Реферат по предмету "Философия"


"Лекции по введению в психоанализ"

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯРАБОТЫ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА «ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОАНАЛИЗ»
“Лекции по введению в психоанализ” являются основнойработой Зигмунда Фрейда, в которой систематизировано изложена его концепцияпсихоанализа. Работа состоит из трёх частей, первые две из которых былиподготовлены Фрейдом как курс, прочитанный врачам и неспециалистам в течениедвух зимних семестров 1915-1916 и 1916-1917 годах. Третья часть — “Продолжениелекций по введению в психоанализ” — была написана в 1933 году. Итак, рассмотримосновные положения, обозначенные Фрейдом в тридцати пяти лекциях цикла.
Перваялекция — это общее введение. Психоанализ здесь представлен как один из методовлечения нервных заболеваний. Это — своеобразный разбор психической жизни, ипоэтому Фрейд полностью отказывается от гипноза и создаёт метод свободныхассоциаций и метод объяснения сна, которые и стали основой психоаналитическоголечения. Здесь же определены два основные положения психоанализа, егонеоспоримые истины. Во-первых, “психические процессы сами по себебессознательны, сознательны лишь отдельные акты и стороны душевной жизни”.Психическое есть понятием, гораздо более широким, чем сознательное, и поэтомуих невозможно отождествлять. Второе базовое достижение психоанализа состоит втом, “что влечения, которые можно назвать сексуальными..., играют невероятнобольшую… роль в возникновении нервных и психических заболеваний. Эти жесексуальные влечения участвуют в создании высших культурных, художественных исоциальных ценностей человеческого духа”. Таким образом, Фрейд видит движущуюсилу развития человеческого общества и отношений между личностью и культуройименно в биологических факторах (сексуальных влечениях и агрессивныхинстинктах), отрицая при этом роль социально-экономических факторов. Этими жефакторами объясняется возникновение неврозов.
Следующиетри лекции посвящены исследованию ошибочных действий — явлений, “которые, неимея ничего общего с болезнью, наблюдаются у любого здорового человека”.Описывая разнообразные ошибочные действия (которые Фрейд подразделил на тригруппы), Фрейд делает вывод, что каждое из таких действий имеет свой смысл,определённое значение и выдаёт существование неосознаваемой, но реальноимеющейся у субъекта тенденции, намерения, желания. Ошибочные действия “неявляются случайностями, а представляют собой серьёзные психические акты,имеющие свой смысл, они возникают благодаря взаимодействию, интерференции,противодействию двух различных намерений”. Этими тенденциями есть нарушенная инарушающая; вторая подвергается оттеснению, её выполнение не допускается и врезультате она проявляется в нарушении первой. Многие ошибочныедействия-забывания, например, являются выражением стремления сознанияизбавиться от чего-либо неприятного, выражением вытеснения тягостного аффекта вобласть бессознательного, принципом защиты от нежелательных воспоминаний путёмзабывания. Они часто используются также для выполнения желания, в которомнеобходимо себе отказать.
Отрассмотрения ошибочных действий Фрейд переходит к детальному анализу сновидений- этой via regis, царственной дороги в область бессознательного. Оночень тщательно описывает структуру и скрытые закономерности динамикисновидений. Сновидение по Фрейду есть ни что иное, как “способ реагированиядуши на действующие во сне раздражители”. Сновидение является промежуточнымсостоянием между сном и бодрствованием; “сон — это состояние, в котором яничего не хочу знать о внешнем мире”. Человек во время сна как бы возвращаетсяво внутриутробное состояние, так как создаются подобные условия. Поэтому каждыйсон должен быть лишён душевной деятельности, иначе спящий не сможет достичьсостояния душевного покоя. Однако от остатков душевной деятельности полностьюосвободиться невозможно, и этим остатком и будут сновидения. Согласно Фрейду,сновидение есть не психическим, а соматическим феноменом.
Исходнымположением при толковании сновидения Фрейд считает, что видевший сон всё-такизнает об его истинном значении, “он только не знает о своём знании и полагаетпоэтому, что не знает его”. Это предположение ранее уже было доказано в областигипнотических явлений, и исходя из него Фрейд предполагает технику толкованиясновидений, сущность которой состоит в том, что у видевшего сон спрашивают,откуда появилось это сновидение, а объяснением будет считаться первое еговысказывание. Это так называемый метод свободных ассоциаций, основной методпсихоанализа. Суть этого метода состоит в подборе к элементам сновидениязамещающих представлений, по которым можно узнать скрытое.
