Реферат по предмету "Философия"


Диалектический характер научного познания

Введение
Диалектическийхарактер научного познания, выражающийся во взаимодействии субъекта и объекта,на протяжении веков проявлялся стихийно, как своего рода «крот истории» (К. Маркс).Вместе с тем материалистическая диалектика внимает видимость «нейтральности»методологии в решении основного вопроса философии, раскрывает партийностьметодологии, специфическим образом выполняющей мировоззренческую иидеологическую функции но отношению к науке.
Великийфизиолог И.П. Павлов любил напоминать ту истину, что факты — это воздух ученого, поскольку лишь опираясь на них, он может подняться науровень высоких теоретических обобщений. В таком случае метод научныхисследований, которому следует ученый, продвигаясь к построению научной теории,можно уподобить крыльям и локационному чутью летящей птицы, позволяющим держатьверный курс полета к намеченной цели. Философия давно столкнулась с проблемойнаучных открытий, поскольку их условием является прорыв за пределы известного ивыход на новую парадигму, подчас противоположную ранее принятому мнению внаучном сообществе.
Уже Аристотелем была подмеченанедостаточность средств формальной логики для такого прорыва в область новогознания, поскольку нарушаются правила построения силлогизма, допускающие лишьрасширение объема знаний о качественно известном круге явлении.
И. Канту пришлось ввести понятиеаприорного знания, что уже явилось смутившим многих его современников (да и нетолько их) отступлением от формально-логических требований познавательнойдеятельности.
Следующий важный шаг в исследованиилогики открытий был сделан Гегелем, впустившим противоречия в святая святыхформальной логики в закон тождества (А = А). Более того, Гегель показал нетолько имманентность противоположностей самой сущности явлений, но и творческуюнаправленность тенденции их развития и разрешения, поскольку в итоге возникаетновое явление, противоположное отрицаемому. Новый метод мышления, впервые такполно развернутый в философской теории, как это представлено в «Науке логики»Гегеля, вскоре получил дополнительно к понятию «диалектический» поясняющее егоназвание «эвристический», т. е. метод, ведущий к получению качественно новогознания.
Глава 1. «Сколково» — пример диалектического подхода кисследованию
Смысл в том, чтоумозаключения о проекте «Сколково» можно выстраивать в системном порядке, идаже можно выстраивать положения его теоретического обоснования.Этопредставление диалектических специализированных тезисов и соображений по темеинноваций и проекта «Сколково». На встрече с делегацией бизнесменовиз США, возглавляемой губернатором Калифорнии А.Шварценеггером, в Сколково, гдедля них провели презентацию проекта российского инновационного центра (11.10.10г.), Президент РФ Д.А. Медведев подчеркнул, что проект «Сколково», кромеизвестных задач, решает также и задачу создания нового творческого климата.  ВысказаннаяПрезидентом РФ мысль, положенная в единичности, не остается в себе или вопределенной сфере, а позиционируется через особенность самого проекта«Сколково» и во всеобщности задачи модернизации, т.е. изначальнорассматривается в первой фигуре умозаключения, согласнотруду Гегеля «Наука логика».  Но так как при этом единичное не оказываетсянепосредственно всеобщим, что понятно, например в силу многогранности задачимодернизации, а через особенное выступает вовне себя, то оно обретаетопределенность как взятую особенность, которая и оказывается существенной вданном случае. Тут играет роль именно особенность, которую можно братьнепосредственно (что кажется со стороны — более «ощущаемым», поэтому логичным иболее обоснованным, хотя именно в этом неразумении и кроется слабость наук), аможно использовать опосредствование или даже иные операции.
Присущее выводу опосредствование, из-за богатствасамого проекта, уже актуализированного Президентом РФ, может быть в данномслучае взято по-разному, включая целевые аспекты, хотя, в смысле обсуждаемыхинноваций целесообразно говорить об их основном — о новациях, однакопоявляющихся, понятно, не просто так, а благодаря познанию. Но так как речьведется не на основе наук, не владеющих диалектическими принципамиумозаключений, то говориться будет о диалектическом познании, которое обладаеттребуемой характеристикой опосредствования в данном случае, причем не только поотношению к ситуации, но и к наукам, что тоже важно, так как открывает просторыи для их деятельности.
