Узнать стоимость написания работы
Оставьте заявку, и в течение 5 минут на почту вам станут поступать предложения!
Реферат

Реферат по предмету "Философия"


Антропологический материализм Л.Фейербаха

/>
1. Введение.
Отказот традиций метафизики, который произошел в XVIII веке, разрушил основуединства всей системы знания. В результате произошло никогда прежде с такойопределенностью не проводившееся разделение бытия на мир природы и мирчеловека. Это разделение последовательно осуществил Кант, основоположникнемецкого идеализма. Видным представителем немецкого идеализма был Гегель(1770-1831). Отправляясь от философии Канта, он в то же время подвергпересмотру его понятие трансцендентального субъекта, предложив рассматривать вкачестве такового историю человечества в целом. Гегель создал наобъективно-идеалистической основе систематическую теорию диалектики.Последователем Гегеля первоначально был Фейербах (1804-1872), но затем 1839году подверг критике гегелевский идеализм, показав его связь с религией.Фейербах выдвинул в центр своей философии человека, трактуемого какбиологическое существо, абстрактный индивид.
2. Антропологический материализм Л. Фейербаха.
Всередине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий философ ЛюдвигФейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что иное, какрационализированная религия, а философия и религия по самому их существу,считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии лежит вера вдогматы, тогда как в основе философии — знание, стремление раскрытьдействительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии Фейербах виделв критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые составляют сущностьрелигиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу идеалистическаяфилософия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения человеческой сущности,посредством приписывания богу тех атрибутов, которые в действительностипринадлежат самому человеку.
СогласноФейербаху, для освобождения от религиозных заблуждений необходимо понять, чточеловек — не творение бога, а часть — и притом наиболее совершенная — вечнойприроды.
2.1.Материализм Фейербаха существенно отличается от материализма XVIII века,поскольку, в отличие от последнего, не сводит всякую реальность к механическомудвижению и рассматривает природу не как механизм, а скорее как организм. Онхарактеризуется как антропологический, так как в центре внимания Фейербаха — неотвлеченное понятие материи, как у большинства французских материалистов, ачеловек как психофизическое единство, единство души и тела. Исходя из такогопонимания человека, Фейербах отвергает его идеалистическую трактовку, прикоторой человек рассматривается, прежде всего как духовное существо. СогласноФейербаху, тело в его целостности как раз и составляет сущность человеческого”Я”. Духовное начало в человеке не может быть отделено от телесного, дух и тело- две стороны той реальности, которая называется организмом. Человеческаяприрода, таким образом, толкуется Фейербахом преимущественно биологически, иотдельный индивид для него — не исторически-духовное образование, как у Гегеля,а звено в развитии человеческого рода. Началом нового, материалистическогопериода в творчестве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом году онокончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом.
Критикуяидеалистическую трактовку познания и будучи недоволен абстрактным мышлением,Фейербах апеллирует к чувственному созерцанию. Полагая, что ощущение составляетединственный источник нашего познания. Только то, что дано нам через органычувств: зрение, слух, осязание, обоняние, — обладает, по Фейербаху, подлиннойреальностью. С помощью органов чувств мы познаем как физические объекты, так ипсихические состояния других людей. Фейербах не признавал никакойсверхчувственной реальности и отвергал возможность чисто отвлеченного познанияс помощью разума, считая последнее изобретением идеалистической спекуляцией. Знаменитаякнига Фейербаха «Сущность христианства», написанная в 1841году, была уженастоящим триумфом материалистической философии. Цель этой книги философопределил как «сведение религии к антропологии». Религия как проблема проходиткрасной нитью через творчество Фейербаха. Он пишет, что его первой мыслью былбог, второй – разум, а третьей и последней – человек. Фейербаха интересует неидея человечества, а реальный человек, который, прежде всего – природа, тело,чувственность и потребности. То есть идеализм надлежит отвергнуть, так какупразднил конкретного человека. Теизм неприемлем, ибо не бог творит человека, ачеловек создает бога. Фейербах в этой работе провозгласил материализм и атеизм,признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, накоторой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего, и что созданноерелигией божественной существо есть лишь фантастическое отражение человеческойсущности. Такова основная идея этого произведения. Имя Фейербаха стало для тогопериода символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.
