Реферат по предмету "Экономика"


Формирование программ социально-экономического развития регионов России в условиях глобализации мировой экономики

Нехаев С.А., Президент cетевого холдинга«ВЭБ-ПЛАН Групп»
Реальная реализация крупных инвестиционныхпроектов и программ, возможна лишь в рамках конкретных региональных образованийРоссии и, по нашему глубокому убеждению, в рамках их программсоциально-экономического развития, так как:
любой инвестиционный проект или программаосуществляется в рамках экономической, правовой и организационной системырегиона (основываясь на федеральной вертикали) и не могут быть рассмотрены внесоциальной и экономической среды, его инвестиционной инфраструктуры;
инвестиционные и организационные проблемыпроекта или программы не могут быть разрешены вне поддержки региональныхвластей (в том числе и финансовой), вне использования законодательных иналоговых инструментов органов региональной власти;
корректно (в соответствии с требованиямиФедерального уровня) сформированные и принятые региональными законодательными иисполнительными органами субъекта Российской Федерации экономические,инвестиционные и социальные приоритеты могут позволить создать инвестиционнымпроектам не только необходимую поддержку (налоговые льготы, защита интересовинвестора), но и обеспечение гарантиями соответствующего уровня (регионального,федерального);
и, наконец, программы развития регионовмогут представить реальный механизм реформирования экономики региона и выходаего из общеэкономического кризиса.
Однако, разрабатываемые реализуемыесегодня программы социально-экономического развития регионов в соответствии сФедеральным законом Российской Федерации (№ 115-Ф3 от 20 июля 1995 года)«О государственном прогнозировании и программах социально-экономическогоразвития Российской Федерации на 1996-2000 годы, прогноза и концепциисоциально-экономического развития Российской Федерации на 1996-2000 годы»,Указом Президента Российской Федерации от 3 июня 1996 года № 803 «Обосновных направлениях региональной политики в Российской Федерации»Постановлением правительства Российской Федерации от 26 июня 1995 года № 594«О реализации Федерального Закона о поставках продукции для федеральныхнужд» (которым утвержден «Порядок разработки, утверждения иреализации федеральных целевых программ Российской Федерации имежгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация»)имеют ряд недоработок, методологических просчетов, не позволяющих оптимальноиспользовать финансовый, ресурсный и организационный потенциалы региона,возможности всего спектра существующих инвестиционных механизмов, технологий иинструментов, а значит не могут реально способствовать привлечению в региондополнительных инвестиционных ресурсов и не могут использовать внебюджетныеисточники финансирования региональных программ. Такие наши выводы основываютсяна следующих недостатках существующих подходов:
отсутствие единой методологической иметодической базы при разработке региональных программ и их концепций;
отсутствие учета в процессе разработки иреализации программ социально-экономического развития процессов глобализациимировой экономики и необходимости интеграции в последнюю региональных экономикРоссии;
распределительный принцип построенияпрограммы, основанный исключительно на внутренних источниках финансовыхресурсов;
низкий методический уровень анализа,планирования и прогнозирования регионального бюджетного процесса, региональныхрынков, проводящихся без учета фактора обеспечения экономической безопасностирегиона;
отсутствие системного подхода вформировании законодательной базы развития региона (согласованной стребованиями федеральных органов власти и международных инвестиционныхинститутов), организационной инфраструктуры реализации программ, нахождениедополнительных источников их финансирования, эффективного использованиеимеющихся механизмов и инструментов инвестиционного рынка;
отсутствие увязки программ развитиябюджетообразующих предприятий, их инвестиционных проектов и программ синвестиционными и финансовыми региональными приоритетами и интересами, темболее тенденциями развития социальной сферы субъекта Российской Федерации;
отсутствие информационного сопровожденияпроцесса реализации программ социально-экономического развития (в том числе наоснове использования современных информационных технологий), созданияположительного имиджа программы как в регионе (для мобилизации внутренних ресурсов),так и за рубежом (для привлечения стратегических партнеров и потенциальныхинвесторов в экономику региона).
