Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Экскурсия в советский период

Содержание
1. Введение
2. Экскурсионное дело в первые годы советской власти(1918-1930гг)
3.Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 –1936гг)
4.Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 –1990гг)
5.Постановления ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионномделе
6. Заключение
7. Списокиспользуемой литературы

1.Введение
Со словом «экскурсия» укаждого человека связаны разные воспоминания о туристских поездках, новыхместах, эмоциональных переживаниях. Экскурсии для их участников –интеллектуальное удовольствие, а для экскурсоводов – это сложный творческийпроцесс, успех которого зависит от глубины краеведческих знаний экскурсовода иот того, владеет ли он отточенной техникой ведения экскурсовода, обладает литалантом педагога и актера.
Экскурсия – сердцевинатуризма. Лишь сложные спортивные походы и специализированные туры, такие какохотничий и рыболовный, могут обходиться без нее. При организации же остальныхвидов туризма – культурного, археологического, ботанического, научного,экологического, созерцательного, религиозного, конгрессного, образовательного,учебного и других – экскурсии обязательно включаются в программы поездок.
Экскурсионное дело –важный раздел культурно-просветительной работы среди населения. Экскурсионномуделу свыше ста лет, но наиболее интенсивным было его развитие в 70-е и 80-егоды XX века. Об этом свидетельствуют:ежегодное участие в экскурсиях полумиллиарда человек, десятки тысячэкскурсионных тем, семидесятитысячная армия экскурсоводов, тысячи организаций,активно ведущих экскурсионную работу, развитие теории и методики экскурсионногодела.
Выбранная тема актуальнатем, что история развития советского периода имеет свои характерные черты,связанные с социально-экономическим положением и политическим строем России.

2.Экскурсионное дело в первые годы советской власти (1918-1930гг)
 
Октябрьская революция, свершившаяся в 1917г. в России,изменила всю страну, став началом нового этапа ее исторического развития.Партия большевиков и Советское правительство с первых месяцев приступили кформированию так называемой социалистической культуры в государстве, к осуществлению культурной революции, результатом которой долженбыл стать человек новой социалистической формации. Большое значение восуществлении культурной революции отводилось плану монументальной пропаганды — системе мероприятий Советского правительства по осуществлению пропаганды идеймарксизма в искусстве и увековечению событий революционной борьбы, памятиборцов за свободу, великих ученых, писателей, художников.
12 апреля 1918г. председатель Советскогоправительства В.И. Ленин подписал декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «Оснятии памятников, воздвигнутых в честь царей и их слуг, и выработке проектовпамятников Российской Социалистической революции». В результате претворенияэтого декрета в жизнь в городах страны начали появляться новые памятники. В.И.Ленин придавал большое значение монументальной пропаганде и подчеркивалнеобходимость организации экскурсий по памятным историко-революционным местам.Он указывал, что следует в первую очередь изобразить революционеров старыхвремен, чтобы рабочие и школьники на экскурсиях, которые должны проводитьсяпостоянно, могли получать сведения из истории революционной борьбы, слушаярассказ о революционерах у подножия памятников. В.И. Ленин также высоко оценивалзначение экскурсий на промышленные и сельскохозяйственные предприятия в системеобучения и воспитания школьников и рекомендовал проводить экскурсии наэлектрические станции, в «каждый сносно поставленный совхоз», на «каждый сноснопоставленный завод», мобилизовывать для лекций всех инженеров, агрономов, всехкончивших университет по физико-математическому факультету.
Такимобразом, экскурсии как средство пропагандистской работы, образования ивоспитания граждан социалистической страны были использованы большевиками спервых месяцев их правления Россией в целях формирования нового человека. Сразуже после создания Народного комиссариата просвещения РСФСР нарком А.В.Луначарский пригласил в комиссариат профессора И.И. Полянского и предложил емуорганизовать для учителей Северной области курсы по естествознанию с большимчислом практических занятий и экскурсий, подобные тем, какие И.И. Полянскийпроводил ранее.
Комиссариат просвещения решил использовать опыткраткосрочной экскурсионной подготовки учителей, накопленный в русской школе дореволюции. И уже летом 1918г. подобные курсы были организованы для учителейСеверной области, их программу прослушало два потока учителей.
Дальнейшие усилия по привнесению экскурсионногометода в школьное обучение вылились в создание в феврале 1919г. экскурсионнойсекции при Отделе трудовой школы Наркомпроса. Ею прежде всего были начатыработы по созданию загородных естественно-исторических станций, которыепредназначались для приема школьников и проведения для них экскурсий под руководствомопытных педагогов.
Для выбора мест размещения станций приэкскурсионной секции была образована временная комиссия, определившая наиболееподходящие пункты. Уже летом 1919г. первые шесть станций в Павловске, Детском(Царском) селе, на Лахте, в Сестрорецке, Петергофе и при Каменноостровскомсельскохозяйственном институте приняли группы школьников.
Все эти станции имели главной задачей организациюестественно-исторических (природоведческих) экскурсий. При станциях былисозданы кабинеты и лаборатории, предназначавшиеся для обработки собираемого наэкскурсиях материала. Сеть экскурсионных станций спланировали таким образом,что каждая отличалась от других природой окружающей местности. Так, вблизиПавловской экскурсионной станции находился значительный по площади лесноймассив, сохранивший естественный облик. Исключительный интерес представлялигеологические обнажения кембрийской, силурийской и девонской систем, а такжечетвертичные образования. Кроме того, экскурсии гидрологического игидробиологического характера совершались на пруды Павловского парка, богатыеводной флорой и фауной.
