Реферат по предмету "Философия"


Возникновение логики как науки и основные этапы её развития

/>Московскийгуманитарно-экономический институт
Тверской филиал
Юридическийфакультет
Контрольная работа
Учебнаядисциплина: логика
Тема:Возникновение логики как науки и основные этапы её развития.
Студента 3 курса юридического факультета
Группы № Ю-335 специальность юриспруденция
Белоконь Николая Андреевича
Преподаватель
Иванов Николай Иванович
Тверь
2010

1. Зарождение и сущность логики как науки
Логика имеет долгую и богатую историю, неразрывносвязанную с историей развития общества в целом.
Возникновению логики как теории, предшествовала уходящаяв глубь тысячелетий практика мышления. С развитием трудовой,материально-производственной деятельности людей шло постепенноесовершенствование и развитие их мыслительных способностей, прежде всегоспособности к абстракции и умозаключению. А это рано или поздно, но неизбежнодолжно было привести к тому, что объектом исследования стало само мышление сего формами и законами.
История свидетельствует, что отдельные логическиепроблемы возникают перед мысленным взором человека уже свыше 2,5 тыс. лет назад— сначала в Древней Индии и Древнем Китае. Затем они получают более полнуюразработку в Древней Греции и Риме. Лишь постепенно складывается более илименее стройная система логических знаний, оформляется самостоятельная наука.
Основных причин развития логики две. Одна из них —зарождение и первоначальное развитие наук, прежде всего математики. Этотпроцесс относится к VI в. до н. э. и получает наиболее полное развитие вДревней Греции. Рождаясь в борьбе с мифологией и религией, наука основываласьна теоретическом мышлении, предполагающем умозаключения и доказательства.Отсюда — необходимость исследования природы самого мышления как средствапознания.
Логика и возникла, прежде всего, как попытка выявить иобосновать те требования, которым должно удовлетворять научное мышление, чтобыего результаты соответствовали действительности.
Другая, пожалуй, еще более важная причина, что особеннополезно знать юристам, — это развитие ораторского искусства, в том числесудебного, которое расцвело в условиях древнегреческой демократии. Величайшийримский оратор и ученый Цицерон (106—43 гг. до н. э.), говоря о могуществеоратора, обладателя «божественного дара» — красноречия, подчеркивал: «Он можетбезопасно пребывать даже среди вооруженных врагов, огражденный не столько своимжезлом, сколько своим званием оратора; он может своим словом вызватьнегодование сограждан и низвергнуть кару на виновного в преступлении и обмане,а невинного силою своего дарования спасти от суда и наказания; он способенпобудить робкий и нерешительный народ к подвигу, способен вывести его иззаблуждения, способен воспламенить против негодяев и унять ропот противдостойных мужей; он умеет, наконец, одним своим словом и взволновать иуспокоить любые людские страсти, когда этого требуют обстоятельства дела».
Помимо политических и торжественных речей развитиюкрасноречия особенно способствовали множество, разнообразие и значительностьсудейских дел. В хорошо подготовленных судебных речах обнаруживалась огромная,потрясающая умы слушателей сила убеждения и в то же время великаяпринудительная сила. Она буквально заставляла их склоняться к тому или иномумнению, делать те или иные выводы.
Логика и возникла как попытка раскрыть «тайну» этойпринудительной силы речей, понять, в чем же именно заключается ее источник, начем она основывается, и наконец, показать, какими свойствами должна обладатьречь, чтобы убеждать слушателей и вместе с тем вынуждать их с чем-либосоглашаться или не соглашаться, признавать что-то истинным или ложным.
По словам Цицерона, Греция «поистине пылала страстью ккрасноречию и долгое время им славилась...». Не случайно, что именно ДревняяГреция стала родиной логики как науки. Естественно также, что сам термин«логика» — древнегреческого происхождения.
Основателем логики — или, как иногда говорят, «отцомлогики» — принято считать крупнейшего древнегреческого философа иученого-энциклопедиста Аристотеля (384—322 гг. до н. э.).
Аристотелю принадлежит ряд трактатов по логике,объединенных позднее под названием «Органон» (от греч. organon — орудие,инструмент).
