Реферат по предмету "Философия"


Георгий Конисский - философ XVIII века

ФИНАНСОВАЯ  АКАДЕМИЯ  ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ  РФ
                      КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
                      РЕФЕРАТ  НА  ТЕМУ :
               ГЕОРГИЙ КОНИССКИЙ — ФИЛОСОФ XVIIIВЕКА
      Выполнилработу                    Щербаков В.В.,студент
                                         Iкурса группы К-1-4
      Научныйруководитель               ИоселианиА.Д., доцент
                                        кафедры философии
 
                            МОСКВА — 1995
                         ПЛАН  РЕФЕРАТА :
                  Введение.
             I.Жизнь и деятельность Георгия Конисского.
            II.Философские взгляды Георгия Конисского :
                А). Деизм Конисского.
                В). Наука и религия.
                С). Теория познания.
                D). Этическое учение.
                  Заключение.
 
                   Использованная литература.
                 
                    ВВЕДЕНИЕ. 
Известно, что в XV-XVII веках в славянском миресовершается процесс усвоения и переработки гуманистических идей не менеезначительный, чем в Западной Европе. В этот период зарождается кризиссредневекового феодального мировоззрения, опиравшегося на религию и теологиюкак на своё идуйное основание. И уже в начале XVIIIвека в России сложились прогрессивные для своего времени идеи о ценностиобразования и науки. Особо прививается в России тех времён техническоеобразование, растёт интерес к военному делу, мореплаванию и строительству.Однако, в духовной жизни общества православная церковь продолжает сохранятьгосподствующее положение. Хотя по мере того как православная церковь обрастаетогромными владениями и превращается в одного из самых крупных«феодалов», несомненно, возрастают скрытое сомнение и возмущениенародных масс, испытывающих неимоверный гнёт. Общий кризис религии, наступающийс нарастанием антифеодального движения, особенно углубляют успехи естественныхнаук, в первую очередь астрономии, физики, биологии. Теология и наука, вера иразум — извечные противники, в XVII-XVIII веках они сталкиваются особенночасто. Церковь, ещё довольно сильная, не желает уступать своих позиций вобъяснении мира.
Развитие естественных наук в России привело к тому, что вотечественной философии первой половины XVIII века утверждается вера в силучеловеческого разума. Ученые делают решительный шаг к отмежеванию человеческогоразума от религии, требуют научно обоснованного и базирующегося на опытезнания. Церковь принимает такое отмежевание, допуская, что природа, Вселенная-- это книга, где бог показал своё величие, и люди обязаны его познать; другаясфера — мир социально-этических ценностей, область проявления божьей воли.Такое положение способствует внедрению в отечественную философию деистическойсистемы мира. Наука превращается в могущественную основу мировосприятия. Подвлиянием успехов естественных и точных наук в России идёт процесс изоляциинауки от религии. Этот процесс углубляется утилитарным отношением к знаниям, кнауке вообще. Делаются попытки создания русской философской терминологии сцелью приближения философии к широким кругам, с желанием сделать доступными и употребимыми классические философские понятия.
Философское наследие отечественных учебных заведенийпервой половины XVIII века убеждает в том, что каждый философский курс,преподаваемый в них, — продукт своей эпохи, вобравший в себя традиции иинтересы ряда поколений. Профессора философии (в том числе и Г.Конисский), составляя свои философские курсы, умелосочетали достижения предшественников и насущные требования своего времени. Одиниз создателей таких академических философских курсов — Георгий Конисский, профессор Киево-Могилянскойакадемии. На примере этого философа можно ознакомиться со взглядами и мыслями,характерными для того времени.
    I. ЖИЗНЬ ИДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО.
Григорий (Георгий) Конисскийродился 20 ноября 1717 года в городе Нежине на Украине. Отец его, Осип ИвановичКонисский, принадлежал к высшему казацкому сословию(и был даже нежинским бургомистром). Род Конисских в XVIII веке — это представители «новыхлюдей», которые в результате реформ Петра I получили перспективупродвижения по служебной лестнице, в связи с чем им предоставлялась возможностьувеличиватьсвои земельные владения (поддерживалиабсолютизм, постоянно соперничали с родовитой знатью).
