Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Анализ «я-концепции» с помощью теста «кто я такой»

С.М. Меджидова, А.И. Орланова, Факультет социальныхнаук и психологии, Бакинский государственный университет
Анализ «Я-образа» позволяет выделить в нем двааспекта: знания о себе и самоотношение. В ходе жизни человек познает себя инакапливает о себе знания, которые составляют содержательную часть его представленийо себе – его «Я-концепции». Однако знания о себе самом, естественно, емунебезразличны: то, что в них раскрывается, оказывается объектом его эмоций,оценок, становится предметом его самоотношения. Не все в этой системе ясноосознается человеком; некоторые аспекты «Я-образа» оказываются неосознанными,потому мы имеем достаточно сложно поддающееся исследованию образование.Основную методологическую проблему можно сформулировать следующим образом: какотделить оценку от знания субъекта о себе и избежать феномена социальнойжелательности, который возникает всякий раз при использовании самоотчетов в техсферах, в которых существуют законы должного, правильного образа действий,мыслей и т.д. Особенно острой эта проблема оказывается в ситуации исследования«Я-концепции». Однако не всегда необходимо «вычитание» социальной желательностииз самоописаний: «Стремление видеть и культивировать в себе социально ценныекачества – одно из реальных стремлений человека, которое отражается в его«Я-концепции». Поэтому, если «Я-концепция» определяется феноменологически, какобраз самого себя, в который человек верит, то высокую социальную желательностьчерт, приписываемых его «Я», следует считать не артефактом, а истиннойхарактеристикой «Я-концепции»[6, с.246].
Следующая сложность при анализе «Я-концепции»заключается в том, что одни и те же по своему содержанию знания о себе у разныхлюдей могут обладать различной субъективной значимостью. Из этого следует, чтоиспользование универсальных содержательных измерений (параметров) «Я-концепции»может привести к ошибочным заключениям[1].
Для исследования «Я-концепции» нами использовался тестдвадцати утверждений самоотношения Twenty Statements Attitude Test[6] –личностный опросник, вариант нестандартизированного самоотчета, сближающийся спроективными методиками исследования личности. Он предназначен для исследованиясамоотношения и был предложен М. Куном и Т. Мак-Партландом в 1954 г. Тестоснован на использовании нестандартизированного самоописания с последующимконтент-анализом. Испытуемый должен в течение 12 минут дать двадцать различныхответов на вопрос, обращенный к самому себе: «Кто я такой?» В инструкцииуказывается, что ответы следует давать в том порядке, в котором они спонтанновозникают. Обычно считается, что порядок называния категорий соответствуетвыраженности и значимости соответствующих признаков, однако это не являетсядоказанным, поскольку возможно влияние стереотипов, защитных механизмов и т.д.Использование данного теста затрудняется, кроме того, отсутствиемсоциокультурных нормативных показателей, данных о валидности и надежности.
Не решены также теоретические и методические проблемыкодирования ответов. В зарубежных исследованиях были выделены следующиекатегории контент-анализа: социальные группы (пол, возраст, национальность,религия, профессия), мировоззренческие позиции (философские, религиозные,политико-идеологические и моральные высказывания), интересы и увлечения,стремления и цели, самооценка. Как правило, «присоединяющие» утверждения, вкоторых фиксируется принадлежность испытуемого к той или иной категории людей,выносятся раньше, чем «дифференцирующие». Среди наиболее частых категорий,выявленных на больших выборках в зарубежных исследованиях, — профессиональнаяидентичность, семейная роль и статус, религиозная идентичность, пол и возраст.
Данный тест используется не очень часто, поэтому небыло возможности сопоставить результаты нашего исследования с результатамианалогичных исследований на постсоветском пространстве[2].
