Границы философского знания
философия материализм идеализмгносеологический
Прежде чем определить «границы» философского знания и усомнитьсяили утверждать правомерность такой постановки проблемы, следует ответить на очереднойвопрос: «Что же делают философы, когда они работают? Астрономы наблюдаютдвижение планет, физиологи изучают строение и функционирование человеческогоорганизма и т.д. А философы?»
Попытаемся ответить на поставленный вопрос, опираясь на книгу Б. Рассела«Мудрость Запада». Все науки граничат с неизвестным, но, по мнению Рассела,«когда человек входит в пограничные области или заходит за них, он попадает изнауки в сферу умозрения». Таким образом, он полагает, умозрительнаядеятельность человека и есть философия.
Науки, по своей сущности, должны исходить из повседневногожитейского опыта и специальных экспериментов. Опыт же имеет свои пределы. Афилософской мысли присуще рассмотрение наиболее общих форм человеческого опыта.Другими словами, наука имеет дело с известными фактами, а философия – сумозрением.
Целью философии является не просто суммирование данных всех другихнаук, она стремится наиболее полно обобщить закономерности, открытые другиминауками.
Предметом философии являются всеобщие закономерности природы,общества, человека; отношения объективной действительности и субъективногомира.
Теперь определим «границы» между философским и научным знанием.
Соотношение философии и науки
1. Создав научную картинумира, человек смотрит на мир как бы через прозрачное стекло. Он строит картинумира, исключая себя самого. Ученый отвечает на вопрос: «Каковы законыобъективного мира?»
В философской картине мира человек смотрит как бы в зеркало.Философ отвечает на вопрос: «Кто я в этом мире?»
2. Ученый осуществляет функцию получения точного знания.Задача ученого – дать объективную картину мира.
Философ осуществляет функцию самоосознания. Задача философа – понятьсовременное сознание и его истоки.
3. Для науки главное – сформулировать такую теорию,истинность
которой можно подтвердить экспериментально.
Философ размышляет о том, что такое мир и какое место занимает вэтом мире человек.
4. Наука вырабатывает понятия математические, физические,химические.
Философия пытается выработать всеобщие понятия – категории.
5. Предметом науки является изучение необходимого дляполучения знаний о мире.
Философия предполагает свободный выбор предмета исследования.
Тем не менее существует взаимосвязь философии и частных наук.Философия формирует свои принципы и заключения на основе конкретно научногоматериала, создавая методологический фундамент. Специальные науки всегдануждались в философском осмыслении знаний, накапливаемых в процессе ихсобственного развития. Эту взаимосвязь глубоко осознавали выдающиесяпредставители всех областей научного знания. Они обращались к философскомуанализу как необходимому средству теоретического обобщения знаний конкретныхнаук. Многие из них являются одновременно выдающимися учеными и философамисвоего времени: Фалес, Эпикур, Демокрит, Аристотель – в античности; Р. Декарт,И. Кант, Д. Дидро, М.В. Ломоносов – в период Нового времени; в XX в. это А. Эйнштейн,Б. Рассел, В.И. Вернадский, К.Э. Циолковский и др.
На определенном этапе становления в философии преобладают признакинауки. Философия же как сложившаяся система знаний охватывает целый рядспецифических вопросов, на которые она призвана отвечать. Перед человекомвсегда вставали вопросы не только обыденно-практические, он пытался найтиответы на вопросы наиболее общие и глубокие, так называемые «вечные вопросыбытия».
♦ Что представляет собой окружающий мир и каково место в этом миречеловека?
♦ Что лежит в основе всего существующего: материальное или духовноеначало?
♦ Может ли человек познать окружающий мир?
♦ В чем смысл человеческой жизни, ее цель и ее ценность?
Человек размышляет о добре и зле, прекрасном и безобразном,свободе и справедливости и многих других вопросах человеческого бытия.
Каждая философская система имеет стержневой, главный вопрос,раскрытие которого составляет ее основное содержание и сущность. Так, дляантичных философов это вопрос о первоосновах всего существующего. Для Сократаосновной вопрос связывался с принципом «познай самого себя», для философовНового времени – «как возможно познание», для современного позитивизма – в чемсуть «логики научного открытия», некоторыми философами выдвигаются на первыйплан проблемы свободы, долга, смысла жизни и т.д. Для марксистско-ленинскойфилософии XX в. существовал основной вопрос философии, раскрывающийхарактер философского мышления: «Что первично: дух или материя, идеальное илиматериальное?» Другими словами, это отношение мышления к бытию, духа к природе,человека к миру.
