Министерство образования Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Уральский государственный Лесотехнический университет
Реферат
«Капитал» КарлаМаркса – трактат, изменивший мир
Исполнитель:
студентка 2 курса
группа ИЭФ-28
ПрожеринаЕлизавета
Научныйруководитель:
Березина А.В.
Екатеринбург 2010
Оглавление
Введение
Глава 1. Философские идеи в основетруда экономиста
1.1 Предпосылки для возникновениямарксистской философии
1.2 Труд «Капитал» какобразчик диалектического материализма
1.3 Значение труд «Капитал»и теорий Маркса для развития философии
Заключение
Список литературы
Введение
Современная философия предлагает нам разнообразие течений и теорий, отупорядоченного материализма до сложного постмодернизма, от тяготеющего кидеальному экзистенциализма до стремящегося проникнуть в глубины сознанияпсихоанализа, и каждый вправе решить, какой философской концепции он будетподдерживаться. В конце концов, можно не придерживаться никакой и попросту неставить перед собой философские вопросы. Однако ещё не так давно, в прошломвеке, в нашей стране все поголовно должны были отдавать предпочтение вполнеконкретному течению – марксизму, а точнее, его побочной форме, ленинизму. И напротяжении долгих лет философская мысль в Советском Союзе буквально топталасьна месте, поскольку не имела права выйти за рамки теории диалектическогоматериализма. Причиной возникновения такой ситуации исследует и определяетотечественная история, часть из них обусловлена состоянием экономики, политики,международных отношений. Но самим явлением марксизма, самим рождением синтезадиалектики и крайнего материализма мы обязаны, по сути дела, человеку, которыйимел весьма опосредованное отношение к судьбе Российского государства. Он былэкономистом, журналистом, исследователем, организатором революционных движенийв европейских странах. А ещё — в первую очередь – философом. Его звали КарлМаркс.
Не в пример тому, что было несколько десятков лет назад, сегодня марксизмне занимает господствующее положение в отечественной философии. Но законыдиалектики, который исследовались Гегелем, Марксом, Энгельсом, признанывсеобщими, действительными для нашего бытия. Их действие прослеживается вомногих науках, не только в философии, и Маркс был первым, кто доказал, что этизаконы действуют и в экономике. Этому посвящён его монументальный многотомныйтруд «Капитал», из которого наиболее широко известен и читаем первыйтом, единственный, вышедший при жизни Маркса. Глубокий анализ механизмовкапиталистических отношений, данный в этом трактате, представляется нам актуальными по сей день, ведь сегодня практически все развитые страны мира живут прикапитализме. Не столь уж устарело и философское значение работы Маркса, ведьсегодня существует такое вполне устойчивое и многообразное направлениефилософской мысли, как неомарксизм.
Цель данного реферата – определить степень и качество влиянияэкономического труда Карла Маркса «Капитал» на историю философии.
В ходе работы над рефератом мной были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть предпосылки, создавшие условия для возникновения и массовогораспространения такого направления, как диалектический материализм.
2. Проанализировать связь экономического труда «Капитал» сфилософским течением диалектического материализма.
3. Сформировать собственное представление о значении создания труда «Капитал»для философии, обоснованное историческими фактами.
Благодаря широкому распространению марксизма-ленинизма в Советском Союзе,учебники и очерки по философии, выпущенные в 60-80-хх годах ХХ века, неизменнопосвящают возникновению и развитию марксизма, а также деятельности самогоМаркса немало обширных параграфов. Однако нельзя говорить об абсолютнойобъективности этих сведений, так как они поданы в преувеличенно торжественной,восхваляющей манере. Информация, предлагаемая в более новых пособиях, довольносжата, но более содержательна. Немало интересных статей на тему марксизма,биографии Маркса и его научной деятельности можно обнаружить в сети Internet.
Данный реферат содержит только одну главу, вмещающую в себя трипараграфа. В первом приводится обзор предпосылок для возникновения марксизма,рассматривается процесс формирования философских взглядов Карла Маркса. Вовтором анализируется связь экономического трактата «Капитал» стечением диалектического материализма, также созданным Марксом, доказываетсяотражение в содержании «Капитала» трёх основных законов диалектики. Ив третьем параграфе оценивается значение труда «Капитал» и изложенныхв нём теорий Маркса для мировой философии и некоторых других наук, а также длясудьбы нашего государства.
Глава 1. Философские идеи в основе труда экономиста
1.1 Предпосылки для возникновения марксистской философии
Марксистская философия возникла в середине XIX века и оставаласьвлиятельным течением в мировой философской мысли до 90-х годов ХХ века. Ееосновоположниками явились немецкие мыслители Карл Маркс (1818–1883) и ФридрихЭнгельс (1820–1895). По своей сути она является философией диалектическогоматериализма, с присущими ей особыми принципами объяснения и понимания бытиямира, человеческой истории и их развития. Как мы видели из предыдущих лекций,развитие философской мысли и выражается в изменении принципов философствования.Необходимо отметить, что марксистская философия подвергла радикальномупересмотру сложившиеся традиции и принципы в Европейской философии к серединеXIX века. Не было ни одного течения в философии, которое не подвергалось быкритике основоположниками диалектического материализма, инкриминируя им общий «грех»– с их точки зрения они были или недостаточно научными, или ненаучными вовсе.