Основу дляэкскурсионного изучения природы другой станции — Сестрорецкой — составляли дюныи морской берег с многочисленными мелкими заливчиками, где встречались своеобразныепредставители животного и растительного мира приморской полосы.
Работа на естественно-исторических станцияхпроходила следующим образом:
Утром приехавшие школьники после легкогозавтрака, предоставляемого станцией, отправлялись до обеда на экскурсии, накоторых они собирали коллекции. После обеда экскурсанты, познакомившись сметодами изучения собранного материала, работали со своими коллекциями, а такжеосматривали экспонаты станции. Вечером учащиеся возвращались в Петроград. Нанекоторых станциях — Лахтинской, Павловской и Сестрорецкой — учащиеся моглиоставаться на ночлег и на следующий день совершать новую экскурсию. Необходимоотметить, что, несмотря на крайне тяжелое экономическое положение в стране,питание для экскурсантов на станциях было бесплатным. Кроме того, онидобирались до станций по железной дороге по специальным проездным документам,выдаваемым экскурсионной станцией. Наряду с естественно-историческими,экскурсионная секция начала организацию гуманитарных станций, в задачу которыхвходило эстетическое и гуманитарное воспитание детей. Эти станции должны былипроводить экскурсии в музеи гуманитарного характера, к архитектурнымпамятникам, знакомить с другими достопримечательностями.
Всего к 1921г. экскурсионной секцией Коллегииединой трудовой школы, переименованной в связи с реорганизацией центральногооргана в экскурсионную секцию сектора социального воспитания Петроградскогогубернского отдела народного образования, было открыто 15 экскурсионныхстанций. В 1920 г. их сотрудники провели 46 тыс. экскурсий, в которых принялоучастие 138 тыс. человек, а в 1921г. — 53 тыс. экскурсий со 161 тыс. человек.
В дальнейшем по целому ряду причин, среди которыхосновными были экономические, экскурсионная секция и экскурсионные станциипрекратили свое существование.
Деятельность экскурсионной секции получилаодобрительную оценку Комиссариата народного просвещения. Им отмечалось:«Развитие экскурсионного дела в Петрограде является одним из наиболее крупныхпедагогических достижений революции. Организация целой сети экскурсионныхстанций различного типа, детальное изучение местности в целях педагогическогоиспользования, подготовка кадров руководителей экскурсий, разработка ипопуляризация методов экскурсионного дела и огромное количество пропущенных школьныхгрупп — все это совершенно не сравнимо с тем, что имеет в этой области прежняяшкола дореволюционного времени».
Экскурсионная секция сектора социальноговоспитания Петроградского губернского отдела народного образования явиласьпрообразом других организаций подобного типа. В то же время была созданаэкскурсионная секция в подотделе внешкольного образования Петроградского отделанародного образования, в 1920 — 1921 гг. действовала экскурсионная секция вПетроградском отделении Главмузея, работавшая совместно с Центральной станциейгуманитарных экскурсий, в Москве при Народном комиссариате просвещения РСФСР вконце 1920г. было учреждено экскурсионное бюро. Понятно, что в первые годыформирования новых государственных учреждений не могло быть образовано единогооргана, направляющего всю работу по экскурсионному делу в стране. Но хорошовидно, какое большое внимание уделял Наркомпрос РСФСР экскурсиям, поставив их вряд важнейших методов воспитательной и образовательной работы среди населения — как учащейся молодежи, так и трудящихся.
Основная работа по привлечению взрослогонаселения к экскурсиям была возложена на подотдел внешкольного образованияНаркомпроса, преобразованный в ноябре 1920г. в Главныйполитико-просветительский комитет Республики — Главполитпросвет, бессменнымпредседателем которого являлась Н.К. Крупская. Она неоднократно подчеркивалапрогрессивную роль экскурсий, их способность «научить видеть, научить читать… книгу жизни». «Экскурсии, — писала Н.К. Крупская, — могут носить самыйразнообразный характер: естественно-исторический, исторический, эстетический,археологический — могут иметь целью изучение экономической,общественно-политической жизни и т.д. Насколько разнообразны явления, настолькоже могут быть разнообразны и экскурсии, имеющие целью изучение этих явлений».Она видела в экскурсиях одно из универсальных средств образования и воспитания.
Экскурсионное бюро Главполитпросвета должно былопроделать огромную работу по созданию экскурсионной методики для взрослогонаселения, приданию экскурсиям социалистического содержания, координации работывсех экскурсионных учреждений в стране, возникших при профсоюзах, отдельныхклубах и других организациях. В бюро были созданы комиссии естественно-научных,гуманитарных и технических экскурсий, в задачу которых входила разработка нанаучной основе планов и программ экскурсий. Особой заботой стало созданиеметодик проведения историко-революционных и производственных экскурсий. Крометого, бюро открыло несколько краткосрочных курсов по подготовке руководителейэкскурсий разного типа, на которые в качестве слушателей принимались главнымобразом педагоги.
