План
Введение
1. Характеристика скоростных способностей
2. Методика воспитания скоростных способностей
Заключение
Список литературы
Введение
Несмотря на важность развития быстроты реагирования надействия партнера или соперника, в профессиональной деятельности и спорте наибольшеезначение имеет скорость выполнения целостных двигательных действий — перемещений,изменений положения тела, атак и защит в поединке и т.д.
Максимальная скорость движений, которую может проявитьчеловек, зависит не только от скоростных характеристик его нервных процессов ибыстроты двигательной реакции, но и от других способностей: динамической (скоростной)силы, гибкости, координации, уровня владения техникой выполняемых движений. Поэтомускоростные способности считают сложным комплексным двигательным качеством.
Скоростныеупражнения относятся к работе максимальноймощности, непрерывная предельная продолжительность которой, даже увысококвалифицированных спортсменов, не превышает 20-25 секунд. Естественно,что у менее тренированных людей эти возможности гораздо меньше.
Скоростные способности человека очень специфичны, и прямогопереноса быстроты в координационно не схожих движениях у тренированныхспортсменов, как правило, не наблюдается. Небольшой перенос имеет место лишь уфизически слабо подготовленных людей. Все это говорит о том, что, если необходимоповысить скорость выполнения каких-то специфических действий, то нужно тренироватьсяпреимущественно в скорости выполнения именно этих действий.
Цель контрольной работы — рассмотреть характеристику иметодику воспитания скоростных способностей.
1. Характеристика скоростных способностей
Под скоростнымиспособностями понимают возможности человека, обеспечивающиеему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условийпромежуток времени. Различают элементарные и комплексные формы проявленияскоростных способностей. К элементарным формам относятся быстрота реакции,скорость одиночного движения, частота (темп) движений.
Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся надве группы: простые и сложные. Ответ заранее известным движением на заранееизвестный сигнал (зрительный, слуховой, тактильный) называется простой реакцией. Примерамитакого вида реакций являются начало двигательного действия (старт) в ответ навыстрел стартового пистолета в легкой атлетике или в плавании, прекращениенападающего или защитного действия в единоборствах или во время спортивной игрыпри свистке арбитра и т.п. Быстрота простой реакции определяется по такназываемому латентному (скрытому) периоду реакции — временному отрезку отмомента появления сигнала до момента начала движения. Латентное время простойреакции у взрослых, как правило, не превышает 0,3 с.
Сложныедвигательные реакции встречаются в видах спорта,характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивныеигры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательныхреакций в физическом воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когдаиз нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватноеданной ситуации).
В ряде видов спорта такие реакции одновременно являютсяреакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).
Временной интервал, затраченный на выполнение одиночногодвижения (например, удар в боксе), тоже характеризует скоростные способности. Частота,или темп, движений — это число движений в единицу времени (например, числобеговых шагов за 10 с).
В различных видах двигательной деятельности элементарныеформы проявления скоростных способностей выступают в различных сочетаниях и всовокупности с другими физическими качествами и техническими действиями. В этомслучае имеет место комплексноепроявление скоростных способностей. К ним относятся: быстротавыполнения целостных двигательных действий, способность как можно быстреенабрать максимальную скорость и способность длительно поддерживать ее.
Для практики физического воспитания наибольшее значениеимеет скорость выполнения человеком целостных двигательных действий в беге,плавании, передвижении на лыжах, велогонках, гребле и т.д., а не элементарныеформы ее проявления. Однако эта скорость лишь косвенно характеризует быстротучеловека, так как она обусловлена не только уровнем развития быстроты, но идругими факторами, в частности техникой владения действием, координационнымиспособностями, мотивацией, волевыми качествами и др.
Способность как можно быстрее набрать максимальную скоростьопределяют по фазе стартового разгона или стартовой скорости. В среднем этовремя составляет 5-6 с. Способность как можно дольше удерживать достигнутуюмаксимальную скорость называют скоростной выносливостью и определяют подистанционной скорости.
В играх и единоборствах есть еще одно специфическоепроявление скоростных качеств — быстрота торможения, когда в связи с изменениемситуации необходимо мгновенно остановиться и начать движение в другомнаправлении.
