Гуманизм как этическая категория. Идеи гуманизма в произведениях башкирских писателей и философов
Ипатова Мария Егоровна
Руководитель Милосердова Светлана Юрьевна.
Уфа 2007.
План
Цель работы
Вступление
Эпоха возрождения и античная этика в гуманистических идеях
Гуманизм в новое время
Вопросы гуманизма в новейшее время
Идеи гуманизма в башкирской литературе и философии
Заключение
Список литературы
Цель работы
Важнейший социальный и моральный аспект анализа мировой цивилизации — положение личности в обществе. Какова степень ее экономической, политической и духовной свободы? Есть ли социальные условия для ее полноценного развития, реализации ее многообразных интересов и потребностей? Ответы на эти вопросы дают возможность определить уровень цивилизованности того или иного сообщества[1.198]. Каково влияние гуманистических идей на цивилизационное развитие? Я считаю, что гуманизм и цивилизация переплетаются друг с другом.
Изучая гуманизм, хотелось бы узнать насколько пронизаны не только работы философов различных времен и народов, но и как рассматриваются вопросы гуманизма в работах башкирских писателей и философов.
Вступление
Гуманизм (лат.humanitas-человечность) — мировоззрение антропоцентризма (характерного еще мышления и социальной практики античности в версиях Цицерона, именовавшего гуманистическим состоянием эстетически завершенной культуры и нравственной эволюции «подлинно» человеческого индивида, и Гая Юлия Цезаря осуществлявшего политику «милосердия»). Перманентно, т. е. постоянно, подвергающегося осмысленно и рефлексии в канонах целостных подходов ренессанса и более поздних философских систем. Эти каноны базируются на принципах: человек — высшая ценность общества; благо человека- суть (смысл, содержание) общественных отношений; человек имеет право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей; человек — творческая индивидуальность, вместилище творческой потенции. [2.17] (В узком смысле может трактоваться как определённое культурное движение Ренессанса, где происходит освобождение от духовного господства феодализма.) Термин гуманизма был введён в научно- просветительский оборот немецким педагогам Ф. Нитхаммером в 1808 году постулирует «высшую, самодостаточнную и самоосознающую значимость человека», в которой провозглашает и античеловеческим всем. Все это способствует его отчуждению и самоотчуждению; отвергает мысль приоритета идей и истин «Сверхчеловеческого» происхождения вреду феноменов потустороннего мира. Концепт Сверхчеловека был ориентирован на отказ от морали, обуздывающей подлинную природу человека.[3.257]
Эпоха Возрождения и античная этика в гуманистических идеях
Теоретики гуманизма в эпоху средневековья противостояли схоластам по вопросам содержания и направленности " чисто человеческого" образования, опираясь на авторитет мыслителей древнего Рима и древней Греции. Это можно показать по таблицам, где представлены частота упоминаний античных философов и философов эпохи Возрождения.
Таблица№1.
№ п/п
Добродетели человека
Частота упоминаний добродетелей
1
Мудрость
22
2
Справедливость
17
3
Мужество
15
4
Умеренность
16
5
Дружелюбие
3
6
Благородства
1
7
Скромность
1
8
Мягкость и ласковость в чувствах
2
9
Сострадание
1
10
Отзывчивость
1
11
Благодарность
1
12
Толерантность
1
13
Бескорыстие
1
14
Миролюбие
1
15
Уравновешенность
1
16
Общительность
1
17
кротость
1
18
Щедрость
1
19
Честолюбие
1
20
Смелость
2
21
Самообладание
1
22
Наслаждение
1
23
Благочестие
2
24
Человеколюбие
1
25
Сдержанность
1
26
Разумность
1
27
Способность познать красоту
1
28
Память
1
Эти добродетели часто упоминали философы: Сократ, Аристотель, Платон, Эпикур, Цицерон, Демократ, Зенон, Ксенократ, Полемон, Антиох и другие. Представители данного течения эпохи Возрождения и нового времени традиционно относит Данте, Петрарку, Боккачу, Леонардо да Винчи, Вала Эразма, Роттердамского, Бруно Бадена, Монтеня, Рабле, Ф. Бэкона, Мора, Цвингли, другие.
Таблица №2.
№ п/п
Добродетели человека
Частота упоминаний добродетелей
1
Человеколюбие
13
2
Свободолюбие
5
3
Справедливость
13
4
Рассудительность
6
5
Умеренность
6
6
Милосердие
3
7
Доброжелательность
5
8--PAGE_BREAK----PAGE_BREAK--
1
24
Толерантность
2
25
Чистоплотность
1
26
Целеустремленность
1
27
Определенность в поступках
1
28
Адаптивность
1
29
Благотворительность
1
30
Отзывчивость
1
31
Уравновешенность
1
То есть наблюдается сохранение тенденции философской мысли, фиксирующей повышенный интерес к отношениям между людьми, в которых философы видят основу как прогрессивного развития общества в целом, так и гуманистического развития отдельной личности.
