Реферат по предмету "Философия"


Билеты по философии 2

--PAGE_BREAK--
Скептици́зм— философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины. Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.

Основателем античного скептицизма по традиции считается философ Пиррон вместе со своим учеником Тимоном. В дальнейшем скептицизм пирроновского типа несколько угасает, и появляется в платоновской Академии.

Должной моделью поведения является модель молчания «молчит тот, кто не знает». «Человек должен устранить познание внешнего мира», т.к. эта заинтересованность всегда связана с потребностью познать этот мир, где сам факт познания остается невозможным: 1.каждый живой субъект не может воспринимать одно и тоже одинак. 2.один и тот же объект воспринимается по разному людьми, принадлежащие разным религиям. 3.один и тот же человек может воспринимать один и тот же предмет на момент в каком состоянии он находится.
Во внешнем мире, во внешних вещах, познающий субъект должен прийти к отрицанию этого мира, как надлежащего источника и достижению знания. Это знание может быть обнаружено только в нем самом и по поводу себя, где знания о самом себе заключается лишь в потребности не в воспроизведении самого содержания, а в понимании и нахождении блага, через молчание. Скептицизм нашел себя на уровне обоснования субъективистской гносеологии.







20. Источники средневековой философии

Первое учение, формализующее христианскую веру — гностицизм.

Гностицизм-мистические системы философии, основанные на знании Бога (переход от античности к средневековью). Для образования христианской философии существовало 4 основных источника: платонизм, аристотелизм, стоицизм, скептицизм.

Платонизм.Учение Платона о мире идей и его соотношении с миром вещей, мир устойчив, неизменен, обладает статусом существования для того или иного объекта. Идея определяет статус, содержание, цель материи, задает смысл существования вещам. Существует иерархия идей, вверху которой идея о морали, определяющая статус всех остальных идей. В понятие морали привнесено нравственное содержание. Христианская средневековая эпоха, начинающаяся с 1-го века, оказала влияние на патристику (учение отцов церкви). (Характерно для философии Августина Аврелия (Блаженного))

Аристотелизм.Что организовало христианство? Обратимся к учению Аристотеля о форме и материи. Форма организовывала первоначально то состояние материи, которое не определяет конечный предмет. Учение Аристотеля о форме понимается христианами как учение о Боге. Форма от материи не отделима, воля формы отслеживается всегда. Творение от Бога. Мир лишен воли избирать иной путь, кроме христианского. Если человек изменяет путь, то он на ложном пути. Лишенный боли человек истинный христианин.

Стоицизм.В его рамках выработана нравственная модель поведения. Истинная свобода, знание, мудрость приобретается человеком только тогда, когда вещи нейтральны, человек не зависит от них. Переход от объективистской философии в части гносеологии к субъективистской. => Субъект — объектное отношение. Что являлось базовой целью для гносеологии? Это вещь, т.к. отстоит от человека (она отделена от человека, но выполняет активную, по отношению к человеку, функцию). Овладение предметом — знание, возможна зависимость от предмета или пристрастие к нему. Для христиан характерно отрицание предмета, т.к. в нем содержится знание. Христиане следовали логике — предмет конечен, ограничен, цель нашего познания — понять смысл жизни. Необходимо понять проблему Бога. Надо противопоставить абсолютную природу Бога относительной природе вещи. Мы должны отказаться от привязанности к вещи, т.к. она не несет знание, а лишь привязанность к себе. Жизнь и желание ограничены вещью. Но если вещь ложна, то, как мы реализуем сознание? Следуя логике, абсолютная природа Бога всегда должна находить для себя соответствующий объект, через который она могла бы реализоваться, из всего существующего таким объектом является человеческая душа. Мы познаем природу Бога через вечные идеи о Боге, содержащиеся в вечной душе. Но душа в человеке. Мы должны сосредоточиться на себе, познать себя. Это и есть смысл.

Спор об универсалиикак некая общая проблема, спор об общих понятиях. Через возможность существования трактовалась теория существования Бога.

Реализм, подлинно существуют не сами вещи, а их общие понятия — универсалии. Это первое проявление существования спора об универсалии.

Номинализм, реально существуют лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия воспринимаются, как имена вещей универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.







