Реферат по предмету "Философия"


Диалектика и ее основные принципы

МИНИСТЕРСТВООБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
Кафедра гуманитарного образованияи социологии
Реферат
по дисциплине«Философия»
на тему:
«Диалектикаи ее основные принципы»
2009г.

Содержание
Введение
1.Концепция развития в диалектической философии и науки
2. Диалектикакак наука. Принципы диалектики
2.1Понятие диалектики
2.2 Основные принципы диалектики
3. Объективная и субъективная диалектика
3.1 Проблема истины как предмет субъективной диалектики
Заключение
Список литературы

Введение
В древнегреческом обществе под диалектикой понимали ведение ученой беседы,искусство спора, в ходе которого путем столкновения противоположных мненийдостигается истина. Так понимали диалектику элеаты, софисты, Сократ и другие античныемыслители. Так понимали ее и в Средневековье. В этом значении диалектика представляетсобой теорию аргументации, как она и трактуется в современной западнойлитературе. Например, в Краткой философской энциклопедии, базирующейся восновном на материале статей из философских словарей Германии, США и Англии,диалектика определяется как искусство аргументации, наука логики.
В другом значении диалектика — это учение о связи и развитии, о противоречияхи единстве противоположностей. Она также имеет свои корни в античности. Учениюматериалистов о неизменности бытия Гераклит противопоставил учение текучести.Это был стихийно диалектический взгляд на мир, и диалектику древних как еепервую историческую форму принято называть стихийной.
Диалектические идеи развивались на протяжении всей истории философии. Достаточновспомнить Н. Кузанского, С. Бруно, Д. Дидро и других мыслителей. Однаконаиболее крупный вклад в диалектическую концепцию внесли представителиклассической немецкой философии, прежде всего Гегель, разра6отавший диалектикукак универсальную теорию и всеобщий метод познания, противопоставив диалектикуметафизике как антидиалектике. В системе Гегеля весь материальный и духовныймир был представлен в виде процесса — в беспрерывном движении, изменении,развитии в результате борьбы противоположностей. В основу этого процесса былоположено духовное начало — абсолютная идея. Гегелевская диалектика была, такимобразом, идеалистической по сути. Она рассматривается как вторая историческаяформа диалектики.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение понятия диалектикии ее основных принципов, развитие в философии и науки, а так же дать определениепонятиям объективная и субъективная диалектика.

1. Концепция развития в диалектической философии и науки
Категорию развития в учебных пособиях, а иногда и в специальных исследованияхобычно определяют как процесс необратимых изменений системы. Для уточнениячасто добавляют, что этот процесс состоит в переходе от низшего уровня организациисистемы к высшему уровню и от простого к сложному.
Как философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулированаГегелем, но она, как известно, имела идеалистический характер и относилась кразвитию объективного духа, абсолютной идеи, существующей независимо отчьего-либо сознания. Если освободить гегелевскую концепцию от весьма сложныхспекулятивно-идеалистических формулировок, то ее рациональный смысл сводится ктому, что по законам диалектики развиваются мысль, система идей или теория.Поскольку же между мышлением и бытием в философии Гегеля постулируетсятождество, то тем самым законы диалектики оказываются применимыми и к бытию.
Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считается знаменитаятриада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде, развитиеначинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затем этоттезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец, благодарясопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.
Такая форма развития мысли действительно встречается в познании, в том числев познании научном. Иллюстрацией может служить развитие учения о природе света,исходным пунктом которого является тезис, что свет представляет собой потоккорпускул, или мельчайших частиц, испускаемых светящимся телом. Этот тезисвстречается еще в античной науке, но позднее был развит И. Ньютоном в его оптике.Однако уже сам Ньютон сознавал, что явления интерференции и дифракции светатребуют иного объяснения. Такое объяснение впоследствии было найдено с помощьюпредставления о свете как волновом процессе, которое выступает как антитезис поотношению к прежнему тезису. Наконец, в наше время свет рассматривается какпоток фотонов, т.е. элементарных частиц, которые одновременно обладают каккорпускулярными, так и волновыми свойствами. В этом утверждении корпускулярныеи волновые свойства света выступают в определенном единстве и поэтомупредставляют собой синтез тезиса и антитезиса.
