Реферат по предмету "Философия"


Диалектика – как философская концепция развития

Учреждение образования
«Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Философия»
Тема: «Диалектика – как философская концепцияразвития»

Выполнила:
Студентка 1-го курса
Юридического факультета
Заочной формы обучения
Правоведение 4 года
Бартош Татьяна Николаевна

БРЕСТ, 2010

 
ОГЛАВЛЕНИЕ
1.Диалектика вистории философии
2.Структурадиалектики
3.Основныекатегории диалектики
3.1 Единичное-особое, общее.Единичное – многое
3.2 Часть-целое.Системность-структурность
3.3 Формы исодержание
3.4 Причина иследствие
3.5 Необходимостьи случайность
3.6 Возможностьи действительность
3.7 Сущность иявление
Списокиспользуемой литературы

1.    ДИАЛЕКТИКА В ИСТОРИИ ФИЛОСОФИИ
Диалектика — учение о наиболее общих закономерных связях истановлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении методмышления и действия. Выдающимсядиалектиком является Гераклит. Он утверждал, что нельзя дважды войти в одну иту же реку. Природа представляет непрерывный поток изменений, мир есть процесс.Философское открытие Гераклита заключается в обобщении — изменяется не простокое-что, а все существующее. Гераклит подошел к идее о переходе явлений в свою противоположность,о тождественности всего сущего Тождество понимается как такое, котороепредполагает различие, ибо все находится в становлении.
Существует мнение, что термин «диалектика» впервые применил Сократ.Он назвал свой метод обнаружения истины в диалоге путем столкновения исогласования различных, часто противоположных суждений диалектикой. Платонпредставил диалектику как метод анализа и синтеза понятий. Понятия возникают некак итог обобщения чувственных данных, а в результате вспоминания душой идей,которые она когда-то созерцала в сверхчувственном мире, еще не будучи связаннойс человеческим телом. У Платона диалектика не только метод отыскания истины, нои учение о мире истинного бытия как сферы вечных и неизменных идей. Платон считало том, что Бог сделал мир из природы одного и другого; он их соединил иобразовал из них третье, которое имеет природу одного и другого. В этом рассуждениинаметились гениальные зачатки идеи о тройственном цикле развития. В отличие отПлатона Аристотель считал, что диалектика имеет дело не с истинным, а с вероятностнымзнанием. Он ввел термин «противоположности» (Гераклит для этого использовалслова «расходящееся», «враждующее», стремящееся в разные стороны). Аристотель,стремясь познать, сущность вещей через их понятия, в центр внимания поставилотношение общего к частному. Он первым создал систему логики, главную задачу которойвидел в установлении правил получения достоверных выводов из определенныхпосылок. Школа стоиков (конец IV в. до н. э. — II в. н. э.) различала в логикериторику (науку хорошо говорить при помощи связных суждений) и диалектику(науку правильно спорить при помощи рассуждений). Диалектика как искусство спора развивалась в средне века.Приемы столкновения мнений распространили на анализ противоборствующих взглядов,направлений мысли. Способы разрешения разногласий между людьми оказались незаменимымсредством уяснения сложных ситуаций бытия. Философы-схоласты искали основанияединства одной и той же вещи, ее сходства с самой собой, решали проблемупреемственности в развитии. В истории философии долго господствовало представлениео периодичности процессов природы с возвратом к исходному пункту. Хотяизменчивость признавалась, но утверждалось, что мироздание сегодня такое же,каким оно было в отдаленном прошлом: звезды всегда неподвижны; планеты вращаютсяпо постоянным орбитам; одна и та же поверхность Земли, материки, океаны, горы,реки, климат, растения и животные. В частности, Декарт (XVII в.) выдвинулгипотезу об образовании звезд, Солнца и Земли в результате длительных вихреобразныхдвижений частиц материи, пребывающей первоначально в хаотическом состоянии. Кант(XVIII в.) высказал гипотезу о возникновении Солнечной системы из первоначальнойтуманности. Немецкая классическая философия подняла статус диалектики до уровнянаучно-рационального философского метода. И. Кант в своей гипотезе опроисхождении планетной системы из первоначальной туманности поставил научновопрос об истории природы, о времени существования вещей. Рассуждая одиалектике разума, Кант внес вклад в развитие субъективной диалектики мышления.Целостную концепциюразвития с позиций объективного идеализма разработал Гегель, приведший в системупонятийный аппарат диалектики. Понятия у него гибкие, выражают подвижные связи,переходы, развитие мира.
