Реферат по предмету "Философия"


Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем

Возникновение философии, становление ее предмета, круг основных проблем
Для того чтобы понять значение философии для общества и для каждого человека в отдельности, необходимо, прежде всего уяснить, что изучает философия, каков ее предмет, какое место она занимает в познании мира наряду с другими отраслями знания, т.е. определить специфику философского знания.

Нередко в обыденном сознании философия представляется как некое абстрактное знание, максимально удаленное от реалий повседневной жизни. Это явное заблуждение. Даже самые глубокие философские проблемы берут свое начало в реальной жизни. Именно в реальной жизни находится главное поле деятельности интересов философии. Заблуждение в понимании сущности, специфики и значимости философии напоминает ситуацию с героем пьесы Мольера «Мещанин во дворянстве» господином Журденом, который, узнав, что такое проза, с удивлением воскликнул: «… Когда я говорю: «Николь! Принеси мне колпак и ночные туфли» – я говорю прозой? … честное слово, я даже не подозревал, что вот уже в течение сорока лет говорю прозой». Можно с полным основанием сказать, что каждый человек не только «прозаик», но еще и, хоть чуточку, философ. Если вы хоть раз в жизни задумывались о себе самом, о своем отношении к окружающему миру, о своем месте в обществе, о смысле жизни, о сущности своего я, о происхождении и развитии своего сознания, размышляли о том, что есть наша жизнь – «фатальная колесница, которой управляет кучер-судьба» или человек сам «архитектор своего счастья и несчастья», то вы впрямую ставили перед собой именно философские вопросы. Но философия – это не просто постановка смысложизненных вопросов, но и умение отвечать на эти вопросы, исходя из сформированных внутри каждой личности основ, из уже имеющейся системы объективных знаний об окружающей действительности. Философски решать жизненные вопросы – это значит не «выдумывать из себя» произвольные, чисто субъективные ответы, а осмысливать действительность с учетом уже сформированных человеческой культурой знаний, принципов, оценок, критериев, соответствующих каждой исторической эпохе.

Итак, что такое философия? Прежде всего, обозначим, что философия, как феномен духовной культуры, выступает в трех ипостасях (лицах): во-первых, как система знаний, имеющая свой предмет, понятийный аппарат, структуру, социальные функции; во-вторых, – как один из исторических типов мировоззрения, в третьих, – как специфическая форма общественного сознания.

Остановимся на исходных философских понятиях и положениях. Слово «философия» древнегреческого происхождения. Оно образовано из двух греческих слов: «филео» – люблю и «софия» – мудрость, и означает «любовь к мудрости». Этот термин встречается уже у древнегреческого философа Пифагора (580-500 до н.э.). Но в качестве названия особой отрасли знания о бытии, человеке, смысле его жизни, познании он был введен Платоном (428/27–347 до н.э.).

Философия возникла в древности, в первых классовых обществах Древнего Египта, Вавилонии, Индии, Китая, но наибольшего расцвета достигла на первом этапе в античном мире – в Древней Греции и Древнем Риме. Она, конечно, черпала мудрость Востока, культура, которой уходит в глубокую древность, где еще до греков происходило становление цивилизации, формировалась письменность, зачатки науки о природе, развивались собственно философские воззрения. Но эти заимствования нисколько не умоляют удивительной оригинальности и величия античных мыслителей. Именно в античной философии были заложены все позднейшие типы мировоззрения.

Теоретические источники философии различны. Это и религиозно-мифологические учения, и элементы как обыденного, повседневного знания, так и зарождающегося научного знания. Зарождение философии исторически совпадает с возникновением зачатков научного знания (когда эти знания стали приходить в противоречие с традиционными верованиями). Социальной предпосылкой возникновения философии явилось разделение труда между членами общества, в частности отделение умственного труда от физического.

Предмет философии не оставался неизменным. Он изменялся по мере накопления знаний о мире, по мере развития самого философского знания, в тесной связи с общественно-исторической практикой. Вначале философия была нерасчлененным учением, не дифференцированным на отдельные отрасли знания, и включала в себя всю совокупность знаний о мире (астрономических, математических, географических, исторических, медицинских и др.). Это была нерасчлененная система знаний, так называемая «натурфилософия», а первые философы были натурфилософами, т.е. и философами и естествоиспытателями одновременно.