B фокусе всех его логических размышлений — теориявыводного знания — дедуктивных умозаключений и доказательства. Она разработанас такой глубиной и тщательностью, что прошла сквозь толщу столетий и в основномсохранила свое значение до наших дней. Аристотель дал такжеклассификациюкатегорий — наиболее общих понятий и близкую к демокритовской классификациюсуждений, сформулировал три фундаментальных закона мышления — закон тождества,закон противоречия и закон исключенного третьего. Логическое учение Аристотелязамечательно тем, что в зародыше оно содержит, по существу, все позднейшиеразделы, направления и типы логики —индуктивной, символической, диалектической.Правда, сам Аристотель называл созданную им науку не логикой, а прежде всегоаналитикой, хотя и употреблял термин «логическое». Сам же термин «логика» вошелв научный оборот несколько позднее, в III в. до н. э. Причем в соответствии сдвуединым смыслом древнегреческого слова «logos» (и «слово», и «мысль») онобъединил и искусство мыслить — диалектику, и искусство рассуждать — риторику.Лишь с прогрессом научных знаний этим термином стала обозначаться собственнологическая проблематика, а диалектика и риторика выделились в самостоятельныеотрасли знания.
Логика получила дальнейшее развитие, как в Греции, так ив других странах, причем и на Западе и на Востоке. Это развитие вызывалось, содной стороны, непрерывным совершенствованием и обогащением практики мышления(в котором все больший удельный вес занимало научное познание), а с другой —все более глубоким проникновением в сущность мыслительных процессов. Апроявлялось оно не только во все более полном и точном истолкованиисложившегося круга проблем, но и в последовательном расширении предмета логикиза счет выдвижения и анализа все новых ее проблем. Первоначально этовыразилось, например, в детализации и обобщении аристотелевской теориидедукции. Наряду с усиленной разработкой теории умозаключений из простыхсуждений исследовались и новые формы дедуктивного вывода — из сложных суждений.
Новый, более высокий этап в развитии логики начинается сXVII в. Этот этап органически связан с созданием в ее рамках наряду сдедуктивной логикой логики индуктивной. В ней нашли отражение многообразныепроцессы получения общих знаний на основе все более накапливавшегосяэмпирического материала. Потребность в получении таких знаний наиболее полноосознал и выразил в своих трудах выдающийся английский философ иестествоиспытатель Ф. Бэкон (1561—1626). Он и стал родоначальником индуктивной логики.«… Логика, которая теперь имеется, бесполезна для открытия знаний», — вынесон свой суровый приговор. Поэтому как бы в противовес старому «Органону»Аристотеля Бэкон написал «Новый Органон...», где и изложил индуктивную логику.Главное внимание в ней он обратил на разработку индуктивных методов определенияпричинной зависимости явлений. В этом огромная заслуга Бэкона. Однако созданноеим учение об индукции по иронии судьбы оказалось не отрицанием предшествующейлогики, а ее дальнейшим обогащением и развитием. Оно способствовало созданиюобобщенной теории умозаключений. И это естественно, ибо, как будет показанониже, индукция и дедукция не исключают, а предполагают друг друга и находятся ворганическом единстве.
Индуктивная логика была позднее систематизирована иразвита английским философом и ученым Дж. Ст. Миллем (1806—1873) в егодвухтомном труде «Система логики силлогистической и индуктивной». Онасущественно повлияла на дальнейшее развитие научного познания, способствоваладостижению им новых высот.
Потребности научного познания не только в индуктивном, нои в дедуктивном методе в XVII в. наиболее полно воплотил французский философ иученый Рене Декарт (1596—1650). В своем главном труде «Рассуждение ометоде...», основываясь на данных, прежде всего математики, он подчеркивалзначение рациональной дедукции как основного метода научного познания.Последователи Декарта из монастыря в Пор-Рояле А. Арно и П. Николь создали труд«Логика, или Искусство мыслить». Он получил известность как «Логика Пор-Рояля»и долгое время использовался в качестве учебника по этой науке. В нем авторывышли далеко за пределы традиционной логики и уделили главное вниманиеметодологии научного познания, логике открытий. Логика рассматривалась ими какпознавательное орудие всех наук. Создание подобных «расширенных логик» сталохарактерным в XIX—XX вв.

