МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ГУМАНИТАРНОГООБРАЗОВАНИЯ»
Факультетэкономики и управления
Кафедраменеджмента и маркетинга
ЭССЕ
поспециальности 080507.65 Менеджмент организации
подисциплине: «Этика и эстетика»На тему: «Альбер Камю. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде»
Выполнила: студентка 2 курса
Научный руководитель Беляев В.В.
Санкт-Петербург2010
Связьабсурдности с самоубийством
АльберКамю в своей работе пытается ответить на единственный по его мнению имеющийзначение философский вопрос: «Стоит ли жизнь труда быть прожитой?». Если удастсяответить на него, то станет понятно, в чём же все-таки смысл жизни. Камюрассматривает самоубийство не как социальный феномен, а связывает его синдивидуальным мышлением: «самоубийство подготавливается в безмолвиисердца». И то, что люди называют причинами самоубийства чаще всего простоповод, таким образом, даже друг, случайно выпаливший неподходящее слово можетподтолкнуть наружу горечь и скуку в душе самоубийцы.
Любому из нас знаком мир,который поддаётся объяснению, пусть даже если оно нелепо. Что же делать, есливсё вокруг внезапно лишается иллюзий, необходимых для жизни? В этом случаеможно говорить о чувстве абсурдности, оно и является тем несогласием междучеловеком и его жизнью. «Все когда-либо помышлявшие о самоубийстве люди сразупризнают наличие прямой связи между абсурдностью и тягой к небытию».
Так автор исследует связьмежду абсурдностью и самоубийством. Но её осознание не решает саму проблему,потому что зачастую, те, кто говорит нет", поступают так, будто сказали«да», и наоборот, самоубийцы часто уверены, что жизнь имеет смысл. Ивзгляд на жизнь как на бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она нестоит того, чтобы ее прожить.
Здесь хочется сразу жезадать встречный вопрос автору, силён или слаб тот человек, который чторешается на суицид? В поисках ответа на эту дилемму, конечно, невозможнопринять однозначное решение. Камю, естественно, не обходит этой темы стороной:«В принципе для человека, который не жульничает с самим собой, действиярегулируются тем, что он считает истинным». Потому сам для себя он, вероятнеевсего, решает в какую сторону склоняется его поступок. Но разве это неслабость, когда индивид выбирает самый лёгкий способ — не решение, а уход отпроблемы? И разве не сила, заглушить присущий любому живому существу инстинктсамосохранения, заставить наложить руки на себя? Ведь мы привыкли жить ещёраньше, чем привыкли мыслить. Абсурдно, что самоубийца выходит и силён вкакой-то мере, и слаб, вне зависимости от нависшей над ним ситуации. А вотпридерживается ли он логики, или следует за порывом чувств, здесь автор даётпонять: «Всегда просто быть логичным, но почти невозможно быть логичным досамого конца. Столь же логичным, как самоубийцы, идущие до конца по пути своегочувства».
Примером можно привестигероиню произведения Анри Барбюса «Нежность». Девушка незнатного происхожденияразорвала отношения с лордом, понимая, что не может выйти замуж за любимого. Онполучает письма от неё, на следующий день, через один, четыре, шесть иодиннадцать лет спустя. Она пишет о том как любит и живёт без него, и кактяжело восстановиться после этой трагедии. Последнее послание приходит черездвадцать лет, в нём говорится о том, что она попросила высылать её письма,написанные одним днём, через определённое время, поставив дату на конвертах будущимичислами. И на самом деле она покончила жизнь самоубийством после разрываотношений на следующий день. Своими действиями она попыталась оградить его отсильнейших страданий, подумала о любимом человеке, в то время как частосамоубийцы забывают о близких, которым принесут горе своим поступком. Хотя делосовсем не в этом, она была логична до самого конца, продумав каждую мелочь,хотя и следовала по пути чувства.
Миф о Сизифе
Чтобы подытожить свои рассуждения об абсурде, Камю приводитмиф о Сизифе. Боги решили наказать Сизифа за его неподчинение, земные влеченияи неподдельную симпатию к миру, приговорив ежедневно поднимать огромныйбулыжник на вершину горы, откуда эта глыба неизменно скатывалась вниз. Ониполагали будто нет на свете более ужасной кары, чем выполнение ненужнойбезнадёжной работы. Поэтому героя мифа можно считать человеком абсурдным.
В тот момент, когда возникает пауза между нескончаемымитерзаниями, к герою наконец-то возвращается сознание. Вся трагичность этойистории и состоит в том, что поведение Сизифа осознанно. Тогда можно без тенисомнения провести параллель между современными людьми и героем мифа, ведьзачастую, жизнь также трагична и в то же время абсурдна. Большинство людейвыполняет однообразные действия, не создавая нового и даже не помышляя об этом.
