Реферат по предмету "Разное"


1 понятие и структура общения общение и совместная деятельность важные составляющие жизни дошкольника

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ1.1. ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА ОБЩЕНИЯ Общение и совместная деятельность — важные составляющие жизни дошкольника. Благода­ря им ребенок познает мир, учится строить от­ношения с другими людьми, личностно развивается. Уме­ние общаться положительно влияет не только на взаимо­действие с окружающими, но и на самооценку ребенка, ее внутренние характеристики: адекватность представле­ний о себе и своих возможностях, уверенность в соб­ственных силах, эмоциональную комфортность. При общении с детьми возникает закономерный воп­рос — какие критерии являются определяющими данно­го процесса? Если ребята мирно играют вместе, можно ли назвать это общением? Толковый словарь русского языка связывает общение со словами «общность», «община». Таким образом, смысл самого понятия может служить основным критерием об­щения: человек взаимодействует с другими людьми.^ Формирование навыков общенияОбщение — взаимодействие двух (или более) людей, на­правленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата [М. И. Лисина]. Если есть общая цель, общие интересы, это значит, что человек общается. Часто на занятиях в детском саду можно встретить такую ситуацию — ребенок на конкрет­ный вопрос воспитателя дает правильный (ожидаемый) ответ, а в реальных обстоятельствах ведет себя совсем иначе. Объяснение возможно, если предположить, что у ребенка и у взрослого разные контексты, соответственно, если у них нет общности, то нет и общения. Ответ ребен­ка в данном случае является результатом запоминания транслируемых педагогом знаний, а не следствием его личностных установок.^ Необходимыми условиями, подтверждающими нали­чие настоящего общения, являются: способность к сопе­реживанию, умение отождествить себя с другим челове­ком, готовность принять другую точку зрения. Общение подразумевает включенность каждого участника в диалог. Помимо взаимной направленности действий при общении, наиболее важной его характеристикой служит активность каждого участника общения (субьектность). Активность может выражаться в том, что человек при общении инициативно воздействует на своего партне­ра, а партнер воспринимает его воздействия и отвеча­ет на них. Исследователи выделяют в общении три взаимосвя­занных компонента:коммуникативная сторона общения (состоит в обме­не информацией между людьми);интерактивная сторона общения (заключается в орга­низации взаимодействия между людьми);перцептивная сторона общения (процесс восприятия друг друга партнерами по общению).Как любая деятельность, общение имеет свою структуру.^ СТРУКТУРНЫЕ КОМПОНЕНТЫ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПредмет общения — это другой человек, партнер по совместной деятельности как субъект. Конкретным пред­метом деятельности общения служат каждый раз те каче­ства и свойства партнера, которые проявляются при вза­имодействии. Отражаясь в сознании ребенка, они стано­вятся затем продуктами общения. Одновременно ребенок познает и себя. Представление о себе (о некоторых выя­вившихся во взаимодействии своих качествах и свой­ствах) также входит в продукт общения.Одним из значимых компонентов коммуникативной деятельности является потребность в общении, состоящая в стремлении человека к познанию и оценке других лю­дей, а через них и с их помощью — к самопознанию и самооценке. Многие трудности в общении возникают не только от незнания адекватных способов общения, но и от низкой потребности в нем.Под мотивом деятельности согласно концепции А. Н. Ле­онтьева понимается то, ради чего предпринимается де­ятельность. Это означает, что мотивом деятельности об­щения является партнер по общению. Следовательно, для ребенка мотивом деятельности общения является взрослый.Общение ребенка со взрослыми в большинстве случа­ев составляет лишь часть более широкого спектра его вза­имодействия, побуждаемого теми или иными потребно­стями. Поэтому развитие мотивов общения происходит в тесной связи с основными потребностями ребенка, кото­рые он не может удовлетворить самостоятельно.Мотивы, побуждающие ребенка вступать в общение, связаны с тремя его главными потребностями:потребностью во впечатлениях;потребностью в активной деятельностипотребностью в признании и поддержке.О существовании у детей острой потребности во впечатлениях свидетельствуют работы многих исследо­вателей. С появлением на свет, ребенок постоянно по­буждаем к новым впечатлениям, и чем сложнее и ин­формативнее объект, тем он для него привлекательнее. С течением времени потребность во впечатлениях по­стоянно возрастает. Удов­летворить эту потребность дети могут лишь через по­средство взрослых, так как возможности сделать это са­мостоятельно ограничены. Таким образом, потребность в новых впечатлениях побуждает детей вступить в кон­такт со взрослыми — появляются познавательные моти­вы общения.