Реферат по предмету "Философия"


Взгляд философии на политическую и духовную жизнь общества

Взгляд философии наполитическую и духовную жизнь общества

СОДЕРЖАНИЕ
 
1 Политическая сфера общества
2 Духовная жизнь в системе общества
Список использованных источников
 

1 Политическая сфераобщества
Первобытное общество небыло абсолютно социально однородным. В нем в условиях естественного разделениятруда (по полу и возрасту) помимо обычаев, традиций и элементарных нравственныхнорм зачаточную управленческую функцию выполняли предводители-лидеры (вожди,старейшины), наиболее способные и умудренные опытом люди. Итак, формировалисьпредполитическая сфера социума, предгосударственные институты.
С возникновением частнойсобственности и расколом общества на классы и слои потеряли свое значениекровнородственные и племенные связи и отношения, регулировавшие общественнуюжизнь. Классово-слоевое общество породило необходимость его политическойорганизации, формирования политической сферы.
Политика — определяемыепрежде всего экономическими интересами отношения между классами и другимисоциальными общностями по поводу государственной власти.
Существуют следующиеосновные трактовки власти. Власть — способ самоорганизации человеческойобщности, основанной на разделении функций управления и исполнения, выступаеткак средство социального общения, позволяющее регулировать конфликты иобеспечивать консолидацию общества. Компонентами власти выступают субъект,объект, средства (ресурсы — экономические, социальные,культурно-информационные, принудительные) и процесс. Власть означаетспособность социальных общностей, политических партий, их лидеров, общественныхорганизаций и движений навязывать с помощью насилия, принуждения, убеждения,авторитета, достижения компромисса свою волю другим. Власть проявляется такжечерез субъективную мотивацию политического поведения, коренящуюся в сознании иподсознании людей. Природа власти, по Мишелю Фуко (1926 — 1984), обращена ксфере бессознательного, носит скрытый характер, лишь на поверхности воплощаясьв государственные институты и социальные гегемонии. Власть опирается на знанияи на виды речевой коммуникации, ориентированные на обсуждение и обоснованиелюбых аспектов действий их участников. Ролан Барт (1915 — 1980) развивает иперерабатывает ницшеанские интуиции об укорененности власти в языке (в немимеется первичный уровень принуждения).
Жиль Делез (1925 — 1995)и Феликс Гваттари (1930 — 1992) власть рассматривают через бытийные аспекты каксубпродукт «производства желания».
Помимо концепцииуниверсальной природы власти, проявляющей себя не только в политической сфере,а всюду, существует теория «государства — минимума» (марксизм, чикагская школаГ. Беккера), утверждающая идею «отмирания» государства и политики, поэтапногосокращения прерогатив власти в гражданском обществе. Сейчас в ряде страннаблюдается смена фаз циклов усиления и ослабления роли государства: оториентации на модель «большого» социального государства к монетаристской модели«государства — минимума» и обратно.
Наиболее стабильнойявляется власть, построенная не на привычке, а тем более страхе, а на интересе,принципе коллегиальности, в котором реализуется установка власти напартнерство. Сейчас усиливаются ненасильственные механизмы контроля влияния,основанные на знании, экспертизе, информации и формальных процедурах. Принципколлегиальности власти как наиболее приемлемый для стабильного развитияобщества не исключает роли политических лидеров. М. Вебер различал:
а) традиционноелидерство, опирающееся на обычай, когда человек становится лидером благодаряпроисхождению (например, сын монарха после его смерти занимает пост монарха);
б) харизматическоелидерство, основанное на вере в сверхъестественные способности вождя, культеего личности;
в) рационально-легальноелидерство, основанное на вере в законность существующего порядка, когда человекстановится руководителем государства с помощью законных бюрократических процедур.
Субъектом политикивыступает не только политический лидер, но и рядовой гражданин, способный иимеющий возможности проявить себя в сфере политики. Взаимосвязь междусубъектами политической системы осуществляется на основе политико-правовыхнорм, политических идей, теорий и взглядов.
