ХОСЕ ОРТЕГА ГАССЕТ. ""
1 Скученность.
В современном общественной жизни Европы есть одинважный факт вся власть в обществе перешла к массам. Т. к. массы не должны и немогут управлять даже собственной судьбой — Европы переживает сейчас самыйтяжёлый кризис. Имя этого кризиса — восстание масс.
Внешний факт нашей эпохи,который бросается в глаза — сношение, скученность. То, что раньше было такпросто — найти себе место, теперь становится вечной проблемой.
Скученность возникла неслучайно. Массы внезапно стали видны. Толпа — понятие количественное и видимое.Всякое общество — это единство двух факторов, меньшинства и массы. Меньшинство- это личность или группы личностей особого специального достоинства. Масса — это средний, заурядный человек. Принадлежность к массе — чисто психологическийпризнак. О каждом отдельном человеке можно сказать, принадлежит он к массе илинет. Человек массы — это тот, кто не ощущает в себе никакого особогодара или отличия от всех, хорошего или дурного; он чувствует себя, что он — «точь-в-точь», как все остальные, и от этого чувствует себясчастливым. Избранный — тот, кто к себе самому требовательней, чем кдругим.
Таким образом, деленияобщества на массы и на избранное меньшинство — это деление на типы людей.
Поведение масс изменилось.Массы решили двинуться на авансцену социальной жизни, занять там места,использовать достижения техники и наслаждаться всем тем, что раньше былопредоставлено лишь немногим. Следовательно, масса захватывает местоменьшинства, вытесняет его. Это знамение времени. Сегодня мы присутствуем пригипердемократии, когда массы достигают непосредственно, навязывая всемуобществу свою волю и свои вкусы. Для нынешних дней характерно, что вульгарные,мещанские души, сознающие свою посредственность, смело заявляют свое право навульгарность и при чем повсюду. Масса давит все не похожее, личностное,избранное. Кто выглядит не так, как все, кто думает не так, как все, топодвергнется риску стать изгоем.
2 Подъем историческогоуровня.
История Римской Империи есть история ее гибели,история восстания и господства масс, которое поглотили и уничтожили ведущееменьшинство, чтобы самим занять его место.
Мы живем под грубымгосподством масс.
Явление, которое мыисследует, имеет два аспекта:
· массы выполняют сейчас теобщественные функции, которые раньше выполняло избранное меньшинство;
· массы перестали быть послушнымиэтим самым меньшинствам.
Первое — массы усвоили тепривычки и вкусы, которые раньше считались изысканными (в области материальной,социальной, правовой). После долгой подземной подготовки заурядный человекподнялся внезапно, одним скачком, за 1 поколение. Человеческая жизнь в целомподнялась. Это значит, что уровень жизни поднялся. И благо, и зло современностии ближайшего будущего — в этом повышении исторического уровня.
Не американизация Европы; анивелировка, выравнивание. Мы живемв эпоху всеобщей нивелировки.Происходит выравнивание богатств, прав, культуры, классов, полов. Восстаниемасс означает огромный рост жизненных возможностей (т.е. обратное «закатуЕвропы»).
3 Полнота времени.
Подлинная полнота жизни — нев покое удовлетворения, а в процессе достижения, в моменте прибытия.
По сравнению с вечным Римом,нам а эпоха напоминает шаловливую резвость детей, вырвавшихся из школы. Сегоднямы уже не знаем о том, что будет завтра, и что нас в тайне радует, так какнепредвидимое, таящее в себе все возможности, — вот настоящая жизнь, вотполнота жизни!
+ эпоха, которая настоящеепредпочитает прошлому, никак не может считаться упадочной. Современная эпоха:решительный разрыв настоящего с прошлым. Мы чувствуем, что мы как то внезапноостались одни на земле; все остатки традиционного духа исчезли. Мы обреченыразрешать наши проблемы без содействия прошлого.
И тем не менее наша эпохачувствует себя выше всех предыдущих эпох. Сильна и бесспорна и не уверена всвоей судьбе.
4 Рост жизни.
Мир разросся, следует расширился наш кругозор; каждыйсредний человек принимает участие в жизни планеты.
Культ скорости. Рост мира в том, что он вмещает больше вещей(жизненных процессов).
Мир — не что то чуждое нам;он неотделим от нас самих; он — совокупность наших житейских возможностей. Мы иреальность лишь ничтожная часть этих возможностей; поэтому мир нам кажетсяогромным, а мы сами себе — ничтожными.