2. Основные исторические этапы развития логики
2.1 Становление символической (математической) логики
Подлинную революцию в логических исследованиях вызвалосоздание во второй половине XIX в. математической логики, которая получила ещеназвание символической и обозначила новый, современный этап в развитии логики
Зачатки этой логики прослеживаются уже у Аристотеля, атакже у его последователей, в виде элементов логики предикатов и теориимодальных выводов, а также логики высказываний. Однако систематическаяразработка ее проблем относится к гораздо более позднему времени.
Растущие успехи в развитии математики и проникновениематематических методов в другие науки уже во второй половине XVII в.настоятельно выдвигали две фундаментальные проблемы. С одной стороны, этоприменение логики для разработки теоретических оснований математики, а с другой— математизация самой логики как науки. Наиболее глубокую и плодотворнуюпопытку решить вставшие проблемы предпринял крупнейший немецкий философ иматематик Г. Лейбниц (1646-1416) Тем самым он стал, по существу, зачинателемматематической (символической) логики. Лейбниц мечтал о том времени, когдаученые будут заниматься не эмпирическими исследованиями, а исчислением скарандашом в руках. Он стремился изобрести для этого универсальныйсимволический язык, посредством которого можно было бы рационализировать любуюэмпирическую науку. Новое знание, по его мнению, будет результатом логическойкалькуляции — исчисления.
Идеи Лейбница получили некоторую разработку в XVIII в. ипервой половине XIX в. Однако наиболее благоприятные условия для мощногоразвития символической логики сложились лишь со второй половины XIX в.К этомувремени математизация наук достигла особенно значительного прогресса, а в самойматематике возникли новые фундаментальныепроблемы ее обоснования. Английскийученый, математик и логик Дж. Буль (1815-1864) в своих работах, прежде всего,применял математику к логике. Он дал математический анализ теорииумозаключений, выработал логическое исчисление («Булева алгебра»). Немецкийлогик и математик Г. Фреге (1848—1925) применил логику для исследованияматематики. Посредством расширенного исчисления предикатов он построилформализованную систему арифметики. Английский философ, логик и математик Б.Рассел (1872—1970) совместно с А. Уайтхедом (18б 1—1947) в трехтомномфундаментальном труде «Принципы математики» в целях ее логического обоснованияпопытался осуществить в систематической форме дедуктивно-аксиоматическоепостроение логики.
Так открылся новый, современный этап в развитиилогических исследований. Пожалуй, наиболее важная отличительная особенностьэтого этапа состоит в разработке и использовании новых методов решениятрадиционных логических проблем. Это разработка и применение искусственного,так называемого формализованного языка — языка символов, т.е. буквенных идругих знаков (отсюда и наиболее общее наименование современной логики —«символическая»).
2.2 Становление индуктивной логики
Опытно-индуктивный метод Бэкона состоял в постепенномобразовании новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Толькопосредством такого метода, по мнению Бэкона, возможно открыть новые истины, ане топтаться на месте. Не отвергая дедукцию, Бэкон так определял различие иособенности этих двух методов познания: «Два пути существуют и могутсуществовать для открытия истины. Один воспаряет от ощущений и частностей кнаиболее общим аксиомам, и, идя от этих оснований и их непоколебимой истинности,обсуждает и открывает средние аксиомы. Этим путем и пользуются ныне. Другой жепуть выводит аксиомы из ощущений и частностей, поднимаясь непрерывно ипостепенно, пока наконец не приходит к наиболее общим аксиомам. Это путьистинный, но не испытанный».
Хотя проблема индукции и раньше ставиласьпредшествовавшими философами, только у Бэкона она приобретает главенствующеезначение и выступает первостепенным средством познания природы. В противовесиндукции через простое перечисление, распространенной в то время, он выдвигаетна передний план истинную, по его словам, индукцию, дающую новые выводы,получаемые на основании не столько в результате наблюдения подтверждающихфактов, сколько в результате изучения явлений, противоречащих доказываемомуположению. Один- единственный случай способен опровергнуть необдуманноеобобщение. Пренебрежение к так называемым отрицательным инстанциям, по Бэкону,- главная причина ошибок, суеверий, предрассудков.