Экскурсионному делу, получившему в период 1918 — 1921 гг. широкое развитие, был необходим научный фундамент, и в 1921г. в странесоздается сразу три научно-исследовательских института, которым поручаетсявести научные исследования в области экскурсоведения. В Москве НаркомпросомРСФСР учреждается Центральный музейно-экскурсионный институт, выросший из егоэкскурсионного бюро; в Институте методов внешкольной работы открываетсяэкскурсионный отдел; в Петрограде губернский отдел народного образованиясоздает научно-исследовательский экскурсионный институт.
Познакомимся в качестве примера со структурой иосновными направлениями работы Петроградского экскурсионного института. Онсостоял из трех отделов: естественного, гуманитарного и экономико-технического,которые, в свою очередь, делились на секции. Естественный отдел — на пятьсекций: почвенно-геологическую, ботаническую, зоологическую, гидробиологическуюи географическую; гуманитарный — на три: культурно-историческую (слитературной), этнографическую и художественную (изобразительных искусств);экономико-технический — на четыре: энергетическую, экономическую,благоустройства населенных мест и общепромышленную.
Главной целью в работе института являлось«изучение экскурсоведения по всем областям жизни природы и человеческойкультуры как в сфере теоретической, принципиальной, так и в практической, вжеланной глубине и полноте, в видах создания цельной образовательной системы».Среди основных его задач были централизация и обобщение опыта работы различныхучреждений в экскурсионной сфере: просветительских организаций, школ,научно-исследовательских учреждений.
Научно-исследовательскиеэкскурсионные организации, созданные в 1921г., просуществовали недолго. Черезнесколько лет они были расформированы или реорганизованы.
Вопросы теории и методики экскурсионного делаобсуждались в начале 20-х гг. также на экскурсионных конференциях. Первая вРоссии конференция по проблемам экскурсоведения прошла 16-21 мая 1921г. вПетрограде. Она была подготовлена экскурсионными секциями сектора социальноговоспитания Петроградского отдела народного образования, Петроградскогогубполитпросвета и Главмузея. В работе конференции приняли участие 180 человек.Основной ее задачей было содействие развитию экскурсионного дела в областишкольного и внешкольного образования. На конференции заслушали и обсудилибольшое число докладов о методике проведения экскурсий, организацииэкскурсионного дела, деятельности экскурсионных станций, особенностях работысреди взрослого населения. На естественно-исторической секции впервые былподнят вопрос об охране природы во время проведения экскурсий. Делегатыконференции высказались за расширение экскурсионного дела в стране.
Еще более многочисленной оказалась Петроградскаяэкскурсионная конференция, состоявшаяся в марте 1923 г. В ее работе принялоучастие более 700 человек. На конференциях 20-х гг. закладывалась теоретическаябаза советского экскурсоведения.
Экскурсионная работа с первых лет Советскогогосударства была тесно связана с краеведческой деятельностью в стране,получившей особо бурное развитие в 20 — 30-е гг. Руководство краеведческойработой было возложено на Главное управление научными и научно-художественнымиучреждениями Наркомпроса (Главнаука). При нем сформировали Центральное бюрокраеведения (ЦБК), а во многих городах страны были созданы краеведческиеорганизации, число которых к 1925г. превысило тысячу. Краеведы выявляли иизучали новые объекты в своем регионе, связанные с историческим и культурнымпрошлым, творчеством великих русских писателей и деятелей культуры,революционным движением, первыми социалистическими достижениями в народномхозяйстве. К ним прокладывались новые экскурсионные маршруты.
Экскурсионный метод применяли всекультурно-просветительские организации: Наркомпрос, Центральное бюро туризма ЦКВЛКСМ, культотдел ВЦСПС, органы народного образования, краеведческие общества имузеи. В Наркогспросе действовали отдел дальних и близких экскурсий,экскурсионная секция отдела социального воспитания, экскурсионно-выставочныйотдел Главполитпросвета, экскурсионно-справочный отдел Центрального бюрокраеведения Главнауки, а также соответствующие отделы органов народногообразования на местах. Их деятельность координировалась Главполитпросветом,который давал задания различным организациям по созданию новыхтуристско-экскурсионных программ.
Вопросы, связанные с туризмом и экскурсионнойдеятельностью в стране, неоднократно заслушивались на всесоюзных съездах иконференциях по краеведению, организуемых Главнаукой. По ее указанию всеправления научных обществ и краеведческих организаций должны были помогатьэкскурсионным организациям, особенно в осуществлении туристско-экскурсионнойработы среди молодежи. Журнал «Известия», издаваемый Центральным бюрокраеведения, рекомендовал краеведческим организациям учитывать большой интересмолодежи к туризму и экскурсиям. Для этого краеведческие организации должныбыли:
1. организовывать лекции о крае и особо интересныхего местах, которые следует посетить;
2.  изучать места, где можно провести свободноевремя и отдохнуть;
3. разрабатывать маршруты экскурсий, как местногозначения, так и выходящие за пределы своего края;
4. устраивать выставки и конкурсы лучших материалов,собранных во время экскурсий;
5. готовить организаторов краеведческой иэкскурсионной работы.
Все это говорит о том внимании, которое уделялосьвопросам воспитания молодежи, вовлечения ее в краеведческую итуристско-экскурсионную работу, являвшуюся эффективным средством формированиянового человека.