В нашем исследовании мы применяли сокращенный вариантданного теста, т.е. вместо 20-ти вариантов ответов опрашиваемые должны былиответить 10 раз. Такое сокращение было связано с тем, что пилотажноеисследование, проведенное на выборке из 30-ти человек, выявило, что большинствоопрашиваемых с большим трудом находят 10 вариантов ответов. Среднее количествоответов равно восьми. />
В опросе приняли участие 245 человек. Большинствоопрошенных составляют студенты Бакинского и Воронежского государственных университетови педагоги средних школ (64,1%). Женская часть выборки превалирует над мужской(74% и 26% соответственно). Возрастной диапазон опрошенных колебался от 13 до70 лет, но большинство опрошенных – это люди молодого возраста, до 35 лет(73,5%). По национальности – в основном, азербайджанцы (86,1%). Уровеньобразования опрошенных: с неполным средним образованием – 18,4% (школьники); сосредним – 1,2%; с неполным высшим – 44,5%; с высшим – 33,5%; с ученой степенью– 2,4%.
Результаты теста обрабатывались при помощиконтент-анализа. Были некоторые сложности при выделении категорий анализа.Категории определялись как на основе частоты высказываний, так и на основетеоретических представлений автора о структуре личности[1].С нашей точки зрения, личность можно представить как четырехмерное образование:физическое (степень освоения и осознания физического мира: природный ипредметный мир), социальное (степени освоения и осознания социального мира),духовное (степень освоения и осознания идеального мира: исторического,религиозного, культурного, философского, психологического, морального) и«Я-пространства» (степень освоения и осознания себя), в котором находят свое отражениевсе остальные элементы личности.
При первоначальном анализе было выделено 28 категорийанализа. В окончательном варианте категорий анализа оказалось 45. Это еще разподчеркивает сложность процедуры анализа, связанную с обобщением материала иопределением категорий. Все высказывания были разделены на две группы. В первуюгруппу вошли ответы, которые были охвачены выделенными нами категориямиконтент-анализа. Эти ответы составили большинство. Следует отметить, чтоколичество сгруппированных таким образом ответов с каждой «Я-позицией»уменьшалось. На первой позиции их было 92%, на последней, десятой позиции –64,6%. Это свидетельствует о том, что опрашиваемые имели тенденцию в своихответах идти от общего к частному. Общие ответы лучше поддавались группировке,чем частные. Ко второй группе были отнесены несгруппированные высказывания,которые встречались в единичных случаях. Их количество равняется 92 (4,6% отобщего числа всех высказываний).
Первоначальному обобщению подвергались наиболее частовстречающиеся и конкретные понятия, такие как пол, возраст, национальность,профессиональный статус, образовательный статус, религиозная принадлежность,некоторые черты характера: эмоциональность, интеллектуальность, моральность,сила воли, эмпатийность, педантичность; неформальный статус личности. Придальнейшем анализе выделялись психологические категории, в которых проявляетсяиндивидуальность личности и система отношений.
Выделенные категории имеют разную степень обобщения.По частоте встречаемости данные категории существенно между собой разнятся. Вособенности эти различия выражены между первой и последней (170% и 3%соответственно). Семейный статус и отношение к нему намного превалировали надостальными категориями анализа.
Все представленные «Я-позиции» можно было разделить надва класса: позиция-статус и позиция-отношение. Их можно также обозначить какформу и её проявление или, как статику и динамику. При первоначальном анализе позиция-статуси позиция-отношение анализировались отдельно, как, например, семья и отношениек ней, профессия и отношение к ней и т.д. Учитывая недостаточную выраженностьсистемы отношений, последние были объединены со статусами.
В основном представленные «Я-позиции» отличалисьоднозначностью, т.е. каждый ответ отражал какой-то один аспект «Я-образа».Например, Я женщина; педагог; мать. Но были ответы, которые охватывалинесколько разнообразных сторон «Я-образа», например: «я – хорошая мать длясвоих детей, любящая жена, привлекательная женщина» и т.п. Такие ответыанализировались по нескольким категориям. Встречались и повторы в ответах.
