/>И.А. Медведева, А.А.Грицанов
Вульгарныйматериализм (лат. vulgaris – упрощенный) – понятие, введенное в обиходЭнгельсом для характеристики взглядов философов материалистической ориентацииначала – середины 19 в. К.Фохта (1817- 1895, автора «Физиологических писем» –1845–1847); Я.Молешотта (1822–1893, автора «Круговорота жизни»); Л.Бюхнера(1824–1899, автора работ «Сила и материя», переиздававшейся более 20 раз,«Природа и дух», «Природа и наука»).
Течениезападно-европейской философии, представленное данными философами, возникло под влияниемвпечатляющих успехов естествознания в 19 в. Универсальность закона сохраненияматерии и закона превращения энергии, возможность перенесения объяснительнойсхемы дарвиновского принципа эволюции на область социальных явлений, активныеисследования мозга, физиологии органов чувств, высшей нервной деятельности былииспользованы в качестве аргументов против натурфилософии в целом и немецкойтрансцендентально-критической философии, в частности. В.М. присущи биологизм,натурализм и эмпиризм при объяснении социальной жизни – классовых различий,особенностей истории народов и т.д.; эмпиризм в гносеологии, понимании природытеории; отрицание научного статуса философии; противопоставление философии и естествознания.
Нельзясбрасывать со счетов и то обстоятельство, что соответствующая аргументацияиспользовалась представителями В.М. в ходе полемик упрощенно. Отмечая в дискуссиис Вагнером, что «мысли находятся в тех же отношениях к мозгу, как желчь к печениили моча к почкам», Фогт имел в виду наличие связи органа и его продукта, о характереже последнего – духовном или вещественном – речь не идет. (Вагнер отстаивалпримитивную точку зрения, согласно которой психическое – не функция мозга, а самостоятельнаясубстанция, которая после смерти тела молниеносно перемещается в иное местомира, а впоследствии способна возвращаться обратно и воплощаться в новом теле.)Бюхнер при этом подчеркивал: «Даже при самом беспристрастном рассуждении мы нев состоянии найти аналогии и действительного сходства между отделениями желчи имочи и процессом, производящим мысль в мозгу. Моча и желчь осязаемые, весомые,видимые и, сверх того, отбрасываемые и отпадающие вещества, выделяемые телом,мысль же или мышление, напротив того, не отделение, не отпадающее вещество, а деятельностьили отправление известным образом скомбинированных в мозге веществ или их соединений…Вследствие этого ум или мысль не сама материя. Мозг не вырабатывает никакоговещества, подобно печени и почкам, но производит лишь деятельность, являющуюсявысшим плодом и расцветом всяческой земной организации».
Помысли Бюхнера, в неудачном сравнении Фогта содержится правильная главная мысль:«Как не существует желчи без печени, точно так же нет и мысли без мозга; психическаядеятельность есть функция или отправление мозговой субстанции». В.М. не сложилсяв целостную философскую традицию, однако, наряду с социал-дарвинизмом,позитивизмом и др. течениями философии середины 19 в. способствовал изменениюдуховной и интеллектуальной атмосферы Западной Европы. С одной стороны,традиция редукции сложных психических процессов к физиологическим проявлениямработы мозга, отрицание идеальной, регулятивной, социальной природы сознанияполучила продолжение в конце 19–20 вв.
Традициябыла продолжена в принципе радикального монизма в «научном материализме» (Дж.Смит, Д. Армстронг), в принципе физикализма в позитивизме и постпозитивизме, в современныхвариантах теософских воззрений, биополевых концепциях сознания и др. С другой,– имела продолжение и идея Бюхнера о том, что «… одностороннее подчеркиваниеформы… так же предосудительно, как одностороннее подчеркивание материи.Первое ведет к идеализму, последнее – к материализму...» вкупе с мыслью,согласно которой адекватное уразумение вещей ведет «к общему монистическомумиросозерцанию». Прямая установка на фундирование философии естествознанием не былазабыта в ряде интеллектуальных течений 20 в.
Список литературы
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта ariom.ru/