Совершенно очевидно, что для каждогосубъекта Российской Федерации, а сегодня и для каждого федерального округа, какк концептуальному подходу к разработке, так и методам, механизмам реализациипрограмм социально-экономического развития, необходим индивидуальный подход.Однако, методики создания таких индивидуальных экономических механизмов могут,да и должны, иметь общие закономерности, подходы и механизмы формирования,основанные на эффективном опыте, общеэкономической ситуации с государстве ирегионе.
Нами предпринята попытка разработкимодельной структуры программы социально-экономического развития региона,основанной на региональном бюджетном финансовом планировании, программном иинвестиционном подходе при обеспечении целевых региональных и межрегиональныхпрограмм реальными источниками финансирования (в том числе и внебюджетном) имеханизмами их практической реализации.
При разработке такой модели программы мыполагали, что стратегическими целями программы социально-экономическогоразвития любого региона Российской Федерации, в основном, являются:
обеспечение стабильного исбалансированного развития экономики региона на основе наиболее эффективногоиспользования его ресурсного потенциала, в том числе рациональногоприродопользования;
законодательное обеспечение программыразвития региона на основе гармоничной системы (по горизонтали и вертикали)законодательных региональных актов, дополняющих и конкретизирующих (для условийрегиона) федеральное законодательство, учитывающих требования международныхинвестиционных институтов. Такое обеспечение должно носить долговременный,стратегический характер, а нормативные акты быть взаимосвязанными и взаимодополняющими,целевыми и самодостаточными;
структурная перестройкаорганизационно-производственной инфрастуктуры региона (в соответствии стребованиями глобализации мировой экономики и интеграции информационных,финансовых и организационных технологий), достаточной для реализации целевыхрегиональных проектов и программ (основу которых составят проектыбюджетообразующих предприятий);
оптимизация использования регионального ифедерального бюджетов, территориального размещения и развития производительныхсил региона, административно-территориального деления региона на уровне районовс учетом наличия ресурсного потенциала, обеспечивающего самостоятельноеэффективное развитие;
обеспечение экономической и экологическойбезопасности и соблюдение финансовых интересов субъектов Федерации,эффективного участия организаций региона в реализации политики ПравительстваРоссийской Федерации в области структурной перестройки экономики и федеральныхцелевых программ;
повышение уровня социальной защищенностинаселения;
создание эффективной организационнойинфраструктуры программы, способной представлять интересы региона в федеральныхорганах власти, международных инвестиционных институтах, согласовывать(координировать) действия субъектов программ социально-экономического развития,учесть интеграционные процессы;
создание эффективного регионального,межрегионального и международного инструментария реализации региональныхпрограмм на основе привлечения значительных дополнительных инвестиционныхресурсов в мероприятия программы, региональные проекты;
формирование экономической основы местногосамоуправления и бюджетного федерализма.
На наш взгляд, программасоциально-экономического развития региона должна состоять из двух основныхблоков:
Стратегические цели и приоритетысоциально-экономического развития региона на долгосрочную перспективу(тридцать-пятьдесят лет).
Программа социально-экономическогоразвития региона на очередной плановый период (пять лет), которая иутверждается Правительством Российской Федерации в виде целевой региональнойпрограммы.
Реализация такого подхода позволит:
обеспечить преемственность исполнительнойи законодательных региональных властей в региональной политике по развитиюэкономики региона;
вынести из законодательных актов положенияо стратегических интересах регионов, имеющих принципиально-методологическоезначение (уставы регионов), гармонизировав (приведя в соответствие)региональное экономическое и инвестиционное законодательство;
гибко подходить к формулированиюэкономических и социальных приоритетов региона, основываясь на историческомопыте развития региона и адаптации их к конкретным этапам развитиярегионального социально-экономического планирования.
На основе вышеназванного, модельнуюструктуру региональной программы социально-экономического развития должныформировать следующие основные элементы:
1. Экономическое развитие региона. Оценкасостояния региональных рынков промышленных и продовольственных товаров,экспортного потенциала.