Структурасновидения является следующей:
1)недоступное сознанию видевшего сон, или бессознательное (скрытое, латентноесодержание сновидения);
2)элементы сновидения и полученные благодаря им замещающие представления, илисознательное (явная форма).
Крассмотрению проблемы толкования сновидений Фрейд подходит со стороны детских,или инфантильных, сновидений. В связи с этим выделяются их некоторыехарактерные черты, которые впоследствии оказываются верными и для большинствадругих сновидений. Такими основными признаками с одной стороны есть то, чтосновидение “побуждается деланием, исполнение которого становится смысломсновидения”, а с другой стороны — то, что “сновидение не просто выражает мысль,а представляет собой галлюцинаторное переживание исполнения желания”.Сновидения подобны ошибочным действиям: нарушенной тенденцией является желаниеспать, нарушающей — неисполненное желание. Общей функцией сновидения становитсяустранение раздражения, мешающего полноценному сну, путём галлюцинаторногоудовлетворения потребностей, возникающих у спящего.
Существуетряд механизмов для преобразования, маскировки скрытого содержания сновидения,превращения его в явное. Искажение сновидения возникает в первую очередьблагодаря цензуре, которая препятствует проникновению в сознание неприемлемыхдля него элементов бессознательного и действует посредством пропуска,модификации или перегруппировки (сгущения) материала. Цензура осуществляетсяпризнанными тенденциями Я против неприличных побуждений, шевелящихся у негоночью во время сна. Вторым фактором, влияющим на сновидение, является символикасновидений. Именно такой характер отношений устанавливается во сне междуобразом явного сновидения и его скрытым значением. Фрейд разработал системупостоянных отношений, существующих между элементами явного сновидения и скрытыхего значений, составив своего рода словарь для перевода образов явногосновидения в скрытые за этими образами мысли. Явное предпочтение отдаётсятематике, связанной с сексуальными переживаниями. Все сновидения в своей основеносят сексуальный характер, а символика сновидений заключается в том, чтокаждая приснившаяся субъекту вещь имеет сексуальный смысл. Небольшое числосимволов обозначает “человеческое тело в целом, родителей, детей, братьев исестёр, рождение, смерть, наготу”; все остальные символы служат для обозначенияобласти “сексуальной жизни, гениталий, половых процессов, половых сношений”.Всё длинное и плотное является половым членом, а всё, имеющее отверстие — женским гениталиям; каждое ритмическое движение обозначает движение при половомсношении и т.п.
Результатамиработы сновидения есть:
1)сгущение, когда явное сновидение содержит меньше, чем скрытое;
2)смещение, который проявляется в том, что скрытый элемент замещается намёком, апсихический акцент смещается с важного элемента на не важный, образуя такимобразом новый центр сновидения;
3)представляет наибольший интерес для психоанализа, состоит в превращении мыслейв скрытые образы.
Исходяиз этих результатов, Фрейд даёт новое определение сновидения как формы, вкоторую скрытые мысли переводятся благодаря работе сновидения.
Третья,основная часть “Лекций...” посвящена общей теории неврозов, причинам ихвозникновения и способам лечения. Основным методом лечения нервнобольных естьпсихоанализ, который немного отличается от методов лечения душевнобольныхпсихиатрами. Психоаналитики придает большое внимание форме проявления исодержанию отдельного симптома. Подобно сновидениям и ошибочным действиям,каждый симптом осмыслен и находится в интимном отношении к переживаниямбольного. В связи с этими переживаниями и кроется смысл симптома, ивосстановления связи можно ожидать тем скорее, чем индивидуальнее выраженсимптом. Однако часто встречаются симптомы другого рода, так называемые“типичные” симптомы болезни, которые выступают примерно одинаковыми во всехслучаях. При таких симптомах отсутствуют индивидуальные различия, и поэтомусимптом трудно отнести к отдельным пережитым ситуациям. Хотя Фрейд всё-такиотрицает наличие фундаментальных различий между обеими видами симптомов, онсчитает типичные симптомы одной из наибольших трудностей, возникающих приисторическом толковании симптомов.