Количественный потенциалроста жизни вырос. Есть только один вид абсолютного упадка — убываниежизненной силы.
Характерные черты нашеговремени;
· уверенность в том, что оно вышевсех предыдущих эпох
· полное пренебрежение ко всемупрошлому
· не признание классическихнормативных эпох
· ощущение начала новой жизни,которая всё превосходит
5 Статистический факт.
Это исследование — попытка поставить диагноз нашейэпохе. Как запас возможностей, наша эпоха великолепна, изобильна. Но из-засвоего размаха она опрокинула принципы, нормы и идеалы, установленныетрадицией. Наша жизнь — более живая, напряжённая, и тем самым более проблематичная.
Наша жизнь — это то, чем мыможем стать.
Жизнь слагается из двухэлементов: обстоятельство + решение.
Обстоятельство — это даннаянам часть жизни не зависимая от нас. Это наш мир. Это элемент фатальнойнеобходимости в нашей жизни. Но это фатальность не механика: мы не выброшены в мир,как пуля из ружья. Наоборот, выбрасывая нас в мир, судьба даёт нам на выборнесколько траекторий и заставляет нас выбрать одну из них. Каждую минуту судьбапринуждает нас к свободному выбору и решению, чем нам стать в этом мире.
Итак, неверно, что всё вжизни решают обстоятельства. В наше время преобладают человек массы, решениевыносит он. Человек всегда плывёт по течению. И поэтому он ничего не создаёт.Если эта порода людей будет хозяйствовать ещё 30 лет, то Европа вернётся кварварству.
Анализ человек массы.
«массы двинулись вперёд!» — Гегель.
«я вижу растущий приливнигилизма» — нищие.
XIX в. Произвёл человека массы.
Мир, окружающий «новогочеловека» — ни в чём его не стесняет, ни к чему не принуждает, не ставитни каких запретов; наоборот, он сам будит в нём вожделение, котороетеоретически может расти бесконечно. Среднему человеку не приходит в голову,что все это создано личными усилиями гениальных людей; он думает, чтоего таким создала природа.
Две основные черты впсихологии человека массы:
безудержный рост низменныхвожделений;
принципиальнаянеблагодарность ко всему, что позволило так хорошо жить.
Массы заняты собственнымблагополучием и не замечают его источников. Считают, что вправе требовать всеэти блага. Например, прообразом может служить: в голодные годы бунтов толпагромила пекарни, т.к. нынешние массы обращаются с цивилизацией, которая ихпитает.
Жизнь благородная и жизньпошлая (или энергия и косность).
В прошлые века считали: жить- это чувствовать себя ограниченным и потому считаться с другими. Новый голос:жить — значит не встречать ограничений; поэтому делай все, что хочешь.
Он не хочет считаться ни скакой внешней инстанцией или авторитетом. Он доволен собой. А человек элиты(т.е. человек выдающийся) всегда чувствует внутреннюю потребность обращаться кавторитету или принципу, которому он добровольно служит.
Благородный — это заслуженный, выдающийся. Человек массы инертен,косный, вечное движение на одном месте, упрям, замкнутость. Человек массы неспособен поддержать современную цивилизацию; он научился владеть еематериалами, но не знаком с ее основными принципами.
Почему массы во все лезути всегда с насилием?
Как только мир и жизнь широкооткрылись заурядному человеку, душа его для них закрылась. И в этом состоит сущность«восстания масс». Это грандиозная проблема, стоящая передчеловечеством (человек обзавелся запасом готовых идей; он довольствовался ими ирешает, что с умом у него все в порядке. Т.к. мир ему не нужен).
Человек массы считает себясовершенным. Он вовсе неглуп. Он раз и навсегда усвоил набор общих мест,предрассудков, обрывков мыслей и пустых слов — и пользуется этим мусором всегдаи везде. Он провозглашает и утверждает право на заурядность. Сейчас онвообразил себя носителем какой-нибудь идеи; и поэтому он никого не слушает.Идеи заурядного человека — не настоящие идеи, они не свидетельствуют окультуре. Новое варварство наступает сейчас в Европе. Право действовать безовсяких на то прав.
Итак: 1) Человек массы открыл в себе идеи, мысли; но онне способен к идейному творчеству, к конструктивному мышлению;
2) Он желает иметьсобственное мнение, но не желает принять условия, необходимые для этого.Поэтому его идеи — это вожделения, облеченные в словесную форму.