Кроме традиционного анализа состояния экономикирегиона, крайне необходимо проведение достаточно глубоких региональныхмаркетинговых исследований, как состояния рынков продукции и услуг,производимых в регионе, так и их импорта (и межрегионального). Такиеисследования позволяют:
а) определить: возможные масштабы ипотенциальные перспективы развития действующих производств и создания новых;задачи, связанные с межрегиональной асимметрией;
б) установить естественные (по отношению крегиону) монополии по продукции и услугам для формирования экономическихинтересов региона с точки зрения экономической безопасности;
в) оценить экспортный потенциал региона,возможности его развития и на этой основе выявить возможные объемы привлечениядополнительных кредитных ресурсов (например, на основе использованияэкспортного покрытия инвестиционных ресурсов — что является основныминвестиционным инструментом многих европейских инвестиционных фондов,ориентированных на российскую экономику);
г) определить круг потенциальных товаро- иуслуго- производителей, присутствие которых в регионе позволит заполнитьсоответствующие товарные ниши, сформировать региональные рынкипродовольственных и промышленных товаров;
д) сформулировать экономические интересырегиона в странах-экспортерах и импортерах продукции в регионе, определитьосновные направления международного инвестиционного сотрудничества истратегических партнеров (в том числе и на уровне зарубежных государств).
Глубина же такого регионального маркетингаопределяется поставленной администрацией региона задачей и наличием ресурсов напредпрограммные исследования.
2. Финансовая ситуация и бюджетныйпроцесс, финансовые интересы региона. Региональное финансовое планирование.
Реформирование региональной ифинансово-кредитной политики. Экономические приоритеты.
Основой построения структуры программысоциально-экономического развития региона, формирования механизмов еереализации является бюджетный процесс, его анализ, планирование ипрогнозирование развития, поскольку:
а) именно анализ состояния бюджетногопроцесса позволяет выделить бюджетообразующие предприятия, программы (в томчисле и инвестиционные), развитие которых и должны являться приоритетными дляадминистрации, должны обеспечиваться бюджетной поддержкой (в том числе ифедеральной) и составить основу региональных федеральных инвестиционныхпрограмм;
б) именно внедрение региональногобюджетного планирования позволяет управлять бюджетным процессом, а не надеятьсяна стихию его формирования. Методически и организационно этот вопрос достаточнопроработан;
в) планирование и прогнозированиерегионального бюджетного процесса дает необходимую базу для формированиясоциальных программ и планирования их ресурсной обеспеченности;
г) такой анализ дает возможность создатьсистему налоговых льгот и освобождений для бюджетно- и социально-значимыхпредприятий и их программ.
Результаты анализа социально-экономическойситуации в регионе, бюджетного процесса, а также региональный маркетинг должныпозволить определить экономические приоритеты и наметить пути обеспечения ихреализации в мероприятиях и целевых региональных программах, законодательных иадминистративных мерах.
Немаловажным обстоятельствомприоритетности бюджетного процесса в формировании программысоциально-экономического развития является то, что уже на его уровне проявляетсявозможность структурирования финансовых источников формирования бюджета(средства предприятий, местный и федеральный бюджет, другие источники) и, чтоглавное, оценить основные требования инвестора к организационному,законодательному, инфраструктурному обеспечению своих финансовыхтехнологических возможностей), механизмы доступа к его ресурсам.
Примером могут служить требованиямеждународных инвестиционных институтов к развитию региональногозаконодательства, банковского, аудиторского и страхового обслуживанияинвестиционных ресурсов кредитных линий (жилищный, лесной, экологический идругие займы Мирового Банка).
Среднесрочное и долгосрочное финансовоепланирование бюджета позволяет увеличить сроки действия налоговых льготинвесторам, которые зачастую принимаются только на текущий бюджетный год.
3. Социально-демографическая ситуация врегионе. Социальные программы и приоритеты.