Гегель развил концепцию форм диалектики: резонирующей(мышление субъекта, который обнаруживает противоречия в предмете), негативной(диалектика стремится сделать шатким все, что считается прочно установленным) и позитивной (диалектика созидания). Позитивнаядиалектика выступаетлогикой развития предмета, взятого в его имманентном движении.
Гегелем выделены принципиальные идеи универсальной связи явлений, единства противоположностей и развитиячерез диалектические отрицания. Источник развития заключен в саморазвитии понятия, азначит, имеет логическую, духовную природу. На идеалистической основе Гегельдоказывал относительноеединство диалектики, логики и теории познания. Логика включает рассмотрениежизни. Значит, вводится момент практики в теорию познания.
В «Капитале» Маркса единая материалистическая диалектикавыступает в двух различных, но взаимосвязанных формах — объективной и субъективной, т. е. в виде диалектикиразвития самого объекта, а также отраженных ее аналогов в сознании познающегосубъекта. Субъективная диалектика выступает как логика и гносеология. Энгельсаналогично утверждал: диалектика головы есть отражение форм движения реальногомира как природы, так и истории. Энгельспроследил исторические пути развития диалектики. Он объяснил, как проявляютсязаконы и катерии диалектики в неживой природе, обществе, духовном творчестве,показал, какое значение имеют они для научного миропонимания. Он указал наогромное значение диалектического понимания мира как антидогматизма. В «Диалектикеприроды» впервые была проведена диалектико-философская обработка открытийестествознания.
Материалистическая диалектика, составляет ядро научногофилософского мировоззрения, метод изучения различных явлений, раскрытиязакономерности.

2.СТРУКТУРА ДИАЛЕКТИКИ
Диалектика включает принципы, законы и категории. Материалистытрактовали принцип как основополагающее суждение о бытии (например, объяснениемира у древних мыслителей посредством идеи о стихиях, первоначалах природы).Идеалисты принципы выводили из мышления, а не из внешнего мира. Принципы отражают фундаментальные основания бытия и познания.Благодаря всеобщности и универсальности они имеют статус философских аксиом,задают начальные условия познанию, обусловливают его характер, лежат в основезаконов и категорий диалектики, придают знанию системность и целостность, впознавательных и практических действиях выполняют нормативную функцию. Наиболееавторитетны два принципа диалектики: связи и развития.
В законахдиалектики конкретизируется существо ее принципов.
Закон — этопонятие, которое выражает внутренне устойчивые, существенные, необходимыеобщие, повторяющиеся свойства и отношения действительности. Законы выражаюттипичное, проявляются в течение продолжительных промежутков времени. В природезаконы реализуются бессознательно, в результате объективного взаимодействияматериальных тел. В обществе объективные социальные законы реализуютсяблагодаря сознательной целенаправленной деятельности людей, субъективномуфактору.
Законыдиалектики универсальны, фиксируют такие отношения и связи между явлениями, которыеприсущи как миру в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Известны тризакона диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного переходаколичественных и качественных изменений, отрицания.
Диалектическиезакономерности осмысливались как категориальные связи. В категорияхпринципы диалектики находят еще более развернутую детализацию.
Законы икатегории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемымфундаментальными науками. Материалистическая диалектика есть общая теориядвижения, изменения, развития, связей, обобщающая специальные теории движения,изменения, развития, связей, созданных в физике, биологии, геологии, химии,астрофизике, социологии и ряде других наук. Связь понимается как универсальноезакономерное внутреннее взаимодействие.
События ипредметы объединены не только структурно-функциональным единством, но и генетическим.Время — образ, характеризующий становление и превращение вещей, движение иразвитие объектов. Предметы устойчиво соотнесены между собой в пространстве, нои подвержены возникновению и исчезновению, т. е. относительны и преходящи в своем существовании.