Проявление форм быстроты и скорости движений зависит отцелого ряда факторов:
1) состояния центральной нервной системы и нервно-мышечногоаппарата человека;
2) морфологических особенностей мышечной ткани, еекомпозиции (т.е. от соотношения быстрых и медленных волокон);
3) силы мышц;
4) способности мышц быстро переходить из напряженногосостояния в расслабленное;
5) энергетических запасов в мышце (аденозинтрифосфорнаякислота — АТФ и креатинфосфат — КТФ);
6) амплитуды движений, т.е. от степени подвижности всуставах;
7) способности к координации движений при скоростной работе;
8) биологического ритма жизнедеятельности организма;
9) возраста и пола;
10) скоростных природных способностей человека.
С физиологической точки зрения быстрота реакции зависит отскорости протекания следующих пяти фаз: возникновения возбуждения в рецепторе (зрительном,слуховом, тактильном и др.), участвующем в восприятии сигнала; передачивозбуждения в центральную нервную систему; перехода сигнальной информации понервным путям, ее анализа и формирования эфферентного сигнала; проведенияэфферентного сигнала от центральной нервной системы к мышце; возбуждения мышцыи появления в ней механизма активности.
Максимальная частота движений зависит от скорости переходадвигательных нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения иобратно, т.е. она зависит от лабильности нервных процессов.
На быстроту, проявляемую в целостных двигательных действиях,влияют: частота нервно-мышечной импульсации, скорость перехода мышц из фазынапряжения в фазу расслабления, темп чередования этих фаз, степень включения впроцесс движения быстро сокращающихся мышечных волокон и их синхронная работа.
С биохимической точки зрения быстрота движений зависит отсодержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорости ее расщепления иресинтеза. В скоростных упражнениях ресинтез АТФ происходит за счетфосфорокреатинового и гликолитического механизмов (анаэробно — без участия кислорода).Доля аэробного (кислородного) источника в энергетическом обеспечении разнойскоростной деятельности составляет 0-10%.
Генетические исследования (метод близнецов, сопоставлениескоростных возможностей родителей и детей, длительные наблюдения за изменениямипоказателей быстроты у одних и тех же детей) свидетельствуют, что двигательныеспособности существенно зависят от факторов генотипа. По данным научныхисследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяетсянаследственностью. Среднесильное генетическое влияние испытывают скоростьодиночного движения и частота движений, а скорость, проявляемая в целостныхдвигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды(40-60%).
Наиболее благоприятными периодами для развития скоростныхспособностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет.Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателяхбыстроты простой реакции и максимальной частоты движений. Целенаправленныевоздействия или занятия разными видами спорта оказывают положительное влияниена развитие скоростных способностей: специально тренирующиеся имеютпреимущество на 5-20% и более, а рост результатов может продолжаться до 25 лет.
Половые различия в уровне развития скоростных способностейневелики до 12-13-летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек,особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий (бег, плаваниеи т.д.).
Задачиразвития скоростных способностей:
Перваязадача состоит в необходимости разностороннего развитияскоростных способностей (быстрота реакции, частота движений, скоростьодиночного движения, быстрота целостных действий) в сочетании с приобретениемдвигательных умений и навыков, которые осваивают дети за время обучения вобразовательном учреждении. Для педагога по физической культуре и спорту важноне упустить младший и средний школьный возраст — сенситивные (особенноблагоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.
Втораязадача — максимальное развитие скоростных способностей приспециализации детей, подростков, юношей и девушек в видах спорта, где скоростьреагирования или быстрота действия играет существенную роль (бег на короткиедистанции, спортивные игры, единоборства и др.).
Третьязадача — совершенствование скоростных способностей, откоторых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, влетном деле, при выполнении функций оператора в промышленности, энергосистемах,системах связи и др.).
Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможностьповышения скорости в локомоторных циклических актах весьма ограничена. Впроцессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается нетолько воздействием на собственно скоростные способности, но и иным путем — черезвоспитание силовых и скоростно-силовых способностей, скоростной выносливости,совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствованиятех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных качествбыстроты.
В многочисленных исследованиях показано, что всевышеназванные виды скоростных способностей специфичны. Диапазон взаимногопереноса скоростных способностей ограничен (например, можно обладать хорошейреакцией на сигнал, но иметь невысокую частоту движений; способность выполнятьс высокой скоростью стартовый разгон в спринтерском беге еще не гарантируетвысокой дистанционной скорости и наоборот). Прямой положительный переносбыстроты имеет место лишь в движениях, у которых сходные смысловые ипрограммирующие стороны, а также двигательный состав. Отмеченные специфическиеособенности скоростных способностей поэтому требуют применения соответствующихтренировочных средств и методов по каждой их разновидности.2. Методика воспитания скоростных способностей
Все проявления скоростных способностей эффективноразвиваются при игре в баскетбол. Можно также порекомендовать ручной мяч,настольный теннис, подвижные игры с быстро меняющейся игровой ситуацией ибыстрым передвижением.