После«Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд произведений:«Основные положения философии будущего» (1843г.), «Сущность религии» (1845г.) идругие. В этих произведениях он дает стройное изложение и обоснование своихматериалистических взглядов.
Нотруды Фейербаха, вышедшие после революции 1848-49 годов, уже не оказывалитакого влияния и глубокого воздействия на читателей, как его первыематериалистические сочинения. И его работа «Теогония» не оставила почтиникакого значимого следа в этот период времени. В 1867-69 годах Фейербах пишетсвое главное этическое произведение – «Эвдемонизм», в котором утверждает, чтостремление к счастью является двигательной силой поведения людей, основойморальных отношений. «Эвдемонизм» не был, однако, опубликован при жизниФейербаха и увидел свет лишь в 1874 году.
2.2.Антропологический принцип Фейербаха в теории познания выражается в том, что онпо-новому интерпретирует само понятие ”объект”. По Фейербаху, понятие объектапервоначально формируется в опыте человеческого общения, и поэтому первыйобъект для всякого человека — это другой человек, ”Ты”. Именно любовь к другомучеловеку есть путь к признанию его объективного существования, а тем самым кпризнанию существования вообще внешних вещей.
Извнутренней связи людей, основанной на чувстве любви, возникает альтруистическаямораль, которая, по убеждению Фейербаха, должна встать на место иллюзорнойсвязи с богом. Любовь к богу, согласно немецкому философу, есть лишьотчужденная, ложная форма подлинной любви — любви к другим людям.
3.Атеизм Фейербаха.
МатериализмФейербаха, как и всякий материализм вообще, тесно связан с атеизмом, ибоматериалистические основоположения уже содержат в себе атеистический смысл. Ноэволюцию атеистических взглядов Фейербаха, как и любого материалиста, нельзясводить только к развитию его материализма, затушевав антирелигиозный аспект егофилософии. Кроме того, необходимо иметь в виду, что антирелигиозные взглядыФейербаха начала складываться еще до его прихода к материализму. У Фейербахаатеизм и материализм неразрывно связанные, взаимодополняющие и переходящие другв друга вещи.
Фейербахвидел центральную тенденцию, в борьбе разума с верой, науки с религией,философии с теологией. Этой борьбой, показывает Фейербах, пронизана всяфилософия нового времени — Бэкона и Гоббса, Гассенди и Декарта, Лейбница иБей-ля, Декарта и Спинозы. Фейербах отмечал стремление каждого из этихмыслителей освободить человеческий ум от религиозного влияния и их несомненныйвклад в это дело. Но никто из них, по его мнению, не освободился полностью отдуализма веры и разума. «Философы новейшего времени признавали веру, но так,как законная жена признается в качестве уполномоченного лица мужа, когда он ужевнутренне с ней разошелся». Фейербах требовал последовательности ибескомпромиссности в этом вопросе. Срывая с божества его таинственность,Фейербах вначале еще полагал, что человеческое мышление, как таковое, обладаетсамостоятельным бытием. Под влиянием гегелевского принципа тождества субъекта иобъекта, мышления и бытия он на место сверхчувственного бога поставилсверхчувственный разум, мышление.
Следуетподчеркнуть, что для Фейербаха атеизм не сводился к простому отрицанию бога.Эту точку зрения он считал характерной для XVII и XVIII вв. Таким образом,Фейербаха не удовлетворял негативный атеизм его предшественников. АтеизмФейербаха требует положительного утверждения человека в противоположность егорелигиозному, фиктивному утверждению. Утверждение человека должно быть нетолько реальным, но и всесторонним, охватывающим все сферы его бытия. Фейербахпонимал, что немногого стоит забота «о ясности и здоровом состоянии головы исердца», если «желудок не в порядке» и «основа человеческого существованияповреждена. По Фейербаху, для того чтобы вылечить «болезни головы и сердца», ккоторым он относил и религиозную идеологию, необходимо решение проблемы«желудка». Тем самым Фейербах ограничивал свой атеизм узкими рамкамипросветительства. Так как к материализму философ пришел через критику религии,а в свою очередь, эта критика становилась более глубокой и убедительной по мереформирования его материалистических взглядов. Каковы же идейные и теоретическиеисточники атеизма и материализма Фейербаха?