Общейчертой всех неврозов является фиксация на определённом отрезке своего прошлого;больной не может от него освободиться, поэтому настоящее и будущее кажутся емучуждыми. Так, Фрейд определяет новый вид неврозов — травматические неврозы, воснове которых лежит фиксация на моменте травмы. Смысл невротических симптомовдолжен содержаться в определённых бессознательных процессах; однако, длявозникновения симптомов необходимо также, “чтобы смысл был бессознательным”.Симптомы исчезают, как только соответствующие бессознательные процессыстановятся сознательными — таково фундаментальное положение психоаналитическойтерапии. Важная роль в возникновении неврозов принадлежит пробелам ввоспоминаниях — амнезии. Задача психоаналитического лечения состоит именно в еёустранении.
Фрейдпредлагает такую систему душевного аппарата человека. Бессознательноепредставляет собой своего рода переднюю, в которой существуют душевныедвижения. За ним находится другая комната, где обитает сознание; но на порогемежду этими двумя комнатами стоит “цензура” — страж, проверяющий каждоедушевное движение и определяющий подходящие ему. Отвергнутые этим стражем движенияназываются вытесненными, и они не способны проникнуть в сознание. Остальные жестановятся сознательными не сразу, а только после того, как им удастся привлечьвнимание сознания. Поэтому эту вторую комнату Фрейд именует предсознательным.Отвергнутые бессознательные движения не пропускаются в предсознательное, астраж есть сопротивлением, оказываемым больным в процессе аналитическоголечения. Такая структура психики “позволяет понять возникновение невротическихсимптомов”.
Фрейдвысказывает предположение о том, что симптомы являются заместителяминедостающего удовлетворения сексуальных желаний. Вообще, следует отметитьдостаточно своеобразный взгляд Фрейда на развитие сексуальности. Сексуальныместь всё то, “что складывается из учёта противоположности полов, получениянаслаждения, продолжения рода и характера скрываемого неприличного”. Однаконевротические симптомы могут быть замещением сексуального удовлетворения лишь втех случаях, когда в последнее понятие включаются так называемые “извращённыесексуальные потребности”, что доказывается путём проведения многочисленныхпараллелей между различными видами извращений и неврозами. Определяя отношениемежду нормальной и извращённой сексуальностью, Фрейд говорит: “если верно то,что реальное затруднение или лишение нормального сексуального удовлетворенияможет вызвать у некоторых лиц извращённые наклонности, которые в другихусловиях не появились бы, то у этих лиц следует предположить нечто такое, чтоидёт навстречу извращениям; они имеются у них в латентной форме”, то есть этиизвращения имеются у таких лиц в латентной форме. Именно здесь Фрейд подходит кизучению сексуальной жизни ребёнка. Дети, как и взрослые, имеют своюсексуальную жизнь, которая начинается у них с первых дней жизни. Именно у детейможно найти различные сексуальные извращения, которые поэтому следует считатьвозросшей, расщепленной на отдельные побуждения инфантильной сексуальностью.Выделяются определённые стадии развития сексуальной функции, которые не имеютотношения к значительно более поздно развивающейся половой функции. Если перваясвязана со стремлением к своего рода удовольствиям, то последняя — соспособностью продолжения рода. Фрейд выделяет такие стадии влечения ребёнка кудовольствию:
1)оральная, когда объектом любви является материнская грудь, а формой проявления- сосание;
2)анально-садистская, связанная с приятными ощущениями, получаемыми ребёнком приэкскреторной деятельности толстой кишки и мочевого пузыря;
3)фаллическая, когда особое значение приобретает половой член.
4) латентныйпериод, когда наблюдается затишье и спад в сексуальном развитии. Этот период необязательно должен на время прервать сексуальную деятельность; однакобольшинство переживаний, имевших место до наступления этого периода,подвергаются инфантильной амнезии.
