СодержаниеВведение1. Единичноеи общее
2. Явление и сущность. Закон3. Задание 14. Задание2а5. Задание 2Б
ЗаключениеСписоклитературы
Введение
Все в мире находится вовзаимной связи, которая порождает активный импульс к его саморазвитию. Безсвязи невозможно самодвижение материи, без самодвижения невозможно развитие.Развитие обусловлено различными видами связи. Высшим проявлением синтезапринципов всеобщей связи и развития является категория закона, категория, нетолько объясняющая прошедшее, но и частично прогнозирующая будущее.
Правильныйучет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную ипрактическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями,что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практикупредвидением. Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путемнаблюдения, эксперимента достигается углубление, конкретизация законов науки.Общее раскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного.Познавая и выявляя в различных явлениях суть, сущность, мы обращаемся кзаконам.
Логическиезаконы — это обобщенное отражениеобъективных отношений вещей на основе практики. Степень совершенствачеловеческого мышления определяется мерой соответствия его содержаниясодержанию объективной реальности. Реальный процесс мышления разворачивается нетолько в голове отдельной личности, но и в лоне всей истории культуры.Логичность мысли при достоверности исходных положений является в известной мерегарантией не только ее правильности, но и истинности. В этом заключена великаяпознавательная сила логического мышления.
Целью данной работы являетсяхарактеристика философских категорий единичного и общего, явления и сущности икатегории закона в их взаимосвязи. Задачи, соответственно – определение каждойиз категорий с позиций диалектики. Эти категории взаимосвязаны, развитие иобъективное существование одних категорий предполагает возникновение и развитиедругих. Например, явление – сущность предполагают существование закономерности,поэтому выделяют отдельную категорию закона.
1. Единичное и общее
Единичное, особенное иобщее — философские категории,выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания.Разберем каждую из категорий отдельно.
Единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет,ограниченный в пространстве и времени.
Всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенныхявлений свойство, признак, на основании которого предметы и явленияобъединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее). Этоединство в многообразии, это закон, связующий многообразие явлений в систему(т. н. конкретно-всеобщее).
Особенное — единство единичного и всеобщего; предмет, взятый всвоей конкретной целостности как определенное всеобщее и как не исключенное извзаимосвязи мира единичное.
Представление о мире толькокак о бесконечном многообразии индивидуальностей односторонне, а потомуневерно. Бесконечное многообразие — это лишь одна сторона бытия. Другая егосторона заключается в общности вещей, их свойств и отношений. Категорииединичного, особенного и общего раскрываются путем нахождения тождества иразличия в бытии.
Нетдвух абсолютно тождественных вещей и нет двух абсолютно различных вещей, неимеющих между собой ничего общего. Как похожи, к примеру, листья на клене! Носреди них мы не найдем ни одной совершенно тождественной пары. Нет ничегоабсолютно тождественного ни другому, ни даже самому себе. Вещи различны ивнутри себя, и между собой. Есть выражение: похожи, как две капли воды. Но двекапли воды, говорит Г. Лейбниц, рассматриваемые через микроскоп, оказываютсяразличными. Чистое тождество может существовать лишь в абстракции, какформальное тождество, согласно которому А = А. Реально же существует толькоконкретное тождество, предполагающее внутри себя различие.[1]
Тождествои различие — это отношение объекта ксамому себе и к другим, характеризующее устойчивость и изменчивость, равенствои неравенство, сходство и несходство, одинаковость и неодинаковость,повторяемость и неповторяемость, непрерывность и прерывность его свойств,связей, а также тенденций развития.
Тождествои различие имеют свои степени, градации. Вся история развития общества от первобытногосостояния до современности — это различие стадий развития одной и той же формыбытия. Весь путь развития, начиная от элементарных частиц до предполагаемыхкосмических цивилизаций — это различные стадии развития сущего. Тут итождество, и различие. Не существует ни чистого тождества, ни чистого различия.
