Реферат по предмету "Философия"


Билеты по философии (Шпаргалка)

{sf 1. Античная философия, ее генезис, основныепроблемы, концепции и
понятия (Космос, Природа, Логос, Эйдос, Душа и т.д.)}
Др. гр.ф (дгф) возникла в ионийских городах зап побережьямал Азии, основ.
греками. Здесь раньше развилась раб., торговля и выросшаяна их основе
культура.(связана с культурами Вавилона, Финикии и Египта- более древние
цив., пришедшая оттуда математика, астрономия, обработкамифологии в
поэзии  иискусстве).  Произошло освобождениемировоззренческих
представлений о природе и человеке из пленамифологических схем.  а
произошло это при развитии классового общества игосударства.
Возникли философские и в первую очередь космологическиесистемы. при
отсутствии средств экспериментальной проверки гипотезчисло систем
было велико, что означало многообразие философских типовобъяснения
мира. Это сделало античную философию школой философскогомышления для
последующих поколений.
        Первыеучения — г. Милет VII-VI в. днэ — Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен. Задавшись вопросом, откуда все возникает и во что
превращается, они искали начало происхождения  и изменения всех вещей.
Первовещество — живое в целом и в частях, наделенноедушой и движением.
Занимались и разносторонней практ деятельностью. такимобразом, им
свойственен философский материализм и стихийнаядиалектика.  ФАЛЕС.
        конец 7начало, в до нэ. Купец, много путешествовал.
       Гидроинженер.  Проект политобъединения малоаз. городов перед
угрозой Персии. Знаком с достиж. науки Вав и Египта.Предсказал солн
затмение в Г. -585 гднэ. Изобрел некот. астроном приборы.
      Все произошлоиз некоего влажного первовещества или воды. Все рождается
из этого первоисточника. Земля — плоский диск, плав. напов. воды. Вода и
все произошедшие из нее вещи — не мертвые. Вселеннаяполна богов, все
одушевлено. Примеры — магнит и янтарь могут приводить вдвиж. др. вещи -
они имеют душу. стоит у истоков демифологизации мира — Зевс -
мировой разум, боги — действующие в мире силы.
      АНАКСИМАНДР.ВВел понятие первоначала всего сущего — архе и считал
таким первоисточником апейрон, из которого
обособл. противоположности  теплого и холодного, дающие начало всем
вещам. Их борьба порождает космос, горячее — огонь,холодное — небо и
земля. Апейрон не имеет границ, он беспределен. Далпервую
формулировку закона сохранения энергии. Космология. Земля- цилиндр.
вокруг три небесных кольца: солнечное, лунное извездное.  Все
обособившееся от беспредельного должно вернуться в него.Поэтому миры
возникают и разрушаются. высказал идею эволюции, человек,подобно
другим существам, произошел от рыбы.
      АНАКСИМЕН.  Время завоевания Милета персами.Первовещество — воздух. Все
вещества получаются посредством сгущения и разряжениявоздуха. Воздух- это
дыхание, обнимающее весь мир. Воздух вечен и подвижен,сгущаясь,
образует облака, затем воду, затем землю и камни.Разрежаясь — огонь.
Идея перехода количества в качество. Земля — диск,поддержив.
воздухом. Звезды — огонь, только далеко. Дал близкоеобъяснение
затмений Луны и Солнца.
      ПИФАГОР ИРАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ. Пифагор из Самоса 580-500гднэ.
При тиране Поликрате переселился в Ю.Италию в г. Кротонгде основал полит и рел. союз
представл. интересы аристократии. Сам ничего не писал.Учения его
претерпели знач. эволюцию. Выдвинул реакц учение опорядке. В общ. жизни
порядок — власть аристократов.
       Последов П. объединились в союз. Боролись сдемократией. В 5 вднэ этот
союз был разгромлен демокр.
Отвергали материализм Милетцев. Основа мира не матерпервоначало,
а числа, кот образуют космический порядок — прообраз общ.порядка. Познать мир -
значит познать управляющие им числа. Первая попыткапостановки вопроса о
роли колич. стороны явл. природы.
Математика, геометрия, теории архитектуры. музыки,скульптуры.( высота
тона струны зав. от ее длины.) Движ небесных телподчиняется мат.
соотношениям — гармония сфер.
