Реферат по предмету "Философия"


Деятельностный подход

Реферат по философии
Деятельностный подход
 
Исполнитель:Марцинкевич Светлана Юрьевна
Руководитель:Беляева Людмила Александровна
Докторфилософских наук, профессор
Заведующаякафедрой философии УрГПУ

Оглавление
1. Понятие деятельности
2. Историко-философский анализ деятельности
3. Деятельность человека
4. Структура человеческой деятельности
5. Деятельностный подходв психологии
6. Деятельностный подход в философии
7. Методологическиефункции деятельности
8. Виды деятельности
8.1Преобразовательная деятельность
8.2Познавательная деятельность
8.3Ценностно-ориентационная деятельность
8.4Коммуникативная деятельность или общение
9. Деятельностныйметод обучения
9.1Принципы как составная часть деятельностного подхода
Список литературы
/>/>/>1. Понятиедеятельности
Понятие деятельность вбирает в себя и биологическуюжизнедеятельность человека и его социокультурную, специфически человеческую,деятельность. Деятельность охватывает все стороны человеческой жизни,внутренние и внешние процессы, различные виды операций, совершаемых людьми: иинтеллектуальные, и матерально-практические, и духовные; деятельность можноназвать и умственную работу, и физическую, и душевную, и духовную.
· Деятельность — специфическая формаобщественно-исторического бытия людей, целенаправленное преобразование имиприродной и социальной действительности. В отличие от законов природы законыобщества обнаруживаются только через человеческую деятельность, которая создаетновые формы и свойства действительности, превращает некоторый исходный материалв продукт. (Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В.Давыдов. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. — Т. 1- 608 с.)
· Деятельность — активноевзаимодействие с окружающей действительностью, в ходе которого живое существовыступает как субъект, целенаправленно воздействующий на объект,удовлетворяющий таким образом свои потребности. (Педагогическийэнциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад — М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 2002. — 528 с.)
· Деятельность — важнейшая формапроявления жизни человека, его активного отношения к окружающейдействительности [Педагогический словарь: В 2 тт. / Гл. ред. И.А. Каиров. — М.:Изд-во Академии пед. наук, 1960. — Т.1- 774 с.].
· Деятельность-специфически человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которойсоставляет целесообразное его изменение и преобразование. (Краткийпедагогический словарь пропагандиста / Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С.Вишнякова — 2-е изд., доп. и дораб. — М.: Политиздат, 1988. — 367 с.)
· Деятельность-форма психической активности личности, направленная на познание ипреобразование мира и самого человека [Коджаспирова, Г.М. Педагогическийсловарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.].
· Деятельность — системадействий, совершаемых с помощью орудий труда и направленных на удовлетворениематериальных и духовных потребностей людей [Словарь-справочник по социальнойпсихологии / Сост. В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.]
· «Под «человеческой деятельностью»,мы понимаем, прежде всего, осознанную, целенаправленную активность человека,которая может разворачиваться как в физическом пространстве, так и впространстве психических образов» [ Реан, А.А. Психология и педагогика / А.А. Реан,Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с. с.178].
Деятельность представляет собой сложное многогранноеявление, а потому изучается целым рядом дисциплин. Так,общественно-историческая сторона деятельности исследуется с позиций таких науккак философия, культурология, социология, экономика и ряда других. В обычномсловоупотреблении «деятельность» понимается как всякого рода практическаяактивность человека.
Деятельность охватывает и материально-практические, иинтеллектуальные, духовные операции; и внешние, и внутренние процессы;деятельностью является работа мысли в такой же мере, как и работа руки, процесспознания в такой же мере, как человеческое поведение. (Каган М.С. Человеческаядеятельность. М., Политиздат, 1974 – 328с.)
Деятельность — специфически-человеческий способотношения к миру — «предметная деятельность» (Маркс); представляет собойпроцесс, в ходе которого человек воспроизводит и творчески преобразует природу,делая тем самым себя деятельным субъектом, а осваиваемые им явления природы — объектом своей деятельности. Именно деятельности, труду обязан человек, каксвоим первоначальным становлением, так и сохранением и развитием в ходеисторического процесса всех человеческих качеств. В деятельности человекотносится к каждому предмету не как носитель чуждой этому предмету потребностии цели, а адекватно его природе и особенности: он осваивает предмет, делает егомерой и сущностью своей активности. При этом человек не просто взаимодействуетс природой, а постепенно включает ее саму в состав своей материальной идуховной культуры. Изменение внешнего мира есть только предпосылка и условиедля самоизменения человека. В производстве, даже если оно прямо и сознательнонаправлено лишь на вещественно-энергетический и информационный результат,всегда люди воспроизводят и самих себя иными, нежели они вошли в этот процесс. Такимобразом, деятельность как целостный процесс включает в себя также и общение. Всвоей сути деятельность и есть именно социально преемственное бытие, адресующеесебя людям и поколениям. Секрет творчества — в динамике деятельности.Исторически первый ее акт — производство орудий с помощью орудий. Деятельностьесть единство опредмечивания и распредмечивания: она непрерывно переходит изформы действующей способности человека в форму предметного воплощения иобратно. Законы истории это в конечном счете законы деятельности, хотя приразделении труда и его отчуждении в классовом обществе они выступают якобы какуправляющие поведением людей извне, в форме господства над ними отчужденныхсил. Деятельность человека воспроизводит освоенные ею стороны предмета какреально, воссоздавая сам этот предмет, так и идеально — в качестве свойствдругого предмета, выступающего в знаковой функции первого: она продуцируетидеальное. Только с точки зрения деятельности в ее целостности можно понять,что такое субъект и объект, мышление и все категории диалектики вообще. Кактеоретическая деятельность, так и материально-технический процесс реальногопреобразования предмета — это лишь наделенные относительной самостоятельностьюмоменты целостной деятельности как системы, где реально-преобразовательныйпроцесс определяет идеально-преобразовательный. В этой связи теоретическаядеятельность есть социально-творческий процесс, направленный на изменение мирачеловеческой культуры. Однако в условиях разделения труда складываются иллюзии,будто «чисто практические» и «чисто теоретические» функции сами по себе сутьдеятельности. Лишь при коммунизме деятельность становится для каждого целостнойсамодеятельностью, выступает как цель и потребность жизни (Коммунистическийтруд). Философская категория предметной деятельности имеет важноемировоззренческое и методологическое значение для всех социальных наук,особенно социологии, психологии, педагогики и т. д. (Философский словарь/ Подред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)
/>/>/>2. Историко-философскийанализ деятельности
Отметим, что категория деятельности активноисследовалась еще в античной философии. Понятия деятельности и её элементов уПлатона и Аристотеля прошли через историю философии почти без изменений. Так,Аристотель связывал деятельность с такими понятиями, как «цель» и «осуществленность».В работе «Метафизика» он писал: «Дело – цель, а деятельность – дело, почему и«деятельность» (energeia) производна от «дела» (ergon) и нацелена на«осуществленность» (entelecheia)» Аристотель выделял два основных видадеятельности – внешний, предметный, направленный на то, «что создается(например, строительство – в том, что строится)» и внутренний, в том случае,когда «деятельность находится в том, что действует (например, видение – в том,кто видит, умозрение – в том, кто им занимается, а жизнь – в душе). (Аристотель.Сочинения. В 4-х т.: Т.1. / Аристотель / Под. общ. ред. В. Ф. Асмуса. — М.:Мысль, 1976. – 550 с.)
Интересно, что данный вид деятельности античныйфилософ связывал с восприятием удовольствия и неудовольствия как движущей силы«к чему-то стремиться или чего-то избегать» [аристотель]. И если испытаниедовольствия или неудовольcтвия представали у него как «деятельность средоточиячувств», то избегание и стремление в действии представляли деятельность,«направленную на благо или зло как таковые» [аристотель]. При этом отмечалось,что способность стремления и способность избегания не разнятся друг от друга,они есть нечто единое («единое средоточие»), бытие которого многообразно. Темсамым Аристотель показал диалектическое единство «удовольствия» и«неудовольствия», «стремления» и «избегания» как источника и способа проявлениячеловеческой деятельности. Аристотелевы категории формы и материала были тесносвязаны с анализом деятельности. Вводя эти категории, он обращался к примерамдеятельности. Рассматривая происхождение статуи, Аристотель называл медь, изкоторой она изготавливается, материалом, а образование статуи наложением наматериал формы. История исследования деятельности всё более наталкивает разныхисследователей на мысль, что выход из многих затруднений и решение неудач скоторыми человечество столкнулось в исследовании деятельности, лежит на путипривлечения в качестве основных средств материала и формы. В XIV и XIX векапонятие деятельности разрабатывалось Кантом, Фихте, Гегелем и Марксом. Впервыевопрос о деятельностной природе познания фактически был поставлен И. Кантом,который принцип активности субъекта познания сделал одним из центральных всвоей философии. Однако в полной мере этот принцип был воплощен И.Г. Фихте, вфилософском учении которого субъект («Я») создает мир(«не-Я») в качестве продукта чистой самодеятельности. Гегельистолковывал деятельность как свободную активность Абсолютной Идеи.
