Реферат по предмету "Разное"


А. Л. Верченко Сектор историографии

А.Л.Верченко Сектор историографии Центр современной истории и политики КитаяНекоторые исторические и цивилизационные аспекты российско-китайского научно-технического сотрудничества (По материалам научной конференции «Китайско-российские связи в области науки, техники, образования и культуры в условиях многополярного мира») 1 20-22 марта 2004 года в Центре обменов и изучения культуры Китая и России Университета Цинхуа (далее – Центр) состоялась конференция «Китайско-российские связи в области науки, техники, образования и культуры в условиях многополярного мира». Сам факт создания такого научного подразделения в одном из самых авторитетных университетов Китая говорит о том внимании, которое уделяется в Китае сотрудничеству с Россией. Подготовленная Центром конференция стала самой представительной, самой успешной и самой последовательной в научном отношении конференцией в Китае в 2004 год по данной проблематике. Большую работу по подготовке конференции проделала доцент университет Цинхуа Ван Ци. В работе научного форума приняли участие более 100 человек, в том числе: представители министерства образования, науки и техники, иностранных дел Китая, специалисты, ученые и сотрудники Центра, научные сотрудники и преподаватели из России (Санкт-Петербург). С вступительными речами выступили: ректор университета Цинхуа Гу Бинлинь, назвавший Россию «важной силой современности» и высказавшийся в пользу расширения сотрудничества; руководитель Центра Ху Сяньчжан, который выразил надежду на сотрудничество с другими научными учреждениями двух стран в интересах развития китайско-российских научных и культурных контактов; посол России в то время в Китае И.А.Рогачев, отметивший настоятельную необходимость укрепления сотрудничества в сфере политики, науки, техники и культуры; бывший посол Китая в России Ли Фэнлинь, сделавший упор на расширении контактов в гуманитарной области, министр образования Чувашии Г.П.Чернова, предложившая развивать широкое сотрудничество с ее республикой. Конференция представляет собой интерес с точки зрения создания образа России в Китае в свете предстоящего года Китая в России. Китайские ученые рассматривают не только современное состояние России, но и стараются связать историческое прошлое с настоящим, прослеживают пути развития обеих стран, по которым в конечном счете страны пришли к взаимовыгодному равноправному многостороннему сотрудничеству. Обычно на научных форумах «Россия-Китай» наибольшее внимание уделяется политическим и экономическим аспектам взаимодействия двух стран – здесь имеются впечатляющие результаты и очевидные успехи. Выступавшие неоднократно отмечали, что отношения между Россией и Китаем переживают сегодня самый лучший в истории период, «период зрелости и стабильности» (Дин Мин, Институт современного Китая АОН Китая), что они «постоянно развиваются и углубляются, имеют широкие перспективы» (Ся Ишань, Китайский институт международных проблем). Отрадно констатировать, что авторы представленных на конференции докладов вышли за традиционные рамки и представили более полную и объемную картину контактов, включая такие области, как наука, техника и образование. Хотя конференция была приурочена к 55-ой годовщине установления дипломатических отношений между КНР и РФ, затронутые темы не ограничились только последним периодом истории. Многие авторы, обратившись к сравнительному анализу, показали процессы становления науки и техники в Китае и России, их развитие на протяжении длительного времени и как результат возникновение взаимодействия науки и техники двух стран, обреченного стать еще более тесным в будущем в интересах развития и Китая, и России. Ниже следует анализ двух докладов, обосновывающих исторические и цивилизационные предпосылки китайско-российского научно-технического сотрудничества. Научный сотрудник Центра «Наука, техника и общество» Университета Цинхуа Бао Оу позитивно оценивает научные достижения России, начиная с XVII до начала ХХ века, отмечая их превосходство над китайскими в период Цинской династии (1644 – 1911 гг.). Автор объясняет замедление развития научной мысли в Китае после блестящих достижение в естественных науках более раннего периода рядом причин. Сравнивая Петра I и китайского императора Канси (годы правления 1662-1723 гг.), автор утверждает, что последний по многим показателям превосходил первого, но