3)Чтобы создать идею, надоверить в Разум, в мир идей, отвлеченных истин. Имея идеи, люди обращаются квысшей инстанции. Человек массы изобрел лозунг: «Хватит дискуссий». Прямоедвижение — единственный метод воздействия масс. Масса ненавидит оппозицию.
Восстание масс может привестик катастрофе.
Проблема:
· господство в обществе попало вруки людей определенного типа, которыми не дороги основы цивилизации. Этихлюдей интересуют наркотики, автомобили...
· нынешний хозяин мира — примитив,первобытный человек
· невнимание к науке
· большевизм и фашизм — движения,типичные для человека массы. Они первобытны.
Глава VII:«Варварство специализации».
Техника в сочетании слиберальной демократией расплодили человека массы — в качественном смысле.
Масса — это не социальный класс, а тип людей,встречающийся во всех социальных классах; тип, характерный для нашего времени,преобладающий в обществе. Сегодняшний Ученый — прототип человека массы.Это видно из специализации наук. Современная наука впустила в свои недрачеловека заурядного и позволила ему работать с видимым успехом. Причина этого — в механизации. Итак, специализация, которая в течение столетия обеспечивалапрогресс экспериментальных наук, приближается к составлению, когда она несможет больше продолжать это дело, если новое поколение не снабдит ее болееподходящей организацией и новыми людьми.
Глава XIII:Величайшая опасность — государство.
Если человек сам находитвысший авторитет, то — он избранный.
Если нет — он человек массы инуждается в руководстве.
Поэтому, когда массапретендует на самочинную деятельность, она тем самым восстает противсобственной судьбы, против своего назначения (т.к. масса вообще — это те, ктоне выступает активно; в этом ее предназначение; она появилась на свет, чтобыбыть активной). И поэтому, если масса против своего предназначения, я говорю овосстании масс.
Восстание — это техника, техника общественного порядка иадминистрации.
Крайне поучительно проследитьотношение человека массы к государству. Он видит государство, изумляетсяему; но не отдает себе отчета в том, что это — человеческое творение, что оносоздано известными людьми и держится на ценных свойствах и качествах, которымилюди еще вчера обладали, но завтра могут не обладать.
С другой стороны, человекмассы видит в государстве анонимную силу, и так как он чувствует себя тожеанонимом, считает государство как бы «своим». Если в общественнойжизни страны возникает проблема, человек массы будет склонен потребовать, чтобыгосударство немедленно вмешалось и разрешило проблему непосредственно. Вотвеличайшая опасность, угрожающая сейчас цивилизации: подчинение всей жизнигосударству, вмешательству его во все области, поглощение всей инициативыгосударственной властью, а значит, уничтожение истинной самодеятельностиобщества!
Масса говорит себе: "Государство — это Я". Но это заблуждение. Масса стремится пустить в ходгосударственную машину, чтобы подавить творческое меньшинство, т.к. оно еймешает во всех областях жизни.
Муссолини: «Все длягосударства, ничего кроме государства, ничего против государства!».Следовательно, фашизм — типичное движение массы. Опасение:государства, управляемые людьми массы, не останавливается перед тем, чтобыподавить независимость личности и групп, и окончательно этим разбить нашинадежды на прогресс. Конкретный пример такого механизма — рост полиции во всехгосударствах.
XIV Кто правит миром?
Развитие европейскойцивилизации привело к «восстанию масс»
+ повышение общегожизненного уровня
— падает нравственностьсовременного человека
Править — значит не «взять власть», а «спокойнопользовать властью». Государство держится на общественном мнении; правитьпротив общественного мнения нельзя. Власть — это правление духовнойсилы. Без власти духа, без мнения, без кого-то, кто правит — человеческоеобщество хаотично.
Жизнь — это борьба с миром вещей, чтобы удержаться срединих.
Человек массы, чувствует себязаурядным, он провозглашает права заурядности и отказывается признавать всевысшее.
Европа создала систему норм,ценность которых доказана. Теперь народ массы отменяет эту систему норм, т.е.основу европейской цивилизации; но при этом он не способен создать новую. Когда измира исчезает правитель, следствие: восставшим подданным нечего делать, у нихнет жизненной программы.