Помимо общепринятых аспектов анализасоциально-экономического положения субъекта федерации: население (численность иполовозрастная структура, численность и структура семей, миграция ирасселение), уровень и образ жизни (основные источники и уровень доходов,покупательская способность, уровень и структура расходов и потребления),социальная инфраструктура (жилище, транспорт и связь наука, культура иобразование), социальное неблагополучие (безработица, забастовки, условиятруда, уровень престижа), принципиально необходимо в рамках программсоциально-экономического развития регионов отражать:
социальные приоритеты региона, чтопозволит в условиях дефицита бюджетных ресурсов сосредоточиться на основныхсоциальных проблемах, создать организационные, налоговые и законодательныестимулы их разрешения;
социальные нормативы, которые делаютвозможным планирование социального развития региона, оптимального использованияотчислений в бюджет при заключении тендерных соглашений, инвестиционныхконтрактах, создании крупных промышленных систем и объектов;
социальную региональную политику, каксистему первоочередных мер администрации регионов, обеспеченных ресурсами инаправленных на развитие и стабилизацию социально-экономического состояниярегиона;
систему адресных социальных (в том числе иинвестиционных программ), реализация которых возможна без привлечения бюджетныхресурсов, например, программа форсированного жилищного строительства прифинансировании Мирового банка, образовательные программы, поддерживаемыемеждународным грандовыми организациями и фондами, программы развитиярегиональных оптовых рынков промышленных и продовольственных товаров,корпоративно финансированная крупными товаропроизводителями и другимидостаточно многочисленными инструментами финансирования социальной сферы.Только в наших базах данных есть информация о 23 гуманитарных фондах,способствующих развитию демократии, достижения всеобщего согласия, созданиюдемократической инфраструктуры, о 17 фондах поддержки исследований иобразования, предоставляющей гранты размером от пяти тысяч долларов США дляподдержки исследований в различных областях наук, исследований по охранеокружающей среды, обмена опытом.
наличие достоверного анализа тенденцийсоциально-демографического развития региона позволяет потенциальным инвесторам,разработчикам и реализаторам программ развития региона прогнозироватьнаправления развития региональных рынков промышленных и продовольственныхтоваров, определять свои интересы и, несомненно, служит расширению кругапотенциальных инвесторов.
4. Финансовые и инвестиционные инструментыи механизмы. Мобилизация ресурсов для обеспечения бюджета и региональныхпрограмм. К развиваемым (помимо традиционных) региональным инвестиционныминструментам следует отнести:
организация траста активами региона;
гарантирование выкупа части вторичнойэмиссии (для закрепления управления и привлечения инвесторов);
бюджетные гарантии субъекта Федерации,акцептованные региональными, федеральными банками;
экспортное покрытие инвестиционныхресурсов в инвестиционные проекты и программы региона;
межгосударственные двухсторонние имногосторонние соглашения о технической помощи и целевому финансированию;
целевое финансирование международныхинвестиционных институтов и организаций программ российских регионов;
использование доли собственностиадминистрации региона и ее прав в качестве залогового фонда;
использование активов области дляорганизации выпуска областных облигаций за рубежом, вексельных займов, ADR GDRадминистрации;
создание субъектами Российской Федерациифинансовых мультипликаторов для привлечения дополнительных финансовых ресурсов;
проведение согласованной политики вотношении реструктуризации предприятий региона.
Механизмы реализации этих возможностейнеобходимо организационно и законодательно обеспечить, что можно и должнореализовать в рамках программы социально-экономического развития региона.
Вызывают интерес неиспользованные (илиредко используемые) региональные источники финансовых ресурсов:
омертвленный капитал на предприятиях(производственные фонды и площади);
земельные участки непригодные длясельскохозяйственного использования;
акции региональных предприятий,находящиеся в собственности государства;
расширение сферы услуг на основемалоэффективно используемой собственности.
На внешнем инвестиционном и финансовомрынках организаторы программы социально-экономического развития регионапроводят:
работу с крупными международнымиинвесторами (не только в области проектного финансирования на фондовом рынке,но и через систему муниципальных займов);
представление инвестиционного потенциаларегиона в виде открытых информационных ресурсов в Internet;
согласование мер по информационнойоткрытости объектов инвестиций, повышение доверия международных инвестиционныхинститутов к региональным гарантиям и инвестиционным инструментам;
выработку и реализацию новыхинвестиционных технологий (в том числе и в среде Internet), создание ихинфраструктурного обеспечения;
развитие новых форм сотрудничества сдругими регионами мира и России;
оптимальное использование существующихмеханизмов технической помощи двух- и многосторонних межправительственныхсоглашений;
программу международного межрегиональногосотрудничества.