 В 1728 годуодиннадцатилетним мальчиком Григорий поступает (очевидно, после окончанияначальной полковой школы) в Киево-Могилянскуюакадемию. Г.Конисский учился в академии во времена еёнаивысшего расцвета, когда здесь преподавали её лучшие выпускники, воспитанныена прогрессивных веяниях Нового времени,-- Стефан Калиновский, Сильвестр Кулябка, Михаил Козачинский, Симеон Тодорский. Профессора Академии широко пропагандируют идеипрогрессивных русских мыслителей-просветителей Антиоха Кантемира, ВасилияТатищева, Михаила Ломоносова. В 1743 году Конисскийзаканчивает полный курс Академии и попадает в число избранных выпускников — самых подготовленных и одаренных,-- такие каждый год пополняют преподовательский состав. Конисскийпостригается в монахи Братского монастыря, где получает духовное имя — Георгий(под этим именем он и вошёл в отечественную историю). Около 2 лет молодойиеромонах старательно и упорно готовился к преподавательской деятельности вродной alma mater. И в 1745году Конисский становится за профессорскую кафедру ичитает слушателям свой курс поэтики (в переводе с латинского — «Правилапоэтического искусства, почерпнутые из авторов,изучающих естество поэзии, кратко, с нужнейшими наблюдениями, собранные и впользу студенческой молодёжи изложенные и истолкованные в родной академии 1746года»). Конисский во многом следует положениямкурса поэтики Ф.Прокоповича, страстным приверженцем дел и мыслей которого онбыл на протяжении всей жизни.
В творчестве Конисского особоеместо занимает пьеса, которую он написал по традиции, существовавшей в академии,специально для праздника по случаю окончания курса поэтики. В этой драме авторвыходит за рамки чисто академического поучения; его призыв к праведной жизнипревращается в обличение существующих порядков. Здесь выразительно отраженытипичные черты общественной жизни того времени: жестокое национальное угнетениетрудового населения Украины и Белоруссии; захват казацкой верхушкой земельбедного казачества, осуществлявшийся с молчаливого согласия царизма исопровождавшийся произволом суда и беззаконием. Конисскийвыступает защитником обиженных и угнетённых, критикует несправедливостьпорядков, разоблачает злодеяния и взяточничество судей и чиновников, осуждаетугнетение и произвол помещиков и казацкой верхушки. В драме затрагивается инациональный вопрос, идея дружбы русского, украинского и белорусского народовзанимает центральное место. Конисский клеймит позоромпроизвол не только помещиков, но и духовенства. Тему критики католического иправославного духовенства он продолжает на протяжении всей жизни.
Дошедший до наших дней философский курс Конисского — яркое свидетельство того, что профессорзнакомил слушателей с философией античного мира, с борьбой основных направленийв средневековой философии, с учениями мыслителей Нового времени — Лейбница,Вольфа, Декарта, Гассенди, — с достижениями современной ему науки, в первуюочередь астрономии и физики. Основные положения философского курса Г.Конисского как раз и отражают сложную обстановкупереходного периода, борьбу новых идей со старыми авторитетами. Они являютсявыражением глубоких идейных противоречий своего времени, ярким свидетельствомкризиса феодально-религиозной идеологии, начинавшегося под давлениемрационализма и материалистических естественно-научных идей. Понимание Конисским задач философии как науки о земных вещах, очеловеке и его счастье сближает его с философами-гуманистами. К философскимучениям современности он подходит с требованиями, характерными для мыслителейНового времени. Новое время выдвигает требования простоты понятий и обоснованияпонятий эмпирическими данными, согласования мысли с опытом, тесной их связи.Теоретическое знание ориентируется на практику.