В марксистской философии сформулирован исходный принцип понимания задачиновой философии, который во многом определили ее черты: прежние «философылишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменитьего». В своей философии они видели орудие революционного, радикальногоизменения мира. Но прежде чем изменять мир, его необходимо объяснить и познать.Поэтому они вырабатывают адекватные этой задаче теоретические принципы своейфилософии, то есть марксистской философии. Они считают, что основным вопросомфилософии является вопрос о соотношении материи и сознания, бытия и мышления.Те философы, которые признают первичность материи, природы, бытия, как мызнаем, являются материалистами. Марксистская философия исповедует принципматериализма, хотя новый материализм отличается от предыдущих формматериализма, например, материализма французских философов илиантропологического материализма Л. Фейербаха. Любая форма материализма исходитв объяснении бытия мира из самого мира, основанием которого является природа,которой ничто не предшествует, которая не творится никем. Философиядиалектического материализма не только исповедует этот философский постулат, нопризнает и обосновывает саморазвитие природы и вне нас существующего мира посвоим естественным, а не сверхъестественным законам. В отличие от предыдущихформ материализма, которые признавали объективные формы движения материи,природы преимущественно с точки зрения механицизма, который соответствовалестественнонаучным представлениям XVIII – начала XIX веков, в марксистскойфилософии утверждается принцип диалектики, развития объективного мира, егокачественного и направленного изменения. Необходимо подчеркнуть, что наформирование марксистской философии оказали влияние материализм Л. Фейербаха иучение Г. Гегеля о развитии и саморазвитии, которое он создал в рамках своейобъективно- идеалистической философии. Как признавали сами родоначальникимарксистской философии, философия Л. Фейербаха и Гегеля послужили теоретическойпредпосылкой формирования диалектико-материалистической теории бытия и развитиямира, как природного, так и общественного. Они придали материализму, какпринципу объяснения мира, диалектический характер, а диалектике Гегеля,преобразовав ее, придали материалистический характер.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими ученымиКарлом Марксом (1818 – 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 – 1895) во второйполовине XIX в. и является составной частью более широкого учения – марксизма,который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) исоциально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени.Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, сталаинтернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX – первойполовине ХХ вв.
В ряде стран (СССР, социалистические страны Восточной Европы, Азии иАфрики) марксистская философия была возведена в ранг официальнойгосударственной идеологии и была превращена в догму.
Возникновению марксизма и марксистской философии способствовали:
1. предшествующая материалистическая философия (Демокрита, Эпикура,английских материалистов XVII в. – Бэкона, Гоббса и Локка, французскихпросветителей XVIII в., и особенно атеистическо-материалистическая философияЛюдвига Фейербаха середины XIX в.);
2. бурный рост открытий в науке и технике (открытие законов сохраненияматерии и энергии, эволюционная теория Ч. Дарвина, открытие клеточного строенияживых организмов, изобретение проволочного телеграфа, паровоза, парохода,автомобиля, фотографии, многочисленные открытия в сфере производства,механизация труда);
3. крушение идеалов Великой французской революции (свобода, равенство,братство, идеи французского Просвещения), их невозможность воплощения вреальной жизни;
4. нарастание социально-классовых противоречий и конфликтов (революция 1848– 1849 гг., реакция, войны, Парижская коммуна 1871 г.);
5. кризис традиционных буржуазных ценностей (превращение буржуазии изреволюционной в консервативную силу, кризис буржуазного брака инравственности).
В XIX веке Англия, а вслед за ней и другиекапиталистические страны Европы время от времени переживают экономическиекризисы перепроизводства, следствием которых является усиление безработицы,нищета и голод трудящихся. Таким образом выявилось несоответствие междупроизводительными силами и производительными отношениями.
Значительно разросшийся за несколько лет пролетариат в XIXвеке впервые стал выступать в качестве самостоятельной политической силы.Постепенно объединяясь в национальном масштабе, английские рабочие создаличартистскую партию, главной задачей которой была борьба за предоставлениетрудящимися гражданских прав и возможности участвовать в управлении страной.Неоднократные восстания рабочих в 1830-х гг. происходили во Франции, правда, «июльскаяреволюция» 1830 года завершилась не в их пользу.