Итак, суммарное количество ответов — 2012. Количествовозможных вариантов ответов — 2450. Эта сумма складывается из количестваопрошенных и возможных 10-ти вариантов ответов (245*10=2450). Разница междуреальным количеством высказываний и возможным – 438, т.е. реальных высказыванийна 18% меньше, чем ожидаемых. Все выделенные 45 категорий анализа былиранжированы, исходя из частоты их встречаемости. Ранговых мест оказалось 32,т.к. некоторые категории имели одинаковый ранг.
Среди выделенных 45-ти категорий анализа наиболеечасто встречающимися категориями являются: семейный статус и отношение к нему,моральные качества, профессиональный статус и отношение к нему, эмоциональныекачества, образовательный статус и отношение к нему, биологический (человек) исоциальный (личность) статусы. Суммарный вес шести этих категорий составляет47% от числа всех высказываний.
В категорию «семейный статус и отношение к нему» (278высказываний или 113,5% от числа опрошенных) входят понятия, номинальноопределяющие статус личности в семье, а также понятия, отражающие отношение кданному статусу: хорошая мать, верная жена и т.д. Следует отметить, что рольматери упоминается чаще, чем роль отца. В единичных случаях мужчины в качествеодной из «Я-позиций» упоминали о статусе главы семейства. И это несмотря на то,что количество женатых и замужних среди мужчин и женщин одинаково (29%).Отношение к этому статусу в подавляющем большинстве случаев было позитивным.Встречались в основном такие эпитеты, как хороший, заботливый, уважающий своихродителей и т.п. Наибольшую частоту данная категория имеет на первых четырехпозициях, что свидетельствует о значимости данной категории при определении«Я-позиции». Данная категория представлена в позициях по убывающей.
На основе этих данных можно сказать, что стержнем«Я-образа» является семейный статус, что может свидетельствовать о значимостисемейной сферы в жизни человека. Почти каждый из опрошенных указал на семейныйстатус, а некоторые указали две и три семейных позиции (13,5%).
На втором месте оказалась категория «моральныекачества» (188/ 76,7%). Эта категория включала только позитивные качества(ответственный, принципиальный и т.п.). К данной категории были отнесены иморальные принципы, доброе отношение к другим, эмпатийные качества. Аморальныекачества встречались в единичных случаях. Они были представлены отдельно вкатегории «социально неодобряемых качеств» (22/9%). Данные результатысвидетельствуют о значимости и ценности для подавляющего большинстваопрашиваемых моральных качеств, по крайней мере, они стремятся демонстрироватьих.
На третьем месте по частоте встречаемости оказаласькатегория «профессиональный статус и отношение к нему» (145/ 59,2%). Даннаякатегория включала понятия, связанные с профессией, реальной или будущей,местом работы и отношением к ней. Проявленное отношение в основном носитпозитивный характер.  
На четвертом месте оказалась категория «эмоциональныекачества» (120/ 49%). Эмоции не были дифференцированы на позитивные инегативные. Но при подсчете частотности можно было заметить, что негативныеэмоции несколько преобладали над позитивными. Признаться в своей вспыльчивостиили раздражительности намного легче, чем в социально неодобряемых качествах.
На пятом месте – категория «образовательный статус иотношение к нему» (110/45%). Отношение к учебному статусу проявили в основномдети школьного возраста. Правда, таких высказываний было всего 6 (2,45%). Еслисравнить данную категорию с категорией «профессия и отношение к нему», то можнозаметить, что отношение к профессии более выражено, чем отношение кобразовательному статусу. Студенты вообще не проявили своего отношения кобразовательному статусу, они выразили свое отношение к будущей профессии.Отсутствие отношения может быть свидетельством незначимости данного статуса.Распределение данной категории по позициям далеко не равномерное: частотавстречаемости с каждой позицией имеет тенденцию к убыванию. Наибольший весданная категория имеет на первых трех позициях (27,5%).