Большую роль Главполитпросвет отводил развитиюисторико-революционных экскурсий, в которых отражались революционные события1905 и 1917 гг. Экскурсии на историко-революционную тематику должны были нетолько способствовать накоплению знаний о революции, но и оказывать сильноевоспитательное воздействие на экскурсантов через переживания от воссозданных вэкскурсиях революционных событий. Целью этих экскурсий являлось воспитаниеактивного защитника и продолжателя дела революции.
К 5-й годовщине Великой Октябрьскойсоциалистической революции в Москве были разработаны первые экскурсии, накоторых рассказывалось о революционных событиях 1917г. и произошедшихизменениях в стране: «Москва в Октябре 1917г.», «Послеоктябрьская Москва»,«Всходы нового строительства на развалинах дворянско-буржуазной культуры».
Широкое развитие получили историко-революционныеэкскурсии в период празднования 20-летия первой русской революции 1905г. ВМоскве проводились экскурсии «Московский пролетариат в первой революции»,«Миусский район и подпольная типография в 1905г.» и ряд других. МузейРеволюции, созданный в 1923г., подготовил цикл экскурсий под общим названием«Ленинизм». В Ленинграде были разработаны экскурсии «Петербургский пролетариатв революции 1905г.», «Кровавое воскресенье» и др. Экскурсии, связанные среволюционными событиями 1905г., проводились в Иваново-Вознесенске, Одессе,Севастополе и других городах страны.
Работа по развитию историко-революционныхэкскурсий усилилась в период подготовки к празднованию 10-й годовщины ВеликойОктябрьской социалистической революции. В Москве, Ленинграде и во многих другихгородах устанавливались новые памятники, связанные с революционными событиями,мемориальные доски жертвам революции и героям гражданской войны. Их именаминазывали заводы, фабрики, колхозы, города, площади, улицы. Эти памятники ипамятные места становились основой для подготовки новых экскурсий наисторико-революционную тематику.
В целях болееуглубленного изучения историко-революционного прошлого на основе экскурсионногометода Главполитпросвет рекомендовал разработку и проведение не толькоэпизодических экскурсий, но и определенных циклов экскурсийисторико-революционного содержания. Цикл состоял из нескольких экскурсий,объединенных общей темой и органически связанных между собой. В циклывключались как городские, так и музейные экскурсии. Ориентированы они были наопределенные группы экскурсантов.
Примером может служить цикл экскурсийисторико-революционного содержания, который предлагался для слушателейСовпартшколы в Москве:
1. городская экскурсия «Октябрьские дни вМоскве»;
2. экскурсия в музее Революции «ВеликаяОктябрьская социалистическая революция, ее предпосылки и ход»;
3. городская экскурсия «Декабрьское вооруженноевосстание на Пресне»;
4. экскурсия в музее Революции «Историяреволюционного движения в России и роль ВКП (б)».
Задача данного цикла состояла в том, чтобыдополнить пройденный курс истории партии и революционного движения ипроиллюстрировать его на конкретном зрительном материале. Разработка методикиподготовки и проведения экскурсий по историко-революционной тематике явиласьмощным толчком развития общей методики экскурсоведения в стране.
Другой приоритетной экскурсионной тематикойявлялась производственная. Экскурсионные учреждения, выполняя решения партийныхсъездов, широко пропагандировали первые достижения социалистическогостроительства. Они устраивали экскурсии на передовые стройки, предприятия, вколхозы.
Краткий экскурс в развитие экскурсионного дела впервый десятилетний период существования Советского Союза показывает, что вработе по формированию гражданина нового, неизвестного ранее в миресоциалистического государства важное место принадлежало экскурсиям. Они сталисерьезным средством идеологического воздействия на массы.
3.Экскурсионная деятельность Общества пролетарского туризма и экскурсий (1930 — 1936)
В 1930г. туристскую работу в стране возглавилоВсесоюзное добровольное общество пролетарского туризма и экскурсий (ОПТЭ),возникшее от слияния Общества пролетарского туризма РСФСР и акционерногообщества «Советский турист». Председателем его был избран страстный поклонникпутешествий в горах прокурор РСФСР Н.В. Крыленко. Он следующим образомохарактеризовал туризм, получивший развитие в стране к началу 30-х гг.:«Пролетарский туризм для нас, прежде всего, есть один из методовсоциалистического строительства». И далее Н.В. Крыленко так сформулировалосновную его задачу: «активное содействие социалистическому строительству всемимерами и способами, которые представляет туризм». Под активным содействиемсоциалистическому строительству прежде всего понималась «политическая работанад самими экскурсантами», их соответствующая идеологическая обработка.
Руководящим органом Всесоюзного добровольногообщества пролетарского туризма и экскурсий был Центральный совет ОПТЭ во главес президиумом. Экскурсионная работа сосредоточивалась вОперативно-экскурсионном секторе ЦС ОПТЭ. В республиках, краях и областях былиучреждены оргбюро и советы ОПТЭ. На заводах, фабриках, в учебных заведенияхсоздавались низовые организации — ячейки, объединявшие членов ОПТЭ.
Сущность и основные направлениятуристско-экскурсионной работы отражались в лозунгах Общества пролетарскоготуризма и экскурсий.