Обаопределения диалектики выражают существо принципов диалектики. Связь включает всебя развитие, а развитие предполагает связь. В своей нераздельности развитие исвязь отражают реальное двуединство бытия, единство противоположностей природы,общества и мышления, устойчивости и изменчивости, системности ипоступательности. Бесконечность бытия есть его развертывание вширь и движениевглубь. В точках пересечения этих потоков происходит переход от движения какизменения вообще к развитию как направленному, поступательно-продуктивномупроцессу в определенной системе координат.
Формированиюфилософской теории развития способствовали: обнаруженная человеком эволюцияприроды и соответствующий прогресс естественных наук — геологии, палеонтологии,эмбриологии и т. д., появление эволюционного учения Дарвина, успехи космологии;историческое развитие человеческих сообществ, орудий и навыков труда, процессыинтенсивных изменений общества, особенно начиная с эпохи Возрождения, научно-техническийпрогресс и соответствующий рост и углубление обществоведческих и гуманитарныхзнаний, появление теории развития общества К. Маркса.
Казавшиесяпротиворечивыми по своей сути процессы усложнения материи и расселения энергиислились в единый поток динамического бытия.
Впрочем, принципы, законы и категории диалектики составляютнерасторжимое единство, из которого не может быть исключена ни одна из еесоставляющих. Многогранную, противоречивую реальность во всех ее взаимосвязях иразвитии «схватывает» не отдельный какой-то закон диалектики, ни одна паракатегорий, а лишь их система, постоянно развивающаяся, обогащающая своесодержание.
Итак, диалектика есть целостное многообразие принципов, законов икатегорий, образующих систему положений, всесторонне раскрывающих всеобщие исущественные аспекты взаимосвязи и развития мира и его познания. Диалектикапостигает окружающее через диалог мысли и действия, через анализ и синтез взаимоисключающихи взаимопредполагающих мнений и точек зрения.
Любая категория диалектики выражает внутреннее существенное отношениемежду явлениями и поэтому — так или иначе есть закон. Всякий закон диалектикииндивидуален и поэтому идентифицируется с отдельным понятием (категорией). Так,закон единства и борьбы противоположностей по существу тождествен категориипротиворечия, закон отрицания — отрицания — категории отрицания. Законы икатегории диалектики даны не в единичной, а в «парной» обособленности: «единство- борьба», «количество — качество», «отрицание — отрицание отрицания»,«содержание — форма», «возможность — действительность», «причина — следствие» ит. д. Скрепляющим в единую систему «стержнем» законов и категорий диалектикивыступают принципы диалектики — развития и связи. В своем внутреннем основаниидиалектика едина, в проявлениях, формах и способах применения разнообразна имногомерна. В исходных установках и целях она относительно устойчива, вконкретных приложениях и воплощениях — изменчива, постоянно совершенствуется.
Исторически сложились два альтернативных способа философского пониманиясвязей и развития: диалектическое и метафизическое.
Начиная с античной философии, метафизикой обозначали философское учениео началах бытия, которые представлялись как неподвижные идеи или неизменныесубстанции. Такому методу мышления Гегель противопоставил диалектику иопределил метафизику как антидиалектику.
Метафизика сыграла определенную позитивную роль в развитии науки:открытия нового времени были совершены посредством этого метода. Тогда напервом месте была ориентация на выделение частей целого, на их анализ,систематизацию данных.
Диалектика – теория и одновременно метод творческого осмысления новыхграней бытия, конкретных ситуаций, проблем. Диалектика учит мудрости, учитизбегать ошибок.

 
3. ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ ДИАЛЕКТИКИ
3.1 Единичное — особенное — общее.Единичное — многое
Единичное - философскаякатегория, выражающая своеобразие именно данного явления (или группы явленийодного качества), его отличие от других. Общее - категория,отражающая однотипность явлений в некоторых отношениях, повторяющиеся черты ипризнаки, которые принадлежат некоторым единичным явлениям или всем предметамданного класса. Общее неотрывно от единичного как своей противоположности, а ихединство, синтез составляет особенное.
Приопределенных условиях единичное становится общим и наоборот. Если же тот илииной признак теряет свое значение, он постепенно отмирает и в последующихпоколениях встречается изредка, у единичных организмов как атавизм, т. е.общее, превращается в единичное.