Германия – родина Карла Маркса – была по сравнению с Англией и Франциейотсталой страной, она находилась в основном на мануфактурной стадии развитиикапитализма. Немецкая буржуазия не обладала политической властью, хотяпредставляла значительную экономическую силу. Это означало приближениебуржуазной революции. Здесь она вызревала в условиях, когда капитализм ужегосподствовал в западноевропейских странах, а в самой Германии был болееразвитый пролетариат, уже заявлявший о своих классовых притязаниях. Такимобразом, здесь создавались условия для развёртывания классовой борьбыпролетариата и буржуазии в самом ходе буржуазной революции. Это своеобразиесоциально-экономического развития Германии и обусловило то обстоятельство, чтоона стала родиной марксизма, исторически подготовленного развитием капитализма иклассовой борьбы пролетариата во всех странах Европы.
Теоретическими источниками марксизма являются:
1. классическая немецкая философия, в особенности идеалистическаядиалектика Гегеля и антропологический материализм Фейербаха;
2. классическая английская политическая экономия, и прежде всего ученияСмита и Рикардо;
3. критически-утопический социализм начала XIX в., в первую очередь ученияСен-Симона и Ш. Фурье.
Карл Маркс и Фридрих Энгельс критически восприняли, материалистическипереработали и развили дальше на новом фактическом и теоретическом материале «рациональноезерно» гегелевской диалектики и основные положения фейербаховскогоматериализма.
Заслуга А. Смита и Д. Рикардо заключается в том, что они положили началотрудовой теории стоимости. Они утверждали, что стоимость товара определяется неего физическими свойствами, полезностью, спросом или предложением, аколичеством общественно необходимого труда, затраченного на производствотовара. Закон стоимости Смит и Рикардо рассматривали как вечные естественныйзакон экономической справедливости. Марксисты высоко оценивали идеи Смита иРикардо о стоимости как воплощении общественно необходимого труда.
Сен-Симон и Ш.Фурье пытались обосновать возможность и целесообразностьперехода от капитализма к такому общественному устройству, основой которогобудет общественная собственность и коллективный труд, где будет покончено снищетой масс и все смогут удовлетворять свои разумные потребности. В трудахКарла Маркса дана высокая оценка тех рациональных идей, которые были высказаныСен-Симоном, Фурье и другими утопическими социалистами. Революционно-критическипереработав их, основоположники марксизма подвели под социализм научноематериалистическое основание, связали его с экономическим учением о прибавочнойстоимости. Создание научного социализма имело громадное значение для развитияфилософии марксизма как теоретической основы научного социализма.
Создание философии марксизма представляет собой исторический процесс,совершившийся в течение примерно одного десятилетия, с конца 30-х до конца 40-хгодов XIX века. В историческом процессе формированияфилософии марксизма следует отметить две основных ступени:
1. переход Маркса и Энгельса с позиций идеализма и революционногодемократизма на позиции диалектического материализма и научного коммунизма,который завершается к началу 1844 г.,
2. разработка основных положений диалектического и историческогоматериализма, увенчивающуюся созданием первых произведений зрелого марксизма — «Нищетыфилософии» (1847) и «Манифеста Коммунистической партии» (1848).
Эволюция мировоззрения Карла Маркса:
1841 год – докторская диссертация «Различие между натурфилософиейДемокрита и натурфилософией Эпикура». Маркс ещё находится под влияниемидеализма Гегеля, однако интересуется античным материализмом. Он высокооценивает борьбу Эпикура против религиозности сознания, вкладывает в своюработу политический протест против порабощения личности социальнойдействительностью. Молодой Маркс приходит к выводу, что развитие философиинеизбежно приводит к превращению мысли в дело, к практике.
1842 год – Маркс становится редактором либеральной «Рейнской газеты»,впервые решается высказаться в защиту интересов рабочего класса, отстаиваетсвободу печати, критикует отдельные законопроекты. Совершается переход отидеализма к материализму и коммунизму.
1843 год – «Рейнская газета» закрыта, Маркс переезжает в Парижи вместе с А. Руге начинает издавать «Немецко-французские ежегодники».На мировоззрение Маркса в этот период влияет антропологический материализм Л.Фейербаха. Однако он отрицает естественную природу возникновения религий,утверждая о том, что любое верование является следствием извращённых социальныхотношений, попыток порабощения и эксплуатации. Маркс видит назначение философиив «беспощадной критике всего существующего, беспощадной в двух смыслах:эта критика не страшится собственных выводов и не отступает перед столкновениемс властями предержащими». Он не отделяет философию от практическойдеятельности, от борьбы и развития в обществе.
