Курсовая работа
по дисциплине «Экономикатуристских предприятий»
тема: «Экономическое обоснованиесоздания туроператорской фирмы»
ВведениеОрганизация путешествий для множества людей в разных странах – задачадеятельности крупных туроператорских фирм и целой сети турагенств, расположенныхпочти во всех городах мира. В нашем регионе их тоже не мало. Некоторыетуристские фирмы зарекомендовали себя как отлажено работающие предприятия,которые гарантируют своим клиентам надёжность обслуживания и способностьудовлетворить любые их желания. Такие фирмы приобретают постоянных клиентов исоздают высокую конкуренцию на международном рынке туристских услуг.Чтобы понять, как наиболее удачно нужно организовать своютуроператорскую фирму и обеспечить её процветание, мы постараемся в даннойкурсовой работе разобраться в принципах создания и структуры туристскогопредприятия; в процедурах подготовки и продвижения туристского продукта; впорядке взаимодействия с партнёрами и поставщиками услуг; а также с правиламиобслуживания туристов.Немало важным фактором для осуществления поставленной цели является то,что у туристского рынка как рынка услуг есть свои специфические особенности.Во-первых,туристский рынок – это рынок услуг, а услуги:v неосязаемы (турист не может при приобретениитура ни попробовать его, ни потрогать, ни увидеть), доверие фирмы – вопрос еёпрестижа;v теряются во времени (доход от непредоставленной в определённый конкретный период услуги теряется навсегда),необходима гибкая политика продаж и ценообразования.
Во-вторых, при реализациитуристского продукта имеется разрыв во времени между фактом оплаты туристскогопродукта и фактом его потребления.
В-третьих, для туристского рынкахарактерны значительные сезонные колебания спроса туристов. Это диктуетнеобходимость сезонной дифференциации цен на туристские услуги для болееравномерного распределения туристских потоков и доходов.
В-четвёртых, в туризме качество взначительной степени зависит от конкретных исполнителей, т.е. от обслуживающегоперсонала – работников контактных профессий. Поэтому необходимо тщательнопродумать штатное расписание предприятия.
Такимобразом, нам нужно учесть все эти факторы при создании туроператорской фирмы.
1. Планирование деятельности предприятия в рыночных условиях. Открытиепредприятия
1.1 Обоснование выбораорганизационно-правовой формы деятельности предприятия
Согласно ст. 2ГК РФ предпринимательская деятельность является самостоятельной,осуществляющейся на свой риск деятельностью, направленной на систематическоеполучение прибыли от использования имущества, продажи товаров, выполнения работили оказание услуг лицам, зарегистрированным в этом качестве в установленномзаконом порядке.
Юридические лица, являющиесякоммерческими организациями, могут создаваться в форме хозяйственныхтовариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальныхунитарных предприятий (п. 2 ст. 50 ГК РФ).
Хозяйственными товариществами иобществами признаются коммерческие организации с разделенным на доли (вклады)учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданноеза счет вкладов учредителей (участников), а также произведенное и приобретенноехозяйственным товариществом или обществом в процессе его деятельности,принадлежит ему на праве собственности (п. 1 ст. 66 ГК РФ).
Хозяйственныетоварищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества навере (коммандитного товарищества) (п. 2 ст. 66 ГК РФ).
Полнымпризнается товарищество, участники которого (полные товарищи) в соответствии сзаключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностьюот имени товарищества и несут ответственность по его обязательствампринадлежащим им имуществом (п. 1 ст. 69 ГК РФ).
Товариществомна вере (коммандитным товариществом) признается товарищество, в котором нарядус участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскуюдеятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом(полными товарищами), имеется один или несколько участников – вкладчиков(коммандитистов), которые несут риск убытков, связанных с деятельностьютоварищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия восуществлении товариществом предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 82ГК РФ).
Хозяйственныеобщества могут создаваться в форме акционерного общества, общества сограниченной или с дополнительной ответственностью (п. 3 ст. 66 ГКРФ).
Обществом сдополнительной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники такого общества солидарно несутсубсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом водинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов, определяемомучредительными документами общества. При банкротстве одного из участников егоответственность по обязательствам общества распределяется между остальнымиучастниками пропорционально их вкладам, если иной порядок распределенияответственности не предусмотрен учредительными документами общества (п. 1 ст. 95ГК РФ).
Акционернымобществом признается общество, уставный капитал которого разделен наопределенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) неотвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностьюобщества, в пределах стоимости принадлежащих им акций (п. 1 ст. 96 ГКРФ).
Акционерноеобщество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции безсогласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом (п. 1ст. 97 ГК РФ).
Акционерноеобщество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иногозаранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом (п. 2ст. 97 ГК РФ).
Производственнымкооперативом (артелью) признается добровольное объединение граждан на основечленства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности(производство, переработка, сбыт промышленной, сельскохозяйственной и инойпродукции, выполнение работ, торговля, бытовое обслуживание, оказание другихуслуг), основанной на их личном трудовом и ином участии и объединении егочленами (участниками) имущественных паевых взносов. Законом и учредительнымидокументами производственного кооператива может быть предусмотрено участие вего деятельности юридических лиц. Производственный кооператив являетсякоммерческой организацией (п. 1 ст. 107 ГК ОФ).
Унитарнымпредприятием признается коммерческая организация, не наделенная правомсобственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имуществоунитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено повкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия (п. 1 ст. 113ГК РФ).
Унитарноепредприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, создается по решениюуполномоченного на то государственного органа или органа местногосамоуправления (п. 1 ст. 114 ГК РФ).
Собственникимущества предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечаетпо обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом3 статьи 56 настоящего Кодекса (п. 7 ст. 114 ГК РФ).
В случаях и впорядке, которые предусмотрены законом о государственных и муниципальныхунитарных предприятиях, на базе государственного или муниципального имуществаможет быть создано унитарное предприятие на праве оперативного управления(казенное предприятие) (п. 1 ст115 ГК РФ).
Собственникимущества казенного предприятия несет субсидиарную ответственность пообязательствам такого предприятия при недостаточности его имущества (п. 5ст115 ГК РФ).
Наиболееподходящей организационно-правовой формой для моего предприятия являетсяобщество с ограниченной ответственностью.
Обществом сограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькимилицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенныхучредительными документами размеров; участники общества с ограниченнойответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков,связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.Участники общества, внесшие вклады не полностью, несут солидарнуюответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной частивклада каждого из участников (п. 1 ст. 87 ГК РФ).
Учредительнымидокументами общества с ограниченной ответственностью являются учредительныйдоговор, подписанный его учредителями, и утвержденный ими устав. Если обществоучреждается одним лицом, его учредительным документом является устав (п. 1ст. 89 ГК РФ).
Уставныйкапитал общества с ограниченной ответственностью составляется из стоимостивкладов его участников. Уставный капитал определяет минимальный размеримущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Размер уставногокапитала общества не может быть менее суммы, определенной законом об обществахс ограниченной ответственностью.
Недопускается освобождение участника общества с ограниченной ответственностью отобязанности внесения вклада в уставный капитал общества, в том числе путемзачета требований к обществу, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. 2в ред. Федерального закона от 08.07.1999 №138-ФЗ).
Уставныйкапитал общества с ограниченной ответственностью должен быть на моментрегистрации общества оплачен его участниками не менее чем наполовину. Оставшаясянеоплаченной часть уставного капитала общества подлежит оплате его участникамив течение первого года деятельности общества (п. 1–3 ст. 90 ГК РФ).
Вкладом вуставный капитал общества могут быть деньги, ценные бумаги, другие вещи илиимущественные права либо иные права, имеющие денежную оценку.
Имущество,переданное исключенным или вышедшим из общества участником в пользованиеобществу в качестве вклада в уставный капитал, остается в пользовании обществав течение срока, на который оно было передано, если иное не предусмотреноучредительным договором (п. 1, 4 ст. 15 Федерального закона от08.02.1998 №14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»).
Участникобщества с ограниченной ответственностью вправе в любое время выйти изсообщества независимо от согласия других его участников. При этом ему должнабыть выплачена стоимость части имущества, соответствующей его доле в уставномкапитале общества в порядке, способом и в сроки, которые предусмотрены закономоб обществах с ограниченной ответственностью и учредительными документамиобщества (ст. 94 ГК РФ).