Отметим, что Кант и Фихте, у которых впервые в историифилософии встречается представление о деятельном субъекте, актом своейдеятельности полагающем и противополагающем себе свой предмет, выводили этудеятельность из «продуктивной способности воображения» деятельного субъекта,ставили и решали эту проблему как проблему человеческого познания, или, в ихтерминологии, субъективного духа или «Я». (А.В.Сурмава Принципы рефлексивнойтеории деятельности. 1988-2003)
Фихте придавал кардинальное значение томуосознаваемому факту, что мышление, являющееся субъективной деятельностью, можетделать своими объектами также собственные акты. Необоснованно стирая граньмежду такого рода объектами и объекта и как внешними вещами, Фихте настаиваетна том, что в свою очередь понять эту самотождественность «я» можнолишь как результат того, что оно само себя полагает, само себя созидает. Изэтого положения выводится следующая, наиболее адекватная формулировка первогоосновоположения: «Я полагает Я». Фихте указывает, что самополагание«я» неотделимо от его самопознания, так что для «я»характерна двуединая деятельность: созидательная (именуемая«практической») и познавательная (именуемая«теоретической»). Вводя понятие практики в саму свою теоретическуюфилософию, Фихте ставит важную гносеологическую проблему единства теории ипрактики процессе познания. Вместе с тем в фихтовской характеристикедеятельности «я» по полаганию «не-я» имеется немалоаналогий тому, как в трансцендентальной аналитике Канта трактоваласьдеятельность рассудка по созиданию «мира явлений». Так, Фихте объявляетназванную деятельность «я» бессознательной, предлагая это как«объяснение» того, что без знания, выдвигаемого«наукоучением», мы «неизбежно должны предполагать, что получаемизвне то, что производим сами, нашими собственными силами и согласно нашимсобственным законам». Здесь мы видим убеждение в том, что чувственновоспринимаемые вещи не порождены человеческим сознанием, а существуют вне инезависимо от него. Фихте начал развивать идею о том, что субъект определяетсебя лишь через деятельность объективации, через создание такого предмета,который внешне противостоит субъекту и вместе с тем является единственновозможным способом конституирования самого субъекта. Созидание не-Я – это, помнению Фихте, не просто опредмечивание Я, а превращение его из неопределённогов определённое, фактическое появление Я. Лишь через объективацию Я можнорефлексивно отнестись к себе – это необходимое условие его существования.
В философской системе И. Канта впервые предпринимаетсяпопытка построить такую теорию познания, которая была бы совершенно независимаот всяких допущений о реальности — как онтологических, так и психологических.Кант постулировал зависимость реальности от самого познания: объект и субъектпознания существуют лишь как форма протекания познавательной деятельности. ПоКанту, предметность, объективация содержаний знания — форма деятельностисубъекта (который не существует вне познаваемых им предметов); с др. стороны,объект существует, согласно Канту, как таковой лишь в формах деятельностисубъекта. «Вещь в себе», то есть реальность, существующая вне всякогоотношения к познающему субъекту, даётся последнему лишь в формах объектов,являющихся по существу продуктами собственного творчества субъекта. УстановкаКанта на создание «чистой» теории познания, независимой отонтологических предпосылок, была реализована им лишь частично. Доведение доконца «чистого гносеологизма» принадлежит уже неокантианству,отвергнувшему не только «вещь в себе», но и самого субъекта,осуществляющего познание.
После Канта немецкая классическая философия стремиласьпреодолеть разрыв гносеологической и онтологической проблематики. Наиболееполно в домарксистской философии эта задача решалась Г. Гегелем. Утверждаядиалектическую взаимозависимость субъекта и объекта, Гегель показалнесостоятельность их метафизического противопоставления. По Гегелю, субъект иобъект по существу тождественны друг другу, так как в основе действительностилежит саморазвитие абсолютного духа, который является абсолютным субъектом,имеющим в качестве объекта самого себя. Онтолкует деятельность как всепроникающую характеристику абсолютного духа,порождаемую имманентной потребностью последнего в самоизменении. Главную рольон отводит духовной деятельности и ее высшей форме – рефлексии, т.е.самосознанию. Такой подход позволил Гегелю построить цельную концепциюдеятельности, в рамках которой центральное место занимает проясняющая ирационализирующая работа духа. В концепции Гегеля обстоятельному анализу подвергнутадиалектика структуры деятельности (в частности, глубокая взаимоопределяемостьцели и средства), дана характеристика социально-исторической обусловленностидеятельности и ее форм.
В англо-американской эпистемологии деятельностныйподход не получил такого развития как в немецкой и отечественной литературе,хотя в социологии его элементы можно найти в теории социального действия (Т.Парсонс, Э. Шилз).
Однако подлинно научное решение проблемы деятельностистало возможным лишь на основе материалистического понимания истории. Вскрыврешающую роль материальной деятельности в форме исторически определенногоспособа производства, К. Маркс дал ключ к пониманию всей системы человеческойжизнедеятельности. Открытие материалистического понимания истории дало возможностьвпервые понять саму структуру и природу деятельности, как определенного способабытия определенной сферы материальной деятельности общества. Карл Маркснаписал, что подобно тому, как материальная деятельность есть мое практическоесамоопределение и самоутверждение, так «деятельность моего всеобщего сознаниякак таковая является моим теоретическим бытием как общественного существа».(Маркс С.590) Таким образом, в деятельности человек раскрывает свое особоеместо в мире и утверждает себя в нем как существо общественное, « как самообщество производит человека, так и он производит общество» (с.Маркс 259)
Развившийся в истории философии (особенно в немецкойклассической философии) тезис о том, что деятельность есть способ бытия человека,трансформировался в научно обоснованный вывод: система социальной деятельности,основанная на исторически определенном способе материального производства, естьспособ бытия общества. Человек как индивид существует лишь как общественныйчеловек в составе социальных групп, общностей, классов, т. е. в составе тойсоциальной системы, которая складывается, вырастает как воплощение способапроизводства общественной жизни, системы социальных отношений, формирующихся наоснове совокупной деятельности индивидов и ее объективированных результатов.Деятельность предстает как социально преемственная активность, адресующая себядругим людям и поколениям. Исторически первый ее акт – производство орудий спомощью орудий. В этом смысле деятельность – это единство опредмечивания и распредмечивания:она непрерывно переходит из формы действующей способности человека в формупредметного воплощения и обратно.
В современной философии выполнены исследования,которые рассматривают различные аспекты деятельности.
Т.Г. Калугина в своих работах приводит примерысовременных философских теорий деятельности [Калугина, Т.Г.Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т.Г. Калугина. — Челябинск, 1998. — 87 с]. Актуальными для нашего исследования проблемобразования являются следующие теории.
