Реферат по предмету "Педагогика"


Формирование у дошкольников самостоятельности

КУРСОВАЯРАБОТА

Формированиеу дошкольников самостоятельности
 

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретические основы ипроблемы формирования самостоятельности дошкольников
1.1 Понятие «самостоятельность».Содержание и факторы, влияющие на развитие самостоятельности
1.2 Психолого-педагогические аспектыформирования самостоятельности
Глава 2. Самостоятельнаядеятельность, как высший тип деятельности дошкольника
2.1 Самостоятельная деятельностьдошкольника в обучении: анализ различных подходов. Структура самостоятельнойдеятельности ребенка
2.2 Понятие “самостоятельная”деятельность и её функции
Глава 3. Игровая деятельностьдошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1 Игра как средство обучениясамостоятельности
3.2 Общая характеристика учебной иигровой деятельности дошкольника при формировании самостоятельности
Заключение
Список использованной литературы
 

Введение
 
Организациясамостоятельной работы, руководство ею — это ответственная и сложная работакаждого учителя. Воспитание активности и самостоятельности необходимо рассматриватькак составную часть воспитания учащихся. Эта задача выступает перед каждымучителем в числе задач первостепенной важности.
Целью данной курсовойработы являетсяизучение процесса формирования самостоятельности дошкольников в процессе ихдеятельности и условий их успешной реализации. Для рассмотрения данной цели мыприбегли к анализу различных направлений в исследовании природысамостоятельности дошкольников, ознакомились с множеством определений ивыяснили какие функции выполняет самостоятельная познавательная деятельностьдетей и почему она так необходима для формирования зрелой личности.
Говоря о формировании удошкольников самостоятельности, необходимо решить три тесно связанные междусобой задачи.
Первая из них заключаетсяв том, чтобы развитьу детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить ихсамостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
вторая — в том, чтобы научить ихсамостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности;
третья – определить различные виды игр вразвитии самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Самостоятельная работа несамоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся,средством формирования у них активности и самостоятельности как черт личности,развития их умственных способностей.
Ребенок не может еще самостоятельноставить цель своей деятельности, не в силах еще планировать свои действия,корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленнойцелью. В процессе воспитания он должен достичь определенного достаточно высокогоуровня самостоятельности, открывающего возможность справиться с разнымизаданиями, добывать новое.
Объектом изучения является самостоятельнаядеятельность дошкольника, а предметом – условия ее реализации, т.е. игра,процесс взаимодействия как средства развития самостоятельности детей.
Актуальность этойпроблемы бесспорна,т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от воспитателя кребенку, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство,восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений ипонятий. И, пожалуй, главной функцией самостоятельной работы являетсяформирование высококультурной личности, так.как только в самостоятельнойинтеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.
Разработанностьтемы.Интерес к изучаемой нами проблеме обусловливается, в настоящее время,гуманистическими задачами более полного раскрытия индивидуальностиразвивающейся личности, ее творческих потенций. Жизнь во всех ее проявленияхстановится все многообразнее и сложнее, от человека требуются не шаблонные,привычные действия, а творческий подход к решению больших и малых задач,способность самостоятельно ставить и решать новые проблемы.
Задачуформирования активной, самостоятельной, творческой личности необходимо решатьуже в работе с дошкольниками. Исследования психологов доказывают, что в этотпериод открываются благоприятные возможности для формирования основсамостоятельности, творчества (А.В. Запорожец, А.Г. Ковалев, А.Н. Леонтьев,А.А. Люблинская, С.Л. Рубинштейн).
Своевременноеразвитие самостоятельности расширяет возможности познания, общения,подготавливает успешное вхождение ребенка в ситуацию школьного обучения.
Изучение проблемысамостоятельности, в настоящее время, ведется в различных аспектах.Исследуются: сущность самостоятельности, ее природа (Г.А. Балл, П.И.Пидкасистый, А.Г. Хрипкова); структура и соотношение компонентовсамостоятельности (Ю.Н. Дмитриева, Г.Н. Година, Т.Г. Гуськова); этапы, условияи методы развития самостоятельности (З.В. Елисеева, Н.С. Кривова, А.А.Люблинская, К.П. Кузовкова); взаимосвязь само- стоятельности с различнымипсихическими процессами (Т.И. Горбатенко, Д.В. Ольшанский, Н.А. Цыркун); значениеи роль самостоятельности как фактора адаптации к дошкольному образовательномуучреждению (Т.Н. Филютина)
Совокупныйанализ исследований по данной проблеме позволяет выделить ряд ступеней встановлении самостоятельности, а также характерные особенности проявлениясамостоятельности детьми в разных видах деятельности и на разных возрастныхэтапах.
Первыепроявления самостоятельности усматриваются педагогами и психологами (Н.М.Аксарина, Б.Г. Ананьев, Р.С. Буре, Е.Н. Герасимо-ва, СМ. Кривина, М.И. Лисина идр.) в младшем дошкольном возрасте, который по определению А.Н. Леонтьеваявляется периодом «первоначального фактического складывания личности''.
Дальнейшееразвитие самостоятельности в дошкольном возрасте связано с освоением ребенкомразных видов деятельности — (игровой, трудовой, учебной), в которых онприобретает возможность проявлять свою субъектную позицию.
Самостоятельностьдетей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера ксамостоятельности с элементами творчества при неуклонном повышении ролидетского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
Каждаядеятельность оказывает своеобразное влияние на развитие разных компонентовсамостоятельности. Так, игра способствует развитию активности и инициативы(С.А. Марутян, Н.Я. Михайленко, Д.Б. Эльконин), в трудовой деятельностизаложены благоприятные возможности для формирования целенаправленности иосознанности действий, настойчивости в достижении результата (М.В. Крулехт,В.И. Логинова, Д.В. Сергеева), в продуктивных видах деятельности формируютсянезависимость ребенка от взрослого, стремление к поиску адекватных средствсамовыражения.