Потребность в активной деятельности так же харак­терна для детей, как и потребность во впечатлениях. На протяжении дошкольного детства активность, проявляе­мая ребенком, достигает высокого уровня развития, ви­доизменяясь и по форме, и по содержанию. Деловые мо­тивы общения появляются у детей в ходе удовлетворения потребности в активной деятельности, как результат не­обходимости, где нужны помощь и участие взрослых. Деловым мотивом общения является сам взрослый, в своем особом качестве — как партнер по совместной практической деятельности, помощник и образец пра­вильных действий.Потребность детей в признании и поддержке прояв­ляется уже с самого раннего возраста, например, в виде потребности в материнской заботе и любви, ласке. Харак­терной особенностью описываемого рода общения явля­ется его сосредоточенность на личности — самого ребен­ка, который ищет поддержки; взрослого, выступающего носителем нравственного поведения; других людей, по­знание которых способствует в целом познанию детьми социального мира и самих себя. В данном случае можно говорить о личностных мотивах общения, удовлетворяе­мых в самом процессе общения.Познавательные, деловые и личностные мотивы по­являются в период становления коммуникативной дея­тельности практически одновременно. Но в каждом пе­риоде детства один из мотивов общения становится веду­щим (М. И. Лисина, Л. Н. Гатигузова 1979). Так, в первые полгода жизни ведущим в общении является личностный мотив; в раннем возрасте — деловой, в первой половине дошкольного детства — познавательный, а во второй его половине снова личностный. Смена ведущего мотива определяется изменением ведущей деятельности ребенка и положением общения в системе общей жизнедеятель­ности детей.Общение протекает в форме действий, составляющих единицу целостного процесса (коммуникативной дея­тельности), адресованных другому человеку.Действие общения характеризуется целью, на достиже­ние которой оно направлено, и задачей, которую оно ре­шает. Две основные категории действий общения — это инициативные акты и ответные действия. Поскольку об­щение есть взаимный процесс, человек должен быть уве­рен, что партнер воспринимает его и относится опреде­ленным образом к его действиям. Стремление вызвать интерес другого, привлечь его внимание — наиболее ха­рактерный момент общения.Действие общения включает в себя средства общения (т. е. операции, с помощью которых осуществляется дей­ствие общения). Среди них можно выделить три основ­ные категории:- экспрессивно-мимические средства общения (улыб­ка, взгляд, мимика, выразительные движения рук и тела, выразительные вокализации);- предметно-действенные средства общения (локо­моторные и предметные движения, а также позы, используемые для целей общения; к этой катего­рии средств общения относятся приближение, удаление, вручение предметов, протягивание взрослому различных вещей, притягивание к себе и отталкивание от себя взрослого; позы, выража­ющие протест, желание уклониться от контакта, или наоборот);- речевые средства общения (высказывания, вопросы, ответы, реплики) [21].Определяя далее функции общения, классифицируем их следующим образом. Это:организация совместной деятельности людей (со­гласование и объединение усилий для достижения общего результата);формирование и развитие межличностных отно­шений;познание людьми друг друга.^ Способность к общению включает в себя: желание всту­пать в контакт с окружающими («Я хочу»); умение орга­низовать общение («Я умею»), характеризующееся, в свою очередь, умением слушать собеседника, эмоцио­нально сопереживать, решать конфликтные ситуации; знание норм и правил, каким необходимо следовать при общении с окружающими («Я знаю») [15].Все эти условия и критерии проявляются на всех воз­растных ступенях развития ребенка. Вместе с тем, в каж­дом возрасте общение имеет свою специфику.1.2.^ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ОБЩЕНИЯ РЕБЕНКА СО ВЗРОСЛЫМИВ дошкольном возрасте существуют две сферы обще­ния — со взрослыми и со сверстниками, причем обе не­обходимы для нормального развития личности ребенка. Рассмотрим в динамике эти процессы.Известный отечественный психолог М. И. Лисина выделяет несколько этапов в развитии общения, включа­ющие в себя: потребности, мотивы и средства общения. Совокупность данных составляющих представляет собой определенную форму общения. На протяжении детства складываются и развиваются четыре различные формы общения, по которым можно достоверно судить о харак­тере происходящего психического развития ребенка.