Положенное в смысле особенности — в данном случае,современное диалектическое познание — не может быть самопроизвольным к заданнойвсеобщности модернизации, которая, в свою очередь, оказывается взятой вконкретном случае через фиксированную задачу, т.е. тоже в особенности. Этоопределяет в данном случае особую структуру члена всеобщности, манифестирующуюне вообще качественное развитие диалектического познания, а, в конкретномзначении, необходимость нового мышления, способного обеспечить решениепоставленных и других современных задач, и его внедрение в мыследеятельность нетолько ученых, но и чиновников, без чего новый творческий климат, понятно,создать будет нельзя. Берутся, как видно, необходимые условия, что и требуетсядля определения особенности, хотя в иных разрезах (при рассмотрениях иных вопросов)должно происходить иное манифестирование. Более того, в силу непосредственнойособенности самой определяемой в данном случае всеобщности, или, точнее, в силумногогранности последней, возможны и иные варианты или соответствующиеположения, но именно они и составляют возможность разностороннего, поэтапного,разумного, взвешенного и обоснованного подхода к проблеме, что заявляетсятолько в современной диалектической философии, и о чем почему-то молчат науки,которые не выдвигают теоретических соображений по вопросу социального обоснования проекта «Сколково».А ведь рассмотрение возможных случаев и альтернативных вариантов, а в общемслучае — социальное обоснование проекта «Сколково», имеет не только важноепрактическое значение, существенное при его реализации, но и социальноезначение. А для современной диалектики тут важным оказывается то, что проект«Сколково» имеет, в частности, административную и теоретическую (научную)составляющие, и российское государство способствует инновационной экономике, втом смысле, что даже указанное Президентом РФ создание нового творческого климатане только является осознанной необходимостью будущего инновационного развития,о чем и сказал Д.А. Медведев, но и имеется само в исторической объективности,причем тут оказывается единичной ипостасью проявления понятия диалектическогопознания (акцент на этом важен в силу положенной выше определенности, но,следует понимать, он не является единственным). Иными словами, озвученныйПрезидентом РФ тезис, являющийся результатом аналитической проработки вопросана высшем политическом уровне, имеется сам по себе еще и в качестве актуальнойнеобходимости в смысле общественного развития. Но, с другой стороны, проявлениедиалектики на новом витке развития диалектического познания, как получается,определяет соотношение выдвинутого в современной диалектической философиитезиса о необходимости внедрения новой формы мышления в государственной инаучной сферах и тезиса Президента РФ — директивы для деятельностигосударственных органов по вопросам проекта «Сколково».
Итак, говоря о конкретном тезисе Президента РФ, следуетсказать, что он согласуется не только с другими озвученными терминами, которыесостоят в первой фигуре умозаключений, но и с двумя выше обозначеннымидиалектическими положениями, причем уже в форме завершающей гегелевской третьей фигуры умозаключений, именно которая полагается(выражается) в некотором конкретном, причем в прямом смысле (здесь: впредназначениях для практики, которая сама всегда конкретна), да еще и каквывод. Особенно важно то, что в него включается непосредственность,опосредствованная извне, за счет предположенного — взятого со стороны своейвсеобщности диалектического познания. Однако средний термин берется конкретноне в положении, а, опять же, в определении, т.е. имеется в своем существеименно третья фигура. В своем качестве средний термин, по-любому являющийсяединством крайних терминов, в данном случае манифестируется определеннымединством, так как не абстрагирован от существенного для первого термина. Приэтом весьма важным является то, что крайние термины не являются абстрактныминепосредственностями, а положены в собственных определениях, и, что тутособенно важно, никакое из них никак не положено в другом. (Эта сложнаядиалектическая позиция весьма проста по существу во взятой реализации: проект«Сколково» должен стать инструментом для внедрения результатов наук.).