«Чтобы лучше строить СССР, надо его знать, чтобылучше знать — будьте туристами» — таким был один из основных лозунговпролетарского туризма. (Следует заметить, что в 30-е гг. не было четкогоделения путешествующих на туристов и экскурсантов. Туристами зачастую называлиэкскурсантов, как и наоборот.) В задачу ОПТЭ входили знакомство рабочих икрестьян со своей страной, показ им новых грандиозных строек, достижений вколхозном строительстве. Множество экскурсий организовывалось с посещениемДнепрогэса, Ростовского завода сельскохозяйственных машин, Сталинградскоготракторного завода, Кузнецкстроя, совхоза «Гигант» в Ростовской области,передовых районов сплошной коллективизации и т.д.
«Вооружитьтрудящихся пафосом стройки, энтузиазмом, уверенностью в ее успешности иреальности боевых темпов нужно не только книгой, не только рассказом, не толькогазетой, но и непосредственным наглядным показом, ибо ничто не действует таксильно и убедительно, как собственные наглядные впечатления», — писалзаместитель председателя Общества пролетарского туризма и экскурсий Л. Гурвич.
Результаты экскурсий на грандиозные стройкипервых пятилеток были в духе того времени, пронизанного пафосом революции. Вотчто написали председателю ОПТЭ калужские рабочие, совершившие в августе 1930г.поездку на Днепрогэс: «На экскурсию поехали рядовые рабочие калужских фабрик изаводов, а вернулись агитаторами за генеральную линию партии, первыми еепроводниками, энтузиастами социалистического строительства». Из 280 участниковэтой экскурсии 37 подали заявление о вступлении в ВКП (б) и двое — в комсомол.Подобный результат от поездки не был единичным. Так, группа ленинградскихрабочих, премированных поездкой по маршруту Ленинград — Москва — Днепрострой — Ростов-на-Дону — Сталинград, писала Н.В. Крыленко: «Это путешествие дало такойогромный политический кругозор, которого не получили бы, занимаясь на курсах втечение 6 месяцев. Подтвердило все статьи, появляющиеся в газетах о достиженияхстроительства Советского Союза, показало факты, на что расходуются средства государства».Так Общество пролетарского туризма и экскурсий на наглядных убедительныхпримерах решало задачу «политической работы над самими экскурсантами».
Экскурсии на передовые предприятия, в совхозы иколхозы включали также и работу по обмену прогрессивными методами труда. ЛозунгОбщества пролетарского туризма и экскурсий звучал следующим образом: «Обменпроизводственным опытом — задача каждой ячейки ОПТЭ, каждой группы туристов,каждого путешествия, каждой экскурсии».
Сегодня этот лозунг, без сомнения, наивен, но вначале 30-х гг. туристские поездки и экскурсии внесли свою определенную лепту всовершенствование технологии производства и организацию трудового процесса напромышленных и сельскохозяйственных предприятиях.
Туристские путешествия и экскурсии решали ещеодну задачу — повышение культурного уровня трудящихся, что нашло отражение втаких лозунгах как «Пролетарский туризм творит грани нового человека»,«Пролетарский туризм — лучший способ самообразования», «Пролетарский туризмвырабатывает художественные навыки». Эти лозунги не были пустойпропагандистской болтовней, большая работа ОПТЭ по формированию культурногооблика советского человека подтверждалась убедительными фактами. Так, только в1930г. Московский областной совет ОПТЭ организовал около 1 млн. посещенийразличных музеев, заводов, фабрик. В Ленинграде в тот же год только музеипосетило более 1 млн. экскурсантов.
Общество пролетарского туризма и экскурсий велобольшую издательскую деятельность. Его Центральным советом выпускалисьспециальные журналы — «Турист-активист», «Всемирный турист», «На суше и наморе» с приложением «Библиотечки туриста». Журнал «Турист-активист» осуществлялширокий обмен опытом туристско-экскурсионной работы, информировал о делахЦентрального совета, местных отделений и ячеек общества, публиковал руководящиестатьи по всем вопросам туристско-экскурсионной работы. ОПТЭ выпускало также«Библиотечку пролетарского туриста» — серию книг с описанием туристскихмаршрутов и экскурсий, условий организации путешествий, общих правил длятуристов и экскурсантов.
Формирование Всесоюзной туристской организациипришлось на годы первой (1928-1932 гг.) и второй (1933-1937 гг.) пятилеток — период, когда в стране активно проводилась культурная революция. Всяидеологическая машина государства была направлена на политическое просвещениетрудящихся, формирование убежденных борцов за идеи социализма. Эти задачидолжны были решать и экскурсии, среди которых в то время превалировалиэкскурсии на историко-революционную, производственную и сельскохозяйственнуютематики. Для достижения большего эффекта от экскурсий их рекомендовалосьпроводить с учетом особенностей различных групп населения: профессий участниковэкскурсионной группы, их возраста, культурного уровня и др. То есть, вэкскурсионной работе в 30-е гг. следовало обязательно соблюдать принципыдифференцированного обслуживания населения. Ярким примером являются экскурсиипо Москве, которые рекомендовались Оперативно-экскурсионным секторомЦентрального совета Общества пролетарского туризма и экскурсий. Так, длярабочих-текстильщиков предлагались следующие общие экскурсии: обзорнаяэкскурсия по Москве — «Москва — центр социалистического строительства», в музейРеволюции — «Пролетариат в революционном движении», в музей В.И. Ленина — «В.И.Ленин — вождь пролетариата», и ряд специальных экскурсий: на текстильнуюфабрику им. Красной Армии и Флота — «Хорошие показатели работы на старомоборудовании», на Соболево-Щелковскую фабрику — «Реконструкция текстильнойфабрики», в текстильный институт — «Подготовка кадров текстильнойпромышленности», по Красной Пресне — «Текстильщики на Красной Пресне вреволюции 1905г.».