1844 год – в объединённых номерах «Немецко-французских ежегодников»окончательно фиксируется переход Маркса (а также и Фридриха Энгельса) отидеализма к диалектическому материализму и формулируется положение овсемирно-исторической миссии пролетариата, излагаются сходные положения диалектическогоматериализма и исторического материализма. В этот год создаются такие работы,как «К критике гегелевской философии права», «К еврейскомувопросу», «Экономическо-философские рукописи 1844 года». Главнаяидея рукописей – идея об определяющей роли труда и материального производства вантропологическом становлении и последующем развитии человечества. Главнойцелью производительного прогресса Маркс считает устранение «отчуждённоготруда», то есть, такой деятельности, которая, будучи основным условием жизни,лишает человека возможности развивать и удовлетворять свои способности ипотребности. Наконец, в 1844 начинается активное сотрудничество Карла Маркса сразделяющим его философские и политические убеждения Фридрихом Энгельсом,благодаря которому в окончательном виде формируется течение диалектическогоматериализма.
Судьба Марксизма в различных странах складывалась неодинаково: в одних онбыл несколько оттеснён другими типами мировоззрения, в других же, наоборот,сумел стать главной, ведущей идеологической силой. Особенно зримо влияниемарксизма на жизнь общества проявилось в политической сфере: партии иорганизации, рассматривающие марксизм как свою теоретическую базу, существовалии существуют по сей день во многих странах мира. Несомненно также воздействиемарксизма на науку, культуру, искусство, на обыденное создание и практическуюжизнь людей.
Сердцевину, суть философии марксизма образуют исследованияфундаментальных классических проблем, концентрирующихся вокруг отношенийчеловека к миру и мира к человеку, отношений людей между собой и природы (илисущности) человека вообще. Это – мировоззренческое «ядро» любойфилософии. На решении этих проблем в марксистской философии базируется рядконцепций более конкретного характера (о законах истории, о значенииматериального производства в жизни общества, о классовой борьбе и социальнойреволюции и т.д.), которые уже более тесно связаны с экономической иисторической науками, выработкой программ практических действий в политике,общественной жизни, культуре.
1.2 Труд «Капитал» как образчик диалектического материализма
По признанию самого К.Маркса, как учёный он исходил одновременно из трёхнаучных источников: английской классической политической экономии Смита иРикардо, немецкой классической философии Гегеля и утопического социализма. УСмита и Рикардо им заимствованы трудовая теория стоимости, положения законатрадиции нормы прибыли к положению, производительного труда. У вторых – идеидиалектики и материализма, у третьих – понятие классовой борьбы, элементы социологическогоустройства общества. К.Маркс является не единственным в числе исследователейначала и середины XIX в., рассматривавших политику игосударство как вторичные явления по отношению к социально-экономическим,предпочитавших, следуя причинно-следственному подходу, классифицироватьэкономические категории как первичные и вторичные, считавших экономическиезаконы, капитализм и соответственно рыночный механизм хозяйствования временным.
В первом томе, названном «Процесс производства капитала», Марксрассматривает исходные категории: стоимость, лежащую в основе цены, стоимостькаждого товара определяется трудом, общественно необходимым для егопроизводства. "… потребительная стоимость, или благо, имеет стоимостьлишь потому, что в ней овеществлён, или материализован, абстрактно человеческийтруд. Как же измерять величину её стоимости? Очевидно, количествомсодержащегося в ней труда, этой «созидающей стоимость субстанции».Количество самого труда измеряется его продолжительностью, рабочим временем, арабочее время находит, в свою очередь, свой масштаб в определённых доляхвремени, каковы: час, день и т. д.", "… величина стоимости даннойпотребительной стоимости определяется лишь количеством труда, или количествомрабочего времени, общественно необходимого для её изготовления. Каждыйотдельный товар в данном случае имеет значение лишь как средний экземплярсвоего рода. Поэтому товары, в которых содержатся равные количества труда, иликоторые могут быть изготовлены в течение одного и того же рабочего времени,имеют одинаковую величину стоимости. Стоимость одного товара относится кстоимости каждого другого товара, как рабочее время, необходимое дляпроизводства первого, к рабочему времени, необходимому для производствавторого. Общественно необходимое время есть то «рабочее время, котороетребуется для изготовления какой-либо потребительской стоимости при наличныхобщественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществеуровне умелости и интенсивности труда».
Второй том, «Процесс обращения капитала», посвящён анализудвижения капитала, его оборота и кругооборота. Кругооборот капитала естьпроцесс его непрерывного движения, последовательного прохождения трёх стадий.На каждой стадии происходит смена функциональной формы капитала: превращениеденежного капитала в производительный, производительного – в товарный,товарного – вновь в денежный капитал. Согласно предложенной Марксом схемевоспроизводства рассматриваются условия и пропорции обмена между двумяподразделениями: производством средств производства и производством предметовпотребления.