Однако, получается, тезис Президента РФ о новоминновационном микроклимате и тезис современной диалектической философии онеобходимости расширенного внедрения мышления нового образа имеются всоответствии друг с другом так, как было показано выше, т.е. соотносятся, насамом деле, в форме обращенной третьейфигуры умозаключений, в которой, в силу взятой определенности,и существенны положенные признаки, т.е. имеется опосредствование, и, поэтому,совершается завершение умозаключения (что присуще именно третьей фигуре),знаменующее вывод, что принципиально в данном случае, в первую очередь, длясоциально-исторического обоснования проекта «Сколково»; и это тоже само по себеважно.
Единичное диалектического познания: новая логика. Иными словами, в качествеодной из конкретных составляющих понимается Новая логика — наука современной диалектической философии.)Таким образом, первое, проект«Сколково» конкретно манифестирует замыкание результатов познания (новации) напрактику (инновации) и имеет историческую определенность. (Кстати, теперь черезфактуру исторической объективности и на основе диалектической гносеологии онможет быть зацеплен и вэмпирической плоскости, в которой уже смогут строить свои суждения и науки.).
Второе, оказывается, что проект «Сколково» обладаетнадлежащими теоретическими основами, осмысляемыми, правда, пока только вдиалектической философии. Но, главное, они есть, что предельно важно для него,так как до сих пор он теоретически и социально не обосновывался, а имел лишьпонятную необходимость.
Проект «Сколково» может (должен) обладать социальнымобоснованием при разработке и теоретическим сопровождением при реализации;таково третье результирующее определение. Обоснования проекта «Сколково»,позволяют не только создать его теоретические основы, но и сформировать термины(положения, определенности) умозаключений (выводов, объяснений, доказательств)ряда событий и существующих установок проекта, например, обоснованностьразвития проекта «Сколково» не на базе имеющихся наукоградов илиуниверситетских центров. Глава2. Диалектический подход к исследованию
В истории философии понятиедиалектики претерпело коренные изменения: от первоначального понимания,близкого к однокоренным словам «диалект» или «диалог» и обозначавшего искусствоспора и классификации понятий, до современного, научного понимания диалектики.в основе которого лежит понятие развития. Например, в философском словаредиалектика определяется как «наука о наиболее общих законах развития природы,общества и мышления», а в учебнике по философии диалектика рассматривается как«наиболее полное и всестороннее учение о развитии». В источниках, авторыкоторых дистанцируются от марксизма, часто определение диалектики не дается, аговорится о диалектическом методе (Гегеля). Например, в курсе лекций А.А.Радугина, 1995 г.: «Диалектический метод предполагает рассмотрение всех явленийи процессов во всеобщей взаимосвязи, взаимообусловленности и развитии».
Чтобы понять диалектику, надовыяснить некоторые исходные положения. Диалектика, как понятие, употребляется втрех значениях:
1) Под диалектикой понимаетсясовокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующиха мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектикаобщества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительногопроцесса. Это объективная реальность;
2) Субъективная диалектика,диалектическое мышление. Она представляет собой отражение объективнойдиалектики в сознании;
3) Философское учение о диалектикеили теория диалектики. Выступает как отражение отражения. Называется учением одиалектике. теорией диалектики.
Диалектика может бытьматериалистической и идеалистической. Материалистическая диалектика представляетсяв виде целостной системы, в которой каждый закон, каждая категория занимаютстрого определенное место и находятся во взаимосвязи с другими законами икатегориями. Знание такой системы позволяет наиболее полно раскрыть содержаниевсеобщих свойств и связей действительности, всеобщих форм бытия, диалектическихзакономерностей движения и развития.
Диалектика — наука о наиболее общихзаконах всякого движения, но прежде всего развития. Ныне в науке аксиоматично ибесспорно положение о том, что наше мышление и объективный мир подчинены одними тем же законам и поэтому противоречия между ними быть не может
Диалектика это ещё и теория развития. Гегель установил, что истинапредставляется не в виде собранных готовых догматических положений, азаключается в самом процессе познания, в длительном историческом развитиинауки, поднимающейся с низших ступеней на все более высокие, но никогда недостигающей наивысшей точки.