В 1755 году Георгий Конисскийстановится белорусским епископом и переезжает в город Могилев. Сам переезд Конисского в Белоруссию тесно связан с борьбой протившляхетско-католической экспансии. 14 октября 1754 года в Могилеве умирает главаединственной в тот период на территории Белоруссии и всей Речи Посполитой православной епархии архиепископ Иероним Волчанский. Борьба зазамещение могилевской кафедры приобретает серьёзное политическое значение.Упорное соперничество между католической и православной церквями закончилосьназначением главой православной церкви в Белоруссии Георгия Конисского,уже тогда широко известного своими антикатолическими и антиуниатскимиубеждениями. Оказавшись в вихре политической борьбы, тот развертывает активнуюобщественную деятельность. Несмотря на преследования и угрозы со стороныиезуитов и польского правительства (дело даже дошло до неоднократных покушенийна жизнь Конисского — такой одиозной фигурой былэтот человек), он выступает с проповедями, обличающими произвол католического иуниатского духовенства в Белоруссии. Проповеди отличались своей злободневностьюи служили оружием для прогрессивных сил в борьбе против национальногопорабощения, за сохранение и развитие родного языка и культуры. «ПроповедиГеоргия просты, и даже несколько грубы, как поучения старцев первоначальных; ноих искренность увлекательна. Политические речи его имеют большое достоинство»--так оценил деятельность Конисского-проповедникаА.С.Пушкин. Настойчиво и довольно смело для подданного польского короля Конисский пропагандирует идею воссоединения Белоруссии сРоссией (причем не столько по религиозным, сколько по государственно-политическиммотивам: очень высоко он оценил реформы Петра I, положившие началопромышленному развитию России и выдвижению её на ведущие места в Европе).
Среди других его трудов стоит выделить:«Историческое известие о епархии Могилевской, в Белой России состоящей, ио епархиях в Польше бывших благочестивых, то есть греко-восточноговероисповедания, кои ремлянами обращены на унию илисоединение с римской церковью», «Записки Конисскогоо том, что в России до конца XVI века не было унии», «Права и свободыжителям Короны Польской и Великого княжества Литовского, исповедующимгреко-восточную религию»(на польском языке). Даже по названиям этих работможно судить об их содержании.
Не следует думать, что Конисскийв своей критике окружающих порядков зашел слишком далеко. Разумеется, и вкиевский период своего творчества, и в период белорусский, критикуя произволкрупных феодалов, разоблачая злоупотребления в судах, осуждая пороки служителейкульта, Конисский не был противником нифеодально-крепостнического строя, ни религии в целом. Он требует лишь смягченияфеодальной эксплуатации, сглаживания наиболее острых противоречий, утвержденияв современном ему государстве и обществе элементарного правопорядка изаконности в интересах самих помещиков. Его идеалом является «просвещённый»и «добрый» царь, справедливый судья, нежестокийпомещик, послушный крестьянин, покорно исполняющий свои феодальные повинности.Он мечтает о классовом мире, о гармонии классовых интересов. Он не требуетсущественных, коренных изменений социального строя, а поддерживает устремлениятой оппозиционно настроенной части господствующего класса, которая считаланеобходимым совершить в Белоруссии реформы, проведённые Петром I в Российскомгосударстве. Конисский был идеологом средних слоёвгосподствующего класса современного ему общества, в частности православногодворянства.
Конисский — страстный поборникпросвещения. Биограф XIX века называет его «одним из лучших представителейстаринного образования нашего». Отстаивая право на образование всех слоёвнаселения, в том числе и простого народа, Конисскийоткрывает в Могилеве училище (1757) по образцу Киевской академии и ставит цельюсделать его оплотом просвещения для всех православных белорусов, не имеющихдоступа к наукам и знаниям в условиях шляхетской Польши. Связывая общественныйпрогресс с развитием науки, с распространением образования на все слоинаселения, Конисский открывает школы, семинарию,пишет и издаёт научные труды и художественные произведения, учебные пособия.
Умер Георгий Конисский в 1795году в Могилеве. На могильной плите в соборе можно прочитать эпитафию,сочинённую им самим незадолго до смерти :
      Колыбель — Нежин, Киев мой учитель;
      Я в тридцатьвосемь лет назван: Святитель.
