Реферат по предмету "Философия"


Естественно-правовая теория в доктрине Б. Спинозы

План:
1. Введение
2. Основная часть.
2.1 Личность Б. Спинозы
2.2 Особенностиестественно-правовой теории в доктрине Б.Спинозы
3. Заключение
Список используемойлитературы

1.Введение
Актуальностьтемы исследования.
Бенедикт(Барух) Спиноза – видный теоретик естественного права, которое основано напризнании всех людей равными от природы и наделёнными природой же естественнымистрастями, разумом и стремлениями. Законы природы определяют предписанияестественного права, которому должно соответствовать положительное право.
Теорияестественного права явилась классическим воплощением нового мировоззрения.Данная теория стала складываться в 17 веке и сразу же получила широкоераспространение.
ВзглядыСпинозы актуальны в настоящее время, так как он признавал всех людей равными отприроды.
Над даннойтемой работали различные учёные. Так, Соколов В.В. исследовал политико-правовыевзгляды Бенедикта Спинозы. В работе Беленького М.С. также рассмотрены идеиСпинозы.
Основнымипроизведениями Б. Спинозы, посвящёнными политико-правовым идеям, являются«Богословско-политический трактат», который был издан в 1670 году, и«Политический трактат», который так и остался незавершённым.
Цель даннойработы состоит в рассмотрении основных политико-правовых взглядов и идей БенедиктаСпинозы, его отношения к праву, закону, основным формам правления.

2.Основная часть
2.1Личность Б. Спинозы
Спинозародился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение он начал в еврейскомшестиклассном училище, которое готовило раввинов.
27 июля 1656Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской синагоге и изгнанию изсефардской общины.
Отлучение23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием отрицания им ангелов,бессмертия души и Божественного происхождения Торы. Руководители общиныпредупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей ереси, но когда он неподчинился, издали запрещение: «Будь он проклят, когда он выходит, и проклят,когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов. Пусть Бог гневается и сердитсяна этого человека и обрушит на него все проклятия, которые записаны в Торе.Пусть Бог вычеркнет его имя под небесами и пусть Бог уничтожит его и выброситиз колен израильских ...»[1].
Вынужденныйвременно покинуть Амстердам, Спиноза, принявший имя Бенедикт, поселился впровинции и приступил к разработке своей философской системы. В 1670 году былиздан «Богословско-политический трактат», а затем Спиноза начал писать«Политический трактат».
В воскресенье21 февраля 1677 года Бенедикт Спиноза умер от болезни лёгких, которой страдал втечение 20 лет (ему было 44 года). После  описи имущества, которое включало 161книгу, его распродали, а часть документов, в том числе и часть переписки, уничтожили.
Жизнь идеятельность Спинозы протекали в условиях резкого обострения нападоккальвинистского духовенства на республиканское правительство, попытокдворянства установить монархию.
Спиноза былсовременником революции в Англии. Острые противоречия эпохи нашли выражение вего учении.
Политико-правовоеучение Спинозы связано с его философией, в особенности с идеей строгойзакономерности, причинной обусловленности всех явлений природы, «субстанции»,которая никем не создана и является «причиной себя».
В философскойсистеме Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно последователен в своихубеждениях.
Несмотряна то, что его философией пренебрегали фактически в течение столетия после егосмерти, Спиноза занимает почётное место в интеллектуальной хронологии Западногомира. Вместе с тем его прямое влияние на естественные науки невелико.
2.2 Особенностиестественно-правовой теории в доктрине
Б.Спинозы
Подестественным правом Спиноза понимал необходимость, согласно которой существуюти действуют природа и каждая её часть. «Закон, зависящий от естественнойнеобходимости, есть тот, который необходимо следует из самой природы илиопределения вещи: закон же, зависящий от людского соизволения и называемыйудачнее правом, есть тот, который люди предписывают себе и другим, чтобыбезопаснее и удобнее жить, или по другим причинам»[2].
При этоместественное право отождествлялось в учении Спинозы с «мощью», под которойпонималась способность любой части природы к самосохранению.
«Под закономобыкновенно понимается не что иное, как распоряжение, которое люди могут иисполнить и отвергнуть на том именно основании, что он сдерживает человеческуюмощь в известных пределах, за которые она стремится перейти, и не приказываетчего-нибудь сверх сил; поэтому закон, по-видимому, должно определить болееузко, именно: что он есть образ жизни, предписываемый человеком себе или другимради какой-нибудь цели»[3].
Спинозаразличал следующие виды законов.
Во-первых,законы в зависимости от воли:
·         законыприродной необходимости: их санкционирование зависит от воли человека;
·         право– законы, которые произвольно созданы человеческой волей.