В индуктивный метод Бэкона необходимыми этапами входитсобирание фактов, их систематизация. Бэкон выдвинул идею составления трехтаблиц исследования — таблицы присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней.Если, используя любимый Бэконом пример, кто-то хочет найти форму тепла, то онсобирает в первой таблице различные случаи тепла, стремясь отсеять все то, чтоне имеет общего, т.е. то, что есть, когда тепло присутствует. Во второй таблицеон собирает вместе случаи, которые подобны случаям в первой, но которые необладают теплом. Например, в первой таблице могут быть перечислены лучи солнца,которые создают тепло, во вторую -включаться такие вещи, как лучи, исходящие отлуны или звезд, которые не создают тепла. На этом основании можно отсеять всете вещи, которые наличествуют, когда тепло присутствует. Наконец, в третьей таблицесобирают случаи, в которых тепло присутствует в различной степени. Используяэти три таблицы вместе, мы можем, согласно Бэкону, выяснить причину, котораялежит в основе тепла, а именно — по мысли Бэкона — движение. В этом проявляетсяпринцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный методБэкона входит и проведение эксперимента.
Для проведения эксперимента важно варьировать его,повторять, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства наобратные, прекращать его, связывать у другими и изучать в немного измененныхобстоятельствах. После этого можно перейти к решающему эксперименту. Бэконвыдвинул опытное обобщение фактов в качестве стержня своего метода, однако небыл защитником одностороннего его понимания. Эмпирический метод Бэкона отличаетто, что он в максимальной степени опирался на разум при анализе фактов. Бэконсравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов,перерабатывает его в мед собственным умением. Он осуждал грубых эмпириков, которыеподобно муравью собирают все, что им попадается на пути (имея в видуалхимиков), а также тех умозрительных догматиков, которые как паук ткут паутинузнания из себя (имея в виду схоластов). Предпосылкой реформы науки должностать, по замыслу Бэкона, и очищение разума от заблуждений, которых оннасчитывает четыре вида. Эти препятствия на пути познания он называет идолами:идолы рода, пещеры, площади, театра. Идолы рода — это ошибки, обусловленныенаследственной природой человека. Мышление человека имеет свои недостатки, таккак «уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещейсвою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде».
Человек постоянно истолковывает природу по аналогии счеловеком, что находит свое выражение в телеологическом приписывании природеконечных целей, которые ей не свойственны. В этом и проявляется идол рода.Привычку ожидания большего порядка в явлениях природы, чем в действительности,можно найти в них, — это идолы рода. К идолам рода Бэкон относит и стремлениечеловеческого ума к необоснованным обобщениям. Он указывал, что часто орбитывращающихся планет считаются за круговые, что необоснованно. Идолы пещеры — этоошибки, которые свойственны отдельному человеку или некоторым группам людей всилу субъективных симпатий, предпочтений. Например, одни исследователи верят внепогрешимый авторитет древности, другие склонны отдавать предпочтение новому.«Человеческий разум не сухой свет, его укрепляют воля и страсти, а этопорождает в науке желательное каждому. Человек скорее верит в истинность того,что предпочитает… Бесконечным числом способов, иногда незаметных, страстипятнают и портят разум».
2.3 Становление диалектической логики
Если и традиционная (аристотелевская) и символическая(математическая) логика — это качественно различные ступени в развитии одной итой же формальной логики, то диалектическая логика — другая важнейшая составнаячасть современной логики как науки о мышлении. Обращаясь снова к историилогики, мы находим, что уже Аристотель поставил и попытался решить рядфундаментальных проблем диалектической логики — проблему отражения реальныхпротиворечий в понятиях, проблему соотношения отдельного и общего, вещи ипонятия о ней и т. д. Элементы диалектической логики постепенно накапливались втрудах последующих мыслителей и особенно отчетливо проявились в работах Бэкона,Гоббса, Декарта, Лейбница. Однако как относительно самостоятельная логическаянаука, качественно отличная от формальной логики своим подходом к мышлению,диалектическая логика стала оформляться лишь в конце XVIII — начале XIX в. Иэто также связано, прежде всего, с прогрессом наук. В их развитии все болеечетко обозначивался новый этап: из наук о сложившихся, «готовых» предметах онивсе более превращались в науки о процессах, о происхождении и развитии этихпредметов, а также о той связи, которая объединяла их в одно великое целое.