Вопросы гуманизма в новейшее время
Философскую мысль Новейшего времени можно охарактеризовать, с одной стороны, как развивающуюся под знаком кризиса гуманизма, а с другой – как пребывающую в энтузиазме поиска и решений, выводящих общественное сознание из этого кризиса.
Для новейшего времени характерной стала тенденция глубочайшего разрыва между уровнем развития материальной и духовной сторон общества, чем в разной интерпретации размышляют Н.А.Бердяев, А. Швейцер, А. Камю и другие философы. Ритм социальной жизни, интенсивность труда, процессы урбанизации и миграции и множество других особенностей Новейшего времени не делают жизнь человека легче. Тем не менее, люди стараются сделать свою социальную реальность более гуманной, более соответствующей основополагающим чертам развивающейся человеческой сущности.
Французский философ Ж. Маритен рассматривает человека как сложную субстанцию, состоящую из двух простых – души и тела. Человек является одновременно индивидом и личностью.
Гуманизм приобрел практику «очеловечивания» и сопряженной тематизации всей совокупности общекультурных, образовательных, просветительных и социализаторских стандартов. ( Гипотезы и идеи «общечеловеческих ценностей», " человеческих качеств", и т.д.) Наряду с этим в 20 в. Идеология и теория прагматизма, центрируясь, в конечном счете, на идее многомерной (по целям, по мотивам потенциально достижимому объёму и процедурами интерпретации) обусловленности нашего познания природой человека, также выступает как одна из версий философского) в данном случае — методологического) гуманизм. В концепции экзистенциализма Сартра г. Трактуется как " Обречённость человека на свободу". Люди, будучи заброшенными, однажды в мир, отвечают за свои действия. Высокогуманистическую абсолютность свободы Сартр дополняет тотальностью ответственности. Г., по Сартру, — это интенция человека на уяснение, своеобычную декодировку своего подлинного потенциала и тем самым воссоздания самого себя. Достаточно нетрадиционную трактовку г. Осуществила постмодернистская философия в рамках концепции «сверхчеловека».
Идеи гуманизма в башкирской литературе и философии
Идеям гуманизма посвящено много литературы. Одной из моих задач является рассмотрение этой идеи в литературе и философии нашей республики.
Искусство уверенно вторгается в новые области человеческой деятельности, значительно расширяет художественные представления о мудром трудолюбивом башкирском народе.
Этот период развития нашего искусства характеризуется его зрелостью и возмужанием. Всё более выходят на художественную арену молодые таланты. С новых позиций подходят они к осмыслению драматического прошлого нашей страны, решительно выступают против любого догматизма и идолопоклонства. Извечные проблемы долга, нравственности, совести волнуют сейчас башкирских поэтов и писателей, художников и композиторов [1,3].
К примеру, можно рассмотреть двух известных писателей Рами Гарипова(1932-1977) и Мустая Карима(1919-2005), кто же они были?
В произведениях Мустая Карима и Рами Гарипова читаешь не только художественный текст, но и рассуждение о человеке, о природе, об обществе и об идеи гуманизма.
Рами Гарипов в своих поэтических рассказах выступал против лжи, лицемерия и ханжества. На протяжении всего творческого пути поэт предается философским размышлениям и задается вопросом о цели своей жизни и месте в ней. Его волнуют самые насыщенные, самые коренные и глобальные проблемы времени, которые изображает в поэме «Поколение» революционные действия 1917 года. Он изображает драматические события двупланово:
В нас звучит в два голоса тот год
Горестно надломленным кураем:
С одного конца стекает мед,
А с конца другого — кровь стекает.
Автор ведет игру контрастов сразу в положительном и отрицательном проявлении[1, 5].
Стихи Мустая Карима отличались естественностью, философичностью, мудростью, милосердием. Его поэзия задушевна и лирична. Но всегда на переднем плане говорит о самом важном: о нравственном облике нашего современника, о его духовной жизни, о высоте помыслов, о доброте, о том, что делает человек для других, для своего народа. А в поэтических размышлениях отчетливо звучит чувство ответственности. Автор всегда стремится к простоте и естественности. Нет громких слов и в стихотворении «Белое и черное», но, сколько смысла он вложил в эти строчки:
Цвет горя черен, черен, как земля,
Приходит, наши волосы беля.
Земля, она сама черным-черна,
Но белизну цветов поит она.
Коль одного гнетет беда,
Не говори, что вся земля седа. (Перевод И. Снеговой)
Мустай Карим объединил идеи своих трагедий (" В ночь лунного затмения", «Салават», «Не бросай огонь, Прометей»): " Во всех трех пьесах я пытался воплотить идею: раскрепощение человека, его духовное освобождение. В каждой из трагедий эта идея раскрывалась через характер героя по-разному: в пьесе " в ночь лунного затмения"- в плане личном, «Салавате»- в национальном, «Прометее» — в общечеловеческом[158].