Глава1. Теоретические основы и проблемы формирования самостоятельности дошкольников
 
1.1 Понятие«самостоятельность». Содержание и факторы, влияющие на развитиесамостоятельности
Самостоятельностьопределяется как одно из свойств личности, которое характеризуется двумяфакторами:
1.   совокупность средств, знаний иумений;
2.   побуждение к действию.
Если, например, у человекаобнаруживается побуждение к действию при постоянной задаче, он обладает длясамостоятельности мотивационной установкой.
Самостоятельность – неабстракционная характеристика личности вообще, а характеристика соотношения сличностью. Многие педагоги понимают под самостоятельностью:
– способностьустанавливать основание для тех или иных поступков, выбор поведения;
– способность обособлятьсвои позиции;
– способность кнезависимой реализации структурных блоков деятельности;
– планирование,регулирование и анализ своей деятельности без помощи других;
– соотносить своистремления и возможности, адекватно оценивать процесс своей деятельности.
По мнению знаменитогодоктора филологических наук, профессора С.И. Ожегова самостоятельность – эточеловек:
– существующий отдельноот других, независимый;
– решительный, обладающийсобственной инициативой;
– выполняемый действиебез помощи. [3,76]
Леонтьев А.Н. понимаетобобщенный компонент отношения личности к выполнению своих обязанностей, кпроцессу деятельности, ее результату, направленный на независимость,автономию.[18, 132.]
Авторы программы «Истоки»под самостоятельностью понимают своеобразную форму активности, отражающуюуровень развития ребенка, обеспечивающую инициативную постановку и решениеразного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности. [21, 63]
Токаева Т.Э., ПолтавцеваН.В. – приготовиться, выполнить, оценить результат, установить связь«цель-результат» – вот их основные факторы, определяющие самостоятельность.Самостоятельность – постоянно развивающееся качество, и имеет свое содержание.Каково же содержание самостоятельности в двигательной деятельности.[25, 117]
На этот вопрос мы можемответить исходя из работ Кенеман А.В., Лесковой Г.П., Полтавцевой Н.В. и др.,которые занимались изучением проблемы физического воспитания дошкольников. Имибыли выделены показатели самостоятельности и ее содержание.
Мотив побуждаетребенка к деятельности. Он может быть создан разными условиями:
– обогащение арсеналаумений;
– побуждение детей черезизменение условий;
– постановка новых задач.
Также насамостоятельность влияет интеллект ребенка, эмоциональное состояние,физиологические и индивидуальные особенности, большое место отводитсяинвентарю.
Ознакомившись сомногими определениями понятия «самостоятельность» я пришла к выводу:
Самостоятельность –способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностьюна основе имеющихся знаний автономно.
П.Ф. Лесгафт: «Вообщеребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себекакое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точнотак же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достигбез указания других». [17, 51]
 