СогласноФедеральному закону от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрацииюридических лиц и индивидуальных предпринимателей», каждое создающеесяпредприятие должно пройти государственную регистрацию. Государственнаярегистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дняпредставления документов в регистрирующий орган.
/>1.2 Расчет производственных ресурсов
Всоответствии с действующим законодательством предприятием как объектом правпризнается имущественный комплекс, используемый для осуществленияпредпринимательской деятельности. Предприятие в целом как имущественныйкомплекс признается недвижимостью. В состав предприятия как имущественногокомплекса входят как все виды имущества:
· земельныеучастки,
· здания,
· сооружения,
· инвентарь,
· сырье,
· продукцию,
· долги,
· праватребования,
а также правана обозначения, индивидуализирующие предприятие, его продукцию, работы и услуги,и другие исключительные права, если иное не предусмотрено законом илидоговором.
Имущество,находящееся в собственности предприятия, подразделяется на недвижимое идвижимое.
К недвижимомуимуществу относятся земельные участки, участки недр, обособленные водныеобъекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначениюневозможно, в том числе леса, здания, сооружения, машины и оборудования,нематериальные активы, незавершенное строительство, долгосрочные финансовыеактивы и др.
Остальноеимущество признается движимым.
Источникомфинансирования имущества предприятия являются прежде всего его собственныесредства (уставный капитал, прибыль, фонды специального назначения). Помимоэтого, имущество предприятия может быть создано за счет заемных средств(кредиты, привлеченные средства, расчеты).
Уставныйкапиталпредприятия – это выраженная в денежном измерении совокупность вкладовучредителей (собственников) в имущество при создании предприятия дляобеспечения его деятельности в размерах, определенных в учредительныхдокументах. Уставный капитал формируется при создании предприятия за счетвзносов (паев) для общества с ограниченной ответственностью или путем обменавзносов на акции. Учредители и акционеры могут осуществлять свои взносы вразнообразной форме: это могут быть денежные средства: различные виды основныхсредств; права пользования природными ресурсами, знаниями и т.д.;интеллектуальная собственность.
Дляопределения уставно капитала необходимо провести расчет производственныхресурсов.
Расчет основныхфондов
Основнымипроизводственными фондами считаются материально-вещественные ценности, которые служатмного лет и по мере износа переносят свою стоимость на туристский продукт путёмпроцедуры амортизации.
ОПФклассифицируются в соответствии с несколькими признаками:
1 признак: пофункциональному назначению:
§ здание;
§ транспорт;
§ сооружения;
§ передаточныеустройства;
§ машинноеоборудование;
§ инструменты;инвентарь и т.д.
2 признак: поспособу участия в производстве:
§ активные;
§ пассивные.
3 признак: поотраслевому признаку:
§ предприятияразмещения;
§ предприятияобщественного питания;
§ туристскиеагентства, туристские операторские фирмы, экскурсионные агентства;
§ транспорти т.д.
4 признак: попринадлежности:
§ собственные;
§ арендованные;
§ сданныев аренду и т.д.
Видыстоимости оценки ОПФ
Учёт ОПФосуществляется в натуральной и денежной формах. Денежная оценка необходима дляпланирования расширенного воспроизводства, определения нормы износа иамортизационных отчислений.
Существует 4вида оценки ОПФ:
1. Первоначальная(балансовая) стоимость.
2. Восстановительнаястоимость.
3. Остаточнаястоимость.
4. Ликвидационнаястоимость.
Первоначальнаяоценка – это цена, по которой ОПФ были куплены за исключением НДС и другихвозмещающих налогов. Также сюда включают доставку, установку и наладку, затратына консультативные и информационные услуги, вознаграждение посреднику.
В процессеиспользования ОПФ происходит изменение их стоимости, поэтому иногда производятпереоценку. Время и интервал переоценки зависит от темпа инфляции. Т.о.получается восстановительная стоимость ОПФ.
Остаточнаястоимость складывается в результате вычета износа ОПФ из первоначальностоимости.
Ликвидационнаяоценка теоретически равна нулю, но на практике оборудование, которое ужеокупилось, продают как б/у или как металлолом.
Физическийизнос имущества – это потеря его потребительной стоимости. Степень физическогоизноса зависит от времени эксплуатации, условий использования, качестваматериалов и квалификации профессионалов.
Моральныйизноссвязан с научно-техническим прогрессом и обусловлен сокращением затрат напроизводство оборудования и, как следствие этого, его удешевлением. Также наморальный износ влияет появление новых более совершенных машин.
Экономическийизноссвязан с потерей стоимости имущества. Для полной замены ОПФ при их выбытииосуществляется амортизация – это денежное возмещение экономическогоизноса путём включения части стоимости ОПФ в затраты.
ООО «Колибри ТУР» приобрело в частнуюсобственность помещение общей площадью 80 м2. Из которых, 20 м2занимает кабинет директора, 15 м2 кабинет бухгалтера и 40 м2занимает торговый зал. Также в этом здании есть туалет для персонала 5 м2.Для нужд данной туристской фирмы приобретён автомобиль Toyota Camry.
В таблице1.1. показан расчет потребности туроператорской фирмы в основных фондах.
Таблица 1.1 Расчетосновных производственных фондов. туроператорской фирмы№ Наименование затрат
Кол-во
шт.
Цена в
руб.
Общая
ст-ть 1 Помещение 1 15 500 000 15 500 000 2 Автомобиль 1 1200 000 1200 000 3 Комплект офисной мебели 8 45000 360000 4 Мягкий диван 1 25000 25000 5 Сплитсистема 2 25000 50000 6 Компьютер 8 40000 320000 7 Факс 2 33000 66000 8 Ксерокс + сканер 1 30000 30000 9 Сетевой принтер 1 30000 30000 10 Телефон 8 23000 184000 11 Столик журнальный 1 21000 21000 12 Телевизор+DVD 1 45000 45000 13 Холодильник 1 28000 28000 14 Микроволновая печь 1 22000 22000 15 Пылесос 1 27000 27000 16 Сантехника 1 42000 42000 17 Сейф 1 26000 26000
ИТОГО
17 976 000
Расчеты потребностив оборотных средствах
Оборотные средствапредприятия – это совокупность материальных иденежных ценностей, которые находятся в постоянном кругообороте предприятия,меняют свою материальную форму в течение одного цикла и в полном объемепереносят свою стоимость на готовый продукт.
К оборотным средствам относят также выраженные в денежной формесредства труда, которые нельзя отнести к ОПФ и стоимостью ниже 20 тыс. руб.
Оборотные средства в полном объёме переносят свою стоимость наоказываемые услуги в течение полного хозяйственного цикла.
Оборотные средства подразделяются:
По экономическому содержанию – на оборотные производственные фондыи фонды обращения;
По способу формирования – на собственные и заемные;
По степени ликвидности – на наиболее ликвидные, быстро ликвидные инизко ликвидные;
По месту и роли в воспроизводстве – на средства, вложенные взапасы, в готовую продукцию и денежные средства в расчётах;
По методу планирования – на нормируемые и ненормируемые.
В таблице 1.2 дается экономическая оценка оборотных средств поанализируемому предприятию.
Таблица 1.2. Расчет потребности в оборотных средствах№ п/п Наименование имущества Кол-во Цена за единицу в руб. Общая стоимость, руб. 1 Кассовый аппарат 1 18000 18000 2 Вешалка для одежды 2 4500 9000 3 Зеркало 2 5400 10800 4 Набор посуды для кофе 1 5300 5300 5 Чайный сервиз 1 6000 6000 6 Графин 2 1200 2400 7 Кофеварка 1 4000 4000 8 Набор стаканов 2 3400 68000 9 Кавролин напольный 3 9000 27000 10 Ваза напольная 2 2500 5000 11 Настольная лампа 8 6000 48000 12 Декорации - - 19000 13 Искусственные цветы 15 1000 15000
Итого
237 500
Расчет месячной потребности в расходных материалах
Расходные материалы– это часть оборотных средств, включая вещественныеэлементы, которые расходуются в каждом производственном цикле неоднократно, аих стоимость переносится на продукцию целиком и сразу.
Производственным циклом в работе туристского предприятия являетсяодин год. В течение этого периода участвует в процессе производства и выбываетиз него не одно поколение расходных материалов. Поэтому потребность в них будемопределять из расчета на месяц (приложение 1.3).