Допустим,что имеются два объекта, все свойства которого абсолютно тождественны. Но ведьтогда они обязаны занять одно и тоже место в одно и то же время. Если бы этобыло так, то перед нами были бы уже не две, а одна вещь. Однако вещи занимаютразные положения в пространстве и во времени. Значит, они находятся в различныхсвязях с другими вещами, а это, в свою очередь, говорит о различии,нетождественности этих вещей.
Общее — это единое во многом. Единство может выступать вформе сходства или общности свойств, отношений предметов, объединяемых вопределенный класс, множество. Общие свойства и отношения вещей познаются наоснове обобщения в виде понятии и обозначаются нарицательными именами: «человек»,«растение», «закон». В каждом единичном заключается общее как его сущность.Общее — это как бы «душа», суть единичного, закон его жизни и развития.
Все люди индивидуальны, новсе они обладают чем-то общим, что выражается в понятии ”Человек”.
Все вещи и события мираразличны между собой, единичны в своем бытии. В “лепке” единичного участвуетнесметное множество неповторимых условий, масса случайностей. Единичное естьобъект, взятый в своем отличии от других объектов в их неповторимой специфике.В качестве единичного может рассматриваться не только отдельный предмет, но ицелый их класс, если он берется как нечто одно, а также отдельное свойство илипризнак предмета, если он берется в своей индивид неповторимости.
Единичное суть категория,выражающая относительную обособленность, дискретность, отграниченность друг отдруга в пространстве и времени объектов, с присущими им специфическимиособенностями, составляющими их неповторимую качественную и количествопределенность.
Единичное — это объект во всей совокупности присущих емусвойств, отличающих его от всех других объектов и составляющих егоиндивидуальную, качественную и количественную определенность.
Отражаясь в нашем сознании ввиде чувственного образа или понятия, единичное обозначается именем собственным(Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Москва, Солнце. Земля и т.п.), или указательнымместоимением (этот, тот и др.), или другим конкретизирующим средством языка.
Но никакая деятельность,никакая наука не были бы возможны, если бы не существовало возможности выделитьв вещах нечто общее. Как сходство признаков определенных вещей общее доступнонепосредственному восприятию. Будучи закономерностью, оно выражается в формепонятий и теорий. Законы формируются на основе общего и включают в себя этопонятие. Хотя общее и помогает нам приблизиться к сущности, тем не менее нельзясмешивать его с самой сущностью. Платон писал: “Человек — двуногое существо,лишенное перьев”(шутка), на что ему принесли ощипанную курицу. Здесь обыграноложное утверждение, сводившее общие свойства людей к их сущности. Кроме того,общее соотносится не со всей сущностью как с неким системно организованнымцелым, а лишь с каким-либо атрибутом этого целого.
Конкретной формой своегосуществования единичная вещь обязана той системе закономерно сложившихсясвязей, внутри которых она возникла и существует в своей качественнойопределенности. Над единичным властвует всеобщее, которое безжалостно«заставляет» последовательно гибнуть единичное как преходящее во имя сохраненияобщего как чего-то устойчивого. Вместе с тем единичное служит предпосылкойобщего.
Общее не существует до и внеединичного, точно так же единичное несуществует вне общего. Их единство и есть особенное. Эта категория преодолеваетодносторонность, абстрактность того и другого и берет их в конкретном единстве.Особенное есть всегда качественно определенное, конкретное бытиесоответствующего класса объектов. Таким образом, особенное богаче общего иединичного.
Почему же общее привязано кединичному? Да потому, что в силу дискретности мира общее не дано нам иначе,как через единичное. Общее не существует отдельно, оно как закон рождения ижизни единичного. Оно содержит в себе закономерность протекания процессов влюбом единичном явлении данного класса Действие закономерности, анонимнаявласть общего выражается только в единичном и через единичное. Т.о., какединичное невозможно без общего, так и общее невозможно без единичного, котслужит предпосылкой и субстратом общего.
