может сформировать общество граждан мира,то есть вне понятия «границы государства». Он считал, что «космополитическое право», основное право всех граждан мира, должно опираться на условияуниверсального гостеприимства, то есть на право постороннего не быть воспринятымвраждебно по прибытии на чужую территорию. Другими словами, мы должны иметьвозможность свободно идти куда захотим, поскольку мир принадлежит всем нам в равной степени.Если проводить аналогии с современностью, то идеальным примером выглядитЕвропейский Союз, в той или иной степени объединивший государства Европы,несмотря на их культурные и исторические разногласия и противоречия, обеспечивту самую Кантовскую идею «космополитизма»
«Болееили менее тесное общение между народами земли развилось всюду настолько, чтонарушение права в одном месте чувствуется во всех других. Из этого видно, чтоидея права всемирного гражданства есть не фантастическое или нелепоепредставление о праве, а необходимое дополнение неписаного кодексагосударственного и международного права к публичному праву человека вообще ипотому к вечному миру».[2]
Это смелое толкование восходящегомирового порядка, написанное более двухсот лет назад, теперь можнорассматривать как наивысшую точку либеральной революции, достигнутую незадолгодо того как быть подавленной собственным потомством – промышленным капитализмоми национальным государством. Сегодняшний мир является гораздо более социально-интегрированным, чем два века назад,современная экономика ощутимо неравноправна. Развитие Интернета обеспечилоабсолютное выполнение тезиса И. Канта о тесноте общения народов земли, ведь онобеспечивает мгновенный и повсеместный многосторонний обмен информацией. История мира, в котором мы живем,действительно показывает, что создание учреждений, способных вершитьправосудие во всем мире — необходимо. Задача построения глобальногогражданского общества является для двадцать первого века необычайно актуальной и антропология должнасыграть в ней значительную роль.
Антропология и новаячеловеческая общность
Мировое сообщество сегодня ничем не напоминает«старый режим» восемнадцатого века, который, как полагал И.Кант, был упразднёнреволюциями того времени. В современности богатое,возрастное белое меньшинство, привыкшее кневообразимой два века назад роскоши, верховодит народнымимассами, пассивность которых определяется ограниченностью ихпокупательной способности. Институциональное наследие пяти тысяч летаграрной цивилизации всё ещё оказывает нанас заметное влияние. Традиционный принципустранения социальных противоречий вызываемых неравенством, который заключается в установлении наибольшей возможнойдифференциации между богатыми и бедными, в наше времяопровергается нарастающей интеграцией,обусловленной цифровой революцией в области коммуникаций. Тем не менее, вместотого, чтобы принять как данность неизбежное замещение себя более молодой,бедной и тёмной народной массой, доминирующая белая элиталихорадочно возводит барьеры против такогохода дел, а это есть не что иное, как апартеид глобального масштаба. Яркимпримером такого поведения является нашумевшая в начале апреля попытка Франциивыйти из Шенгенского Соглашения, ставшего обременительным для французов в связис широкими миграционными возможностями, которыми пользуются беженцы изкризисных в наши дни североафриканских государств, таких как Египет, Алжир ит.д.
Противники глобализации, которые открещиваютсяот новой тенденции всеобщей мобильности, близоруко апеллируя к национальныминтересам, невольно втягивают себя в борьбу засохранение привилегий западных стран. Изученные в курсе историиэкономических учений идеи Маркса показывают нам, как социально-производственныеотношения выступают в качестве оков для развития производственныхсил. Сегодня им на смену пришла проблема,особенно остро стоящая перед Европейским Союзом – проблема суверенных государств,стремящихся сохранить установленныепривилегии, ограничивая передвижение людей,товаров, денег и информации в мировом сообществе, что является комплексной исложной проблемой. Транснациональные тенденции сегодня являются флагманом вборьбе с устаревшими национальными и региональнымиструктурами, точно так же как развитие капитализмабыло основой либеральных революции в восемнадцатом идевятнадцатом веках. Человечество должно чувствовать себя в мире «какдома», чтобы противостоятьвзаимному отчуждению, и это подразумеваетразвитие, а не топтание на месте.
Развивающееся мировое сообщество –это и есть новая человеческая общность, и неоспорим тот факт, что осуществлениедальнейшего комфортного существования людей на планете требует обновлённогообщественного устройства. Такое устройство заключается в созидании мира, гдевсе люди могут жить в согласии, а не в подчинении нормам, соответствующиминтересам сильных мира сего, причём зачастую в ущерб остальным. Следующаячеловеческая общность будет не похожа на своих предшественников, христианскую и буржуазную версии, черезкоторые Запад стремится подчинить и заменитьнеугодные культурные обычаи,которые образовывают жизнь людей во всем мире. Следуетсказать, что под термином человеческая общность я подразумеваю социум, то естьсоциальную систему, являющую собой совокупность исторически сложившихся формдеятельности людей (родовые и семейно-родственные, социально-классовые,национально-этнические, территориально-поселенческие)[3]. Новаяобщность должна не просто допускать разнообразные культурные обычаи, но обязанаосновываться на осознании необходимости толерантности для построения истинногообщества.
Заключение
космополитический кантантропология сообщество
Антропология И. Канта даётисчерпывающее представление о том, что мы должны знать о человечестве в целом,если хотим построить справедливый мир, пригодный для всех. Кант сделал попыткупрямо обратиться к возникновению мирового сообщества. Он задумал антропологию в первую очередь как форму гуманистского образования, и это резкоконтрастирует с акцентом на получение результатовнаучных исследований в университетах современности. Мытакже могли бы перенять его «прагматичный»подход — индивидуальнуюпрограмму пожизненного обучения, имеющейсвоей целью разработку практических знаний о мире. Кант рекомендовал, помимо систематическогонаблюдения за жизнью вокруг нас, изучение мировой истории,литературы, а также искал способ интеграции индивидуальнойсубъективности и моральной структуры мирового сообщества. Такимобразом, быстрое развитие глобальных коммуникаций подразумевает далеко идущие преобразования мирового сообщества,и «антропология» в той или иной форме является одной изнаиболее удобных для осмысленного использования интеллектуальных традиций.