В третьем томе, «Процесс капиталистического производства, взятый вцелом», рассматривается процесс распределения прибавочной стоимости (еёпревращённых форм) между получателями прибыли, процента, торговой прибыли,земельной ренты. Показан механизм трансформации стоимости товара в ценупроизводства. В капиталистическом обществе равновеликие капиталы приносятравновеликие прибыли; цены формируются в соответствии с капитальными издержкамии средней прибылью. Если товары продаются по ценам производства (а не по ихстоимости), то тем самым сохраняется в несколько изменённом виде действиезакона стоимости. Здесь возникает противоречие: если в первом томе «Капитал»,где Маркс рассматривал отношения между отдельным рабочим, товары обмениваютсяпо их стоимости, то в третьем, в котором анализировал производство в целом,товары обмениваются по ценам производства. Эти величины не совпадают, чтосоздаёт формальное противоречие в теории. «Стоимость всякогокапиталистически произведенного товара (W) выражается формулой: W = с + v + т.Если из этой стоимости продукта вычесть прибавочную стоимость т, то останетсятолько эквивалент или стоимость, возмещающая в товаре капитальную стоимость с +v, израсходованную в виде элементов производства.
Если, например, производство известного товара вызвало затрату капитала в 500 фунтов стерлингов: 20 ф. ст. на изнашивание средств труда, 380 ф. ст. напроизводственные материалы, 100 ф. ст. на рабочую силу, и если нормаприбавочной стоимости составляет 100%, то стоимость продукта == 400 с + 100 v ++ 100 m = 600 фунтам стерлингов.»
Четвертый том, «Теории прибавочной стоимости», содержит критическийобзор экономических теорий с точки зрения трактовки существа и формраспределения прибавочной стоимости.
Основной вывод Маркса состоит в утверждении, что любая сторона жизниопределяется материальными факторами. Как Гегель верил в прогресс Духа в направленииболее высокого самосознания, так Маркс верил в поступательное развитиечеловеческой материальной жизни и человеческой природы. Внимание Маркса былонаправлено на материальную и физическую, а не на духовную реальность. Онвыделяет рабочий класс как силу, которая воплощает в себе нищету и крайнеесамоотчуждение. По Марксу, сущность человека состоит именно в том, чтобысоздавать вещи, но только не в рамках частной собственности. Поэтому условиясуществования человека должны быть изменены посредством упразднения частнойсобственности и системы труда, при которой происходит эксплуатация человекачеловеком. Всё должно привести к освобождению людей от условий, при которых онивсе видят все под углом зрения рынка.
Это содержание трактата «Капитал» как экономическогоисследования, а теперь я попытаюсь связать его с таким философским течением,как диалектический материализм.
Вскрывая специфические законы экономического развития капитализма, Марксобогащает вместе с тем и общее понятие закона, в том числе и научное пониманиенаиболее общих законов развития природы, общества и познания – законовдиалектики.
Ярким примером такого конкретного исследования наиболее общих законоввсякого развития является данная Марксом характеристика всеобщего законакапиталистического накопления. Суть этого закона заключается в постоянноповторяющейся в условиях капитализма взаимосвязи между богатством и нищетой.Исследуя этот специфический закон капитализма, Маркс тем самым исследует такжеразличные типы противоречий, многообразие форм взаимопревращенияпротивоположностей, противоречивое единство сущности и явления, необходимости ислучайности, возможности и действительности, общего, особенного и единичного ит.д. Следовательно, закон единства и борьбы противоположностей является у Марксавыводом из конкретного исследования.
Развитие, по Марксу, предполагает переход от простого к сложному, отнизшего к высшему, и этот процесс в его конкретно-исторической формерассматривается Марксом в «Капитале», начиная с наиболее элементарныхформ до наиболее сложных и развитых.
Наряду с законом единства и борьбы противоположностей Маркс разрабатываетв «Капитале» и другие законы материалистической диалектики. Так, всвязи с анализом исторического развития форм стоимости Маркс показывает, какрасширение сферы товарного обмена и, следовательно, массы товаров приводит ккачественному изменению: превращение случайной формы стоимости в полную илиразвёрнутую и затем во всеобщую форму. В этом процессе находит своё применениезакон превращения количественных изменений в качественные. Исследованиеисторического процесса превращения денег в капитал также приводит к выводу, чтоколичественные изменения (возрастание суммы денег в руках товаровладельца),достигнув определённого предела, порождают качественно новое общественноеотношение – капитал. Закон превращения количественных изменений в качественныеявляется необходимым специфическим выражением диалектически-противоречивогохарактера развития, которое в наиболее общей форме обуславливается закономединства и борьбы противоположностей.
Важное место в «Капитале» занимает анализ закона отрицанияотрицания. По мысли Маркса, социалистическая революция должна уничтожитькапиталистическую собственность, и эта экспропорция эксплуататоров представляетсобой одно из проявлений всеобщей диалектической закономерности отрицанияотрицпания. «Отрицание капиталистического производства, — говорил Маркс. –производится им самим с необходимостью единственно-исторического процесса. Это– отрицание отрицания».
Отрицание отрицания является, с точки зрения Маркса, закономпоступательного развития в границах определённой исторической эпохи: оно характеризуетеё начало и её конец и, значит, также и переход к качественно иной историческойэпохе.