1.2Психолого-педагогические аспекты формирования самостоятельности
В исследованиях ГуськовойТ., Ермак Н. говорится о том, самостоятельность – это качество, преломляемоеповедение на разных этапах жизни ребенка: в 2-3 года стремление ксамостоятельности; к четырем годам затухание этого стремления. Поэтомунеобходимо постоянно заниматься с ребенком, чтобы развитие самостоятельностиполностью не затухло.[6,12]
Такие известные психологикак Леонтьев А.С., Божович Л.И., Рубинштейн С.А. объясняют это тем, что напороге дошкольного возраста ребенок переживает «кризис трех лет». Отделениесебя от других людей, сознание собственных возможностей через чувство овладениятелом, ощущение себя источником воли приводят к появлению нового типа отношенияребенка с взрослым. Он начинает себя сравнивать с взрослым и хочет пользоватьсятеми же правами, что и взрослые: выполнять такие же действия, быть таким женезависимым и самостоятельным. Желание быть самостоятельным выражается нетолько в предлагаемых взрослым формах, но и в упорном стремлении поступить так,а не иначе. Ребенок чувствует себя источником своей воли. Ощущение себяисточником воли – важный момент в развитии самопостижении. [2,18]
Когда ребенок начинаетчувствовать себя способным действовать самостоятельно достаточно успешно, онстремиться сделать «сам». «Кризис трех лет» возникает в результате отдельныхдостижений в личностном развитии ребенка.
Общение взрослого сребенком дает ему возможность начать осознавать себя как отдельного человека.Потребность ребенка действовать самостоятельно со средствами и предметаминаходится в зависимости от той позиции, которую занимает взрослый вовзаимодействии с ребенком.
Резкое возрастаниесамостоятельности иногда становится причиной конфликта взрослого и ребенка. К сожалению, взрослые не всегдаучитывает потребность ребенка освободиться от опеки, и пересекают каждуюкажущуюся им активность.
Поэтому основой инеобходимым условием для формирования самостоятельности является правильнаяорганизация сферы детского сада; исключительно важна атмосфера доверия,дружелюбия, выдержанность и т.д.
Стремление ксамостоятельности возникает и развивается от уровня овладения ребенком навыкамии умением в области физического воспитания, т.е. обучения умениям являетсярешающим при формировании самостоятельности. Также важную роль играетусловие правил: выполнение упражнений, организация и проведение игр,нравственные правила, гуманность, доброжелательность, уступка. [13,54]
В психологии считается,что степень развития самостоятельности определяется возможностью перехода кболее сложной деятельности.
Дошкольный возрастявляется прямым продолжением раннего возраста в плане общей сензитивности. Этопериод овладения социальным пространством человеческих отношений через общениес близкими взрослыми, а также через игровые и реальные отношения сосверстниками. Ребенок стремится к реализации своего «я», стремясь подтвердитьсвою самостоятельность. У ребенка формируются основы ответственного отношения крезультатам своих действий.
Формированиесамостоятельности, по мнению Выготского Л.С., во многом зависит от уровня сформированности памяти,мышления, развития внимания, речи и т.д. благодаря этому ребенок умеетподчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолеваявозникшие трудности. [17,23]
Нас долгое время бытоваломнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало егоот взрослого. Получалось, что маленький ребенок — это существо неполноценное,которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, несовпадающие с желаниями взрослых.
На что похожасамостоятельность?
Чем старше становилсяребенок, тем меньше в нем находили `несовершенств`, но сути дела это не меняло.И только в последнее время у нас утвердился `позитивистский` подход к развитиюребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность — верная спутница личностного развития.
Что же такоесамостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немногопо-разному его понимаем.
Наиболее типичные ответы:
— `это действие, котороечеловек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих`;
— способностьрассчитывать только на свои силы`;
— `независимость отмнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество`;
— `умение распоряжатьсясобой, своим временем и своей жизнью вообще`;
— `умение ставить перед собойтакие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому`.
Трудно возразить противэтих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, побольшому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу,скажем, 2-3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована безсущественных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которыеутверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личностиребенка говорить преждевременно? И да, и нет.
Самостоятельностьребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка оченьсложно: мы оперируем критериями `зрелой` самостоятельности, а у него онавыражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживаетсятолько частично. [26,116]
Угадать ее проявления,помочь первым росткам окрепнуть и развиться — непростая задача. Как переоценка,так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличныдля развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом — беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубымизадержками в развитии.
Самостоятельность неозначает полной свободы действия и поступков, она всегда заключена в жесткие рамки принятых вобществе норм. Поэтому она — не любое действие в одиночку, а только осмысленноеи социально приемлемое. Трудно назвать самостоятельными однообразные,хаотические или бесцельные действия детей с психическими проблемами, хотя они икажутся таковыми, хотя такие малыши играют в одиночку, не донимают взрослых ине интересуются тем, какое впечатление производят на окружающих.
Детям от 2-х до 3-х летсвойственна некоторая `асоциальность`, но она связана с отсутствием жизненногоопыта и знаний `нормативности` действий. Маленькие шкоды, они-то и берутся затакие действия только для того, чтобы обрадовать маму новыми успехами. Неудивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу вкошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Неругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он можетпокормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех.Этот `всеобщий результат` или `всеобщий эффект` — непременное условиестановления подлинной самостоятельности. Возникает же она чаще всего винтервале от 2-х до 3,5 лет, когда складываются три ее составные части. Онипроявляются постепенно и преимущественно в сфере предметной активности ребенка- это последовательное овладение тремя уровнями целостной предметнойдеятельности. [8,94]
До определенногомомента все действия детей примитивны: мячик катают, веником машут, в коробку что-нибудькладут. Эти подражательные операции называют действиями `в логике предмета`.Ребенок не особенно задумывается, зачем он машет веником, — он простовоспроизводит знакомое действие, не догадываясь, что в нем есть особый смысл:после его завершения должен быть определенный результат — чистый пол. Вот когдаребенок поставит своею целью сделать чисто в квартире и ради этого возьмется завеник, тогда можно считать, что он сделал первый шаг к самостоятельности,действовал `в логике цели`.
Целеустремленность уребенка проявляется в безудержных инициативах: стирать белье, как мама, илизабивать гвозди, как папа. Но на первых порах нет ни умения, ни настойчивости,и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, неохотноподдерживают `приступы` детской самостоятельности: они и обременительны, инебезопасны. Но и резко пресечь или часто переключать внимание ребенка на болееразумные, по мнению взрослых, деяния тоже нельзя: это затормозит развитиезарождающейся детской самостоятельности и отбросит малыша назад, к примитивнойимитации.
Только в крайнем случае,если уж он удумал нечто из ряда вон выходящее, можно прибегнуть к этому — востальном инициативу надо поддерживать.
Если помогатьребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонентсамостоятельности — целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить нелюбой, а именно нужный результат. Ребенок становится усидчивым, настойчивым,организованным. Неудача не становится поводом отказа от задуманного, азаставляет удвоить усилия и в случае необходимости — даже обратиться запомощью. Очень важно вовремя помочь ребенку — это необходимое условие развитияего самостоятельности. Малыш откажется от помощи как только почувствует, чтоможет справиться сам. [3,90]
Овладев вторымкомпонентом самостоятельности — целенаправленным осуществлением своихнамерений, ребенок все равно остается зависимым от взрослого, точнее от егоспособности соотносить результат с `нормой`. Малыш в принципе овладевает этимраньше и часто использует его в игре, но в том типе деятельности, которую оносваивает на третьем году жизни, есть принципиальное новшество — `всеобщийэффект`, о котором мы говорили выше.
Ребенок не обладаетдостаточным опытом, чтобы самостоятельно определить, достигнут ли устраивающийвсех результат. Носитель этого знания — взрослый, поэтому каждое самостоятельнозадуманное и осуществленное действие ребенка он обязательно должен оценить, аэто — целое искусство. С появлением первых ростков самостоятельности ребенокстановится очень чувствительным к своим правам на ее проявление (вспомнитеДиму) — столь же остро он реагирует и на оценку своих действий.
Стоит грубо, резко илиневнятно отозваться о его `взрослых` инициативах, и они могут исчезнутьнавсегда вместе с вашими надеждами на самостоятельность ребенка. Поэтому, какой бы причудливой нибыла его задумка, сначала похвалите, эмоционально поддержите ее, а уже потомтактично объясните, почему не получилось.
Малыш так старался политьвсе цветы в доме, что не прошел мимо сирени на обоях. Жаль, конечно, испорченныхобоев и разбухшего паркета, но удержитесь от брани и объясните ему, чтобумажные цветы не поливают. Выслушивая ваши доводы, он со временем усвоит всепонятия `нормативного`, `общепринятого`.
В 3,5 года ребенок ужепрактически безошибочно понимает, что сделал хорошо, а что плохо, чего надостыдиться, а чего — не надо, и без нашей оценки. Такого рода способность — функция самоконтроля — завершающий этап формирования самостоятельности впредметной деятельности. Овладев способностью самостоятельно планировать,осуществлять и контролировать ее, малыш становится уже в какой-то степенинезависимым от взрослого. Но это лишь первый и весьма скромный шажок на пути кзрелой самостоятельности. Изменится возрастная ведущая деятельность, и он сновабудет проходить все этапы освоения самостоятельности. Парадокс, но она непереносится автоматически из одного типа деятельности в другой.
Если ваш малыш в 3 годауспешно овладел самостоятельными предметными действиями, это еще не значит, чтоон будет успешно учиться в школе, если только не предпримет специальных усилийдля этого. `Пробелы` в самостоятельности ребенка на любом из предыдущих этаповее развития чреваты `цепной реакцией` — минусами в последующем.
Часто самостоятельностьребенка застревает на дошкольном уровне. Его постоянно нужно контролировать вучебе, насильно усаживать за уроки и стимулировать интерес к ним. Правда, этоне так сильно сказывается на общем его психическом статусе, как, скажем,умственное или речевое развитие. [23,56]