Конкретная теория деятельности. Представители этойтеории считают, что в основе деятельности лежит система объективных инеобходимых общественно-производственных материальных отношений, которыевозникают независимо от воли и сознания людей. При этом основными признакамидеятельности являются целостность и целенаправленность. Это означает, чтодеятельность реализуется человеком-субъектом в процессе постановки и достиженияцели. Деятельность открыта и универсальна, так как ее преобразующий ицелеполагающий характер позволяет рассматривать ее как форму историческогокультурного творчества. Эвристическая теория деятельности. М.Вебер, Дж. Дьюи,Ж.Пиаже, Ю. Энгештром и другие ученые считают, что деятельность представляетсобой действия, сознательные или бессознательные, и формирует личность человекаспонтанно или целенаправленно. Действия выступают инструментами деятельности.Их выполнение определяется ценностями и ценностными установками субъектовдеятельности. Ю. Энгештром выделил основные направления исследованиядеятельности: а) исследование знаковых систем (Ч. Пирс, К. Поппер), б)исследование межсубъектности (М. Мид), в) исследование культурно-историческойшколы. (Engestrom, V. Learningby expanding. An activitytheoritical aproach to developmental resarch. — Helsinki, 1987)
/>/>/>3. Деятельностьчеловека
В философской, социологической и психологическойлитературе деятельность человека рассматривалась в самых различных проекциях. Ееисследовали как некий реальный процесс, складывающийся из совокупности действийи операций (А.Н. Леонтьев); как взаимосвязь противоположных, но предполагающихдруг друга акций – опредмечивания и распредмечивания (Г.С. Батищев); каксовокупность определенных видовых форм, необходимых в реальной жизни каждомуиндивиду (игра, учение, труд) и играющих поочередно ведущую роль в онтогенезе(Б.Г. Ананьев). (Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.,1977;)
Деятельность есть универсальныйспособ удовлетворения человеческих потребностей путем активного преобразующегоотношения к миру. Некоторые же авторы приписывают деятельность некоторым видамживотных и даже техническим агрегатам. (Маркарян Э.С. Системное исследованиечеловеческой деятельности. «Вопросы философии», 1972, №10). Маркарян Э.С.определяет деятельность как исключительную привилегию человека, признак егородовой сущности. Каган М.С. представляет понятие «деятельность» основываясь насловах К.Маркса: «В характере жизнедеятельности заключается весь характерданного вида, его родовой характер, а свободная сознательная деятельность какраз и составляет родовой характер человека» (с. 565)
Принципиальное отличие деятельностичеловека от приспособительной активности животных состоит в том, что ни однаформа деятельности, ни одна способность к деятельности не наследуется вместе сбиологической структурой тела, все они результат социального наследования(обучения, воспитания, практического опыта). Это, однако, не означает, чтодеятельность осуществляется независимо от биологического базиса, являющегосясубстратом и объективной предпосылкой деятельности. Деятельность, направленнаяна нормальное функционирование организма человека и его функционирование в миреназывается жизнедеятельностью. Она представляет сферу удовлетворения комплексафизиологических потребностей. Действительно, у человека биологическаяжизнедеятельность остается материальной базой, на которой выстраивается зданиесоциокультурной деятельности.
Деятельность людей всегда протекает на базе созданныхранее объективных предпосылок и определенных общественных отношений, поэтомуона и носит конкретно-исторический характер, представляя собой способсуществования данной социальной реальности и выступая как цель и потребностьжизни. Деятельностный подход предполагает исследование «человеческого мира» какмира деятельности в единстве всех аспектов ее развития и осуществления, вединстве ее сущностных сил и их конкретно-исторических проявлений существованияобщества и индивидуального человеческого существования.
Человек и общество — не простаяприбавка к эволюции природы, не ее продолжение. Он — аккумулят своейсобственной деятельности, заменившей эволюцию природы историей общества.Благодаря деятельности, практика человека создает надприродную форму,«вторую природу». В этом смысле деятельность есть выражениенадприродной сущности человека.
Понятие «труд» и«деятельность» нередко употребляются как однозначные. Действительно,в большинстве случаев различие между трудом и деятельностью несущественно.Можно сказать, что деятельность — это более широкое определение труда, а трудодин из видов деятельности, определяющий все ее другие виды. Определяя в«Капитале» труд как «прежде всего, процесс, совершающийся междучеловеком и природой...» Маркс подчеркивал, что труд есть целесообразнаядеятельность для созидания потребительных стоимостей… вечное естественноеусловие человеческой жизни".
Человеческая деятельность, каксоциально сформировавшаяся и культурно организованная активность, имеет в своейоснове разделение действующего лица и предмета действия, т.е. субъекта иобъекта. Человеческая деятельность может быть определена как активностьсубъекта, направленная на объекты или на других субъектов, а сам человек долженрассматриваться как субъект деятельности.

/>/>/>4. Структурачеловеческой деятельности
Понимание деятельности как особого видадействительности означает, что практика заключается в воздействиидействительности «в форме деятельности» на
действительность «в форме объекта», асубъект деятельности включен в качестве специфического фрагментадействительности (по И.С. АлексеевуАлексеев И.С. Деятельностнаяконцепция познания и реальности // Избранные труды по методологии и историифизики. М., 1995).
Человеческую деятельность большинство философоврассматривают как активность субъекта, направленная на объекты или на другиесубъекты, сам же человек чаще всего рассматривается как субъект деятельности.Исходным моментом в их теоретическом анализе являются субъект – объектныеотношения, в связи с тем, что «не существует субъекта без объекта иобъекта без субъекта». Основанием выделения указанных форм деятельностислужат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом.
— Субъект как носитель активности (индивид), а такжегруппы субъектов.
— Причина, порождающая деятельность и её основа –потребность.
— первопричина потребности – интерес. В нем отражаетсясоциальное положение человека, неравенство людей. Интерес объединяет людей всоциальные группы.
— мотив как необходимый элемент деятельности. Человек,оценив свои интересы и возможности, делает выбор. Таким образом, мотив — причина, определяющая направление деятельности человека. Одна и та жепотребность может быть удовлетворена разными путями, а одному мотиву могутсоответствовать разные цели. Таким образом, расхождение результата с намеченнойцелью может иметь мотивационную основу.
— цель – предвосхищение результата, итог действиястимуляторов деятельности. Показателем важнейших характеристик цели являетсяотношение к средствам. Но, возникнув, цель сама становится основойдеятельности, как закон определяет способ и характер действий. Поэтому можновыделить с одной стороны процессы целеполагающей деятельности, когда целиобуславливают средствами, с другой – процессы целесообразной деятельности, прикоторой цели направляют анализ, выбор и созидание средств.
— средства человеческой деятельности – совокупностьфакторов используемых субъектом для воздействия на объект.
— объект (предмет) – то, что подвергаетсяпреобразующему воздействию. Цель может оказаться беспредметной, еслизаключающийся в ней образ предмета – утопия, вымысел. Такая цель принципиальнонедостижима. Например, идея создания «вечного двигателя» противоречит законусохранения энергии и неосуществима.
— результат – реализованная цель.
Достижение успеха в деятельности требует от субъектавнимания к каждому элементу процесса деятельности.
В книге «Человек и его потребности»Бережной Н.М. пишет, что «деятельность человека может быть представлена какбесконечный процесс преобразовательного отношения человека к миру, процесс,состоящий из многих актов, каждый из которых имеет начало, середину и конец.Такой подход создает возможность судить о степени завершенности, как отдельногоакта, так и определенной совокупности актов деятельности, равно как и о степенизрелости того или иного субъекта деятельности в решении практических задач.Если деятельность применяется без четкого ограничения в пространстве и времени,то акт деятельности фиксирует начало, середину и конец деятельности».
Структура акта деятельности вразвернутом виде включает следующие элементы: субъект (отдельный индивид,группа людей или общество в целом), цель, средство, предмет, действие,результат.
Цель — это идеальный образ желаемогобудущего; то, чего человек хочет достичь. Цель, целеполагание — исключительночеловеческое качество, средоточие субъективного мира человека. Само по себеполагание цели превратится в пустую мечту, если избранная цель не обеспеченасредствами.
Средство — это момент объективности(реальности) в акте деятельности. Под определенность средства попадает все то,что существует в качестве реального феномена независимо от сознания субъектадеятельности. Это — орудия труда, физическая сила, жизненный опыт и трудоваяквалификация субъекта, его способности, та сумма знаний, которой обладаетсубъект деятельности. Вместе с тем средство становится таковым не само по себе,а лишь, будучи вовлеченным в акт деятельности и определенным через цель.«Средство, — писал Гегель, -именно есть то, что ничего собой непредставляет само по себе, а есть лишь ради другого и в этом другом имеет своеопределение и свою ценность».
Взаимоопределяемость цели и средства- важнейшее условие успешной деятельности, условие гармонического развитиячеловека. Те жизненные коллизии и противоречия, которые так часто встречаются виндивидуальной жизни, не в последнюю очередь обусловлены дисгармонией цели исредства, ибо, как писал Маркс, «цель, для которой требуются неправыесредства, не есть правая цель».
Предмет деятельности — то, на чтонаправлена деятельность субъекта. Это — как стихийные силы природы(землетрясение, наводнение, оползни и т. д.), так и профильтрованные первичным трудомматериалы природы (железная руда, лес, поступающий на лесопилки, рыба,выловленная в море и направленная на перерабатывающие комбинаты и многоедругое), а также человек как предмет воспитания и обучения.