не сумел в тех исторических условиях осознать важность западных науки и техники, не смог выработать эффективную политику и создать условия для развития науки в стране. Канси был убежден в незыблемости главенствующей роли китайской цивилизации, а к западным естественнонаучным достижениям относился лишь как к диковинкам, достойным восхищения, но не изучения. Знания иностранцев распространялись очень ограниченно, лишь там, где это могло принести пользу усилению императорской власти. Именно отсутствие знания о западной науке и серьезных контактов с ней привели к отсутствию в Китае целостной политики в отношении развития науки и техники. Император Юнчжэн (1723 - 1736 гг.) сделал Китай еще более закрытым для внешнего мира. Пропасть между западной и китайской наукой стремительно росла. Эпоха Екатерины II добавила славы русской науке, подняла ее международный престиж, а о науке в Китае во времена императора Цяньлуна (1736-1821 гг.) мало что можно сказать. Во второй половине XIX века Россия стала признанным европейским научно-исследовательским центром, создала свои школы в ряде отраслей знаний. В 1925 году в России отмечалось 200-летие Российской Академии наук, а в Китае в 1928 году была создана лишь первая научная организация - Центральная научно-исследовательская академия. По мнению автора, ответственность за образовавшийся в течение двух веков «пробел» в развитии науки и техники в стране лежит на главе государства, который «занимает особое место и имеет особые полномочия», «его знания и представления определяют государственную политику в области науки и техники, их перспектив и судеб». Автор прямо не пишет о том, что сотрудничество Китая с Россией было необходимо и выгодно во все времена, но ходом своих рассуждений наводит на вывод о том, что ближайший сосед мог быть полезен во многих отраслях науки и практических знаний. Это показали, в частности, 50-е годы прошлого века. Об этом же говорят результаты научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией, активизировавшегося в 90-е годы после политической нормализации 1989 г. и начавшегося восстановления цивилизационного взаимопонимания. Этой теме посвящен доклад, с которым выступили Директор Исследовательского Центра «Наука, техника и общество» Университета Цинхуа, профессор Цзэн Гопин и сотрудник этого Центра Бао Оу «Культурное взаимопонимание – важная предпосылка китайско-российского научно-технического сотрудничества». Авторы считают, что для успешного развития сотрудничества между двумя странами необходимо провести большую работу, направленную на ликвидацию определенного «информационного вакуума» в таких областях, как история развития науки и техники Китая и России, их нынешнее состояние, изменения и достижения последних лет, тенденции и возможности развития. Отсутствие полноты знаний друг о друге чревато неверными выводами, мешает давать объективные оценки и делать прогнозы на сотрудничество в той или иной сфере. Обеим странам не хватает специалистов, которые были бы соответствующим образом подготовлены с точки зрения языка, профессиональных знаний и опыта работы. В итоге часто в последний решающий момент возникают проблемы, которые, как оказывается, невозможно своевременно решить, и тогда проект, по которому предполагалось сотрудничество, не принимается к работе или утверждается, но вскоре разрывается. Чтобы отсутствие способности должным образом воспринимать соседей не стало своего рода «узким горлышком» в научно-техническом сотрудничестве, необходимо углублять знания друг о друге в области культуры. Только так можно будет устранить все препятствия на пути расширения двусторонних контактов. Авторы полагают, что каждое общество имеет свою цивилизационную модель, которая влияет на все стороны его жизни, с семьи до государственных интересов и исторического развития. Культура проникает в кровь каждого индивида, влияет на его способ мышления, поступки, определяет систему его ценностей и т.