Глава 2.Самостоятельная деятельность, как высший тип деятельности дошкольника
 
2.1Самостоятельная деятельность дошкольника в обучении: анализ различных подходов.Структура самостоятельной деятельностиребенка
Любая наука ставит своейзадачей не только описать и объяснить тот или ной круг явлений или предметов,но и в интересах человека управлять этими явлениями и предметами, и, еслинужно, преобразовывать их. Управлять и тем более преобразовывать явления можнотолько тогда, когда они достаточно описаны и объяснены. В науке функцииуправления и преобразования выполняют предписания, к которым относятся принципыи правила преобразования явлений. Таким образом, познавая предмет или явление,мы прежде всего должны ознакомиться с ним, рассмотреть его в целом. Выявитьфункциональную взаимосвязь его частей, а уже затем описать. Описав предмет илиявление, мы должны объяснить их (функциональную взаимосвязь их частей иструктуры в целом), сформулировать закон их существования, а затем предписать,как управлять ими, как с помощью определенных операций преобразовать этипредметы и явления.
Самостоятельная деятельность – это не форма организации учебныхзанятий и не метод обучения. Её правомерно рассматривать скорее как средство вовлеченияребенка в самостоятельную познавательную деятельность, средство ее логической ипсихологической организации. [5,21]
Основополагающим требованиемобщества к современному дошкольному учреждению является формирование личности,которая умела бы самостоятельно творчески решать различные задачи, критическимыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения,систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путемсамообразования, совершенствовать умения, творчески применять их вдействительности.
Специалистами в этойобласти подчеркивалось, что ребенку важно дать метод, путеводную нить для организации приобретения знаний,а это значит – вооружить их умениями и навыками организации умственного труда, т.е.умениями ставить цель, выбирать средства ее достижения, планировать работу вовремени. Для формирования целостной и гармоничной личности необходимосистематическое включение ее в самостоятельную деятельность, которая впроцессе особого вида заданий – самостоятельных работ – приобретает характерпроблемно-поисковой деятельности.
Существует множестворазличных направлений в исследовании природы активности и самостоятельности детей. Первое направление беретначало еще в древности. Его представителями можно считать еще древнегреческихученых (Аристосен, Сократ, Платон, Аристотель), которые глубоко и всестороннеобосновали значимость добровольного, активного и самостоятельного овладенияребенком знаниями. В своих суждениях они исходили из того, что развитиемышления человека может успешно протекать только в процессе самостоятельнойдеятельности, а совершенствование личности и развитие ее способности — путемсамопознания (Сократ). Такая деятельность доставляет ребенку радость иудовлетворение и тем самым устраняет пассивность с его стороны в приобретенииновых знаний. Свое дальнейшее развитие они получают в высказыванияхФрансуа Рабле, Мишеля Монтеня, Томаса Мора, которые в эпоху мрачногосредневековья в разгар процветания в практике работы воспитания схоластики,догматизма и зубрежки требуют обучать ребенка самостоятельности, воспитывать внем вдумчивого, критически мыслящего человека. Те же мысли развиваются настраницах педагогических трудов Я.А. Каменского, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци,К.Д. Ушинского и др. [5,62]
В педагогической работеученые теоретики в единстве с философами, психологами, социологами ифизиологами исследуют и теоретически обосновывают этот аспект проблемы в светеосновных качеств личности представителя современной эпохи – инициативности,самостоятельности, творческой активности – как главных показателейвсестороннего развития человека наших дней.
Изучая сущностьсамостоятельной деятельности дошкольника в теоретическом плане, выделяется 3 направлениядеятельности, по которым может развиваться самостоятельность – познавательная,практическая и организационно-техническая. Б.П. Есипов (60-е г.г.)обосновал роль, место, задачи самостоятельной деятельности ребенка. Приформировании знаний и умений ребенка стереотипный, в основном вербальный способвоспитания, становится малоэффективным. Роль самостоятельной деятельности дошкольниковвозрастает так же в связи с изменением цели воспитания, его направленностью наформирование навыков и творческой деятельности.
Второе направление берет свое начало в трудах Я.А.Коменского. Содержанием его является разработка организационно-практическихвопросов вовлечения дошкольников в самостоятельную деятельность. При этомпредметом теоретического обоснования основных положений проблемы выступаетздесь воспитание, деятельность воспитателя без достаточно глубокого исследованияи анализа природы деятельности самого ребенка. В рамках дидактическогонаправления анализируются области применения самостоятельных работ, изучаютсяих виды, неуклонно совершенствуется методика их использования в различныхзвеньях воспитательного процесса. Становится и в значительной степени решаетсяв методическом аспекте проблема соотношения педагогического руководства исамостоятельности дошкольника в учебном познании окружающего мира. Практикавоспитания во многом обогатилась так же содержательными материалами дляорганизации самостоятельной работы дошкольников в процессе занятий и дома. [30,111]
Третье направлениехарактеризуется тем,что самостоятельная деятельность избирается в качестве предмета исследования.Это направление берет свое начало в основном в трудах К.Д. Ушинского.Исследования, которые развивались в русле психолого-педагогическогонаправления, были направлены на выявление сущности самостоятельной деятельностикак дидактической категории, ее элементов – предмета и цели деятельности. Однакопри всех имеющихся достижениях в исследовании этого направления самостоятельнойдеятельности дошкольника ее процесс и структура еще не достаточно полнораскрыта.
Однако, существуютнекоторые структурные принципы анализа значения, места и функции самостоятельнойдеятельности.Имеются 2 варианта, близких по сути, но имеющих собственно наполнение испецифику: они и определяют (при условии их единения) сущность самостоятельнойокраски деятельности.
Первая группа:
-    содержательныйкомпонент: знания,выраженные в понятиях, образах, восприятиях и представлениях;
-    оперативныйкомпонент:разнообразные действия, оперирование умениями, приемами, как во внешнем, так иво внутреннем плане;
-    результативныйкомпонент: новыезнания, способы, социальный опыт, идеи, способности, качества.
Вторая группа:
-    содержательныйкомпонент: выделениепознавательной задачи, цели самостоятельной деятельности;
-    процессуальныйкомпонент: подбор,определение, применение адекватных способов действий, ведущих к достижениюрезультатов;
-    мотивационныйкомпонент:потребность в новых знаниях, выполняющих функции словообразования и осознаниядеятельности.
Собственно процесссамостоятельной деятельности представляется в виде триады: мотив – план (действие) –результат. [30, 117]
Итак, в социальном планесамостоятельная деятельность может рассматриваться в очень широком спектре. Влюбом отношении личности к окружающему миру, в любом виде ее конкретноговзаимодействия со средой.
Проблема самостоятельнойработы всегда приковывала к себе внимание наших ученых и педагогов-практиков. Иэто закономерно: одно из условий эффективности воспитание – привитие детямнавыков самостоятельной работы над различным материалом, что объясняетсятеми целями и задачами, которые стоят в настоящее время перед нашимидошкольными учреждениями: подготовить молодое поколение к жизни, кактивному участию в труде.
Эти навыки необходимы имв период обучения в школе и по окончании школы. Следовательно, проблемаактивизации самостоятельности дошкольников в процессе воспитательной работы –одна из актуальных проблем и педагогической науки, и практики.
Что же такоесамостоятельность? Самостоятельность – независимость, свобода от внешних влияний, принуждений, отпосторонней поддержки, помощи. Самостоятельность – способность к независимымдействиям, суждениям, обладание инициативой, решительность. Такие определениянам дает «Толковый словарь русского языка». В педагогике это одна из волевыхсфер личности. Это умение не поддаваться влиянию различных факторов,действовать на основе своих взглядов и побуждений.
Важную рольсамостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Еслинаши дети, — писал Н. Г. Чернышевский, — хотят быть людьми, в самом деле,образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями».
Большое значение придавалсамостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что воспитатель должен нетолько давать детям знания, но и направлять их умственную деятельность.Дошкольники должны «по возможности трудиться самостоятельно, а воспитатель –руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал».
Необходимостьсамостоятельной работы в дошкольном учреждении отстаивала и Н. К. Крупская.
Некоторые вопросысамостоятельной деятельности нашли отражение в современных исследованиях ипособиях по дидактике.
Дидактические вопросысамостоятельной работы дошкольников отражены в книге известного советскогопедагога Б. П. Есипова «Самостоятельная работа дошкольников на занятиях».
В книге освещаютсявопросы о значении самостоятельной работы, о формах и видах самостоятельнойработы при объяснении материала, о самостоятельной работе с целью формированияумений и навыков, о самостоятельной работе в процессе повторения и обобщениязнаний, вопрос об организации самостоятельной работы и руководстве еювоспитателем.
Автор подчеркивает, чтоактивная самостоятельная работа дошкольников необходима на всех этапахдеятельности, а эффективность ее обусловлена активной мыслительнойдеятельностью ребенка
Вопросы самостоятельнойдеятельности рассматриваются в статье И. Т. Огородникова «Дидактические основыповышения самостоятельности и активности ребенка». Автор указывает на важностькоординации изложения материала воспитателем и самостоятельной деятельностидошкольника. Сочетание между этими элементами обучения достигается постепеннымнаращиванием степени трудности в самостоятельной работе. Автор рекомендуеттакую систему этой работы:
1) сначала дети излагаютуже изученный материал;
2) затем детямпредлагается ответить на вопросы;
3) после этого дети учатсяобобщать знания. [28,76]
Проблема активизации мыслительнойдеятельности дошкольников в процессе самостоятельной работы освещается в статьеМ. А. Данилова «Воспитание дошкольников самостоятельности и творческой активностив процессе их деятельности».
Автор подчеркивает, чтоцель самостоятельной деятельности — развитие мыслительных способностей ребенка.Важную роль в этом играет обучение детей навыкам такой работы.
Таковы соображенияавторов названных работ по дидактическим вопросам самостоятельной работы. Этисоображения являются педагогической основой, на которую следует опираться и прирешении вопросов самостоятельной работы по конкретным видам самостоятельнойдеятельности дошкольников.
2.2Понятие “самостоятельная” деятельность и её функции
 