Подобных примеров развития мышления через триаду можно найти немало вразвитии идей и теорий, но многие критики Гегеля справедливо указывают, что развитиечерез триаду нельзя считать универсальным даже по отношению к мышлению, неговоря уже о применении его к реальному миру природы и общества.
В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегдаподчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе иобществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законеотрицания отрицания, который отображает поступательный характер развития. Вкачестве геометрического образа для иллюстрации обычно обращались к фигуреспирали, поскольку она показывает поступательное движение по восходящей линии,в котором происходит повторение на более высокой стадии определенных стадий имоментов развития. Именно такая схема служила для пояснения категории развитияв природе и обществе, результатом которого является возникновение новых, болеесложных структур и систем. Однако обоснование этого закона наталкивалось на недостатокубедительных научных аргументов.
Больше того, гегелевская схема этого закона иногда искусственно накладываласьна развитие природных и общественных явлений. Такой подход присущ, в частности,Ф. Энгельсу, который популяризировал этот закон в целом ряде своих работ.Например, рассматривая развитие растения из ячменного зерна, он, по-видимому, вугоду триадической схеме почему-то ограничивается выделением лишь двухотрицаний. Когда зерно попадет в благоприятные почвенные условия, оно подвергнетсяпервому отрицанию: оно перестанет существовать как зерно, и из него возникаетрастение. Как только созреют новые ячменные зерна, «стебель отмирает,подвергается в свою очередь отрицанию. Как результат такого „отрицанияотрицания“ мы здесь имеем снова первоначальное ячменное зерно, но непросто одно зерно, а в десять, двадцать, тридцать раз большее количествозерен». Остается неясным, почему выбраны здесь только два отрицания, а нетри или большее число соответственно стадиям развития растения.
Закон перехода количественных изменений в качественные также нуждается вуточнении, так как в идеалистической системе Гегеля речь идет о переходе однойкатегории в другую: количества в качество и обратно качества в количество.По-видимому, традиционная формулировка несет в себе остаток гегелевского определенияколичества как внешней, безразличной к качеству определенности, а это создаетвпечатление об отсутствии изменений при количественном этапе развития. На самомже деле речь должна идти о переходе постепенных изменений в коренные,качественные изменения, ибо постепенность отнюдь не исключает реальных изменений,хотя и другого характера. Другими словами, в этом законе устанавливаетсяразличие между количественными и качественными изменениями, переход первых вовторые в определенный момент развития.
Наконец, говоря о противоречиях, необходимо четко отличать противоречияразвития от противоречий формально-логических, которые запрещаются логикой.Критики диалектики обычно ссылаются именно на этот аргумент, заявляя, что допущениепротиворечий приводит к разрушению науки. Следует, однако, не путатьформально-логические противоречия с противоречиями развития научного познания.Такие противоречия действительно обнаруживаются в ходе развития науки ивыражаются в несоответствии между старыми методами объяснения и вновь открытымифактами и данными. Когда старые идеи и теории оказываются не в состоянии понятьи объяснить новые факты, тогда они приходят в противоречие с ними. Такиепротиворечия представляют собой проблемы для науки и к их разрешению направленався исследовательская деятельность ученых.
Говоря о недостатках диалектической концепции развития, не следует забывать,что она опиралась хотя и на крупные естественно-научные открытия, но совершенныетеперь уже свыше столетия назад. Известно, что такими достижениями считалисьтри великих открытия в естествознании. «Первым, из них, — указывал Ф.Энгельс, — было доказательство превращения энергии… так что данномуколичеству энергии в одной форме всегда соответствует определенное количествоэнергии в другой форме». «Вторым — хотя по времени более ранним — открытием является создание Шванном и Шлейденом теории клеточного строенияживых организмов. Именно из органических клеток, из их размножения идифференциации возникают и вырастают все организмы, за исключениемнизших». На вопрос: откуда возникает бесконечное разнообразие такихорганизмов, дало ответ «третье великое открытие — теория развития, котораяв систематическом виде впервые была разработана и обоснована Дарвином».
С того времени, когда были сделаны эти открытия, естествознание добилосьновых крупнейших достижений не только во всех этих направлениях исследования,но и во многих других, которые коренным образом изменили наши представления онаучной картине мира и оказали существенное влияние на философию и научноемировоззрение. Не вдаваясь в подробное их обсуждение, остановимся лишь на тех,которые непосредственно относятся к трем великим открытиям XIX в. и являютсяпрямым их продолжением.