Во-вторых,законы в зависимости от сферы волеизъявления:
·         человеческийзакон – регулирует образ жизни, который служит для охраны жизни государства;
·         природныйбожественный закон – неотчуждаемое право человека.
Его цель:высшее благо – познание Бога – разум и его усовершенствование. Разум Спинозаназывает природным светом. «Итак, суть божественного закона и его главноеправило заключаются в том, чтобы любить Бога как высшее благо»[4].
Спинозавыделил основные черты, присущие природному божественному закону.
Во-первых,«он универсален, или общ всем людям: его ведь мы вывели из природы человекавообще». Во-вторых, «он не нуждается в вере в исторические рассказы. В-третьих,«этот естественный божественный закон не нуждается в религиозных обрядах(caeremoniae), то есть, в действиях, которые сами по себе безразличны иназываются хорошими только в силу установления или которые представляюткакое-нибудь благо, необходимое для спасения, или, если угодно, в действиях,смысл которых превосходит человеческое разумение». В-четвёртых, «высшая наградаза божественный закон есть сам закон, именно: познание Бога и совершенносвободная, постоянная и от всего сердца любовь к нему; наказание же состоит влишении этого блага, в плотском рабстве или в душевном непостоянстве иколебании».
Под правом иустановлением природы Спиноза подразумевает «не что иное, как правила природыкаждого индивидуума, сообразно с которыми мы мыслим каждого человекаестественно определенным к существованию и деятельности определенного рода.Например, рыбы определены природой к плаванию, большие — к пожиранию меньших,стало быть, рыбы по высшему, естественному праву владеют водой, и притомбольшие пожирают меньших. Ибо известно, что природа, рассматриваемая абсолютно,имеет верховное право на все, что в её власти, т. е. право природы простираетсятак далеко, как далеко простирается ее мощь. Ведь мощь природы есть сама мощьБога, который имеет верховное право на все».
Право иустановление природы, под которым все рождаются и большая часть живет,запрещает только то, чего никто не желает и чего никто не может.
Такимобразом, можно сформулировать следующее[5]:
·         чтоне может быть запрещено, то должно быть допущено;
·         чтобызакон был разумным, он должен быть принят большим количеством или собраниемлюдей;
·         действияи законы природы исходят от Бога. Природа есть целостность, определенныйпорядок, установленный Богом. Человек – часть природы, божественного мира, которыйподчиняется общему порядку. Всё, что против природы, – это против Бога. Глупцытребуют противоприродного чуда как доказательства божественного бытия, на самомже деле проявление Бога – в том, что всё совершается так, как он задумал,согласно природе.
ВзглядыСпинозы на государство сложились под сильным влиянием Гоббса и в полемике сним. Диаметральная противоположность программных положений при общностиметодологических основ их концепций предопределила ряд разногласий в решениипроблем теории[6].
Рассматриваяестественное, природное состояние человека, Спиноза отмечал, что каждый индивидимеет верховное природное право на существование и деятельность согласно своейприроде. Верховное право определяется не здравым смыслом (природнымбожественным законом), а желанием индивида и его мощью. В этом состоянии всеравны – разумные и неразумные, это состояние небезопасности и своеволия, в немне существует ни религии, ни закона. Естественное состояние – это «состояниеборьбы всех против всех».
Спиноза –сторонник идеи общественного договора. Он утверждал, что люди пришли ксоглашению, что они коллективно владеют своим природным правом (или делегируютего монарху). Коллективное право определяется на основании мощи и воли всехвместе, и тут все руководствуются разумом.
Емупринадлежат следующие выражения: «Никому не делать того, чего не желаешь себе»;«Защищать право другого как свое». Общество имеет высшее природное право навсё, каждый должен ему покоряться под страхом большего зла – наказания илидобровольно, по решению разума, надеясь на большее благо. Именно боязнь зла илинадежда на благо заставляют человека придерживаться договора.
Природноеправо не передаётся полностью, граница – природный божественный закон – свободамысли, суждения, слова каждого подданного. А нарушение прав, исходящих издоговора, возможно только между частными лицами, apriori невозможно подданнымперетерпеть нарушение своих прав от верховной власти, ибо ей по праву мощи вседозволено. Свобода же – в том, чтобы жить, руководствуясь только разумом.
Каждыйчеловек стремится к своей выгоде пользе. «Но большинство руководствуется своиммнением, увлечением, а не разумом, движимо прихотями, не считается с будущим.Поэтому ни одно общество не может существовать без власти и силы, а,следовательно, и без законов, умеряющих и сдерживающих страсти и необузданныепорывы людей»[7].