Господствовавший до этого метафизический методисследования и мышления, связанный с изолированным рассмотрением предметов иявлений действительности, вне их связи, изменения и развития, вступал во всеболее глубокое противоречие с достижениями наук. Велением времени становилсяновый, более высокий, диалектический метод, основанный на принципах всеобщейсвязи, изменения и развития. Этому способствовало также все более динамичноеразвитие общества, все рельефнее демонстрировавшее взаимосвязь и взаимодействиевсех сторон общественной жизни, реальные противоречия между ними (вспомним вэтой связи надвигавшуюся Великую французскую буржуазную революцию 1789 г.).
В таких условиях во весь рост вставал вопрос озакономерностях диалектического мышления. Первым, кто попытался сознательноввести диалектику в логику, был немецкий философ И. Кант (1724— 1804).Обозревая многовековую историю развития логики, начиная с Аристотеля, он преждевсего подвел итоги этого развития. В отличие от некоторых своихпредшественников Кант не отрицал ее достижений. Наоборот, считал философ,логика добилась известных успехов, и этими успехами она обязана «определенностисвоих границ», а сами ее границы обусловлены тем, что она есть «наука,обстоятельно излагающая и строго доказывающая одни только формальные правилавсякого мышления...».
Но в этом несомненном достоинстве логики Кант обнаружил иее основной недостаток — ограниченные возможности как средства действительногопознания и проверки его результатов. Поэтому наряду с «общей логикой», которуюКант впервые в ее истории назвал также «формальной логикой» (и это названиезакрепилось за ней вплоть до настоящего времени), необходима специальная, или«трансцендентальная» логика (от лат. transcendens — выходящий за пределычего-либо, в данном случае за пределы опыта). Главную задачу этой логики онусматривал в исследованиях таких, по его мнению, действительно основных форммышления, как категории, т. е. предельно общие понятия. «Мы не можем мыслить ниодного предмета иначе как с помощью категорий...».
Они служат условием всякого опыта, поэтому носятаприорный, доопытный характер. Таковы категории пространства и времени,количества и качества, причины и следствия, необходимости и случайности идругие диалектические категории, применение которых якобы не подчиняетсятребованиям законов тождества и противоречия. Кант впервые обнажилдействительно противоречивый, глубоко диалектический характер человеческогомышления. В этой связи он стремился выработатьсоответствующие рекомендацииученым. Заложив, таким образом, принципы новой логики, центральной проблемойкоторой становилась проблема диалектического противоречия, Кант, однако, не далее систематического изложения. Он не раскрыл также ее действительногосоотношения с формальной логикой, более того, попытался противопоставить однудругой.
Грандиозную попытку выработать целостную систему новой,диалектической логики предпринял другой немецкий философ — Г. Гегель(1770—1831). В своем основополагающем труде «Наука логики» он, прежде всего,раскрыл фундаментальное противоречие между наличными логическими теориями идействительной практикой мышления, которое к тому времени достигло значительныхвысот. Средством разрешения этого противоречия и стало создание им — правда, всвоеобразной, религиозно-мистической форме — системы новой логики. В фокусе ее— диалектика мышления во всей его сложности и противоречивости. Гегель зановоподверг исследованию природу мышления, его законы и формы. В этой связи онпришел к выводу, что «диалектика составляет природу самого мышления, что в,качестве рассудка оно должно впадать в отрицание самого себя, в противоречие».Свою задачу мыслитель видел в том, чтобы найти способ разрешения этихпротиворечий. Гегель подверг жесточайшей критике прежнюю, обычную логику за еесвязь с метафизическим методом познания. Но в этой своей критике зашел такдалеко, что отверг ее принципы, основанные на законе тождества и законепротиворечия. Извратив действительное соотношение формальной логики и логикидиалектической, он тем самым нанес первой тяжелый удар, существенно затормозилее последующее развитие.