Все этистадии не связаны с генитальной, или половой, фазой, которая представляет собойокончательную сексуальную организацию и наступает после половой зрелости.Описанные выше проявления рассматриваются Фрейдом как закономерные предстадии вразвитии полового влечения. Над ними утверждается так называемый Эдиповкомплекс, как эмоциональная форма ранней сексуальности. Комплекс этотразвивается в первые детские годы, когда мальчик концентрирует свои страстныежелания на матери и испытывает враждебные чувства к отцу-сопернику; подобныеявления наблюдаются и у девочек. В связи с объяснением сексуальной жизниребёнка Фрейд вводит ещё одно ключевое понятие своей теории — “либидо”,сексуальная энергия, направляемая на объект сексуального стремления, аналогичнаяголоду, сила, в которой выражается сексуальное влечение. Основными фазамиразвития либидо являются стадии детской сексуальности; при этом первые двестадии объединяются в предгенитальную фазу. Функция либидо проделываетдлительное развитие, прежде чем станет служить продолжению рода нормальным,неизвращённым способом.
Такимобразом, сексуальная жизнь не появляется как нечто готовое, а проходит ряднепохожих друг на друга фаз и является неоднократно повторяющимся развитием. Вразвитии функции либидо может проявляться два вида опасности: задержка ирегрессия. Развитие энергии либидо не всегда происходит в указанном вышепорядке; иногда имеет место фиксация либидо на определённом уровне развития. Вслучае подавления возникает регресс, и либидо возвращается к местам фиксации,что и играет решающую роль для формы невроза. Регрессия бывает двух видов:возврат к первым захваченным либидо объектам и возврат общей сексуальнойорганизации на более раннюю ступень. Важнейшим условием возникновения неврозаесть отнимание возможности удовлетворения либидо, “вынужденный отказ”. При этомтакой отказ “должен затронуть тот способ удовлетворения, которого только итребует даное лицо, на который оно только и способно”, то есть отказ неявляется “всесторонним и абсолютным”.
Средипроцессов, защищающих от заболевания из-за лишения, выделяются вытеснение,регрессия и сублимация; последней отводится особое место. При сублимациисексуальное стремление отказывается от цели частного удовольствия инаправляется к связанной с ней социальной цели. Запретная сексуальная энергияразряжается в форме деятельности, приемлемой для индивида и для общества.Однако сублимация способна защитить лишь небольшую часть либидо, и, помимоэтого, к ней способны немногие люди. Что же касается остальных защитныхмеханизмов, то под вытеснением Фрейд понимает активное, но не осознаваемоесамим индивидом, устранение из сознания чувств, мыслей и стремление к действию;регрессия же трактуется как соскальзывание на более примитивный уровеньразвития и мышления.
Фрейдвыделяет ряд факторов этиологии неврозов:
1)вынужденный отказ;
2)фиксация либидо, теснящая его в определённом направлении;
3)склонность к конфликтам в результате развития Я, отвергающая такие проявлениялибидо.
РазвитиеЯ и развитие либидо идут по похожему пути, и обое представляют “унаследованные,сокращённые повторения развития человечества… в течение длительного периодавремени, начиная от первобытных времён”. Главная цель работы нашего душевногоаппарата состоит в получении удовольствия и регулируется принципомудовольствия. Во время воспитания “Я узнаёт, что неизбежно придётся отказатьсяот непосредственного удовлетворения, отложить получение удовольствия, пережитьнемного неудовольствия, а от определённых источников наслаждения вообще отказаться.Воспитанное таким образом Я стало “разумным”, оно не позволяет больше принципуудовольствия владеть собой, а следует принцип реальности, который, в сущности,тоже хочет получить удовольствие, хотя отсроченное и уменьшенное, но затонадёжное благодаря учёту реальности”. Такой переход является одним из важнейшихуспехов в развитии Я. Для объяснения причины невроза Фрейд предлагает следующуюсхему:
Причинаневроза = Предрасположение благодаря + Случайное переживание
Сексуальнаяконституция (доисторическое переживание) Инфантильное переживание
Фрейдподчёркивает положение о том, что “в мире неврозов решающей являетсяпсихическая реальность”, которой есть фантазии. Либидо возвращается кфантазиям, чтобы найти в них открытый путь ко всем вытесненным фиксациям. Такоеявление называется интроверсией — “отказ либидо от возможностей реальногоудовлетворения и дополнительное заполнение им безобидных до того фантазий”; ониявляются переходной стадией на пути к образованию симптомов. Обратным путём отфантазии к реальности Фрейд считает искусство. Каждый художник интровертирован,он переносит свой интерес, либидо на желанные образы фантазии; однако ихличности обладают сильной способностью к сублимации, они умеют обработать своигрёзы таким образом, чтобы предоставить для наслаждения других. Поэтому ондостигает “благодаря своей фантазии то, что сначала имел только в фантазии”.