Действие — кульминация преобразованияпредмета в соответствии с намеченной целью. Это наиболее напряженный момент,требующий средоточия интеллектуальных и физических сил человека, такоевзаимодействие субъективного и объективного компонентов деятельности, котороедетерминирует (причиняет) результат деятельности.
Завершающим моментом деятельностиявляется результат. В результате деятельности угасает, опредмечивается,осуществляется истинность поставленных целей. В результате обнаруживается нетолько выполненная цель, но и нежелательные «дополнения» к цели, инередко эти «дополнения» по своему отрицательному значению превышаютценность выполненной цели. (БережнойНМредДиденкоВДЧлк и его потребности)

/>/>/>5. Деятельностный подход в психологии
Деятельность в психологии — понятие, характеризующеефункцию индивида в процессе его взаимодействия с окружающим миром. Психическаядеятельность – это специфическая для живой системы связь с окружающим,регулирующая и контролирующая взаимоотношения между организмом и средой.Психическая деятельность побуждается потребностью, направлена на предмет ееудовлетворения и осуществляется системой действий; предполагает наличие уорганизма психики и вместе с тем составляет основное условие ее возникновения иявляется движущей силой ее развития. Следует различать элементарную и высшуюформы психической деятельности. Первая характерна для животных: она заключаетсяв инстинктивном (Инстинкт) приспособлении организма к окружающему. Вторая,вырастая из первой, видоизменяя ее, составляет исключительное достояниечеловека. Специфической особенностью высшей формы такой деятельности являетсясознательное преобразование окружающего. Она имеет общественный характер иопределяется общественными условиями жизни. Развиваясь, психическаядеятельность человека дифференцируется на внешнюю и внутреннюю. Перваяслагается из специфических для человека действий с реальными предметами,осуществляемых путем движений рук, ног, пальцев. Вторая происходит посредством«умственных действий», где человек оперирует не с реальными предметами и непутем реальных движений, а использует для этого их мозговые динамическиемодели. Внутренняя деятельность планирует внешнюю; она возникает на основевнешней и через нее реализуется. Разделение труда влечет за собой выделениепрактической и теоретической форм деятельности человека. В зависимости отмногообразия потребностей человека и общества складывается и многообразиеконкретных видов деятельности людей, каждый из которых обычно включает в себяэлементы и внешней, и внутренней, и практической, и теоретической деятельности.(Философский словарь/ Под ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.)
Деятельность бывает разных видов: материальная идуховная, коллективная и
индивидуальная, интенсивно-продуктивная (творческая) иэкстенсивно-репродуктивная. В любом случае речь идет о сложной иерархическойсистеме действий и операций, которые далеко не всегда определяются явнообозначаемыми субъектом целями и установками. Внешние процессы с вещественнымипредметами в этой системе преобразуются в процессы, протекающие в умственномплане (т.н. интериоризация), а мышление с этой точки зрения можно понимать какрезультат интериоризации практических действий (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия).
Теория деятельности в психологии — это системаметодологических и теоретических принципов изучения психических феноменов.Основным предметом исследования признается деятельность, опосредствующая всепсихические процессы. Данный подход начал формироваться в отечественнойпсихологии в 20–е годы ХХ века. В 1930–е годы было предложено две трактовкидеятельностного подхода в психологии — С.Л. Рубинштейна (1889–1960), которыйсформулировал принцип единства сознания и деятельности, и А.Н. Леонтьева (1903–1979),который совместно с другими представителями Харьковскойпсихологической школы,разработал проблему общности строения внешней и внутренней деятельности.
Рубинштейн и Леонтьев разрабатывали теорию параллельнои независимо друг от друга. При этом они опирались на труды Л.С. Выготского ина философскую теорию К. Маркса, поэтому в их работах много общего. Базовый тезис теории формулируетсяследующим образом: не сознание определяет деятельность, а деятельностьопределяет сознание.
На основе этого положения в 30-х годах Рубинштейнформирует основной принцип: «единство сознания и деятельности». Деятельность —это совокупность действий, направленных на достижение целей (по Рубинштейну).Психика и сознание формируясь в деятельности, в деятельности и проявляются. Деятельностьи сознание — это не две разные стороны обращенных аспектов, они образуюторганическое единство (но не тождество).
С.Л. Рубинштейн пишет о том, что субъект не стоит “за”своими деяниями, не в них выражается и проявляется, а в них порождается. Субъекттождественен со своими деяниями, “… существуя не помимо и вне их, а в них,… субъект, определяясь своими деяниями, этим самоопределяется” (Рубинштейн,1997, с. 154). Деятельность не является совокупностью рефлекторных реакций навнешний стимул, так как регулируется сознанием. Сознание рассматривается какреальность, которая не дана субъекту непосредственно для его самонаблюдения.Сознание может быть познано лишь через систему субъективных отношений, в томчисле через деятельность субъекта, в процессе которой субъект развивается.Леонтьев уточняет положение Рубинштейна: «Сознание не просто проявляется какотдельная реальность, сознание встроено и неразрывно связано с ним».
/>/>/>6. Деятельностныйподход в философии
Деятельностный подход в философии– это философская концепция, придающая деятельностиболее фундаментальный онтологический статус, нежели констатация существованияотдельных объектов-вещей. Как объяснительный принцип в эпистемологии этотподход предполагает, что смысл понятий и человеческих представлений порождаетсяхарактером деятельности и представляет собой результат ее опредмечивания.
Деятельность представляет собой единство процессовопредмечивания и распредмечивания. Опредмечивание – процесс есть процессперевода знания, представленного в «форме деятельности», т.е.существующего как компонент в целостной системе деятельности, в материальныеформы (в «форму объекта»), в результате которого некоторая вещь,втянутая в орбиту конкретной деятельности, приобретает смысл и значение какэлемент человеческой активности. Распредмечивание, соответственно, есть процессперевода свойства вещи из свойства объекта в свойство деятельности. Когдахарактеристики деятельности, опредмечивающиеся в свойствах ее продуктов,начинают истолковываться как имманентно принадлежащие самим продуктам, внеучета природы и целей деятельности, то возникает феномен, известный как«товарный фетишизм».
Объектом изучения деятельностного подхода являетсясама деятельность как целое.
Однако, мы можем видеть и критический взгляд надеятельностный подход в статье В.А. Лекторского «Деятельностныйподход: смерть или возрождение?». Автор отмечает, что сегодня «деятельностнаятематика как в философии, так и в психологии утратила былую популярность» ивыделяет три группы обвинений в адрес деятельностного подхода.
Первая группа связана с отождествлениемдеятельностного подхода с соответствующими идеями К. Маркса, в результатечего распространившееся сегодня негативно-подозрительное отношение ко всему,что связано с именем К. Маркса и его философией, переносится и надеятельностный подход [№2, с. 56-57]. Эти обвинения, по мнению автора, основанына ложной предпосылке: в действительности К. Маркс предложил лишь одиниз вариантов этого подхода, который в нашей стране в силу конкретныхисторических обстоятельств был интерпретирован как единственно возможный.
Вторая группа обвинений обращает внимание на то, чтоконкретные теории деятельности, разработанные в отечественной философии,методологии, психологии (в частности, деятельностная методология Г.П. Щедровицкого,психологические теории деятельности А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина и др.),столкнулись с рядом проблем, которые, по мнению критиков деятельностногоподхода, не могут быть решены в рамках этих теорий, а предполагают выход за них.В плане перспектив подхода в целом подобная критика может быть весьмапродуктивной – если, как предлагает автор, различить деятельностный подходкак исследовательскую программу – и конкретные теориидеятельности (философские, методологические, психологические), созданные в его(ее) рамках. Развитие, трансформация, переинтерпретация последних и даже отказот них сами по себе не только не означают отказ от деятельностного подхода какрамки, но, наоборот, указывают на его новые возможности.
Третья группа обвинений исходит из того, чтодеятельностный подход предполагает очень узкое понимание философии,которое было возможно тогда, когда наши исследователи имели плохое представлениео современных философских концепциях, в то время как далеко не все из них(например, феноменология, неотомизм, философия Хайдеггера) разделяютдеятельностные идеи. Эти обвинения автор считает наиболее серьезными:ведь если они справедливы, то под сомнение ставится уже не конкретная версиятеории деятельности, а деятельностный подход в целом, и наша философия иметодология оказываются для мировой культуры чем-то «местечковым»,провинциальным, лежащим в стороне от «магистральных путей» ее развития.