На шестом месте – категория «человек, индивид»(101/41,22%). Эти понятия объединены в одну категорию, т.к., во-первых, ониблизки по сути, во-вторых, понятие индивид встречается в единичных случаях. Этакатегория далеко неравномерно распределена среди 10-ти «Я-позиций». Наибольшийвес она имеет на первой позиции (21%). Итак, 21% опрошенных на вопрос «Кто Ятакой» в первую очередь ответили – человек. Это достаточно обобщенный уровеньдифференциации себя. Отношение к этому статусу проявляется только с точкизрения социальных и моральных норм (хороший, плохой, добрый и т.д.). Количествофилософских высказываний, связанных с этим понятием встречаются в единичныхслучаях.
На седьмом ранговом месте оказались две категории:«интеллектуальные качества» и «неформальный статус личности и отношение к нему»(по 73/30% каждая).
Категория «интеллектуальные качества» состоит толькоиз положительных качеств таких, как умный, образованный, с широким кругозором ит.п., негативные интеллектуальные качества не были указаны. Среди категорий,относящихся к личностным качествам, интеллектуальные качества занимают третьеместо после моральных и эмоциональных качеств.
На 7-м месте оказалась также категория «неформальныйстатус личности и отношением к нему», т.е. позиция друга. Данный статусличности был рассмотрен отдельно от остальных социальных статусов личности,т.к. по сравнению с другими, частота встречаемости его была достаточно высокой.Отношение к данному статусу также часто проявлялось и было только позитивным.Были использованы в основном такие эпитеты, как хороший, верный, ответственный.
На 8-м месте оказались две категории: «мифическое Я»или «ассоциации» (71 /29%) и «социально-психологические качества» (71/29%).
Категория «мифическое Я» или «ассоциации» включалаответы ассоциативного характера, такие как шторм, море, плохая погода и т.п., иданные по гороскопу. Наибольшее количество ассоциаций приходится на последниепозиции, что может быть свидетельством того, что индивидуальное, личное,уступает общему. Все ассоциации были разделены на несколько групп: ассоциации,связанные с образом людей или какими-то их функциональными особенностями — 20%, ассоциации, связанные с животными — 2,9% (в основном, были названы домашниеживотные, нехищные, с недвусмысленным символическим значением) и ассоциации,связанные с природой и окружающим миром — 3,7%, которые имели отношение кэмоциональной сфере человека. В них проявлялось положительное отношение к себе,даже некоторый нарциссизм. В основном все ассоциации носили позитивныйхарактер. К данной категории были также отнесены данные по гороскопу 2,45%. Какни странно, повальное увлечение гороскопом не нашло своего отражения в«Я-образе».
Первоначальное предположение о том, что «Я-образы»,представленные в виде различных ассоциаций, характерны для лиц с выраженнойиндивидуальностью не нашло своего подтверждения. Ассоциативных высказываний нетак уж и много (3,5% от общего числа всех высказываний), они однотипны и восновном характеризуют эмоциональную сферу человека, в них также проявляетсясамолюбование.
Категория «социально-психологические качества»(71/29%) охватывает качества, которые проявляются при общении с другими. Кданной категории отнесены качества, которые способствуют общению, и качества,которые затрудняют его. Первых больше, чем вторых. Часто встречающиеся понятияв этой категории – общительный, контактный. Качества, которые затрудняютобщение, встречаются в основном на последних позициях, их вес составил 8,6%.
На девятом месте оказалась категория «пол и отношенияк нему» (66/27%). По данной категории выявились некоторые различия междумужчинами и женщинами: последние чаще указывали свой пол, чем мужчины (26,5% и22% соответственно). Наибольший вес данная категория имеет на первых двухпозициях, что свидетельствует о значимости пола для тех, кто указал на него.Отношение к своему полу проявили единицы (всего 6,14%). Отношение, заисключением единичных случаев, носят позитивный характер. Сексуальностьотмечена только четырьмя опрошенными.