Воспитание быстроты движений, повышение скорости выполненияцелостных двигательных актов тесно связаны с повышением функциональныхвозможностей организма спортсмена, обусловливающих скоростные характеристики вразличных формах двигательной деятельности. В методике воспитания быстротысуществует два направления: целостное воспитание быстроты в определенномдвижении и аналитическое совершенствование отдельных факторов, обуславливающихмаксимальную скорость движения.
Для воспитания способности выполнять движения более быстро,для повышения достигнутого уровня скорости можно рекомендовать разные пути. Первыйиз них — повторное выполнение движения или действия с сознательным и весьмасильным стремлением сделать их с рекордной быстротой. Такой путь требуетчрезвычайной концентрации психических возможностей спортсмена и огромнойволевой вспышки. Эффективному выполнению подобных упражнений помогаетиспользование ускорения. Например, в беге с ускорением (обычно на 60-80 м) спортсменпостепенно наращивает скорость и доводит ее до максимальной. В ускорениях бегунпытается с разгона перейти установившийся предел и хотя бы на небольшомрасстоянии достичь еще большей скорости. Новые, более быстрые, движения,которые он сумеет сделать, и будут вызывать соответствующие перестроения ворганизме. Такие ускорения будут действенны только в том случае, если ихповторять многократно. Однако проводить такие занятия можно не более 1-2 раза внеделю из-за опасности перетренировки.
Другой путь сходен с первым, только стремление более быстровыполнить действие имеет конкретную, предметную цель (например, прыжок в длинучерез рейку, положенную близко к отметке рекордного результата).
Эффективен и третий путь, когда для воспитания способностипроявлять волевые усилия, направленные на «мгновенное» движение,применяются время от времени скоростные упражнения в затрудненных условиях исразу же в обычных условиях.
Развитие такого качества, как быстрота зависит отлабильности нервно-мышечного аппарата, эластичности мышц, подвижности всуставах, согласованности деятельности мышц-антагонистов при максимально частомчередовании процессов возбуждения и торможения, степени владения техническимиприемами.
Наиболее успешно быстрота развивается в 10-12-летнемвозрасте. Поскольку быстрота движений зависит от силы мышц, поэтому этикачества развивают параллельно. Как известно, чем меньше внешнее сопротивлениедвижениям, тем они быстрее. Уменьшить вес снаряда, установленный правиламисоревнований, нельзя. Также невозможно уменьшить вес тела без вреда дляздоровья. Но можно увеличить силу. Возросшая сила позволит спортсмену легчепреодолевать внешнее сопротивление, а значит, и быстрее выполнять движения.
Повысить уровень быстроты движений за счет силы мышц можнопрежде всего посредством улучшения способности проявлять очень большие мышечныеусилия. Только эта способность и совершенная нервно-мышечная координацияпозволяют спортсмену выполнять мощные движения, проявлять взрывные усилия. Безэтого невозможны достижения, например в легкой атлетике (барьерный бег, прыжки,метание и др.) Для выполнения движений, увеличивающих силу соответствующихгрупп мышц должны быть использованы, главным образом, упражнения, сходные посвоей структуре с техникой избранного вида спорта. Например, для развитиябыстроты у бегунов — бег по наклонной дорожке вверх, поднимание груза,положенного на бедро и др. Особенность силовой подготовки, имеющей цельюразвитие быстроты, состоит также в том, что при этом используются динамическиеупражнения, т.е. упражнения с малым и средним весом, выполняемые с большойскоростью и амплитудой, упражнения баллистического характера (метания,выпрыгивания с отягощением). Эти упражнения должны сочетаться с такими, которыеобеспечивают развитие общей и максимальной силы. Используя упражнения сотягощениями, направленные в основном на развитие силы, нельзя забывать обыстроте их выполнения, иначе может снизиться быстрота движения.
Большое значение также имеет подвижность в суставах испособность мышц-антагонистов к растягиванию. Если продуктивно использоватьэластичные свойства мышц, то быстрота движений повышается. Мышца предварительнооптимально растянутая сокращается быстрее и с большей силой. Поэтому необходимообращать особое внимание на улучшение эластичности мышц. Для этого следуетвыполнять специальные упражнения на растягивание расслабленных и напряженныхмышц. Частота ациклических и циклических движений во многом определяетсятехникой. Это касается не только кинематической структуры движений, но идинамической.