Таблица 1.3. Расчет месячной потребности в расходных материалах
№п/п Наименование имущества Кол-во на месяц Цена за единицу в руб. Общая стоимость в руб. 1 Чистящие средства 5 100 500 2 Средства для мытья посуды 2 70 140 3 Перчатки 3 80 240 4 Набор губок для мытья посуды посуды 2 70 140 5 Туалетное мыло 2 200 400 6 Набор туалетной бумаги 8 80 640 7 Салфетки 8 50 400 9 Картриджи 2 2000 4000 10 Канцтовары - - 8000 12 Кофе 2 150 300 13 Чай 3 100 300
ИТОГО:
15060 Расчетпотребности в нематериальных активах
К нематериальным активамотносят объекты интеллектуального, имущественного,правового и рекламного значения, использование которых ограниченоустановленными на них правами владения. К ним относятся права пользования земельнымиучастками, природными ресурсами, патенты, лицензии, ноу-хау, программное иинформационное обеспечение, права и привилегии, торговые марки, фирменныезнаки, репутация (имидж) фирмы и т.д.
По характеру применения нематериальные активы схожи с основными фондами:они используются длительное время, приносят прибыль и с течением времени теряютсвою стоимость, перенося ее на стоимость готовой продукции (услуг).
Особенностью нематериальных активов является сложность определенияи реальной стоимости потребительной стоимости, сроков службы и влияния на получаемуюпредприятием прибыль.
Стоимость нематериальных активов включают в уставный капитал.
В стоимость нематериальных активов включаются цена ихприобретения, расходы на оформление документов, освоение и ввод в эксплуатацию.Срок службы нематериальных активов, как правило, назначается условно, но неболее 10 лет (приложение 1.4).
Таблица 1.4. Расчет нематериальных активов№ п/п Наименование имущества Затраты 1 Сертификация 8000 2 Реестр 8000 3 Изготовление печатей, штампов 23000 4 Изготовление вывески 45000 5 Программное обеспечение 100000 6 Установка сигнализации 150000 7 Установка телефона 50000 8 Регистрация 7000 9 Открытие расчетного счета в банке 5000
ИТОГО:
396000
Расчет и формированиеуставного капитала
При регистрации в качестве юридического лица предприятие обязанорасполагать уставным капиталом (в ряде случаев он именуется уставным фондом).
Уставной капитал (фонд) – это зафиксированная в стоимостномвыражении сумма материальных и нематериальных ценностей.
Величина и структура уставного капитала определяются рядомусловий, соблюдение которых необходимо учитывать при создании и организациидеятельности предприятия. Среди этих условий выделяют следующие:
· отрасльпроизводства;
· масштабыпредприятия;
· уровеньспециализации и кооперирования предприятия;
· организацияобслуживания производства и фирмы в целом.
Уставной капитал формируется и утверждается вместе с уставомпредприятия при его образовании и реформировании. Предприятия самостоятельнорешают вопросы о структуре и размере уставного капитала и его изменении.
Вкладчиками при формировании и расширении уставного капитала могутвыступать: государственные органы (включая федеральные и местные органы власти,иностранные государства), сторонние предприятия и организации (включая банки,холдинги, концерны и др.), общественные организации, частные лица.
В упрощенном виде в работе к уставному капиталу следует отнести:
К уст = основные фонды + оборотные средства + расходные материалы(в мес.) + нематериальные активы.
К уст = 17976000 + 237500 + 37480 + 396000 = 18 646 980 руб./>
Расчет трудовых ресурсов предприятия и фонда оплаты труда
Персонал– совокупностьработников различных профессионально-квалификационных групп, занятых впроизводстве туристских услуг. Он состоит из штатных сотрудников,совместителей, временных наёмных работников.
Штатноерасписание– это документ, ежегодно утверждаемый руководителем предприятия,представляющий перечень сгруппированных по отделам и службам должностейспециалистов с указанием разряда (категории) работ и должностного оклада.
Штатныесотрудникипостоянно работают в организации, их трудовые книжки хранятсяв отделе кадров данной организации.
Руководители– работники, занимающие должности руководителей предприятия и структурныхподразделений, а также заместителей по следующим должностям: директора,начальники, заведующие; главные специалисты (главный бухгалтер, главный инженери др.). Сотрудники данной категории, как правило, имеют высшее специальноеобразование и значительный стаж работы по специальности. Они организуютпроизводство туристских услуг, принимают управленческие решения, решают сложныепроизводственные задачи, устраняют конфликты.
Специалисты– работники, имеющие высшее или специальное образование и обладающиеспециальными знаниями и навыками, занимающие определённые должности:бухгалтеры, экономисты, техники, юристы и др.
Рабочие– работники,непосредственно занятые производством туристских услуг. Эффективность бизнесаопределяется квалификацией и ответственностью каждого сотрудника.
Оплата труда– это система отношений, обеспечивающееустановление и осуществление работодателем выплат работникам за их труд всоответствии с законами, иными нормативными правовыми актами, коллегиальнымидоговорами, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовымидоговорами. Оплата труда персонала в туризме производится по месячнымдолжностным окладам, часовым тарифным ставкам, сдельным расценкам, а также впроцентах от выручки.
Фонд оплаты труда– это суммарные расходы предприятия на оплату трудаработников независимо от источников этих выплат. Фонд оплаты труда являетсяналогооблагаемой базой единого социального налога (ЕСН). Ставка ЕСН=26,2%. В26,2% включены:
· 20% –отчисления в Пенсионный фонд;
· 3,2% –отчисления в фонд социального страхования;
· 2,8% –отчисления в фонд ОМС (обязательного медицинского страхования);
· 0,2% –действующий в туризме сбор на травматизм.
Таблица 1.5. Расчет потребностиперсонала№ п/п Должность Численность Оклад, руб. Фонд оплаты труда, руб. Административно-управленческий персонал 1 Директор 1 35000 35000 2 Зам. директора 1 28000 28000 3 Бухгалтер 1 25000 25000 4 Секретарь 1 18000 18000
Итого
106000 Производственный персонал 5 Менеджер по внешнему туризму 3 23000 69000 6 Менеджер по рекламе 1 20000 20000 7 Водитель 1 15000 15000 8 Уборщик 1 7000 7000
Итого
111000 Итого – общий фонд оплаты труда (в месяц)
217000 /> /> /> /> /> /> />
Итак, фонд оплаты труда административно-управленческого персоналав месяц равен 106000 руб., тогда в год он составит: 106000*12= 1272000 руб.
Фонд оплаты труда производственного персонала в месяц равен 111000руб., тогда в год он составит: 111000*12= 1332000 руб.
Общий фонд оплаты труда в год составит: 1272000+1332000=2604000руб.
Единый социальный налог для труда административно-управленческогоперсонала составит:
1272000x26,2%
ЕСН =---------- – = 333264 руб. в год.
100%
Единый социальный налог для труда производственного персоналасоставит:
1332000x26,2%
ЕСН = – = 348984 руб.в год.
100%
2604000x26,2%
Общий ЕСН =– = 682248 руб. в год
100%
Тогда ФОТ (фонд оплаты труда) с ЕСН в год составит: 2604000 руб. +682248 руб. = 3286 248 руб.
1.3Лицензирование, стандартизация и сертификация деятельности предприятия
Современнаярыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качествупродукции и услуг. Качество продукции (услуг) относится к числу важнейшихпоказателей деятельности предприятия. Повышение качества в значительной степениопределяет выживаемость и успех предприятия в условиях рынка, темпытехнического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства,экономию всех видов ресурсов, используемых на предприятии.
Качество – этосовокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворятьопределенные потребности в соответствии с ее назначением.
Туристскимпредприятиям для занятия определенным видом деятельности до недавнего временинеобходимо было получить лицензию как гарант качества произведенноготуристского продукта.
Лицензия – специальное разрешениеюридическому лицу уполномоченных на то государственных органов осуществитьконкретные, оговоренные законом хозяйственные операции, включая внешнеторговые(экспортные и импортные).
Лицензированиетуроператорской и турагентской деятельности прекращено с 1 января 2007 года(Федеральный закон от 08.08.2001 №128-ФЗ). Теперь предприятие должно попасть вЕдиный федеральный реестр туроператоров, при наличии у него договорастрахования гражданской ответственности за неисполнение обязательств подоговору о реализации туристского продукта либо банковской гарантии исполненияобязательств по договору о реализации туристского продукта.