Анализ монографическихработ, посвящённых проблеме организации самостоятельной деятельностидошкольников, П.И. Пидкасистого, И.А.Зимней, показал, что понятиесамостоятельной деятельности трактуется неоднозначно:
Самостоятельнаядеятельность – этотакая работа, которая выполняется без непосредственного участия воспитателя, нопо его заданию, в специально предоставленное для этого время, при этом ребенок,сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия ивыражая в той или иной форме результат умственных или физических (либо тех идругих вместе) действий. Самостоятельная деятельность, на наш взгляд, наиболееполно определяется А.И. Зимней. По её определению самостоятельнаядеятельность представляется как целенаправленная, внутренне мотивированнаяструктурированная самим объектом в совокупности выполняемых действий икорригируемая им по процессу и результату деятельности. Её выполнение требуетдостаточно высокого уровня самосознания, рефлективности, самодисциплины, личнойответственности, доставляет ребенку удовлетворение как процесссамосовершенствования и самопознания. [19,124]
Во-первых, в данном определении принимаются вовнимание психологические детерминанты самостоятельной деятельности дошкольника:саморегуляция, самоактивация, самоорганизация, самоконтроль и т.д.
Попробуем более точноопределить, что же по-существу входит в понятие “самостоятельная деятельность”.
“Самостоятельность” – очень много аспектный ипсихологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественнаяхарактеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственныеконкретные критерии. Самостоятельность – как характеристика деятельностидошкольника в конкретной ситуации представляет собой постоянно проявляемуюспособность достигать цель деятельности без посторонней помощи.
“Самодеятельность” – субъективная, собственноиндивидуальная самоуправляемая деятельность, с личностно обусловленнымикомпонентами: целью, ведущей потребностью, мотивацией и способами реализации.
“Самоактивация” – это субъективно соотнесённаявнутренняя мотивация деятельности.
“Самоорганизация” – свойство личности мобилизоватьсебя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достиженияпромежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы,средства.
“Саморегуляция” – изначально психологическоеобеспечение деятельности, в последующем развитии приобретающее личностныйсмысл, т.е. собственно психическое наполнение.
“Самоконтроль” – необходимый компонент самойдеятельности, который осуществляет её исполнение на личностном уровне.
Во-вторых, акцентируется внимание на том, чтосамостоятельная работа связана с работой дошкольника в группе и являетсяследствием правильной организации учебно-познавательной деятельности в процессевоспитания.
А.И. Зимняя подчёркивает,что самостоятельная деятельность дошкольника есть следствие правильноорганизованной его учебной деятельности в процессе воспитания, что мотивируетсамостоятельное её расширение, углубление и продолжение в свободное время. Длявоспитателя это означает чёткое осознание не только своего плана действий, но иосознанное его формирование у дошкольников как некоторой схемы освоенияпредмета или действия в ходе решения новых задач. Но в целом это параллельносуществующая занятость дошкольника по выбранной программе усвоения какого-либоматериала в процессе обучения.
В-третьих, самостоятельная деятельность рассматриваетсякак высший тип учебно-познавательной деятельности, требующий от ребенкадостаточно высокого уровня самосознания, рефлексивности, самодисциплины,ответственности, и доставляющий ему удовлетворение, как процесссамосовершенствования и самосознания. [22,86]
Эффективность воспитательногопроцесса и познанияопределяется качеством преподавания и самостоятельной познавательнойдеятельностью. Эти два понятия очень тесно связаны, но следует выделитьсамостоятельную работу как ведущую и активизирующую форму воспитания в связи срядом обстоятельств.
Во-первых, знания, навыки, умения, привычки,убеждения, духовность нельзя передавать от воспитателя к ребенку так, какпередаются материальные предметы. Каждый ребенок овладевает ими путёмсамостоятельного познавательного труда: прослушивание, осознавание устнойинформации, разбор и осмысление материала, анализ.
Во-вторых, процесс познания, направленный навыявление сущности и содержания изучаемого подчиняется строгим законам, определяющимпоследовательность познания: знакомство, восприятие, переработка,осознание, принятие. Нарушение последовательности приводит к поверхностным,неточным, неглубоким, непрочным знаниям, которые практически не могутреализоваться.
В-третьих, если человек живёт в состояниинаивысшего интеллектуального напряжения, то он непременно меняется, формируетсякак личность высокой культуры.
Именно самостоятельнаяработа вырабатывает высокую культуру умственного труда, которая предполагает нетолько технику, а прежде всего ума, потребность в самостоятельной деятельности,стремление вникнуть в сущность вопроса, идти в глубь ещё не решённых проблем.
В процессе такого труданаиболее полно выявляются индивидуальные способности дошкольников, ихнаклонности и интересы, которые способствуют развитию умения анализироватьфакты и явления, учат самостоятельному мышлению, которое приводит к творческомуразвитию и созданию собственного мнения, своих взглядов, представлений, своейпозиции. [17,95]
Из всего ранеесказанного видно, что самостоятельная деятельность – это высшая работа познавательнойдеятельности дошкольника и является компонентом целостного педагогическогопроцесса, поэтому её присущи такие функции, как воспитательная,образовательная, развивающая.
 

