Реферат по предмету "Философия"


Западная философия XIX-XX века

«Утверждаю»                                                                                             начальник кафедры №4
Подполковник                      В. ГРАБАРЬ
«   » __________  1999 г.
ЛЕКЦИЯ №4.
Тема: Западная философия XIX — XX века.

Лекция    обсуждена    и    одобрена  
на    заседании   ПМК «Философия»
Протокол №     от «    » ______ 1998
Председатель   ПМК   «Философия»
полковник                          В. Карпов

Пермь 1999г.

 
Тема:Западная философия XIX — XX веков.
 
План лекции:
Введение.
1. КультураXIX и  XXвеков и её отражение вЗападной философской мысли.
2. Основныенаправления современной западной философии: позитивизм, экзистенцианализм,религиозная философия.
Заключение.
 
Время:2 часа
 
Аудитория:№
 
Литература:
1. Введениев философию. В 2-х т., М., «Политиздат», 1989, т. 1. Гл. IV.
2. А.Ф.Зотов, Б.К. Мельвиль. Западная философия XX века.М., «Проспект», 1998.
3. В.А.Канке. Философия. М., «Логос», 1996. Гл. 1.7 — 1.8.
4. Основыфилософии. Под ред. Е.В. Попова, М., «Владос», 1997, с. 28 — 38.
5. Философия.Курс лекций. Под ред. Калашникова В.Л., М., «Владос», 1997, тема 27 — 28.
6. Историяфилософии. Под ред. Мапельмана В.М., Пенькова Е.М. М., «Приор», 1997, гл. 8 — 10.
7. В.Г.Горбачев. Основы философии. Курс лекций. М., «Владос», 1998 с. 33 — 40.
8. Философия.Учебное пособие. Под ред. Кохановского В.П., Р/Дон., «Феникс»,1998. Гл. II пар. 6 — 7.
 

                              
Введение.
 
Продолжаярассмотрение истории философии, сегодняшняя лекция заканчивает 1-й разделнашего курса «Философия», но это не означает, что мы больше не будемзатрагивать историю философии. Во всех последующих разделах и темах курса мыпостоянно будем обращаться к творческому наследию великих философов прошлого исовременности.
Сегодня мы рассмотрим современную западную философию,которая отличается от «классического» этапа своего развития рядом особенностей.
Необходимость изучения данной темы обусловлена рядом моментов:
1) Слабое знаниенами западной философии, т.к. длительное время Западная философия XX векарассматривалась только в негативном свете.
2) большоеразнообразие школ, направлений и концепций в Западной философии, отсутствие ихстрогой научной классификации создает трудность для её понимания и усвоения.
3) Современнаязападная философия оказывает значительное влияние на нашу сложную, динамичнуюэпоху.
4) Многиефилософские направления имеют практическую значимость, поэтому овладение имипоможет будущему офицеру ориентироваться в сегодняшней жизни.
Отсюда:
Задача лекции — проанализировать развитие Западной философии, её влияние на развитиенауки и социальной мысли в современном обществе.
                   
I  Вопрос.
 
Культура XIX  иXXвеков и её отражение в Западной философской мысли.
 
«Всякая философия — духовная квинтэссенция своейэпохи» — К. Маркс.
Образ эпохи схватывается совокупной мыслью (которойи выступает философия) в форме основополагающих принципов и идей.
ФилософияXX века включает в себя огромное многообразие направлений,течений, школ и концепций. В ней представлены течения, как продолжающиетрадиции классической философии (неогегельянство, неокантианство, неотомизм)так и совершенно новые течения.
Противоборствои взаимодействие разнообразных философских учений составляет богатое содержаниедуховной мысли XX века.
Однойиз стержневых проблем, вокруг которой происходит развитиефилософской мысли в XX веке является отношение к классической философии.
Особенностямиклассической философии XIX века является:
-вера (культ) в разум (под которым понималась нетолько мыслительная деятельность человека, но и внутренняя разумность природы,истории)
-вера в рациональное познание, в науку и прогресс
-вера в человека и его неограниченные возможности(«Знание — сила»).
-убеждение в том, что в человеке всё может бытьпознано, признаны и познаны общечеловеческие идеалы и принципы.
   
Аидейные течения (агностицизм, мистицизм, скептицизм) противостоящиерационализму в целом «не делали погоды».
Ссередины 19 века в обществе происходят социально- политические изменения,связанные с переходом капитализма в его новую фазу «империализм».
Особенноостро эти изменения происходят в первой половине XX века:
1) Наука:
 