Многиенервнобольные жалуются на страх, считая его самым большим страданием.Существует два противоположных вида страха — реальный и невротический. Реальныйстрах является “чем-то вполне рациональным и понятным”, он есть реакцией Я навосприятие внешней опасности, связан с рефлексом бегства и рассматривается каквыражение инстинкта самосохранения. Сам по себе страх и его развитие неявляются целесообразными; таковой есть лишь готовность страха. Согласно Фрейду,при аффекте страха повторяется впечатление акта рождения; первое состояниестраха возникает в момент отделения от матери. Это впечатление входит ворганизм настолько сильно, что ни один отдельный индивид не может избежатьаффекта страха.
Невротическийстрах имеет несколько форм выражения. Это, во-первых, так называемый “неврозстраха” — необычная степень свободного страха ожидания, которая может выбратьлюбой объект; далее — “фобии”, более прочно связанные с определёнными объектамиили ситуациями. Страхи такого вида подразделяются на три группы:общечеловеческие, вызывающие ужас у нормальных людей; ситуативные, имеющиеотношение ко второстепенной опасности; и фобии, не имеющие отношения к реальнойопасности, самая непонятная из всех форм страха. Невротический страх находитсяв тесной зависимости от определённых процессов в сексуальной жизни человека(например, использование либидо, сексуальное воздержание). Страх возникает,когда либидо пропадает, отвлекается от нормального применения, и это происходитна почве соматических процессов. При невротическом страхе имеет место бегство Яот требований своего либидо; эта внутренняя опасность понимается больным каквнешняя. При фобиях неиспользованное либидо превращается в кажущийся реальнымстрах, и малейшая внешняя опасность замещает требования либидо. Однако длявозникновения страха недостаточно одного неиспользованного либидо в форметоски, оно должно относиться к вытесненному психическому импульсу. Такимобразом, сексуальные влечения связаны с аффективным состоянием страха гораздосильнее, чем инстинкты самосохранения Я.
Целыйряд душевных состояний объясняется Фрейдом при помощи теории либидо. Всоответствии с ней сон, например, есть состоянием, в котором либидозные иэгоистические привязанности к объектам возвращаются в Я. Подобная ситуациясоздаётся в состоянии органического заболевания, болезненного раздражения,влюблённости и т.п.
Фрейдкоротко вводит читателей в суть терапии, на которой основывается способностьзаниматься психоанализом. Целью психоанализа, необходимой для достижениярезультата, есть “осознание бессознательных, уничтоженных вытеснений,восполнение амнестических пробелов...”. Психоаналитическая терапия являетсякаузальной, то есть направленной не на болезненные явления, а на устранениепричин болезни. Врач должен добиться перенесения чувств на его собственнуюличность. Или, описывая механизм выздоровления в формулах теории либидо,задачей психоанализа является освобождение либидо от временных, отнятых у Япривязанностей и подчинение его опять Я. Необходимо вначале оттеснить либидо отсимптомов в перенесение и там сконцентрировать, а затем бороться вокруг этогонового объекта и высвободить от него либидо.
На этомзаканчивается вторая часть “Лекций...”. Публикация книги вызвала большойинтерес, и Фрейд продолжал работать над своей теорией. Результатом явиласьпубликация третьей части “Лекций...”, содержащая расширенное, дополненноепонимание концепции Фрейда. Однако не следует считать, что эти лекциикаким-либо образом заменяют предыдущие, они лишь продолжают и дополняют их.