      Семьнадцать лет боролся я с волками,
      А двадцать два, как Пастырь отдохнул совцами.
      За претерпенные труды и непогоду
      Архиепископоми членом стал Синоду.
      Георгийименем, я из Конисских дому,
      Коню подобенбыл я почтовому.
      Тут трупамоего зарыты кости
      В год семисотыйдевяностый.
    II. ФИЛОСОФСКИЕВЗГЛЯДЫ ГЕОРГИЯ КОНИССКОГО.
    А). ДЕИЗМКОНИССКОГО.
В первой половине XVIII века, которому предшествовалаэпоха бурного развития естественных наук, интерес к практическому знаниювыступает на первое место. Новые времена выдвинули требование обязательнойсвязи мысли и опыта. В отечественной философии тяготение к опытному знаниюотразилось в расширении разделов натурфилософии в ущерб метафизике, во введениив натурфилософию разделов прикладных наук — арифметики и геометрии. Подвлиянием успехов естествознания наблюдается постепеныйотход от канонов аристотелизма и переход на позициирационализма науки Нового времени. Философия Декарта, Спинозы, Лейбницапроникла в академии ещё в начале XVIII века, но она встречала порой сильноесопротивление со стороны консервативных деятелей.
Мир у Конисского — не что иное,как «совокупность многих и различных видов физических объектов»,конечных вещей, каждая из которых обладает собственной ценностью, целью, какчасть целого, без которой невозможно гармоническое единство мира. «Мир,--пишет Конисский,-- это соединение, состоящее из небаи Земли, и из той природы, которая в них содержится». Конисскийсогласен с Декартом в вопросе о материальной однородности мира: «Небеса,как и другие тела, состоят из материи и формы, и вероятно, что их материя повиду не отличается от материи подлунных (т.е. земных) вещей». Он признаётбесконечную делимость материи. Под влиянием картезианской философииопределённые ограничения накладывает Конисский набога-творца: он как бы «отодвинул» бога за пределы материальнойприроды, сведя к минимуму его роль во Вселенной.
Согласно разработанной в средние века теории, субстанции(у Конисского, субстанция — то, что «существуетсамо собой, не требуя субъекта, к которому бы принадлежало») делились насотворённые, материальные и несотворённые, духовные. Существенный признаксубстанции — бытие. Так вот Конисский считает, чтоистинным бытием обладает лишь сотворённая, материальная, субстанция, анесотворённая, или духовная, лишена бытия. Профессор убеждён, что такиекатегории, как «сущее», «бытие», «субстанция»,неприменимы к характеристике бога. Среди профессоров Киево-Могилянскойакадемии, своих предшественников, Конисский ближевсех подошёл к разграничению науки и религии, философии и теологии. Отодвинуввслед за Декартом бога за пределы материальной природы, он тем самым возвысилроль природы, «которая является внутренним принципом действияматериального тела, поскольку она соответствует действиям и операциям этоготела, и даже определяется соответствующими принципами присутствия тела,именующимися определёнными принципами бытия». При этом природеприписывается могущество, напоминающее могущество бога, ибо само собойразумеется, что совершеннейший творец может творить лишь совершенные вещи:«Бог действовал кратчайшим путём и решил не создавать природу, требующуючужого труда, а такую, которая сама себя удовлетворяет». В этом смыслеприрода отождествляется с материей как основой всего сущего: «Здесь будемговорить о природе, которая является внутренним принципом действия и будтодомом для вещей, а именно: она обусловливает внутренние процессы в вещах и естьне что иное, как материя и форма». Конисскийсклоняется к мысли, что природа-материя не пассивное творение, она самавыступает как творец, возбуждая в телах различные процессы и являясь ихпричиной: «Природа является принципом движения и покоя. Это значит: есливещи движутся, их движение обусловливает природа; если покоятся, их покойопять-таки обусловливает природа». Однако такие активные свойстваприписывает он не всей природе а лишь той, которая отождествляется соформленной материей. Понятие активности Конисскийбезоговорочно применяет лишь для характеритики мираматериальных вещей, мира в целом, как реальности материальной субстанции.