Историко-философскиевзгляды Фейербаха возникли и сформировались в определенных историческихусловиях на основе определенного историко-философского багажа. Важнейшимидейным источником материализма и атеизма Фейербаха были ростки атеистической иматериалистической мысли предшествующих эпох. В новых исторических условияхФейербах развил и продолжил материализм и атеизм. Фейербах глубоко иобстоятельно изучил идейное наследие своих предшественников ссылался на них,считая их атеизм поверхностным и неглубоким.
4.Выводы.
Изучениеисторико-философских сочинений Фейербаха показывает, что его путь кматериализму и атеизму не был, как выражался он, «случайным» и «произвольным»,но «органическим» и «необходимым» и пролегал через его сочинения 30-х годов.Каждое из этих сочинений было ступенью в его духовной эволюции, а от последнегоиз них, монографии «Пьер Бейль», переход к «Сущности христианства», по словамсамого Фейербаха, уже был нетруден.
Тематический словарь.
1.Антропологизм-взглядна человека как на высшее и совершеннейшее произведение природы познаниякоторого дает ключ к ее тайнам, т.к. в органическом единстве телесных отправленийчеловека участвуют все ее продуктивные силы.Подчеркивание единства человека иприроды было направленно против идеализма и против дуалистического разрыва душии тела.Антропологизм в материализме 17-18 в.в.был частью идейного обоснованиябуржуазной революции провозгласивший несовместимость феодального строя ирелигии с подлинной природой человека.
2.Атеизм-системавзглядов отрицающих веру в сверхъестественное(духов, богов, загробную жизнь ит.д.)отрицание всякой религии.Атеизм неразрывно связан с материалистическимивоззрениями на природу.Атеизм возник в рабовладельческом обществе.Большоезначение в подрыве господства религии имел буржуазный атеизм представителямикоторого являются Спиноза, Файербахи др.
3.Материализм-начальноефилософское направление противоположность идеализму Различают материализм какстихийную уверенность всех людей в объективном существование внешнего мира икак философское мировозрение, представляет собой научное углубление и развитиеточки зрения стихийного материализм.Философский Материализм утверждает первичностьматериального и вторичность духовного, идеального, что означает извечность,несотворенность мира, бесконечность его во времени и пространстве.Считаясознание продуктом материи, материализм рассматривает его как отражениевнешнего мира утверждая таким образом позноваемость природы.
Список литературы
ФейербахЛ. Сущность религии // Избранные философские произведения. М., 1955.
Л.История философии «Мысль» М, 1974.
И.Т.Фролова”Философскийсловарь”М,1980.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта www.refz.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Технико-криминалистическая экспертиза документов
Реферат Система многомасштабного анализа дискретных сигналов Подсистема вейвлет-анализа
Реферат Mccarthyism Essay Research Paper Since Joseph R
Реферат Строение и свойство материалов Кристаллическое строение Влияние типа связи на структуру и свойства
Реферат Зоогигиеническая оценка систем содержания лошадей
Реферат Книга Г.О. Винокура "О языке художественной литературы"
Реферат Общее экономическое равновесие. Эффективность обмена
Реферат Національна економіка та основні компоненти економічної системи Право власності в економіці
Реферат Трансформации классической рифмы А.С. Пушкина в творчестве В. Маяковского
Реферат Основные политические права и свободы граждан 2
Реферат Модернизация слешера для разделки балансового долготья Д-172
Реферат Определение магнитной восприимчивости слабомагнитных микрочастиц
Реферат Thomas Jefferson Essay Research Paper THOMAS JEFFERSONBY
Реферат Организация психолого-педагогической работы в школе–интернате № 7 I вида
Реферат Своеобразие внутреннего мира героев Платонова