Все явления и общественные порядки,сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь преходящие ступенибесконечного развития от низшей ступени к высшей. Каждая ступень необходима иимеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым она обязанасвоим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и навсегдаустановленного.
Диалектика это и метод познания,применимый в исследованиях. Впервые диалектика как метод познания была рассмотренаПлатоном. Он ввел понятие «идея». Идея у Платона есть то изначальное целое, чтопри всем многообразии отдельных вещей делает их такими, а не иными; естьвсеобщее, являющееся основой всех отдельных вещей. Быть сущностью вещей и общиммногим вещам, быть существенным в них, как бы их прообразом — таково свойствоидеи. Идея рождается из действительности в процессе предметно-практической деятельности,общения и рефлексии, изменяющих эту действительность. Идея, в отличие отматерии, есть конкретно-условное воспроизведение реальности в процессе еедальнейшего развертывания, проект будущего развития действительности.
В материалистическом учении подход квопросу о сущности диалектики как метода познания был разработан К. Марксом,который писал: «Мой диалектический метод по своей основе не только отличен отгегелевского, но является его прямой противоположностью. Для Гегеля процессмышления, который он превращает даже под именем идеи в самостоятельный объект,есть демиург действительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. Уменя же наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное вчеловеческую голову и преобразованное в ней. Гегелевская диалектика являетсяосновной формой всякой диалектики, но лишь после освобождения ее от еемистической формы, а это-то как раз и отличает от нее мой метод».
Само понятие «развитие» определяетсякак закономерное качественное изменение материальных и идеальных объектов,характеризующееся как направленное и необратимое. Вследствие направленности инеобратимости изменений они могут накапливаться и, достигнув некоторойопределенной меры накопления, дать качественно новое состояние объекта, нетолько не сводимое к его прежнему состоянию, но даже отрицающее его. Вфилософии разработаны наиболее общие закономерности, описывающие источник идвижущую силу всякого развития, его механизм, общий результат и направленность.
Присуща ли диалектика научномупознанию и познанию вообще, или же она есть достояние лишь философии. Издаютсякниги и статьи с такими названиями: «Диалектика природы». «Диалектика неживой иживой природы», «Социальная диалектика» и т. д. Диалектическая логика — этологика творческого, креативного познания, которое свойственно науке, пожалуй,даже в большей степени, чем философии. В этом состоит имманентная,естественная, объективная диалектика исследования. Знакомясь с философскимиконцепциями диалектики, человек расширяет свои когнитивные возможности.Естественная диалектика его мышления, обогащаясь философско-методологическойсоставляющей, сливается в то целое, которое называется творческим потенциаломличности. Ведь мыслит не просто математик, физик или биолог, а человек как творческаяличность, где диалектическая составляющая играет немалую роль.
Научное исследование являетсярезультатом целенаправленной, творческой деятельности человека, которая ведетсяс помощью использования специальных познавательных приемов (методов и способов),таких, как научное наблюдение, эксперимент.
Под методом исследования могутпониматься определенные средства, пути теоретического и практического освоениядействительности, система принципов деятельности, опирающаяся на закономерностиизучаемого объекта. Методология представляет собой учение о методах познания ипреобразования действительности. Ее задачей является выяснение закономерныхсвязей и отношений между методами. Поиск нового решения осуществляется тремяосновными способами.
1. Механическим (бессистемным)перебором одного за другим всех возможных вариантов. Данный метод называетсяметодом проб и ошибок.
2. Интуитивным.
3. Применением определенного плана,системы поиска, т. е. метода познания.
В методологии научного познанияпервый способ исследования характеризуется как эмпиризм. Его низкаяэффективность не подлежит сомнению. Принципиальный недостаток способа проб иошибок состоит прежде всего в его трудоемкости. Само выражение «метод проб иошибок» некорректно, точнее его можно назвать способом проб и ошибок. данныйспособ является разновидностью способа постижения действительности на основеполной индукции.
