Реферат по предмету "Философия"


Дзен

Дзен(дзэн, чань) – японское название одной из школ буддизма махаяны, в основномсформировавшейся в средневековом Китае. В Китае эта школа имеет название Чань.Зародился Дзен в Индии благодаря деятельности монаха Бодхидхармы
Основаконцепции дзен – положение о невозможности выразить истину человеческим языкоми образами, о бессмысленности слов, действий и интеллектуальных усилий вдостижении просветления. Согласно дзен, состояние просветления может бытьдостигнуто внезапно, самопроизвольно, исключительно путем внутреннегопереживания. Для достижения состояния подобного переживания дзен используетпрактически весь спектр традиционных буддийских методик. На достижениепросветления могут оказывать влияние и внешние раздражители – например, резкийкрик, удар и т.д.
Широкоеразвитие в дзен получили так называемые коаны – «трудные вопросы», на которыенеобходимо было давать не логические, а спонтанные ответы, которые должныследовать не из мыслей отвечающего, а из его внутреннего самоощущения.
Вобласти обрядности и догматики дзен дошел до крайней точки буддистскогоотрицания авторитетов, нравственности, добра и зла, правильного инеправильного, положительного и отрицательного.
ПрактикаДзен появилась в Японии еще в VII веке н.э., но распространение дзен каксамостоятельного направления японского буддизма начинается в конце XII века.Первым проповедником дзен считается Эйсай – буддийский монах, который послепребывания в Китае основал в Японии школу Риндзай. В первой половине XIII векапроповедник Догэн, также обучившийся в Китае, основал школу Сото. Обе школысохранились до нашего времени. В средневековье в Японии была распространенапоговорка: «Риндзай для самураев, Сото – для простолюдинов».
Наивысшегорасцвета Дзен достиг в период Муромати, с XIV по XVI века, когда дзенскиемонастыри превратились в центры религиозной, политической и культурной жизни.Приобретя некоторые черты японской культуры, дзен определил в частностивоинское искусство как путь к совершенству, аналогичный медитации.
ВXX веке дзен получил известность в странах Европы, особенно благодарядеятельности Д.Т.Судзуки?, принадлежащего школе Риндзай. Дзен-буддизм оказалсильнейшее воздействие на европейцев, прежде всего возможностью «мгновенного»достижения просветления и отсутствием продолжительных практик, направленных насамосовершенствование. Во многом концепции дзен были восприняты в Европе какконцепции, относящиеся ко всему буддизму, что не могло не сформироватьпревратное впечатление о буддизме в целом. Вседозволенность и устремленность«внутрь» дзен-буддизма, интерпретированные европейским мировоззрением, легли воснову движения хиппи.
Дзен— школа японского буддизма, получившая широкое распространение в ХII–ХIII вв. Вдзэн-буддизме выделяются две основные секты: Риндзай, основанная Эйсаем(1141–1215), и Сото, первым проповедником которой был Догэн (1200–1253).
Особенностьэтого вероучения состоит в усиленном подчеркивании роли медитации и другихспособов психотренинга в достижении сатори?.. Сатори означает душевноеспокойствие, равновесие, ощущение небытия, «внутреннее просветление».
Особенноширокое распространение дзэн получил в ХIV–ХV вв. среди самураев, когда егоидеи стали пользоваться покровительством сёгунов. Идеи жесткой самодисциплины,постоянного аутотренинга, непререкаемости авторитета наставника как нельзялучше отвечали мировоззрению воинов. Дзэн нашел отражение в национальныхтрадициях, оказал глубокое влияние на литературу и искусство. На основе дзэнкультивируется Чайная Церемония, складывается методика аранжировки цветов,формируется садово-парковое искусство. Дзэн дает толчок особым направлениям вживописи, поэзии, драматургии, способствует развитию боевых искусств.
Влияниемировоззрения дзэн и сегодня распространяется на значительную часть японцев.Приверженцы дзэн утверждают, что сущность дзэн можно только почувствовать,ощутить, пережить, ее нельзя понять разумом.
Дзэнвырос из буддизма и даосизма и в течение веков оставался единственной в своёмроде формой буддизма. Дзэн не утверждает, что достичь его постижения могуттолько люди, выросшие и воспитанные в буддийском духе. Когда Мейстер Экхартутверждает: «Око, которым я зрю Бога, – то же око, которым Бог зрит меня», –последователь дзэн кивает головой в знак согласия. Дзэн охотно принимает всёистинное в любой религии, признаёт последователей всех верований, достигшихполного постижения; однако ему известно, что личность, религиозное воспитание,которой основывалось на дуализме, несмотря на большую серьёзность своихнамерений, долго будет испытывать ненужные трудности, прежде чем достигнетпросветления. Дзэн отметает прочь всё, что не имеет прямого отношения креальности, какими бы самоочевидными ни казались такие истины; и он не станетотноситься сочувственно ни к чему, кроме личного переживания индивида.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ariom.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.