В работе над «Капиталом» Маркс сознательно и полно применилсвоё понимание диалектики и оставил ряд точных указаний относительно этогопонимания. Вывод был сделан в обычной для Маркса чёткой теоретической форме: «Мойдиалектический метод по своей основе не только отличен от гегелевского, ноявляется его прямой противоположностью. Для Гегеля процесс мышления, который онпревращает даже под именем идеи в самостоятельный субъект, есть демиургдействительного, которое составляет лишь его внешнее проявление. У меня же,наоборот, идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное вчеловеческую голову и преобразованное в ней»
1.3 Значение труда «Капитал» и теорий Маркса для развитияфилософии
Каждый подлинный учёный по прошествии многих лет творческого трудазадаётся вопросом – что сделано и что достигнуто? Очень часто для ответа на этивопросы бывает достаточно всего несколько фраз. Например, Маркс, видимо, мог бысказать следующее: положено начало новой философии – диалектическогоматериализма. Она представляет собой переработку диалектики Гегеля. В этойфилософии исходный момент состоит в предположении бытия, в первичности материи,в диалектичности её движения. В ней движение материи подчиняется диалектическойлогике. Процесс познания состоит в познании этой логики. Если у Гегеля всепротиворечия чисто логические, и материя здесь как бы «непричём», тов «Диалектическом материализме» они же – суть необходимые моменты еёдвижения. В этом случае исчезает всякая мистика и идеализм. Дух становитсяреальностью. Без материи нет ни движения, ни противоречий, ни самой диалектики.
Кроме того Марксом открыта диалектика труда и на этой основе выбранаконцепция истории как закономерной последовательности общественных формаций –рабовладельческая социально-экономическая формация, затем феодальная,капиталистическая, социалистическая, коммунистическая.
Самым большим вкладом Маркса в науку является его диалектическийматериализм, хотя сам этот термин найти в его произведениях не удалось.Коллизии истории могут преподносить любые сюрпризы, однако реальный мир от этогоне перестанет быть материальным. Многие философы XXвека и современности пришли к выводу, что подлинно научное мировоззрение можетбыть только диалектическим и никаким иным.
До Маркса школа материализма и школа диалектики существовали раздельно.Философы Демокрит, Эпикур, а также знаменитые французские просветители XVIII во главе с Дидро – материалисты. А Гераклит ипредставители немецкого классического идеализма такие, как Кант и Гегель –диалектики. Первые мыслили материальное без диалектики, а вторые обсуждалидиалектические явления, не видя в них материальной основы. И только Марксосознал плодотворность единства этих двух направлений философской мысли. Онобогатил концепцию материализма, углубив представление о бытии на основезаконов диалектики. Всякое бытие по Марксу обусловлено материальностьюреального мира, в котором источником (причиной) всякого движения являетсядиалектическое противоречие. Осуществив этот исторический синтез, он создалновую философию.
Маркс не просто «позаимствовал» учения старых материалистов истарых идеалистов-диалектиков, синтезировав их воедино. Его величайшей догадкойявляется убеждение в том, что научным и до конца последовательным материализмможет быть лишь став диалектическим, а подлинно научной диалектика может бытьлишь став материалистической. Отныне эти две стороны составили замечательноецелое науки, обладающей поистине неограниченной широтой подхода. Она являетсявсеобъемлющей, она – наука наук, как и подобает быть подлинной философии.
Связывая воедино учение о бытии, об объективном мире с учением оботражении его в человеческом сознании, эта философия представляет собой теориюпознания и логику. Диалектический материализм выработал, в частности, новыйвзгляд на историю, на развитие общества, его законы. При этом нельзя неотметить, что никакая альтернативная философия до сегодняшнего дня не смоглапредложить мировоззрения, более широкого и более адекватного действительности.
Марксов диалектический материализм – это квинтэссенция всей европейскойрационалистической мысли, имеющей многовековую историю поступательногоразвития. Сегодня не существует ни одной науки, которую можно считать свободнойот влияния этой философии. Математика, физика, астрономия, биология и т.д.,каждая из них обнаружила в себе диалектичность и своими достижениями блестящеподтвердила плодотворность тех философских концепций, которые сформулированы втрудах Маркса. Эвристическое значение его идей вряд ли может быть исчерпано.
Большой вклад он осуществил в политическую экономию и общественные науки.Его главное произведение «Капитал» представляет собой скрупулёзноеисследование производительных сил капиталистического общества и важнейшихпроизводительных отношений.