По мере накопления знаний о мире происходил процесс их дифференциации (от франц. и от лат. – разность, различие, т.е. разделение, расчленение, расслоение целого на различные части, формы и ступени), выделения в самостоятельные отрасли исследования. Возникли математика, астрономия, география, история, медицина и другие отрасли знания. Процесс дифференциации наук – явление прогрессивное. Этот процесс соответствует и потребностям социальной практики, и потребностям развития самого научного познания. Надо сказать, что этот процесс продолжается и поныне. Появляются все новые и новые отрасли знаний, например космическая биология, космическая медицина, информатика, кибернетика, синергетика и другие. Однако всю историю науки пронизывает сложное, диалектическое сочетание процессов дифференциации и интеграции1. Процесс дифференциации наук не означал, что исчезли специфические проблемы, которыми занималась философия. Напротив, происходило развитие, углубление, обогащение собственно философских представлений, возникали различные философские теории и течения. Сформировались такие философские дисциплины, как онтология (учение о бытии), гносеология (теория познания), логика (наука о формах правильного мышления), философия истории, этика, эстетика, история самой философии. Философия, как самостоятельная отрасль знания, сформировалась из потребности выработки общего взгляда на мир, исследования его общих начал и законов, из фундаментальной потребности самоопределения человека в мире. Ибо, по замечанию русского философа-экономиста С.Н. Булгакова, человек испытывает духовную потребность в том, чтобы иметь целостное представление о мире.

Каков же предмет философии? Существует множество определений предмета философии. Так, для Платона философия есть размышление о мире, человеческой жизни и смерти, смысле человеческого существования, природе знания, силе человеческого разума, истине, справедливости, мужестве и других нравственных добродетелях2. Аристотель назвал философию наукой о наиболее общем3. Многие исследователи и сегодня считают данное определение наиболее удачным. Ф. Шлегель дает следующую дефиницию философии: «… познание внутреннего человека, причин природы, отношения человека к природе и его связи с ней...»4. Н. Бердяев определяет философию как «учение о смысле человеческого существования, о человеческой судьбе»5. По мнению С. Франка, философия есть «общее понимание мира и жизни, уяснение основных свойств и отношений бытия и постижение смысла человеческой жизни, т.е. назначения человека и места его в бытии»6 и т.д. По существу, почти через все определения проходит проблема человека в мире: или его место в мире, или способ освоения мира и т.п. Поэтому в самом общем плане предмет философии можно определить как «наиболее общее в системе «мир-человек»» или как отношение человека (субъекта, носителя сознания) – к миру (объекту, материи). Философская картина мира характеризуется тем, что содержит в себе два мыслительных хода: от Человека к Миру и от Мира к Человеку.

Определяя предмет философии как «наиболее общее в системе «мир-человек»», следует иметь в виду, что эта формула чрезвычайно многогранна. Она включает в себя такие классические, смысложизненные вопросы как: какова природа мира? в каком состоянии он находится? есть ли в нем общие начала, связи и законы? познаваем ли мир? что есть человек? какова природа человека? каково соотношение телесного и духовного, биологического и социального начал в человеке? Какова диалектика необходимости и свободы, объективных условий и субъективного фактора в истории, личности и общества? Каковы формы взаимодействия человека с миром? В чем смысл жизни человека? И многие другие.

Таким образом, философия – это система самых общих теоретических взглядов на мир, человека, место человека в мире, уяснение различных форм отношения человека к миру.

Иногда философское знание рассматривается как рефлексивное, т.е. такое, в котором человек познает себя, свои фундаментальные черты (рефлексия – самообращенность). Но ведь человек познает себя, глядясь в мир, отражает себя в характеристиках мира, в который он «вписан», который выступает как данность, как жизненно-смысловой горизонт человека. Таким образом, философия дает целостное представление о мире и выступает как знание мировоззренческое.