В известном смысле полеполитики представляет собой рынок, в котором существует производство, спрос ипредложение особого рода политических деятелей, партий, программ. В политике,как и в игре, всегда есть риск, выбор альтернативы, тех или иных вариантовполитических ориентаций и действий. Все это преимущественно характеризует рольполитики в западной культуре, где «работает» принцип неопределенности. НаВостоке главным в политике является обеспечение порядка и преемственности,здесь политика подчиняется законам жесткого детерминизма.
Государство — важнейшийэлемент политической системы общества. Если родовая организация осуществлялалишь функции регламентации общественных отношений, обусловленных природойчеловеческого общежития, то функции государства значительно расширяются иусложняются. Они включали в себя организующее начало, принудительно-усмиряющуюфункцию (экономическое подавление, политическое угнетение, духовное насилие),защиту права человека на жизнь, на мир и выживание в условиях нестабильности,войн, агрессии (особенно в XVI — XVII вв.), задачу регулирования отношений сдругими странами, решение социальных вопросов. С XVII — XVIII вв. постепенноначинает осознаваться значение государства для защиты ценностей естественнойприроды человека (индивидуальной свободы, возможности выбора, проявлениятворческих начал и т.д.). При этом государственное вмешательство в частнуюжизнь начинает сводиться к минимуму.
Для выполнения своихфункций государство опирается на публичную власть (различные органы иучреждения, чиновничество, армия, полиция и т.д.) и взимание налогов снаселения для содержания аппарата власти. К другим признакам государстваотносятся: право, закрепляющее определенную систему норм и отношений;территория, на которую распространяется юрисдикция данного суверенногогосударства; гражданство.
Применительно кантагонистическому обществу право, по Марксу, есть воля господствующего класса,возведенная в закон. Прогрессирующее развитие общества все более утверждаетстатус права как условия развития личности. Утверждаются общие принципы права:справедливости, равноправия, гуманизма, демократии и др. Если нормы моралиимеют широкое содержание, то правовые нормы более конкретны и формальны. Нормынравственности исполняются исходя из личной убежденности человека, а требованияправа — в силу осознания гражданами их справедливости. В целом, право и мораль,являясь ценностными формами сознания, служат регуляторами поведения людей,согласованию интересов личности и общества, обеспечению достоинства человека,поддержанию порядка в социуме.
Под воздействиемгосударства, политических партий и общественных организаций, церкви, средствмассовой информации формируется политическая культура — система познавательных,эмоциональных и оценочных ориента- ций индивидов на политическую систему, атакже на саму личность в политическом процессе. Г. Алмонд и С. Верба выделяюттри типа политической культуры:
1) патриархальную, длякоторой характерно отсутствие интереса граждан к политике (средневековье,слаборазвитые страны, где масса населения безграмотна);
2) подданическую, илиавторитарную, с ориентацией на сильную политическую власть, но низкуюактивность граждан;
3) активистскую,проявляющуюся в активном участии граждан в политической жизни, котораяфункционирует на основе их заинтересованности и добровольности.
Названные типывзаимодействуют, образуя смешанные формы с преобладанием тех или иныхкомпонентов.
Аристотель выделил триправильных возможных вида государственного устройства:
а) монархия (властьодного);
б) аристократия (властьлучших или для лучших целей);
в) политейя (властьнарода в малом государстве-полисе, осуществляемая в общем интересе).
Названные формы способныдеградировать соответственно: в тиранию; в олигархию; в охлократию как властьтолпы. Все три формы могут быть хороши, если они правят для общественногоблага, и все три искажаются, когда преследуют частные интересы. Аристотельвыдвинул идею формирования «смешанного государства», сочетающего достоинстваназванных трех видов государственного устройства. Эта идея повлияла наформирование в дальнейшем представлений о разделении властей.