      Пифагорейцыотрывали числа от вещей, превращали их в самостоятельные
существа, абсолютизировали и обожествляли их. Свящ.монада(единица) — это
мать богов, всеобщее первоначало и основа всехприр.явлений. Двойка — это
принцип противоположности, отрицательности в природе.Природа образует
тело (тройка), являясь триединством первоначала и егопротивор. сторон.
Четверка — образ четырех элементов прир. ИТД. Мысль отом, что все в прир.
подчинено опред. числ соотнош., благодаря абсол чиселприводила П. к
идеалистическому утверждению, что именно число, а нематерия явл.
первоосновой всего.Все вещи состоят из противоположностей
— чет нечет, предел беспредельное,
единство множество, правое левое, мужское женское. Однакоих
противоположности не переходят друг в друга( в отличии отГераклита).
Особое значение — предел и беспредельное. Предел — огонь,беспред. -
воздух.(пустота). Мир дышит пустотой, состоит из взаимод.огня и
воздуха. Идеи бессмертия души и переселения душ.
      ГЕРАКЛИТ.  Родом из Эфеса. (530 — 470 ггднэ).Аристократ, отстранившийся
от власти. Исходный пункт учения о мире — представление опреходящем,
изменчивом хар. всего существующего.
      Диалектическийматериализм.
Все сущ. вещи возникли из материального первоначала.Однако первовещ. -
это огонь. Выбор огня в кач. первовещества обусловленвзглядами Г. на
характер жизни природы. Мир нах. в постоянном процессеизменения, а из
всех прир. вещей наиболее подвижен, изменчив огонь." Этот космос один и
тот же для всего существующего не создал ни какой бог иникакой человек, но
всегда был, есть и будет вечно живым огнем, мерамизагорающимся и мерами
потухающим". Причина вечного изменения — борьбапротивоположностей.
      Мир остается воснове огнем, несмотря на все изменения. Душа тоже из
огня, душа материальна — это наименее влажный огонь. Всевещи возникают из
огня согласно необходимости.
Миром правит «логос».(закон,
необходимость)«Даже Солнце не может переступитьлогос.» Мир есть процесс в
котором всякая вещь переходит в свою противопол.(холодноев теплое,
Влажное в сухое и наоборот)«Нельзя дважды войти водну реку» В челов.
жизни превращ. в противопол. есть борьба. Она «отецвсего, царь всего».
Благодаря борьбе противопол. обнаруживается их внутреннеетождество:
жизнь и смерть, путь вверх и вниз.
      Всеобщностьизменения и переход каждого качества в противоп. делают все
кач. вещей относительными.(морская вода — чистейшая ивместе с тем
грязнейшая: для рыб -питательна, для людей -негодна)
      Логос — основавсеобщности и истинности чел. познания. В основе мышления
лежат ощущения. Мышление предпочитает все, что доступночувствам зрения и
слуха. Мышление — общее всем людям, всем дано познатьсебя и быть
разумными. Даже если что-то осталось скрытым от света,воспринимаемого
чувствами, оно не могло бы укрыться от разумного света,«от того, что
никогда не заходит»
      Однако,считает Г., большинство людей не знают всеобщего и вечного, не ищут
познания, принимают многознание за ум.
       ЭЛЕАТЫ.  В VI-V ввднэ центр дух.развития перемещ. в
Ю.Италию.(земледельческая область). Против изменчивойпервоосновы
вещей выдвинуто учение о неизменной сущности истинногобытия и
иллюзорности всех видимых изменений и различий. Вдальнейшем -
источник идеализма. Принижение чувственного опыта. Зенон- апории
против диалектики. Это метафизика.
        КСЕНОФАН.VI-5 вднэ. Поэт фил. побывал в Ю. Италии вообще много
путешествовал. В конце жизни поселился в Элее, где подего влиянием
возникла школа элеатов. Критиковал представления омножестве богов.(Если бы
лошади могли рисовать то они изобразили бы своих богов ввиде лошадей) .
Он пантеист. Мир вечен и неуничтожим, представляет собойнечто единое и
это единое и есть бог. Природа не божественна. Все что рождается и растет
есть вода и земля. О природе богов не может быть истинногознания, только
мнение. В теории познания — недостаточность чувственныхзнаний.