Определение первоматерии,данное Аристотелем, Конисский считает малопонятным, ипотому более приемлемым ему кажется определение перипатетиков: «Материяесть первый субъект каждой вещи, из которого всё с необходимостью возникает каксвойство, и в него переходит последнее проявление вещи, когда она гибнет».Материя в этом определении — пассивное начало, из которого выводится всёразнообразие мира. Конисский об этом прямо говорит:«Разнообразие природы достигается не разнообразием материи, аразнообразием формы, что хорошо известно всякому достаточно образованномучеловеку». Благодаря форме материя детерминируется в отдельные предметы ивещи. Лишь благодаря материи мир может мыслиться как нечто целостное, единое,только материя может быть основой единства мира. Одним из самых сложных для Конисского является вопрос, откуда берутся формы? «Яне могу придумать ничего правдоподобного о происхождении форм, и это признаниеследует считать выводом».
Итак, Конисский говорит оматерии как первооснове мира, обладающей различными свойствами. Самое важноесвойство — сохранение материи в процессе изменений. В постоянном изменениивещей материя сохраняется неизменной как основа всех процессов. Из наблюденийнад естественными процессами (горение дерева, бумаги, гниение продуктов ивещей) Конисский делает вывод о непорождаемостии неуничтожимости материи: «О материиустановлено точно, что она такая же самая, какой была в старой, переходит вновую вещь, а не рождается и не уничтожается». «Вообще во всех вещахдаётся какой-то общий субъект, даже если мы и не постигаем его ощущениями»-- этот «общий» субъект он и называет «началом»,«первоосновой». «Материя никогда не может быть ни порождена, ниуничтожена, она сотворена богом в начале мира, и какая, и в каком количествесотворена, такая и в таком количестве по сей день остаётся и будет оставаться вбудущем».
Конисский утверждает также, чтоматерии присуща собственная сущность и собственное существование, правдаобусловленное всемогуществом бога. Самое материю мы не ощущаем, однако ощущаемвещи — проявление и воплощение материи. Из всемогущества бога для Конисского вытекает также возможность существования другихподобных миров, то есть наш материальный мир неодинокво Вселенной: «Те авторы пусть знают, когда стремятся доказать единичностьмира, что они отрицают всемогущество бога». Все эти выводы очень близкоподводят Конисского к признанию вечности материи.
Соглашаясь, что материя-природа является пассивнымпринципом всех происходящих в ней изменений, Конисскийвынужден искать и активное начало этих изменений, в первую очередь источник ипричину движения (причем ищет в самих телах): «Можно сказать, что наиболеевероятной причиной движения в лёгких и тяжёлых телах является лёгкость итяжесть тел». Причины вызывающие то или иное явление, только частичныепричины изменений в природе, универсальная же причина — бог. Под влияниемновых физических теорий Конисский делает вывод, чтовещи различаются между собой лишь степенью плотности, являющейся причиной их тяготениявниз или вверх.
В чём же заключена эта главная жизнь Вселенной? Что такоедвижение? Конисский характеризует движение как«переход из одного состояния в другое», «посредством егодостигается всё разнообразие природы», оно «нечто последовательное инепрерывное, все его части существуют не вместе, а сменяют друг друга».Движение — всякое изменение, оно универсально. Движение, по его словам, — главное свойство материальной природы, один из четырёх атрибутов материальнойвещи, каковыми он считает также количество, пространство и время. Конисский вообще все характеристики естественных вещейставит в зависимость от движения. Таким образом, Конисскийсклоняется к мысли, что движение — это, на современном языке, способсуществования материального мира. Особо выделял он движение живых тел иутверждал, что такое движение обусловлено душой, сотворённой богом.