1) Закон сохранения и превращения энергии, несомненно, имел большое значениедля установления связи между различными формами движения материи, но нераскрывал механизма перехода от одних форм движения к другим в процессе их организациии усложнения. Более того, вся классическая термодинамика, в рамках которойвпервые был четко сформулирован этот закон, опиралась на представление о закрытыхи равновесных системах. Однако это представление сильно упрощает и искажаетприроду реальных систем, встречающихся в природе и обществе. Подавляющеебольшинство таких систем являются открытыми, поскольку они взаимодействуют сокружающей средой.
2) От изучения живых организмов на клеточном уровне биология углубиласьдо их анализа на молекулярном уровне. Это дало ей возможность широкоиспользовать новейшие физико-химические методы и средства исследования,раскрыть тайны наследственности и расшифровать генетический код. Результатыэтих исследований не только изменили многие прежние теоретические представленияо сущности жизни и ее происхождении, но нашли многочисленные практическиеприменения в борьбе с наследственными болезнями в медицине и генной инженериипо созданию новых видов растений и пород животных для сельского хозяйства.
3) Эволюционная теория Дарвина также подверглась значительным изменениями дополнениям. Это касается прежде всего пересмотра прежних взглядов о механизмахнаследственности и особенно роли мутаций в эволюционном процессе. Все этопривело к появлению синтетической теории эволюции, в которой было сохраненоосновное содержание дарвиновской теории, в частности принцип естественногоотбора. В то же время в ней пересмотрены и изменены представления о наследственности,микро- и макроэволюции. Было признано, что эволюция начинается не с вида, каксчитал Дарвин, а с популяции как совокупности организмов, обладающих общимгенофондом.
Все эти достижения современного естествознания, бесспорно, приходится учитыватьпри обсуждении вопроса о развитии систем, ибо они конкретизируют и уточняют рядобщих положений, относящихся к категории развития. Однако для анализа этойпроблемы наибольшее значение приобретают общие понятия и принципы такихмеждисциплинарных направлений исследования, как парадигма самоорганизации,выдвинутая синергетикой в рамках современной теории систем. Именно они даютвозможность, во-первых, выявить направленный характер изменений в системе,во-вторых, рассмотреть механизм возникновения порядка и организации, на которыхоснованы процессы перехода от одних структур и систем к другим.

2. Диалектика как наука. Принципы диалектики
2.1Понятиедиалектики
Диалектика- учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия ипознания и основанный на этом учении метод мышления. Слово «диалектика»впервые применил Сократ, обозначивший им искусство вести умелый спор, диалог.
Диалектика- противоборство мыслей, отбрасывание ложных путей, постепенное приближение кправильному знанию. Она там, где столкновение противоположностей, борьба идей;перенесенная в последствии в объективный мир, она означает наличие в немпротиворечий, их выявление и разрешение, борение, развитие, движение вперед.
Познаниевнутреннего (сущностного) и внешнего (формального) противоречия отличаетдиалектику от метафизики.
Постоянноразвивающаяся борьба старого и нового, противоположного и противоречивого,возникающего и исчезающего, т.е. борьба объективно предполагает необходимостьдиалектики — научной теории развития, метода познания природы, общества имышления.
Всё, чтопроисходит в мире: изменение, движение и развитие — подчиняется законамдиалектики.
Диалектикакак понятие употребляется в трёх значениях:
1)совокупность объективных диалектических закономерностей, процессов, действующихв мире независимо от сознания человека. Это диалектика природы, диалектикаобщества, диалектика мышления, взятая как объективная сторона мыслительногопроцесса. Это объективная реальность.
2)Субъективная диалектика, диалектическое мышление. Она представляет собойотражение объективной диалектики в сознании.
3)Философское учение о диалектике или теория диалектики. Выступает как отражениеотражения. Называется учением о диалектике, теорией диалектики.
Диалектикаможет быть материалистической и идеалистической.
Диалектикакак категория имеет ряд характеристик:
1)Диалектика — наука о наиболее общих законах всякого движения.