Мировоззрение – это совокупность взглядов, представлений, убеждений, норм, оценок, жизненных установок, принципов, идеалов, определяющих отношение человека к миру и выступающих в качестве ориентиров и регуляторов его поведения и деятельности. Следовательно, уже из определения мировоззрения видно, что в его структуру входят следующие компоненты: познавательный, т.к. мировоззрение базируется на обобщенной системе знаний; ценностно-нормативный: мировоззрение включает в себя убеждения, верования, нормы, директивные указания, ценности, идеалы; эмоциально-волевой: все многообразие чувств, настроений, переживаний, эмоций, воля, как готовность к действию, как переживание типа: «надо», «я должен». Это способность выбрать цель деятельности и концентрировать усилия на ее осуществлении; практический, т.к. мировоззрение – это не просто обобщенные знания, убеждения, идеалы и т.д. но и реальная готовность человека к определенному типу поведения в конкретных обстоятельствах. Например, уже мыслители античности развивали взгляд на философию как практическое учение, обеспечивающее человеку счастливую, безмятежную жизнь.

По характеру формирования и способу функционирования выделяют следующие основные исторические типы мировоззрения: мифологическое, религиозное и философское. А по глубине отражения и форме выражения следующие уровни: обыденно-практическое и теоретическое мировоззрение. Обыденно-практическое порождается непосредственными условиями жизни людей и передающимся из поколения в поколение опытом. Оно существует в форме здравого смысла, стихийных, несистематизированных, традиционных представлений о мире. Оно крайне неоднородно. На его формирование оказывают большое влияние уровень образования и воспитания, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деятельности, семейные, национальные, религиозные традиции и многие другие факторы. Этот уровень мировоззрения не отличается глубокой продуманностью, систематичностью, обоснованностью. В нем нередки внутренние противоречия и устойчивые предрассудки.

Теоретическое мировоззрение отличает рационалистическая обоснованность, доказательность, особая системность знания, не просто упорядоченность как в обыденном знании, а упорядоченность по осознанным принципам в форме теории и развернутого теоретического понятия. Для него также характерна эссенциалистская направленность, т.е. нацеленность на воспроизведение сущности, закономерностей явлений, объектов, процессов.

Мифологическое (от греч. myphos – предание, сказание и logos – слово, понятие, учение) мировоззрение базируется не на теоретических доводах и рассуждениях, а либо на художественно-эмоциональном переживании мира, либо на общественных иллюзиях, рожденных неадекватным восприятием большими группами людей социальных процессов и своей роли в них. Мифология – это форма общественного сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий общественного развития.

Мифы (рассказы, повествования о богах, героях, демонах, духах и т.д.) отражали фантастические представления людей о мире, природе, человеке и обществе. Много мифов посвящено космическим темам. Формирование мира понималось как его творение или развитие из бесформенного состояния. Большое внимание уделялось происхождению людей, рождению, стадиям жизни и смерти человека. Особое место занимают мифы о культурных достижениях, о добывании огня, изобретении ремесел, земледелии, возникновении обычаев и обрядов. Миф выступал как единая, нерасчлененная (синкретическая) форма сознания, включая в себя зачатки не только религии, но и философии, политических теорий, различных форм искусства.

Религия (от лат. religio – благочестие, набожность, святыня) – форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение, разделение на посюсторонний и потусторонний. Основу религиозного мировоззрения составляет вера в существование той или иной разновидности сверхъестественных сил и в их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Внешней социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов и догматов.

Философское мировоззрение в отличие от других типов мировоззрения носит теоретический характер, т.е. оно не просто провозглашает свои принципы, а доказывает, обосновывает, логически выводит их (в отличие, например, от религии, положения и догматы которой не доказываются, а предлагаются человеку в качестве символа веры). Философское знание – это не просто набор знаний, а это система понятий и категорий. Философия претендует на теоретическую обоснованность как содержания, так и способов достижения обобщенных знаний о действительности, а также норм, идеалов, ценностей, определяющих цели, средства и характер деятельности человека. Каждая философская система дает свой образец системного теоретического мышления. Через усвоение философии идет и усвоение этого системного метода мышления. Однако следует иметь в виду, что не всякое теоретически оформленное мировоззрение является научным. Научным может считаться то мировоззрение, которое опирается на прочный фундамент научных знаний, общественно-исторической практики и пользуется научным методом мышления.