Однимиз наиболее существенных, изменивших многие положения психоанализа, новшествявляется новая трактовка структуры человеческой личности. Если раньшепсихоанализ исходил из трёх уровней организации психической жизни(бессознательное, предсознательное, сознательное), то теперь эта структуравыступила в виде другой модели, компонентами которой есть психическиеинстанции. “Сверх-Я, Я и Оно — вот три царства, сферы, области, на которые мыразложим психический аппарат личности...”. Под Оно понимается наиболеепримитивная часть человеческой личности, охватывающая всё прирождённое,генетически первичное, подчинённое принципу удовольствия и ничего не знающее ореальности или об обществе. Эта инстанция не признаёт никаких конфликтов ипротиворечий, она есть иррациональной и аморальной. Её требованиям вынужденаподчиняться другая инстанция — Я, которая также следует принципу реальности иразрабатывает механизмы, позволяющие адаптироваться к требованиям среды. Я — это посредник между стимулами, идущими из этой среды и глубин организма, — содной стороны, и ответными двигательными реакциями — с другой. К функциям Яотносятся самосохранение организма, запечатления опыта внешних воздействий впамяти, избежание угрожающих влияний, контроль над требованиями инстинктов исогласование требований со стороны реальности, бессознательного и Сверх-Я.Третья инстанция — Сверх-Я — служит источником моральных и религиозных чувств,своего рода “цензурой”. В отличие от Оно, вырастающего из наследственногоопыта, и Я, продукта индивидуального наследия, Сверх-Я есть продуктом влияний,исходящих от других людей. Сверх-Я возникает в раннем детстве, благодарямеханизму идентификации с отцом, служащим моделью для ребёнка, и практически неизменяется в последующие годы. Если Я принимает решения или совершает действияв пользу Оно, но противоречащие Сверх-Я, то оно испытывает наказания в видеугрызений совести, чувства вины.
В связис новым разделением психической личности Фрейд принимает новую ориентацию впроблеме страха. Три основных вида страха (реальный, невротический и страхсовести) “согласуются с тремя зависимостями Я — от внешнего мира, от Оно и отСверх-Я”. В связи с этим задача психоаналитической процедуры сводится косвобождению Я от различных форм давления на него и увеличению его силы.Функцией страха является сигнал, указывающий на ситуацию опасности, аединственным местом страха есть исключительно Я.
Ещёодним существенным нововведением Фрейда в “Продолжении лекций...” сталоприсоединение к прежнему сведению всех влечений к сексуальному (либидо) особогоинстинкта — “инстинкта смерти”. Существует “два различных по сути видавлечений: сексуальные влечения, понимаемые в широком смысле, Эрос, и агрессивныевлечения, цель которых — разрушение”. Последние осложняют совместную жизньлюдей и угрожают её продолжению. Обосновывая своё предположение, Фрейд пишет:“Если правда, что в незапамятные времена однажды из неживой материи родиласьжизнь, то тогда возникло влечение, которое стремится вновь уничтожить жизнь ивосстановить неорганическое состояние”. Такое влечение к саморазрушению Фрейдименует влечением к смерти. Сексуальные, эротические влечения стремятсяпривести всё ещё живую субстанцию в общее единство, а влечения к смертипротивостоят этому влечению и приводят всё живое к неорганическому состоянию.Существование индивида — это компромисс между этими главными видами влечений,смесь которых составляет все остальные инстинктивные побуждения. “Из взаимодействияи борьбы и возникают явления жизни, которым смерть кладёт конец”. Агрессивныевлечения являются даже более сильными, чем эротические; именно из ихсуществования Фрейд делает выводы о неотвратимости войн и общественногонасилия. Однако, они никогда не могут существовать отдельно от сексуальных,которые “в условиях созданной человеком культуры могут многое смягчить ипредотвратить”.
Особыйинтерес для философии представляет собой последняя лекция — “О мировоззрении”,так как она посвящена вопросам, затрагивающим область философии и религии,социологии и политики. Фрейд сосредотачивается здесь на проблеме отношенияпсихоанализа к религии, науке, мировоззрению, которым есть интеллектуальнаяконструкция, единообразно решающая все проблемы нашего бытия, исходя из некоеговысшего предположения и в которой ни один вопрос не остаётся открытым, а всё,вызывающее интерес, занимает своё определённое место. Будучи специальнойнаукой, отраслью психологии, психоанализ не в состоянии образовать особоемировоззрение, он заимствует свои мировоззренческие принципы у науки. Фрейдвыделяет три формы мировоззрения — научное, религиозное, философское. Наукаесть молодая, поздно развившаяся человеческая деятельностью особого рода,которая в неустанном поиске действительности даёт не иллюзорную, а подлиннуюкартину действительности. Стремлением научного мышления есть достижениесогласованности с объективной действительностью — истиной. Наука способна наневероятные совершенствования, и её невозможно заменить ничем другим, несмотряна её некоторое несовершенство (ограничение истиной, отказ от иллюзий).