21. Основная характеристика проблем средневековой философии

Эпоха средневековья — мощная смена познавательной парадигмы. Субъект -объектное содержание есть внешнее отстоящее от человека обстоятельство, оно находится вне зависимости от признания за человеком способности к познанию Бога, либо, наоборот, в отказе от такого познания, где познание выполняет служебную функцию. Процесс есть цель. Устремленность должна быть в поведении примерного христианина. Если целью познания выступает внешний объект, а не Бог, и если причина — желание человека => желание ведет к страстному отношению к объекту познания. Человек, думая о вещи, забывает Бога. Но христиане, чтобы отделить человека от этого, приводят аргумент скептиков: зачем человеку вещь? Знание по поводу вещи — иллюзия. Надо отречься от этого и сосредоточить все свои усилия на Боге. Как ограниченное может познать неограниченное? Как реализовать свою потребность к познанию? При всей неограниченности Бога человеку всегда доступен и понятен тот смысл, который Бог вкладывает в сотворенное им. Человек может понять смысл своего существования. Бог — вечность, знание, которое он несет для человека, знание вечное. Он должен обнаружить себя в этой вечности, которая заключается в человеке, вечное в человеке -душа. Если Бог — предмет познания, то мы познаем Бога через вечные идеи о нем. Вечные истины содержатся в вечной душе. Виден поворот от объективистской к субъективистской гносеологии. Бог представляет человеку узнать о самом себе через милость.







22. Теоцентризм как основная парадигма средневековой философии

В основе средневекового человекознания лежали религиозные (теоцентристские) о своей сути установки о том, что Бог — начало всего сущего. Он создал мир, человека, определил нормы человеческого поведения. Средневековая философия поставила принципиальные вопросы о сущности и существовании, о Боге, человеке и Истине, смысле вечности, соотношении градов «земного» и «Божьего» (Августин, Боэций, Эриугена, Альберт Великий и др.).

На вершине средневекового интеллектуального мышления стоит Фома Аквинский. Согласно Фоме Аквинскому, «есть некоторые истины, которые превосходят сколь угодно мощный разум: например, Бог един в трех лицах. Другие истины вполне доступны разуму: например, что Бог существует, что Бог един и подобные этому». Фома Аквинский впервые ввел различие истин факта и веры, которое широко распространилось в религиозной философии.

Бог — действующая и конечная причина мира, мир создан Богом «из ничего»; душа человека бессмертна, его конечная цель — блаженство, обретаемое в созерцании Бога в загробном мире; сам человек тоже творенье Божье, а по своему положению — промежуточное существо между тварями (животными) и ангелами.

В целом влияние Фомы Аквинского на европейскую культуру трудно переоценить, поскольку именно он синтезировал христианство и идеи Аристотеля, гармонизировав соотношение веры и знания. В его концепции они не противостоят друг другу, а сливаются в целое, что достигается допущением возможности рационального постижения сущности универсума, созданного Творцом.

Наиболее емко философско-антропологические взгляды Средневековья представлены в трудах Августина Блаженного. Он утверждал, что человек — это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело, плоть — презренны и греховны. Душа есть только у людей, животные ее не имеют. Человек полностью и всецело зависим от Бога, он несвободен и не волен ни в чем. Человек создавался Богом как свободное существо, но, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошел против воли Бога. Так возникает зло, так человек становится несвободным. С момента грехопадения люди предопределены ко злу, творят его даже тогда, когда стремятся делать добро.

Главная цель человека, считал Августин, — спасение перед Страшным Судом, искупление греховности рода человеческого, беспрекословное повиновение церкви как «граду Божьему».

Таким образом, в средневековой философии господствует теоцентристское понимание человека, суть которого заключается в том, что происхождение, природа, целевое предназначение и вся жизнь человека предопределены Богом. Тело (природное) и душа (духовное) противопоставлены друг другу. Впоследствии вопрос об их соотношении стал одним из стержневых в философской антропологии.



23. Основные направления средневековой философии. Патристика и схоластика.

Патристика (от греч, pater— отец) — период создания христианской теологии, в которой очень активны были так на­зываемые отцы церкви, ее основатели. Им пришлось занять оп­ределенную позицию по отношению к философии. Среди первых апологетов христианства было немало таких, которые настаива­ли на несовместимости христианства с философией. Особенно рез­кую позицию по отношению к философии занимал Квинт Септимий Тертуллиан (ок. 160—230), прославившийся своим изречением «верю, потому что нелепо».