Если признать, что общеепроявляется не иначе как в единичном и через него, то это значило бы, что всесуществующие единичности неразличимы. Однако нет абсолютных тождеств вещей.Такое различие единичностей фиксируется категорией особенного. Особенноеозначает меру и способ объединения общего и единичного в одном явлении.
Наука имеет дело прежде всегос обобщениями и оперирует общими понятиями, что дает ей возможностьустанавливать законы. Но для успешной практической деятельности надо знать нетолько общее, но в полной мере учитывать единичное и особенное. Не существует никакихшаблонов, пригодных везде однозначно без учета индивидуальных особенностей:особенное богаче общего[2].
Впознании можно идти двумя путями: путем отвлечения от единичного, случайного кобразованию общих понятий, теорий, отражающих существенное, и, наоборот, черезнахождение наиболее характерных единичных событий, которые при всейуникальности как бы непосредственно являют собой общее, закономерное. Так наоснове использования в познавательной деятельности категорий особенного иобщего, возникают два метода познания – дедуктивный и индуктивный.
Правильныйучет единичного, особенного и общего играет огромную познавательную ипрактическую роль. Наука имеет дело с обобщениями и оперирует общими понятиями,что дает возможность устанавливать законы и тем самым вооружать практикупредвидением. В этом сила науки, но в этом же кроется ее слабость, так как заобщими тенденциями, законами и формулировками теряется индивидуальностьединичного.
Такимобразом, единичное богаче общего, а особенное богаче, уникальнее единичного.Только через строгий анализ и учет единичного, особенного путем наблюдения,эксперимента достигается углубление, конкретизация законов науки. Общеераскрывается в понятии только через отражение единичного и особенного.
Таким образом, единичное иобщее — это соотносительные категории, выражающие взаимопереходы отражаемыхпредметов и процессов.
2. Явление и сущность.Закон
Развитие познания естьдвижение мысли от поверхностного ко все более глубокому, скрытому — к сущности.Сущность же обладает подлинной действительностью только вследствие определенияформ своего самообнаружения (листья, цветы выражают во внешнем виде сущностьрастения). Явление, как правило, выражает лишь некую грань сущности, один из ееаспектов.
Сущность есть нечтосокровенное, глубинное, пребывающее в вещах, их внутренних связях и управляющееими, основание всех форм их внешнего проявления. В понятии сущности заключеноединство всех глубинных, закономерно связанных элементов содержания объекта вих противоречиях, причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии итенденциях к будущему. И в этом случае она есть нечто внутреннее, некийорганизующий принцип. Понятие сущности соотносительно с понятием содержания,выражая однако не все содержание, а только главное, основное в нем. Сущностьсоотносится и с категорией качества, которое выражает лишь какой-то аспект ее.
Понятие сущности связано и спонятием закона, но закон и сущность не совпадают: мы знаем закон гравитации,не ведая ее физической сущности.
Сущность внутри себядинамична и подвержена принципу развития. Вскрыть сущность чего-либо — значитпроникнуть в глубины вещи, в ее основные свойства, выявить причинывозникновения и принципы развития. При этом сущность обладает разной степеньюглубины. Она имеет свои степени или порядки. И познание движется от сущностиодного порядка к сущности другого, более глубокого. Порядок сущностей уходит вбесконечность. Следует подчеркнуть, что сущность всегда конкретна и предметна,нет сущности вообще.
Сущность нерасторжима сформами своего проявления. Явление — это проявление сущности: если сущность –нечто общее, то явление — единичное, выражающее какой-то момент сущности; еслисущность есть нечто глубинное, то явление — внешнее, более богатое и красочное.Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне: во взаимодействии со всеминым, в том числе и с нашими органами чувств.