Остановимся более подробно на проблеме гносеологическогопротивопоставления материализма и идеализма. Эти философские направлениявыделяют в зависимости от того, что выступает в них в качестве субстанции, т.е.основы мира. Тенденция к делению на указанные направления существовала с самогоначала развития философии. Немецкий философ XVII–XVIII вв. Лейбниц называлЭпикура самым крупным материалистом, а Платона – самым крупным идеалистом.Классическое же определение обоих направлений впервые было дано видным немецкимфилософом Ф. Шлегелем. «Материализм, – писал он, – все объясняет изматерии, а принимает материю как нечто первое, изначальное, как источник всехвещей. Идеализм все выводит из одного духа, объясняет возникновение материи издуха или же подчиняет ему материю».
Но не всякое философское учение можно безоговорочно отнести кматериалистическому или идеалистическому направлению. Существуют дуалистическиефилософские системы, рассматривающие материальную и духовную субстанцииравноправными началами подробнее см.: 5.2. Философское учение о бытии.
Материалисты признают первичнымэлементом материю, существующую вне и независимо от сознания, а сознание – вторичным,производным от материи. Идеалисты считают, что сознание предшествуетматерии и творит ее.
Философский материализм тесно связан с наукой, опирается на ееположения и выводы. Идеализм близок к религии, но не тождественен ей. Религияопирается на веру и религиозные чувства, идеалистическая философия обосновываетсвои положения рациональными средствами.
Следует отметить, что противоположность взглядов материализма иидеализма на то, какое начало, материальное или духовное, выступает субстанциейвсего существующего, не означает их принципиальной несовместимости в решениидругих вопросов. Тем не менее выделение этих традиций, безусловно являющеесяопределенной схематизацией, позволяет ориентироваться в многообразиифилософских учений, выявить их сущность и исходные позиции. Философские учения,которые, как правило, представляют собой ту или иную систему существенноразличаются, и далеко не во всех вопрос о субстанции мира является основным.
Философия, рассматривая мир в его единстве и целостности, строякартину мира, в отличие от специальных наук исключает детали и подробности,выделяя лишь наиболее общие свойства и связи.
С момента возникновения научного знания возникает и способвыражения этого знания – понятия, без которых наука существовать не может.
Понятия – это язык науки,который представляет собой информационно-знаковую систему для передачимысли.
Отдельные философские идеи, взгляды превращались в систему знанийо мире и, наконец, в целостное учение, теорию, науку, опирающуюся на всеобщиезаконы и принципы. Законы неразрывно связаны с принципами, составляющими основуорганизации мира как развивающейся системы. Философия опирается на принципыуниверсальной связи, единства и развития. На основании сказанного определениефилософии может быть следующим.
Философия – это знание обуниверсальных принципах и законах развития мира.
Чтобы ближе познакомиться с философией, нужно читать и размышлятьнад первоисточниками. Следует отметить, что многие философы оставили после себяпроизведения, которые восхищают людей не только глубиной философской мысли, нои блестящей литературной формой, например: Сенека «Письма к Луциллию», Платон«Диалоги», П. Абеляр «История моих бедствий», Ш. Монтень «Опыты», Ж.-Ж. Руссо«Эмиль, или о воспитании», А. Шопенгауэр «Афоризмы», А.Н. Радищев«Путешествие из Петербурга в Москву», О. Шпенглер «Закат Европы», Ф. Ницше«Так говорил Заратустра», А.Н. Толстой «Царство Божие внутри вас»,«Исповедь», Э. Фромм «Иметь или быть» и др. Рекомендуем вам с нимипознакомиться.
Правомерно поставить очередной вопрос: «Что дает изучениефилософии?» Обобщая сказанное, можно утверждать, что изучение философии воспитываеткультуру разумного мышления, дает возможность выбрать правильное решение,помогает отделять главное от второстепенного, раскрывать взаимосвязи междуразличными явлениями действительности, выявлять противоречия в окружающейдействительности и др.