Различают: поклассово-формационному признаку — рабовладельческое, феодальное,капиталистическое и социалистическое государство; по форме государственногоустройства — унитарное, федерация, конфедерация; по виду политического режима — тоталитарное, авторитарное и демократическое государство. Остановимся нахарактеристике режима.
Важнейшими признакамитоталитаризма являются: централизованная экономика; растворение человека(индивидуальности) в массе людей, ориентация на слитность, достижениеоднородности в различных явлениях жизни (однопартийность, одна идеология);отрицание гражданского общества и его" институтов; монополизация власти.
Авторитаризм допускаетмногообразие форм собственности, имеет опору в блоке партий и движений.Отказываясь от полного контроля, авторитаризм вместе с тем в управленииопирается на жесткую централизацию государственной власти и командные методыруководства, характеризуется персонифицированным характером принятия решений.
Для демократии характерныпубличность власти, ее представительский характер и наличие механизма сдержек ипротивовесов, цель которого не допустить сосредоточения всей полноты власти вруках какого-либо одного института, класса или сословия. Демократияосуществляется на основе права и процедур, которые служат инструментами защитылюбого из членов общества. Развитие демократии идет в контексте гуманизации,общего модернизационного процесса, охватывающего все стороны жизни социума.Демократия наиболее приемлема для управления сложными социальными системами,так как предполагает многообразные обратные связи, корректирующиеуправленческие решения. При монархическом и авторитарном способах правления этисвязи ослабевают.
Демократия, как и другиеформы власти, двойственна. Различают дух демократии (свободу личности, правовоегосударство) и вторичные признаки ее — парламентский строй, всеобщееизбирательное право. Конечно, ценности свободной личности и защиты правчеловека благородны, но вместе с тем они могут использоваться в качествеповодов для насилия, военных акций. Возникает проблема соотнесения идеи свободыи прав человека и идеи свободы и прав народов. Что касается избирательногоправа, то оно недостаточно оправданно в том смысле, что существует неравенстволичностей, их способностей, их вклада в общественную жизнь. На основерезультатов выборов и референдумов происходит поглощение меньшинствабольшинством. Но любые новации вначале предлагает меньшинство, преодолеваяконсерватизм большинства. Определенная слабость демократии состоит в том, чтопреувеличивается коллективистская идентификация населения, замедляется путьпринятия решений из-за необходимости широкого согласия многочисленных группобщества. Демократия не исключает, а предполагает и требует дисциплину в формезаконопослушания. Опыт XX — XXI вв. продемонстрировал, что как функционированиестабильных демократий немыслимо без усиления роли государства, так и демонтажтоталитарных режимов и переход к «открытому обществу» невозможны безавторитаризма.
В отличие от XIX в.,современное буржуазное государство становится не только органом совокупногокапиталиста, но в той или иной мере всех социальных сил общества, гарантом ихконсенсуса, особенно по мере возрастания элементов правового государства.Однако демократичность здесь выражается относительно, ибо проявляются такиеобщечеловеческие дефекты, как бюрократизм и коррупция. Помимо законной властифункционирует аппаратная система управления, скрепляющая механизмсамоорганизации предпринимательского общества. Немецкий философ Герберт Маркузе(1898 — 1979) показал, что современные западные демократии не столько пряморепрессируют массы, сколько формируют ложные потребности, привязывающиеиндивида к современному обществу. Человек таким образом лишается своейонтологической и моральной основы158.
Сопоставляя достоинства иизъяны демократии, следует, видимо, руководствоваться принципом, высказаннымизвестным британским политиком У. Черчиллем: демократия — скверная вещь, но безнее будет еще хуже.
Идеал, способныйосуществить гражданский мир и согласие между обществом и государством, —сильная социальная демократия, обеспечивающая динамический баланс организации исамоорганизации общества, социального контроля и частных интересов,сотрудничества и конкуренции.

2 Духовная жизнь всистеме общества
Духовная жизнь (духовныедеятельность, потребности, потребление и отношения), выражающаяся черезсознание людей, духовное общение, — сфера социума, которая соотносится сматериально-производственной, социальной и политической жизнью.