XX век ознаменовался огромным ростом влияния науки иеё роли во всех сферах человеческой жизни.
·  Специальная и общая теорияотносительности А. Эйнштейна перевернула ньютоновские представления опространстве, времени и движении.
·  Создана квантовая механика иядерная физика
·  В биологии выяснен механизмнаследственности
·  Усиливается связь науки и техники:
-создаются летательные аппараты, автомобили, создаетсякино.
-радиосвязь и телевидение связало весь земной шар
-в начале 40-х создано ядерное оружие
-развивается ракетостроение, начинается освоениекосмоса
·  Огромные шаги сделаны в областимедицины (пиницилин и антибиотики победили многие болезни). Возросли уровень ижизнь человека.
Этиминаучно- техническими изменениями характеризуется научно- технический прогресснашего столетия, подготовивший условия для научно- технической революции,начавшейся в последние десятилетия 20 века.
2) Общество:
·  Мировые кризисы и непрекращающиесявойны за передел мира вылились в 2-е мировые войны с применением новейших видоввооружения (химическое, ядерное)
·  Внутренние социальные противоречияв отдельных странах привели к ряду революций (Россия, Германия, Китай и др.),что привело к их внешнему выражению: советский социализм противостоял мирукапитализма.
·  В некоторых странах сформировалсянаиболее реакционный политический режим — фашизм, приведший человечество ко2-ой мировой войне, после которой всё человечество разделилось на два лагеря:мир социализма и мир капитализма.
Все эти изменения не могли не найти своего отраженияв философских концепциях. Всё определеннее сказывается потребность в новых неклассическихтипах философствования.
И, прежде всего это новоепроявляется в отношении к рационализму:
1) Культразума стал критическиоцениваться уже Шопенгауэром и Ницше, которые в основание жизни ставили неразум, а волю.
2) Вконцепциях Бергсона рациональномупознанию противопоставляласьинтуиция, как способ постижениямира.
3) Полностьюотбрасывает разум эмпириокритицизм, сводя понятия(плод разума) к комплексам ощущений.
4) Прагматизм объявляет истинным любое положение (пусть неразумное),которое полезно для человека в данной ситуации и представляет для негоценность.
Т.о. на место рационального (пусть даже в видеАбсолютной Идеи Гегеля) познания, ставились абсолютно неразумные элементычеловеческой психики (воля, инстинкт, интуиция, эмоции, ощущения).
Т.о.связь философии 19 века с философией 20 века носила двойственный характер:
-с одной стороны — стремление придать новую жизньклассике
-с другой — создание новых течений, критикующихклассическую философию.
                  Марксистская философия.
Рубежом между немецкойклассической философией, как бы подводившей итог 2,5 — тысячелетнего развитияфилософской мысли, явился марксизм.
Создателями диалектического и историческогоматериализма были:
-КарлМаркс (1818 — 1883)
-ФридрихЭнгельс (1820 — 1895)
УчениеМарксизма означало конец прежней натурфилософии и определило новую, болеевысокую форму материализма.
Возникнувв 40 — х гг. 19 века, марксизм явился теоретическим выражением кризисаклассического капитализма, отразил политические цели и интересы поднимающегосяпролетариата. (Это политические предпосылки возникновения марксизма).
Теоретическими источниками марксизма явились:
-Немецкая классическая философия
-Английская политическая экономия
Французский утопический социализм
Естественно — научными предпосылками явился целый рядоткрытий:
открытие клеточного строения всегоживого мира
-учение Ч. Дарвина о происхождении и развитии животныхи растительных видов
-открытие закона сохранения и превращения энергии.
Анализируясдвиги в развитии общества, реальный ход исторических событий, участвуя вреволюционной борьбе К. Маркс и Ф. Энгельс через исследование более развитойобщественной жизни обретают возможность: как для научной критикивсех предшествующих теорий
-таки для создания нового, более развитого учения, являющегося обобщением опытавсей общественно- исторической практики.
                   Новизна философских идеймарксизма.
 
1. Центральнойидеей (философским откровением)стала идея материалистического понимания истории. В целомразвитие общества — есть естественноисторический процесс, где общественноебытие определяет общественное сознание.
         Вся историячеловечества разделена ими на две крупные эпохи:
1-ая — «предыстория» или не подлинная история человечества (первобытная, рабовладельческая,феодальная, буржуазная формации), где человек был несвободен.
2-ая — «подлинная» история человечества (где человек будет истинно свободен) и она будеттвориться людьми сознательно.
2. Материалистическоеучение о практике.
Вседомарксовые философы — и материалисты, и идеалисты — считали главным,первичным в человеческой деятельности духовное начало.Практическая же жизнь людей, их трудовая деятельность как что- то грязное,торгашеское, враждебное разуму и высшим философским ценностям.
Точказрения Маркса состояла в том, что именно трудовая деятельность, практикаявляется основой жизни человека. Практика исходна, первична поотношению ко всему духовному миру. Сознание идет следом запрактикой. Люди осмысливают, осознают, отражают только то, что так илииначе уже вошло в разряд практических проблем, т.е. мировоззрение не творит ине создает, а только выражает жизнь, развивающуюся по собственным законам. Сдругой стороны, только на практике может проверять мыслитель верность своих рассуждений.
Впервыеэти мысли о роли практики Маркс изложил в «Тезисах о Фейербахе».
Такимобразом, взяв практику за исходное, Маркс распространил материализм на областьобщественной жизни.
3. Научнаятеория идеологии.
Открывзависимость сознания людей от практической деятельности, Маркс и Энгельскоренным образом переосмыслили значение и роль духовнойдеятельности. Идеи и концепции, даже самые революционные, немогут служить источниками и причинами исторических изменений. Всякоемировоззрение, в том числе и философское,не творит и не создает,а только выражает жизнь, изменяющуюся по собственным, лишь частично понятымлюдям законам.
Обобщаясвои выводы, Маркс и Энгельссоздали концепцию идеологии.Духовное начало, идеология является искаженным отражением реальности. И этопроявляется независимо от классовой ориентации мыслителя. Изменяется жизнь — соответственно изменяются и взгляды людей.
Наиболееполно данная проблема рассмотрена К. Марксом и Ф. Энгельсом в «Немецкойидеологии».
4. Учениеоб общественно- экономических формах.
Анализируяисторию, Маркс и Энгельс сделали вывод, что развитиеобщества зависит от типа материального производства. Каждому типуматериального производства присуща своя форма, которую Маркс назвалобщественно- экономической формацией. Меняется тип материальногопроизводства — меняется и формация. В предисловии «К критике политическойэкономии» Маркс писал: «В общих чертах, азиатский, античный, феодальный исовременный, буржуазный, способы производства можно обозначить, какпрогрессивные эпохи экономической общественной формации».
5. Концепциячеловека — творца истории.
Маркси Энгельс пришли к выводу, что историюобщества делают сами люди в ходе своей повседневной жизни. Живя вобществе, человек вступает в многочисленные контакты с другими. В результатеэтого создаются общественные связи и отношения. В тех случаях, когда эти отношения,создают новые, и одновременно меняются сами.
6. Открытиематериалистической основы диалектики.
Величайшийдиалектик, Гегель рассматривал диалектику как сферу разума,независимую от реальности. Вместе с тем Гегелем было описано,приведено в порядок большинство приемов, законов диалектического мышления.Этому была посвящена его книга «Наука логики», представляющая собойсвоеобразный учебник по технологии диалектического мышления.
Маркс, исследуя эффективности диалектической методологии, обратилвнимание на то, что главные, фундаментальные зависимости и отношения,проанализированные Гегелем, присутствуют и в реальных процессах природыобщества. Более того, эти зависимости открывают в реальной жизниученые, никогда не бывавшие гегельянцами. Вывод был сделанМарксом в четкой теоретической форме: «Мой диалектический метод по своей основене только отличен от гегельского, но является его прямойпротивоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который он превращаетдаже под именем идеи в самостоятельный субъект, естьдемиургдействительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же,наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженноев человеческую голову и преобразованное в ней».
7. Движущиесилы общественного развития.
Начинаяс 1842 годаМаркс, а позднее и Энгельс, начинают изучениероли и места пролетариата в общественном развитии. Впролетариатеони увидели особый класс, призванием которого является уничтожениеот эксплуатации. Пролетарии страдают от непосильного труда, нищеты,болезней, роста преступности, которая, как отмечал Ф. Энгельс, необходимоследует за развитием крупной промышленности и ростом городов. Борьба сэтим положением — призвание пролетариата; уничтожение частнойсобственности — путь к освобождению.
Освобождаясебя, пролетарии уничтожают и угнетение других групп общества. Поэтому Марксоценивает пролетариат как практическую силу, в союзе с которойфилософия может осуществить свое призвание «Подобно тому как философиянаходит в пролетариате свое материальное оружие,так ипролетариат находит в философии свое духовное оружие...» («Ккритике Гегелевской философии права. Введение»).
8. Гуманистичностьфилософии марксизма.
Вцентре философских проблем стоитчеловек.
В«Экономически- философских рукописях» 1844 г. Маркс называет свою философию реальнымгуманизмом.
Воплощениереального гуманизма видит в ликвидации отчуждения труда, обусловленногоэксплуатацией, и в развитии всех сущностных сил человека на этой основе. Здесьзаложена идея всестороннего развития личности. Рассмотрен коммунизм каксредство возвращения человеку его подлинной сущности — творца.
 