Материалист, но дошел до ровня абстракции, что бытие
одинаково и тождественно себе, однородно.
      ПАРМЕНИД.Элея. 6-5 ввднэ. Составил законы для Элеи, которые даже там
долго действовали. Мир — вещ. шар, в котором нигде нетпустоты и,
следовательно возможности движения. (все заполнено)Всякая мысль есть
мысль о существующем. Поэтому несуществ. никак нельзямыслить как несущ.,
откуда несуществ. нет. Отсюда невозможно возникновение иуничтожение.
      Из абс.заполненности следует, что мир не имеет частей. Он един.
Множество — обман чувств. Отсюда же следует вывод оневозможности
движения, возникновения, уничтожения. Представления одвижении — лишь
мнение, повседневные представления, от которых следуетотличать фил., как
учение о истине, недоступной восприятиям.Противопоставляет «учение
истины» (бытие вечно, не содержит пустоты, неделимо,неподвижно)
«учению мнений», куда входили физические,астрономические и др.
гипотезы.  Вносит элементырационализма, родоначальник метафизики.
       Учение П. полно ненаучных, мифол.представлений, В центре мира -
богиня-правительница (или правда и необходимость). Онадержит жребий и
правит всеми неб. движениями.
      ЗЕНОН.  Ученик Парм… Выдвинул ряд положений в защ.учения П.(апории)
Доказывал невозможность движения(метафизика).Предположение, что движ.
мыслимо приводит к противоречиям — оно не может
осуществиться.Парадоксы
1) логически невозможно мыслить множественность вещей;
2) допущение движения приводит к противоречию (невозможнои быть в
этой точке, и не быть в ней же).
      В этих апорияхвпервые в истории человечества обсуждаются проблемы
непрерывности и бесконечности. Апории дали толчокразвитию диалектики.
Единство прерывности и непрерывности пространства ивремени делают
возможным движение.
СТОИКИ. конец 4 вднэ. В связи с распространениемкосмологии,
математики, развитием техники. Главная задача философии — в этике
(это плоды науки). Знание — средство приобретениямудрости и умения
жить сообразно природе. Счастье — в свободе от страстей,в равнодушии.
Все предопределяется судьбой. В понимании природы — материалисты.
Отличали истину (воистину существуют только тела) иистинное -
бестелесно и не существует. Создали логику высказываний,в отличие от
логики предикатов.
ewpage
{sf 2. Учение Демокрита. Понятие «атом» и«пустота»}
      Предпосылкойатомизма (А)  была потребность датьматер. объяснение
наблюдаемых свойств вещей — их множества, движения иизменения. После
Зенона, доказавшего будто гипотеза о бесконечнойделимости вещей,
пространства и времени ведет к неустранимым противоречиями парадоксам,
всякая попытка обосновать реальность множества,раздельности вещей и
их подвижности должна была считаться с этим.   Учение А. явилось ген.
попыткой разрешения этих трудностей. А. предполагали сущ.беск. мн-ва
телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот.происх. движ. частиц и
отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности,видели в них
непроницаемые атомы.
      Согласно этойгипотезе каждая вещь, будучи суммой весьма большого (но не
бесконечно) кол. частиц — весьма малых, но в силу своейнеделимости не
обращающихся в ничто, уже не может рассматриваться какбеск. большая и в то
же время вовсе не имеющая величины как это было у Зенона.Таким образом
был разрешен кризис, вызванный критикой З.
      Основатель А.- Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших
недел. частиц и пустоты.все происходит в силу законапричинности и
достаточного основания. Ни одна вещь не возникаетбеспричинно, но все
возникает в силу необходимости и на каком-то основании.
      ПродолжательА. — Демокрит (460 -370 ггднэ). Родился во фракийском городе
Абдерах. Побывал в странах востока. Имеются труды Д.охватывающие вопросы
ф., логики, психологии, этики, политики, педагогики, теор.искусств,
языкознания, математики, физики, космологии. Активныйприверженец раб.
демократии.
      Исходноеположение а. системы — сущ. атомов и пустоты, образующих своим
бескон. многообр. соединениями все сложные тела.Следовательно, одной из
гл. предпосылок его учения явл. взгляд по которому ощущ.представляют хотя
и недостаточный, но необходимый источник познания.