Первой, возникающей в онтогенезе (2—3 мес), явля­ется ситуативно-личностная форма общения, в основе которой лежит потребность ребенка в доброжелательном внимании взрослых. В этот период малыш еще не владе­ет никакими приспособительными видами поведения и заимствует социальный опыт через эмоциональное обще­ние со взрослыми, которые обеспечивают выживание ребенка и удовлетворение всех его первичных органичес­ких потребностей. Присутствие рядом близкого человека и его сосредоточенность на малыше гарантируют после­днему безопасность и тот поток ласковых, любовных воз­действий, которые вызывают ответные положительные эмоции. Наблюдения за детьми этого возраста показали, что уже на 2-м месяце жизни дети проявляют любовь к взрослому не только в ответ на его ласку, но и по своей инициативе. Операции, с помощью которых осуществля­ется общение в рамках первой формы этой деятельности, относятся к категории экспрессивно-мимических средств общения. Безразличие взрослого к ребенку в первом по­лугодии жизни вызывает особенную реакцию у младенца: он встревожен, угнетен, его ответное поведение резко затормаживается. Таким образом, ситуативно-лично­стная форма общения является в младенчестве ведущей деятельностью, т. е. определяет дальнейшее психическое и физическое развитие ребенка. Внимание и доброжела­тельность взрослых вызывают у детей позитивные пере­живания, которые в свою очередь повышают жизненный тонус ребенка, активизируют все его функции. Дефицит эмоциональных контактов со взрослыми может привес­ти к необратимому недоразвитию ребенка, нарушению его адаптационных механизмов.Второй появляется ситуативно-деловая форма общения (от 6 мес. до 3 лет), где основной выступает потребность в сотрудничестве, в рамках ведущей деятельности периода раннего детства — предметно-манипулятивной деятельно­сти. На этом этапе общение включается в практическую деятельность малыша и основным его мотивом становится деловой. Отношение ребенка к окружающему миру каче­ственно изменяется — он активно интересуется всем проис­ходящим вокруг, подражает, манипулирует предметами, постепенно у него формируется осознание собственной личности, своего «Я».Взаимоотношения ребенка со взрос­лым носят характер практического сотрудничества. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включались в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах; при этом содействие взрослого является ведущим.Содержание потребности в сотрудничестве со взрос­лым в рамках ситуативно-делового общения претерпевает у детей изменения. В первые год-полтора, когда ребенок еще не овладел речью, ему требуется помощь в предмет­ных действиях. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству преобразуется. Малыш не ограничивает­ся ожиданием помощи, он предпочитает действовать и подражает взрослому.В это время происходит важное событие в развитии личности ребенка — он начинает отделять общее положи­тельное отношение к нему взрослого от оценки им своих отдельных действий. Очень важно чрезмерно не ограни­чивать появившуюся самостоятельность и инициатив­ность ребенка, ведь ему необходима возможность приоб­ретения собственного опыта.В рамках такой формы общения со взрослым, дей­ствуя по его образцу, в условиях практического сотрудни­чества с ним, дети овладевают и речью.Переход к дошкольному детству знаменуется и пере­ходом к новой форме общения — внеситуативно-познавателъной, которая существует в младшем и среднем дош­кольном возрасте (от 3 до 5 лет), и в основе ее лежит потреб­ность в уважительном отношении взрослого.Появление этой формы общения связано с тем, что уровень развития мышления, внимания, речи дошкольника позволяет ему оторваться от конкретной наличной ситуации и простого манипулирования с предметами и расширить границы своего кругозора, проникнуть во взаимосвязь явлений. Од­нако возможности ребенка еще ограничены, и единствен­ным источником знаний, позволяющим получить ответ на волнующие вопросы, становится и остается взрослый.Отношение авторитетно значимых взрослых к успе­хам (неуспехам) ребенка в различных сферах способствует формированию у малыша самооценки, притязания на признание. Переоценка или недооценка способностей ребенка родителями влияет на его отношения со сверст­никами, на формирование его личности в целом. Поло­жительные взаимоотношения с родителями помогают ребенку легче вступать в контакт с окружающими детьми и другими взрослыми.