Законы,которые обеспечены поощрением или наказанием, необходимы доя того, чтобы«сдержать толпу, точно лошадь уздой, насколько это возможно».
Как отмечаетЯхьяев М.Я., Спиноза задавался вопросом: «Чего хотят люди?» и отвечал на негоследующим образом[8]:
·         познатьвещи (разум). Средства для этого есть в самой натуре человека и зависят толькоот него;
·         владетьсвоими страстями (добродетель). Средства для этого есть в самой натуре человекаи зависят только от него;
·         спокойнойжизни и здоровья. Средства для этого зависят от внешних причин и называются«счастьем».
Цель обществаи государства: обеспечить это «счастье», не превращать разум человека вавтомат, а обеспечить, чтобы его душа и тело функционировали, не страшасьопасности, а люди свободно пользовались своим разумом. Цель государствадостигается исполнением всех законов. Цель государства – это свобода человека.Цель верховной власти – удержать человека в границах разума, так как людисклонны руководствоваться страстями. «Цель всего общества и государства состоитв спокойной и удобной жизни; государство же может существовать только призаконах, соблюдаемых каждым, потому что если бы все члены общества захотели непризнавать законов, то тем самым общество распалось бы и государстворазрушилось бы».
Верховнаявласть не связывается никаким законом, но все должны ей во всем повиноваться:«Ведь все должны были молчаливо или открыто согласиться на это, когдапереносили на нее всю свою мощь самозащиты, то есть всё свое право». Подданнымже надлежит исполнять ее приказания и не признавать другого права, кроме того,которое верховная власть объявляет за право.
Чтобыправильно понять, до каких пределов простираются право и власть правительства,должно заметить, что власть правительства заключается собственно не в том, чтооно может принуждать людей страхом, но абсолютно во всем, при помощи чего ономожет заставить людей следовать его приказаниям; ведь не основание повиновения,но самое повиновение делает человека подданным.
Сохранениегосударства зависит главным образом от верности подданных и их добродетели идушевного постоянства в выполнении приказаний. Но каким образом нужноруководить подданными, чтобы они постоянно хранили верность и добродетель, —это увидеть не так-то легко. Ибо все, как правители, так и управляемые, — люди,то есть они склонны вместо труда к наслаждению. «Каждый думает, что он всёзнает, и хочет всем распоряжаться по своему усмотрению, и каждый считает то илииное справедливым или несправедливым, законным или незаконным постольку,поскольку оно, по его мнению, клонится к его выгоде или вреду: из тщеславия онпрезирает равных и не терпит, чтобы они им управляли: завидуя лучшей славе илисчастью, которое никогда не бывает равномерным, он желает зла другому ирадуется этому злу»[9].
Только те,кто обладает властью, имеют право на всё и только от их решения зависит всёправо.
Спинозаутверждал, что то правление считается насильственным, которое посягает на умы,и «что верховное величество, видимо, делает несправедливость поэтапным иузурпирует их право, когда хочет предписать, что каждый должен принимать какистину и отвергать как ложь и какими мнениями, далее, ум каждого долженпобуждаться к благоговению перед Богом: это ведь есть право каждого, которымникто, хотя бы он и желал этого, не может поступиться».
Такимобразом, сколько бы ни думали, что верховные власти распоряжаются всем и чтоони суть истолкователи права и благочестия, они, однако, никогда не будут всостоянии заставить людей не высказывать суждения о каких-нибудь вещахсообразно с их собственным образом мыслей и соответственно не испытывать тогоили иного аффекта.
Конечная егоцель заключается не в том, чтобы господствовать и держать людей в страхе,подчиняя их власти другого, а, наоборот, в том, чтобы каждого освободить отстраха, чтобы он жил в безопасности, насколько это возможно, то есть, чтобы оннаилучшим образом удерживал свое естественное право на существование идеятельность без вреда себе и другому. Цель государства не в том, чтобыпревращать людей из разумных существ в животных или автоматы, а, напротив, втом, чтобы их душа и тело отправляли свои функции, не подвергаясь опасности, асами они пользовались свободным разумом и чтобы они не соперничали друг сдругом в ненависти, гневе или хитрости и не относились враждебно друг к другу.Следовательно, цель государства в действительности есть свобода.