9. Философскиеосновы учения о войне, мире и армии.
Квойне и миру Маркс и Энгельс подходили как к сложным социальным явлениям. Онипервыми указали на решающую роль экономики в войне. Ф.Энгельс писал в «Анти — Дюринге»: «Ничто так не зависит от экономическихусловий, как именно армия и флот». Рассматривая соотношения войны и мира, онипоказали, что война является спутником эксплуататорского общества, а вобществе, свободном от эксплуатации, главным принципом будет… мир, ибо укаждого народа будет один и тот же властелин -труд.
Приопределении социального характера войн Маркс и Энгельс всегда стоялина позициях трудящихся, резко осуждали антинародныезахватнические войны и указывали пути ликвидации войн — устранениевсякой эксплуатации.
Классикимарксизма также глубоко выясняли социальную природу и назначение армии, еёфункции в различных общественных системах и т.д.
Таковыосновные положения, которые Маркс и Энгельс внесли в философию, подняв её накачественно новый уровень.
Сущность философии марксизма — соединение материализма и диалектики, подход к любым процессам сдиалектико-материалистических позиций. Идеи Маркса и Энгельса оказали огромноевоздействие на философскую мысль 20 столетия, на социологию знания и практику.
Направления защищавшиеи развивавшие «Классическую философию».
 
Подвергнутаякритическому переосмыслению в марксизме классическая философия нашла своихзащитников в лице неокантианцев, неогегельянцев, неотомистов.
1) Неокантианцы.
Подлозунгом «Назад к Канту» родилось «неокантианство» (60-е гг.19 века).
Проблемапознания у них стала основной. Ограничивая познание сферой опыта,они фундаментом его считали врожденные образцы.
Онопредставлено двумя философскими школами:
а)Марбургской (Герман Коген (1842 — 1918), П. Натор    (1954 — 1924), Э.Кассирер (1874 — 1945)).
Онисчитали, что познаниеосуществляется в конкретных науках, философия же является наукойо познании. Они абсолютизируют кантовские положения об активностьсубъекта познания, который не дан ему, а задан самим человеком, т.е. вотличие от Канта разум у Когена порождает не только форму мысли, но иеё содержание. Ощущения не играют в познании никакой роли, ибо самипостигаются соответствующими науками. Все это вело к релятивизму.
б)Баденская школа (Вильгельм Вильдельбанд (1848 — 1915), ГенрихРиккерт (1863 — 1936)).
Ониопирались на кантовское различениеразума теоретического и практического, определяя философию каквсеобщую науку о ценностях.
Культура,история общества — это сочетаниеуникальных событий по реализации ценностей, поэтому социальные науки не имеютдела с закономерностями и описывают единичное. Познать историю невозможно,есть только субъективная точка зрения отдельных историков. Тем самым вноситсясубъективный метод познания, основанный на ценностной или целевой оценке.
 
2) Неогегельянство — идеалистическое направление, основанное на обновленииинтерпретаций философии Гегеля.
Представители:
-немцы Р. Кронер (1884 — 1974), Г. Лассон (1862 — 1932)
-англичане Дж. Мирилинг, Ф. Брэдли
-итальянцы Кроче (1866 — 1952), Джантипе (1875 — 1944)
Главные направления:
1. Попыткиистолковать диалектику в духе примирения противоречий
2. Стремлениесовместить гегелевскую диалектику с религиозным мировоззрением
3. Использованиегегелевского метода для преодоления позитивизма
4. Истолкованиегегелевской диалектики как релятивизма
5. Вытаскиваютна свет самые реакционные идеи Гегеля об обществе, оправдывая политикуимперского государства.
3)Неотомизм:
Стремлениесохранить классические корни философии провозгласила религиозная философия,возникшая как течение в 70-х гг. 19 века и получившая название неотомизм (Томас- латинское написание имени Фомы Аквинского) которое стало философиейВатикана.
                              
Иррационализм.
 