2)Диалектика как теория развития. Гегель установил, что истина представляется нев виде собранных готовых догматических положений, истина заключается в самомпроцессе познания, в длительном историческом развитии науки, поднимающейся снизших ступеней на всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, откоторой, найдя абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки.
2.2 Основныепринципы диалектики
Принципы – это всеобщие иуниверсальные, основополагающие и смыслообразующие идеи и установки, которыеопределяют роль и участие, смысл и направление всех прочих форм в процессепознания. Они имеют статус философских аксиом, т.е. задают начальные условияпознания, обусловливают его характер, пределы и теоретический потенциал.
В основание современнойдиалектики положены принципы: субстанционального единства мира; развития;детерминизма; системности. Согласно первому принципу все мировые процессыдетерминированы материальной субстанцией.
Принцип развития требуетрассматривать все процессы как результат определенным образом направленныхизменений. В материалистической диалектике развитие – философская категория,выражающая процессы, связанные с преобразованием качества предметов, споявлением новых качественных состояний, которые как бы развертываютпотенциальные возможности, скрытые и неразвернутые в предшествующихкачественных состояниях. Процесс развития – это всегда переход одного качествав другое, направленное формирование новых систем, новых типов организации,которые рождаются из предшествующих им систем. Существует две разновидностипроцессов развития:
1)Процессы качественных превращений, невыходящие за рамки соответствующего вида материи, определенного уровня ееорганизации. Например: эволюция звезд.
2)Процессы перехода из одного вида материик другому.
Развитие – это необратимое,направленное закономерное изменение материальных и идеальных объектов,обусловленное противоречиями системы.
Развитие совершается приналичии всеобщей связи и взаимообусловленности предметов и явлений, ихсоставляющих элементов. Связь – это такое отношение, в котором изменение однойиз его сторон (признака, элемента и т.д.) является необходимым и достаточнымусловием изменения другой его стороны. Связи чаще всего выступают в видевзаимосвязей. Во взаимосвязи элементов предмета происходят определенныеизменения. Момент такого изменения есть взаимодействие. Взаимосвязь в природе иобществе носит всеобщий объективный характер. В мире существует бесконечноеколичество связей между вещами и явлениями.
Всеобщая универсальнаявзаимосвязь всех явлений – исходная предпосылка принципа детерминизма.
Детерминизм предполагаетналичие разнообразных объективно существующих форм взаимосвязи явлений, многиеиз которых выражаются в виде отношений, не имеющих непосредственно причинногохарактера, т.е. прямо не содержащих в себе моментов порождения, производстваодного другим. К ним относятся функциональные зависимости, отношения симметрии,взаимодействия частей в системе, связь состояний в движении и развитии.
Классическая наука опираласьна механический детерминизм, согласно которому значение координат и импульсоввсех частиц Вселенной в данный момент времени совершенно однозначно определяетих состояние в любой прошедший или будущий момент времени. Такой подход означалпризнание лишь динамических закономерностей. Последние являются формойпричинной связи, при которой данное состояние системы однозначно определяет всеее последующие состояния, причем степень возможности появления нового состоянияопределяется уже не динамическими, а статистическими закономерностями.Статистическая закономерность – это форма причинной связи, при которой данноесостояние системы определяет ее последующее состояние не однозначно, а лишь сопределенной вероятностью, являющейся мерой возможности реализации заложенных впрошлом тенденций изменения.
Альтернативой детерминизмувыступает индетерминизм – концепция, которая либо отвергает причинность вообще,либо отрицает ее всеобщий характер. Сторонники индетерминизма утверждали, что копределенным областям, (например, волевым действиям, процессам, происходящим вмикромире) принцип причинной обусловленности неприменим. В действительности жеоказался непригодным старый механический детерминизм.
Неотъемлемым элементомдиалектики является принцип системности, в соответствии с которым любой процессили явление следует понимать как целостное образование. Эффект системностиобнаруживается в появлении у него новых свойств, возникающих в результатевзаимодействия элементов (атомы водорода и кислорода, например, объединенные вмолекулы воды, радикально меняют свое обычное свойство). Другой важнойхарактеристикой системности является иерархичность, субординация –последовательное включение систем низших уровней в системы более высокихуровней. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Системный способ объединенияэлементов выражает их принципиальное единство: благодаря иерархичному включениюсистем разных уровней друг в друга любой элемент любой системы оказываетсясвязанным со всеми элементами всех возможных систем. Например: человек –биосфера – планета Земля – Солнечная система – Галактика. Именно такойпринципиально единый характер демонстрирует нам окружающий мир.