Явление — это непосредственновоспринимаемое свойства объекта, то или иное видение, которое зависит отстроения и действия органов чувств, а сущность — то качественное своеобразиепредмета, определяющее его характерное лицо, которое может скрываться за егонепосредственно наблюдаемыми проявлениями (зеленый цвет травы – явление.Сущность — физическое свойство отражать свет)
И сущность, и явлениесуществуют объективно, это атрибуты объекта. Но явление есть функция, зависящаяот объекта и его данности субъекту, а сущность есть собственно объективноекачество объекта.
Диалектика сущности и явления- процесс не однозначно простой, т.е. в нем нет такой связи: одна сущность,одно явление. Само явление достаточно неоднозначно и не всегда скрывает засобой истинную сущность. Поэтому вполне реальной оказывается для философиипроблема кажимости, видимости.
Мы можем видеть мираж впустыне, однако на его месте ничего нет, т.е. то, что мы видим, лишь кажущееся.Однако с другой стороны мираж — явление природы, а не зрительный фантом,порождаемый обманом органов чувств, мы можем его сфотографировать.Следовательно, видимость есть сущность в одном из своих проявлений. Феномен“быть-казаться” выражает прежде всего факт несоответствия сущности и еевнешнего проявления.
Итак, если явлениеобнаруживает сущность, то видимость, как правило, закрывает ее, и задача разумазаключается в том, чтобы проникнуть сквозь покров видимости и заглянуть вистинное лицо сущности[3].
Движение познания есть всегдадвижение от внешнего к внутреннему.
Категория внешнего раскрываетсвойства предмета как целого, и не только предмета самого по себе, но и способаего взаимодействия с окружающей средой. Категория внутреннего раскрываетстроение предмета и выявляется благодаря теоретическим процедурам познания,связанным с допущением идеализированных объектов.
В истории познания проблемавнешнего и внутреннего подчас смыкалась с проблемой сущности и явления. Ноочевидно, что полного отождествления здесь нет. В самом деле, даже если мыпознаем внутреннее строение объекта, мы не сможем сказать, что познали егосущность. Ведь последняя предполагает знание каких-то принципов своегофункционирования и развития, она исключает наличия в ней случайного,несущественного. Внутреннее может содержать и случайное, и несущественное.Явление, как правило, ничего не говорит нам о связях объекта с другими, внешнееже предполагает рассмотрение объекта именно со стороны его связей, так, что внешнеестановится для объекта существенным, в этом смысле внешнее раскрывает намсущественные связи объекта, т.е. обнаруживает какой-то аспект сущности его.
Выделяя в явлении сущность,мы сталкиваемся с категорией ЗАКОНА.
Все в этом мире подчиненозакономерностям. Веками человек подмечал определенный порядок мироздания иповторяемость явлений, что наталкивало на мысль о существовании чего-тозакономерного. Поэтому понятие закона — продукт зрелого мышления: оносформировалось на поздней стадии развития человеческого общества, в периодстановления науки как системы знания.
Законесть существенный, устойчивый, регулярный и необходимый тип связи междуявлениями, взятый в своей обобщенной форме и скорректированный относительнотипологически классифицированных условий своего проявления. Закон — этонеобходимые, устойчивые, повторяющиеся, существенные связи и отношения вещей.Он указывает на определенный порядок, последовательность, тенденцию развитияявлений.
Необходиморазличать законы строения, функционирования и развития системы. Законы могутбыть менее общими, действующими в ограниченной области (закон естественногоотбора), и более общими (закон сохранения энергии). Одни законы выражаютстрогую количественную зависимость между явлениями и фиксируются в науке математическимиформулами. Другие не поддаются математическому описанию, например законестественного отбора. Но и те и другие законы выражают объективную, необходимуюсвязь явлений.
Различаютдинамические и статистические законы. Динамический закон — это такая формапричинной связи, при которой начальное состояние системы однозначно определяетее последующее состояние. Динамические законы бывают разной степени сложности.Они приложимы ко всем явлениям вообще и к каждому из них в отдельности,разумеется, из числа тех, которые подвластны данному закону; так, каждыйброшенный вверх камень, подчиняясь закону тяготения, падает вниз.