У Конисского понятиепространства тесно связано с телом, он признаёт реальность пространства тольков неразрывной связи с размещённым в нем телом. Причину отсутствия в природепустоты Конисский объясняет тяжестью и силойупругости воздуха. Пустоту можно образовать лишь искусственно, в природе еёнет. Там, где как нам кажется, нет никакого тела, есть воздух, имеющий вес,плотность, занимающий определённое место, как всякое материальное тело.Интересно, как бы Конисский объяснил космическоепространство (т.е. вакуум), живи он сейчас.
Время, по мнению Конисского, — это мера движения, но оно безотносительно к самим вещам: это самапоследовательность движения частиц, мера непрерывной последовательностидвижения частиц. Оно также отличается от движения, как число вещей отличаетсяот самих вещей. Если время тесно связано с движением, а движение непрерывно, тои время непрерывно. Поскольку Конисский признаёт, чтодля всякой материальной вещи сущнствовать — значитпребывать в непрерывном движении, то время есть число этого движения, мераэтого существования. Он различает естественное время — настоящее, прошедшее ибудущее и искусственное — часы, дни, недели, месяцы и т.д. Эталон времени — движение небесных тел.
Интересно у Конисскогопонимание вечности как бесконечной временности, не ограниченной ни началом, никонцом, она вся постоянно существует, но для лучшего понимания мы делим её надни и годы (так как бесконечное мы воспринимаем и понимаем только черезпосредство конечного). А поскольку бесконечное во времени не начинается и некончается, его смысл заключается в неизменности, то ни одна материальная вещьне бесконечна, ибо движение, изменение — её непременное свойство. Внерасторжимой связи с бесконечным рассматривает профессор и непрерывное.Последнее он понимает как огромное количество тесно соединённых между собойчастиц.
     В). НАУКА ИРЕЛИГИЯ.   
Конисский не только выступаетпротив основного тезиса религии — подчинение разума вере, науки — религии, нои смело признаёт доводы науки выше догм Священного писания: упование навсемогущество бога уже не удовлетворяет профессора. Конисскийтакже выводит, что бог существует не только в человеческой голове как самоевысокое совершенство, но и обладает реальным бытием. Григорий Конисский углубляет в своём философском курсе тенденциюрационалистического истолкования Библии, на основании данных опытной наукивскрывает противоречия Священного писания, утверждая, что оно не имеет ничегообщего с научным знанием и потому не может претендовать на доверие.Единственное препятствие для широкого признания учения Коперника и Галилея,которому Конисский симпатизировал, он видит в догмахСвященного писания. Положение Конисского — профессораакадемии — обязывало и его считаться со Священным писанием (тем более, что ввремена Елизаветы Петровны началось открытое гонение на прогрессивную науку).Поэтому изучение гелиоцентрической системы мира он вынужден объявить лишь изучениемс познавательной целью.
 Своим отношением кидеям Коперника и Галилея профессор подчёркивает, что он ценит объективнуюнаучную истину вопреки предвзятым убеждениям, осуждает теологические догмы,отрицает их вовсе, если речь идёт о вещах и явлениях, исследованных наукой.Итак, Конисский-учёный всецело на стороне науки. Нокак духовное лицо он был обязан защищать и пропагандировать догматы религии, ивот каким образом учит он подходить к Священному писанию: «Данные жеСвященного писания не нужно воспринимать в их прямом значении, как кажетсямногим;… имеется в виду, что это сказано в соответствии с мысльюпростолюдинов,… многое другое передаём так, как оно нам кажется, хотя изнаем, что в действительности всё по-иному. Однако я должен сказать, что можнои нужно таким способом объяснять многие места Священного писания, если к этомунас побуждает великая наука». Это и подобные ему высказывания профессораговорят об осознании им своего положения подневольного монаха. Решая вопрос,может ли тело одновременно находиться в двух местах, Конисскийпрямо заявляет об этом: «Я бы охотно присоединился к отрицательномурешению, если бы не отдал свой разум в плен вере».