Полученные результаты по данной категории были для наснесколько неожиданными. Мы предполагали большую выраженность в «Я-образе» умужчин половой принадлежности, так как в обществе принадлежность к мужскомуполу традиционно имеет большую ценность. Причины недостаточной выраженностиполовой идентичности у мужчин можно объяснить особенностями выборки: в опросепринимали участие в основном студенты, школьники и люди, имеющие высшеегуманитарное образование – педагоги, преподаватели. Возможно, в другой выборкеможно было бы получить иные результаты, большую выраженность полового статуса.
Слабая выраженность половой идентичности у женщин,возможно, связана с особенностями женского менталитета. Быть женщиной в нашемобществе, где роль матери ценится выше, чем роль женщины, не столь престижно,как быть мужчиной.
На 10-м ранговом месте оказалась категория «ценностныеориентации» (50/20,41%). Понятие ценностные ориентации – достаточно широкое имногие ответы можно было бы отнести к данной категории (семья, профессия,образование, дружба и т.д.). Мы объединили в эту категорию высказывания,связанные с проявлением любви к чему-то (39/15,9%): к музыке, к искусству,природе, тишине и т.п. В эту категорию вошли также высказывания, связанные слюбовью к определенным видам деятельности или поведения (8/3,26%):«советоваться с близкими», «отдыхать», «спать», «гулять», «дружить», а такжевысказывания, связанные с проявлением желания быть каким-то: «терпеливым»,«счастливым», «заслуживающим уважения других» (3/1,22%). Если говорить оценностях личности, то они в полном объеме высвечены во всех ответах, поэтомуможно сказать, что иерархия выделенных категорий контент-анализа полностьюотражает ранжированные по степени значимости ценностные ориентации личности.
На 11-м месте находится категория «имя собственное»(38/15,5%). В большинстве случаев эта категория встречается на первой позиции(12%). Достаточно естественно, что при ответе на вопрос теста «кто я такой?» –человек называет свое имя. Мы допускаем, что имя представляет обобщенный образличности. При ответе на вопрос теста свое имя чаще называли люди молодоговозраста. Некоторые указывали и фамилию, и свою принадлежность семье, что ещераз подчеркивает значимость семьи для личности. Некоторые определяли себя,скорее всего, чисто номинально. Вопрос теста, скорее всего, был трансформированв вопрос, задаваемый им со стороны — «кто ты такой?». Такие ответысвидетельствуют в пользу доминирования формальной стороны «Я-образа».
На 12 месте оказалась категория «статус в группе, всоциуме» (36/14,7%). Данная категория включала в себя ответы, в которыхуказывался какой-либо статус в формальной или неформальной группе. Были названытакие статусы, как «сосед», «партнер», «коллега», «сотрудник», «руководитель» ит.д. Наибольший вес имеет статус «сосед», остальные статусы встречаются вединичных случаях.
Следует отметить, что некоторые из этих статусов былиактуализированы в зависимости от ситуации, предшествовавшей опросу. Так,позиция «избиратель» в «Я-образе» появилась в период президентских выборов.Позиция «сосед» появилась при тестировании со стороны соседа. На основе этихданных можно сделать вывод, что функциональная востребованность актуализируетту или иную «Я-позицию».
Категория «оценочное отношение к себе» оказалась на13-м ранговом месте (33/13,5%). К данной категории были отнесены ответы, вкоторых проявлялась оценка себя: «уважительно отношусь к себе», «иногдадостаточно жестокий по отношению к себе», самовлюбленный, самодостаточный,эгоистичный. Наибольший вес данная категория имеет на последних позициях, что можетсвидетельствовать, с одной стороны, о низком уровне самосознания, с другойстороны — о низкой значимости данной категории.
На 14-м месте находится категория «гражданин»(32/13,1%). Значимость данной категории для большинства опрошенных минимальна,но для тех, кто указал ее, она является одной из основных составляющих«Я-образа».