Современная диалектикасодержит в себе и другие принципы. Нет строгого для всех обязательного перечняпринципов диалектики, нет именно потому, что принцип – это не столько четкофиксированное понятие, сколько сам способ рассмотрения и понимания предметов иявлений объективного мира.

3. Объективнаяи субъективная диалектика
Объективнаядиалектика — это диалектика реального мира,природы и общества, она выражает беспрерывное развитие и изменение,возникновение и уничтожение явлений природы и общества. Объективная диалектика- это движение и развитие в самом материальном мире как едином взаимосвязанномцелом. Она не зависит ни от сознания человека, ни от сознания человечества.
Субъективнаядиалектика или субъективное мышление — это движение и развитие мыслей, понятий,которые отражают в сознании объективную диалектику.
Субъективнаядиалектика, следовательно, вторична, объективная — первична. Первая зависит отвторой, вторая не зависит от первой. Поскольку субъективная диалектика естьотражение объективной, постольку она совпадает с ней по содержанию. И та, идругая подчинены одним и тем же всеобщим законам.
3.1Проблема истины как предмет субъективной диалектики
Субъективная диалектика– отражениепроцессов, царящих в мире, в головах людей. Это движение человеческих мыслей ипредставлений.
Истина есть процесс отражения в сознании человека материальногомира и закономерностей его развития, и в то же время она выступает какконкретно-исторический результат познания, развивающегося на основеобщественно-исторической практики, — результат, воплотивший в себе все егодостижения. Как во всяком процессе развития, источником развития истиныявляется внутреннее противоречие, развертывание которого и изучает субъективнаядиалектика, т.е. диалектика познания.
Рассматривая вопрос с этой точки зрения, мы можем сказать, чтоистина связана с основным, присущим человеческой мысли свойствомсоответствовать объективной реальности. Но мысль может и не соответствовать ей,т.е. быть заблуждением. Соответствие мысли объекту является основным свойствоммышления на всех его уровнях, оно определяет саму природу сознания. В то жевремя оно содержит в себе (по крайней мере как формально возможную) способностьи к заблуждению, и к его преодолению. Познающая мысль и познаваемое бытие нерасходятся до полной несовместимости, ибо мысль постоянно направлена на бытие,стремится постичь его, отразить в своих формах, и в то же время они несливаются в силу качественной специфики, историчности мысли, производности ееот бытия. На самом деле имеет место соответствие законов бытия и мышления, ноне абсолютное тождество, не полное совпадение их. Поэтому и соответствие мыслии действительности всегда не полно, не завершено, ибо никогда не могут бытьполны, завершен познание и лежащая в его основе объективная реальность.Неполнота и незавершенность познания, соответствия мысли и бытия в каждыйданный момент при постоянном стремлении мысли охватить бытие, осмыслить его вовсем объеме, наметить пути его преобразования и выступают как следствиеосновного внутреннего противоречия познания — противоречия истины изаблуждения.
Особую сложность проблема истины и заблуждения приобретает внаучном познании тогда, когда «из незнания является знание», когда совершаетсяпревращение неизвестного в известное. В развитии науки постоянно имеют местонеполнота исходной информации о каких-то явлениях, недостаточность накопленныхзнаний, незавершенность практики. Выработка новых знаний происходит благодаряпреодолению этих взаимосвязанных моментов, характеризующих проблемную ситуацию.
Взаимопроникновение и борьба указанных полярных моментов процессапознания определяют диалектику развития истины. В качестве исходного шага познаниепостоянно предполагает обнаружение в объективной реальности чего-то объективнонового или кажущегося таковым и в то же время узнавание в нем черт уже известногоили подобного, аналогичного известному. Вместе с тем в каждый данный моментновизна, реальные черты сходства объекта с другими объектами не обнаруживаютсяв полном объеме. В условиях такой неполноты, неопределенности и создаетсяисходный (иконический или знаковый) образ объекта, предназначенный дляосмысления познаваемого явления и отождествления его с каким-либо из классовпознанных объектов. Проблема формирования такого образа усложняется тем, чтопервоначально и обнаружение нового явления, и узнавание в нем черт уже известногоосуществляются не в существенных и необходимых отношениях, а в отношениях,связанных со случайными условиями наблюдения. Здесь точнее даже говорить не озаблуждении как таковом, а о своеобразном смешении истины и заблуждения висходном образе. Подобно тому как любой фантастический образ есть соединениереальных элементов, порой гиперболизированных, исходный образ в науке соединяетрезультаты реальных наблюдений (обнаружение и узнавание) в нечто аналогичноеизвестному. Аналогия, объединяющая результаты наблюдения, выбирается так, чтополученный на ее основе образ находит опору в накопленных прежде знаниях,соединяет воедино формулирующееся новое знание с имеющимся.