Иррационализм — этофилософское учение, отрицающее рационализм. (т.е. противостояние классическойфилософии)
Несокрушимойвере ученых в силу человеческого разума и обязательность общественногопрогресса был впервые дан Великой французской революцией (1789 — 1794 гг.),которая породила террор, гражданскую войну с десятками тысяч человеческихжертв. Это заставило многих философов задуматься над действительнымивозможностями разума и науки и создать свои, критические по отношению крационализму, философские системы.
Критическийпереход новой философии сыграл положительную роль в развитии философскогознания:
-даваласькритическая оценка рационального познания, определялись его границы, пределыего возможностей
-изучалосьсоотношение мыслительных качеств человека, а также психологических качеств(воли, эмоции, чувства и т.д.)
-«духовныймир» рассматривался не в его высших формах, а в понятиях опыта, практики, впсихологических формах
Новаяфилософия выдвигает целый ряд смелых и новых идей конкурирующих со старой«классической » философской системой:
1. Идея изученияжизни отдельного человека и важности её анализа, примата изученияжизни индивида над исследованием больших человеческих общностей(классов, народов, наций, этносов);
2. Движение отидеи свободного и разумного человека, способного переделатьприроду, общество и себя лично, к человеку, жесткодетерминированному экономикой, политикой, религией и пр. Выяснилось, что учеловека есть не только разум и сознание, но и подсознание.
3. Сознание иразум отдельного человека и (что важнее) общественное сознание не понимаютсякак независимая структура, а объявляется, что они подвержены манипуляциисо стороны различных сил — государства, партии, авторитетов.
4. Активнопроводится идея двух не пересекающихся линий человеческого знания — научного ифилософского, имеющих своим продуктом «научную истину», «философскую правду».
 Иррационализм проявился в таких течениях западнойфилософии как:
-философия науки
-экзистенциализм
-психоанализ З. Фрейда
-некоторые варианты Герменевтики и Феноменологии
-философский мистицизм
Первые шаги в сторону от рационализма к иррационализмубыли сделаны Кьеркегором, Шопенгауэром, Ницше.
1. «Философияжизни»
-всё, что существует, Артур Шопенгауэр(1788 — 1860) понимает как волю, волю к жизни.
·  Воля понимается как универсально-космический феномен, а каждая сила в природе — как воля.
·  Всякая телесность есть«объективность воли».
·  Человек есть проявление воли, егоприрода и поэтому не рациональна, а иррациональна.
·  Разум вторичен по отношению кволе.
·  Мир есть воля, и воля борется самас собой.
Так абсолютный рационализм был сменен крайним   волюнтаризмом.
-для Фридриха Ницше (1844 — 1900) воснове всего находится не воля к жизни (как у Шопенгауэра), аволя квласти.
·  «воля к власти» пронизывает всё:вселенную, природу, общество, человека, саму жизнь. Она внедряется в самобытие, но она не едина, а множественна (т.к. много борющихся «центров» сил).
·  воля контролирует мир
·  создал прообраз освобожденногочеловека
-сверхчеловек с гипертрофированной волей к власти — «белокурая бестия».
-продолжили развитие «философии жизни»
·  Анри Бергсон (1859 — 1941)
·  Вмльгельм Дильтей (1833 — 1911)
·  Георг Зиммель (1858 — 1918)
Понятие«жизнь» рассматривалось ими как целостный непрерывный поток, как становлениеуникального и неповторимого в природе. А интеллект, разумухватывает только лишь общее, сходное, повторяющееся, не ухватывая уникальногоцелостного.
Охватитьцелостность и уникальность может лишь духовное видение мира в форме интуиции.
Т.о. «Философия жизни»:
-осуществляет прорыв к более динамичной картине мира
-реалистически осознает ограниченность разума
2. ПсихоанализЗигмунда Фрейда (1856 — 1939) — философская концепция, возводящая психоанализ в ранг философико — антропологического принципа.
ЗаслугаФрейда состоит в выяснении места и роли бессознательного в жизничеловека.
Человек — это биосоциальное существо, личность психика которого состоит их 3-хструктур:
-с помощью сознания человек формирует своё собственное«Я» (эго);
-«оно» (ид) — бессознательная часть психики,глубинный слой, унаследованный людьми, в котором скрыты движения души, инстинктычеловека, (воздействует на «Я»);
-«Сверх — Я» (супер — эго) — культурныезапреты общества (воздействующие на «Я»). «Я» находиться в тисках «оно» и «сверх- Я», запретов и влечений, инстинктов и в первую очередь — полового (sex)инстинкта, описываемого термином «либидо».
Для того чтобы реализовать своё стремление кудовольствию человека «либидо» превращает (сублимирует) в творчество, искусство,религию, в историю.
Т.о. психикачеловека разорвана и владеет всем SEX.
-перенося принципы действия психических механизмов наобщество в целом, Фрейд дал своеобразную тракторику генезиса и сущностиосновных явлений культуры- искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии.
В целом учение З. Фрейда носит иррациональныйхарактер, хотя сам он себя продолжателем традиций рационализма, ибо стремилсянаучно объяснить поведение людей и мотивы действий отдельного человека, заботясьименно о нём, а не о массе.
ПоследователиФрейда — Адлер и Юнг, а такженеофрейдисты Райх, Маркузе, Фром — вносят коррективы, преодолевая фрейдовскуювсе сексуальность.
-Юнг дополняет индивидуальное бессознательное коллективнымбессознательным, опытам человечества заключенным в архетипах.
-Райх создаёт фрейдомарксизм, психоаналитическаяпроблематика приобретает экономическую окраску.
3. Феноменология- философское течение, главнымнаправлением        которого является:
-стремлениеосвободить философское сознание от натурфилософских установок;
-достигнутьв области философского анализа рефлексии сознания о своих актах и о данном вних содержании;
-выявитьпредельные параметры познания, изначальные основы познавательной деятельности.
Основательсовременной феноменологии немецкий философ Эдмунд Гуссерль (1859- 1938).
Донего феноменология понималась в качестве описательного исследования, котороедолжно предшествовать всякому объяснению интересующего явления, постигаемое вчувственном опыте.
ДляГуссерля — феноменология — это,прежде всего выяснение смыслового пространства сознания, выявление техинвариантных (низменных) характеристик, которые делают возможным восприятиеобъекта познания, а феномен — возникающие в сознании смыслы предметов.
Феноменологияориентирует познание на: непосредственныйопыт сознания;
— созерцание феноменов как очевидных данностей.
Посредствомредукции (переход от феноменов к структурам «чистого сознания»).
Гуссерльпоследовательно «выносит за скобки» все данные опыта, суждения, оценки, покасущность не станет «чистой» и интуитивно осознаваемой, а сознание будет мыслитьлогически.
Дальнейшеесвоё развитие идеи феноменологии получили в экзистенцианализме и герменевтике.
4. Герменевтика — способ философствования, главнымцентром которого является истолкование, понимание текстов. (от имени греческогобога Гермеса в обязанности которого входило разъяснение простым смертным волибогов. Т.к. боги и люди говорили на разных языках).
Герменевтика — это учениео понимании, о научном постижении предметов наук о духе. При пониманиипроисходит осознание смысла предметов или дальнейшее осмысление того, что ужеимеет некоторый смысл.
Герменевтиказародилась в античности и прошла свой путь исторического развития от искусстваи теории истолкования текстов до «свободной» герменевтики, не ограниченнойпредметом, границами смысла текста.
-основоположником «свободной»Герменевтики в 19 веке стал Фридрих Шлейермахер, который поставилзадачу «вживания» в текст, дабы понять его смысл «лучше, чем сам его автор»,т.е. психологическая интерпретация текста. Шлейермахер вводит метод«герменевтического круга», т.е. понимание целого через часть и понимание частичерез целое. Выход из круга — совпадение интерпретации и смысла произведения.Этот метод стал основным для всех последующих герменевтических концепций.
-У Вильгельма Дильтея Герменевтикапревращается в специфический метод наук о духе (все  науки делились на двегруппы: науки о природе и науки о духе), призванный обеспечить реконструкциюдуха прошлых эпох и «понимание» общественных событий исходя из субъективныхнамерений исторических деятелей.
-В 20 веке Герменевтикаоформляется в одну из основных методологических процедур философии:
·  в экзистенцианализмеМартинаХайдеггера она была превращена вонтологическое философскоеучение.
·  уГанса- Георги Гадамераона приобретает характер всеобщей методологии, соединившись с диалектикой.Становиться универсальной, интегрируя научные знания в практическое сознание.
5. Философскиймистицизм 20 века.
Мистицизм (от греч. — таинственный) — религиозно- философские концепции, допускающие возможностьнепосредственного знания каким- либо человеком познаваемых имсверхъестественных сущностей или феноменов, путем прямого пребывания в них егодуши (с помощью озарения, экстаза, откровения).
Кчислу наиболее влиятельных концепций мистицизма 20 века относятся:
-теософская концепция «мистического космизма» русскойписательницы и философа Елены Петровны Блаватской (1831 — 1891)
-антропософская теория немецкого мыслителя Рудольфа Штайнера(1861 — 1925)
-современное учение американского философа Карлоса Кастанеды(1925 г.)
Особенности современного мистицизма:
-включенность их в совокупный опыт человечества,тесная связь с философскими учениями Востока, Запада, Азии, обращенностьк глубокой древности;
-его неорелигиозный характер (считается,что он более реалистичен и построен на естественно — научном основании вотличии от традиционной религии); (Более подробно: Л.З. Немировская. Философия.Курс лекций. М. 1995 г.)
Выводы по 1-мувопросу:
1) Современнаязападная философия основываясь на достижениях философии 20 века разделилась надва крупных течения:
-продолжателей традиций рационализма:
·  неокантианцев, неогегельцев, неотомистов пытавшихся модернизироватьидеалистический рационализм к современным условиям.
·  марксистов, развивающих рационализм на материалистическихосновах.
-иррационалистов — отдающих предпочтение в познании мира и человека созерцанию иинтуиции и принижающих возможностях разума.
2) В недрах этихтечений сложились 3 типа философствования    (направления):
-позитивизм
-экзистенциализм
-религиозная философия
Эти направления мы рассмотрим во втором вопросе.
                              