Глава3. Игровая деятельность дошкольника как средство формирования самостоятельности
3.1Игра как средство обучения самостоятельности
Дошкольный возрастявляется наиболее ответственным этапом детства. Высокая сензитивность этоговозрастного периода определяет большие потенциальные возможностиразностороннего развития ребенка.
Игра в тех формах, вкаких она существовала в дошкольном детстве, постепенно заменяется учением итрудовой деятельностью, суть которых состоит в том, что данные видыдеятельности в отличие от игры, доставляющие просто удовольствие, имеютопределенную цель. Сами по себе игры становятся новыми. Большой интерес длядошкольников представляют игры в процессе обучения. Это игры, заставляющиедумать, предоставляющие возможность ребенку проверить и развить своиспособности, включающие его в соревнования с другими детьми.
Участие дошкольников втаких играх способствует их самоутверждению, развивает настойчивость,стремление к успеху и различные мотивационные качества. В таких играхсовершенствуется мышление, включая действия по планированию, прогнозированию,взвешиванию шансов на успех, выбору альтернатив.
Вопрос о природе исущности игры волновал и до сих пор продолжает привлекать внимание многихисследователей, таких как: Гальперин П.Я., В.Л.Данилова, Запорожец А.В.,Эльконин Д.Б..
Разные подходы к детскойигре отражены во многих работах. Среди этих подходов можно выделить объяснениеприроды сущности детской игры, как формы общения (Лисина М.И.), либо как формыдеятельности, в том числе усвоения деятельности взрослых (Эльконин Д.Б.), либокак проявление и условие умственного развития (Пиаже Ж.).
Каждый из этих подходов,выделяя какую-то сторону игры, в конечном счете, оказывается недостаточным дляобъяснения сущности, специфики детской игры в целом.
Несмотря на то, чтоигровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, значимость ее не снижаетсяи в последствии. Л.С. Выготский отмечал, что в дошкольном возрасте игра изанятия, игра и труд образуют два основных русла, по которым протекаетдеятельность дошкольников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемыйисточник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития».
Отсюда — сущностьпроблемы заключается во влиянии игры на развитие самостоятельности детей,творческих способностей, личностных качеств. Игра создает положительный эмоциональный фон, накотором все психические процессы протекают наиболее активно. Использованиеигровых приемов и методов, их последовательность и взаимосвязь будутспособствовать в решении данной проблемы.
Актуальность поднятойпроблемы вызвана потребностью психологов, педагогов, родителей в совершенствующихсяметодах психолого-педагогического воздействия на формирующуюся личность ребенкас целью развития самостоятельности детей, интеллектуальных, коммуникативных итворческих способностей.
Игра не возникаетстихийно, а складывается в процессе воспитания. Являясь мощным стимулом развитияребенка, она сама формируется под воздействием взрослых. В процессевзаимодействия ребенка с предметным миром, обязательно при участии взрослого,не сразу, а на определенном этапе развития этого взаимодействия и возникает подлинночеловеческая детская игра.
 Игра в любуюисторическую эпоху привлекала к себе внимание педагогов. В ней заключенареальная возможность, воспитывать и обучать ребенка в радости Ж.Ж. Руссо,И.Г.Песталоцци пытались развить способности детей в соответствии с законамиприроды и на основе деятельности, стремление которой присуще всем детям.Центром педагогической системы Ф.Фребеля является теория игры. [16,90]
По Фребелю, детская игра– «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира. Игра – мостик отвнутреннего мира к природе». Природа представлялась Фребелю в виде единой имногообразной сферы.
Д. Ушинский склонялся кпониманию необъятных творческих возможностей человека. Он отделял учение отигры и считал его непременной обязанностью дошкольника. «Учение, основанноетолько на интересе, не дает окрепнуть самообладанию и воле ребенка, так как невсе в учении интересно и придет многое, что надобно будет взять силой воли».Однако, соглашаясь с необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижатьи значение игры и интереса.
Значение игры в развитиии воспитании личности уникально, так как игра позволяет каждому ребенку ощутитьсебя субъектом, проявить и развить свою личность. Есть основание говорить овлиянии игры на жизненное самоопределение школьников, на становлениекоммуникативной неповторимости личности, эмоциональной стабильности,способности включаться в повышенный ролевой динамизм современного общества.
Игра всегда выступаеткак бы в двух временных измерениях: в настоящем и будущем. С одной стороны, она предоставляетличности сиюминутную радость, служит удовлетворению актуальных потребностей. Сдругой стороны, игра направлена в будущее, так как в ней либо прогнозируютсяили моделируются жизненные ситуации, либо закрепляются свойства, качества,умения, способности, необходимые личности для выполнения социальных,профессиональных, творческих функций. В.Л.Сухомлинский писал: «Присмотримсявнимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка… Для него игра – этосамое серьезное дело. В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываютсятворческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценногоумственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое вдуховный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий обокружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости илюбознательности». В.Л. Сухомлинский так же отмечал, что «…духовная жизньребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки,фантазии, творчества». [11,152]
Между тем, игра с годамизанимает все менее значимое место в жизни коллективов, где преобладают дети дошкольноговозраста. Одна из причин тому – недостаточное внимание к разработке теории игрыдошкольников. Ярчайший образец игровой позиции педагога представляет намдеятельность А.М. Макаренко. Он писал: «Одним из важнейших путей воспитания ясчитаю игру. В жизни детского коллектива серьезная ответственная и деловая иградолжна занимать большое место. И вы, педагоги, обязаны уметь играть».
Можно сказать, чтоигра – это методпознания действительности. Он направляется внутренними силами и позволяетребенку в короткие сроки овладеть первоначальными, но весьма обширными основамичеловеческой культуры. Возможно, игра прельщает ребенка своим непостижимым многообразиемситуаций, требующих от него активного проявления индивидуальности,сообразительности, находчивости, творчества, самостоятельности. Советскийписатель Василий Белов в своей книге “Лад” высказал мысль: “Каждый ребенокхочет играть, то есть жить творчески”. [7,48]
При изучении развитиядетей, видно, что в игре эффективнее, чем в других видах деятельности,развиваются все психические процессы. Обусловленные игрой изменения в психикеребенка настолько существенны, что в психологии (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев,Д.Б.Запорожец и др.) утвердился взгляд на игру как на ведущую деятельность вдошкольный период, а также не исчезающую деятельность в младший школьныйпериод.
А.Н.Леонтьев отмечал, чтов игре развиваются новые, прогрессивные образования и возникает мощныйпознавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе.
Л.С.Выготский,рассматривая роль игры в психическом развитии ребенка, отмечал, что в связи спереходом в школу игра не только не исчезает, но наоборот, она пропитываетсобою всю деятельность ученика. “ В школьном возрасте, — отмечал он — игра неумирает, а проникает в отношении действительности. Она имеет свое внутреннеепродолжение в школьном обучении и труде…”.
3.2Общая характеристика учебной и игровой деятельностидошкольника при формировании самостоятельности
 