Диалектикаединичного и общего отражается в языке, обладающем способностьюиндивидуализации предметов, событий и их обобщения.
Освоениеновых территорий, географические открытия, развитие мореплавания и торговлирасширили кругозор людей и обнаружиликак наличие общих черт у разных народов, так и глубокие различия в образежизни, экономике, религии, нравах и т. д.
Эпохастановления капитализма обнаружила многокрасочность истории и одновременно стимулировалапоиск скрытого за многообразием единства.
3.2 Часть — целое. Системность. Структурность
Долгое времяпод частями понимали то, что в своей совокупности образует более сложныепредметы. Целое рассматривалось как результат сочетания частей того или иногопредмета, как сумма своих частей. Вместе с тем, начиная с Аристотеля,утверждался взгляд, что целое больше суммы его частей. Нельзя противоречитьчасти, не противореча целому
Трактовка осоотношении части и целого дополнялась понятием связи и обогащалась категориями«элемент», «структура», «система».
Система — общенаучное понятие, котороевыражает совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг сдругом и со средой, образующих определенную целостность и имеющих структуру иорганизацию.
Элемент — неразложимыйдалее компонент сложных предметов, явлений, процессов. Элементарность выступаетне в форме первичного объекта и события, а как их аспект, который можно понятьлишь в его отношении к исходному целому.
Всесуществующие в мире совокупности подразделяются на такие, в которых слабовыражены черты внутренней организации и связи частей носят нестабильныйхарактер (например, в различных конгломератах — куче камней, случайномскоплении людей), и такие, в которых явственно выражены системные связи.
Типы связейобразуют структуру системы,обеспечивают ее упорядоченность, организованность, направленность,устойчивость, стабильность, качественную определенность. Структура — этосовокупность устойчивых связей объекта (элементов системы), обеспечивающих егоцелостность. Широкое распространение структурных методов в различных сферахзнания выразилось в структурно-функциональном подходе. Последний преувеличиваетзначение самоинтеграции системы, адаптации человека к ней в ущерб новаторствуиндивидов, их преобразовательной деятельности, социальной статики в противовессоциальной динамике.
Поступательноеразвитие объекта осуществляется в рамках системности. Так, системный подходпотенциально способен принести успех преобразованию нашего общества. Сутьконцепции обновления — борьба за утверждение и расширение прав и свободчеловека в единстве с ответственностью, экономической и политической демократиив связке с дисциплиной, устранение всех видов угнетения вместе с развитиемконкурентности за эффективность деятельности, рост экономической отдачи нарядус утверждением социальной защищенности, расширение коллективистскойсолидарности и в то же время развитие индивидуализации. Здесь системностьпредстает как единство взаимодополняющих противоположностей, выступающих впарной обособленности. Системность выражается также в целом через совокупностьзвеньев. Так, в комплекс направлений обновления нашего общества входят:научно-технический прогресс, переход к новейшим технологиям; реформированиеотношений собственности и выход на смешанную экономику, приведение в действиеэффективных видов мотивации труда; формирование правового государства. Всовокупности эти звенья обеспечивают естественность развертывания процессов всочетании с упорядоченностью, динамичную стабильность функционирования нашегообщества. Здесь имеет место системный плюрализм, существенно отличающийся отэклектизма. В рассматриваемом конкретном случае системный плюрализмхарактеризует глубинную суть одного явления — обновление нашего общества черезуказание на взаимодополняющие звенья единого процесса.
В целомработы в области теоретических основ системных исследований охватывают рядпроблем: системность как сущность объектов мира; системные принципы иметодологические установки теории познания; системная включенность объекта вчеловеческую деятельность.
3.3 Форма и содержание
Одним изпонятий, с помощью которого осмысливается упорядоченность бытия, служит понятиеформы. Аристотель форму представлял активной силой, организующей пассивнуюматерию, — по аналогии с ситуациями человеческого творчества. Гегель связывал спонятием формы определенность предмета.
Содержание — философская категория,обозначающая; совокупность различных элементов, сторон, свойств и ихвзаимодействий (внутренних и внешних), определяющих характер предмета, явления,процесса.