      Недостаточныеи неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким
усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но ихсуществование
удостоверяются
основанным на чувств. наблюдениях размышлением. Д.отличает то, что сущ.
во мнении от того, что сущ. в действительности.«лишь в общем мнении сущ
сладкое, в мнении — горькое, в мнении — теплое, в мнен. — холодное, в м.
— цвет, в действительности же сущ. только атомы ипустота.» Однако Д. не
отрицает реальность чувств. воспринимаемого. В данномслучае Д. говорит о
том, что ф. занимается изучением не того, что известновсем, а того, что
лежит в основе всего, образует его причину. По-видимомуД. не согласен с
тем, что чувств. восприятия качеств совпадают с самимикачествами.
      Атомы сутьвсевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же — метод, в
котором все эти тела, в течении всей вечности носясьвверх и вниз, или
сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга иотскакивают,
расходятся и снова сходятся в такие соединения, и такимобразом они
производят и все прочие сложные тела и наши тела, и ихсостояния и
ощущения.
       Для объяснения реального многообразиядействительности Д. допускает, что
атомы различ. по форме порядку и положению. Эти отличия илежат в основе
всех наблюд. отличий. Ни одно из них следов. не явл.беспричинным. Он
отрицает наличие целесообразности в природе. Зародышиучения о
первичных и вторичных качествах вещей. Свойства горько,сладко и т.д.
существуют условно, не по природе самих вещей. Не отличалпричинность
и необходимость, поэтому отрицал случайность,рассматривая ее как
результат незнания.
      А. учениераспространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть
орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоитиз огненных атомов
и есть их временное соединение. Душа не бессмертна.
      Основапознания — ощущения. От вещей отделяются «видики» — материальные
формы вещей, они несутся во все стороны в пустомпространстве и проникают
в органы чувств через поры. Если поры соотв. по величинеи форме
проникающим в них видикам, то в ощущ. возникает образпредмета, соотв.
самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образпредмета. Однако
сущ. предметы, кот. в силу своей малой величинынедоступны чувствам, Такие
св-ва вещ. постигаются умом, и это позн. также м.б.достоверным.
Проблема соотношения чувств и разума в познании.
      Идеалом Д.явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная
и благодушная. Важнейшее условие — разделение труда.Этические воззрения -
разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок.состоянии души,
обусловленном согласием с прир., исполнением долга, меройво всем...
Умение доходить до такого сост. дает обучение, кот Д. неотделяет от
воспитания без кот. не могут быть достигнуты ниискусство, ни мудрость.
      ЭПИКУР.(341-270днэ Эпоха эллинизма)  Родился наострове Самосе. Переехал
в Афины, где основал школу «Сад Эпикура». Гл.задача ф. — создание этики,
учения о поведении, приводящем к счастью. Но этика м.б.построена только
при условии если будет определено место, кот. человекзанимает в мире.
Поэтому этика должна опир. на физику, а физике должнопредшествовать
разраб. теории познания.
      Материалистическийсенсуализм. Все, что мы ощущ. истинно. Ошибки
возникают от неправ. оценки того, что мы ощущ. На основеощущ. возможны
заключения о предметах и их причинах. Восприятие — единств. критерий
истинности, оно есть крит. и для заключений о таких вещах, кот.
непосредственно нами не воспринимаются, лишь бызаключения эти не были в
лог. противоречии с данными восприятиями.
      Э. принялосновные положения А. Демокрита. Доказывал, что учение о
причинной необходимости всех явл. природы не должно вестик выводам о
невозможности для чел. свободы. В рамках необход. долженбыть указан путь к
свободе.
      У Д. движ.атомов в пуст. вызывается мех. необход. Э. полагает, что
движение
обусловлено внутр. св-вом атомов — их тяжестью, кот.наряду с их формой,
положением и порядком становится важным объект. определениематома. Кол.
форм атомов ограничено, т.к атом не мож. обладать б.тяжестью. При движ.
атомы могут самопроизвольно отклон. на небольшой угол ит.о переходить с
прямол. путей движ. на криволинейные. Это явл. необход.условием свободы
человека. Итог — более глубокий взгляд на необходимость ислучайность.
      Критерийсчастья — удовольствие. Благо -то, что порождает удовольствие.