Сегодня европейские заповедипотеряли силу; Европа — это Франция, Англия, Германия. Без заповедей, которыеобязывают к определенному образу жизни, ощущение становится пустым. Именно этои случилось с лучшей частью нашей молодежи. Она свободна от уз и запретов — иощущает пустоту. Бесцельность отрицает жизнь; она хуже смерти. Ибо жить — значит делать что-то определенное, выполнять задание.
Править — значит задавать работу, ставить на своиместа, и тем предупреждать извращения, к которым приводит праздная, пустаяжизнь.
Нью-Йорк и Москва — историческийкамуфляж, т.е. внешность не выявляет сущность. В России юность бьет через край.У нее еще нет своих идей. Нужны столетия. Америка моложе России. Она еще нестрадала, поэтому у нее нет добродетелей, властителя.
Европа ослабила вожжи,которыми управляла миром. Жизнь гибнет, когда она предоставлена самой себе.Только сознание своей власти и дисциплины ответственности могут держать вдолжном напряжении духовные силы запада.
Творческая жизнь требует чистоты высокой, постоянных стимулов,подстегивающих сознание своих достоинств.
ОБ УПАДКЕ ЕВРОПЫ.
Затруднения не вэкономических проблемах, а в том, формы общественной жизни, в которой должнаразвиваться экономика, не соответствуют ее размаху. Ощущение упадка и бессилия.Европеец разочаровался в традиционных целях общественной жизни. В большинствестран граждане больше не питают уважения к собственному государству. Европеецощущает, что он как бы уменьшился по сравнению с прошлым.
Действительное положениеЕвропы:
ее блестящее прошлое привелок новой жизненной стадии, где все размеры возросли; но унаследованная отпрошлого страна ей теперь мала.
Национальное чувство было еехарактерным достижением. Теперь ей необходимо преодолеть саму себя. Это великаядрама!
Возникает вопрос:«Сможет ли Европа стряхнуть с себя пережитки прошлого, или она навсегдаостанется их пленницей?»
Современные европейцыориентируются на будущее.
Вывод:
· наш мир переживает сейчас тяжкийморальный кризис, симптом которого — небывалое восстание масс, причина — моральное разложение Европы.
· все, что происходит сейчас вобщественной и частной жизни — несерьезно и непостоянно.
· новый стиль жизни на словах проповедует искренность, на душелжет.
· миру необходимы новые основыжизни.
XV Мы подходим у самой проблеме.
Проблема в том, что Европаосталась без морали.
Человек массы отбросилустаревшие заповеди, для того, чтобы жить, не подчиняясь заповедям. Диктатурызаигрывают с людьми массы и льстят им, попирая все, что выше среднего уровня.
Мы живем в эпоху всеобщегошантажа (2 формы):
шантаж угрозы или насилия
шантаж насмешки и глумления
Цель шантажа: человек толпыможет чувствовать себя свободным от всякого подчинения высшему.
Мораль — подчинение чему-то, сознание служения и долга.
Европа слепо приняла культуруповерхностно блестящую, но не имеющую корней.
ФИЛОСОФИЯ ОРТЕГИ:
· Основываться на центральномпонятии ЖИЗНЬ.
· Жизнь есть непосредственноепереживание.
· Жизнь — это время, понятое какистория.
· Витальный разум — разумисторический; его функция — учение Ортеги — рациовитализм.
Истолкование драмы, в которой живет человек, в которую он«заброшен», и такое истолкование есть:
· достраивание ситуации;
· поиск выхода из нее
Функция разума — несозерцание сущего; а конструирование того, чего еще нет; он всегда имеет дело свозможным, а не с действительным. В этом, по Ортеге, суть перехода от человека мыслящегок человеку изобретающему. От неохантианской школы Ортега получил принципконструирования. Ортега не признает трансцендентное, вечное; того, что не течети не меняется вместе с историей. Он убежден, что Бог умер, и люди теперь должныустраиваться без Бога. Разум, для Ортеги, выступает в роли творцамировоззрений.
ВЫВОД ОРТЕГИ:
Природа для нашихсовременников перестала быть истинным бытием, а наука — знанием о бытии, наукадает нам лишь практически-полезное, она стала производной силой (т.е. средствомдля реализации определенных человеческих целей), а природа предстает как сыройматериал для такой реализации.
Кризис — когда человек вдругоказывается без мира; он не знает, что делать, т.к. он больше не знает,что думать о мире.