На 15-м месте — категория «внешность» (31/12,6%). Кданной категории были отнесены высказывания, связанные с внешностью человека. Восновном были позитивные высказывания: Правда, вес данной категории в«Я-образе» незначителен, и для тех, кто выделил данную позицию, она также неимеет высокой значимости. Данный результат был несколько неожиданным для нас. Вцелом получилось, что в «Я-образе» форма несколько доминирует над содержанием,поэтому предполагалось, что внешности опрашиваемые будут придавать особоезначение.
На 16-м месте стоит категория «патриотизм»(28/11,43%), включающая патриотические высказывания. Она неравномернораспределена по позициям. Наибольший вес приходится на последние позиции, чтоможет быть свидетельством ее низкой значимости и для тех, кто на неё указал.
На 17-м ранговом месте — категория «философское Я»(27/11,02%). К данной категории были отнесены высказывания, имеющие болеевысокую степень обобщения, такие как: «представитель живого мира», «ищущаясвета», «часть вселенной», «я две личности», «ищущий баланс интересов» и т.п.Как уже указывалось выше, количество таких высказываний 27, но количестволюдей, которым принадлежат эти высказывания меньше (19/ 7,75%).
На 18-м ранговом месте оказались две категории:«национальность и отношение к ней» и такие характеристики личности как«обыкновенный, простой романтик, мечтатель» (по 26/10,6% каждая из категорий).В «Я-образе» таких целостных, обобщенных или недифференцированных категорийнесколько: «хороший человек», «плохой человек»; «реалист»; «странный». Всеготаких обобщений 51 (20,82%). Положительный образ в этих обобщениях намногопреобладает над негативным, а нормативность над ненормативностью.
Свою национальную принадлежность указали всего 26человек (10,6%). Наибольший вес данная категория имеет на первых 5-ти позициях(8,9%), что говорит о значимости данной категории для тех, кто ее указал.Отношение к национальности проявили всего 4 человека (1,63%). Невыраженностьотношения, как уже указывалось выше, может быть свидетельством незначимостиданной стороны «Я-образа». Возможно, минимальное отражение в «Я-образе»национальной принадлежности связано с тем фактом, что всё, что естественно,очевидно, не актуализировано в «Я-образе». Среди тех, кто указывал своюнациональную принадлежность, встречались представители таких национальностейкак евреи, русские, татары, лезгины. Но, возможно и другое объяснение: неестественность, а функциональная востребованность определенной стороны«Я-образа» актуализирует ее. Например, функционально семейный статусвостребован каждодневно, а национальный статус нет. Он может бытьактуализирован в ситуациях межнациональных конфликтов, спортивных состязаний ит.п. Но также можно предположить, что невыраженность данной позиции в«Я-образе» указывает на узость пространственных границ личности: пространство«МЫ» ограничено семьей, а не национальностью личности.
На 19-м месте оказались две категории:«психологический настрой на будущее» и «религиозный статус». Каждая категорияимеет по 25 высказываний (10,2%).
Количество пессимистов и оптимистов распределилосьпочти поровну, с небольшим перевесом оптимистов. Наибольший вес даннаякатегория имеет на последних 3-х позициях.
Категория «религиозный статус» объединила понятия, вкоторых проявлялось отношение к религии и к Богу. Атеисты оказались вменьшинстве (1,2%). Наибольшая частота высказываний, относящихся к даннойкатегории, приходится на последние позиции. Можно сказать, что для большинстваопрошенных религиозный статус оказался незначимым, в том числе и для тех, ктосчитал себя религиозным, т.к. на этот статус при ответе на вопрос тестауказывали в последнюю очередь.
Категория «статус в любви» (24/9,8%) занимает 20-еранговое место. К этой категории были отнесены такие высказывания, как«любимый», «любящий», «не умеющий любить» и т.п. В основном эти высказыванияпринадлежат молодым девушкам, женщинам. Кстати, любимых было гораздо больше,чем любящих. Высказывания с негативной и позитивной смысловой нагрузкойраспределились почти поровну.