2 вопрос.
Основныенаправления современной западной философии: позитивизм, экзистенциализм,религиозная философия.
1. Позитивизм
Позитивизм — философское направление, основанное на принципе, что подлинное«положительное» знание может быть получено лишь как результатотдельных конкретных наук и их синтетического объединения и что философиякак особая наука, претендующая на самостоятельное исследование реальности, неимеет права на существование.
 
1-й этап — позитивизм.
Основателемпозитивизма был французский философ Огюст Конт (1798 — 1857).
Значительныйвклад в развитие позитивизма внесли английские ученые Дж. Миль (1806 — 1873) иГ. Спенсер (1820 — 1903).
Лозунг позитивизма «Наукасама себе философия». (Как бы продолжая позицию И. Ньютона: «Физика бойсяметафизики(философии)»):
-науканичего не объясняет, она не отвечает на вопрос «почему», аотвечает на вопрос, «как»;
-онадает позитивный материал, т.е. описывает и регистрирует факты, а не объясняетих;
-онане нуждается в кокой- либо стоящей над ней философией, имеющей дело с«метафизическими» абстракциями
Поэтому!Позитивисты:
-объявилиборьбу материализму, идеализму и диалектике
-заявили,что позитивизм будет иметь всеобъемлющее значение
-задачаположительной философии должна состоять в систематизации конкретно-научного знания на основе рациональной классификации наук.
Причины возникновения позитивизма:
1. Бурныйпрогресс естественных наук на рубеже 19 и 20 столетий.
2. Доминирование(преобладание) в области методологии спекулятивных философских воззрений, несоответствовавших конкретным целям естествоиспытателей.
Вывод:
Позитивизм широко распространился среди ученыхестественников, в том числе и в России. (Петр Лавров, Николай Михайловский).
 
 2-й  этап — эмпириокритицизм (махизм).
Вконце 19 — начале 20 века австрийский физик и философ Эрнст Мах ишвейцарский философ Рихард Авенариус, (в связи с новыми открытиями внауке, которые поставили под сомнение достижения классических естественныхнаук) разработали субъективно — идеалистический вариант позитивизма — эмпириокритицизм(дословно критика опыта).
-КритикуяКанта за его доверие данным наукибез особых критическихразмышлений, Мах  и Авенариус ставят перед собой задачу очищениене только философии, но и вообще науки от ненаучных измышлений (речьидет о критике всякого опыта);
-Онисводят всю философию только к теории познания;
-Воснову своей концепции махисты положили принцип «экономии мышления», изкоторого вытекало, что наука должна только описывать, а необъяснять явления. Отсюда махисты обосновали условность всех наших знаний и точто наука не отражает объективную реальность.
 