Важнымэлементом в системах управления качеством изделий является стандартизация –нормотворческая деятельность, которая находит наиболее рациональные нормы, азатем закрепляет их в нормативных документах наподобие стандарта, инструкции,методики требования к разработке продукции.
Стандартизация– деятельность,направленная на достижение упорядочения в определенной области посредствомустановления положений для всеобщего и многократного применения в отношенииреально существующих и потенциальных задач. Эта деятельность проявляется в разработке,опубликовании и применении стандартов.
Стандарт – нормативный документ,разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон иутвержденный признанным органом (или предприятием), в котором устанавливаютсяобщие принципы, характеристики, требования и методы касающиеся определенныхобъектов стандартизации, направленные на упорядочение и оптимизацию работы вопределенной области.
Объектомстандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективумногократного воспроизведения и (или) использования. В стандартахрегламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции.Стандартизации подлежит и сам порядок разработки, согласования, утверждения ирегистрации стандартов и технических условий. Именно в стандартах устанавливаютсятребования к выпускаемой продукции, соблюдение которых позволяет считать этупродукцию качественной. Положения стандартов государственной системыстандартизации Российской, Федерации применяются всеми предприятиями иорганизациями независимо от форм собственности. Стандарты могут носить какрекомендательный характер, так и обязательные требования ко всем объектамстандартизации.
Совершенствованиесистемы стандартизации, применение международных стандартов – неплохаяпредпосылка для создания предприятиями систем обеспечения качества, способных;значительно повысить конкурентоспособность отечественной продукции. Важнопризнание таких систем потребителем. Этого можно достичь с помощьюсертификации. Сертификация продукции в момент покупки позволяет проверитьсоответствие товара требованиям стандартов. Сертификация устанавливает, чтопродукция испытана, проверена достаточно объективно.
Сертификация– совокупностьдействий и процедур с целью подтверждения (посредством сертификата,соответствия или знака соответствия) того, что товар соответствует требованиямстандартов.
В развитиисертификации отмечается смещение акцента от сертификации продукции ксертификации используемых на предприятиях систем обеспечения качества. Впоследнем случае она может осуществляться по моделям, установленным МС ИСО всоответствующими государственными стандартами. Российское предприятие можетвыбрать модель, сообразуясь с потребностями рынка и конкретных потребителей.
Сертификацияосуществляется в целях:
• созданияусловий для деятельности организаций и предпринимателей на едином товарномрынке РФ, а также для участия в международном экономическом, научно-техническомсотрудничестве и международной торговле;
• содействияпотребителям в компетентном выборе продукции;
• защиты потребителяот недобросовестности изготовителя (продавца, исполнителя);
• контролябезопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья и имуществапотребителя;
•подтверждения показателей качества продукции, заявленных изготовителем.
Сертификация можетносить обязательный и добровольный характер.
2. Анализ и оценка деятельности предприятия
Во второйглаве мы проведем калькулирование себестоимости единицы услуг туроператорскойфирмы ООО «Колибри», на базе которой рассчитываем цену, выручку и прибыльпредприятия.
Базовымисточником, в котором указан порядок расчета себестоимости, является Налоговыйкодекс Р.Ф. Часть вторая.
В Статье 253указано, что расходы, связанные с производством и реализацией делятся на:
1. Материальныерасходы;
2. Расходына оплату труда;
3. ЕСН
4. Суммыначисленной амортизации;
5. Прочиерасходы.
2.1 Расчетамортизационных отчислений предприятия
Амортизация – это денежноевозмещение экономического износа путём включения части стоимости ОПФ в затраты.Амортизация осуществляется с целью полной замены ОПФ при их выбытии.
Амортизацияизмеряется в абсолютных и относительных показателях. В абсолютных – это сумма амортизации(руб., $ и т.д.), в относительных – норма амортизации (%). Эти отчисленияпредназначены для возмещения затрат, а их размер зависит от стоимости ОПФ,времени на эксплуатацию, затрат на модернизацию и т.д.
Способы расчета годового размера амортизации
Начисление амортизации может осуществляться только темиспособами, которые разрешены к применению. В настоящее время амортизацияобъектов основных фондов в России производится одним из следующих способов:
линейным способом;
способом уменьшаемого остатка;
способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезногоиспользования;
способом списания стоимости пропорционально объемупродукции (работ);
ускоренным методом амортизации (увеличение размераотчислений по линейному способу).
Применение одного из способов по группе однородных объектовосновных фондов производится в течение всего его срока полезного использования.
Линейный способ относится к самымраспространенным. Его используют примерно 70% всех предприятий. Популярностьлинейного способа обусловлена простотой применения. Суть его в том, что каждыйгод амортизируется равная часть стоимости данного вида основных средств.
Ежегодную сумму амортизационных отчислений рассчитываютследующим образом:
Сперв x На
А = –,
100%
где А –ежегодная сумма амортизационных отчислений; Сперв –первоначальная стоимость объекта;На – норма амортизационных отчислений.
Например, предприятие купило компьютер. Стоимость составила 10000 руб., срок службы – 5 лет. Таким образом, ежегодно мы будем списывать наамортизацию 10000/5 = 2000 руб. Если остаточная стоимость актива равна нулю, тоэто не означает, цена компьютера стала равной нулю. Этот компьютер может имеетреальную стоимость, находиться в рабочем состоянии и прослужить ещё не одингод. Нулевая остаточная стоимость данного компьютера означает только то, чтопредприятие полностью компенсировало затраты на его приобретение.
Линейный способ целесообразно применять для тех видов основныхфондов, где время, а не устаревание (моральный износ) является основнымфактором, ограничивающим срок службы.
При способе уменьшаемого остатка годовая суммаамортизационных отчислений определяется исходя из остаточной стоимости объектаосновных средств на начало отчетного года и нормы амортизации, исчисленной наосновании срока полезного использования этого объекта:
к x На
А = Сост x –,
100%
где Сост –остаточная стоимость объекта;к –коэффициент ускорения;На –норма амортизации для данного объекта.
Например, предприятие купило станок, стоимость которого равна120 000 руб., срок службы составляет 8 лет. Коэффициент ускорения равен 2.Таким образом, годовая сумма амортизации составит с учётом ускорения 25% (100%:8x2).
Этот способ позволяет списать максимальную амортизационнуюстоимость в первые же годы работы актива. Таким образом, предприятие имеетвозможность наиболее эффективно возмещать затраты по приобретению объекта основныхфондов.
При способе списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования годоваясумма амортизации определяется исходя из первоначальной стоимости объекта основныхсредств и годового соотношения, где в числителе число лет, остающихся до концасрока службы объекта, а в знаменателе – сумма чисел лет срока службы объекта:
Тост
А = Сперв x –,
Т (Т+1)/2
где Сперв – первоначальнаястоимость объекта; Тост –количество лет, оставшихся до окончания срока полезного использования; Т – срок полезного использования.
Например, было принято в эксплуатацию оборудование стоимостью100 000 руб. Срок полезного использования 5 лет. Сумма чисел срокаиспользования 15 (1+2+3+4+5).
Этот способ эквивалентен способу уменьшаемого остатка, нодает возможность списать всю стоимость объекта без остатка.
В течение отчетного года амортизационные отчисления пообъектам основных средств начисляются ежемесячно независимо от применяемогоспособа начисления в размере 1/12 годовой суммы.
При способе списания стоимости пропорционально объему продукции(работ) начисление амортизационных отчислений производится на основе натуральногопоказателя объема продукции (работ) в отчетном периоде и соотношенияпервоначальной стоимости объекта основных средств и предполагаемого объемапродукции (работ) за весь срок полезного использования объекта основных фондов:
С
А = –,
В
где А –сумма амортизации на единицу продукции; С– первоначальная стоимость объекта основных средств; В-предполагаемый объем производствапродукции.
Данный метод применяется там, где износ основных средствнапрямую связан с частотой их использования.
Ускоренный метод амортизации.В целях созданияфинансовых условий для ускорения внедрения в производство научно-техническихдостижений и повышения заинтересованности предприятий в ускорении обновления итехническом развитии активной части основных производственных фондов (машин,оборудования, транспортных средств) предприятия имеют право применять метод ускореннойамортизации активной части производственных основных фондов, введенных в действиепосле 1 янв. 1991 г.
Ускоренная амортизация является целевым методом более быстрогопо сравнению с нормативными сроками службы основных фондов, полного перенесенияих балансовой стоимости на издержки производства и обращения.