Носителями сознаниявыступают человечество в целом, различные социально-этнические общности ииндивиды. Соответственно выделяются общественное и индивидуальное сознание, атакже промежуточное между ними классовое, национальное и т.д. сознание.
Общественное сознание — совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравовлюдей, отражающих действительность и обратно воздействующих на нее.Индивидуальное сознание — неповторимый духовный мир конкретного человека — выступает как отражение сложного взаимодействия социальной среды данногообщества и среды, специфической для определенной личности («микросреды»),включает в себя и самосознание. Общественное сознание, отвлекаясь от конкретныхспецифических черт сознания индивидов, ассимилирует лишь общезначимое виндивидуальном сознании.
Различаются два уровняобщественного сознания — общественная психология и идеология.
Общественная психологиявключает в себя чувства, переживания и настроения людей, сопровождающие любуюобщественную идею. Социально-психологический фактор (моральный климат, стильотношений между людьми, социально-психологические средства воспитания и т.п.) всовременной жизни играет существенную роль.
Идеология — системавзглядов, идей, представлений, убеждений, идеалов, чувств и верований, вкоторой осознаются и оцениваются отношения людей к действительности (природе,общественному строю) и друг к другу, социальные проблемы и конфликты, а такжесодержатся цели (программы) деятельности, направленной на закрепление илиизменение данных общественных отношений. В сфере идеологии классы, те или иныесоциальные слои осознают свое бытие, коренные интересы, стратегические задачи иопределяют средства и пути их достижения. Через идеи, взгляды, верованияидеология выступает как духовное освоение человеком окружающейдействительности, а посредством убеждений и волевых актов, реализуемых впоступках, в действиях, она предстает в качестве практического преобразованиямира и совершенствования самого человека. В делом, идеология функционирует вобществе как духовно-практический феномен. Содержание идеологии — идеи,концепции, обобщенные социальные образы, идеологические стереотипы, ценности (вкачестве ценностей выступают богатство, власть, человек и пр.). И все же, поохвату реальности идеология беднее мировоззрения. Идеология создает ипрогнозирует позитивный образ общественного устройства, которое быудовлетворяло запросы и стремления людей, формирует мотивы действий, мобилизуети организует субъектов на достижение определенных целей.
Следует различатьидеологию государства и идеологию гражданского общества. Последняяплюралистична. Идеология тесно связана с социальными интересами, с политикой,оказывает целенаправленное воздействие на массы людей. Если наука занимаетсяобъективно существующими явлениями и закономерностями, то идеология отражаетсубъективные интересы государства, общества или его отдельных групп(корпоративность идеологии). Вместе с тем, науки (общественные) несут в себепечать субъективных подходов, ибо они изучают различные сообщества людей,характеризующихся как сходящимися, так и расходящимися (разными) интересами.Науки (общественные) не тождественны идеологии, в то же время они не могутполностью уйти от идеологии. Так как целенаправленность сознания сочетается сего стихийностью, то и идеология в значительной степени иррациональна ииллюзорна.
В современном обществегосподствуют три общемировые идеологии: марксизм (неомарксизм), консерватизм илиберализм (неолиберализм). Они формировались столетиями гениальнымимыслителями и жизненной практикой народов. В государствах, как правило,функционируют комбинации элементов названных идеологий, ибо динамизм обществасочетается с устойчивостью, труд осуществляется не только ради личной наживы,но и для блага общества и создания условий для всестороннего развития личности,экономическая эффективность и социальная защищенность представляют единствопротивоположностей, коллективистская ориентация и социальная опека дополняютсяразвитием личной инициативы и ориентацией на собственные силы и способности ит.п.