Экскурсионная программа для рабочих-металлистоввключала в себя общие экскурсии по Москве и в музеи, а также специальные — производственные: в Политехнический музей — «История техникиметаллопромышленности», на завод «Серп и Молот» — «Советский металлозавод вреконструктивный период», на завод «Красный Пролетарий» — «Советскоемашиностроение — проблема превращения СССР из страны, ввозящей машины, встрану, их производящую».
Для крестьян предлагались специальныетематические экскурсии другого плана: в колхоз «Герольд» — «Коллективизациясельского хозяйства», в совхоз «Бутырский хутор» — «Индустриализация сельскогохозяйства», в Тимирязевскую академию — «Наука на службе социалистическогостроительства», на Люберецкий завод — «Роль промышленности в социалистическомпереустройстве деревни».
Специальные экскурсии были подготовлены и длядругих групп экскурсантов. И главной целью каждой из них являлось показатьэкскурсантам первые достижения социалистического строительства в городе идеревне и дальнейшие его перспективы.
В 1936г.Центральная Исполнительная Комиссия Союза ССР, проанализировав состояниетуризма в стране, пришла к выводу, что дальнейшее его развитие целесообразноосуществлять в рамках двух мощных сформировавшихся к тому времени организаций:Всесоюзного совета физической культуры и Всесоюзного Центрального СоветаПрофессиональных Союзов. На первый было возложено руководство и контроль над всейработой в области туризма и альпинизма как части физической культуры, на ВЦСПС- непосредственное руководство организацией местных и дальних экскурсий имассового туризма и альпинизма. Для решения этих задач в 1936г. создаетсяЦентральное туристско-экскурсионное управление ВЦСПС (ЦТЭУ), которое должнобыло заменить Общество пролетарского туризма и экскурсий и стать ведущейорганизацией в стране по развитию туризма, экскурсионного дела и альпинизма.
В республиках, краях и областях создаютсятуристско-экскурсионные управления (ТЭУ). Они были образованы там, гдепроходило больше всего туристских и экскурсионных маршрутов: в Ленинграде,Кисловодске, Сочи, Симферополе, Тбилиси и других городах. Открывались новыетуристские лагеря, где туристов обеспечивали всеми видами обслуживания:размещением, питанием, транспортом, туристским снаряжением, экскурсиями.Последние составляли обязательную часть любого туристского путешествия.Организовывались экскурсии по городу, в музеи, на выставки, на заводы ифабрики, в колхозы и совхозы, к памятным местам сражений времен революции игражданской войны. Экскурсионное содержание туристских путешествийрассматривалось как одна из важных форм коммунистического воспитания трудящихсяи учащейся молодежи.
Но поступательное развитие туристско-экскурсионногодела в стране было нарушено начавшейся второй мировой войной.
4.Возрождение и развитие экскурсионного дела в послевоенный период (1945 –1990гг)
Еще незакончилась Великая Отечественная война, а Всесоюзный Центральный Совет ПрофессиональныхСоюзов принял в апреле 1945г. решение о возобновлении туристско-экскурсионнойдеятельности в стране (Решение Секретариата ВЦСПС от 24 апреля 1945г.).Возрождалось Туристско-экскурсионное управление, планировалось воссозданиематериально-технической базы туризма. В течение 1945 — 1948 гг. начали работуТЭУ в Москве, Ленинграде, Симферополе, Горьком, Свердловске, Ростове-на-Дону,Краснодаре, Тбилиси и во многих других городах Советского Союза. В Сочи,Грузии, на Урале был произведен ремонт туристских баз, которые во время войныдействовали как госпитали. Уже в 1946г. открылись новые турбазы: «Селигер» вКалининской области и «Нелиярве» в Эстонии, в 1947г. — «Кавказ» в поселкеГузерипль Краснодарского края, в 1948г. — «Привал» в Бахчисарае и «Репино» впоселке Репино Ленинградской области.
5.ПостановленияЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС о туристско-экскурсионном деле
КПСС, правительство страны, профсоюзы с большимпониманием относились к возрождению туристской отрасли хозяйства, чтоподтверждается многочисленными постановлениями по вопросам туризма и особеннорезультатами выполнения этих государственных актов. Большой толчок развитиютуризма и экскурсий дало первое совместное постановление ЦК КПСС, СоветаМинистров СССР и ВЦСПС от 30 мая 1969 г. «О мерах по дальнейшему развитиютуризма и экскурсий в стране». В постановлении определялись задачи по развитиютуризма и экскурсий не только профсоюзам, но и партийным и государственныморганам, ряду министерств. «ЦК компартий и Советам Министров союзных республик,центральным комитетам и советам профсоюзов, ЦК ВЛКСМ, Министерству просвещенияСССР, Государственному комитету Совета Министров СССР по профессиональномуобразованию, — указывалось в нем, — принять меры к массовому развитию туризма иэкскурсий среди трудящихся и учащейся молодежи, расширению сети и улучшениюдеятельности туристских и экскурсионных учреждений, к улучшению подбора,идейно-политического воспитания и повышению квалификации кадров для этихорганизаций, превращению туристско-экскурсионного дела в крупную отрасльобслуживания населения».