Конисский, повествуя слушателямо движении, природе и форме планет, об их свечении пользовался данными новейшихв то время исследований астрономов. Все планеты в его представлении круглые исферические. Солнце состоит из твёрдой материи типа асбеста, которая, будучизажжена, никогда не угасает. Пятна на Солнце он объясняет наличием таминородной огненной материи. В постоянном горении материя Солнца неуничтожается, как не уничтожается Земля в своих постоянных изменениях. Пятна,которые мы видим на Луне, наблюдая её в телескоп, — это горы. Также выгляделабы Земля, если взглянуть на неё в телескоп с Луны. Объясняя различные измененияв материальном мире, процессы и явления в природе, Конисскийпытается обойтись без вмешательства потусторонних сил, причины этих процессов иявлений видит он в самой природе. В его натурфилософии нет места таинственным явлениям,чудесам — всё имеет свою естественную причину. Землетрясения, приливы иотливы, происхождение рек, озёр, морей, различные атмосферные явления ипроцессы — во всём этом нет тайны, в природе всё происходит с необходимостью ивсё можно познать, а также объяснить путём естественных причин.
Хотя сотворение человека богом является для профессоранеоспоримым фактом, однако сотворение других живых существ для негосомнительно, как вообще сомнительно «творение из ничего» — выводы,основанные на достижениях биологии и физиологии.
Исследования учёных-естествоиспытателей, на которыхбазируется освобождение науки от религиозно-идеалистических имистически-метафизических концепций, способствуют утверждению в философскомучении Конисского доверия к науке. Вера в могуществонауки была одной из основ его мировосприятия, и именно она способствуетпереходу от позиций здравого смысла к научно обоснованным, рационалистическим,рационально доказанным утверждениям. Только то считает Конисскийнеопровержимой истиной, что подтверждается научным экспериментом,доказательством в практике. Голословное «так хочет бог» он заменяетдоказательным «такова закономерность природы». Лишь в случае, когда внауке того времени невозможно было найти достаточно рационально обоснованногодовода, Конисский прибегает к откровению:«Вообще, к богу прибегают тогда, когда причины явлений неизвестны...»
     С). ТЕОРИЯПОЗНАНИЯ.
Каким же путём идёт наука, как приобретаются человекомзнания? Профессор подробно характеризует оба метода познания — индуктивный идедуктивный (называет их соответсвенно синтетическими аналитическим). Конисский считал, что оба методаимеют общие черты, ибо в каждом из них от универсального (цели) к частичному.Таким образом, он не видит в методах большого отличия и в конце концов сводитих к одному — индуктивному.
Положив в основу философского знания раскрытие причинвещей и явлений природы, Конисский отстаивает позицииестественного происхождения человеческого знания, убеждает, что познаниеначинается не с раскрытия каких-то врождённых идей, а с ощущений. Толькочувственные восприятия и наблюдения являются источником человеческих знаний — из этого делаем вывод о присутствии сенсуализма в теории познания Конисского: в разуме нет ничего, чего бы не было вощущениях. Главная, активная силав процессе познания-- человек, его творческий разум. Источник знаний — природа, и правильныепредставления о самых простых явлениях человек приобретает путём наблюдений.Только в процессе жизненных наблюдений у человека появляются сначала простые,потом более сложные представления, на основании которых в процессе обучения, тоесть деятельности разума, складываются научные понятия: «То, что мызнаем, было известно нам раньше..., однако не до того, как мы родились, какпредставляет Платон, а прежде, чем мы пришли к научному знанию; однако оно былоне выразительно и научно, а неясно».
Согласно Конисскому, в познанииследует различать три ступени :
1). чувственное восприятие, возбуждаемое в человеке         
    внешнимипредметами.
2). выработка интеллектом понятия о воспринятом предмете.
3). суждение.