Мировоззрение каждого человека формируется постепенно. В его формировании можно выделить следующие ступени: мироощущение, миропереживание, мировосприятие, миропредставление, миропонимание, мировоззрение. Естественно, мировоззрение человека включает в себя не только философские взгляды. Оно складывается из специфических политических, исторических, экономических, нравственных, эстетических, религиозных или атеистических, естественнонаучных и других воззрений. Но основу всех взглядов, в конечном счете, составляют философские взгляды, так как философия ставит и решает глобальные, фундаментальные, сущностные проблемы бытия. Поэтому понятие «мировоззрение» может быть в известной мере отождествлено с понятием «философское мировоззрение». Понятие «мировоззрение» соотносится с понятием «идеология», но они не совпадают по своему содержанию. Идеология охватывает лишь ту часть мировоззрения, которая ориентированна на социальные явления и социально-классовые отношения.

Какова роль мировоззрения в жизни человека? Мировоззрение, как отмечалось выше, определяет отношение человека к миру и направленность его деятельности. Оно дает человеку ориентацию в социальной, политической, экономической, нравственной, эстетической и других сферах жизни общества. Поскольку ни одна специальная наука или отрасль знания не выступает в качестве мировоззрения, постольку изучение философии жизненно важно для специалиста любой отрасли, работника любой специальности.

Наконец, философия предстает как специфическая форма общественного сознания. На вопрос, что она отражает, можно ответить: «Весь мир, включая живущего в нем человека, зависимого, познающего, овладевающего и относящегося к нему как ценности»7. Уже великий античный мыслитель, автор атомистического учения Демокрит, утверждал, что «весь Мир – родина для высокого духа», образно и точно представив философию как самую высокую ноту познания, форму высокого духа, «предметом которого является весь необъятный мир»8.

ВВЕДЕНИЕ

Философия (от греч. Phileo – люблю и Sophia – мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». Она  зародилась около 2500 лет назад в странах древнего мира (Индия, Китай, Египет). Классическая форма — в др. Греции. Первый человек, называвший себя философом — Пифагор. В качестве особой науки философия  выделена Платоном. Данная наука сначала включала в себя всю совокупность знаний, позже превратилась в систему общих знаний о мире, имея задачу дать ответ на наиболее общие и глубокие вопросы о природе, обществе, человеке.

Кроме познания мира, «любовь к мудрости» предполагала также раздумья о природе человека, его судьбе, о разумном устройстве и целях человеческой жизни. Мудрость была призвана уравновесить сложные взаимоотношения человека с миром, привести в согласие знания и действия, указывала правильный путь, служила руководством  человеческого поведения и образа жизни.

Для раскрытия специфики философии важно обратиться к истокам философского мышления, а также к мифологическому и религиозному миропониманию как предпосылке, предтече философии.
  Мифология
 Первая попытка человека объяснить происхождение и устройство мира, причины стихийных явлений и другое  породили мифологию (от греч. Mifos- предание, сказание и logos-слово, понятие, учение). В духовной жизни первобытного общества мифология доминировала, выступала как универсальная форма общественного сознания.

Мифы –древние сказания разных народов о фантастических существах, о богах, о космосе. Мифы связаны с обрядами, обычаями, содержат нравственные нормы и эстетические представления, сочетание реальности и фантазии, мысли и чувства. В мифах человек не выделяет себя из природы.

Мифы разных стран заключают в себе попытки ответа на вопрос о начале, происхождении мира, о  возникновении наиболее важных явлений природы, о мировой гармонии, безличной необходимости и др. Формирование мира понималось в мифологии как его творение или как постепенное развитие из первобытного бесформенного состояния, как упорядочение, превращение из хаоса в космос, как созидание через преодоление демонических сил. Существовали также мифы– эсхатологические, описывавшие грядущую гибель мира, в ряде случаев с последующим его возрождением.