Зло — то, что порожд. страдание. Разработке учения о путик счастью должно
предшествовать устранение всего, что стоит на этом пути:страха перед
богами, смертью и загр. миром. Боги не способны вмешив. внаш мир, а душа
смертна.
      Освоб. отстрахов открыв путь к счастью. 3 типа удовольствия: 1.
природные и необходимые для жизни; 2. прир., но для жизнине необходимые;
3. не необх для жизни и не природные. Он стремится толькок первым и
воздерж. от остальных. Результат такого воздержания — полная
невозмутимость, или безмятежность, кот. и есть счастьефил.
Естественное состояние человека — покой, атараксия.
ewpage
{sf 3. Жизнь и философия Сократа}
      В 5 вднэ насмену полит власти аристократии и тирании во мн. городах Г.
пришла власть демокр. Развитие созданных ею новыхвыборных учреждений -
нар.собрания и суда, игравшего б. роль в борьбе партий иклассов своб.
населения, породило потребность в подготовке людей, влад.искусством
судебного и полит красноречия, умеющих убеждать.Некоторые из наиболее
выдвинувшихся в этой обл. людей становились учителямириторики, полит
знаний… Однако нерасчлененность тогдашнего знания и б.роль, кот.
приобрела в то время фил., привели к тому, что эти новые мыслители обычно
учили не только полит. и юр. мудрости, но связывали ее собщими вопр.
фил. и мировоззрения. Их стали называть«софистами» т.е. мудрецами,
учителями мудрости. Позднее софистами стали называтьсяте, кто в своих
речах стремился к доказ. предвзятой, иной раз заведомоложной, точки
зрения.
      Такая хар.опиралась на то, что нов. учителя ф. стали доводить до
крайности мысль об относительности всякого знания.
      СОКРАТ.Афинянин (469-399днэ). С. собрал вокруг себя многочисл учеников,
большая часть кот. оказалась врагами раб. демократии. Этоа также выступл
самого С. против дем. строя восстановили против негонарод. Он был
привлечен к суду и отравился. По его мнению, управлятьгосударством
должны люди не богатые и знатные, а знающие, умелые илучшие.
      Сам С. ничегоне писал. О его учении известно только по сообщениям
учеников: Ксилофонт, Платон, Аристофан, а так жеАристотеля. Для С.
характерна логичность речи, ирония, изобличениесбивчивости понятий своих
собеседников и мастерское расчленение вопроса, составл.предмет
обсуждения. Выступал против Софистов.
       Фил.по С. — учение о том как следует жить. С.выступает против
натурфил., эмпирического изучения природы, невысокооценивает познав
знач. органов чувств. Главная задача познания — позн.самого себя.
(самопознание). Познание природы невозможно(агностицизм), возможно
познание души, а добродетели соответствуют взрослениюдуши.
      Знание этообнаружение общего для целого ряда вещей, Т.о. знание есть
понятие о предмете и достигается посредством определенияпонятия. Должна
сущ. единая общая и высшая цель, кот. подчин. все частныецели и кот. есть
безусловное высшее благо. Определения обобщаются через индукцию.
Определению понятия предшествует беседа, в
ходе которой хорошо поставленные вопросы изобличаютсобеседника в
противоречии. Тогда устраняется мнимое знание, абеспокойство ума
направляется на поиски подлинной истины. Искусство спора- метод
вопросов, «ирония».
      В этике С.отождествляет добродетель со знанием. Нет человека, кот. зная ,
что он может сделать что-то лучшее, стал бы напротивделать худшее.
Дурное действие есть незнание, а мудрость — совершенноезнание.
счастье человека — когда его душа полна добродетелями.
      Сократическиешколы: мегарская, элидоэритрийская, киническая,
      киренская.
      КИРЕНАИКИ.благо чел. — это его наслаждение. В этом и смысл и цель жизни.
Реально только настоящее, ценно только то, что тыполучаешь в наст.
момент. Основатель этой ветви Гедонип — облагораживал этипринципы, считая,
 что чел. долженвластвовать над наслаждениями. Однако его последователи
на это наплевали. Отсюда гедонизм.
      КИНИКИ.Диоген, Антисфен. Чел должен освободить себя от зависимостей,
привяз. к удовольствиям связыв. человека. Единственнореальны единичные
вещи, общего не существ. Нет общих норм и законовприроды. Каждый сам по
себе. Отказ от богатства, славы, наслаждений, достижениенезависимости
и внутренней свободы.