3-й этап — неопозитивизм.
Неопозитивизмсуществовал и существует как интернациональное философское течение.
Зародилсяон в объединении ученых различных специальностей, в так называемом Венскомкружке, функционирующем в 20 — 30-е гг. 20 века в Вене под руководствомМориса Шлика (1882 — 1936).
Неопозитивизм представляют:
-последователи М. Шлика — Р. Карнап, О. Нейрат, Г. Рейхенбах;
-представители Львовско- Варшавской школы А. Тарский,Я. Лукасевич, К. Айдукевич;
-английский логик, математик, философ Бертран Рассел;
-основатель философии лингвистического анализаавстрийский философ Л. Витгенштейн;
-логик и методолог науки К. Поппер;
-течение общей (популярной) семантики А. Кожибский, С.Чейз, С. Хайакова;
-«постпозитивизм» — логика науки Т. Кун, И. Лакатос,П. Фейерабенд.
Основной тезис:
       обосновать то, что философия вообще не имеетсвоего самостоятельного предмета исследования, т.е.:
      -Философия — не есть наука о кокой- тореальности. Материя, пространство, время, якобы существующие вне нас — это всё «физические»функции, а надо брать мир таким, каким он существует в представлениях ипонятиях ученых. (Причем! Эти понятия рассматриваютсянекак отражение объективной реальности, а как системы мыслительных конструкций,создаваемых умом ученых по определенным логическим законам.)
-Философияпонимается функционально, т.е. не как теория или определенное учение, а каканалитическая деятельность по отысканию значений языковых выражений. (Если«классический» позитивизм ориентировалсяна психологию познания,то неопозитивизм в большей степени опирался на логику.)
Отсюда!:
1) Предметфилософии — система научных дефиниций;
2) Задачафилософии — их логический анализ,т.е. философия должна дать методы анализа системы научных фраз и терминов.
-Неопозитивизм исключил  из философии всю мировоззренческуюпроблематику науки из понимания предмета философии:
·  в 20 веке Кант утверждал, чтофилософия не может быть учением о внешнем мире;
·  Махисты сводили предмет философиик проблемам познания;
·  логические позитивисты сузилипредмет философии до логики науки, а затем свели философию к анализу «языка» науки;
·  а Карнап — даже к «синтаксисуязыка науки».
                     Причины возникновениянеопозитивизма.
1) Развитиеестествознания, стремление понять трудности его роста.
2) Гносеологическиепричины:
-относительность знаний
процесс математизации и формализации наук,проявившийся в связи с развитием теоретических разделов науки.
Течения в неопозитивизме:
1) Логическийпозитивизм — исторически первый иосновной вариант неопозитивизма.
Длянего центральная задача философии — разработать принципы проверкивысказываний (знаний выраженных с помощью языка) на соответствие их опытучеловека, позитивному данному.
Введенпринцип верификации (от лат. — истина) высказываний, согласно которому, любоевысказывание в науке, практике, философии подлежитопытной проверкена истинность.
В50-х гг., вследствие внутреннего кризиса, из неопозитивизма вырастаетпостпозитивизм.
2) Семантическийпозитивизм.
   В начале 40-х гг. Часть логических позитивистов заявила о переходе на позициисемантики (учение о значении, об отношении между знаками т.е. междусловами и предложениями и тем, что они означают), с целью преодоленияпротиворечия, связанного с изолированностью языка в логическом позитивизме отосновной своей функции — функции общения, следовательно, функции передачи значения.
   Семантический позитивизм также неоднороден, он включает в себя академическуюсемантику и популярную или общую семантику.
3) Лингвистическийанализ — понимает философию каканалитическую деятельность по прояснению языка, но уже не научного. Аобыденного.
Представителиэтой философии видят задачу «философа — аналитика» в исследованиифактического употребления естественного разговорного языка с тем, чтобыустранить недоразумения, возникающие вследствие его неправильного использования.
4-й этап — постпозитивизм.
Постпозитивизм — общий термин для названия ряда современных западныхфилософских течений возникших в 50 — 70-е годы в результате критики и ревизиинеопозитивизма (К. Поппер, Т. Кун, И. Лакатос, П. Фейерабенд).
Течения:
-критическийрационализм К. Поппер.
-научныйматериализм П. Фейерабенда.
Черты постпозитивизма:
1) Своеобразная«реабилитация философии», возвращение к метафизике;
2) Методисследования науки нередко выступает как комплексный: историко- научный подход,методологический подход, логический подход;
3) Научноезнание рассматривается как целостное образование; оно не разделяется наэмпирический и теоретический уровни;
4) Теоретическоепонимание науки возможно при условии построения динамической структуры научногопонимания;
5) Динамика,развитие научного знания признается всеми постпозитивистами (в отличии отнеопозитивистов не рассматривавших проблему развития научного знания).
6) Цельюизменения научного знания является не достижение объективной истины, а реализацияодной или нескольких задач по технологии добывания знаний.
Заслуга позитивизма:
-много сделано для анализа языка, понимания науки ипутей её развития;
-совершенствована математика и логика;
-«подключение» философии к общим процессамразвития точного знания способствовало существенному обновлению  тех её разделов.Которые пограничны с естествознанием, математикой, техническими науками.
2. Прагматизм
 
В позитивизме выявились две тенденции:
-дляодной характерен уклон в сторону философии неопозитивизма
-длядругой — поворот к иррационализму и узкому практицизму
Этавторая тенденция нашла выражение в прагматизме.
Прагматизм — сугубо американская форма развития позитивизма, предлагающая утилитарный (отлат. — польза, выгода) подход к окружающему миру, людям и вещам.
Создатели: -Ч. Пирс, У. Джемс (конец 19 века)
                  -в наше время — Д. Дьюи, Р. Рорти.
 
Основные положения:
-вся прежняя философия обвинялась в отрыве от жизни,абстрактности и созерцательности;
-философия должна быть методом решения реальныхпрактических, четко фиксируемых проблем, которые встают перед конкретнымчеловеком в различных жизненных ситуациях.
Ч.Пирс — «наши убежденияфактически полностью являются правилами для действия»
Т.о. всёслужит действию, что даёт человеку успешный выход из конкретной ситуации,объявляется истинным (пусть это знания или верования)
Три основные идеи прагматизма:
-познание — это прагматическая вера;
-истинность есть не спекулятивный опыт,дающий желательный результат;
-философская рациональность -это и естьпрактическая целесообразность.
Задачи человека — наилучшим образом использовать эти идеи.
Задачи философии — помочь человеку в преобразовании мира.
           Экзистенциальнаяфилософия.
Экзистенциальнаяфилософия (лат.existentia — существование)- это направление, которое в основу своего анализа поставилопроблему существования человека. К этому направлению, помимо экзистенциализма,относятся персонализм и философская антропология.
Экзистенциализм берёт своё начало вучениях русских философов Н.А. Бердяева (1874 — 1948) и Л.И.Шестова (1866 — 1938), появив­шихся в начале XX века. После первой мировойвойны получил широ­кое распространение в Германии -        К.Ясперс (1883 — 1969), и М. Хай­деггер (1889 — 1976), во Франции — Ж.П.Сартр (1905 — 1980), А. Ка­мю (1913 — 1960),   Г. Марсель (1889 — 1973).
Среди множества проб­лем,которыми занимается экзистенциальная философия, можно выде­литьнаиболееактуальные:
n отчуждение человека в эпоху социально­го кризиса;
n существование человека и его сущность;
n бытие чело­века и бытие мира;
n человек как уникальное существо;
n бытие между жизнью и смертью и т.п.
 