На 21-м ранговом месте находятся две категории:«хороший — плохой человек» и «социально неодобряемые качества» (по 22/9%каждая).
В категории «хороший — плохой человек» отраженацелостная самооценка личности. Положительных образов в этой категории больше,чем отрицательных (7% и 2% соответственно).
Социально неодобряемые качества были представлены вединичных случаях (1,1% от общего числа всех высказываний). Они частоиспользовались с эпитетами «иногда», «немного»: «иногда демагог», «иногдагрубый» и т.п. Не было ни одного социально одобряемого качества с такимиэпитетами. Социально неодобряемые качества указывались в последнюю очередь, чтосвидетельствует о желании соответствовать социальным нормам.
Категория «личность, индивидуальность» занимает 22-еранговое место (19/7,75%). Понятия личность и индивидуальность были объединены,т.к. по смысловой нагрузке они близки друг к другу. При этом различия междукатегориями «личность и индивидуальность», с одной стороны, и «человек ииндивид», с другой, значительны. Последняя категория встречается в пять разчаще. Возможно, некоторые опрашиваемые ставили знак равенства между понятиямичеловек и личность, индивид и индивидуальность или, возможно, понятие человекрассматривалось достаточно широко и включало в себя понятия личности ииндивидуальности. Если считать, что опрашиваемые правильно дифференцировалипонятия человек и личность, то можно сделать вывод, что биологическая сущностьв «Я-образе» намного преобладает над социальной сущностью.
На 23-м ранговом месте оказались две категории:«волевые качества» и «отношение к труду» (по 18/7,35% каждая из категорий).Категория «волевые качества» охватывала только положительные качества,отрицательные качества, связанные с волей, не были указаны. Как видим, волевыекачества в очень незначительной степени входят в «Я-образ».
Вес деловых и волевых качеств составляет 1,7% от числавсех высказываний или 6-7% от числа опрошенных, тогда как моральные и эмоциональныекачества составляют 77% и 49% соответственно от числа опрошенных.
Категория «отношение к труду» (18/7,35%) объединилапонятия, связанные с проявлением отношения к труду. При этом трудолюбивыхоказалось больше, чем ленивых (4,5% против 2,9%).
24-е ранговое место делят между собой две категории:«деловые качества и энергичность» и категория, которая объединила такиекачества личности, как «наивный, доверчивый» (16/6,53%). Эти качества можнобыло бы отнести и к категории «социально-психологические качества», но из-заотносительно высокой степени частоты их встречаемости, они были представленыотдельно. Энергичность и деловые качества можно разделить на позитивные инегативные. Соотношение между ними следующее 4,9% и 1,63%. Неслучайно этакатегория оказалась рядом с категорией «волевые качества». Они по смысловойнагрузке достаточно близки друг другу. Как видим, волевые, деловые качестваслабо представлены в «Я-образе».
На 25-м ранговом месте находятся две категории:«возраст» и «уровень притязаний» (14/5,7%). В «Я-образе» возраст почти ненаходит своего отражения. На возраст в основном указали школьники.
К категории уровень притязаний были отнесенывысказывания, отражающие цели и желания личности. Одна треть притязаний быласвязана не с самой личностью, а с желаниями что-то изменить в других, вособенности в своих детях. Многие притязания носят неконкретный характер. Поним также можно судить и о ценностях личности, поэтому эта категория нашла своеотражение и в категории «ценностных ориентаций».
26-е ранговое место занимает категория «одиночество иотношение к нему» (13/5,31%). Отношение к одиночеству было не однозначным: былии любители одиночества (0,82%) и испытывающие боязнь перед одиночеством(1,22%).