3. Особенности современного этапа развития формальнойлогики
Современная эпоха уже давно и многими учёнымихарактеризуется как эпоха диалога. Люди, если они хотят жить в мире, должнынаучиться договариваться. Умение публично выступать, вести переговоры,разрешать возникающие конфликты — всё это крайне редко даётся человеку отрождения. Все мы в настоящее время болезненно ощущаем недостаток культурыспора, полемики, общения вообще.
Логика, с её традиционным вниманием к аргументации,помогает человеку стать грамотным и культурным в этой области. Несомненно,следует отметить и роль логики в усиливающемся процессе компьютеризациипрактически всех областей познания и практической деятельности человека, исвязанным с этим ростом потока информации, что требует соответствующегопрограммного, теоретического и логико-лингвистического обеспечения компьютернойнауки и техники. Известно, что само возникновение кибернетики и информатикибыло бы невозможно без логики.
Позитивизм, а затем и логический неопозитивизм ХХстолетия осознал проблемы и задачи логики в контексте решения проблемобоснования научного знания. Именно в этом плане, собственно говоря, логика выглядит“полезной”. Неопозитивисты сумели достаточно подробно проанализировать вопрос оструктуре научного знания, проблему объяснения и предсказания в науке, вопрос огипотетичности научного знания, т.д.
Иными словами, сложившиеся в науке приемы и способыисследования получали описания в логике как некоторые регулятивные процедуры, иобратно, с точки зрения этих нормативных процедур подвергались анализу и оценкеконкретные научные теории.
В настоящее время логика представляет собой весьмаширокую область знания, богатую содержанием, разнообразием направлений иметодов исследования, результаты которых активно используются во многихобластях теоретического познания и практической деятельности. Она находитприменение в философии, математике, психологии, кибернетике, лингвистике и др.
Логика имеет большое значение для формирования культурымышления, умения эффективно использовать приобретенный человечеством арсеналлогических познавательных средств. Логика справедливо трактуется как некотораяграмматика мышления.
Современная логика — одно из имен для обозначениянынешнего этапа в развитии (формальной) логики, начавшегося во второй половинеXIX в. — начале XX в. В качестве других имен этого этапа в развитии логикииспользуются также термины математическая логика или символической логики.
Её суть заключается в том, что для обнаруженияистинностного значения выражений естественного языка можно применятьматематические методы. Именно использование символической логики отличаетсовременную логическую науку от традиционной. Символическая логика изучаетсимволические абстракции, которые фиксируют формальную структуру логическоговывода.
Огромный вклад в развитие символической логики внеслитакие учёные, как Дж. Буль, О. де Морган, Г. Фреге, Ч. Пирс и др. В XX векематематическая логика оформилась в качестве самостоятельной дисциплины в рамкахлогической науки.
Определение «математическая» подчеркивает сходствосовременной логики по используемым методам с математикой. Определение«символическая» указывает на употребление в современной логике специальносозданных для целей логического анализа языков формализованных, являющихся, таксказать, «насквозь символическими».
Определением «современная» новый этап противопоставляетсятрадиционной логике, отличительной чертой которой было то, что она пользоваласьпри описании правильных способов рассуждения обычным, или естественным, языком,дополненным немногими специальными символами. Традиционная логика и современнаялогика не являются разными научными дисциплинами, а представляют собой двапоследовательных периода в развитии одной и той же науки.
Основное содержание традиционной логики вошло всовременную логику, хотя многое при этом оказалось переосмысленным. Современнаялогика с особой наглядностью показала, что развитие логики тесно связано спрактикой теоретического мышления и прежде всего с развитием науки. Конкретныерассуждения дают логике материал, из которого она извлекает то, что именуетсялогической формой, логическим законом и т. п. Теории логической правильностиоказываются в конечном счете очищением, систематизацией и обобщением практикимышления.
Современная логика активно реагирует на изменения в стилеи способе научного мышления, на осмысление его особенностей в методологиинауки. Сфера приложений современной логики в изучении систем научного знаниянепрерывно расширяется. Современная логика явилась основой для формированияширокой концепции логики научного познания (логики науки), занимающейсяприменением идей, методов и аппарата логики к анализу не только дедуктивных, нои всех иных систем научного знания.