Министерству просвещения СССР давалось заданиесоздать Центральную детскую туристско-экскурсионную станцию, Министерству путейсообщения, Министерству гражданской авиации, Министерству морского флота совместнос ВЦСПС увеличить к 1975 г. в пять-шесть раз объемы железнодорожных,автобусных, речных, морских и авиационных путешествий, союзным министерствампищевой промышленности, рыбного хозяйства, мясной и молочной промышленности,торговли и Центросоюзу вменялось в обязанность расширить ассортимент, увеличитьпроизводство и продажу полуфабрикатов, фасованных продуктов питания в упаковке,обеспечивающей их длительную сохранность и удобной для туристских походов.Госплан СССР должен был предусмотреть выделение ВЦСПС для строительства иоборудования туристско-экскурсионных учреждений материалов, мебели и инвентаря,по 500 туристских автобусов в год и др.
Постановление показывало, какое огромное значениепридают Коммунистическая партия, Советское правительство, профсоюзы туризму иэкскурсионному делу — этому важному средству укрепления здоровья, духовного икультурного роста граждан страны, их идейно-политического воспитания. Решенияпартии и правительства позволили еще более интенсифицировать развитие туристско-экскурсионногодела в стране.
В июле 1971г. Президиум ВЦСПС принимаетспециальное постановление, касающееся экскурсионного дела: «О мерах подальнейшему улучшению экскурсионной работы». В нем были определены конкретныемеры по повышению идейно-политической направленности и познавательной ценностиэкскурсий, улучшению методической работы экскурсоводов, подготовки кадров длябюро путешествий и экскурсий. Постановление давало право комитетам профсоюзовоплачивать 70% стоимости экскурсий и путешествий на маршрутах выходного дня засчет средств профсоюзного бюджета, предусмотренных на культурно-воспитательнуюработу. Это содействовало более широкому привлечению трудящихся и их детей кучастию в экскурсиях и путешествиях по своему краю.
К началу 70-хгг., еще до постановления Президиума ВЦСПС, на географических факультетах рядагосударственных университетов — Ростовского, Белорусского, Киевского,Симферопольского, Тбилисского — были открыты специализации «Методика иорганизация, туристско-экскурсионного дела». Постановление ВЦСПС определило идругую форму подготовки кадров экскурсоводов — создание экскурсионных отделенийна факультетах общественных профессий педагогических институтов, на которыхбудущие учителя могли бы приобрести вторую (общественную) профессию — экскурсоводов.Центральным советом по туризму и экскурсиям и Министерством просвещения СССР,во исполнение постановления ВЦСПС, были разработаны примерный учебный план ипрограмма курса «Основы экскурсоведения» для факультетов общественныхпрофессий. Уже через несколько лет в большинстве педагогических институтовстраны, а также в университетах, технических и других вузах на факультетахобщественных профессий были открыты отделения по подготовке экскурсоводов.
Главное экскурсионное управление Центрального советапо туризму и экскурсиям в 1971г. разработало документы, определяющиеорганизационные формы, структуру экскурсионных учреждений, содержание ихработы, должностные обязанности основных категорий работников: «Положение обэкскурсионном бюро, бюро путешествий и экскурсий совета по туризму иэкскурсиям», «Положение об экскурсоводе туристско-экскурсионных учрежденийсистемы Центрального совета по туризму и экскурсиям», «Положение о методическомсовете экскурсионного бюро, бюро путешествий и экскурсий системы Центральногосовета по туризму и экскурсиям» и др. Экскурсионная работа в стране в начале70-х гг. приобрела стройные организационные формы.
В принятом воктябре 1980г. постановлении Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССРи ВЦСПС «О дальнейшем развитии и совершенствовании туристско-экскурсионногодела в стране» констатировалось, что туристско-экскурсионное дело в странепревратилось в крупную отрасль обслуживания населения, прочно вошло в бытсоветских людей, стало действенной формой пропаганды успехов коммунистическогостроительства, важным средством воспитания трудящихся, укрепления их здоровья.В нем были определены новые задачи партийным и государственным органам,профсоюзам по созданию советской туристской индустрии. Указывалось, что в странесоздана широкая сеть туристско-экскурсионных учреждений, более разнообразнойстала тематика экскурсий, география путешествий, но подчеркиваласьнеобходимость расширения объемов туристского и экскурсионного обслуживанияграждан, так как потребности населения в них удовлетворяются не в полной мере.Серьезное внимание уделялось повышению качества обслуживания, совершенствованиювидов и форм предоставляемых услуг, более полному использованию возможностейтуризма и экскурсий в целях улучшения идейно-политического, трудового инравственного воспитания трудящихся и учащейся молодежи. В связи с тем, чторазвитие туризма определяется усилиями не только Центрального совета по туризмуи экскурсиям, а зависит от деятельности большого числа министерств и ведомств,было признано целесообразным создать при ВЦСПС межведомственный совет потуризму, необходимый для координации всех работ в этой области в СССР.