Особое место занимали мифы о культурных достижениях людей­­ – изобретении ремесел, добывании огня, земледелии, обрядах, обычаях. Кроме того много внимания уделялось и происхождению, рождению людей, стадиям жизни, смерти человека, различным испытаниям, которые стоят на его жизненном пути.

Интеллектуальное своеобразие мифа проявлялось в том, что мысль выражалась в  конкретных эмоциональных, поэтических образах. В мифологии сближались явления природы и культуры, человеческие черты переносились на окружающий мир, олицетворялись, одушевлялись, очеловечивались космос и другие природные силы. Эти черты роднят миф с мышлением детей, поэтов, художников. Вместе с тем в причудливой ткани мифологических образов заключалась и обобщенная работа мысли – анализа, классификаций, особого символического представления мира как целого.

Действительно, мифологическое сознание в рамках той исторической эпохи было основным способом понимания мира. С помощью мифа прошлое связывалось с настоящим и будущим, обеспечивалась духовная связь поколений, закреплялась система ценностей, поддерживались определенные формы поведения… Мифологическое сознание заключало в себе также поиск единства природы и общества, мира и человека, разрешения противоречий, гармонии, внутреннего согласия человеческой жизни.

Через сказки, легенды, исторические предания мифологические образы вошли в культуру различных народов – в литературу, живопись, музыку, скульптуру. Мифами наполнены мировые религии – христианство, ислам, буддизм. Кроме того, некоторые особенности мифологического мышления сохраняются в массовом сознании и тогда, когда мифология утрачивает свою прежнюю роль.

С угасанием первобытных форм  общественной жизни миф как особая ступень развития общественного сознания изжил себя, сошел с исторической сцены. Но не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на особого рода вопросы – о происхождении мира, человека, культурных навыков, социального устройства, тайны происхождения и смерти. Их унаследовали от мифа сосуществующие в веках две важнейшие формы мировоззрения – религия и философия.

 

Религия

Религия (от лат. Religio – благочестие, набожность, святыня, предмет культа) – такая форма мировоззрения, в которой освоение мира осуществляется через его удвоение на посюсторонний – «земной», естественный, воспринимаемый органами чувств, и потусторонний – «небесный», сверхчувственный.
Религиозное мировоззрение   отличается      от  мифологического
верой в существование сверхъестественных сил и их главенствующую роль в мироздании и жизни людей. Религиозная вера проявляется в поклонении высшим силам: здесь сплетались начала добра и зла, демонические и божественные стороны религии  долгое время развивались параллельно. Отсюда  смешанное чувство страха и уважения верующих по отношению к высшим силам.

Позднее  формируется образ единого Бога – высшего существа. В зрелых формах религий идея бога побеждает все демоническое, освобождается от него. Бог мыслится как блюститель обычая, традиции, нравственности.

Вера – способ существования религиозного сознания, особое настроение, переживание. Внешней, социально значимой формой проявления веры служит культ – система утвердившихся ритуалов, догматов.

Религиозные представления невозможно вывести из чувств, переживаний отдельного человека. Они – продукт исторического развития общества. Существовало и существует множество вариантов религиозных верований. Такие формы религий, как христианство, буддизм, ислам, считаются мировыми и по сей день и имеют большое число приверженцев в разных странах.

Религия – сложное духовное образование и общественно-историческое явление, которое не укладывается в однозначные, прямолинейные характеристики. Одной из исторических миссий религии, приобретающих в современном мире небывалую актуальность, выступало и выступает формирование сознания единства человеческого рода, значимости общечеловеческих нравственных норм, ценностей. С помощью торжественной, праздничной обрядности религия культивирует человеческие чувства любви, доброты, терпимости, сострадания, милосердия, совести, долга, справедливости и другие, стремясь придать им особую ценность, связать с переживанием возвышенного, священного.

Но в религиозном же мировоззрении могут выражаться и совсем другие настроения, идеи: фанатизм, вражда к людям другой веры, чему немало примеров в прошлом и настоящем.