Структура общественногосознания выражается также через его формы. Наука выступает не только как формаобщественного сознания, но входит и в другие сферы общества, благодаря чемучеловек является агентом экономической, социальной, политической и духовнойжизни общества. Политическое сознание как духовная сторона политики выражаетсяв теоретической (идеи, концепции, взгляды) и эмпирической (переживания,представления, иллюзии и т.д.) формах,„которые служат основой для формированияобщественного мнения относительно политики и политических деятелей. Моральноесознание является фактором внутренней регуляции человеческого поведения,отношения человека к другим людям, а религиозное сознание предстает и как формамировоззрения, и как регулятор человеческих отношений.
Эстетическое(художественное) сознание «смягчает» определенную стандартизацию жизни,преодолевает опасность «однополушарного» развития человека. Ведь современныесистемы образования нацелены преимущественно на культивирование рациональности,символики, правил формальной логики, оказываются малопривлекательными дляобъяснения ситуаций индивидуальной жизни. Эстетическое сознание вносит вдуховный мир личности образность, эмоциональную окрашенность восприятиядействительности, формирует творческое воображение, в — целом способствуетсбалансированию в развитии абстрактного и конкретного мышления, обеспечиваетценностно-мотивирующее поведение человека.
В современном мире роль духовностивозрастает. Происходит интеграция и дифференциация форм общественного сознания.Они взаимообогащаются, перекрещиваются, имеется преемственность в их развитии.Наряду с известными классическими (политическое, правовое, научное,философское, нравственное, эстетическое, религиозное сознание) вычленяютсяновые формы сознания. Ранее считалось, что политическое сознание отражает нетолько политическую жизнь общества, но и экономическую, ибо политика естьконцентрированное выражение экономики. Но ведь экономика и политика, решаяобщие задачи, вместе с тем специфичны. В связи с развертыванием НТР, повышениемроли экономических стимулов развивается экономическое сознание. Онопредставляет собой систему знаний об управлении хозяйственной деятельностью, отехнологических процессах, финансах, рыночной конъюнктуре, экономическойинформации и т.д. В условиях, когда равновесие искусственной и естественнойсреды обитания нарушено и над человечеством нависла угроза его существованию,необходимым становится экологическое сознание. Повышение значенияобразованности, квалификации, воспитанности и здоровья человека вызываетразвитие демографического сознания. Важнейшим содержанием общественногосознания стало выявление исторических закономерностей общественного развития,что обусловливает функционирование исторического сознания. Происходящий нарядус социальной интеграцией процесс социальной дифференциации оживляетнациональное сознание, которое включает в себя осознание принадлежности копределенной нации, ее материальным и духовным ценностям и к общественнымсвязям, сложившимся на базе социально-экономической жизни нации. Наформирование национального сознания влияет в некоторой степени этнографическаяи природная среда. Так, огромные просторы, на которых живут русские, оказаливлияние на развитие широты их натуры. На «переломных» этапах истории, вобществах переходного периода, когда значение моральных запретов уменьшается, апреступность растет, возрастает удельный вес криминального сознания. Чтобы ононе стало всеобщим, необходимо социально-экономическое и нравствен- но-духовноеоздоровление общества, утверждение и укрепление правовой государственности.Любая форма общественного сознания разворачивается в единстве ссоответствующими культурой, воспитанием, поведением и деятельностью человека.
Основными функциямиобщественного сознания (духовной жизни) являются:
а)познавательно-информационная;
б) идеологическоеобоснование общественных отношений, благодаря которому осознаются и выражаютсяпотребности и интересы классов, наций, народов и т.д.;
в) идеальноеконструирование действительности, формирование общественного идеала, проектовизменения социальной и духовной реальности;
г) коммуникативная;
д) воспитательная.
Эти функции сознанияможно свести к двум главным: отражательной и регулятивной (управленческой).И.Г. Фихте в идеалистической форме показал связь деятельного итеоретически-созерцательного отношения к предмету. Рассуждая сматериалистических позиций, В.И. Ленин подчеркнул, что сознание не толькоотображает мир, но и творит его.
Не все, что рождает духчеловека, становится моментом исторического процесса. Например, из-за слабостиматериально-технической базы в России (и по другим причинам) не был реализованразработанный И.И. Ползуновым в середине XVJII в. проект паровой машины. Иликонцепции социалистов-утопистов не претворились в практику из-за ихиллюзорности. Регулятивная функция сознания «срабатывает» при следующихосновных условиях.