      МЕГАРСКАЯ:Соединили Сокр. добродетель с Парменидовским бытием.
 Всеобщее и неделимоебытие носит хар.всеобщего блага. существует
 единое добро,равное истине, богу, уму. Единственная добродетель -
 познание добра.Все единичное противостоит добру и лишается
статуса самостоятельной реальности. Т.е. реально толькообщее. Сущ. только
необходимое, возможности нет.
ewpage
{sf 4. Учение Платона о бытии (концепция «идей — эйдосов»), душе,
познании и обществе.}
      До конца 5 вднэ основным типом древнегр фил был материализм.
      Платон(427-347днэ). Афинянин, был противником аф демократии. Фил
развитие началось в школе Сократа. В городах ю. Италии иСицилии он
продолжил ознакомление с фил элейцев и пифагорейцев. В387г он вернулся в
Афины и основал школу (академия).
      По-видимомусвою лит деят начал с небольших диалогов по вопр этики. В
зрелый период им был написан трактат Гос-во, затемдиалоги Пир, Теэтет,
Федон. К поздним работам относится диалог«Законы». Ф. учение П охватывает
шир круг вопросов — о бытии, мире и его происхождении,душе и познании,
обществе, раздел труда, воспитании искусстве.
      Мир чувстввещей не есть мир подлинно сущего: чувств вещи возник и
погибают, изменяются и движутся, в них нет ничегоистинного. Подлинной
сущностью вещей их причинами явл бестелесные нечувствформы (идеи или
виды), постигаемые умом. По отнош к чувст вещам идеи ипричины и образцы и
цели, кот стремятся вещи, и понятия об общей основе вещейкаждого класса.
      Т.к. чувствещи преходящи, то они должны быть обусловлены не только
бытием, но и небытием. Это небытие есть материя. ипространство. (обл нерекращ движения,
возникновения и изменения) Материя принимает на себя идеии превращ их во
множество частных вещей, разделенных пространством.
Область идей представляет собой пирамиду, на вершине котидея блага. Она
обуславливает познаваемость, сущность предметов, от нееони получают свою
сущность. Идея блага явл не только верховной причинойбытия, но и его
целью (телеология — учение о целесообразности)
      Идеи вечны,неизменны, тождественны, не зав от условий пространства и
времени. Мир  вещей- мир вечного возникновения и гибели, движения и изменчивости,
в нем все свойства относительны, ограничены услпространства и времени.
Материю сотворил демиург — творец, чистый разум.
       В центре космологии учение о мировой душе.Душа заключена в темницу
нашего тела, но способна к перевоплощениям. Знание естьприпоминание. До своего вселения в оболочку душа пребывала на
небе и созерцала там истинно сущее. Соединившись с теломдуша забывает то,
что знала, но в глубине эти знания остаются. Восприятияматериальных предметов
напоминают душе позабытые ей знания. Вид познания зависитот
различия познаваемых вещей. Достоверное познание(воспоминание) -
только об истинно сущих видах-- идеях. О чувственныхвещах и явлениях
возможно лишь вероятное мнение. Тут не понятно, что естьистина.
Между идеями и чувственными вещами -
математические понятия, доступные рассудочному познанию.
Метод познания — диалектика. Два пути — восхождениепо обобщению
понятий вплоть до высших родов и нисхождение от общего кчастному, это
касается только идей, но не чувственных единичных вещей.
      Идеи познаютсяпутем интуиции, независимой от чувст восприятия, чувств
вещи отражаются лишь во мнениях, кот не дают подлинногознания.
      Бытие — тождественное и неизменное, однако в диалогах Софист и Парменид
П. прих к выводу, что высшие роды сущего — Бытие, движ.,покой, тождество
и изменение — могут мыслится только таким способом, чтокаждый из них и
есть и не есть, и равен самому себе и не равен., итождественен себе и
переходит в иное. Так бытие поскольку оно рассматр самопо себе — едино,
вечно, тождественно, неизменно, неподвижно, но оно жепоскольку оно рассм
по отнош к иному, содержит в себе различие, изменчиво,подвижно. Поэтому
бытие содержит в себе противоречия: оно едино имножественно, вечно и
преходяще, неизменно и изменчиво.