Каждый период жизни иразвития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. В отечественной психологии подведущей деятельностью понимается та, в процессе которой происходят качественныеизменения в психике детей, происходит формирование основных психическихпроцессов и свойств личности, появляются психические новообразования,характерные именно для данного конкретного возраста.
Так, в периодмладенчества (до 1 года), ведущим видом деятельности является непосредственно –эмоциональное общение. В раннем детстве (от 1 года до 3 лет) – предметнаядеятельность, в дошкольном – игра, в младшем школьном возрасте – учеба, вподростковом – общение со сверстниками.
Сущность игры как ведущеговида деятельности дошкольника заключается в том, что дети отражают в ней различные стороныжизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающейдействительности.
Психологические свойства,которые выступают у ребенка в последние годы дошкольного детства, до прихода вшколу, за первые четыре года школьного обучения получают развитие,закрепляются, и к началу подросткового возраста многие важные черты личностиуже сформированы. Индивидуальность ребенка к этому возрасту проявляется также ив познавательных процессах. Происходит значительное расширение и углублениезнаний, совершенствуются умения и навыки ребенка.
Этот процесспрогрессирует и к III – IV классам приводит к тому, что у большинства детейобнаруживаются как общие, так и специальные способности к различным видамдеятельности.
Общие способностипроявляются в скорости приобретения ребенком новых знаний, умений и навыков, аспециальные – в глубине изучения отдельных школьных предметов, в специальныхвидах трудовой деятельности и в общении.
Дальнейшее развитиеспособностей к концу дошкольного возраста порождает значительное увеличениеиндивидуальных различий между детьми, что сказывается на их успехах в обучении,труде и является одним из оснований для принятия психолого-педагогическиобоснованных решений относительно дифференцированного обучения детей сразличными способностями.
В работе с детьми,обнаружившими наиболее развитые способности, начиная с этого возраста, могутприменяться методы обучения, характерные для взрослых, так как познавательныепроцессы одаренных детей, их восприятие, внимание, мышление, память и речь.
Особое значение дляразвития в этом возрасте имеет стимулирование и максимальное использованиемотивации достижения успехов в учебной, трудовой, игровой деятельности детей. Усилениетакой мотивации, для дальнейшего развития которой дошкольный возрастпредставляет особенно благоприятным временем жизни, приносит двоякую пользу:во-первых, у ребенка закрепляется жизненно весьма полезная и достаточно устойчиваяличностная черта – мотив достижения успеха, доминирующий над мотивом избеганиянеудачи: во-вторых, это приводит к ускоренному развитию разнообразных другихспособностей ребенка. [7,54]
В дошкольном возрастеоткрываются новые возможности для стимулирования психического развития ребенкачерез регуляцию его отношений с окружающими людьми, особенно с учителями иродителями, к воздействиям которых в этом возрасте ребенок еще достаточнооткрыт. Это позволяет взрослым развивать и использовать в воспитании социальныемотивы ребенка для оказания на него положительного воздействия.
Речь идет о такихмотивах, как признание, одобрение со стороны значимых взрослых людей,стремление получать высокую оценку своих действий и ряде других.
К концу дошкольного возраста,повышенное значение для детей приобретают отношения со сверстниками. Здесьоткрываются дополнительные возможности для активного использования этихотношений в учебно-воспитательных целях, в частности для стимулированияпсихического развития ребенка через публичное одобрение в присутствии товарищейего поступков и достижений, через соревнование со сверстниками, через многиедругие действия и ситуации, затрагивающие социальный престиж ребенка.
Трудолюбие исамостоятельность, развитая способность к саморегуляции создают благоприятныевозможности для развития детей дошкольного возраста и вне непосредственногообщения с взрослыми или сверстниками. Речь, в частности, идет о способностидетей этого возраста часами в одиночку заниматься любимым делом.
В этом возрасте важнообеспечить ребенка различными дидактическими развивающими играми.
Игра и учеба – две разныедеятельности, между ними имеются качественные различия. Справедливо замеченоеще Н.К.Крупской, что «школа отводит слишком мало места игре, сразу навязываяребенку подход к любой деятельности методами взрослого человека. Онанедооценивает организационную роль игры.
Переход от игры ксерьезным занятиям слишком резок, между свободной игрой и регламентированнымишкольными занятиями получается ничем не заполненный разрыв. Тут нужныпереходные формы».
В качестве таковых ивыступают дидактические игры. “ Игра должна быть организована так, чтобы в нейпредчувствовался будущий урок”.
Задача воспитателя –сделать плавным, адекватным переход детей от игровой деятельности – к учебной.Решающую роль в этом имеют дидактические игры.
 

Заключение
 
В нашевремя в общественном сознании уже обозначился обобщённый образ человека,отвечающего требованиям двадцать первого века. Это физически здоровый,образованный творческий человек, способный к целеосмысленному общественномутруду, строительству собственной жизни, сферы обитания и общения, сообразно сосновопологающими моральными принципами.
Поэтомупроблема воспитания самостоятельности в детском саду на современном этапе жизниобщества приобретает особую актуальность и значимость.
Первыепроявления самостоятельности в детской деятельности усматриваются еще вдошкольном возрасте. Каждый здоровыйребенок стремится в пределах своих еще небольших возможностей к некоторой независимостиот взрослых в повседневной практической жизни. Фундамент самостоятельностизакладывается на границе раннего и дошкольного возраста, дальнейшее развитиесамостоятельности как личностного качества в период дошкольного детства связанос развитием основных видов деятельности: игры, бытового труда, конструирования,художественной и учебной деятельности.
Каждыйвид детской деятельности оказывает своеобразное влияние на развитие активностии инициативы, поиск адекватных способов самовыражения в деятельности, освоениеспособов самоконтроля, на воспитание волевого аспекта самостоятельности и т.д.
Впрактике дошкольного воспитания проблеме самостоятельности дошкольника вбытовом труде уделено особое место.Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей пообслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоениемсоциального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком втруде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельностирепродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, принеуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки восуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень много аспектный и психологически непростой феномен,это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферыдеятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Oсновныеошибки взрослых в воспитании детской самостоятельности в раннем возрасте — этодве прямо противоположные тактики: гиперопека ребенка и полное устранение отподдержки его действий. В первом случае у него развивается инфантилизм, вовтором — синдром беспомощности.
Инфантилизм возникает в ответ на активное подавлениевзрослым инициатив ребенка. Причины разные: страх за него, желание уберечь отнеминуемого поражения или презрительное отношение к его `глупым` затеям. Итогодин — отмирание инициативности как первого звена в формированиисамостоятельности.
Естественно, не проявятсяи все последующие ее компоненты. Конечно, предметная самостоятельность неотмирает полностью — просто переносится ребенком в другую сферу активности(например, в общение с взрослым) и начинает проявлять себя в неспецифическойформе: ребенок `мается`, не знает, чем себя занять — то, что он хочет делать,ему не позволяют, а то, что разрешают, ему не нравится.
Тогда он переносит своипроблемы на маму: капризничает, нарушает запреты, выводит ее из себя — короче,реализует свою потребность в независимости другим способом. Если позволить этимчертам закрепиться, к школе получится вполне сложившийся невротик, который безмамы не может учиться и общаться с ровесниками.
Синдром беспомощности — это еще более глубокая задержка вразвитии самостоятельности. У малышей нет даже того первого компонентасамостоятельности, который все-таки присутствует у инфантильных детей — инициативы предметных действий. Этим детям все равно, чем играть, они могутдолго заниматься одним и тем же делом, они редко меняют игровые предметы иабсолютно нелюбопытны.
Особо грубые формызадержки свойственны детям, которые с раннего возраста воспитывались в детскихдомах, круглосуточных группах детского сада и т.д.
 