— Отражение должно бытьверным.
— Должны бытьматериальные, экономические, социально-политические, экологические и другиесредства и предпосылки для реализации знаний, идей, планов.
— Углублениедемократических начал общественной жизни, что позволяет широким слоям народапринимать участие в обсуждении, экспертизе, в известной степени в принятиирешений и реализации идей.
— Зрелость субъектов(социальных и политических сил общества, индивидов) должна быть достаточновысокой. Имеет значение и морально-психологическая готовность человека.Компетентный, квалифицированный и умелый субъективный фактор способенреализовать возможности, заложенные в объективных условиях, рациональноорганизовать дело и использовать разнообразные ресурсы.
Управленческая функциясознания реализуется на основе отражательной функции. Предсказуемость поведенияобъекта основывается на его относительной устойчивости, а вектор ошибкиуправления — на постоянной изменчивости, неопределенности объекта. Управлениеосуществляется под воздействием как внешних возмущений, так и внутреннихизменений. Управление включает в себя:
а) выявление объективногопроцесса, нуждающегося во вмешательстве со стороны субъекта;
б) определение целейуправления;
в) построение стратегииуправления, отвечающей принципу устойчивости объекта в смысле предсказуемостиповедения;
г) контроль над течениемпроцесса управления, внесение в него корректив по мере достижения (илинеосуществления) поставленных ранее целей.
Человек является нетолько субъектом управления, но и объектом регулирования, если оно направленона различные социально-этнические общности. Управление сдерживаетсястихийностью сознания (ведь целенаправленность сознания сочетается с егостихийностью) и естественностью протекания самоналаживающихся процессов (нарядус их регулируемостью).
Возможны два варианта всоотношении теории, нацеленной на реализацию, и зрелости субъектов отражения идействия. Ограниченность исходной теоретической «модели» (или ее отсутствие)впустую растрачивает энергию народа и в конечном счете, из-за неудач впрактике, развивает у субъекта безразличие и апатию, переходящие в недовольствои протест против официальной политики «верхов». Во втором случае возникаетнесоответствие между глубиной тех или иных идей, при всех их недостатках, иполупрофессионализмом, дилетантством, убогой политической культурой низовых функционерови масс, призванных претворять теорию в жизнь. (Остаются актуальными мысли А.И.Герцена о том, что с консерватизмом народа бороться труднее, чем сконсерватизмом трона и амвона. Чтобы успешно действовать, философ, полагал B.C.Соловьев, должен сначала внести свои принципы в умы и воли народногобольшинства, искоренив прежние консервативные идеи.) Некомпетентные,малоподвижные люди ориентируются не на дело, результат, а на попечительство состороны государства.
Динамизм обществаобусловливает динамизм и гибкость сознания, его ориентированность на новизну.Модернизация социума и его элементов начинается с «прорыва» в сознании,осуществляемого «творческим меньшинством», «пассионариями». Вместе с тем не всестарое в сознании отрицательно. У массового обыденного сознания, наряду снедостатками (отсутствием четкости, систематизированности, глубиныпроникновения в мир), есть и ряд положительных сторон: трезвость суждений,реалистический подход к действительности, нацеленность на сохранение лучшего,преемственность. Под воздействием науки обыденное сознаниеинтеллектуализируется, сближается с теоретическим, уменьшается значениепредрассудков, слухов, верований, а «здравый смысл», народная медицина,производственный опыт получают научное обоснование. Однако чрезмерныйрационализм, экспансия техники способны вызывать ответную иррациональнуюреакцию. В определенных условиях (кризисов, неопределенности ситуации впереходные периоды развития общества) нередко идет обратный процесс — мистификация сознания, усиление в нем мифологических, религиозных иидеалистических элементов.