Задача дальнейшего познания сводится к объяснению особенностейобъекта, отличающих его от подобного образа, основанного на экстраполяциистарых знаний на новую реальность. Выявляемое при этом несоответствие междуними выступает причиной поиска иных аналогий и образования других образов(моделей или гипотез), противопоставляемых исходной. Их борьба, состоящая вразвитии, обосновании, сопоставлении и взаимоотрицании, и есть борьба истины изаблуждения, завершающаяся либо выбором наиболее адекватного образа из всехимеющихся, либо созданием нового. Эта борьба заканчивается созданием теорииобъекта, объясняющей его или охватывающей все сведения об объекте внутренненепротиворечивым образом, а также способной предсказать его новые особенности(нетривиальные черты поведения объекта, прежде не наблюдавшиеся). Таким образомдостигается соответствие мысли действительности в первом приближении (в отличиеот первоначального соответствия их по видимости).
Решающее значение для познания имеет то, что в борьбе истины изаблуждения ведущей и определяющей является истина. Обусловленность знанийсвойствами объективной реальности, а не сознания, практическая направленностьмысли, обусловленность ее материальными средствами познания и практическойпроверкой обеспечивают эту ведущую роль истины. В конечном счете мышление«суверенно, т.е… оно в состоянии познать существующий мир, посколькучеловечество будет существовать достаточно долго и поскольку в самих органах иобъектах познания не поставлены границы этому познанию».

Заключение
Таким образом, подводя итог данной работе можно сделать следующие выводы:
1) Философская концепция идея развития наиболее развернуто была сформулированаГегелем. Наиболее конструктивным принципом гегелевской диалектики считаетсязнаменитая триада, описывающая общий ход развития мысли. Согласно триаде,развитие начинается с определенного позитивного утверждения, или тезиса. Затемэтот тезис подвергается отрицанию, и таким путем возникает антитезис. Наконец,благодаря сопоставлению и объединению тезиса и антитезиса появляется их синтез.В отличие от идеалистической диалектики в марксистской философии всегдаподчеркивался материалистический характер развития, совершающегося в природе иобществе. Более конкретное представление о процессе развития дается в законе отрицанияотрицания, который отображает поступательный характер развития.
2) Диалектика– это философское учение о всеобщих (универсальных) связях бытия иразвития всего сущего. Диалектика– это способ мышления, при которомокружающий человека мир воспринимается как единое и динамическое целое. Объективнаядиалектика– процессы взаимодействия и развития, царящие во всем мире. Субъективнаядиалектика– отражение процессов, царящих в мире, в головах людей. Этодвижение человеческих мыслей и представлений.
К числу основных принципов диалектики относят:
— Принцип всеобщей взаимосвязи предметов и явлений действительности;
— Принцип всеобщности движения и развития.
Существует еще ряд принципов, которые не отнесены к разряду“основных”, но они весьма существенны. К принципам диалектики в познанииотносятся: единство относительной и абсолютной истины, единство абстрактного иконкретного, познаваемость материального мира, принцип историзма, системности ит.д.

Список литературы
1) Афанасьев В.Г. Основы философских знаний. М., 1987
2) Материалистическая диалектика. / Под общей редакцией Ф.В. Константинова, В.Г. Марахова. М., МЫСЛЬ, 1989.
3) Смолькина Л.И.Основы общей философии. Курс лекций по философии для студентов всех специальностей и формобучения. – Альметьевск: Альметьевский государственный нефтяной институт, 2008.– 232с.
4) Философскоепонимание мира: Учебное пособие под ред. В.В. Терентьева, МИИТ, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.