Форма — философская категория, выражающаяупорядоченность, структуру, организацию устойчивых связей между компонентамисодержания. Форма также есть проявление внешнего облика предмета.
Всякийдостигший зрелости предмет способен продуцировать внутри себя структуры,представляющие собой упразднение старого в превращенной форме. Она консервируетстарое и одновременно создает предпосылки нового в старом. Здесь переход вкачественно, иное состояние образует длительную полосу постепенного превращенияодного в другое, когда формируется синтез старого и нового качеств.
У содержанияпреобладает тенденция к изменению, у формы — к устойчивости. До некоторых порэти тенденции находятся в гармонии и форма по отношению к содержанию выполняеторганизующее конструктивную функцию, закрепляет, нормализует определеннуюступень содержания.
Если же формасвоевременно не преобразуется (а в обществе в этом могут быть заинтересованыопределенные социальные и политические силы), тогда она становится тормозомразвития содержания, наступает конфликт формы и содержания, требующий соответствующихсредств своего преодоления. При развитии содержания происходит или ломка старойформы, или перерождение, приспособление ее к новому содержанию.
3.4 Причина и следствие
Причина — философская категория, выражающаясуществование взаимосвязанных явлений, в ходе взаимодействия которых одно изних при наличии определенных условий неизбежно порождает другое явление,событие, процесс. Различают причины внутренние и внешние, объективные исубъективные, главные и второстепенные и др. Следствие — философская категория, выражающаярезультат действия причины.
Принциппричинности был первым универсальным объяснительным принципом в научномпознании. Изучение простых механических объектов в XVII-XVIII вв. представилоих как совокупность отдельных причинно-следственных актов или цепочек.Причинность в лапласовском детерминизме оказывалась чистой необходимостью.Расчленение взаимодействия на относительно простые исходные взаимосвязи приточно обозначенных условиях позволяет, действительно, выразитьпричинно-следственную связь как однонаправленное воздействие, идущее от причинык следствию как результату. Однако переход науки к более сложным объектам, ксаморазвивающимся системам обнаружил более сложную палитру связей.
В системемногообразных и тонко уравновешенных, связей никакое изменение не можетограничиться только изменением того элемента, на который произведеновоздействие. Так, уничтожение хищников, проводимое человеком с намерениемулучшить условия жизни их жертв, приводит в конечном счете к массовой гибелиживотных, на которых хищники охотятся, под влиянием инфекционных болезней иухудшения племенного состава. Каждое изменение вызывает цепную реакцию со множествомположительных и нежелательных результатов.
Причинно-следственныесвязи в широком своем значении есть выражение универсальных отражений ивзаимодействий. При взаимодействии явление-причина испытывает обратное влияниесо стороны собственного следствия; причина и следствие постоянно меняютсяместами и взаимно воздействуют друг на друга. Принцип обратной связи — составноезвено современной синергетики. Связи отражения и взаимодействия широко используютсяв кибернетике, в системах регулирования технологических процессов, в обществе.
В современнойфилософии и науке углубилась трактовка причины и следствия, введены такиепонятия, как «разветвленная цепь причинения», «динамическая и статистическаяпричинность», «системная причинность» и т. д. Следствие не сводится к исходнойпричине, так как конкретный акт причинения является необратимым. Причинавоплощается в следствии, преломляясь через структурные, функциональные,динамические и другие параметры объекта или явления. Открытость инеопределенность мира повышают значение вероятностного, альтернативногоразвития. Причина никогда не выступает в чистом виде и сопровождаетсяусловиями, поводом и причинным основанием.
Условия — это элементсреды, в которой заключенная в причине потенциальная возможность превращается вдействительность. Различают условия необходимые и достаточные. Первые создаютвозможность наступления события, вторые обеспечивают реализацию этойвозможности. Поводы — толчок,импульс, развязывающий действие всего причинного комплекса. Причинное основание — совокупность всех обстоятельств, при наличии которых наступает следствие. Противоположнаятенденция — к уникализации, личной инициативе рождает иные возможностиобщественного развития. Пересекающиеся объективные тенденции в целом формируют основания для многообразия истории.