Вскоре, однако, выяснилось, что защита христианства тре­бует не только энтузиазма и звучных выражений, но и рацио­нального хода мысли. Именно в этой связи богословы стали все чаще обращаться к философии. Решающего теологического ус­пеха добился Аврелий Августин (354—430). Именно ему удалось создать теологическую теорию, которая вплоть до XIII в. счита­лась образцовой.

Августиновский метод осмысления материала очень прост. При анализе любой проблемы он «замыкает» ее непременно на Бога. Космос, личность, общество — все они таковы, что сим­волизируют Бога, вечного, всемогущего и всеблагого. Бог как под­линное бытие вечен, а весь остальной мир временен.

Осмысливая природу человека, Августин делает упор не на чувства или разум, а на свободу воли. Наличие у человека сво­бодной воли объясняет существование зла в мире. Воля Бога на­правляет человека к добру. Согласно Августину, главная добродетель человека не справедливость греческих философов, а любовь к Богу.

В философском отношении самое интересное у Августина — анализ проблемы времени, суждения о свободе воли и концеп­ция эволюции человечества.

Для периода христианской схоластики характерен так назы­ваемый схоластический (от лат. scholastikos— ученый, школь­ный) метод, согласно которому от лекции переходили к вопро­сам, от вопросов к диспуту, от диспута к заключительному слову, которое произносил учитель (магистр). Ограниченные возможности схоластического метода были связаны не с его структурой, а с чрезмерной ориентацией на богословие.







24. Основная характеристика философии эпохи возрождения

Особенность христианской эпохи возрождения — экуменизм. Экуменизм— характер христианства, в котором принято рассматривать основные поправления христианства как единое целое. Экуменизм для возрождения — попытка объединить все религии в одну. Все народы стремятся к одному Богу, но в силу разных языков, менталитетов каждая религия имеет своего Бога.
Эпоха возрождения.

Для эпохи возрождения главной задачей является человек. Характерно выведение новой тематики знания.

Парадигма антропоиентризма.Антропоцентризм — (человек в центре) — человек становится не просто существом для искупления греха, он обладает властью, свободой. Признание порождающей силы Бога. Характерным было понимание Бога, как субъекта сотворившего мир, имеющий власть над ним, определенный тип существования. Стало характерно: Бог по отношению к своему творению совершает первоначальный акт, акт самого творения, предоставляя человеку свободу выбора своего существования.

Идея деизма.Философское комментирование христианства, из которого вытекают светские законы жизни. Деизм -учение о Боге как о существе, сотворившем мир, но не управляющем его судьбами.

Предопределение.Идея предопределения, связанная с определением человеческой судьбы, существует вместе с деизмом. Существование человека предопределено с рождения, необходимо лишь активное поведение человека.

Стык между деизмом и предопределением. Бог дает человеку возможность понять судьбу и предопределение, свой жизненный путь, т.о. человек выполняет свою основную функцию.

Пантеизм.Человек объявляется подобным Богу. Активная деятельность человека подобна деятельности самого Бога. Бог через человека творит мир. Чем больше человек себя реализовал, тем больше он угоден Богу.

Философия протестантизма.В процессе своего личного существования человек встречается с признаками своей предопределенности. Дается следующее обоснование предопределенности: если в процессе работы человеку везет, то это благостное предопределение. Человек сам себя стимулирует к деятельности, чтобы узнать больше о своей судьбе. Человек своей деятельностью достигает социального значения, => творит как Бог, то же самое, что Бог творит мир через человека. Не менее важно — чувственное начало, временно выражающееся в чувственной физиологии. Появляется телесная идеология человека, как определенный тип комментирования идей человека.

Новые античные источники. Гедонистическая философия становится христианской.

Пассивность человека в жизни — это идеология аскета, к которому человек должен был стремиться в эпоху средневековья. Новая идеология человека. Человека пассивного заменяет человек активный. Формализуется этническая область. Процесс отхода философии от церкви официально помечается в эпоху возрождения.