Ускоренная амортизация позволяет ускорить процесс обновленияосновных средств на предприятии; накопить достаточные средства для техническогоперевооружения и реконструкции производства; уменьшить налог на прибыль;поддерживать основные средства на высоком техническом уровне.
Особенностивключения амортизируемого имущества в состав амортизационных групп, указанных встатье 258 НК РФ (10 групп)
Амортизируемыеосновные средства (имущество) объединяются в следующие амортизационные группы:
первая группа– все недолговечное имущество со сроком полезного использования от 1 года до 2лет включительно;
вторая группа– имущество со сроком полезного использования свыше 2 лет до 3 летвключительно;
третья группа– имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 летвключительно;
четвертаягруппа – имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 летвключительно;
пятая группа –имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно;
шестая группа– имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 летвключительно;
седьмаягруппа – имущество со сроком полезного использования свыше 15 лет до 20 летвключительно;
восьмаягруппа – имущество со сроком полезного использования свыше 20 лет до 25 летвключительно;
девятаягруппа – имущество со сроком полезного использования свыше 25 лет до 30 летвключительно;
десятаягруппа – имущество со сроком полезного использования свыше 30 лет.
Классификацияосновных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждается ПравительствомРоссийской Федерации.
Для тех видовосновных средств, которые не указаны в амортизационных группах, срок полезногоиспользования устанавливается налогоплательщиком в соответствии с техническимиусловиями или рекомендациями организаций-изготовителей.
1) Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 30лет.
Таблица 2.1№ Наименование имущества Стоимость в руб. Норма амортизации Расчет аморт. отчислений 1 Помещение 15500,000 3% 577500
ИТОГО:
511500
ИТОГО в мес.
42625
а=(1\Тn)*100%=(1\30)*100%=3,3%
Аr= аФcр = 3,3%*15500000 = 511500 руб.
100%
2) Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов с нормативным сроком службы 10лет.
Таблица 2.2№ Наименование имущества Стоимость в руб. Норма амортизации Расчет аморт. отчислений 1 Автомобиль 1200000 10% 120000 2 Сплитсистема 50000 10% 5000 3 Сейф 26000 10% 2600
ИТОГО:
127600
ИТОГО в мес.
10634
a= (1\Тn)*100%=(1\10)*100%=10%
Аr = аФcр= 10*1276000 = 127600 руб.
100%
3) Рассчитаемамортизационные отчисления для основных фондов и оборотных средств снормативным сроком службы 7 лет.
Таблица 2.3№ Наименование имущества Стоимость в руб. Норма амортизации Расчет аморт. отчислений 5 Комплект офисной мебели 360000 15% 54000 6 Мягкий диван 25000 15% 3750 7 Столик журнальный 21000 15% 3150 8 Телевизор+ DVD 45000 15% 6750 9 Холодильник 28000 15% 4200 10 Микроволновая печь 22000 15% 3300
ИТОГО:
75150
ИТОГО в мес.
6263
a = (1\Тn)*100%=(1\7)*100%=15%
Аr= аФcр = 15*501000 = 75150 руб.
100%
4) Рассчитаемамортизационные отчисления для оборотных средств с нормативным сроком службы 2года.
Таблица 2.4.№ Наименование имущества Стоимость в руб. Норма амортизации Расчет аморт. отчислений 11 Компьютер 320000 50% 160000 12 Факс 66000 50% 33000 13 Ксерокс + сканер 30000 50% 15000 14 Сетевой принтер 30000 50% 15000 15 Телефон 184000 50% 92000 16 Пылесос 27000 50% 13500 17 Сантехника 42000 50% 21000
ИТОГО:
349500
ИТОГО в мес.
29125
a= (1\Тn)*100%=(1\2)*100%=50%
Аr = аФcр= 50*699000 = 349500руб.
100%№ п/п Наименование Стоимость Норма амортизации Расчет амортизации руб. 1 Сертификация 8000 20% 1600 2 Реестр 8000 20% 1600 3 Изготовление печатей, штампов 23000 20% 4600 4 Изготовление вывески 45000 20% 9000 5 Программное обеспечение 100000 20% 20000 6 Установка сигнализации 150000 20% 30000 7 Установка телефона 50000 20% 10000 8 Регистрация 7000 20% 1400 9 Открытие расчетного счета в банке 5000 20% 1000
ИТОГО:
79200
ИТОГО в мес.
6600
5) Посколькунормативный срок службы всех нормативных активов мы возьмем 5 лет (Закондопускает не более 10 лет), то амортизационные отчисления для нематериальныхактивов составят:
a=(1\Тn)*100%=(1\5)*100%=20%
Аr= аФcр = 20*396000 = 79200руб.
100% 100%
6) Рассчитаемамортизационные отчисления на прочие расходы в месяц:
Таблица 2.6№ п/п Статьи расходов Сумма (руб.) в мес. 1 Расходные материалы* 15060 2 Приобретение литературы 5300 3 Интернет 3000 4 Командировочные расходы 10000 5 Услуги связи 4000 6 Расходы на сертификацию услуг 3600 7 Участие в выставках 5000 8 Коммунальные платежи 6800 9 Отправка почты 1500
ИТОГО:
54260
7) Общийразмер амортизационных отчислений в месяц составит:
42625+ 10634 + 6263 + 29125 + 6600 + 59760 ~ 155007
2.2 Калькуляциясебестоимости продукции
Себестоимостьпродукции (услуг) – это денежное выражение материальных и трудовых затратпредприятия (издержек) на производство и реализацию продукции (услуг).
Существуютразличные виды себестоимости:
v производственнаясебестоимость включает затраты на производство услуг и общепроизводственныерасходы;
v полнаясебестоимость отражает все затраты на производство и реализацию товаров иуслуг;
v среднеотраслеваясебестоимость отражает средние затраты по отрасли;
v индивидуальнаясебестоимость зависит от условий предприятия;
v плановаясебестоимость – себестоимость в начале каждого года;
v расчётнаясебестоимость;
v фактическаясебестоимость отражает реальное положение дел.
Всоответствии со статьёй 253 НКРФ в себестоимость включаются:
1) затраты,связанные с производством и реализацией продукта или услуги;
2) расходына эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание имущества предприятия;
3) расходына освоение природных ресурсов;
4) расходына научные исследования;
5) расходына обязательное и добровольное страхование;
6) прочиерасходы.
Для практическогоиспользования в управлении формирования затрат используют два способа ихизмерения:
v поэлементный;
v калькуляционный.
Приопределении себестоимости производства и реализации единицы продукции(калькулирование) все издержки группируются по статьям калькуляции, т.е.определяются статьи расходов предприятия на единицу продукции в зависимости отих назначения и места возникновения.
Калькулированиесебестоимости туродня
туроператорскойфирмы
Приопределении себестоимости тура туроператора необходимо учитывать следующиегруппы затрат:
· Прямыезатраты
· Групповыезатраты
· Офисныезатраты
· Прочие
Прямые –включают услуги, которые непосредственно потребляются клиентом. Они делятся на:
- Производимыесамим оператором;
- Производимыесторонними организациями;
Когда услугипроизводятся сторонними организациями, то в себестоимость включаются цены,которые туроператору выставляют эти организации (НЕТТО). К прямым затратамотносятся:
- Стоимостьпроживания;
- Стоимостьпитания;
- Авиаи железнодорожные билеты;
- Страховкаи др.
Групповые –затраты, которые потребляются всей группой.
Офисные –затраты, которые напрямую не связаны с клиентом, но они необходимы дляфункционирования фирмы:
- Аренда офисного помещения(содержание);
- Командировочные расходы;
- Заработная плата офисногоперсонала и т.д.
Расчётсебестоимости тура
Таблица 2.7.Расчет офисных затрат№ п/п Наименование затрат Стоимость 1 Амортизация нематериальных активов 79 200 2 Амортизация основных фондов 1063 750 3 Оплата труда с ЕСН 3286 248 4 Оборотные средства 237 500 5 Налоги и сборы 60 000 6 Реклама 66 000 7 Прочие расходы 651 120
Итого:
5443 818
Дляопределения каким образом офисные затраты включаются в себестоимость туранеобходимо спланировать объём продаж, выраженный в туроднях.