Для второго, интуитивного способапоиска нового характерно предвосхищение конечного результата за счет«озарения», «прозрения» и т. п. Для научного творчества интуиция особенноважна, так как дает возможность ориентироваться в неопределенной ситуации.Интуиция позволяет быстро оценить большое количество вариантов, отобрав из нихте немногие, которые нуждаются в детальном последующем исследовании. Интуицииприсущи свои ограничения. Недостаточная изученность интуиции во многомопределяет и трудности управления ею. Она зачастую приводит к ошибкам. Отсюдавытекает необходимость проверки интуитивных догадок.
Третий способ — способ познанияосновывается на выявленных закономерностях. Он существенно ограничивает сферудействия рассмотренных ранее способов, но в силу сложности познавательногопроцесса не может их вытеснить полностью. Метод познания существенно сужаетобласть применения интуиции, что связано с повышением роли сознательного началав деятельности субъекта.
Сфера применимости методов научногопознания имеет свои границы, которые зависят от специфики предметаисследования, а также от специфики и условии деятельности (время, материальныересурсы, оборудования и пр.). Наряду с объективной обусловленностью методаследует учитывать и его зависимость от интересов, потребностей и способностейсубъекта научной познавательной деятельности. Другим важным свойством научногометода является его операциональность. Для того чтобы познанные закономерностимогли использоваться в интересах субъекта научной деятельности, они должны бытьвыражены в доступных для него правилах, приемах и способах деятельности. Необходимымсвойством метода научной деятельности является его эффективность, то естьспособность субъекта научного процесса достигать желаемых результатов снаименьшими затратами сил и средств. Используемые методы не избавляют отнеобходимости максимального приложения интеллектуальных усилий, а позволяют ихиспользовать непосредственно для достижения цели более целесообразно.
Объективность рассмотрения являетсяважным принципом диалектики. Она нацеливает на такой подход к предмету, которыйспособствует его реальному отражению, независимо от особенностей и желанийсубъекта. Следование ей есть одно из условий адекватности воспроизведенияпредмета в образах. Современная политическая экономия –общественно-историческая диалектическая область познания об общественном строепроизводства, о способе производства (но не о производстве и не о максимизациидоходов), базирующемся на производственном развитии обществ и его управлении. Современнаяполитическая экономия, используя достижения политической экономии, видит своейзадачей не столько описание общественно-экономического развития, сколькопредложение путей его разумного осуществления, в частности, разумного развитияобществ. Современная политическая экономия служит определению путейнеконфликтного развития Цивилизации и отдельных обществ и повышенияблагосостояния каждого человека в любой стране, учитывая интересы и развитиекаждой страны.
Современная политическая экономияявляется синтезом классической политическойэкономии (тезис) и ее критикиК. Марксом (экономическое учение К. Маркса; антитезис) на фоне отрицания неоклассики (в первую очередь,экономикса, неоклассического направления современной экономической науки,неоинституционализма и, в целом, «мэйнстрима»). Иными словами, в отрицании критики политической экономии(экономическое учение К. Маркса) восстанавливается…политическая экономия. Это и есть основа становлениясовременной политической экономии, которая, поэтому же, не является воспроизведениемни классической политэкономии, ни марксизма(но базируется на их отрицаниях). В силу отрицания классической политэкономиимарксизмом и неизбежного его диалектического отрицания при восстановлении (в синтезе) современнаяполитическая экономия, с одной стороны, есть отрицаниеотрицания, т.е. второй круг(в смысле кругов наук Гегеля)развития политической экономии. С другой стороны, согласно диалектике как учению, в силу полагающегоотрицания современная политическая экономия основывается на противоречии,поэтому, жизненна и имеетвнутреннее самодвижение развития, следовательно, собственного познания, т.е.