Науке известны и такие события, которые не укладываютсяв рамки динамических законов. Например, в 1 куб. см воздуха у поверхности Землипримерно 30 000 000 000 000 000 000 молекул вещества. Исследовать всестолкновения частиц между собой — пустая затея. Уже в середине прошлого векафизики поняли, что можно изучать свойства громадных скоплений частиц вещества,не вдаваясь в подробности механического поведения каждой отдельной частицы.Температура, давление, плотность, вязкость, электрическая проводимость — всеэто свойства «коллективов» частиц, и для изучения этих свойств понадобилосьименно статистические закономерности.
Наука,не имея возможности предсказывать поведение индивидуальных компонентовнекоторых систем, точно предсказывает поведение целого, общего. Случайность вповедении индивидуального подчиняется закономерностям жизни целого.Статистическая закономерность характеризует массу явлений как целое.
Согласнорелигиозно-идеалистическим взглядам, в мире все течет по созданным Богом путям,которые управляют всем, выполняя волю всевышнего. Бог управляет миром череззаконы, “подобно ямщику, держащему в руках вожжи всех событий Вселенной”. Согласносубъективному идеализму, законы возникают лишь из-за любви человека к порядку.
Однако в силу того, что миресть самоуправляющаяся система, законы в ней являются ее внутреннимсамопроявлением.
С точки зрения сферыдействия, законы делятся на общие, универсальные (закон сохранения материи) ичастные, действующие лишь в ограниченной области (закон общественногоразвития).
По своему внутреннемусодержанию законы делятся на такие типы:
— законы строения (в основномэто законы, выражающие необходимые коррелятивные связи в системах);
— законы функционирования(причинная и системная детерминация);
— законы развития ( областьпричинной детерминации).
В силу диалектическойнеобходимости и случайности законы развития выступает как тенденции, которыепрокладывают себе путь сквозь хаос случайностей.
Законы также классифицируютсяпо форме своего проявления на две группы:
— динамические
— статистические.
Так, любой брошенный каменьвернется на землю в силу динамики закона, а количество очков на брошенныхкостях непредсказуемо, действует статическая закономерность.
Необходимо различатьтенденции и статическую вероятность: тенденция отражает путь проявленияоднозначных динамических законов, а статические законы предполагаютальтернативную вероятность конкретного события. Обычно в случае динамического,хотя бы и в форме тенденции, проявления говорят о законе, в случаестатистического проявления — о закономерности. Однако и то, и другое являютсяразличными выражениями необходимости.
Однако закономерность, вотличие от закона, отражает не жестко детерминированный характер объективнойнеобходимости, а лишь ту или иную степень вероятности ее проявления. Строениеорганизма подчиняется законам, однако обладает и массой индивидуальных качеств,которые с точки зрения общего закона есть случайности, через которые ипроявляется закон.
Закон как необходимость вконкретном, действуя опосредовано через случайное, выступает для этогоконкретного как закономерность. Иными словами закономерность — это формаконкретного проявления закона.
Будучи по своей формепродуктами человеческих знаний, по своему внутреннему содержанию законывыражают объективные процессы действительности. Познание закономерностей – этои есть основная задача науки.
Понятие закономерностинаходится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Еслидетерминизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понимание законавыражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не сточки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объектнеобходимости и качественной регулярности.
Закон выступает меройустойчивости детерминации, кроме того, он является мерой предсказуемости связи.Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости можетрассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущимв отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.
Однако не все формулировкизакона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве слово закон формулируютв виде какой-либо функции зависимости или классификации соотношения, то есть, вконечном счете закон по форме тяготеет к системной корреляции, а не кгенетической причинности. Однако это не значит, что причинность отсутствует втех связях, отражением которых являются коррелятивные формулировки законов.