Экологически и консервативно настроенные философыобвиняют деятельностный подход в антропоцентризме. При таком пониманиион оказывается следствием сциентизма, технократической установки напроектирование социальных процессов, а, возможно, и самого человека, порождаетвосприятие природы как простого ресурса человеческой деятельности. Подобноесамонадеянное «деятельностное» вмешательство, претензии на проектирование иконструирование всего и вся порождают следствия, ставящие под угрозусуществование природы и самого человека.
Однако по мнению автора, указывающего на возможностидругого понимания деятельности (не только в рамках идеала антропоцентризма,но и в контексте идеала коэволюции, взаимодействия ее естественных иискусственных компонентов, нового понимания проектности в культуре),«особенности современной экологической и социальной ситуации не только не ведутк отказу от деятельностной тематики, но, напротив, делают последнюю одной изсамых актуальных».
Обвинения представителей постмодернизма, сохраняющегоопределенную связь с деятельностным подходом, связаны с эффектом«расползания» деятельности: она приобретает фрагментарный и произвольныйхарактер, ее нормы становятся совершенно условными, а результаты не могутконтролироваться – поэтому проектировать деятельность бессмысленно. Самое жеглавное состоит в том, что такое понимание деятельности предполагает отсутствиеее носителя-деятеля (идея «смерти человека»): личность как агент действия,предполагающий наличие определенных ценностей, представлений о правах иобязанностях и ответственность за поступки, теряет смысл. Человек не можетрассматриваться как автор своих поступков, поскольку реагирует в основном всоответствии с теми системами коммуникации, в которые он оказался случайновтянутым, его сознание оказывается «перенасыщенным» и «фрагментированным».
В ответ на это В.А. Лекторский, ссылаясь на идеи В.В. Давыдоваи концепцию Р. Харре (который, в свою очередь, пытается соединить идеи Л.С. Выготскогои Л. Витгенштейна), указывает, что вполне мыслимы «культуры и формыдеятельности (и соответствующие им формы коммуникации), при которых индивидможет участвовать как агент в коллективной деятельности и вместе с тем необладать Я и внутренним миром как субъективно сознаваемым».
Общий вывод автора состоит в том, что деятельностныйподход в современных условиях не только возможен, но и весьма перспективен.Однако его развитие менее всего может быть понято как простое навешиваниетермина «деятельность» на разнообразные феномены (т.е. как формальнаяонтологизация), а, напротив, предполагает переосмысление и пересмотрпредставлений, связанных с самим деятельностным подходом
Основным, центральным вопросом философии принятосчитать вопрос об отношении бытия и сознания. Началом открытия человеком бытия,реального существования мира является его чувственность, которая лежит в основевзаимодействия человека и окружающего мира. Контакт двух реальностей лежитчерез чувства человека, которые представляют его психическую деятельность, ужена этом этапе преобразующую и внутренний мир человека, и окружающий мир.«Общение с другими сущими, взаимодействие с ними осуществляетсяпосредством деятельности человека и его сознания, в регуляции этих действийпосредством сознания». Деятельность понимается как всесторонний процесспреобразования человеком окружающей социальной, природной реальности, самогосебя в том числе. Вместе с тем это и взаимная деятельность двух субъектов,взаимодействие свободно участвующих в процессе равноправных партнёров, каждыйиз которых изменяется в результате общения. Деятельность выступает как сила,воспроизводящая и изменяющая систему объективных и субъективных условий:общественных отношений, социальных институтов, а вместе с этим и систему,соответствующих им представлений, весь образ мыслей и жизни людей, самосознаниечеловека.
В самом широком философском смысле деятельностьозначает разносторонний процесс создания субъектом условий для своего иобщественного существования и развития, процесс преобразования социальнойреальности в соответствии с личными и общественными потребностями, целями изадачами. Причастность человека к миру осуществляется и через познание, и черездействие человека как овладение природой, поэтому деятельность выступает какспециальная основная форма соотношения субъекта и объекта, их диалектики.Величие человека, его активность проявляются не только в деянии, но и всозерцании, в умении постичь и правильно отнестись к Вселенной, к миру, кбытию. Природа – не только объект созерцания, не только продукт историичеловечества, но и не только материал или полуфабрикат производственнойдеятельности людей. Человек – конечное существо – включается в мир, в егобесконечное бытие в качестве бытия, преобразующего реальность, и в качествесущества, переходящего в форму идеального существования. Деятельность выступаеткак проблема изменения, преобразования бытия сознательно действующим существом.Можно сказать, идеальное бесконечное бытие включается в конечное – человека, ареально конечное включается в бесконечное. И одно и другое существуют в движении,в становлении, другими словами, в деятельности.
В отношении деятельности можно говорить о ее целях,средствах, собственно процессе (деятельности) и результате. Основные целидеятельности лежат вне сферы самой деятельности. Они находятся в области человеческихидеалов, мотивов и ценностей. Если конечный результат деятельности совпадает ссознательно поставленной целью, то деятельность можно охарактеризовать какрациональную. Между тем в определенном смысле деятельность носит безличный,предметный и системный характер.
С точки зрения деятельностного подхода сознаниеконструирует онтологию, приписывая миру те свойства, которые как бы заданыдеятельностью и/или не противоречат самой возможности предстоящей деятельности.
Схема, предложенная Каганом, с нашей точки зрения,наиболее полно раскрывает место категории деятельности в сопоставлении сдругими категориями.
/>
Человеческую деятельность большинство философоврассматривают как активность субъекта, направленная на объекты или на другиесубъекты, сам же человек чаще всего рассматривается как субъект деятельности.Исходным моментом в их теоретическом анализе являются субъект – объектныеотношения, в связи с тем, что «не существует субъекта без объекта иобъекта без субъекта». Основанием выделения указанных форм деятельностислужат цели, преследуемые субъектом во взаимодействии с объектом.
В контексте деятельностного подхода познание можнопредставить как процесс, когда на его начальном этапе деятельность субъекта иобъекта противоположны, причем объективность (природы) означает не более, чемее объектность. В ходе собственно познания осуществляется погружение вобъективность; субъект снимает свое отчуждение от объекта, поскольку основнойего целью своего рода слияние с объектом. Мера совпадения субъективного иобъективного есть не что иное, как мера познания объективной истины. Если впроцессе познания знание существует в «форме деятельности», торезультат познания должен быть представлен в «форме объекта», т.е. втом виде, когда воздействие деятельности на объект (объективное) элиминируетсяиз конечного результата познавательной деятельности. Речь здесь идет о«вычеканивании» субъективности, сопряженной с конкретнойпознавательной деятельностью.
Таким образом, в качестве объяснительноготеоретико-познавательного принципа деятельностный подход предполагает, чтознание необходимого анализировать под углом зрения порождающих его структур иособенностей деятельности. (Опубликовано в журнале «Эпистемология ифилософия науки»,2007, Т.XIII, № 3. с. 144 – 146. В.А. Бажанов)
/>/>7. Методологическиефункции деятельности
В контексте собственно научного познания можно выделить,как минимум, пять разнородных толкований категории деятельности, которые Э.Г.Юдин рассматривает в качестве ее основных функций, определяя деятельность как:
объяснительный принцип — понятие,выражающее универсальное основание человеческого мира;
предмет научного изучения — т.е. нечторасчленяемое и воспроизводимое в теоретической картине определенной научнойдисциплины (социологии, психологии, педагогике, лингвистике и др.);
в последнее время выступает как предмет организации и управления — то, что подлежиторганизации в систему функционирования и/или развития;
предмет проектирования — т.е. выявлениеи разработка способов и условий реализации определенных (новых) видовдеятельности;
ценность — имеется в виду ее место и смысл в различных системахкультуры.
Данный перечень, по словам В.И. Юдина, не исчерпываетвсего многообразия возможных функций деятельности, важным является показатьстоящее за каждой функцией предметное содержание, показать их различие ивзаимосвязь, и, главное – разновременность их появления в историческом контекстев качестве особых объектов теоретического анализа. Так, в психологии категориядеятельности выполняет две методологические функции: деятельность как объяснительныйпринцип и деятельность как предмет исследования. В ряде исследований показано,что данные методологические функции деятельности выделены Л.С. Выготским приформулировании нормативных требований к построению и анализу психологическихтеорий. Согласно Л.С. Выготскому, в любой психологической теории должныприсутствовать следующие центральные моменты:
1) наличие общего объяснительного принципа;
2) наличие предмета исследования;
3) выделены единицы психологического анализа, входящиев концептуальный аппарат теории. Размерность единицы психологического анализазадает объяснительный принцип; единицу анализа можно использовать как индикаторскрытого объяснительного принципа теории.