имеет собственную рефлексию (более того, определенным образом соответственнуюкаждому из кругов), чем кардинально отличается от любых наук и многих областейпознания. (В определенном смысле можно сказать, что современная политическаяэкономия есть одна из немногих рефлексивных областей познания.) Принципиальнымотличием современной политической экономии от непосредственно известнойполитической экономии являются- исключение достижения целей, главным образом,политических и классовых, ибо это, согласно диалектике ограничивает и ведет кнежизненности; — наличие (постановка) задачи об уменьшении проявлениясовременных и расчетных негативов, что определяет выявление решаемых текущихзадач;- наличие в ее составе собственной философии – философииполитической экономии;- снятие ряда экономических и политэкономическихтеоретических положений, напр.,факторов производства (ониоказываются несущественными и оставляются экономической науке), чтообусловливает переосознание многих положений, напр.,снятие закона соответствия характерапроизводственных отношений уровню производительных сил и… коммунизма, как общественной формации. Еслиизвестная политическая экономияосуществляла описание, объяснение и предсказание общественно-экономическогоразвития, то современная политическая экономияесть область познания о существе и способах, во-первых, его управления и,поэтому, во-вторых, его созидания. Не только в смысле модернизации или инойпрактической деятельности, но и в теоретической плоскости современнаяполитическая экономия не рассматривает (не видит) позитив экономическогоразвития в общепринятом спектре, «ограниченным с двух сторон» рыночнымфундаментализмом и государственным капитализмом. Обоснованы и разрабатываютсяновая общественно-экономическая доктрина – экономическийдемократизм, и формы управления экономикой (а не процедуры и акты для еерегламентирования), в том числе, для развитых экономик — финансовыйинструментализм, для развивающихся – структурныйинструментализм.
Современная политическая экономияесть область познания: использующая философиюГегеля и экономическое учение К. Маркса; двуедино практическая: на основепрактики и конструирующая практику.
Так как политическая экономия вдиалектическом смысле есть область познания о производительном функционированииобщественного сознания,выражением чего являются производственныеотношения, то основами современной политической экономии являютсягегелевская философия духа (итруд Гегеля «Философия права») и политическая экономия К. Маркса, но самасовременная политическая экономия актуализируется в синтезе классической политической экономии (тезис) и ее критикиК. Марксом (антитезис)на фоне отрицания неоклассического направления западной экономической науки. Вопределенном смысле можно сказать, что современная политическая экономия есть диалектический синтез гегелевской философия духа и политэкономии К. Маркса.
Заключение
Современная политическая экономияимеет собственные онтологию – познание исторического развития и современногосостояния общества, т.е. объективной окружающей общественной реальности в ееретроспективе, и гносеологию – диалектическое познание производственногоразвития обществ и диалектика самой политической экономии. В современнойполитической экономии определены новые общественно-экономические законы, исоответствия и противоречия вида производственных отношений и характерапроизводительных сил. В современной политической экономии существенны особые(новые собственные) исследования, на основе современной политической экономииопределен ряд новых экономических технологий.
Следует, таким образом,диалектический, точнее, диалектико-материалистический метод это метод мышленияширочайшего круга ученых и практиков, позволяющий им решать высшиедиалектические задачи познания и освоения объективного мира. Диалектика какметод определяет и обосновывает диалектический метод как способ мышленияисследователя и практика.
научное открытиефилософия
Список литературы
1. Александрова О.С.Диалектика и мнение. Владимир, 2005.
2. Гегель Г.В.Сочинения. М., 1974.
3. Гирусов Э.В. Диалектикавостребуется для научных открытий. М., 1995.
4. Игнатьев В.А.Диалектика как архетип философии (окончание). Рязань, 2000.  
5. Калычина И.Ю.Диалектика субъективного и объективного в решении. М., 1998.
6.  Кучевский В.В. Формы разумногопостижения диалектических противоречий. М., 2000.
7. Орлов В.В. Осовременной форме материалистической диалектики. Пермь, 2003.
8. Станис Л.Я.Диалектика и философия (начало). М., 2000.
9. Суркова Л.В. Кнеклассической диалектике. М., 2003.
10. Фролова И.Т.Учебник «Философия». М.,1989.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.