Таблица 2.8.№ п/п Направление тура Кол-во туров в месяц Кол-во туров в год Кол-во дней в туре Кол-во человек в группе Туродни в год 1 Сочи – Венеция – Сочи 7 84 8 10 6720 2 Сочи – Анталья – Сочи 12 144 5 15 10800 3 Сочи – Прага – Сочи 6 53 14 20 14840 4 Сочи – Дар-эс-Салам – Сочи 4 48 14 20 13440 5 Сочи – Пекин – Сочи 8 96 7 15 10080 6 Сочи – Париж – Сочи 14 168 7 14 16464 7 Сочи – Барселона – Сочи 5 60 8 10 4800 8 Сочи – Осло – Сочи 6 52 14 20 14560
Итого:
91 704 /> /> /> /> /> /> /> />
Таким образом,в году туроператорская фирма планирует продать 6720 туродней в Венецию(Италия): 84*8*10=6720; 10800 туродней в Анталью (Турция): 144*5*15=10800; 8060туродней в Прагу (Чехия): 53*14*20=14840 и т.д. Всего 91 704 туродней.
Тогда,средние офисные затраты составят:
5443 818/ 91704~ 60 – 1 туродень.
На тур «Сочи– Венеция – Сочи» офисные затраты составят: 60*8 =
528 руб.
На тур «Сочи –Анталья – Сочи» офисные затраты составят: 60*5 = 300 руб.
На тур «Сочи– Прага – Сочи» офисные затраты составят: 60*14 =
840 руб.
На тур «Сочи– Дар-эс-Салам – Сочи» офисные затраты составят: 60*14 = 840 руб.
На тур «Сочи– Пекин – Сочи» офисные затраты составят: 60*7 = 420 руб.
На тур «Сочи– Париж – Сочи» офисные затраты составят: 60*7 = 420 руб.
На тур «Сочи– Барселона – Сочи» офисные затраты составят: 60*8 =
480 руб.
На тур «Сочи– Осло – Сочи» офисные затраты составят: 60*14 = 840 руб.
1) Тур:Сочи – Венеция – Сочи: 8 дней, 7 ночей. Группа 10 человек.
Табл. 2.9.1. Расчетпрямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Венеция, Венеция-Сочи 12000 2 Проживание+питание 17800 3 Страховка 460 4 Виза 2650 5 Экскурсии и пр. 2300
ИТОГО:
35210
Табл. 2.9.2. Расчетзатрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Венеция, Венеция-Сочи 12000 2 Проживание+питание 17800 3 Страховка 460 4 Виза 2650 5 Командировочные 5000
ИТОГО:
37910
Экскурсииисключаем, поскольку руководителю группы они предоставляются бесплатно.
Табл. 2.9.3. Расчетгрупповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 37910 3791 2 Трансфер 5800 580
ИТОГО:
43710
4371
Табл. 2.9.4 Расчетсебестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 35 210 2 Общегрупповые 4 371 3 Офисные 528
ИТОГО:
40 109
Такимобразом, себестоимость тура с учетом полных затрат на его проведение составила 40109 рублей.
2) Тур:Сочи – Анталья – Сочи: 5 дней, 4 ночей. Группа 15 человек:
Табл. 2.10.1 Расчетпрямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Анталья, Анталья-Сочи 8000 2 Проживание+питание 8300 3 Страховка 460 4 Виза 1940 5 Экскурсии и пр. 2400
ИТОГО:
22100
Табл. 2.10.2.Расчет затрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Анталья, Анталья-Сочи 8000 2 Проживание+питание 8300 3 Страховка 460 4 Виза 1940 5 Командировочные 4000
ИТОГО:
23700
Табл. 2.10.3.Расчет групповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 23700 1580 2 Трансфер 3600 240
ИТОГО:
30300
1820
Табл. 2.10.4.Расчет себестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 22100 2 Общегрупповые 1820 3 Офисные 300
ИТОГО:
24220
3) Тур:Сочи – Прага – Сочи: 14 дней, 13 ночей. Группа 20 человек.
Табл. 2.11.1.Расчет прямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Прага-Сочи 13000 2 Проживание+питание 23000 3 Страховка 460 4 Виза 2750 5 Экскурсии и пр. 5000
ИТОГО:
44210
Табл. 2.11.2.Расчет затрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Прага-Сочи 13000 2 Проживание+питание 23000 3 Страховка 460 4 Виза 2750 5 Командировочные 10000
ИТОГО:
49210
Табл. 2.11.3.Расчет групповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 49210 2460,5 2 Трансфер 4200 210
ИТОГО:
53410
2671
Табл. 2.11.4.Расчет себестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 44210 2 Общегрупповые 2671 3 Офисные 840
ИТОГО:
47721
4) Тур:Сочи – Дар-эс-Салам – Сочи: 14 дней, 13 ночей. Группа 20 человек.
Табл. 2.12.1.Расчет прямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Дар-эс-Салам, Дар-эс-Салам-Сочи 11000 2 Проживание+питание 22000 3 Страховка 460 4 Виза 2830 5 Экскурсии и пр. 4300
ИТОГО:
4590
Табл. 2.12.2.Расчет затрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Дар-эс-Салам, Дар-эс-Салам-Сочи 11000 2 Проживание+питание 22000 3 Страховка 460 4 Виза 2830 5 Командировочные 10000
ИТОГО:
46290
Табл. 2.12.3.Расчет групповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 46290 2314,5 2 Трансфер 4000 200
ИТОГО:
50290
2515
Табл. 2.12.4.Расчет себестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 40590 2 Общегрупповые 2515 3 Офисные 840
ИТОГО:
43 945
5) Тур:Сочи – Пекин – Сочи: 7 дней, 6 ночей. Группа 15 человек.
Табл. 2.13.1.Расчет прямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Пекин, Пекин-Сочи 11000 2 Проживание+питание 10000 3 Страховка 460 4 Виза 1750 5 Экскурсии и пр. 4000
ИТОГО:
27210
Табл. 2.13.2 Расчетзатрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Пекин, Пекин-Сочи 11000 2 Проживание+питание 10000 3 Страховка 460 4 Виза 1750 5 Командировочные 5000
ИТОГО:
28210
Табл. 2.13.3.Расчет групповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 17810 1187,3 2 Трансфер 4700 313,3
ИТОГО:
44710
1501
Табл. 2.13.4.Расчет себестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 27210 2 Общегрупповые 1501 3 Офисные 420
ИТОГО:
29131
6) Тур:Сочи – Париж – Сочи: 7 дней, 6 ночей. Группа 14 человек.
Табл. 2.14.1.Расчет прямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Париж, Париж-Сочи 12000 2 Проживание+питание 15000 3 Страховка 460 4 Виза 2430 5 Экскурсии и пр. 6000
ИТОГО:
35890
Табл. 2.14.2 Расчетзатрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Париж, Париж-Сочи 12000 2 Проживание+питание 15000 3 Страховка 460 4 Виза 2430 5 Командировочные 5000
ИТОГО:
34890
Табл. 2.14.3 Расчетгрупповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 34890 2492,14 2 Трансфер 5800 414,28
ИТОГО:
40690
2907
Табл. 2.14.4.Расчет себестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 37 910 2 Общегрупповые 4 471 3 Офисные 420
ИТОГО:
42 801
7) Тур:Сочи – Барселона – Сочи: 8 дней, 7 ночей. Группа 10 человек:
Табл. 2.15.1 Расчетпрямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Барселона-Сочи 11000 2 Проживание+питание 1400 3 Страховка 460 4 Виза 1450 5 Экскурсии и пр. 4000
ИТОГО:
18310
Табл. 2.15.2 Расчетзатрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Барселона-Сочи 11000 2 Проживание+питание 14000 3 Страховка 460 4 Виза 1450 5 Командировочные 5000
ИТОГО:
19310
Табл. 2.15.3.Расчет групповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 19310 1931 2 Трансфер 2300 230
ИТОГО:
21610
2161
Табл. 2.15.4.Расчет себестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 18310 2 Общегрупповые 2161 3 Офисные 480
ИТОГО:
20 951
8) Тур:Сочи – Осло – Сочи: 14 дней, 13 ночей. Группа 12 человек:
Табл. 2.16.1.Расчет прямых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь (I), в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Осло, Осло-Сочи 12000 2 Проживание+питание 22000 3 Страховка 460 4 Виза 1780 5 Экскурсии и пр. 4000
ИТОГО:
4240
Табл. 2.16.2 Расчетзатрат на руководителя№ п/п Наименование затрат Июнь-сентябрь, в руб. 1 Авиабилет: Сочи-Осло, Осло-Сочи 12000 2 Проживание+питание 17800 3 Страховка 460 4 Виза 2650 5 Командировочные 10000
ИТОГО:
46240
Табл. 2.16.3 Расчетгрупповых затрат№ п/п Наименование затрат Июнь – сентябрь Всего на группу в руб. На 1 человека в руб. 1 Затраты на руководителя 46240 2312 2 Трансфер 5800 290
ИТОГО:
5200
2602
Табл. 2.16.4 Расчетсебестоимости 1 тура№ п/п Наименование статьи Сумма в руб. 1 Прямые 40240 2 Общегрупповые 2602 3 Офисные 840
ИТОГО:
43 682
2.3 Формированиецены на услуги предприятия
Под ценойпонимается денежное выражение стоимости товара. Сущность цены проявляется черезеё основные функции:
v учётная.В этой функции цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей.Например, ВВП, объём товарооборота, объём производства туристской фирмырассчитывают через цены, а также в этой функции предприятие планирует свойфинансовые показатели;
v измерительная.Цена обслуживает оборот по реализации товаров и тем самым затрагивает интересыпроизводителя, посредника и покупателя;
v регулирующая.Цена уравновешивает спрос и предложение и связывает их с платёжеспособностьюпокупателя;
v стимулирующая.Если цена выгодна, то это даёт сигнал к росту объёма производства и наоборот;
v перераспределительная.Через цены перераспределяются доходы.