/>/>/>8. Видыдеятельности
«Поскольку человеческая деятельность вбирает всебя и включает в снятом виде биологическую жизнедеятельность, унаследованнуючеловеком от его животных предков, нас не может не интересовать внутреннеестроение этой последней».
Если исходить из предположения об изоморфизме человеческойдеятельности и биологической жизнедеятельности, то можно говорить о том, чторазвёртывание биологической жизнедеятельности происходит в тех же четырёхнаправлениях, что и человеческая деятельность. В рамках нашего исследования мыне имеем возможности останавливаться на этом вопросе подробно. Наиболее полноэтот вид деятельности рассмотрен в работах М.С. Кагана «Человеческаядеятельность», Н.А. Тиха «Предыстория общества», Н.Ю. Войниса«Предыстория интеллекта».
Системный анализ деятельности предполагает выделениекритерия, который позволял бы рассматривать выделяемые виды деятельности какнеобходимые и достаточные подсистемы целостной системы деятельности. Этоткритерий, как уже говорилось выше, лежит в сфере субъектно-объектных отношений.Какие же ситуации возможны в этой сфере? Две первоначальные возможности,которые тут существуют, выражаются в том, что активность субъекта, направленнаяна объект, приводит либо к его изменению, преобразованию, трансформации, либосохраняет объект в целости и неприкосновенности. Во втором случаеобнаруживаются снова два возможных направления реализации активности субъект:она может вернуться к нему в виде информации о качествах объекта, объектобъективных связях, отношениях, законах реального мира, и может выразиться впридании объекту ценности, вернуться в виде информации о значении этого объектадля субъекта. Теоретически возможными, таким образом, оказываются три видадеятельности: преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентционнаядеятельность, как особый вид деятельности можно выделить общение./>/>/>/>/>/>/>/> 8.1Преобразовательная деятельность
Этот вид деятельности может преобразовывать различныеобъекты: природу, общество, человека. Преобразование природы может носить нетолько разрушительный характер, как акцентируют своё внимание некоторыефилософы, не только «переделку» природы под себя, но и«Жизнепоток природы – это движение для человека гармоник всего сущего,которые он может нарушить, а может и оптимизировать». При преобразованииобщества, которое может выступать как в революционно-разрушительных формах, таки в созидательных, изменяются социальные объекты: отношения, институты,учреждения, изменяется и сам человек. Преобразовательная деятельностьобеспечивает условия общей жизни людей, соответствующую качеству их жизни инфраструктуру.В плане преобразовательной деятельности человека хотелось бы остановиться натом случае, когда преобразовательная деятельность направляется индивидом насамого себя, на его «Я», с целью физического или духовногосовершенствования. «Саморазвитие человека связано с раскрытием всё болееглубоких возможностей для понимания себя и воздействия (взаимодействия) со всёбольшими объёмами реальности». Один и тот же человек выступает здесь и какобъект, и как субъект.
Основными типами преобразовательной деятельности,обусловленные различием её субъектов, являются, во первых, деятельность,имеющая индивидуальный характер (труд отдельного человека, занятия спортом идр.), во-вторых, деятельность, непосредственно осуществляемая той или инойгруппой (военная, коллективная деятельность), в-третьих, деятельность общества,взятого в целом.
Преобразовательная деятельность может осуществлятьсяна двух уровнях, в зависимости от реального или идеального изменения субъекта.В первом случае происходит действительное изменение наличного материальногобытия (практика), во втором случае происходит изменение объекта лишь ввоображении (словами К. Маркса, «практически-духовная»).
Преобразовательная деятельность может выступать как вформе производства, так и в форме потребления. В обоих случаях субъектовладевает объектом, только соотношение разрушительной и созидательной сторонычеловеческой активности оказывается разным.
Ещё одна плоскость дифференциации раскрывает различиемежду деятельностью творческой и механической (продуктивной и репродуктивной).Творческая деятельность может существовать как в вещной сфере, так и в сознаниичеловека, когда он активирует физические возможности своего тела, развиваетдуховные силы, свои возможности. Потребление тоже может быть творческим,оригинальным, открывающим новые способы использования продуктов производства, имеханическими, пассивно воспроизводящим сложившиеся формы потребления.
Совершенствуя, преобразуя окружающий мир, люди строятновую реальность, прорывают горизонты налично-данного бытия. Однако,подчеркивая активно преобразующее начало практической деятельности человека,необходимо помнить, что она определенным образом вписывает человека вматериальную действительность, объемлющую его и всегда выходящую за пределыактуальных возможностей ее практического освоения. Человек при всехперспективах и возможностях своей активной преобразовательной деятельностиостается в пределах бытия и не может не сообразовывать свою деятельность с егообъективными законами. Творческие конструктивные возможности преобразовательнойдеятельности в реальном мире всегда опираются на использование объективныхзакономерностей. Другими словами, подлинная эффективность человеческойдеятельности не только связана с удовлетворением субъективных интересов или потребностей,но и предполагает решение задач, обусловленных внутренними закономерностями тойреальной действительности, на которую эта деятельность направлена. Пониманиедиалектики человеческой активности по отношению к окружающему миру изависимости человека от этого мира, его вписанности в этот мир, егообусловленности миром является необходимым условием для осознания вытекающей изэтой диалектики ответственности человека в его практической деятельности передокружающим миром и перед самим собой./>/>/>/>/>/>/>/>8.2 Познавательная деятельность
Выделение основных форм познавательной деятельности итипов знания всегда находились в центре внимания философских исследований. Врамках нашей работы мы не можем подробно останавливаться на этой проблеме,поэтому ограничимся лишь общими замечаниями.
«Если деятельность субъекта не затрагиваетреального бытия объекта или изменяет его идеально, то лишь затем, чтобымысленно запечатлеть его подлинное бытие, проникнуть в его глубины, постичь егосуть». Познавательной можно назвать такую деятельность, в которойактивность субъекта, направленная на объект, не изменяет его, не разрушает и нереконструирует, а отражается им и возвращается к субъекту в виде знания об этомобъекте. «Познавательный образ является активным отражением окружающего мирав сознании человека». Любой объект познания выступает в качестве системыопределённой сложности, поэтому познание предполагает отражение егоцелостности, структуры.
Познавательная деятельность имеет своими объектами(как и преобразовательная деятельность) природу, общество, человека и самупознающую личность. Познание выступает на трёх уровнях: перцептивное познание(чувственно данное), повседневное познание (здравый смысл) и научное познание.Чувственные данные первичны в смысле данности, очевидности, они выражаютисходный контакт человека с реальностью. «Познавательная гипотеза…превращает „сырые“ чувственные данные в материал, из которогостроится образ действия». Практическое познание неотрывно от практическойдеятельности и сохраняет свои результаты в обыденном сознании людей в виде ихжизненной мудрости или практического опыта. Научное познание в историческомпроцессе отделяется от практики, оно стало самостоятельной и профессиональнойконкретной формой деятельности. Научное познание имеет и свои гносеологическиеуровни: уровни эмпирического и теоретического знания. Ни один из этих объектовне образует самодостаточную, независимую от других сферу знания. Это относитсяи к самому простому виду познания — чувственному восприятию
Что касается типологии познавательной деятельности,связанной с тем, кто осуществляет функцию её субъекта, то очевидно наличиеиндивидуальной и коллективной познавательной деятельности, не только в формесамопознания, но и в различных областях науки. На исходном этапе развитияпознания, когда оно выступало в роли мифов (как плодов совокупнойпознавательной деятельности многих поколений), субъектом познавательнойдеятельности являлось общество в целом.
Познавательная деятельность имеет свои разновидности.В сфере познания мы встречаемся с деятельностью производящей и потребляющей,одна из которых даёт новые знания, другая же потребляет их, т.е. усваиваетновые знания; потребление и производство имеют здесь, безусловно, духовныйхарактер. Различие между продуктивной и репродуктивной деятельностьюпроявляется как различие между исследовательской, приводящей к открытию новыхзаконов бытия, и деятельностью, которая «тиражирует», репродуцируетнаучные открытия, придавая им форму, доступную для массового восприятия.Безусловно, данная классификация имеет условный характер, так как«присвоение» знаний может быть также и продуктивным.