3.5 Необходимость и случайность
диалектика философия категория
Необходимость:
а) синонимконкретно-всеобщего, характеризует существенные, закономерные связи,внутренние, устойчивые, повторяющиеся отношения в действительности;
б) основнаятенденция развития предмета, явления;
в) способпревращения в действительность единственной в данных условиях возможности.
Наступлениесобытия — причины влечет за собой определенное явление — следствие. Поскольку вприроде любое явление имеет свою причину, то здесь, господствует необходимость.При рассмотрении общественной жизни Энгельс случайности трактует не как то, изчего складывается необходимый процесс, а как нечто, образующее его видимость.Такая позиция вытекает не столько из научно-теоретического, сколько из идеологическогохарактера, поскольку основоположники марксизма переход от капитализма ксоциализму истолковывали как безальтернативную неизбежность. При такомпонимании историческая необходимость абсолютизируется, а случайность низводитсяк чисто поверхностному явлению, к тому, что кажется.
Случайность — формапроявления необходимости, такая связь причины и следствия, при которойдопускается реализация любого из множества возможных альтернативных следствий.Случайность проявляется в результате перекрещивания различных по своей природепроцессов. Она выражает наличие разнообразия в мире, придает процессам чертыоригинальности, неповторимости. Случайность признается в качестве факторасвободы человека, не предопределенности и необратимости социальных изменений,условия нового в истории. В современной цивилизации, отличающейся неустойчивостью,не равновесностью социальных изменений, значение случайности возрастает, ибочеловек открывает для себя мир во многом по законам случая, в процессе проб иошибок.
Совокупноедействие большого числа случайных факторов нивелируется и образуется всоответствии со статистическими законами нечто закономерное. Чем сложнее формадвижения материи, тем относительно большую роль играет в ней случайность. Ведьв высших формах движения проявление низших форм есть случайность.
Характерсоциальной детерминации опосредован способностью человека к свободному выбору иволевому решению. Поэтому возрастает вероятностный характер общественныхявлений, что может породить представление о случайной природе поступков. Но этаиллюзия рассеивается, если обратить внимание на предпосылки деятельности.Последняя осуществляется в границах физической, биологической и социальнойнеобходимости, детерминирована внешними условиями и внутренними мотивами. Приэтом мотивационная свобода человека относительна.
3.6 Возможность и действительность
Смыслкатегориальной пары возможность — действительность впервые исследовал Аристотель.Он возможность связывал с материальным, а действительность — с формальнымначалами. Версии отношения возможности и действительности рассматривали такжеСкот, Лейбниц, представители немецкой классической философии. Между тем, всегдасуществует, по меньшей мере две, а в основном несколько возможностей. Лишьпонимание возможностей позволяет правильно уяснить становление определеннойдействительности и присущую ей отнюдь не однозначную, не одномернуюнеобходимость.
Возможность идействительность — характеристики бытия, выражающие:
а) тенденциюстановления;
б) ставшуюреальность.
Возможность — философскаякатегория, выражающая совокупность предпосылок (элементов, процессов), которыепри определенных условиях могут стать действительным.
Существуетеще так называемая обратимая возможность. Антонимом понятия возможности являетсяпонятие невозможного, т. е. таких событий и явлений, возникновение которых исключаетсязакономерностями, присущими природному и социальному бытию
Возможностьимеет несколько степеней осуществимости. Реальная возможность — такая, котораясохраняет потенциал актуализации при ее сопоставлении с другими возможностями.Эта возможность выражает закономерную существенную тенденцию развития объекта,когда в среде имеются необходимые условия ее реализации. Формальная(абстрактная) возможность выражает побочную, второстепенную тенденцию развитияобъекта, когда в данный момент отсутствует целый ряд условий для ее реализации.И тем не менее эта возможность в принципе допускается законами природного или социальногоразвития. При изменении условий абстрактная возможность может превратиться вреальную. Формальную возможность характеризует гегелевский пример, что турецкийсултан станет папой римским.
Действительность:
а) весьобъективно существующий мир (природа, общество и сознание) в многообразии своихпроявлений;
б)совокупность реализованных возможностей, конкретное актуальное бытие отдельногоотносительно устойчивого и изменяющегося предмета.