На 27-ме ранговом месте две категории: «педантичность»,«региональная принадлежность» (12/4,9). Указывать свою принадлежность копределенному географическому региону достаточно типично для людей нашейментальности. Поэтому мы выделили данную категорию, но, к нашему удивлению, онаочень мало представлена в «Я-образе». Типичный для опрашиваемых вопрос «Тыоткуда?», почему-то не проявился в «Я-образе». Это могло быть связано или сситуацией опроса, которая не способствовала актуализации данного «Я-образа»,или с особенностями выборки: большинство опрошенных русскоязычные, городские,т.е. местные.
Категория «свободомыслие, самостоятельность» занимает28-е место (10/4,1%). Как видим, эти качества не востребованы.
Категория «навыки и умения» и категория определенныхкачеств, которые трудно было обозначить одним словом, определенная как «нежный,ласковый, мягкий, милый» занимают 29-е ранговое место (7/2,9%). Как видно изрангового места категория «навыки и умения» в «Я-образе» занимает, чуть ли непоследнее место. Были названы такие навыки, как рисование, шитье, готовка.Исключением являются профессиональные навыки и умения, которые были отнесены ккатегории «профессиональный статус и отношение к нему». Хотя и в даннойкатегории больше представлен профессиональный статус, чем профессиональныенавыки и умения.
Категория «отношение к познанию себя» занимает 30-еранговое место (5/2%). Данная категория при первоначальном анализе не былавыделена из-за ее малочисленности. В «Я-образе» почти не проявилось отношение кпознанию себя, всего 0,82% респондентов выделили такую сторону «Я-образа», как «незнающий себя» или как «знающий себя» (1,22%).
Следующие три категории занимают 31-е ранговое место:«отношение к тесту», «юмористическое отношение к жизни» и «наблюдательность»(по 4/1,63% каждая из категорий). Отношение к вопросу теста в устной форме проявилимногие, и в основном это отношение имело несколько негативный характер («пустьдругие скажут, кто я такой»; «откуда я знаю, кто я» и т.п.), но в письменнойформе таких высказываний было всего 4 (1,63%).
Всего 4 человека проявили свое отношение к юмору.Встречались следующие высказывания: «шутник», «юморист», «прикольный», «пареньс чувством юмора».
На 32-м ранговом месте оказались две категории:«статус через функцию» и «Я есть Я» (по 3/1,22% каждая категория). Под категорией«статус через функцию» имеется в виду социальный статус личности, в которомвыделена определенная функция: «помощница», «советница», «поддержка».  
Как уже указывалось выше, были еще единичныевысказывания, которые не были объединены в категории. Они составляют 4,6% отвсех высказываний.
Итак, обобщая вышесказанное можно сказать, что«Я-образ» большинства опрошенных оказался достаточно позитивным. В немдинамическая сторона проявляется меньше, чем статичная. «Я-образы»характеризуются некоторой деиндивидуализированностью, узостью, по причиненеравномерного охвата различных сфер жизнедеятельности человека. Оценка себя«глазами» других намного преобладает над самооценкой. «Я-образы» не отличаютсякритичностью. Почти во всех ответах чувствуется присутствие стороннегонаблюдателя — «Я-образ» представляется для других, а не для себя.Превалирующими компонентами структуры «Я-образа» являются: семейный статус,профессиональный статус, образовательный статус, моральные и эмоциональныекачества. Пол, возраст, национальность, религиозная принадлежность,гражданство, этническая и региональная принадлежности в «Я-образе» представленыв очень незначительной степени. Моральные и эмоциональные качества в 2-3 разапревосходят интеллектуальные, социально-психологические, волевые и деловыекачества.  
Список литературы
Анастази А. Психологическое тестирование. – Т. 1, 2. –М., 1982.
Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник попсиходиагностике. – С-Пб, 2001.
Лефевр В.А. Алгебра совести. – М., 2003.
Майерс Д. Социальная психология. – С-Пб, 2000.
Меджидова С.М. Психологические типы. Типология «69». –Баку, 2001.
Общая психодиагностика. Под ред. А.А.Бодалева иВ.В.Столина.– М,1987.
Для подготовки данной работы были использованыматериалы с сайта www.ecsocman.edu.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.