/>/>/>/>/>/>/>/>8.3Ценностно-ориентационная деятельность
Третьим возможным типом отношений субъекта и объектаявляется оценивающая или ценностно-ориентационная деятельность. Так же, как ипознание, она имеет духовный характер, но "…представляет собойспецифическую форму отражения субъектом объекта". Своеобразие её состоит втом, что она устанавливает отношение не между объектами, а между объектом исубъектом, даёт не только объективную, а объективно-субъективную информацию оценностях, а не о сущностях. Субъект осознаёт не только сами по себе вещи, ихсвойства и отношения, но их значимость для себя, для общества. Ещё С.Л. Рубинштейнуказал на двусторонность человеческого сознания, которое, с одной стороны,представляет собой "…познавательный снаряд, включенный в бытие иобращённый на него…", с другой стороны, "…оно не только отображение,рефлексия бытия, по и практическое отношение к нему данного индивида. Сознаниечеловека включает, поэтому, не только знание, но и переживание того, что в мирезначимо для человека в силу отношения к его потребностям, интересам ит.д.".
Ценностно-ориентационная деятельность, как ипознавательная, разворачивается на двух уровнях: на уровне обыденного сознания,где она тесно переплетена с практическим познанием, и на уровнеспециализированной теоретической деятельности, где она выступает в ролиидеологии или оценки. Несмотря на то, что ценностно-ориентационная деятельностьотличается от познавательной, они схожи в структурном отношении. Ценностноесознание располагает широким спектром форм: начиная с эмпирической оценкиединичных объектов и заканчивая теоретически-обощёнными оценочными суждениями ввиде абстрактных нравственных кодексов, норм, заповедей.
Объектами оценки могут быть природа, человек,общество, «Я» оценивающего субъекта. Эстетические, религиозныеценности связаны, чаще всего, с первым случаем, политические и правовые – совторым, нравственные чаще связываются с третьим и четвёртым случаем.
Ценностно-ориентационная деятельность выступает вформе производства, в форме потребления (усвоения). Здесь, также как и ввышеперечисленных видах деятельности, нельзя забывать о творчестве: созданииновых ценностей и систем ценностей./>/>/>/>/>/>/>/>8.4Коммуникативная деятельность или общение
В описанных выше реализуются все возможные типы связисубъекта и объекта. «Иначе обстоит дело с взаимоотношением субъектов; тутмы сталкиваемся с ситуацией истинно деятельной, а именно: с коммуникативнымвидом человеческой деятельности, которая играет огромную роль во всех трёхвыявленных нами видах деятельности, поскольку социальная природа человекаделает общение условием труда, условием познания, условием выработки системценностей». В чём же состоит своеобразие общения как особого видачеловеческой деятельности?
Общение – это практическая активность субъекта,направленная на других субъектов и не превращающая их в объекты, а, напротив,ориентирующаяся на них именно как на субъектов. Другими словами, акт общенияимеет место там, где человек, вступающий в контакт с другим человеком видит внём равного и подобного себе и рассчитывает на активную обратную связь, наобмен информацией, а не на одностороннее её отправление или снятие её собъекта.
Общение имеет структурное подобие сценностно-ориентационной деятельностью, которую тоже метафорически можно былобы назвать «общением». Особенностью же общения является реальноеинформационное взаимодействие, информационный обмен, фиксирующийся вматериализованном механизме знаков, тогда как в ценностном контакте«общение» субъекта и объекта носит только духовный характер.
Общение – это практическая деятельность, так какконтакты между людьми предполагают воплощение передаваемой информации в той илииной системе знаков, которые материализуют её, объективируют с целью передачиреципиентам. «В этом смысле весьма метким и точным нужно признатьсделанное Л.С. Выготским, а затем Б.Г. Ананьевым и А.Н. Леонтьевым сравнениероли знака в общении с ролью орудия в труде». Общение, таким образом,может проявляться на разных уровнях: физическом и психическом, материальном идуховном. Общение может осуществляться не только с другим человеком (людьми),но и с природой, с социумом, с самим собой, наконец.
Общение, в отличие от первых трёх видов деятельности,не может разделяться на потребление и производство (акт коммуникации –одновременно получение и отправление послания), не может быть творческим илирепродуктивным. Однако здесь существуют особые разновидности: прямое контактноеобщение, когда участники находятся «здесь и сейчас», и дистанционное,когда общающиеся разделены в пространстве или во времени и сам акт общенияосуществляется через посредство созданных людьми культурных объектов. Особенноярко и целенаправленно общение проявляется в искусстве, которое обладаетсвойством сближать людей разных эпох (восприятие художественного произведениякак соавторство) и стран.
Приведённый выше анализ выявил первоэлементы, изкоторых состоит человеческая деятельность и которые в чистом виде существуюттолько в теоретическом описании. В реальности все эти элементарные видыдеятельности выступают во взаимосвязи и взаимодействии. Схематически это можетвыглядеть так:

/>
Общение предстаёт как вид деятельности, опосредующийтри других, но ими же порождаемый и стимулируемый. Это значит, что четыреосновных вида человеческой деятельности образуют замкнутую систему, в которойкаждый вид связан с остальными прямыми и обратными связями, т.е. испытывает вних необходимость и ими же поддерживается и опосредуется.
festival.1september.ru/index.php?numb_artic=419748
9. Деятельностныйметод обучения
Концепцию “учения через деятельность” предложиламериканский ученый Д.Дьюи. (Дьюи Дж. Школа будущего. – М.: Госиздат. 1926 ДьюиДж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000) Основныепринципы его системы: учет интересов учащихся; учение через обучение мысли идействию; познание и знание — следствие преодоления трудностей; свободнаятворческая работа и сотрудничество.
Главное в деятельностном методе – это самадеятельность, деятельность самих учащихся. Попадая в проблемную ситуацию, детисами ищут из нее выход. Функция учителя носит лишь направляющий икорректирующий характер. Ребенок должен доказать право существования своейгипотезы, отстоять свою точку зрения.
Реализация технологии деятельностного метода впрактическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактическихпринципов:
1.  Принцип деятельности – заключается в том, что ученик,получая знания не в готовом виде а, добывая их сам, осознает при этомсодержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему еенорм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активномууспешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей.
2.  Принцип непрерывности – означает преемственность междувсеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик сучетом возрастных психологических особенностей развития детей
3.  Принцип целостности – предполагает формированиеучащимися обобщенного системного представления о мире.
4.  Принцип минимакса – заключается в следующем: школадолжна предложить ученику возможность освоения содержания образования намаксимальном для него уровне и обеспечить при этом его усвоение на уровнесоциально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5.  Принцип психологической комфортности – предполагаетснятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание на урокахдоброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогикисотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6.  Принцип вариативности – предполагает формированиеучащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватномупринятию решений в ситуациях выбора.
7.  Принцип творчества – означает максимальную ориентациюна творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимисясобственного опыта творческой деятельности.
Представленная система дидактических принциповобеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в соответствии сосновными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности,доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний,научности и др.). Разработанная дидактическая система не отвергает традиционнуюдидактику, а продолжает и развивает ее в направлении реализации современныхобразовательных целей. Одновременно она является механизмом разноуровневогообучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальнойобразовательной траектории; при условии гарантированного достижения имсоциально безопасного минимума (государственного стандарта знаний)
Очевидно, что традиционныйобъяснительно-иллюстративный метод, на основе которого строится сегодняобучение в школе, недостаточен для решения поставленных задач. Основнаяособенность деятельностного метода заключается в том, что новые знания недаются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельнойисследовательской деятельности. Учитель лишь направляет эту деятельность иподводит итог, давая точную формулировку установленных алгоритмов действия.Таким образом, полученные знания приобретают личностную значимость и становятсяинтересными не с внешней стороны, а по сути.
Деятельностный метод предполагает следующую структурууроков введения нового знания.
1.  Мотивация к учебной деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанноевхождение учащегося в
пространство учебной деятельности на уроке.
2.  «Открытие» нового знания
Учитель предлагает учащимся систему вопросов изаданий, подводящих их к самостоятельному открытию нового. В результатеобсуждения он подводит итог.
3.  Первичное закрепление.
Выполняются тренировочные задания с обязательнымкомментированием, проговариванием вслух изученных алгоритмов действий.
4.  Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используетсяиндивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания новоготипа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном
5.  Включение в систему знаний и повторение.
На данном этапе выявляются границы применимости новыхзнаний. Таким образом, в процесс обучения эффективно включаются все компонентыучебной деятельности: учебные задачи, способы действий, операции самоконтроля исамооценки.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Фиксируется новое содержание, изученное на уроке, иорганизуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.