1-ая Проблема:
Центральная проблема, на которойсосредотачивают своё внимание наиболее крупные экзистен­ционалисты — этопроблема отчуждения человека от общества.
Отчуждение — этосоциальный процесс, в результате которого человек и общество противоположны,даже враждебны друг другу.
Эту проблему исследовал ещё К. Маркс. Ноон изучал эту проблему приме­нительно к капиталистическому обществу XIX века.
 Философы- экзис­тенционалисты рассматривают отчуждение какобщую характеристикужизни человека в обществе. Они считали, что философия обязана по­мочьчеловеку найти смысл своей жизни в самых трагических ситуа­циях.
  Так, К. Ясперс после второймировой войны опубликовал цикл работ, посвящённых проблеме атомной войны ибудущего человечест­ва. И не один раз он предупреждал, что современный мирнаходится в опасности, которой не знало прошлое: может быть прервана много­тысячелетняяистория человечества. Перед философией нашей эпохи К. Ясперсставил весьма ответственную задачу — убедить человечест­во,отдельных индивидов, партии в том, что настоятельнонеобходи­мо использование «высших возможностей человеческогобытия» в борьбе с охватившим людей отчаянием.
 
Объективные причины появления экзистенциализма.
 Экзистенциальнаяфилософия 20 века выросла  на исторической почве продолжающегося и сегодня социального кризиса,охватившего экономические, политические, духовно- нравственные основы челове­ческогобытия. Философы стремились представить искренний самоот­чет мыслящего человекаи исповедь философа, оказавшихся в эпи­центре кризисных процессов. Наиболее крупныеиз этихфилософов резко критиковали реакционные режимы, былизащитниками демокра­тии, прав и свобод личности. Но вместе с тем отчуждениечеловека и общества в современном мире не исчезло, а усилилось и как его преодолеть,- на этот вопрос экзистенциалисты не дают ответа.
 
 
2- я Проблема:
Одна из важнейших проблем, которуюисследовали экзистенциа­листы — существование человека и его сущность.
Человек делает самого себя, обретает свою сущность уже су­ществуя, в этомсостоит важнейший принцип экзистенциализма, из котороговытекают многие принципиально важные следствия.
Следствия из принципа существования человека:
— нет заданной человеческой природы;
— никакая внешняя сила, никто, кромеданного индивида, не может за него осуществить его превращение в человека;
— каждый индивид несет ответственность сам, если онтак и не стал человеком в подлинном смысле.
Таким образом, экзистенциальные философыпроводят здравую и очень важную идею индивидуальной ответственности человека завсе, что происходит с ним самим и с другими людьми.
Мир, в котором живет человек,  по взглядамэкзистенциалистов — это свободана которую обречен человек.  Человек свободен, он и есть свобода, — писал Сартр.Свободный выбор человека — его удел, ответственность и его трагедия.
3-я Проблема:
Ещё одна важная проблема,  которую рассматриваютэкзистенциалисты — это проблема бытия мира и бытия человека.
Экзистенциалисты признают, чтомир существует вне инезависимо от человека. Однако философия, по взглядам экзистенциалистов,только тог­да встает на пути жизненного реализма и гуманизма, когда она ставитв центр анализа человека, начинает с его бытия. Мир, как таковой, для человекасуществует постольку, поскольку он, идя от своего бытия, при­дает миру знание исмысл, взаимодействует с миром.
Какк этим взглядам относится марксистская философия?
Она также рассматривает взаимосвязь бытия мира и бытиячеловека. Но в отличие от экзистенциалистов марксистская философия считает, чточеловек не только способен смотреть на мир через призму своего созна­ния, но инакапливает в процессе развития объективные знания о мире и самом себе. Взглядыже экзистенциалистов по этой проблеме содержат элементы субъективногоидеализма.
4-я Проблема:
Рассматривая проблему уникальности человеческогосуществования, экзистенциалисты считали, что каждый человек неповторим,уникален в своем бытии. Испанский философ Хосе Ортега- и- Гасет(1883 — 1955 гг.) так писал: «Каждый человек имеет миссию истины. Так, гденаходиться мой глаз, не находиться другой, то, что видит в реальности мой глаз,не видит другой. Мы незаменимы, мы неповторимы». С таким подходом нельзяне согласиться.
И все же экзистенциалисты в решении данного вопросаостановились на полпути. Правильно показать на уникальность, неповторимость человекаэта уникальность, как человек может обрести эту неповторимость.
Программа экзистенциальной философии:
Рассматривая человека как уникальное существо,экзистенциалисты сопоставляют человека и окружающий мир. При этом окружающиймир рассматривается как нечто враждебное человеку. Поэтому в человекеживет ибудет жить постоянный страх перед миром и другими людьми.И все жечеловек обязан заставить себя жить и творить самого себя.Такова программа экзистенциальной философии:
-страшиться, опасаться окружающегомира, противостоять ему, бунтовать против него.
5-я Проблема:
Одна из важнейших проблем, рассматриваемыхэкзистенциалистами — проблема бытия между жизнью и смертью.
Каждый человек переживал смерть близких, многим вразгар жизни или на её исходе приходилось смотреть в глаза смерти; всякийчеловек обязательно задумывается о смерти.
1-я позиция
Жизнь человека может быть наполнена смыслом, но можетвдруг и утратить для него этот смысл.
2-я позиция
Достойно умереть, когда приходит смерть, бороться снею, когда есть шанс жить, помочь другим людям в их смертной борьбе — этовеликое и нужное любому человеку умение. Ему учит сама жизнь.Жизнь и смерть человека, смысл жизни — это вечные темы для философии.
Эта проблема становиться все более актуальной.Глобальная историческая ситуация в наши дни стала пограничной: возможны игибель человека, и его выживание. Важнейший шаг, который должносделать и уже делает человечество, — осознание того, что сложиласькачественно новая ситуация, пограничная между жизнью и смертью человека. Ив этом планезадача философии  — помочь человечествупреодолеть страх и выжить. К сожалению, как это сделать, — на этотвопрос экзистенциалисты ответа не дают.
Течения в экзистенциализме:
Помимо открытого экзистенциализма в это направлениевходят также персонализм и философская антропология, которые по своим взглядамвесьма близки к экзистенциализму.
Персонализм(от лат. Persona -личность)- это философское направление, признающее личность первичной творческойреальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческойактивности верховной личности — бога. В основе учения персонализма о личности лежиттезис о свободе воли. Личность всегда сама определяет социальное развитие,исходя из своих нравственных оценок воли.
Философская антропология— этофилософское течение, возникшее в 20-х гг. 20 века в Западной Европе ипоставившее перед собой задачу создания основополагающей науки о человеке. Философыэтого течения пытались соединить конкретно- научное изучение различных сферчеловеческого бытия с целостным философским анализом.
Определенных успехов в решении данной проблемыфилософская антропология достигла, но в целом решить эту задачу не смогла.
Такого, в основном, содержание экзистенциалистской философии.
                                Религиозное направление 
Религиознаяфилософия занимает важное место в западной философии 20 века. Главной причинойэтого всегда было и остается сегодня существование соответствующих религиозныхорганизаций и объединений. Любая религия всегда имела и сегодня имеет своихтеоретиков, в том числе и философов.
Кчислу наиболее известных религиозных философов относятся:
-НиколайАлександрович Бердяев, Павел Александрович Флоренский, Сергей НиколаевичБулгаков, Семён Людвигович Франк — все русские;
-Ж.Маритен, Э. Жильсон, Г. Марсель, Тейяр де Шарден — католические философы(все французы);
-КарлБарт, Пауль Тиллих, Рейнгольд Нибур — протестантские философы;
-МартинБубер — философ иудаизма;
-Джемалад-Дин ал Афгани, Скхаммад Инбал — исламские философы.
Всеэти философы — этовысокопрофессиональные ученые, знатоки истории философии, талантливые авторы,яркие социальные критики. Их взгляды не во всем отвечали официальным доктринамтех религий, чьи интересы они представляли. В центр философских исследованийони ставили, во многом вопреки официальным религиозным взглядам, проблемучеловека.
Вместес тем все эти философы своей конечной целью видят сохранение понятиябога и основных положений той или иной религии.
Средиважнейших проблем, рассматриваемых религиозной философией, можновыделить следующие:
1) Проблемадоказательства существования бога.
2) Проблемачеловека.
3) Проблемадобра и зла.
Рассмотримэти проблемы.
1. Проблемадоказательства существования бога.
Это- центральная проблемарелигиозной философии на протяжении всей истории её существования. Религиозныефилософы исходят из того, что следует постоянно, на каждом новом уровне развитиячеловечества:
1-япозиция: преодолевать сомненияверующих относительно существования бога
2-япозиция: опровергать аргументыатеистов относительно его не существования.
 Аэто особенно нужно, заявляют религиозные философы, в наш век, когда подобныесомнения и аргументы становятся особенно сильными и настойчивыми.
Каким образом это достигается?
Частьфилософов, особенно официальных, различным образом комментируют богословскиетексты, написанные сотни лет назад, показывают, что подразумевается под тем илииным содержанием.
Другиефилософы пытаются для этого использовать достижения науки, укреплять «союзверы и науки».
Третьиже считают, что нужно прямо апеллировать к необъяснимому, таинственному вчеловеческом опыте.
Нужноотметить, что в определенной мере религиозной философии удается решить этупроблему. По крайней мере, 20 век не стал веком атеизма. Мы даже наблюдаемопределенную активность религии и нарастание религиозности среди отдельныхслоев населения.
2. Проблемачеловека в религиозной философии.
Эта проблема всегда занимала заметное место врелигиозной философии, но до последнего времени первое место всегда занимала проблемабога. Современная религиозная философия на первое место выводит проблемучеловека, что и обеспечивает ей достаточную известность. Традиционнаярелигиозная философия главным в человеке считала богопослушание, современная — считает главным поиски человеком смысла своей жизни, своей неповторимой духовности.
Человек в понимании неотомистов -основной элементбытия через него проходит и история, ведущая к высшему состоянию развития общества- «Граду Божиему».
 