Такимобразом, цена решает следующие задачи:
1) информирует производителя об уровнеспроса;
2) провоцирует изменения соотношения спроса ипредложения;
3) отражает состояние дел в экономике;
4) показывает величину всех затрат напроизводство всех продуктов.
Существуютразличные методы ценообразования в рыночной экономии:
1) затратные:
· надбавка к цене;
· метод предельныхиздержек;
· на основе безубыточности;
· метод учёта рентабельности;
· метод прямых затрат;
· метод полных издержек;
· метод структурныханалогий;
2) рыночные:
· ориентированные напотребителя («лестница цен» – цена меняется с учётом платёжеспособности);
· ориентированные на спрос(на основе воспринимаемой потребителем ценности и метод расчёта экономическойценности товаров);
· ориентированные наконкурентов (метод следования за ценовым лидером, за рыночными ценами вконкретной рыночной структуре, престижны цены и тендерный метод);
3) параметрические:
· нормативный метод;
· метод удельныхпоказателей.
ценовыхстратегий в туризме.
Ценоваястратегия– это выбор возможной динамики изменения исходной цены туристского продукта вусловиях рынка, наилучшим образом соответствующей цели туристской организации.
Определениеценовой стратегии зависит от сочетания и взаимодействия многих факторов,важнейшими из которых являются:
· степеньновизны турпродукта, т.е. на какой туристский продукт устанавливается цена: нановый или на продукт сформировавшегося рынка сбыта;
· характеристикитурпродукта, относительная его исключительность по сравнению с другимитурпродуктами;
· издержкии ожидаемая прибыль;
· условияконкуренции;
· особенностирынка сбыта;
· имиджтуристской организации и прочие факторы, касающиеся деятельности турфирмы на рынке.
Для успешногопродвижения нового туристского продукта может быть использовано несколькоценовых стратегий.
Стратегия«снятия сливок» (высоких цен) предполагает первоначально высокий уровеньпродажных цен на новые туристские продукты, это возможно в условиях отсутствияконкуренции и предложения абсолютно новых туристских услуг. Турфирма пользуетсясвоей временной монополией до момента, пока рынок не окажется насыщенным и непоявятся аналоги; затем фирма идет на снижение уровня продажных цен.
Стратегияцен проникновения на рынок предполагает преднамеренно низкий уровеньпродажных цен, возможно использование демпинговых цен с целью завоевания рынкасбыта, оказания влияния на как можно большее число потребителей туристскихуслуг. С освоением рынка и увеличением объема продаж цена постепенноповышается, но так, чтобы это не препятствовало дальнейшему росту объемовреализации.
Стратегияпрестижных цен эффективна, если можно свести к минимуму конкуренцию путемприменения патентной защиты, знаков обслуживания, приверженности торговоймарке, фирменным наименованиям. Престижные цены представляют собой намеренновысокие цены, предназначенные для привлечения потребителей, которые болееобеспокоены качеством туристского продукта, его уникальностью или статусом, чемценой.
Стратегия«следования за лидером» предполагает учет ценовой политики ведущей фирмы на рынкетуристских услуг, т.е. ориентацию цен на свои туристские продукты с движением ихарактером цен лидера. Уровень цен на новые турпродукты должен приближаться к «стандартам»,установленным лидером, отклонение от цены фирмы-лидера допускается только визвестных пределах. Данная стратегия внешне весьма привлекательна и удобна дляфирм, не желающих проводить свои собственные разработки ценовой стратегии,однако может привести к серьезным ошибкам и просчетам.
Поскольку вработе определяется плановая цена, то используется метод «издержки + плановаяприбыль» как самый распространенный в российской экономике.
Цена= себестоимость (затраты туроператора – «офисные» затраты) + прибыль (50%) +НДС (18%).
Себестоимостьодного туродня = 60 руб.
Прибыльодного туродня = 60*0.5 = 30 руб.
НДСодного туродня = (60 + 30)*0.18 = 16,2 руб.
Ценаодного туродня = 60 + 30 + 16,2 = 106,2 руб.
Себестоимостьтура Сочи – Венеция – Сочи составила40109 рублей. Однако в структурусебестоимости входят:
1. прямыезатраты – 35210;
2. общегрупповые– 4371;
3. офисные– 528.
Предприниматель-туроператорнесет собственные затраты – 528 руб., которые должны вознаграждаться прибылью.Остальные расходы туриста возмещают затраты производителей услуг в месте ихоказания.
Плановаяприбыль равна 50%, значит, прибыль туроператора составит: 528 * 0,5 = 264руб.
Согласнозаконодательству, в цену услуг туризма включается налог на добавленнуюстоимость (НК РФ, часть II, глава 21).
Ставкаданного налога равна 18% от стоимости услуг, тогда: 528 + 264 * 0,18 = 142,56руб.
Такимобразом, цена на данный тур равна: 40 109 (себестоимость тура) + 264(прибыль) + 142,56 (НДС) ~ 40 516 руб.
Аналогичнорассчитаем цены на другие туры:
Цена на тур«Сочи – Анталья – Сочи» равна: 24220 + 150 + 81 =
24 451руб.(см. табл. 2.11.2).
Цена на тур:«Сочи – Прага – Сочи» равна: 47721 + 420 + 226,8 ~
48 368 руб. (см. табл. 2.11.3).
Цена на тур:«Сочи – Дар-эс-Салам – Сочи» равна: 43945 + 420 + 226,8 ~ 44 592 руб.(см. табл. 2.11.4).
Цена на тур:«Сочи – Пекин – Сочи» равна: 29131 + 210 + 113,4 ~
29 455руб.(см. табл. 2.11.5).
Цена на тур:«Сочи – Париж – Сочи» равна: 42801 + 210 + 113,4 ~
43 125руб.(см. табл. 2.11.6).
Цена на тур:«Сочи – Барселона – Сочи» равна: 20951 + 240 + 129,6 ~ 21 321 руб.(см. табл. 2.11.7).
Цена на тур:«Сочи – Осло – Сочи» равна: 43682 + 420 + 226,8 ~
44 326руб.(см. табл. 2.11.8).
2.4Определение зоны безубыточности и порога рентабельности
Зона безубыточности – это анализ критическихсоотношений общей выручки от реализации услуг и объема производства сзатратами, при котором туроператорская фирма будет способна покрыть все своирасходы без получения прибыли. Этот анализ помогает держать в поле зренияграницы устойчивого положения туроператорской фирмы (допустимый риск).
Для оценки эффективностиработы туроператорского предприятия недостаточно использования показателяприбыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работаетэффективно. Величина прибыли не позволяет судить о доходности, рентабельностипредприятия. Многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеютразличные объемы выручки, разные издержки, ресурсы. В этом отношении для оценкиэффективности работы туроператорской фирмы используют показательрентабельности.
Показательрентабельности заключается в следующем:
· основной критерий оценкиэффективности работы предприятия;
· повышение рентабельностихарактеризует цель предприятия в рыночной экономике;
· рост рентабельностиспособствует повышению финансовой устойчивости предприятия;
· при увеличениирентабельности возрастает интерес к предприятию.