Список использованнойлитературы
 
1. Абузярова Л. Предметно — развивающая среда ДОУ.//Ребёнок в детском саду.2004.-№6.-с.30-32.
2. Аксарина Н.М. Воспитание детейраннего возраста. – М., 1977.
3. Блонский П.П. Дошкольныйвозраст.//Блонский П.П… Педология. – М., 2000.-с.89-119.
4. Буре Р.С., Островская Л.Ф.Воспитатель и дети: Учебное пособие для воспитателей дошкольных учреждений,студентов педагогических колледжей и вузов, родителей и дошкольников.- 3-еизд., перераб. И доп.-М.-: Издательство «Ювета», 2001.-176с.: ил.
5. Волосова Е. Развитие ребёнка дошкольноговозраста. – М.-1999.
6. Воспитываем дошкольников самостоятельными:Сборник статей – Российский гос. Пед. Университет им Герцина, СПб:Детство-ПРЕСС 2000-192с.
7. Воскресенская В.Создаёмразвивающую среду сами. //Д./в.2004.№1.-с.77-79.
8. Власова Т.А. К проблеме воспитаниясамостоятельности у старших дошкольников в процессе художественного ручноготруда.//Когнитивные и аффективные аспекты развития личности на разныхвозрастных этапах: Сб. науч. Трудов/Редкол.: Н.В. Мельникова/отв. Ред./и др.-Шадринск, изд. Шадринского пединститута.1995.198с.
9. Выготский Л.С.Кризис трёх лет.//Д.образование.-2005.№15.-с.2-4.
10. Воспитание детей в игре/Подред.Д.В.Мендэжерицкой.-М.: Просвещение.1979.
11. Година Г. Н. Самостоятельность дошкольникови её внимание на развитие детских взаимоотношений //Нравственное воспитание дошкольников:Младший средний возраст.//Под ред.В.Г Нечаевой, М.: Педагогика, 1972.-с 83-111.
12. Гуськова Т.В., Что такоесамостоятельный ребёнок. //Д.в.-1988.-№11.-с.60-64.
13. Гуськова Т.В. Можно ли воспитатьребёнка самостоятельным? //Д.в.-№8.-с.65-69.
14. Дошкольная педагогика.Подредакцией В.И.Логиновой П.Г.Саморуковой. М., Просвещение.1988.-270с.
15. Игра дошкольника/Л.А.Абрамян,Т.В.Антонова, Л.В.Артёмова и др.; Под ред.С.Л.Новосёловой.-М.: Просвещение,1989.-286с.: — (Б-ка воспитателя дет.сада).
16. Каплан Л.И. Первые проявлениясамостоятеьности. //Каплан Л.И. Посеешь привычку-пожнёшь характер.-М., 1980,с.31-32.
17. Камерина Н. Деловое построениеразвивающей среды//Дет. сад. Управление.2003.-№2.-с.5.
18. Кузнецова С. Обновлениепредметно-развивающей среды/с. Кузнецова, г. романова//Ребёнок вд./с.-2004.34с58-65.
19. Кузавкова К.П.Формированиеобщественно-направленной самостоятельности у детей дошкольного возраста: Учеб.Пособие для спец. Курса. Пермь, 1975-57с.
20. Маханёва М. Влияние среды наформирование и развитие личности ребёнка.//Д./в.-1992.№2 –с.4-6.
21. Мухина В.С.Возростннаяпсихология.-М.-1988.
22. Основы дошкольной педагогики/Подред. А.В.Запорожца, Б.Д.Маркова,-М., 1980.
23. Петровский В.А., Кларина Л.М.,Смывина Л.А., Стрелкова Л.П., Построение развивающей среды в дошкольномучреждении. М., Научно-методическое объединение «Творческая педагогика», Малоепредприятие «Новая школа», 1993.
24. Психологический словарь/Подред.В.В.Вавилова, А.В.Запорожца, Б.Ф.Ломова-М.: Педагогика, 1983.
25. Построение развивающей среды вдошкольном учреждении//ДуброваВ.П., МилашевичЕ.П.Педагогическая практика в детскомсаду.-м., 1998.-с.93-100.
26. Самостоятельность у детей:фрагмент из книги К. Флейка-Хобсона, Б.Робинсона, И.Скина» Развитие ребёнка иего отношений с окружающими». //Д.в.-1995.№11._с.28-29.
27. Теплюк С. Истокисамостоятельности (дошкольника)//Д.в.1991.0№7.-с.67-71.
28. Усова А.П.Роль игры в воспитаниидетей/Под ред.А.В.Запоржца.-М.1976.
29. Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А.Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогическихинститутов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детскогосада/Пд ред. Г.А.Урунтаевой,.М.: Просвещение: Владос, 1995-391с.
30. Цыркун Н.А.Самостоятельность.//Цыркун Н.А.Развтие воли у дошкольников. — Мн.,1991-с.81-82.
31. Цукерман Г.А. Парадокссамостоятельности //Цукерман Г.А Зачем детям учиться вместе? — М., 1985.с.3-6.
32. Эльконин В.С. Возростнаяпсихология. — М.1988.
33. Юсупова Г. Воспитаниесамостоятеьности у детей. //Д.в.2002.-№8.-с.28-29.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.