Наблюдается всплеск околосветских направлений, человек должен ощутить себя человеком нового общества. В этот период появляется социальная утопия. Главной сферой философии — этика и связанная с ней социальная философия, все это оттого, что человек стал главной задачей философии. В эпоху возрождения характерно выведение новой идеологии научного знания, т.е. философия возвращается к античным канонам

Вывод:В эту эпоху появляется понимание того, что не менее важной церковной деятельностью является чувственная и эмоциональня деятельность. Появляется телесная идеология человека, как определенный тип комментирования идей. Эта деятельность своего рода духовная практика. Философия эпохи возрождения — новые античные источники. Уникальность в том, что гедонистическая линия (телесные и чувственные идеи) становится источником для понимания христианского догмата (философия Эпикура).







25. Антропоцентризм как основная парадигма эпохи возрождения

Антропоцентризм — (человек в центре) — человек становится не просто существом для искупления греха, он обладает властью, свободой. Признание порождающей силы Бога. Характерным было понимание Бога, как субъекта сотворившего мир, имеющий власть над ним, определенный тип существования. Стало характерно: Бог по отношению к своему творению совершает первоначальный акт, акт самого творения, предоставляя человеку свободу выбора своего существования.

В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности, ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида. Изощренный художественный вкус везде умеет распознать и подчеркнуть это своеобразие; оригинальность и непохожесть на других становится важнейшим признаком великой личности.

Нередко поэтому можно встретить утверждение, что именно в эпоху Возрождения вообще впервые формируется понятие личности как таковой. И в самом деле, если мы отождествим понятие личности с понятием индивидуальности, то такое утверждение будет вполне правомерным. Однако в действительности понятие личности и индивидуальности следует различать. Индивидуальность — это категория эстетическая, в то время как личность — категория нравственно-этическая. Если мы рассматриваем человека с точки зрения того, как и чем он отличается от всех людей, то мы смотрим на него как бы извне, глазом художника; к поступкам человека мы прилагаем в этом случае только один критерий — критерий оригинальности. Что же касается личности, то в ней главное другое: способность различать добро и зло и поступать в соответствии с подобным различением. Вместе с этим появляется и второе важнейшее определение личности — способность нести ответственность за свои поступки.







26. Общая характеристика философии нового времени. Традиция эмпирической философии. Традиция рационалистической философии (картезианский подход) – философское прозвище Декарта

Философия нового времени.

Человек становится главной проблемой. Происходит выявление природы человека и всего того, что его окружает. Предмет философского знания — наука о Боге, природе, человеке. Происходят своеобразные революция и эволюция. Философия теряет свой религиозный статус, начинает разрабатывать конкретную частную науку и ее методологию. Формируя методы частной науки, философия использует системное представление действительности => частный научный метод. Каждый из мыслителей рассматривает Бога как моральное правило через его мистифицирующую функцию. Бог — сотворение мира процесс сотворения, не доступный для восприятия человека. Он как начало человеческой истории и как набор морачьных правил, максимумов,  к которым стремится человек в процессе его становления.  Возможности религиозной философии начинают формировать ту функцию, которая была в самом начале становления религии, когда религия сводилась лишь некому набору моральных испытаний.

Творчество Бэкона характери­зуется определенным подходом к методу человеческогопознания и мышления. Исходным моментом любой познавательной деятельности являются для него преж­де всего чувства. Поэтому его часто называют основателем эмпиризма — направления, которое стро­ит свои гносеологические посылки преимущественно на чувственном познании и опыте.

Понятия добываются обычно путем слишком поспешного и недостаточно обоснованного обоб­щения. Поэтому первым условием реформы науки, прогресса знания является усовершенствование методов обобщения, обра­зования понятий. Так как процесс обобщения есть индукция, то логическим основанием реформы науки должна быть новая те­ория индукции.

Он отвергает ту индукцию, которая,   как   он   говорит,   осуществляется   простым перечислением. Поэтому он подчеркивает необходимость переработки или, точнее говоря, разработки индуктивного метода.

Продолжая тему развития эмпиризма, нельзя не упомянуть представителя английской философской линии данного направления – Джона Локка. Главное внимание он уделяет проблематике познания. Уже в первой части его «Опыта о человеческом разуме» встре­чается идея, суть которой состоит в том, что предпо­сылкой исследования всех разнообразнейших проблем является изучение способностей нашего собственного познания, т. е. выяснение того, что оно может достичь, каковы его границы, а также каким образом оно полу­чает знания о внешнем мире.