Владимир Ленин попытался объяснить значение труда «Капитал» длясоциологии и экономики в своей работе «Что такое „друзья народа“и как они воюют против социал-демократов»: «Потому-то „Капитал“и имел такой гигантский успех, что эта книга… показала читателю всюкапиталистическую общественную формацию как живую… Как Дарвин положил конецвоззрению на виды животных и растений, как на ничем не связанные, случайные, „богомсозданные“ и неизменяемые, и впервые поставил биологию на вполне научнуюпочву, установив изменяемость видов и преемственность между ними, — так и Марксположил конец воззрению на общество, как на механический агрегат индивидов,допускающий всякие изменения по воле начальства (или, всё равно, по волеобщества и правительства), возникающий и изменяющийся случайно, и впервыепоставил социологию на научную почву, установив понятиеобщественно-экономической формации, как совокупности данных производственныхотношений, установив, что развитие таких формаций есть естественноисторическийпроцесс».
От диалектики труда Маркс перешёл к сущности капитала и анализудиалектики отношений, составляющих основу всего капиталистического общества.Научная ценность теории Маркса состоит в том, что он показал, что капитал,будучи частным, обращается и функционирует как феномен общественных отношений.Маркс раскрыл социальную функцию труда, показав, что она имеет широчайшийдиапазон значений от индивидуальной деятельности до исторического общественногопроизводственного процесса, пронизывая все сферы общественной жизни.
Особое значение труды Маркса имели для развития русской и позднее советскойфилософии XX века. Принято считать, что всякаяфилософия социалистического общества строилась на идеях Маркса, однако это несовсем верно.
Перевод «Капитала» на русский язык, выполненный Н.Даниельсоном, стал первым переводом этого труда на иностранный язык. Книга былавыпущена в апреле 1872 года тиражом 3000 экземпляров. Цензоры сочли этоисследование не слишком «опасным». Издание «Капитала» нарусском языке вызвало оживление в прессе. Отклики по большей части былисдержанными, но положительными. Разумеется, идеи Маркса чрезвычайнозаинтересовали оппозиционно настроенные круги, чему способствовали отклики намарксизм в печати и распространение других работ Маркса и Энгельса. В.И. Ленинутверждал, что «русская общественная мысль выстрадала марксизм».
В конце 19 – начале 20 века в развитие марксизма признанными авторитетамибыли лидеры Интернационала – А. Бабель, К. Каутский, П. Лафарг, Э. Бернштейн,Г. Плеханов и др. Они очень много сделали для распространения, популяризации ипропаганды новой философии.
Существенный вклад в дальнейшее развитие диалектико-материалистическойфилософии уже в новых исторических условиях внёс В.И. Ленин. Он решительновыступал против догматического подхода к философии, смело отбрасывал положения,верные для своего времени, но потерявшие значимость в изменившихся условиях. Врезультате, философское течение, занявшее господствующую позицию в нашейстране, было названо марксизмом-ленинизмом.
Диалектико-материалистическая концепция оказала большое влияние надальнейшее развитие философской мысли как в нашей стране, так и за рубежом.Однако историческая судьба этого наследия оказалась сложной, а подчас идраматичной. В период культа личности И. Сталина и в дальнейшем идеологическоеоправдание порочной экономической, политической, социальной практики постоянноосуществлялось на основе декларируемого предельного уважения кдиалектико-материалистическому учению. Однако в действительности многие идеиискажались, более того, на практике порой действовали даже вопреки теории.
Собственно интерес к изначальным теориям Маркса и его философским иэкономическим трудам возник у советских учёных только после длительного периодазастоя в философии, вызванного наслаждением сталинского культа. С начала 60-хгг. одна за другой выходили книги, посвящённые раскрепощённому творчеству,новому прочтению классиков. Это работы М.М. Розенталя, Э.В. Ильенкова, Л.А.Маньковского, Б.М. Кедрова, Н.И. Лапина, В.В Кешелавы, В.А. Вазюлина.Рассматривались проблема соотношения идей раннего и позднего Маркса, анализироваласьвнутренняя логика и диалектика «Капитала», изучались гуманистическиеаспекты «Экономическо-философских рукописей 1844 года».
На протяжении всего существования Советского Союза, а значит, игосподства ленинизма философы продолжали работать в марксистской парадигме,которая с одной стороны, сковывала, а с другой – задавала чёткие теоритические «правилаигры», расставание с которыми в наше время повлекло за собой немалуюмировоззренческую растерянность и эклектическое смешение методологическихустановок.
Марксистская теория оказала большое влияние на многих мыслителей XIX и XX века. В XXвеке под влиянием марксизма возникло философское течение под названиемнеомарксизм, которое интерпретировало идеи Марса под углом зрениясовременности. Он возник из сознательной установки на трансформацию марксизмаили синтез его с другими направлениями философской мысли. Так родилсяфрейдомарксизм Э. Фромма, экзистенциалистический марксизм, сложившийся воФранции под влиянием «позднего» Ж.П. Сартра, феноменологический марксизм,распространённый в США и Италии (Э. Пачи, П. Пиконе и др.), структуралистскийвариантнеомарксизма (Л.П. Альтюссер и его последователи).