Для формированиянеадекватного сознания используются различные приемы: подмена одних понятий,явлений или суждений другими; маскировка формальной правильностью вместовсестороннего анализа событий в их совокупности и развитии; предписываниесмысла событиям (при этом альтернативным позициям придается дискриминационныйоттенок); навязывание имиджей тех или иных деятелей, партий, социальныхдвижений, стран, чаще всего в скрытой форме, ориентированной как на сознание,так и на подсознание в расчете на определенные идеологические последствия;пропаганда эталонов поведения и т.п. Новые информационные технологии имеютвозможность во всевозрастающей степени манипулировать сознанием, введя в негонужные «идолы», осуществляя цивилизационную переработку целых этносов инародов, уничтожая родовую и культурную память людей. Такому воздействиюподдаются люди с некритическим, несамостоятельным стилем мышления, чрезмерноподверженные внешнему внушению.
Духовность выражается вмировоззренческих ориентациях. Таковыми являются «наивно-реалистическая»(термин В.И. Ленина), научно-теоретическая и пережиточная.
Наивно-реалистическая (науровне обыденного сознания) ориентация — это преимущественностихийно-материалистическая.
Носителяминаучно-теоретических установок являются глубоко и широко информированные люди(в областях естествознания, науки, техники, обществознания и т.д.),профессионалы своего дела и одновременно универсально- культурные люди. Вместес тем случается так, что официально проводимые теоретические ориентации идутвразрез с подлинной наукой. Сознание советских людей представляло собойсочетание принципов научного понимания мира, общества и социально-утопических,вульгарно-социологических наслоений, волюнтаристских интерпретаций извращенногомарксизма-ленинизма. В СНГ в качестве научно-теоретических установок поройфигурировали абсолютизированные экономические идеи монетаристской школы.
Пережиточная линиявключает в себя религиозно-мистическую, обиходно-прагматическую иантисоциальную ориентации. «Пережитки» прошлого имеют питательную среду внастоящем и по сути являются «нажитками» тоталитарного общества и современнойкапитализации сознания и поведения значительной части людей (в форменецивилизованной первоначальной дифференциации на богатых и бедных). Осуждениепотребительства не должно вести к ограничению в потреблении. Последнее ведет каскетизму и психологии бездействия. Расширение масштабов потребления, связанноес функционированием мотиваций общественно и лично полезного и эффективноготруда, — явление прогрессивное. В этом направлении определенную роль сыгралапротестантская религия, которая поощряла накопительство, культ денег, частноепредпринимательство, деловую «хватку», результативный труд. При усилении ролиэкономических методов хозяйствования возрастает значение материальногостимулирования за труд. Встает задача преодоления экономического нигилизма иодновременно — культа наживы.
Расточительная,престижная и потребительско-накопительская модели удовлетворения личныхпотребностей и противоположная модель аскетизма противостоят разумнымпотребностям и характеризуют отклоняющееся (антисоциальное) от нормгуманно-демократического общества сознание и поведение части людей. Высшееразвитие производительных сил, улучшение социально-экономических условий жизнии духовно-нравственное совершенствование личности — главные средствапреодоления отклоняющегося сознания и поведения.
В целом духовная жизньобщества есть средство осознания социальной реальности, инструмент ориентации вжизнедеятельности людей, личностная интерпретация по отношению к отображаемойобъективной ситуации, выступает как духовная субстанция исторического процесса,духовная атмосфера социума.

Список использованных источников
политический духовныйобщество государство власть
1. Каверин Б.И., ДемидовИ.В. Философия: Учебное пособие. / Под. ред. д.ф.н., проф.Б.И. Каверина — М.:Юриспруденция, 2001. — 272 с.
2. Калмыков В.Н.Философия: Учебное пособие / В.Н. Калмыков – Мн.: Выш. шк., 2008. – 431 с.
4. Философия / Под общ.ред. Я.С. Яскевич – Минск, 2006 – 308 с.
3. Демидов, А.Б.Философия и методология науки: курс лекций / А.Б.Демидов., 2009 — 102 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.