5. Региональная законодательная инормативная базы
По результатам исследования потенциальныхисточников внебюджетных и инвестиционных средств, требований этих источников кнормативным и законодательным базам, исходя из опыта деятельности регионовРоссийской Федерации на инвестиционном рынке и наших разработок, выполненных вряде регионов России, в регионе должна быть проведена работа по корректномуприведению в соответствие с этими требованиями (с учетом экономическихинтересов региона и его специфики) законодательного обеспечения процессареализации программы.
На наш взгляд, законодательная база такжепредставляет собой гармоничную, сбалансированную многоуровневую системузаконодательных и нормативных актов.
Во-первых, эта система законодательныхактов должна быть согласована, взаимоувязана с федеральным законодательством(по вертикали), дополнять его, конкретизировать в условиях конкретных регионов.
Во-вторых, региональные акты должны бытьсогласованы между собой (по горизонтали), представляя самодостаточную систему,охватывающую сферы экономики, экологии, культуры, социальной и региональнойгосударственной политики, управления регионом, с верховенством устава области.
В-третьих, система региональногозаконодательства должна учитывать требования международных инвестиционных ифинансовых институтов, для аккредитации регионов при них и для участия вмеждународных проектах и программах.
В-четвертых, на основе основныхзаконодательных актов и для обеспечения их функционирования должна быть созданарегиональная нормативно-правовая база.
Возможно использование модельных формрегиональных законов, уже разработанных нашими специалистами: «О поддержкеинвестиционной деятельности», «О залоговом фонде», «Об уполномоченныхбанках и инвестиционных компаниях», «Об ипотеке», «Обинвестиционных аукционах, конкурсах, тендерах», «О разграниченииполномочий между органами власти РФ и Администрацией субъекта Федерации»,«О региональных агентствах содействия инвестициям» и другие.
Использование модельных форм региональныхнормативных и законодательных актов позволяет:
ускорить процесс их подготовки в условияхконкретных регионов;
обеспечить соответствие этих актовфедеральным законам и требованиям международным инвестиционным институтам;
унифицировать, а значит упроститьвзаимодействие инвестиционных институтов региона с потенциальными инвесторами.
6. Межрегиональное и международноесотрудничество и внешнеэкономическая деятельность. Использование экспортногопотенциала региона.
Одним из важных источников привлечениядополнительных инвестиционных ресурсов являются международные, межрегиональныесвязи. С одной стороны, расширение трех связей соответствует нынешнимпреобразованиям в России, тенденциям приобщения нашего государства кевропейским интеграционным процессам. С другой стороны, в государствах Европы идругих континентов наметилась тенденция делового сотрудничества с региональнымиструктурами, где более конкретны инвестиционные цели и задачи, короче путьпринятия организационных и административных решений. Кроме того, учитывая, чторазвитие межрегионального сотрудничества — один из путей к международномубезопасному и стабильному экономическому развитию, укреплениюгосударственности, в котором так нуждается сегодняшняя Россия, закономерно инеобходимо решать вопросы сотрудничества не только непосредственно междурегионами Российской Федерации, но и в рамках объединенной Европы.
По нашему мнению, возможности такогосотрудничества в ходе формирования и реализации программсоциально-экономического развития регионов и региональной инвестиционнойполитики и в привлечении инвестиционных ресурсов, сопоставимы с возможностями изначением развития малого бизнеса. Ведь если сферой региональных экономическихинтересов в рамках бюджетных, федеральных, региональных инвестиционных программявляются крупные (свыше 100 млн. долларов) и средние (от 10 до 100 млн.долларов) проекты и программы, то и международное межрегиональноеинвестиционное сотрудничество способно и предназначено для обслуживания«мертвой» инвестиционной зоны мелких проектов (менее одного миллионадолларов). Эта зона вне рамок интересов инвестиционных банков и компаний всвязи с значительными затратам, в то время как межличностные отношения,расширяемые в движении породненных городов дает возможность реальной реализациималых инвестиционных проектов, осуществлению технологического обмена,расширения рынка продукции региона.