Налицо противоречие: с однойстороны, содержание категории закона формировалось в единстве с принципомпричинности, а с другой — формулирование законов всегда осуществляется в видеразличного рода функциональных соответствий без всякого причинного обоснования.Это породило многочисленные споры о сущности категории закона.
Закон, как и единичное,общее, а также явление и сущность – объективно существующие в мире, в бытиипонятия. Если бы они существовали лишь в умах исследователей и ученых, а не вреально существующем мире, то наш мир был бы хаосом. Но в мире действуютзаконы, а не слепой рок.
Законы действуют как вприроде, стихии, так и в человеческом обществе. Наличие закономерностейособенно верно для социальных законов, т.к. законы общественного развития немогут осуществляться без деятельности людей, обладающих достаточно высокойстепенью творческой свободы.
Понятие закономерностинаходится в тесной связи с детерминизмом, но не тождественно ему. Еслидетерминизм говорит о всеобщей обусловленности явлений, то понимание законавыражает качественную устойчивость повторяющихся связей, рассматривая их не сточки зрения констатации и причинного понимания, но с точки зрения их объектнеобходимости и качественной регулярности.
Закон выступает меройустойчивости детерминации, кроме того, он является мерой предсказуемости связи.Поэтому закон как выражение действия объективной необходимости можетрассматриваться в качестве особого вида детерминации: как детерминация будущимв отличии от причинной детерминации прошлым и системной детерминации настоящим.
Однако не все формулировкизакона имеют причинную форму. В подавляющем большинстве слово законформулируются в виде какой-либо функции зависимости или классификациисоотношения, то есть в конечном счете закон по форме тяготеет к системнойкорреляции, а не к генетической причинности. Однако это не значит, чтопричинность отсутствует в тех связях, отражением которых являются коррелятивныеформулировки законов.
Посредством раскрытия закономерностей,действующих в мире, достигается предвидение будущего, осуществляетсяпретворение теории в практику. Отраженные в мышлении закономерности составляютсердцевину любой науки.
Власть человека надокружающим миром измеряется объемом и глубиной знания его законов.
Таким образом, мы видим, чтокатегории единичного и общего взаимосвязаны с категориями явления – сущности,существование которых немыслимо без категории закона. Эти понятия существуютобъективно, в их взаимосвязи.3. Задание 1
Дайте характеристикуприведенным ниже явлениям с точки зрения единичного и общего:
С позиции общего:
— Марс- планета
— Земля — планета
— Планета – небесное тело
— Солнце — звезда
— средства связи – средствакоммуникации
— транспорт — средства передвиженияи перевозки.
— знание – продуктпознавательного процесса, познания.
— наука – сфератеоретического познания мира.
— теоретическая механика — наука
С позиции единичного:
— Марс- планета, котораявидна с Земли как красная звезда
— Земля – планета, населеннаялюдьми
— Планета – Земля, Марс,Венера и т. д.
— Солнце – звезда, котораянас согревает.
— средства связи – Интернет
— транспорт – такси, трамвай.
— знание – знания пофилософии
— наука- философия
— теоретическая механика –движение точек в пространстве 4. Задание 2а
При ядерном взрывенаблюдается определенная картина: вспышка, сильное световое излучение, мощнаяударная волна, светящееся грибовидное облако. Что при этом можно назватьявлением, а что – сущностью? Обоснуйте ответ.
Вспышка и светящеесягрибовидное облако – это явления; сильное световое излучение, мощная ударнаяволна – это сущности данного явления.
Сущность (по Гегелю) — этовнутренняя и внешняя определенность предмета, выступающая основанием егосуществования; это то, благодаря чему предмет таков, каков он есть.[4]Утрата сущности ведет к гибели, исчезновению предмета. Сущность, следовательно,связана с качественной спецификой объекта, с его формой. Сущность всегдаконструктивна, т. е. представляет собой некоторую устойчивую структуру,которая, однако, скрыта и замаскирована многообразием внешних проявлений,«демонстраций» присущих объекту свойств.