Родственность, близость философии и религии состоит в том, что обе они  – общественно-исторические формы мировоззрения, решающие сходные задачи мироуяснения и воздействия на сознание, поведение людей. Но велико и их различие. Тысячелетиями философски мыслящие люди составляли ничтожно малую часть в общем числе глубоко религиозных людей. Естественно, что мыслить свободно, самостоятельно способны были только образованные,  интеллектуально развитые люди. Большинство же черпало свои моральные и общемировоззренческие установки из религиозно-церковных источников. Лишь с ростом образованности, культуры, с научным прогрессом последних двух столетий философские знания, исследования получили более широкое распространение в мире.
  Вывод
 

Философское  мировоззрение  ориентировано на рациональное объяснение мира. Общие представления о природе, обществе, человеке становятся предметом реальных наблюдений, обобщения, выводов, доказательства и логического анализа.

Философское мировоззрение  унаследовало от мифологии и религии совокупность вопросов о происхождении мира, его строении, месте человека и т.п., но отличается  логической упорядоченной системой знаний, характеризуется стремлением теоретически обосновывать положения и принципы. Бытующие в народе мифы подвергаются пересмотру с позиций разума, им придается новое смысловое, рациональное истолкование.

Таким образом, можно с полной уверенностью сказать, что истоками философии являются мифология и религия.
Основной вопрос философии и способы его решения
Вопрос о соотношении сознания и бытия, духа и природы является основным вопросом философии. От решения этого вопроса, в конечном счете, зависит истолкование всех других проблем, определяющих философское воззрение на природу, общество, а стало быть, и на самого человека.

При рассмотрении основного вопроса философии очень важно различать две его стороны. Во-первых, что является первичным – идеальное или материальное? Тот или иной ответ на этот вопрос играет в философии важнейшую роль, потому что быть первичным – значит существовать раньше вторичного, предшествовать ему, в конечном счете, определять его. Во-вторых, может ли человек познать окружающий мир, законы развития природы и общества? Суть этой стороны основного вопроса философии сводится к выяснению способности человеческого мышления верно отражать объективную действительность.

Решая основной вопрос, философы разделились на два больших лагеря в зависимости оттого, что они берут за исходное – материальное или идеальное. Те философы, которые признают первичным материю, бытие, природу, а вторичным – сознание, мышление, дух, представляют философское направление, называемое материалистическим. В философии существует и противоположное материалистическому идеалистическое направление. Философы-идеалисты признают началом всего существующего сознание, мышление, дух, т.е. идеальное. Существует еще одно решение основного вопроса философии – дуализм, который полагает, что материальная и духовная стороны существуют отдельно одна от другой в качестве самостоятельных сущностей.

Только марксистская философия дала всестороннее материалистическое, научно обоснованное решение Основного вопроса. Первичность материи она видит в том, что: 

материя является источником сознания, а сознание — отражением материи;

сознание — результат длительного процесса развития материального мира;

сознание есть свойство, функция высокоорганизованной материи головного мозга; 

существование и развитие человеческого сознания, мышления невозможно без языковой материальной оболочки, без речи; 

сознание возникает, формируется и совершенствуется в результате материальной трудовой деятельности человека;

сознание носит общественный характер и определяется материальным общественным бытием.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Конфликт рассказа В. Пелевина «Ника» в контексте национальной эстетической традиции
Реферат Право гражданина на административную жалобу
Реферат Формы и виды предпринимательства
Реферат The problems of cross-cultural adaptation of Chinese students and their integration in Russia is discussed
Реферат Анализ понятия депривация в психологическом смысле и её влияния на развитие человека в совреме
Реферат Основні напрямки фінансового аналізу
Реферат Циклы и устойчивость в развитии социальных систем
Реферат Проблемы устойчивого развития цивилизации XX века
Реферат Моделирование в педагогике: попытка осмысления
Реферат Исследование рынка печенья
Реферат Коллективизация сельского хозяйства 2 Характеристика политических
Реферат Gorky Essay Research Paper The painter Arshile
Реферат Персональная система работы с информацией
Реферат Аварийно химические опасные вещества и вредные вещества
Реферат Проектирование сварочно-наплавочного участка ЦРМ хозяйства (АО)