В 20-е годы XX в. предмет логических исследованийсущественно расширился. Начали складываться символическая логика, включающаямножество разделов: логика высказываний, логика предикатов, вероятностнаялогика и т.д.); модальная логика, рассматривающая понятия необходимо, возможно,случайно и т.п.; деонтическая логика, изучающая логические связи нормативныхвысказываний; диалектическая логика, изучающая законы развития человеческогомышления, и др. Некоторые эти новые разделы не были непосредственно связаны сматематикой, в сферу логического исследования вовлекались уже естественные игуманитарные науки.
В 30—40-е годы логика науки интенсивно разрабатывалась врамках философии неопозитивизма, сделавшей логический анализ языка наукиосновным средством борьбы с «дурной метафизикой» и порождаемыми ею«псевдопроблемами». Неопозитивизм принял идею о безоговорочной применимостисовременной логики не только к математике, но и к опытному знанию и резкопротивопоставил свою логику науки традиционному философскому иметодологическому исследованию познания. С точки зрения неопозитивизма, научноезнание беспредпосылочно, полностью сводимо к непосредственному опыту и независит ни от «метафизики», ни от того социокультурного контекста, в которомсуществует; научная теория рассматривается только в статике, анализ еевозникновения и развития выносится за рамки методологии; факты считаютсянезависимыми от теории и в совокупности составляющими тот безусловныйфундамент, к которому должны сводиться теоретические положения.
Все эти особенности неопозитивистской методологии науки —изоляционизм, отказ от исследования научного знания в динамике, наивныйиндукционизм, эмпирический фундаментализм и редукционизм — сказались не толькона самой этой методологии, но и на направляемом ею логическом анализе научногознания. Претенциозная программа сведения философии науки к логическому анализуее языка потерпела крах. Причина этого краха не в принципиальной неприменимостисовременной логики к опытному знанию, а в порочных философско-методологическихустановках, связанных с фетишизацией формальных аспектов познания,абсолютизацией языка и формальной логики.
Неопозитивистское расширительное истолкованиевозможностей современной логики в исследовании науки было преодолено только вконце 50-х — начале 60-х годов, когда стало очевидно, что задачи, которыевыдвигались перед современной логикой неопозитивизмом, плохо поставлены и неимеют решения. Сейчас логический анализ научного знания с использованиемсовременной логики активно ведется в целом ряде как давно освоенных, так иновых областей.
Самым общим образом их можно обозначить так. Этот разделдостаточно глубоко разработан, многие результаты, полученные здесь (например,Гёделя теорема о неполноте достаточно богатых формализованных языков и др.)имеют принципиальное философское и методологическое значение.
К этой сфере относятся изучение логической структурынаучных теорий, способов их эмпирического обоснования, исследование различногорода индуктивных процедур (индуктивный вывод, аналогия, моделирование, методыустановления причинных связей на основе наблюдения и эксперимента и т. п.),трудностей применения теорий на практике и т. д. Особое место занимаютпроблемы, связанные с изучением смыслов и значений теоретических и эмпирическихтерминов, с анализом семантики таких ключевых терминов, как закон, факт,теория, система, измерение, вероятность, необходимость и т. д.
В последнее время существенное внимание уделяетсялогическому исследованию процессов формирования, роста и развития знания. Ониимеют общенаучный характер, но пока изучаются преимущественно на материалеестественнонаучных теорий. Были предприняты, в частности, попытки построенияособой диахронической логики для описания развития знания.
Сюда относятся вопросы семантики оценочных и нормативныхпонятий, изучение структуры и логических связей высказываний о ценностях,способов их обоснования, анализ моральных, правовых и др. кодексов и т. д. Кним относятся объяснение, понимание, предвидение, определение, обобщение,классификация, типологизация, абстрагирование, идеализация, сравнение,экстраполяция, редукция и т. д.
Этот перечень областей и проблем логического исследованиянаучного знания, опирающегося на современную логику не является исчерпывающим.Он показывает как широту интересов современной логики так и сложность стоящихперед нею задач.
Логика науки, не является ни «ветвью», ни «разделом»символической логики, в отличие от таких разделов последней, как, напр.,многозначная логика или логика времени. Логика науки не является и особой«дисциплиной», существующей наряду с современной логикой, а есть лишь особыйаспект логики, связанный с приложением логических систем к практике научноготеоретизирования и выделяемый только по контрасту с чистым исследованиемформальных построений (исчислений).