      Противоречияесть необходимое условие для побуждению души к мышлению. Искусство
побуждать к размышлению посредством выявленияпротиворечий, таящихся в
повседневных мнениях, есть, по П., искусство диалектики.
      Вкосмогоническом учении П утверждает, что последними эл-тами всех вещей
явл неделимые треугольники или геометрические бестелесныеатомы.
Космология — в центре земля, вокруг планеты и звезды,которые
движутся благодаря их собственным душам.
      Чел душанезависима от тела и бессмертна. Душа состоит из 3 частей:
разумной, кот создается самим творцом,аффективной(страсть) и вожделеющей, кот
создаются низшими богами. Победа разумной части надстрастями и
вожделениями возможна при соотв воспитании. Т.к. люди немогут личными
усилиями прибл к совершенству, то необходимо гос-во изаконы. Гос-во
основано на разделении труда между разрядами свободныхграждан.
      В уч. оделении граждан на разряды П руководствуется своей
классификацией частей
души. Разумной части должен соотв разряд правителей-философов,аффектной -
воинов, вожделенной — ремесленников. Каждый разряд долженбыть ограничен
выполнением своих обязанностей и воздерживаться отвмешательства
в дела других.
Правители — философы, необходимо специальное воспитание.Правят с
50-60 лет. Воины — общежитие для искоренения чувствазависти.
Ремесленники — воспитание умеренности и самоограничения.Первая в истории человечества теория идеального
государства. Три формы — монархия, аристократия идемократия, причем
любая в двух видах — законная или незаконная(насильственная). Первый
вид предпочтительнее.
      Частная собстви семья — подрывают условия общества. Поэтому П разработал
план общежития, основанного на устранении для правителейи воинов  личной
собственности, а также учение о общности жен и госвоспитании детей.
ewpage
{sf 5. Учение Аристотеля о причинах, материи и форме}
      Родился вФракийском городе Стагир, обучался в платоновской академии.
(384-322 днэ). После смерти Платона проживал в Атарнее(остров Лесбос)  а
затем при дворе македонского царя Филиппа в качествевоспитателя его сына
— Александра. В 335 году возвратился в Афины, где основалшколу — гимнасии
(Ликей).
      До нас дошлине все тексты А… Многие из дошедших по видимому не явл.
текстами самого А… Например «Метафизика»по-видимому представляет
составленные слушателями своды различных по временикурсов А. Очень важны
для поним. А. его сочин.: «О душе»,«Физика», «Категории». Ф. А.
охватывает вопросы логики, психологии теории познания,Учения о бытии,
космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики,этики,
педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикуетотдельные
положения П., атомистов, пифагорейцев, раннихматериалистов. Эти крит.
введения представляют б. ценность.
      Критика П.теории «идей», Логика. Учение А. — объективный идеализм. Оно
сложилось в рез. критики учен. П. об идеях. Эта теор.(обидеях) несостоят.
по ряду причин:
1. Идеи П суть простые копии, или двойники, чувственныхвещей и не
отличаются от них по своему содержанию.
2. Так как П. отделил мир идей от мира вещей, то идеиничего не могут дать
существованию вещей. И хотя П. утверждает, будто вещипричастны к идеям,
эта их причастность просто метафора. Учение П не можетобъяснить отнош
идей к вещам еще и потому, что П. отрицает способностьидей быть непоср.
сущностями вещей.
3 Утверждая, будто идеи относятся к др. идеям, как общеек частному П.
впадает в противоречие. При таком понимании каждая идеяесть одновременно
и сущность, так как будучи общей, она присутствует вменее общей, и
несущность, т.к. сама она в свою очередь причастна кстоящей над нею более
общей идее, кот. и будет ее сущностью.
4. П. учение о сущ. идей, независимых по отнош к вещамчувств мира, приводит
к нелепому выводу: так как между идеями и вещами естьсходство и так как
по П., для всего сходного должна сущ идея, то кроме идеи, наприм. чел. и
кроме соотв ей вещей, должна сущ идея того сходного, чтосущ между ними.
Далее для этой новой идеи чел и для нах под нею первойидеи и ее вещей
должна сущ еще одна — третья — идея...
5. Обособив идеи в мир вечных сущностей, отличный отизменчивого чувств.
мира, П. лишил себя возм. объяснить факты рождения,гибели и движения.