д. Неодинаковые нации, вероисповедания и обычаи формируют неодинаковые культурные модели, которые устанавливают между собой некие отношения, а при определенных обстоятельствах могут прийти к столкновению. Столкновение культур может разрешиться тремя способами: подавление слабого сильным, нахождение общего при сохранении различий, заимствование положительного, то есть учеба друг у друга. Последние два способа как раз относятся к культурному взаимодействию. С развитием человеческой цивилизации все больше проблем находят свое решение в сфере культурного, духовного понимания. Но чтобы это было возможно, необходимо признавать наличие разнообразия культурных моделей и их равные права на существование. Культура как субъект должна обладать знаниями о различных культурных моделях, а также уважать особенности разных моделей культуры. Авторы осуждают китайских императоров, проводивших политику «закрытости» и отказа от взаимодействия с западным миром как метод решения проблемы столкновения с чуждой культурой, а проводившиеся в период новейшей истории кампании по изучению иностранного опыта, по учебе у СССР и реформы и открытости характеризует как возможность решения проблемы столкновения культур. Опыт сотрудничества Китая и России в науке и технике Цзэн Гопин и Бао Оу приводят в качестве положительного примера культурного взаимодействия. В 50-60-е годы ХХ века китайское правительство проводило политику «во всем учиться у СССР». Авторы отмечают: «Послав на учебу в Советский Союз десятки тысяч студентов и приняв помощь СССР в сооружении важных научно-исследовательских объектов, Китай в максимально короткие сроки подготовил для себя кадры и заложил основы науки и промышленности. Хотя в этот период и возникали те или иные проблемы, однако дружественные связи между двумя странами, то есть культурное взаимопонимание, сыграли огромную роль в их решении и стимулировали развитие обеих стран» Более того, по мнению авторов, эффект от «двойного выигрыша» - от взаимного сотрудничества – ощущается до сегодняшнего дня. Цзи Шишань и Лю Вэй из Международного центра трансфера технологий Университете Цинхуа тоже позитивно оценивают вклад СССР в процесс модернизации и создания промышленной базы нового Китая и отмечают: «Сегодня трудно игнорировать роль, которую сыграли традиционная дружба двух стран и народов в развитии и углублении обменов между двумя государствами». Напряженность в политических отношениях между двумя странами после 60-х годов ХХ века имела непосредственное отношение к отсутствию проявлений взаимного уважения, взаимного понимания и стремления пойти на переговоры при наличии предпосылок культурного понимания. История показывает, что пренебрежительное отношение к роли культурного взаимопонимания ведет минимум к недоразумениям и разногласиям, максимум – к войне. Присутствие в отношениях между государствами культурного взаимопонимания – условие взаимодействия в современном мире, оно способствует прогрессу общества. Авторы сожалеют, что знания о науке и технике в Китае для россиян застыли на уровне 50-60-х годов прошлого века и не дают увидеть в правильном свете возможности научно-технического сотрудничества с Китаем. Авторы считают, что по-настоящему деловое сотрудничество с наукой Китая началось только после визита в Китай президента РАН в октябре 2002 года. В марте 2003 года РАН инициировала предложение о сотрудничестве в области биологии и нанотехнологий. Первые впечатления посетивших Россию китайских ученых были крайне отрицательными – сказалось отсутствие знаний и умения понимать друг друга. Потребовалось время для ознакомления, изучения и анализа. Многие конкретные примеры доказывают, что знакомство с культурными ценностями друг друга является важнейшей предпосылкой успешного развития научно-технического сотрудничества. Взаимопонимание обусловливается временем, добрыми отношениями и взаимными обменами. Авторы констатируют, что во времена китайско-советской дружбы контакты в разных сферах деятельности были очень широкими, что позволило сформировать хорошие отношения между людьми разных специальностей на разных уровнях, однако с сожалением замечает, что позже, в изменившейся политической ситуации проблемы научно-технического сотрудничества пытались решать всякими полумерами, игнорируя роль культурного обмена и понимания. Научно-техническое сотрудничество – это важная составная часть двусторонних отношений. Экономика знаний и глобализация создают прекрасный фон для развития торгового и научно-технического сотрудничества между Китаем и Россией при условии обязательного учета факторов культурного взаимопонимания. 1 Доцзихуа шицзе гэцзюй чжун дэ чжун э кэцзи, цзяоюй, вэньхуа цзяолю. Китайско-российские связи в области науки, техники, образования и культуры в условиях многополярного мира. Гл.ред. Ван Ци. Пекин, Изд. Университета Цинхуа, 2004. С. 365.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.