Человеческая мысль (душа), согласно Локку, ли­шена всяких врожденных идей, понятий, принципов либо еще чего-нибудь подобного. Он считает душу чи­стым листом бумаги (tabularasa). Лишь опыт (посред­ством чувственного познания) этот чистый лист запол­няет письменами.

Представителя рационалистического направления – Рене Декарта.

Первую и исходную определенность всякой фило­софии Декарт видит в определенности сознания — мышления.

Декартово сомнение и «отвержение всех опреде­лений» исходит, однако, не из предпосылки о прин­ципиальной невозможности существования этих опре­делений. Это не скепсис, с которым мы встречались, например, в античной философии. Принцип Декарта, согласно которому во всем следует сомневаться, выдвигает сомнение не как цель, но лишь как средство.

Декарт ставит вопрос о постижении до­стоверности самой по себе, достоверности, которая должна быть исходной предпосылкой и поэтому сама не может опираться на другие предпосылки. Такую достоверность он находит в мыслящем Я— в созна­нии, в его внутренней сознательной очевидности.

Рационализм Декарта нашел много продолжателей. К наиболее выдающимся из тех, кто сущест­венным образом способствовал обогащению и развитию философской мысли, принадлежат, в частности, Б. Спи­ноза и Г. В. Лейбниц.

Спиноза всю жизнь прожил в Голландии. И хотя Голландия в то время была стра­ной прогрессивной, они здесь не избежал жестокого преследования со стороны как еврейских, так и протестантских и католических религиозных кругов.

Мышление трактовалось как своего рода самосознание природы. Мера совершенства мышления определяется мерой его согласия с общими законами природы, а подлинными правилами мышления являются верно познанные общие формы и законы мира.

Готфрид Вильгельм Лейбниц представляет опреде­ленное завершение европейского философского рацио­нализма.В философии Лейбница отразились почти все фи­лософские импульсы его времени. Так, он был не согласен с концепцией картезиан­ского дуализма, отвергал определенные элементы кар­тезианской теории познания, в частности тезис о врож­денных идеях, возражал и против спинозовской единой субстанции (бога), которая является и всем, и суб­станцией.







27. Философия Фрэнсиса Бэкона(мыслитель эпохи перехода).


Философия -знание системное, обобщающее конкретные данные конкретной реальности. Предмет философии— человек. Человек должен стремиться к хорошему поведению. Уровень бытования человека должен быть подчинен моральному правилу, предписанному авторитетному священному писанию. Принципиально не познанный Бог -отдельный предмет для философского рассуждения.

Главная задача философии— формирование системного представления о мире на основе данных по поводу его частей. Данные подтверждают конкретные науки. Возникают общая картина мира и наука обобщений. Формируются классификация научного знанияи философские задачи. Критерием для классификации Френсис Бекон считает человека. По его мнению, знание разделено на 3 составляющих, которые являются отдельными областями знания:

1. Человеческая память.

2. Человеческое воображение.

3. Человеческий разум.

Памяти соответствует история, рассудку — философия, воображению — поэзия.

Поэзия— отдельная научная сфера, которая создает идеал, то желаемое, к чему может стремиться отдельный человек.

История— наука о конкретных фактах. Задача истории обнаружить систему конкретных фактов. Френсис Бекон не рассматривает историю, как науку о политике, о социальной сфере. Он говорит об истории природы, бытия. История закономерна должна существовать в рамках любого знания. Она является одной из главных, т.к. конкретизирует из себя более конкретные области.

Философия — главной задачей является задача обобщения, как памяти, так и воображения. Также ставится задача нахождения препятствий, которые мешают получить человеку чистое знание. Возникает учение об идолах. По мнению мыслителя существуют 4 препятствия в познании:

1. Идол пещеры.

2. Идол рода.

3. Идол рынка (площади).

4. Идол театра.

Являясь препятствием в познании каждый из идолов представляет собой отдельный стереотип мышления.

Идол родаисходит из особенностей человеческой природы, это направленность человека на удовлетворение потребностей своей чувственной природы. Когда эмоциональное восприятие предмета является превалирующим, у человека возникает ошибочное восприятие предмета, может возникнуть некоторое ошибочное понятие. Общее понятие формируется из общего восприятия, когда нет необходимого количества тех данных, когда оно могло бы претендовать на статус.