Центральное место в творчестве Мустая Карима, несомненно, занимает Человек. Сам поэт об этом написал вполне определенно: " Из множества проблем современности, к которым обращается наше искусство, я хочу выделить три самые волнующие и животрепещущие6 это Человек и Мир, Человек и Земля (Земля в данном случае в смысле кормилицы), человек и его Среда или шире — Человек и Общество".
Поведение человека, по Мустаю Кариму, определяется не только его знанием (пониманием), но не в меньшей степени его отношением к миру, его идеалам, предпочтениями, уровнем нравственных критериев.
И одни из случаев военной жизни был представлен в очерке «Военные журналисты». В освобожденном городе Котовске один танкист из автомата расстрелял колонну немецких военнопленных и спокойно уехал на своем танке с места самосуда. Случай этот глубоко потряс поэта и он спрашивает: «Ради себя и ради Родины разве так мстят?». В этом вопросе поэта-педагога заложен глубоко гуманистический смысл: и к врагу отнесись так, чтобы не было потом стыдно никому за содеянное.
Мир Мустая Карима состоит из помощи и из дружбы. Помощь друг другу и человеческая дружба – эти педагогические понятия он не только широко пропагандировал, но и сделал их доминирующими принципами своих жизненных установок.
Многие строки поэта о взаимопомощи и дружбе вынесены им из детских воспоминаний или из рассказов старших и являются своеобразными свидетельствами той истинно гуманной обстановки, сложившийся вокруг поэта в его детские годы и примером живучести эффективности народной системы воспитания, т.е. этнопедагогики.
Молодежь-тот социальный слой, который является носителем не только всех противоречий, но и положительных свойств, идущих от поколения в поколения. И поэтому поэта глубоко волнует то, что современным молодым людям приходится вступать в жизнь в экстремальной ситуации. Дело в том, полагает педагог, что кризисная стратегия выживания не предусматривает иного вывода, кроме возможности «выплыть» любым способом или опуститься на «дно». В общественном сознании отсутствуют представления о середине – можно стать либо богатым, либо бедным, либо успешным, либо неудачником. И ищущая свое место «под солнцем» молодежь понимает это лучше, чем кто-либо. Представления современной молодежи — не ее злой умысел. Они порождены болезненным отсутствием промежуточных звеньев между властью и человеком в виде закона и права. Отсутствие правовых границ распространяется и на межличностных и межгрупповых отношений. Они попадают в плен симпатий или антисимпатий, обретают характер поиска выгоды, распространяющиеся в общественных местах, в том числе и в школе.
И нет сегодня целостной системы воспитания. Есть разовые мероприятия, которые никогда не создадут целостной систему воспитания. Уничтожив детские и юношеские общественные организации в школе, из воспитательной работы выдернули стержень.
Озабоченность Мустая Карима состоянием дел в современной школе близка и понятна широкой учительской и родительской общественности. Нужно государственное восприятие озабоченности нашего великого соотечественника и современника.
Педагогика поэта – это педагогика гуманизма. В его произведениях жизнь отображается во всем многоцветии народной истории и народной педагогики.
Так по праву можно было бы сказать обо всем творчестве Мустая Карима. На основе сравнительно-сопоставительного анализа не прийти к выводу, что идея духовного обновления человека, очеловечивания межличностных отношений, общечеловеческие проблемы – главные задачи, решаемые педагогом.
Заключение
Итак, проанализировав историю развития гуманизма в мире, можно сказать, что в каждом веке человек стремится к совершенству общения. Для этого создает много новых систем, написано работы о понимании и взаимопомощи между людьми, старается принять меры по перевоспитанию себя.
В работах башкирских философов и писателей можно увидеть стремление выделить самые светлые, добрые качества характера человека, которые они ценили в человеке.
Я думаю, что в 21 веке не смотря на войны и на вражду, люди научаться и добьются взаимопонимание, услышать друг друга, смогут объединятся разные народы и культуры для достижения общих и благородных целей, и теперь смогут помогать и доверять друг другу.
Список литературы
Боголюбов Л. Н. Человек и общество – М. Просвещение, 1999.
Валеев И. Педагогика Мустая Карима — У. Китап, 2003
Всемирная энциклопедия философии-М. Аст, 2001.
Мавлетова В.С. История и культура Башкортостана — У. ГУП «Уфимский полиграфкомбинат»,2003
Павлычко Д. Поэзия Мустая Карима. Киев, 1987.
Рыбин В.А. Гуманизм как этическая категория-М. Логос, 2004.
Сафуанов С. Литература послевоенного десятилетия – М., 1977.
Шафиков Г. Г. И совесть, и жертвы эпохи – У., 1991.