Заключение
Карл Маркс был убеждён, что долг философа – не только объяснить мир, ноизменять его. Всю свою жизнь, все свои силы он посвятил тому, чтобы создатьуниверсальное философское течение, единое и верное для всех эпох и народов, онбесспорно всей душой желал изменить этот мир. И не нам судить, что былодвижущей силой его деятельности – честолюбие или вера в свою способностьсделать будущее человечества счастливым, освободить людей от бременикапиталистических противоречий. Так или иначе, пытливый ум Маркса, егомировоззрение, претерпевшее влияние Гегеля и Фейербаха, пришедшее от идеализмак крайнему материализму, формировались и развивались в очень благодатных дляэтого условиях. Бурное развитие экономики и, как сдедствие, частые кризисы,борьба демократии и монархии, неопределённость политической системы,возникновение новых классов – буржуа и пролетариата – и явная неравномерностьраспределения благ и прав между ними – всё это требовало появления на светкакой-то принципиально новой концепции и сильного, умного, волевого человека,способного сформулировать её и донести до масс. Не стань этим человеком Маркс,у мощного рабочего движения появился бы другой пророк, но это было неизбежно. Новозможно, не появилось бы такого труда, как «Капитал». На первыйвзгляд, этот экономический трактат никак не может быть связан с философией, онпосвящён исключительно анализу капиталистических отношений, выявлению их слабыхсторон, доказательству того, что существуют более эффективные формыэкономической и политической организации общества. Но, во-первых, течениемарксизма само по себе сосредоточено на материальных объектах – именно тех,которыми владеет экономика. Во-вторых, согласно Марксу, «не сознаниеопределяет бытие, а бытие определяет сознание». То есть, наша способностьвоспринимать этот мир и осознавать себя как часть его напрямую зависит отобщества, в котором мы существуем, его устройства, законов, комфортности дляжизни. И наконец, все основные законы диалектики, рассмотренные Марксом наоснове теории Гегеля, находят своё отражение в «Капитале» в видезакономерностей экономических отношений. Трагедия Маркса – исследователясостояла в том, что созданная им социально-экономическая теория объединяет вединое целое несовместимые альтернативы. При анализе каждой из альтернативМаркс проявляет себя незаурядным исследователем, вносящим вклад в развитиеэкономической мысли. Однако пользоваться его теорией как целым опасно,поскольку это целое ложно (логически несовместимое, как утверждает логика, какутверждает логика, не просто ложно, оно необходимо ложно). А из логическиложной теории можно получить, не совершая при этом никаких логических ошибок,любые утверждения, что было известно уже древним софистам. Этим и занималисьвпоследствии марксисты, пока не обнаружилось, что теория Маркса бессильна,потому что она ложна. Отмеченные «прорехи» в учении Маркса нельзяобъяснить недостатком его научной проницательности, так как Маркс обладалвыдающимися исследовательскими способностями. Скорее всего, их появлениевызвано тем, что он хотел быть не просто учёным, а пророком, вещающим неведомуюостальным Истину. Тем не менее, едва ли какой-нибудь философ смог, создав одинтруд, повлиять сразу на философию, экономику, политику, историю, идеологию иряд естественных наук. Карлу Марксу удалось именно то, чего он так сильножелал, — не просто объяснить мир, а изменить его. Возможно, он изменил его нетак, как хотелось бы ему самому, ведь философскими идеями пользовались какорудием при разрушении государств и борьбе за власть, при агитации народа и егоже дискриминации. Однако не представляется возможным, что в ближайшие годы КарлМаркс и его труд «Капитал» будут абсолютно забыты или окончательноразвенчаны. Идеи марксизма не всегда истинны в последней инстанции, но они всёже оказались близки большому количеству людей и благодаря этому живут уже непервое столетие.
Список литературы
1. http://www.nuru.ru/philos/016.htm
2. Краткий очерк истории философии /под ред. Щербиной И/. – М.: Издательствосоциально-экономической литературы, 1960.
3. http://www.biografia.ru/about/filosofia50.html
4. Введение вфилософию: учебник для вузов в 2 ч. Ч. 1 /под ред. Фролова И./. – М.:Политиздат, 1989.
5. История философиив СССР. Т.3. /под ред. Н.И. Кондакова/. – М.: Наука, 1968.
6. http://www.esperanto.mv.ru/Marksismo/Kapital1/kapital1-01.html#d1
7. http://www.i-u.ru/biblio/archive/marx_3/01.aspx
8. Философия:учебник для вузов/ под ред. Кононвича Л. и Медведевой Г./. – Ростов н/Д.:Феникс, 1995.
9. Маркс. К, ЭнгельсФ. Сочинения. Т.23. – М.: Издательство политической литературы, 1978.
10. Всегда человек(Маркс) /сост. Лесневский С/. – М.: Молодая гвардия, 1968.