Механизмуправления прибылью туроператорской фирмы предполагает определение «порогарентабельности» – критической точки, точки безубыточности, точкисамоокупаемости, точки перелома, точки разрыва.
Порогрентабельности – это такая выручка от реализации, при которой предприятие уже неимеет убытков, но еще не имеет прибыли. Результата от реализации послевозмещения переменных затрат в точности хватает на покрытие постоянных затрат,а прибыль равна 0.
Знаяопределение порога рентабельности, можно сделать вывод, что точкабезубыточности туроператорской фирмы – это такой объем продажтуроператорских услуг, при котором прибыль равна 0.
Дляпостроения графика нам понадобятся данные:
1) Объемпродаж (туродней) – 91 704
2) Выручка(рубли) = (с/с + пр. + НДС) * Q (где: Q – объем продаж) = 106,2 * 91 704 =9738 965
3) Постоянныезатраты (рубли) – 2874 214 (табл.)
4) Переменныезатраты (рубли) – 2569 604 (табл.)
Таблица 2.17.Постоянные затраты№ п/п Статьи затрат Стоимость 1 Амортизация ОПФ 1063 750 2 Амортизация нематериальных активов 79 200 3 Реклама 66 000 4 Налоги, сборы, платежи 60 000 5 ФОТ (АУП) + ЕСН 1605 264
Итого:
2874 214
Таблица 2.18.Переменные затраты№ п/п Статьи затрат Стоимость 1 ФОТ (ПП) + ЕСН 1680 984 2 Оборотные средства 237 500 3 Расходные материалы* 180 720 4 Приобретение литературы 63 600 5 Интернет 36 000 6 Командировочные расходы 120 000 7 Услуги связи 48 000 8 Расходы на сертификацию услуг 43 200 9 Участие в выставках 60 000 10 Коммунальные платежи 81 600 11 Отправка почты 18 000
Итого
2569 604
Порогрентабельности (туродни) = Постоянные затраты / (Цена единицы продукта –Переменные затраты / Объем производства).
Порогрентабельности = 2874 214/((106,2 – (2569 604: 91 704) = 36 765 (туродней).
Еслипроизводить меньше 36 765 туродней, то предприятие будет убыточно.
2.5 Анализрезультатов деятельности предприятия
Проведениеанализа финансовых результатов деятельности предприятия имеет огромноепрактическое значение. Разработаны методология и технологии анализа, формыпередачи информации.
Прибыльрассматривается как результативный (оценочный) показатель – она характеризуетэффективность деятельности предприятия, успех предпринимательской деятельности,является экономическим показателем роста предприятия. Предприятие получаетприбыль, если выручка от продаж превышает себестоимость реализованной продукции(работ, услуг).
Проведеманализ финансовых результатов деятельности ООО «КолибриТУР»
Выручка=9738 965 руб.
Дляопределения валовой прибыли необходимо от выручки отнять НДС, материальныезатраты и налог на имущество.
НДС=16,2*91 704= 1485 605руб.
Материальныезатраты=5443 818 руб.
Налогна имущество = ((ст-ть ОПФ + (ст-ть ОПФ – Амор. за год)) /2 * 2,2)/100 = (17 976 000+ (17 976 000 – 1063 750))/2)* (2,2/100) = 383 771руб.
Валоваяприбыль= 9738 965 – 1485 605 – 5443 818 – 383 771 =
2425 771 руб.
Далеенеобходимо отнять налог на прибыль (20%).
Чистаяприбыль=2425771 – (2425 771*0,2) = 1940 616 руб.
Рентабельностьпродаж – это показатель, характеризующий величину прибыли, которую приноситпредприятию каждый рубль проданной продукции.
Рпрод= ЧП / ВР * 100%,
Где ЧП –чистая прибыль от продаж; ВР – выручка от реализации продукции.
Рентабельностьпродаж =1940 616 /9738 965 *100%=19,9%
Рентабельностьпроизводства – отношение прибыли к сумме основного и оборотного капитала.
Рентабельностьпроизводства = чистая прибыль / материальные затраты*100%=1940 616 /5443 818*100% = 35.6%
2.6Условия банкротства и санации предприятия
Всоответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)предприятий» от 8 января 1998 г. №6–83 под несостоятельностью(банкротством) понимается неспособность удовлетворить требования кредиторовпо оплате товаров (работ, услуг), включая неспособность обеспечить обязательныеплатежи в бюджет и внебюджетные фонды.
В Российской Федерации используются два признака банкротства:
1) Приостановлениетекущих платежей – предприятие не обеспечивает или заведомо не способно обеспечитьвыполнение требований кредиторов в течение трех месяцев со дня наступлениясроков их исполнения. По истечении указанного срока кредиторыпредприятия-должника получают право на обращение в арбитражный суд с заявлениемо признании его несостоятельным (банкротом). В суд может обратиться сзаявлением и сам должник.
Втом случае, когда результаты деятельности предприятия ведут к банкротству,может быть проведена санация (оздоровление) предприятия.
2)Сумма долга. По новому закону о несостоятельности для юридического лица она недолжна быть менее 100 тысяч рублей (вместо 500 МРОТ по закону о банкротстве1998 года);
Санация – это комплексмероприятий, направленных на предотвращение банкротства и ликвидациюпредприятия. Суть санации состоит в передаче (по решению суда) функций поуправлению делами фирмы государственному органу или совету кредиторов из числауполномоченных специалистов по делам о несостоятельности.
Применениепроцедуры санации создает реальные возможности для решения следующих задач;
· обеспечениевыживания предприятия;
· заключениемировой сделки между должниками и кредиторами;
· достижениелучшей реализации активов предприятия, чем при его ликвидации.
Санацияможет осуществляться организационными и финансовыми методами. В первом случаепроводятся изменения в административном аппарате предприятия, устраняются илисокращаются нерентабельные подразделения. Финансовые меры могут предусматриватьвыпуск новых акций или облигаций для мобилизации денежного капитала, увеличениебанковских кредитов и предоставление бюджетных субсидий, уменьшение дивидендов(процентов) по акциям (облигациям, депозитам), отсрочку их погашения (выплат),перевод краткосрочной задолженности в долгосрочную.
/>Заключение
В даннойкурсовой работе мы предусмотрели и просчитали все возможные стороныдеятельности туроператорской фирмы: организационную, финансовую,содержательную, кадровую и многие другие. В этих целях мы провели тщательныйанализ, позволяющий выявить основные пути развития фирмы, главные вопросы,проблемы и пути их решения.
Полный анализпотенциального предприятия даёт представления о предполагаемом бизнесе как с точкизрения содержания, организации, так и сточки зрения финансов. Рентабельность продажнашего предприятия составила 19,9%, а рентабельность производства 35.6%. Этоотличные показатели для данного предприятия. После получения положительного результатаможно приступить к созданию туристской фирмы в рабочем порядке.
Часто любоедело начинается с получения кредита или с создания совместного предприятия.Кредиторам, инвесторам и партнёрам необходимо представить картину будущегопредприятия, т.е. дать характеристику продукции, рынков, перспектив сбыта иокупаемости. Для этих целей обычно составляется бизнес-план, которым и являетсяданная курсовая работа. Правильно и грамотно составленный он поможет,во-первых, избежать множество ошибок, распространённых у начинающихпредприятий, и, во-вторых, как ничто другое убедит инвесторов в том, что нашакомпания – предприятие серьёзное, прибыльное и перспективное.
Список литературы
1. Налоговый кодексРоссийской Федерации (Части 1 и 2) – 2008.
2. Гражданский кодексРоссийской Федерации – 2008.
3. Горбылева З.М. Экономикатуризма. – Минск, БГЭУ, 2004.
4. Быстров С.А. Финансовыйменеджмент в туризме, М, Изд. Герда, 2006.
5. Ильина Е.Н. Туризм– путешествия. Создание туристской фирмы. Агентский бизнес: Учебник длятуристских колледжей и вузов. – М., 1998.
6. Морозов М.А. Экономикаи предпринимательство в СКСиТ, М.ACADEMA, 2004.
7. Остапенко В.В. Финансыпредприятия. – М., «Омега», 2004.
8. Под ред. Власовой В.М. Основыпредпринимательской деятельности, Ростов на Дону, Март, 2002.
9. Яковлев ТА. Экономика истатистика в туризме, М, 2002.
10. Лекционныйматериал.