Вторая половина 70-х — первая половина 80-х гг.отмечены значительными успехами, достигнутыми в области теории и методикиэкскурсионного дела. Главное экскурсионное управление Центрального совета потуризму и экскурсиям, возглавляемое Б.В. Емельяновым, подготовило и издалобольшое число методических указаний по основным проблемам экскурсионной работы,такие как «Подготовка и проведение экскурсий», «Основы экскурсоведения»,«Организация экскурсионной работы», «Методические рекомендации по подготовкеновой экскурсии», «Требования к методической разработке экскурсий», «Городскаяобзорная экскурсия», «Экскурсии на историко-революционные темы», «В помощьпреподавателям курсов по подготовке экскурсоводов», «Туризм и охрана окружающейсреды», «Экскурсия как педагогический процесс», «Методические рекомендации поиспользованию элементов психологии в экскурсиях», «Эстетика на экскурсиях»,«История экскурсионного дела в СССР» и ряд других. Научно-практическиеконференции, проводимые ЦСТЭ и туристско-экскурсионными организациями наместах, способствовали внедрению в практику достижений экскурсионной методики.
О постоянной работе партии и правительства страныпо организации активного и содержательного отдыха ее граждан свидетельствуетсовместное Постановление ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ «Омерах по развитию туризма и совершенствованию туристско-экскурсионного обслуживаниянаселения в стране в 1986 — 1990 годах и на период до 2000 года», принятое виюле 1985 г. В нем еще раз подчеркивалась особая роль туризма и экскурсий видеологическом воспитании трудящихся, в широкой пропаганде достижений страны,ее экономики, науки и культуры.
Ноперспективы развития туристско-экскурсионного дела в стране, намеченные новымпостановлением, достигнуты не были, причиной чего явились перестройка,произошедшая в стране, перевод туристской и экскурсионной деятельности накоммерческие основы.

6.Заключение
Подводя итоги, хотелось бы отметить следующие основные моменты.
Октябрьская революция, свершившаяся в 1917г. в России, изменила всюстрану, став началом нового этапа ее исторического развития. Партия большевикови Советское правительство с первых месяцев приступили к формированию такназываемой социалистической культуры в государстве, к осуществлению культурнойреволюции, результатом которой должен был стать человек новой социалистическойформации.
Вся идеологическая машина государства в 30-е – 40-е годы быланаправлена на политическое просвещение трудящихся, формирование убежденныхборцов за идеи социализма. Эти задачи должны были решать и экскурсии, средикоторых в то время превалировали экскурсии на историко-революционную, производственнуюи сельскохозяйственную тематики.
Экскурсионное содержание туристских путешествий рассматривалось какодна из важных форм коммунистического воспитания трудящихся и учащейсямолодежи.
Поступательное развитие туристско-экскурсионного дела в стране былонарушено начавшейся второй мировой войной. Однако по окончанию ВеликойОтечественной войны Всесоюзный Центральный Совет Профессиональных Союзов принялв апреле 1945г. решение о возобновлении туристско-экскурсионной деятельности встране. Возрождалось Туристско-экскурсионное управление, планировалосьвоссоздание материально-технической базы туризма.
Вторая половина 70-х — первая половина 80-х гг. отмеченызначительными успехами, достигнутыми в области теории и методики экскурсионногодела.
Перспективы развития туристско-экскурсионного дела в стране,достигнуты не были, причиной чего явились перестройка, произошедшая в стране,перевод туристской и экскурсионной деятельности на коммерческие основы.

7. Список используемойлитературы
1. Савина Н.В.Экскурсоведение: Учеб. пособ. для вузов / Н.В. Савина, З.М. Горбылева. — Минск.: Изд-во БГЭУ, 2004 – 336с.
2. Гуляев В.Г.Организация туристской деятельности. М.: Нолидж, 1996 – 368с.
3. Долженко Г.П.Экскурсионное дело: Учеб. пособ. для вузов – М.; Ростов н/Д: МарТ, 2005 – 272с.
4. Емельянов Б.В.Экскурсоведение в 3 частях: Учеб. пособ. для вузов – М.;Рекламно-информационное бюро «Турист», 1992 — 121с.
5. Емельянов Б.В.Экскурсоведение: Учебник для вузов – 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Советскийспорт, 2000 – 224с.
6. КарташевскаяИ.Н. Экскурсия – это не просто // Турист. 1998 №3


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Экологические проблемы птицефабрик России и роль биотехнологии в переработке органических отходов
Реферат Основные фонды. Пути повышения их эффективности
Реферат Безработица: ее причины и социально–экономические последствия
Реферат Американский уфолог в захватывающей форме излагает собственную версию природы нло (неопознанные летающие объекты) в противовес "инопланетной" гипотезе
Реферат Производство крупы Качество комбикормов
Реферат Закупівельна та збутова логістика
Реферат The Smoking Problem In America Essay Research
Реферат Россия во второй половине XIX века
Реферат A Change Long Overdue Essay Research Paper
Реферат Представление об аскезе и монашестве в трудах свв Иоанна Златоуста и Амвросия Медиоланского
Реферат Роль мультимедиа в повышении эффективности учебного процесса
Реферат Издательская деятельность княгини Дашковой
Реферат Bach Essay Research Paper Bach is considered
Реферат Essay On The Stranger Essay Research Paper
Реферат Сбор аудиторских доказательств и обобщение результатов проверки