В современной логике нет разделов, как-то по-особомусвязанных с наукой; вместе с тем все разделы символической логики включая ицентральный — теорию логического следования, так или иначе, связаны слогическим анализом научного познания. Современная логика взаимодействует снаукой прежде всего через методологию научного познания, поэтому обычно говорятне просто о «логике науки» («логике научного познания»), а о «логике иметодологии науки» или о «логико-методологическом анализе науки».
В рамках такого анализа символическая логика сама по себене решает каких-либо конкретных проблем методологии науки, но логическоеисследование представляет собой, как правило, необходимую предпосылку,рассмотрения таких проблем. Современная логика не только используется вметодологическом анализе, но и сама получает важные импульсы в результатеобратного воздействия своих приложений.
Имеет место взаимодействие логики и методологии в анализенаучных теорий, а не простое применение готового аппарата к некоторому внешнемудля него материалу. Особенно заметным это стало в последние годы, когдасмещение центра интересов методологии науки, от анализа готового знания кисследованию роста и развития знания, постепенно ведет к соответствующемуизменению проблематики как логики науки, так и современной логики.
Математическая логика не охватывает всех проблеместественной логики мышления. За формальной логикой остается ее познавательнаяфункция и методическая роль как науки о законах и формах правильной мысли,ведущей к утверждению истины.
Символическая логика находит все более широкое применениев других науках — не только в математике, но и в физике, биологии, кибернетике,экономике, лингвистике. Она приводит к возникновению новых отраслей знаний(метаматематика). Особенно впечатляюща и наглядна роль современной логики всфере производства. Открывая возможность как бы автоматизировать процессрассуждений, она позволяет передать некоторые функции мышления техническимустройствам. Ее результаты находят все более широкое применение в технике: присоздании релейно-контактных схем, вычислительных машин,информационно-логических систем и т. д. По образному выражению одного изученых, современная логика — это не только «инструмент» точной мысли, но и«мысль» точного инструмента, электронного автомата. Специально отметим, чтодостижения современной логики используются и в правовой сфере. Так, вкриминалистике на разных этапах исследования производится логико-математическаяобработка собранной информации.
Растущие потребности научно-технического прогрессаобусловливают дальнейшее интенсивное развитие современной логики.

4. Задачи
В каком веке сформировалась логика в качествесамостоятельной науки?
Логика сформировалась в качестве самостоятельной науки вIV веке до н.э..
Кто является основателем науки логики?
Основателем науки логики является философ и учёный Аристотель.
В каком трактате английский философ и естествоиспытательФренсис Бэкон разработал проблемы индуктивной логики?
Френсис Бэкон разработал проблемы индуктивной логики втрактате «Новый Органон, или Истинные указания для истолкования природы»(«Novum Organum»).
Кто из русских логиков написал работу «О частныхсуждениях, о треугольнике противоположностей и о законе исключенногочетвертого»?
Работу «О частных суждениях, о треугольникепротивоположностей и о законе исключенного четвертого» написал Н.А. Васильев.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Роль финансов в создании и функционировании свободных экономических зон как одном из направлений
Реферат Hydrocephalus Essay Research Paper HydrocephalusDefinitionA condition affiliated
Реферат по Анализу финансовой отчетности 4
Реферат Napster1 Essay Research Paper Napster The Napster
Реферат Психолого-педагогическое обеспечение воспитательного процесса в средней школе
Реферат Екологічні наслідки аварії на Чорнобильській АЕС
Реферат Was The American Revolution A True Revolution
Реферат Пищевая и биологическая ценность пищевых продуктов животного и растительного происхождения
Реферат John Locke An Essay Concerning Human Understanding
Реферат Конфуцій. Конфуціанство як релігійно-філософське вчення
Реферат Правовое обеспечение профессиональной деятельностью
Реферат Психологические аспекты формирования духовности и имиджа социального работника
Реферат Технология приготовления бездрожжевого теста и изделий из него
Реферат Проектирование системы автоматического регулирования угла поворота вала электродвигателя
Реферат Политика и власть. Сущность политической власти