К концу дошкольного возраста (от 5 до 7 лет) у детей появляется высшая для этого периода детства форма об­щения — внеситуативно-личностная, возникающая на основе потребности во взаимопонимании и сопережива­нии. Эта форма общения тесно связана с высшими для дошкольного возраста уровнями развития игры, ребенок теперь обращает больше внимания на особенности меж­личностных контактов, на те взаимоотношения, которые существуют в его семье, на работе у родителей, в кругу их друзей и знакомых.Внеситуативно-личностное общение базируется на личностных мотивах, побуждающих детей к коммуника­ции, и протекает на фоне разнообразной деятельности.Зная особенности общения ребенка со взрослыми и детьми воспитателю необходимо создать в группе детского са­да обстановку, обеспечивающую каждому ребенку психологи­ческий комфорт и эмоциональную защищенность, окружить де­тей заботой, вниманием, дать почувствовать каждому малышу его значимость для окружающих людей.Возможность активного взаимодействия со средой, с миром людей и окружающих предметов во многом зависит от стиля общения взрослого с ребенком. Наиболее приемлема и эффек­тивна «демократическая» форма взаимодействия, для которой характерно проявление уважения, доверия к ребенку, стремле­ние избежать необоснованных ограничений и запретов.Установление благоприятного психологического климата, ат­мосферы доверия, внимания к нуждам, интересам детей позво­лят развить в них такие ценные качества, как стремление к творчеству, инициативность, осознание собственной значимости, самоценности.На протяжении преддошкольного и дошкольного возраста последовательно возникают и сменяются несколько форм обще­ния детей и взрослых, в которых изменяются и перестраивают­ся отношения взрослого и малыша, меняется содержание об­щения. Возникающая потребность в сотрудничестве побуждает млад­шего дошкольника привлекать взрослого к совместной деятель­ности.Основным мотивом общения в среднем дошкольном возрасте становится стремление получить информацию о причинах раз­нообразных явлений мира.В основе личностного общения, характерного для старшего дошкольника, лежит потребность во взаимопонимании и сопере­живании.Содержание общения является существенным моментом для развития отношений ребенка и взрослого. Если оно соответ­ствует уровню потребности, то возникает расположение, приязнь к взрослому.Воспитателю сле­дует предлагать ребенку такое содержание общения, которое в полной мере смогло бы удовлетворить потребность в деловых, познавательных или личностных контактах.Детей, у которых потребность в общении удовлетворена в достаточной степени, отличает:доверчивое, открытое, эмоциональное отношение к взрос­лому;инициативность в общении с ним, стремление привлечь его внимание; — чувствительность к отношению взрослого, его оценке; — способность перестраивать свое поведение с учетом его замечаний.При недостаточной удовлетворенности, дефиците общения у ребенка появляется или робость, неуверенность, скованность или недоверчивость, развязность, капризность и другие прояв­ления негативизма.Важный фактор психического развития — правильно органи­зованное взаимодействие между детьми. В общении с равным партнером ребенок приобретает ценное умение отстаивать свои права, учится ладить, уступать товарищу, уважать чужие ин­тересы, выражать себя, получает опыт построения взаимоотно­шений со сверстниками.Если в отношении взрослого ребенок чаще проявляет добро­желательность, внимательность, стремление сделать приятное, оказать услугу, то в общении со сверстниками дети зачастую менее чутки, отзывчивы, доброжелательны. Поэтому воспитате­лю необходимо заботиться о поддержании самых маленьких ростков стремления помочь, посочувствовать, понять состояние сверстника.Самая важная задача — открыть ребенку мир окружающих людей, их переживаний, сделать этот мир ценным и значимым, обеспечить счастливое проживание детства, создать атмосферу радости, условия для самовыражения ребенка и проявления его творческого начала.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Увольнение взыскание
Реферат Анализ платежеспособности и финансовой устойчивости Енотаевского райпотребсоюза
Реферат Cost Estimates For European Tour Essay Research
Реферат Уголовное право и законодательство
Реферат Значение российских и международных стандартов в аудите
Реферат Уголовный закон России
Реферат Mania Diaorder Essay Research Paper Mania DisorderTo
Реферат Уголовная ответственность за террористический акт
Реферат Уголовная политика России
Реферат Характеристика засобів діагностування електрообладнання АТЗ
Реферат Анализ хозяйственной деятельности предприятия ЗАО "Константин и К"
Реферат Уголовно-правовая характеристика бандитизма
Реферат Aids Action Essay Research Paper Interest Group
Реферат Уголовные наказания за налоговые преступления понятие виды и правила их назначения
Реферат Особенности изучения темы Закон Архимеда в малокомплектных школах