Сизифа следует всё же представлять счастливым по мнению Камю,так как его сознание ясное, он пытается победить судьбу, и в итоге обращаетмучения в отраду. Его счастье в том, что он теперь борется за вершину,вспоминая о жизни и мире, в которые влюблён.
На этом примере ясно видно воздействие абсурда начеловеческую жизнь. Превосходящий мир, о котором говорит Камю, это и естьтерзания, которые испытывает герой неся свою тяжёлую ношу. Но именно то, чтосознание Сизифа трезво, помогает герою бороться с миром, потому как он понимаетчто это его собственный выбор, где он руководит. Счастливый он потому, чтоуясняет и признаёт удручающие условия, но именно так становится выше техобстоятельств, в которые поставлен.
Таким образом, разобрав само понятие абсурда, Камю выделяетиз него первостепенные следствия: ясный рассудок, с чьей помощью и следуетпротивостоять миру, душевная легкость, или свобода, а также разнообразныйжизненный опыт. Значит, умный, подключающий сознание, человек абсурда превращаетв постоянный регламент жизни то, что являлось тяжким бременем, и соответственноотклоняет самоубийство.
В результате трудов разума возникает чувство абсурда,позволяющее переоценить своё предназначение. Камю даёт известной греческойлегенде новое дыхание, связав её с идеей рутинности работы современных людей.Потому что практически нет пользы в статистике, бухгалтерии, бюрократии — онилишь ходят по кругу, выполняя однообразные действия, вместо того, чтобысоздавать новые.
В заключение к рассуждениям хочется привести монолог Гамлета
«Кто снес бы плети и глумленье века
Когда б он сам мог дать себе расчет Простым кинжалом?
Кто бы плелся с ношей,
Чтоб охать и потеть под нудной жизнью,
Когда бы страх чего-то после смерти,
Безвестный край, откуда нет возврата
Земным скитальцам, — волю не смущал,
Внушая нам терпеть невзгоды наши
И не спешить к другим, от нас сокрытым?»
абсурдность самоубийствосизиф барбюс
Самоубийство абсурдно само по себе, уже только потому, чтоникто с того света не возвращался, и не может поведать нам, действительно лиэто уход от проблем. Там, за этой тонкой границе неизведанный нами мир, и ниодин человек не сможет доказать, что там лучше, или же хуже.
Самоубийство это осознание своей безнадёжности иподавленности. Но в тоже время это смелый шаг в бездну, откуда нет возврата.Жизнь каждого из нас абсурдна в какой-то мере. Каждый сражается с преградамисудьбы, стремясь подчинить её себе. Безусловно, существуют «стены» для разумаиндивида. Мир не может разрешить человеку догнать его, познать истину бытия. Мыне всемогущи, это изобличают нам всякий раз, как только кто-то пытаться поборотьстены. На его пути сразу же возникают новые. Рассудительным мнит себя толькотот, кто ещё не видит собственных стен, рубежа потенциалам разума. Любопытентакже тот факт, что абсурд наличествует только при борьбе и разногласии. Потомукак даже кратковременное примирение его убивает.
В жизни каждого из нас наступает момент, когда мы стараемсяпостигнуть смысл своего существования. Для чего мы нужны на этой земле, длячего рождены на свет, каково предназначение и как должны прожить свою жизнь? Частолюдям кажется, что что-то безвозвратно покидает их жизнь, и вроде нужно что-тос этим делать, но что именно и каким образом? Чаще всего эти проблемы остаются открытыми,нерешенными, так как нам элементарно не хватает времени поразмыслить над ними. Рутинныедела затягивают нас в свою огромную чашу. У нас работа, семья, мы захваченыобщественными делами. Люди, чьё размеренное существование было подкошеносмертью близких, разорением или болезнью, то есть те, в чью жизнь вмешалисьвнешние факторы, ищут выход. Чаще всего этот выход помогают найти окружающиелюди, либо внутренний «стержень» человека помогает ему оправиться и несломаться. Но имеет место и самоубийство. Это происходит тогда, когда уже нетнадежды и сил бороться.
По моему мнению, бессмысленно делать шаг навстречу бездне,которая, всё равно, рано или поздно, тебя настигнет. Понятно одно, если жизньподарена человеку, значит в ней есть смысл. Не стоит лишать себя удовольствияпопробовать прожить её так, чтобы в итоге понять, что это того стоило.