Идол пещеры.Это следствие идола рода, сконструированное на специфике индивидуальной человеческой природы. Человек живет самим собой, обретая особенности своего воспитания.

Идол театра— стереотип, который формируется общественным мнением, влияющим на прямое человеческое восприятие. Уровень общественного восприятия — среда, где формируется человек. Идол театра — общественное мнение, формирующееся посредством определенного языка, речевых оборотов. Речевой оборот становится целью удовлетворения потребностей создателя речевого оборота. Также это общественное мнение, которое подавливает человек.

Идол шющади— вера в авторитеты. Традиция, через которую человек не может переступить, т.е. то, что мы сейчас воспринимаем как научную сферу.

Индукционный подход (от части к общему):собирание фактов. Экспериментально доказано, что чувственный фактор может быть основой для законченного понятия — аксиома. Другая сторона индукционного подхода, человек от своих особенностей не уйдет. => Метод индукции — следствие прагматизма, утилитарность, научное знание.

Бекон остается гуманистом и в социальной философии. Возникает линия европейской социальной утопии.

Утопия.Люди пытались сформировать желательный образ жизни общества. Социальная утопия — прямое продолжение того, что Бекон делал в гносеологии. Это новая Атлантида, где нет социальных распри, цель общества — познание. Каждый из людей занимается функцией предписанной с детства. Общество без класса, частной собственности. Присутствует христианская праведность.







28. Философия Томаса Гоббса

Развивает другую линию философии. Продолжает традиции 2-х истин о том, что есть религиозная и научная истина.

Существуют 3 основные предмета: бог. природа, человек. Практическая потребность может уйти.

Философия— наука, которая при данной причине формулирует явление или событие, и наоборот, отталкивает от явления и события изысканной причины происходящего. Философия -процесс интеллектуальной деятельности, процесс по общению, по формированию общественных понятий. Психология общества становится фундаментом.

Теория знаков.Слово до знака проходит предварительную стадию индивидуального объекта. Формализация предмета, его постановка, слово становится меткой. Слово-метка-истина для информации, передается в беседе, в рассуждениях в неограниченном числе лиц. В отношении человеческой доверенности, в отношении единообразное™, понимание одного и иного предмета дает основу для появления слова-знака, когда слово становится значимым. Язык — проявление развития людей, следствие человеческой культуры.

Томас Гоббс — представитель философского конвенционализма. Человек должен согласовывать с обществом свой индивидуальный интерес. Общество является инструментом подавления конкретного субъекта. => Государство, как высшая форма организации общества, является искусственно порожденным продуктом, инструментом насилия.

Социальная философия — теория общественного договора. Природа свободного человека — изначально природа человека, эгоистичная природа. => Появляется общность людей заботящихся только о самих себе. Это общество эгоистов сталкивается некой внешней силой, которая предлагает свою защиту обществу от посягательств 3-х внешних сил, которые могут убить человека. Правитель предлагает человеку защиту в обмен на предписания, которые правитель формулирует как условия возможности предоставления защиты. Государство дает человеку защиту. => Государство — инструмент для подавления свободы человека, оно выстраивает человека по определенной линии. Человек не в праве нарушить это поведение. Государство образует закон для подавления личности человека.







29. Философия Джон Локка

Государство, являясь порождением общественного договора, проходило до окончательного вида ряд этапов.

Первый из них — общество неорганизованных людей. Опасность порабощения => необходимость сплочения неорганизованной общности. Люди заключают общественный договор, исходя из опасности. Государство, в свою очередь, должно исполнять функцию защиты этих людей через реализацию своей власти.

Теория разделения властей.Существуют три власти: законодательная, исполнительная, судебная.

Бог не является врожденной идеей. Предмет философии сугубо методологичен, гносеологичен. Философия воспринимается как определенный подход, укладывается как рассуждение. Философия переходит в сторону гносеологизации. Изучается процесс мышления. Философия — знание, результат деятельности философии — получение знания.

Но может произойти смещение философского предмета к индивидуальной личной потребности. Знать нужно только то, что отвечает потребностям твоего поведения. Философия становится окончательно эмпирической. Методологическое основание смещается в сторону чувственного метода, что по сугубо личным интересам, через восприятие человек определяет объем предназначенного знания. Знание — следствие внутреннего и внешнего опыта.