Однарелигия может выступить в качестве серьёзного оппонента в споре с наукой.Религия когда-то охватывала всё духовное в человеческой жизни, занимала местонауки в то время, как та только зарождалась. Она обеспечивает людям защиту ижизненное счастье, направляет их убеждения и действия своим предписаниям,объясняет происхождение и развитие мира. Согласно Фрейду, религия возникает издетской беспомощности, смысл её содержится в желаниях и потребностях детства,оставшихся в зрелой жизни.
Философиянауке противостоять не может, поскольку она сама во многом аналогична ей,работает частично при помощи тех же методов, но отдаляется от неё,придерживаясь иллюзии о том, что может дать безупречную картину реальности.Кроме этого, она не имеет непосредственного влияния на широкие народные массы,поскольку остаётся малодоступной для всех, кроме небольшого числаинтеллектуалов. Фрейд описывает своё отношение к различным философским течениям,которые, по его мнению, являются противниками науки. Он критикует своего родааналог политического анархизма. Такое мировоззрение противоречит научному, оноскладывается в уме мыслителей, отвернувшихся от мира — “интеллектуальныхнигилистов”, которые “исходят из науки, но стараются при этом вынудит её ксамоуничтожению, к самоубийству, что освобождает место для мистицизма или жерелигии”. Согласно такому мировоззрению “нет никакой истины, никакого надёжногопонимания внешнего мира”. Здесь отсутствует критерий истины, и потому всепредставления есть истинными и ложными одновременно.
Вторым, более серьёзным противником, Фрейд считаетмарксизм. Он утверждает, что не знает, насколько истинными есть положениямарксизма, однако признаёт, что не разделяет мнений Маркса о том, что развитиеобщественных форм является естественноисторическим процессом, что изменения всоциальных слоях происходят в результате диалектических процессов, овозникновении классов (согласно Фрейду, классы возникают в результатеобщественной борьбы, которая разыгрывалась с начала истории между людьми, вчём-то отличающимися друг от друга). Марксизм же объясняет все проявлениячеловеческой жизни экономическими формами, которые не есть единственнымидетерминантами поведения. Ставя в заслугу марксизму отход от идеалистическихсистем и иллюзий, Фрейд обвиняет его в новых иллюзиях (стремлении вселить верув то, что за короткий срок удастся изменить человеческую сущность и создатьобщество, где “не будет ни одной неудовлетворённой потребности”). Однакорусский большевизм, проповедуя марксистские идеи, есть зловещим подобием того,против чего ведёт борьбу классический марксизм (запретом на мышление, посколькузапрещено исследовать теорию марксизма с критической точки зрения). Фрейд такразмышляет о будущем человечества: “в то время как великие нации заявляют, чтождут спасения в сохранении христианской религиозности, переворот в России,несмотря на прискорбные отдельные черты, выглядит все же предвестником лучшегобудущего”. Условием расцвета личности Фрейд считает сочетание справедливыхсоциальных порядков с прогрессом науки и техники.
Взаключение следует отметить, что последняя часть “Лекций...” трактуется какразвёрнутый вариант концепции Фрейда, как Рубикон, перейдя который Фрейдпревратился из врача в социолога и философа, основателя мировоззрения,получившего огромное влияние на Западе. Хотя с многими положениями этойконцепции сложно согласиться.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ дебиторской и кредиторской задолженности 8
Реферат Фінансовогосподарська діяльність електродепо Оболонь комунального підприємства Ки
Реферат Статистико-экономический анализ реализации продукции животноводства
Реферат Организация работы аккумуляторного участка
Реферат My Experience Essay Research Paper To whom
Реферат Идеальное государство Платона как нереализуемый идеал
Реферат Островский: Гроза
Реферат Социально биологические основы физической культуры
Реферат Сборник задач по расчету погрешностей электрических измерений
Реферат Специальные виды литья
Реферат Сказки как средство развития связной речи детей 4-5 лет
Реферат Аудит финансовых результатов на примере ОАО Орскнефтеоргсинтез
Реферат Revelation Of O
Реферат Программирование в системе 1С Предприятие 8
Реферат Оценка направлений реализации национального проекта Здоровье в Оренбургской области