Явление — это непосредственновоспринимаемые свойства предмета, которые субъект фиксирует посредством органовчувств, нуждающиеся в теоретической интерпретации для понимания реальныхсвойств предмета, его сущности.
Говоря проще, сущность иявление – это понятия различных уровней сознания – обыденного (явление) инаучного (сущность). Любой человек с обыденным сознанием сможет с помощьюорганов чувств, мышления идентифицировать, например, ядерный взрыв, описатьпризнаки этого явления. Но не каждый сможет объяснить его суть. Например,вместо «ударной волны» зафиксировать «сильный ветер» и т. д. 5. Задание 2 Б
Какое практическое значениеимеет познание сущности явлений? Почему наука не довольствуется явлениями, аищет их сущность?
Познанием сущности явленийзанимается наука. Никто не осмелится утверждать, что наука не имеетпрактического смысла и назначения. Вообще стремление дойти до истины,докопаться до сути явлений – в самой природе человека. Не разобравшись всущности явления, человек, можно сказать, бессилен. А он всегда стремится бытьсильным. Интересно высказывание о науке Н. Бердяева. « …наука есть реакциясамосохранения человека, потерянного в темном лесу мировой жизни. Чтобы жить иразвиваться, человек должен познавательно ориентироваться в мировой данности,со всех сторон на него наступающей».[5]
Если бы наука«коллекционировала» только факты, она превратилась бы в летописца или в книгуГиннеса. Смысла в такой науке нет. Изучая факты, явления и анализируя их, наукавыводит общие законы и взаимосвязь между явлениями, закономерности бытия,выходит за границы известного знания.
Заключение
Вданной работе были рассмотрены и охарактеризованы взаимосвязанные категорииединичного и общего, явления и сущности, закона. В работе дана развернутаяхарактеристика этих категорий.
Правила,законы нашего мышления составляют содержание логики как науки. Эти правила изаконы не есть нечто присущее самому мышлению. Творческое мышление направленона получение новых результатов в практике, науке, технике. Мышление — этоактивный процесс, направленный на постановку проблем и их решение. Переход отощущения к мысли имеет свое объективное основание в раздвоении объектапознания на внутреннее и внешнее, сущность и ее проявление, на отдельное иобщее. Ведь построить здание научного и философского знания из однихчувственных ощущений и представлений и их комбинации, как это пытается сделатьсенсуализм, нет никакой возможности: все чувственные восприятия, несмотря на ихкрасочность и жизненную сочность, крайне бедны содержанием: они не проникают всуть дела.
Общеев вещах — это прежде всего закон, существенные свойства и отношения, а они несуществуют внешним образом как отдельный предмет, они не воспринимаемынепосредственно. Внешние стороны вещей, явления отражаются прежде всего иглавным образом с помощью живого созерцания, эмпирического познания, асущность, общее в вещах — с помощью понятий, логического мышления. В мышлении,в понятиях уже отсутствует непосредственная связь с вещами. Мы можем понимать ито. что не к состоянии воспринимать.
Вмире действуют законы, а не слепой рок. Это особенно верно для социальныхзаконов, т.к. законы общественного развития не могут осуществляться бездеятельности людей, обладающих достаточно высокой степенью творческой свободы.
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Философиятворчества, культуры и искусства.- В 2-х т. Т.1. – М., Искусство, 1994.- 542с.
2. Введение в философию: Учебник длявузов. В 2 ч. Ч. 1. / Под общ. Ред. И. Т. Фролова. – М.: Политиздат, 1990. –367 с.
3. Новоселов М.М. Абстракция влабиринтах познания (логический анализ). М.: Идея-Пресс, 2005. – 352 с.
4. Спиркин А. Г. Основы современнойфилософии: Учебник для вузов. – Спб.: Издательство «Лань», 1998. –384 с.
5. Хрестоматия по философии: Учеб.Пособие для вузов. Ростов-на – Дону: из-во «Феникс», 1999. – 544с.