Возникают гноснологические предпосылки, нормы, нормы поведения. Невозможность существования врожденных идей. Человек видит себя сквозь призму потребностей общества в целом. Происходит повышение личностного осознания.

Рассмотрим человека с точки зрения бытия, психологии, основываясь на критике. Локк говорит о невозможности существования врожденных теологических идей. Поступай с людьми так, как хочешь, чтобы поступили с тобой. У человека обнаруживается потребность в Боге, ничто не мешает Богу быть самим собой. => Идея неделимого Бога.

В силу приоритета внутреннего опыта над внешним возникает теория опыта. Опыт делится на внутренний и внешний. Внешний опытукладывается в теорию сенсуализма (обретение знания о мире через внешние предметы). Внутренний опыт — самопознание. В определенные годы жизни присутствует разный удельный вес опыта. В первой половине жизни преобладает внешний опыт. Опыт постигается через восприятие идей от объектов. Знание воспринимается не само по себе.







30. Философия Рене Декарта

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного  знания.  Оно  может

быть получено только благодаря уму и  понятиям,  присущим  уму  от  рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со  стороны  религ.

деятелей. «Правила для руководства разумом» — изложил  методологию  научного

познания. «Рассуждения о  методах»,  «Метафизические  размышления»,  «Начала

философии». Разработал классическую геометрию,  теорию  света,  гипотезу  об

условном  рефлексе.  Относительность  движения  и  покоя,  з-н  сохр.   к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания — господство над силами  природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в.  Развивал  теорию  о  врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) — идеалист. Но в общем оказал  влияние

нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания.  Эта  связь

привела его  к  дуализму.  Дуализм:  мир  состоит  из  мыслящей  и  телесной

субстанций, равновесие между ними  поддерживает  Бог.  Он  их  сотворил,  он

вечен, всемогущ, источник блага и истины.  Мыслящей  субстанцией  занимается

философия, телесной — естествознание.  Гносеология:  рационалист:  т.к.  для

философии  выше  мышление,  все  чувственное  должно  подчиняться   разуму.-

сомневайся  во  всем:  1.Не  принимать  никогда   любую   вещь   за   истину

(сомнения).2.Каждый  из  вопросов  исследования  надо  разделить  на   части

(расчленение).3.Все     идеи      располагать      в      последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и  обзоры  (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.



31. Философия Бенедикта Спинозы

Человек не способен обрести житейское счастье. Спиноза решает проблему знания и его составляющих. Знание состоит из идей.

1. Идеи воображения (чувственная идея).Идеи воображения — идеи, составляющие 1-й уровень познания. Познание состоит из собственных чувственных идей и абстрактных идей.

Чувственные идеиоснованы на собственных телесных ощущениях. Это идеи нашего тела по поводу воспринимаемых внешних вещей. => Это знание всегда субъективно, фрагментарно, основано на индивидуальных человеческих привычках. Знание — ложно, неадекватно. Чувственное знание направлено на доказывание объективного существования изучаемого объекта. Неадекватное знание содержит лишь определенный опыт человека, который основан на практической деятельности.

Абстрактные идеи— знание по наслышке, фрагментарное, основанное на опыте, являющееся ложным, неадекватным. Но это знание, которое воспринимаемый субъект получает не в процессе непосредственного восприятия объекта, а через изучение чужого опыта. Знание ложно и дает лишь определенную сторону.

2. Идеи интеллекта.Знание истины интеллекта. Основано на рациональном методе, на логике. Это способность рассудка порождать универсалии. Универсалии — способность интеллекта к обобщению, эта способность Ника не связана с опытом.

Понятие индукции.Индукция является способностью человека, индукция всегда прорыв рассудка, индукция — совокупность чувственного, абстрактного и интеллектуального знания.

Интеллектуальный прорыв — акт полного освоения суждения, постижение вещи в

целом.

Пантеизм.Акт сотворения — акт созидания бытия. Спиноза «ломает» традицию. Интеллектуальный человек содержит в себе всевозможные универсалии, как интеллект содержит в себе знание. Интеллект — полный объем знания.

Спиноза затрагивает тему существующего и несуществующего. Несуществующее отсутствует. => Бог, как существующее, через признак существующего сливается с человеком и природой.







32.Немецкая классическая философия. Философия Иммануила Канта. Философия Георга Гегеля



    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.