Развитие — процесс зарождения в действительности определенного спектра возможностей,сужения этого спектра до одной реальной возможности и ее превращения в новуюдействительность. Динамика реальности предстает как непрерывный переход отвозможности к действительности, а от последней — к новым возможностям,вытекающим из всего предшествующего опыта развития. В любом явлении возможность и действительность совпадают: реализованнаявозможность есть действительность; последняя как предпосылка и основание длясвоих будущих воплощений есть возможность, устанавливает, что всякаяобъективность (действительность) есть возможность для становления, астановление — это превращение возможности в действительность. Последняя в своюочередь превращается в возможность, объективную данность для нового становления,как только завершит процесс самоформирования.
Человек можетдостигать поставленных перед собой целей, соразмеряя их с объективнымивозможностями и создавая в ходе практической деятельности такую совокупностьусловий, при которой реализуются желательные возможности и затрудняются (иливовсе исключаются) нежелательные. В категориях возможности и действительностивыражается закономерный характер процесса становления, конкретизируетсядиалектика взаимосвязи сущности и явления, причины и следствия, необходимости ислучайности.
3.7 Сущность и явление
От познаниявнешних отдельных сторон предметов человек погружается во внутреннюю, глубиннуюоснову вещей, проявляющуюся через случайные свойства и связи, что отражается вкатегориях «сущность» и «явление».
Кантхарактеризовал явление как форму опытно постигаемого человеком бытия вещей.Явление — это «вещь в себе», которая предстает познающему субъекту. Сущность — это глубинное течение реки, которое на поверхности обнаруживается в виде волн,бурунов, пены. Итак, сущность является, а явление существенно. Явлениеправомерно сводимо к простой «видимости».
Вдиалектико-материалистической философии сущность — философскаякатегория, отражающая внутренние, глубинные связи, основу предмета, егоглавную, определяющую сторону, выражающая в предмете через совокупность егоразличных форм единство многообразного.
Явление:
а) любое формообразованиев его целостности;
б)поверхностная, внешняя форма бытия сущности, ее обнаружения;
в) сущность вискаженной форме.
Вместе с темесли бы явление и сущность не были связаны между собой, то познание сути вещейбыло бы невозможно. Сущность — субстанциональное ядро самостоятельного сущего.
Явление — преимущественно чувственно воспринимаемая характеристика вещи. Познаниесущности достигается через постижение явлений. Далее познание идет от сущностипервого порядка к сущности второго порядка и т. п.
В своем конкретном виде процесс раскрытия сущности проявляетсебя в познании необходимого в вещи, структуры, целостности, причин предмета,законов его формирования, функционирования. Иначе говоря, категории сущности иявления выражают общую ориентированность познания, отображающего динамику исвязи реального мира природы и общества под углом зрения.

 
Списокиспользуемой литературы
1.В.Н.Калмыков«Основы философии». Учебное пособие студентам высших учебных заведений Минск «Вышэйшаяшкола», 2003г.
2.Е.Е.Несмеянова«Философия». Учебное пособие для студентов ВУЗов Киев «Фита», 1994г.
3.Е.В.Волчок«Философия». Учебное пособие для ВУЗов «Современная школа», 2005
4.Н.И. Жукова«Философия», 1999г.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Публичный и частный земельный сервитут
Реферат Математические модели и методы обоснования управленческих решений и сферы их применения в практике управления
Реферат Структуры и алгоритмы обработки данных
Реферат Противостояние личности и тоталитаризма на примере произведений А.И. Солженицына "Раковый корпус" и "Один день Ивана Денисовича"
Реферат Кадровая политика политика НК "ЮКОС"
Реферат Валютные отношения и платежный баланс
Реферат Анализ дореволюционной, советской и современной историографии политики Ивана Грозного
Реферат Облік та аналіз банковських кредитів
Реферат Киреевский, Иван Васильевич
Реферат Подготовка студентов к воспитательной работе в сельской школе
Реферат Створення простої web-сторінки
Реферат А была среди 130 человек, которые приехали в Москву на День памяти погибших при исполнении служебных обязанностей сотрудников овд и военнослужащих вв мвд россии
Реферат Соционика: Дуальная природа человека
Реферат Юридические лица в предпринимательском праве
Реферат Синапсы. Центральная нервная система