 
 
 
3. Проблемадобра и зла.
Этапроблема всегда стояла в религиозной философии. Такое внимание к нравственнымценностям и переживаниям человека — одни из источников сохраняющегося и сегоднянемалого внимания религиозной философии.
Проблемадобра и зла звучит так: если мирсоздан и управляется всемогущим богом, то почему в мире существует зло?
Религиознаяфилософия отвечает на данный вопрос так: в мире много зла — поэтому много греха, На вопрос, почему же бог допускает рост зла,дается ответ, зло проистекает от того, как человек и человечество пользуетсядарованной им свободой.
Итак,не бог, а человек ответственней за зло, особенно за большое зло. Бог нужен,чтобы наказать человека за зло и грехи, возникшие в результате злоупотреблениясвободой.
Исходяиз этих положений в последние годы религиозная философия значительноактивизировала борьбу за добрые начала человека, за мир и выживание человека.
Сначала 60-х гг. 20 века неотомизм старается приобрести всё более научнуюформу, а как социальное учение — всё более политизируется.
Внём формируются новые течения: «Теология революции», «Теологиякультуры», «Теология мира», «Теология мертвого бога»,«Теология бедности», «Теология празднеств».
Выводы по лекции:
 
1. Современныефилософские течения на Западе отражают новые реальности бытия и вособенности — радикальную смену мира человека, его переживаний, мировоззрения,мироощущения, его отношения к природе, к состоянию общества,производства (не только материального, но и духовного).
2. В настоящеевремя продолжают жить и развиваться научный материализм, историзм,гуманистическая антропология (экзистенциализм), аналитическая философия(позитивизм), диалектика.
     Эти философские направления разрабатывают теоретико-методологическиепути комплексного изучения человека, в которых были бы объединеныестественно — научные, научно- технические, гуманитарные дисциплины изначительную роль играли бы широкие мировоззренческие основания истинно философскогохарактера.
3. Составнойчастью многих философских течений Запада является новый гуманизм,который в условиях глобальной кризисной ситуации выступает как главное условиестановления всей системы общественных отношений.
4. Изучение философскихтечений западной философии, вооружает офицерские кадры современным мышлением,расширяет их кругозор, формирует мировоззрение.
         Многие положениязападной философии имеют практическую значимость в процессе познанияокружающего мира, которые необходимо знать и использовать в своей деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.