Деятельностный аспект содержания обучения вдеятельностной модели обучения выражается в том, что содержание обучения естьдеятельность в связи с решением проблемы и деятельность коммуникации каковладение социальной нормой, вербальная деятельность и виды невербальногосамовыражения, т.е. учебный процесс представляет собой: взаимодействие, решениекоммуникативных (проблемных) задач.
Взаимодействие — одна из целостных и существенныххарактеристик обучения в контексте деятельностного подхода. Универсальностьэтой категории в том, что она представляет и описывает совместную деятельностьучеников, их общение как форму деятельности в качестве условия, средства, цели,движущей силы. Механизм подобного взаимодействия видится в сочетанииспособности не только действовать, но и воспринимать действия других. При этомречь идет о взаимодействии учащихся, как между собой, так и с педагогом.
Взаимодействие при этом есть способ бытия — общение испособ действования — решение задач. “Среда учения — деятельность,разнообразная по содержанию, мотивированная для ученика, проблемная по способуосвоения деятельности, необходимое условие для этого — отношения вобразовательной среде, которые строятся на основе доверия, сотрудничества,равнопартнёрства, общения” [Леонтьев А.А. Психологические аспекты личности идеятельности // ИЯШ 1978, №5]. Во взаимодействии “учитель — ученик”, “ученик — ученик” главная роль отводится принятию другого человека, группы, себя, другогомнения, отношения, фактов бытия. Понимание и принятие нацеливает надеятельность, а не на выяснение отношений, фокусирует внимание обучающегося напроблеме, на решении коммуникативных задач. Коммуникативная задача — проблема,требующая разрешения противоречия: ты знаешь — я не знаю, ты умеешь — я неумею, а мне надо знать и уметь (у меня есть потребность). Решениекоммуникативной задачи требует сначала сформировать потребность (например, ввиде вопросов), потом — как эту потребность реализовать. Субъект можетреализовать ее сам, может обратиться к другому. И в этом и в другом случае онвступает в общение: с самим собой или с другим. Ответы на вопросы решают задачуили выводят на новую задачу. Для организации учебной деятельности наибольшийинтерес представляют задачи интеллектуально-познавательного плана, которыеосознаются самим учащимся как жажда знаний, необходимость в усвоении этихзнаний, как стремление к расширению кругозора, углублению, систематизациизнаний. Это такая деятельность, которая, соотносясь со специфическичеловеческой познавательной, интеллектуальной потребностью, характеризуетсяположительным эмоциональным фоном, способствующим мотивации учащегося настойчивои увлеченно работать над учебной задачей, противостоя другим побудителям иотвлекающим факторам. Понятие учебной задачи является при этом одним изцентральных, в учебной деятельности такая задача выступает как единица процессаобучения. Согласно Д.Б. Эльконину, “основное отличие учебной задачи от всякихдругих задач заключается в том, что ее цель и результат состоят в изменениисамого действующего субъекта, а не в изменении предметов, с которыми действуетсубъект” [Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. – М.Институт практической психологии, Воронеж: НПО “Модек”. 1995]. Высшая степеньпроблемности присуща такой учебной задаче, в которой ученик: сам формулируетпроблему, сам находит ее решение, решает, самоконтролирует правильность этогорешения.  9.1Принципы как составная часть деятельностного подхода
Специфическими принципами деятельностного подходаявляются следующие:
· принцип субъективности воспитания;
· принцип учета ведущих видовдеятельности и законов их смены;
· принцип учета сензитивных периодовразвития;
· принцип со – трансформации;
· принцип преодоления зоныприближающегося развития и организация в ней совместной деятельности детей ивзрослых;
· принцип обогащения, усиления,углубления детского развития;
· принцип проектирования,конструирования и создания ситуации воспитывающей деятельности;
· принцип обязательнойрезультативности каждого вида деятельности;
· принцип высокой мотивированностилюбых видов деятельности;
· принцип обязательной рефлективностивсякой деятельности;
· принцип нравственного обогащенияиспользуемых в качестве средства видов деятельности;
· принцип сотрудничества приорганизации и управлении различными видами деятельности.
Деятельностный подход ориентируется на сенситивные периодыразвития школьников как на периоды, в которые они наиболее «чувствительны» кусвоению языка, освоению способов общения и деятельности, предметных иумственных действий. Эта ориентация обуславливает необходимость непрерывногопоиска соответствующего содержания обучения и воспитания, как предметного, таки одинакового, символического характера, а также соответствующих методовобучения и воспитания.
Деятельностный подход в обучении учитывает характер изаконы смены типов ведущей деятельности в формировании личности ребенка какоснования периодизации детского развития. Подход в своих теоретических ипрактических основаниях учитывает научно обоснованные положения о том, что всепсихологические новообразования определяемой осуществляемой ребенком ведущей деятельностьюи потребностью смены этой деятельности.
Специфика деятельностного подхода в воспитании иобучении заключается в преимущественной ориентации его на оказание помощивоспитаннику в становлении его как субъекта своей жизнедеятельности.
Основные задачи образования сегодня – не простовооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать у него умениеи желание учиться всю жизнь. Конструктивно выполнить задачи образования XXIв. помогает деятельностный метод обучения.
Список литературы
философия деятельность категория
1. Алексеев И.С.Деятельностная концепция познания и реальности //Избранные труды по методологии и истории физики. М., 1995.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предметпознания. Л.,1969.
3. Аристотель. Сочинения. В 4-х т.: Т.1./ Аристотель / Под. общ.ред. В. Ф. Асмуса. — М.: Мысль, 1976. – 550 с.
4. Артемьева
5. Бажанов В.А. // Эпистемология ифилософия науки,2007, Т.XIII, № 3. с. 144.
6. Бережной Н.М. Диденко В. Д Человеки его потребности
7. Беликов В.А Образование. Деятельность. Личность. М., Академия Естествознания, 2010
8. Давыдов В. В.О месте категории деятельности в современной теоретическойпсихологии // Деятельность: теории, методология, проблемы. М., 1990.
9. Давыдов В. В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
10. Дьюи Дж. Школа будущего. – М.:Госиздат, 1996
11. Дьюи Дж. Демократия и образование/ Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000
12. Каган М.С. Человеческаядеятельность. М., Политиздат, 1974 – 328с.
13. Калугина, Т.Г.Личностно-ориентированная дидактика. Теория и практика / Т.Г. Калугина. — Челябинск, 1998. — 87 с.
14. Коджаспирова, Г.М. Педагогическийсловарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю.Коджаспиров. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 176 с.
15. Краткий педагогический словарьпропагандиста / Под общ. ред. М.И. Кондакова, А.С. Вишнякова — 2-е изд., доп. идораб. — М.: Политиздат, 1988. — 367 с.
16. Лекторский В.А. Деятельностныйподход: смерть или возрождение? // Вопросы философии, 19.., №2.
17. Леонтьев А.Н.Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
18. Леонтьев А.А. Психологическиеаспекты личности и деятельности // ИЯШ 1978, №5
19. Маркарян Э.С. Системноеисследование человеческой деятельности. «Вопросы философии», 1972, №10
20. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения.М., 1956.
21. Педагогический словарь: В 2 тт. /Гл. ред. И.А. Каиров. — М.: Изд-во Академии пед. наук, 1960. — Т.1- 774 с.
22. Реан А.А. Психология и педагогика/ А.А. Реан, Н.В. Бордовская, С.И. Розум. — СПб.: Питер, 2001. — 432 с.
23. Российская педагогическаяэнциклопедия: В 2 т. / Гл. ред. В.В. Давыдов. — М.: Большая Российскаяэнциклопедия, 1993. — Т. 1- 608 с.
24. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание.М., 1997.
25. Сластенин В., Исаев И. и др.Педагогика: Учебное пособие
26. Словарь-справочник по социальнойпсихологии / Сост. В. Крысько. — СПб.: Питер, 2003. — 416 с.
27. Сурмава А.В Принципы рефлексивнойтеории деятельности. 1988-2003
28. Философский словарь/ Под ред. И.Т.Фролова. — 4-е изд.-М.: Политиздат, 1981. — 445 с.
29. Эльконин Д.Б. Психологическоеразвитие в детских возрастах. – М. Институт практической психологии,Воронеж: НПО “Модек”. 1995
30. Engestrom, V. Learningby expanding. An activitytheoritical aproach to developmental resarch. — Helsinki, 1987
31. http://festival.1september.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.