Если вещи действительно существуют, то необходимым образом
существуют и идеи вещей; так что без идеи вещь не существуетили сама вещь
остается непознаваемой. Нет принципиального отрыва идеивещи от самой
вещи. Идея вещи находится внутри самой вещи. Идеявещи,  будучи чем-то
единичным,  какединична и сама вещь, в то же  время  является и
обобщением всех частей вещи, является некой общностью.Общность вещи
обязательно существует и в каждой отдельной вещи, и существует каждый
раз по-разному;  но  это значит,   что   общность   вещи охватывает
все  её раздельныечасти и потому является целостностью вещи. Целостность
вещи, когда с удалением одной части вещи гибнет и всявещь, есть
организм  вещи  в отличие  от механизма вещи,  когда вещь остается
целостной, несмотря ни на какое удаление отдельных еёчастей и замену их
другими частями. Организм есть такая целостность вещи,  когда имеется одна
или  несколько  таких частей, в которых целостность присутствует
субстанционально.
       В философии различал 1) теоретическую часть--- учение о бытие,
его частях, причинах и началах; 2) практическую — о
человеческой деятельности; 3) поэтическую — отворчестве. предмет
науки — общее, но оно существует в единичном и познаетсячерез него, то
есть условие познания — индуктивное обобщение ичувственное
восприятие. Признавал 4 причины
1) материя, или пассивная возможность становления;
2) форма — сущность бытия, действительность того, чтоматерии дано
как возможность;
3) начало движения;
4) цель.
 Четырехпринципнаяструктура всякой вещи, как  организма:
1. Эйдос (идея) вещи является такой её сущностью, котораянаходится в ней
самой, и без которой вообще нельзя понять, что такоеданная вещь. 2.
Материя вещи есть только ещё самая возможность еёоформления и
возможность эта — бесконечно разнообразная. Эйдос вещи неесть её
материя,  а материявещи не есть её эйдос. Материя  есть  только
возможность осуществления эйдоса.
       3. Если   вещи движутся,   а  для движения  должна существовать
какая-нибудь определенная причина  движения, то это    значит,    что
необходимо  признать   некое   самодвижение, некую причину,  которая
является  причинойдля самой же себя. В бытии имеется самодвижущая причина
и эта самодвижность так или иначе отражается и  в реальной зависимости
движения одной вещи от движения другой вещи. 4. Нельзямыслить движение в
абстрактном  виде,то есть без того результата, который она дает. Движение
вещи подразумевает цель движения  -  специфическую категорию вещи,
которая не есть ни её форма,  ни её материя,  ни её причина. Общая
формулировка  четырехпринципной  структуры- вещьесть  материя, форма,
действующая причина и определенная целесообразность,  то есть каждая вещь
есть овеществленная форма с причинно-целевым назначением.
Художественно-творческий первопринцип: 1. Художественнаяроль материи -
материя  не  просто отсутствие всяких  форм,  но  и  бесконечная
творческая возможность. Материя проявляет себя в видетех  или иных
пространственных и временных форм. 2. Природа какпроизведение  искусства
-  природные вещи ився природа, взятая в целом, является той или иной
смысловой картиной. 3. Душа  есть не что иное,  как принцип живого тела.
Душа — субстанция в качестве эйдоса  физического тела, в потенции
обладающего жизнью. Художественно-творческий принцип вего завершении: 1.
Подобно тому,  каквсякое материальное  тело есть нечто, тоесть является
тем или иным э


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Формирование умственного приёма сравнения у младших школьников в процессе решения разноуровневых
Реферат Панлейкопения кошек
Реферат Бронхит у детей и бронхоаденит
Реферат Тренинг продаж
Реферат Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами
Реферат Аналитические основания маркетинга
Реферат Система корпоративной культуры в международном бизнесе
Реферат Подводные лодки зарубежных стран второй мировой войны
Реферат International Monetary Fund Essay Research Paper The
Реферат История Могилева 2
Реферат Warhol Essay Research Paper Thelife and work
Реферат Расчет простых и сложных электрических цепей
Реферат Применение милицией административного законодательства о мелком хулиганстве
Реферат Оценка устойчивости промышленного объекта к воздействию воздушной ударной волны при взрыве газовоздушной
Реферат Эпидемиология туберкулёза 2