Следовательно,можно сделать вывод, что, во-первых, невозможно отнять у людей свободу говоритьто, что они думают; во-вторых, эта свобода без вреда праву и авторитетуверховных властей может быть дана каждому и каждый может ее сохранять без вредатому же праву, если при этом он не берёт на себя никакой смелости ввестичто-нибудь в государстве как право или сделать что-нибудь против принятыхзаконов; в-третьих, эту самую свободу каждый может иметь, сохраняя мир вгосударстве, и от неё не возникает никаких неудобств, которых нельзя было былегко устранить; в-четвёртых, каждый может ее иметь также без вредаблагочестию; в-пятых, законы, издаваемые относительно спекулятивных предметов,совершенно бесполезны; и, наконец, эта свобода не только может быть допущенабез нарушения в государстве мира, благочестия и права верховных властей, но еедолжно допустить, чтобы все это сохранить.
Итак, важныекомпоненты верховной власти: мощь и авторитет[10].
Верховнаявласть сосредоточена абсолютно в руках того, на кого с общего согласия положеназабота о делах правления, а именно установление, истолкование и отмена права,укрепление городов, решение вопроса о войне и мире и т. д. Если эта обязанностьлежит на собрании, составляющемся из всего народа, то форма верховной властиназывается демократией, если на собрании, в которое входят только избранные, –аристократией, и, если, наконец, забота о делах правления и, следовательно,верховная власть возложена на одно лицо, – монархией.
В«Политическом трактате» Спиноза отмечал, что только верховная власть имеетправо решать, «что хорошо, что дурно, что справедливо, что несправедливо, тоесть, что следует делать каждому в отдельности или всем вместе или от чеговоздерживаться». Только ей одной принадлежит право издавать законы, толковатьих в каждом отдельном случае, если относительно их возникнет какой-нибудьвопрос, и решать, противоречит ли данный случай праву или согласен с ним;решать вопрос о войне или об установлении и предложении условий мира или опринятии предложенных. Право заниматься государственными делами или избирать сэтой целью должностных лиц принадлежит только верховной власти. «Отсюдаследует, что тот подданный посягает на верховную власть, который по одномусвоему усмотрению, без ведома верховного совета, принимается за какое-нибудьгосударственное дело, хотя бы то, что он задумал сделать, было бы, по егоубеждению, наилучшим для государства».
Тогосударство будет наиболее своенравным, которое зиждется на разуме ируководится им. И потому та верховная власть является наилучшей, при которойлюди проводят жизнь в согласии и когда её права блюдутся нерушимо[11].
Среди основмонархической формы правления Спиноза выделял следующие:
1.        должныбыть основаны и укреплены один или несколько городов, все граждане которых –всё равно, живут ли они в стенах города или вне их, занимаясь земледелием, –обладают равными гражданскими правами;
2.        ополчениедолжно быть образовано из одних граждан, без исключения для кого бы то ни было,и ни из кого другого; а поэтому все обязаны иметь оружие;
3.        жителивсех городов и земледельцы, то есть, все граждане, должны быть поделены на роды(familiae), отличающиеся друг от друга именем и каким-нибудь знаком;
4.        поляи вся земля, а если возможно, и дома должны быть оставлены за государством,именно за тем, кому принадлежит право государства;
5.        приизбрании царя из какого-нибудь рода никто не должен считаться знатным, кромелиц, происходящих от царя, которые поэтому отличаются от своего и прочих родовзнаками царского достоинства;
6.        войнадолжна вестись только в целях мира, дабы по ее окончании не было нужды вприменении оружия. Поэтому после захвата городов по праву войны и покоренияврага или должны быть установлены такие условия мира, чтобы захваченные городане нуждались в охране каким-нибудь гарнизоном, или врагу по принятии мирногодоговора предоставляется возможность их выкупа за известную сумму, или же (еслипри первом образе действия останется постоянная опасность нападения с тылавследствие неудобств местоположения) они должны быть сравнены с землей, ажители уведены в другое место;
7.        верховнаявласть (imperium) должна быть неделимой. Поэтому если у царя родится несколькодетей, то законным преемником будет старший из них;
8.        обликгосударства должен сохраняться одним и тем же, и, следовательно, царскоедостоинство должно принадлежать одному лицу, отпрыску какой-нибудь однойдинастии, и государственная власть должна оставаться неделимой. «Ведь воля царяимеет силу закона, пока он держит в своих руках меч государства», так как правогосударства определяется одной только мощью.
Народ прицаре может сохранить достаточно обширную свободу, если только добьётся того,чтобы мощь царя определялась только мощью народа и защищалась самим народом.
Спинозаосуждал, даже решительно отвергал абсолютную монархию. Он считал возможнойограниченную монархию, в которой государством управляет представительноеучреждение.