Мы имеет практический опыт (спредставителями правительственных и деловых кругов Испании, Швейцарии) ворганизации взаимодействия стран СНГ, субъектов федерации России и региональныхисполнительных структур стран Европы, межбанковского сотрудничествауполномоченных региональных банков России, СНГ и европейских банков,государственных страховых компаний, обслуживающих инвестиционные ресурсыевропейских товаропроизводителей, непосредственно товаропроизводителей странСЭВ, субъектов федерации России и соответствующих европейских государств. Такоевзаимодействие (на различных организационных уровнях) целесообразноорганизовывать в целью реализации целевых государственных, региональных имежрегиональных программ (например, в области переработки сельскохозяйственнойпродукции).
7. Система управлениясоциально-экономическим развитием региона. Организационное и инфраструктурноеего обеспечение
Немаловажным вопросом реализуемостипрограммы является наличие профессиональной команды управления ею, котораяможет быть предоставлена тоже модельным (типовым) набором инфраструктурныхобразований. При этом инфраструктурные образования можно подразделить насозданные на территории Российской Федерации и за рубежом.
Учитывая уровень развития финансовой ибанковской инфраструктуры в Российских регионах, системный их кризис иневозможность с их помощью организовывать финансирование крупных, долгосрочныхпроектов и программ, именно финансовые институты, способные привлекать в региондополнительные ресурсы должны быть размещены за рубежом. Такое размещениепозволяет осуществлять построение финансовых мультипликаторов, создаватьвозможность размещения относительно дешевых ресурсов под обеспечение различныхинструментов и гарантий, различные уровни доходности и инвестиционных рисков.Понятно, что это должно быть системным, обоснованным шагом со сторонызаконодательной и исполнительной власти региона, под их непосредственнымконтролем. Иностранная часть организационной инфраструктуры региона должна бытьсоставной частью общей инфраструктуры, ее дополняющей и развивающей,обеспечивающей выполнение следующих функций:
представление региональных проектов ипрограмм западным инвестиционным институтам;
организация взаимодействия региональныхбанков с зарубежными банками и финансовыми компаниями;
поиск зарубежных стратегических партнерови потенциальных инвесторов;
освоение и адаптация к условиях регионановых инвестиционных технологий, механизмов и программ;
создание на западе привлекательного имиджарегиона как надежного делового партнера, емкого инвестиционного рынка,учитывающего и защищающего интересы инвестора.
На территории России должна быть созданаинфраструктура понятная и привычная иностранному инвестору, способнаякомплексно обслужить самого инвестора, его инвестиционный проект, региональныхсоискателей инвестиций, инвестиционные подразделения региональной администрации,а так же выполнять следующие функции:
продвижение программысоциально-экономического развития в федеральных органах власти;
оказывать информационные, консалтинговые,ипотечные, лизинговые и другие услуги инвесторам и региональным соискателяминвестиций;
координация деятельности региональныхинвестиционных институтов;
оптимальное использование существующихроссийских и иностранных механизмов и инструментария для привлечениядополнительных ресурсов.
Примером развитости организационнойинфраструктуры обслуживания регионального инвестиционного рынка служитрязанская область — инвестиционный холдинг «Ринвест», объединяющий КБ«Ринвестбанк», одноименную инвестиционную компанию, оценочную истраховую компании, информационный и рекламные центры, другие структуры,позволяющие комплексно обслуживать не только региональные и межрегиональныеинвестиционные программы, но и областные муниципальные займы.