Опыт, практика у Конисскоговыступают основой познания мира. Ощущение, чувственное восприятие являютсяосновой для выработки истинных понятий, суждений и научных теорий. Деятельностьинтеллекта невозможна без чувственного восприятия. Ощущение считает Конисский главным свойством чувственной души. Ощущениявызываются определёнными материальными объектами в соответствующих, специальноприспособленных органах. Профессор делит ощущения на внешние и внутренние.Внешнее имеет 5 видов: зрение, обоняние, слух, вкус и осязание; каждому видусоответствует свой орган. Ощущение рассматривается как результат влиянияокружающего мира на органы чувств. Такое влияние вызывает определённыеизменения — «модификацию» органов чувств, передающуюся нервами вмозг. Итак, мозг и нервы есть материальный субстрат ощущений. Взаимодействиемежду объектом и органом чувств осуществляется по нервам при помощи «духовособой природы», что весьма туманно осветил Конисский.
По мнению Конисского, мыощущаем одинаково чётко и первичные, и вторичные качества вещей: «Кромепервичных качеств ощущением воспринимаются и другие, которые называютсявторичными, а именно: твёрдость, мягкость, сухость, клейкость, тяжесть. Двапоследних не воспринимаются сами по себе, а посредством производимого имидавления, ибо, касаясь камня на земле, вес его мы не ощущаем». Конисский не отрицает, что ощущения могут и обманыватьчеловека, например, отдалённые тела кажутся меньше, чем они есть на самом деле,на расстоянии изменяется цвет и другое: «Существуют три помехи ощущению,а именно: большая отдалённость объекта, несоответсвиесреды и органов [чувств]». Практика, чувственный опыт — вот гдеподтверждается и проверяется, по мнению Конисского, истинность.
Потом вступает в действие общее ощущение, которое вместес воображением, памятью и оценкой составляет группу внутренних ощущений. Задачаобщего ощущения — группировка, композиция, систематизация неупорядоченныхвпечатлений, которые доставляют внешние ощущения. Воображение как хранилищезадерживает образы объектов, когда те больше не существуют или не воздействуютна органы чувств, производит различные комбинации и деление ощущений.Воображение обеспечивает непрерывность чувственной жизни, способность фантазии,сновидений, мечтаний. Благодаря этому вырабатываются представления.Представление об отдельных вещах, созданное общим ощущением и сохранённое ввоображении, осуществляется чувственной памятью (ибо интеллектуальная относитсяк рациональной душе): «Хранение образов отдельных вещей, сформулированныхобщим ощущением и воспринятых воображением, осуществляется чувственнойпамятью». Заключительный этап чувственного восприятия — деятельностьоценки. Она присуща прежде всего животным, даёт им возможность правильноориентироваться, выбирать, что им полезно и что вредно, чего нужно избегать, ачего следовать. Эта способность животных — инстинкт, заменяющий им интеллект. Учеловека же оценка — это вид мышления, особый разум, который подводит человекак высшей ступени познания — познанию интеллектуальному.
Итак, познание начинается с чувственного восприятия.Дальше у человека познание сопровождается осознанием предметов ощущений и,наконец, выработкой сложных представлений и понятий. Здесь Конисскийподчёркивает связь практического и теоретического знания. Абстрагирующая,обобщающая деятельность разума служит для лучшего и более глубокого познанияявлений природы. Изучению операций разума Конисскийпосвящает отдельный раздел философского курса — логику, которую он мыслит как науку,отражающую теоретическую деятельность разума. Вещи, природа относятся к логике,поскольку именно о них складываются понятия и заключения ума. Вещи, познанныечерез ощущения, отражаются в разуме человека как понятия этих вещей. Конисский называет их «первыми интенциями» вотличие от «вторых интенций» — понятий, отражающих понятия. Оченьценно здесь утверждение Конисского, что понятияотражают общее, существующее в вещах. Отсюда следует, что он считал первичнымивещи, вторичными — понятия о них.
Данные чувственного восприятия, оформленные разумом впонятия, являются исходным пунктом логического процесса обобщения, конечныйрезультат которого — определённое, ограниченное число самых общих понятий — категорий, которые лишь отражают и фиксируют естественное соотношение вещейсамым общим образом. Конисский считает, что категории-- «естественный ряд родов видов и индивидов, размещённых под одним самымобщим родом». Категории, считает Конисский,помогают лучше и глубже понять отдель


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.