Аристократическаяформа верховной власти есть та, при которой власть находится не у одного лица,но у нескольких, выбранных из народа. «Я подчеркиваю: при которой властьнаходится у нескольких выбранных лиц. Ведь различие между аристократической идемократической формами верховной власти состоит преимущественно в том, что припервой право управления зависит только от избрания, при второй же – главнымобразом от некоторого прирождённого или же в силу случая приобретенного права»[12].
Говоряоб аристократической форме правления, опирающейся на совет как верховныйколлективный орган, Спиноза подчеркивает её большую устойчивость, поскольку«цари смертны, советы, напротив, вечны».
Отличиедемократии от аристократической формы правления, по Спинозе, состоит, главнымобразом в том, что в последней от одной только воли и свободного выбораверховного совета зависит, кого сделать патрицием: так что никто не имеетнаследственного права голоса и права поступления на государственные службы, какэто имеет место при той форме верховной власти, «которую мы теперь описываем».
Различаетсянесколько видов демократии. Где все без исключения подчинены одним толькоотечественным законам и, кроме того, своенравны и живут безупречно, обладаютправом голоса в верховном совете и правом поступления на государственнуюслужбу. «Я подчеркиваю: которые подчинены одним только отечественным законам,чтобы устранить иностранцев, считающихся подданными другого государства».
Кроме того,они подчинены одним только законам государства, но в остальном должны бытьсвоенравными, чтобы устранить женщин и рабов, стоящих под властью мужей игоспод, а также детей и несовершеннолетних, пока они стоят под властьюродителей и опекунов. Они живут безупречно, чтобы, прежде всего, устранить тех,которые вследствие преступления или какого-нибудь позорного образа жизниподверглись бесчестию.
Автор неоставляет без внимания и вопросы собственности. Каждая форма правленияопирается на наиболее адекватные ей отношения собственности. Например, примонархии имеет место государственная собственность на землю и недвижимость, сосдачей гражданам полей и домов за ежегодный оброк. При аристократии же полянадо не сдавать гражданам в аренду, а продавать. В незавершенной работе«Политический трактат» мы не найдём указаний по поводу совершенствованиядемократии, однако о её достоинствах можно судить по «Богословско-политическомутрактату».
Ограниченнуюдемократию и аристократию Спиноза видел такими государствами, в которых нужныспециальные меры, предупреждающие тиранию и угнетение.
Единственноабсолютное государство, которое опирается на согласие подданных, правящее имипри помощи только разумных законов, обеспечивающее свободу, равенство, общееблаго, – это демократия, «народная форма верховной власти».
Демократия внаибольшей мере способна повелевать подданными и не имеет надобности ихопасаться, так как устройство государства обеспечивает разумность законов, атем самым свободу как подчинение осознанной необходимости.

3.ЗаключениеИтак, мы рассмотрели основные политико-правовыевзгляды и идеи Бенедикта Спинозы, его отношение к праву, закону, основнымформам правления.
Из всеговышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Концепция Б.Спинозы – первое в идеологии Нового времени теоретическое обоснованиедемократии.
СужденияСпинозы о законе и праве основываются на свойственном рационализмупредставлении о свободе как подчинении равному для всех разумному закону.
Политико-правовоеучение Спинозы явилось немалым шагом к постижению сущности государства и права.Его стремление освободить теорию политики от морализирования предопределилоотождествление права, «мощи» и законов природы.
ФилософияСпинозы оказала большое влияние на развитие материализма, атеизма и диалектики.Многие политико-правовые идеи Спинозы были восприняты Руссо и другимирадикальными мыслителями демократического направления.

Списокиспользуемой литературы:
1.   Беленький М. С. Спиноза.М., 1973. С. 510.
2.   Введение в философию:Учебное пособие для вузов / Под ред. И. Т. Фролова. М., 2002. С. 624.
3.   Гайденко П. П. Эволюцияпонятия науки (17-18 вв.). М., 1987. С. 448.
4.   Гулыга А. В. Немецкаяклассическая философия. М., 1986. С. 416.
5.   История политических иправовых учений. Учебник / Под ред. О. Э. Лейста. М., 2002. С. 688.
6.   История политических иправовых учений. М., 2007. С. 900.
7.   История политических иправовых учений. М., 2008. С. 352.
8.   Краткая философскаяэнциклопедия. М., 1994. С. 576.
9.   Кузнецов В. Н.,Мееровский Б. В., Грязнов А. Ф. Западно-европейская философия 18 в. М., 1986. С.434.
10.    Спиноза Б. Избранныепроизведения. В двух томах. Том 1. М., 1957. С. 632.
11.    Фишер К. История новойфилософии: Бенедикт Спиноза. М., 2005. С. 560.
12.    Яхьяев М. Я. МыслителиНового времени. М., 2001. С. 541.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.