В комплекс региональных программ поорганизационному обеспечения реализации программы развития региона входит ипрограмма кадрового обеспечения, основным задачами которой является:
организация системы повышения квалификациипереподготовки и стажировки персонала всех звеньев, занятых в реализациипрограммы развития региона;
организация управленческого консультирования.8. Информационно-рекламное и организационное сопровождение программысоциально-экономического развития региона, которое может быть выделено вотдельную региональную программу «Инвестиционный потенциал региона» — цельная и взаимосвязанная единой концепцией система информационно-аналитическихпроектов об экономической и инвестиционной ситуации в российских регионах, онаиболее привлекательных инвестиционных предложениях, деятельности финансовыхинститутов, коммерческих структур и других субъектов инвестиционного рынка, атакже об экономико-географическом, политическом, демографическом, экологическоми социальном положении.
Наиболее важным направлениеминформационного сопровождения программ социально-экономического развитиярегионов, являются проекты на динамично развивающемся рынке Internet-услуг.Такие проекты дают возможность посредством Internet создать единоеинформационное пространство, демонстрирующее потенциал региона, а также средуобщения, продвижения и реализации региональных проектов и программ.
В, так называемый «Инвестиционныйатлас региона», представляющий своеобразную региональную программупродвижения региона на российском и зарубежном инвестиционных рынках (в составепрограммы социально-экономического развития), по нашему мнению, должны входитьследующие основные элементы:
Информационно-рекламные теле, видео,печатные материалы о регионе, отраслях его хозяйства, фирмах, видныххозяйственниках и региональных политических деятелях;
ВЭБ-сервер региона, его информационныхресурсов в среде Internet, в том числе и система ИКАР" — инвестиционно-компьтерный атлас региона;
презентации региона в зарубежных регионах- стратегических партнерах, выбранных в результате анализа потребностей регионав технологическом оборудовании и его региональных экономических приоритетов;
целевые поездки представителей зарубежныхрегиональных администраций и деловых кругов, потенциальных инвесторов в регионыРоссии, организация и участие в выставках и ярмарках (в регионах России и зарубежом);.
9. Механизмы и инструментарий реализацийрегиональных программ социально-экономического развития регионов.
Комплекс целевых программ с единым целевымназначением, согласованными и взаимосвязанными мероприятиями позволяет создатьмеханизмы практической реализации программы социально-экономического развитиярегиона.
Опыт реализации федеральных и региональныхпрограмм в России за последнее десятилетие неосознанно создал банк данныхтиповых механизмов решений региональных проблем, в том числе и эффективных.Унификацией таких организационных решений — один из надежных путей созданиямодельного инструментария реализации программ социально-экономического развитиярегионов.
Необходимо и осознание того, что вусловиях глобализации мировой экономики, стирается грань между организационными,финансовыми, инвестиционными, законодательными, инфраструктурными механизмамиреализации программ. Они все более выступают в виде интегральных комплексоввзаимосвязанных и взаимозависимых решений.
Таким образом, программусоциально-экономического развития региона правильнее называть интегрированнойсистемой целевых программ развития региона, комплексно обеспечивающейразработку и реализацию системы ресурсно- и организационно обеспеченныхмероприятий развития различных элементов такой сложной социально-экономическойсистемы, которой является субъект Российской Федерации.
Список литературы
Для подготовки данной работы былииспользованы материалы с сайта www.finansy.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Организационно-психологические условия успешности адаптации молодого специалиста на промышленном предприятии
Реферат Анализ и повышение эффективности производственной деятельности Богородского почтамта УФПС Нижегородской области
Реферат Capitalism Socialism And The Essay Research Paper
Реферат Внутренняя симметрия Вселенной
Реферат А. Маршалл “Я умею прыгать через лужи”
Реферат Отчет по стоматологии
Реферат Кадриорг Дворцово-Парковый ансамбль 19 века
Реферат Exel
Реферат Шумер и Аккад древнейшая история
Реферат The Economy Today Essay Research Paper The
Реферат 1. Повідомлення теми І мети уроку. ( Слайд 1), ( Відеофрагмент)
Реферат The History Of Computers In America Essay
Реферат Symbolism In The Scarlett Letter Essay Research
Реферат Визначення основних характеристик персонального компютера за допомогою програмних засобів
Реферат Агрессия (в наиболее общем определении) это поведение, причиняющее ущерб