При овладении техникой быстрых движений нужно научитьсярасслаблять мышцы-антагонисты, не вовлеченные в данный момент в активнуюработу, научиться бегать, прыгать с максимальной отдачей всех сил, но в то жевремя свободно, без излишнего напряжения. В достижении этого особо важную рольиграет упрочение двигательного навыка, для чего необходимо многократноповторять упражнения в течение длительного времени. Но повторения должнывыполняться с интенсивностью 0,8 — 0,9 от максимальной, чтобы не вызыватьизлишних мышечных напряжений.
Важное значение для воспитания быстроты и повышения скоростидвижений имеет правильное определение дозировки скоростных упражнений. Те изних, которые выполняются с максимальной интенсивностью, являются сильнодействующим средством, вызывающим быстрое утомление. Это же относится и купражнениям, направленным на повышение скорости движений. Поэтому упражнения,выполняемые с максимальной скоростью, должны применяться часто, но вотносительно небольшом объеме. Длительность интервалов отдыха обусловленастепенью возбудимости центральной нервной системы и восстановлением показателейвегетативных функций, связанных с ликвидацией кислородного долга. Тренировочнуюработу для развития быстроты следует заканчивать, как только субъективныеощущения спортсмена или показания секундомера скажут об уменьшенииустановленной или максимальной быстроты.
Отдых между повторными выполнениями тренировочных упражненийдолжен обеспечить готовность повторить ту же работу, не снижая быстроты. Придлительных интервалах отдыха быстрота движений снижается. Видимо, этообъясняется изменением состояния центральной нервной системы, уменьшениемвозбудимости нервных клеток коры головного мозга, а также снижением температурытела, повышающейся во время разминки и предыдущей работы. Продолжительностьотдыха зависит от вида упражнений, состояния спортсмена, его подготовленности,условий тренировки. Обычно интервал отдыха определяется субъективно по моментуготовности к выполнению упражнения.
Упражнения, требующие значительной быстроты приинтенсивности, не достигающей предельной, выполнять лучше чаще. Нагрузка влюбом занятии должна быть такой, чтобы к следующему занятию спортсмен полностьюотдохнул.
Таким образом, для совершенствования этого физическогокачества необходимо подбирать упражнения:
развивающие быстроту ответной реакции;
способствующие возможно более быстрому выполнению движений;
облегчающие овладение наиболее рациональной техникойдвижения.
Выполняют их в максимально быстром темпе. Для этогоиспользуются повторные ускорения с постепенным наращиванием скорости иувеличением амплитуды движения до максимальной. Очень полезны упражнения воблегченных условиях, например, бег под уклон, бег за лидером и т.п.
Методы развития быстроты:
Повторный метод. Суть его сводится квыполнению упражнений с околопредельной или максимальной скоростью. Следуетвыполнять задания в ответ на сигнал (преимущественно зрительный) и на быстротуотдельных движений. Продолжительность выполнения задания такая, в течениекоторой поддерживается максимальная быстрота (обычно 5-10 сек). Интервал отдыхамежду упражнениями должен обеспечивать наибольшую готовность к работе (30 сек. — 5 мин. В зависимости от характера упражнений и состояния спортсмена).
Сопряженный метод. Например, выполнениеударного движения при нападающем ударе с отягощением на кисти, перемещения сотягощением и т.п.
Метод круговой тренировки. Подбираютупражнения, при выполнении которых участвуют основные группы мышц и суставы.
Игровой метод. Выполнение упражнений набыстроту в подвижных играх и специальных эстафетах.
Соревновательный метод. Выполнение упражненийс предельной быстротой в условиях соревнования.
Особенно рекомендуется последний — соревновательный метод,который требует значительных волевых усилий. Эффективность этого методаповышается при групповом выполнении упражнений.
Главная задача при воспитании быстроты состоит в том, чтобыспортсмен преждевременно не специализировался в каком-либо одном упражнениискоростного характера, чтобы не включать в большом объеме однотипное повторениеэтого упражнения. Поэтому столь важно, чтобы спортсмены применяли скоростныеупражнения возможно чаще в форме состязания или игры. В программу занятийдолжны входить в значительном объеме такие скоростные упражнения, какспринтерский бег со старта и с хода, бег с ускорением, прыжки в длину и высотус предельно быстрым отталкиванием, метание облегченных снарядов, подвижные испортивные игры, предельно быстро выполняемые акробатические упражнения и разнообразныеспециальные подготовительные упражнения.
Особо важную роль в тренировке, направленной на развитиебыстроты одиночных движений, играет срочная информация о достигнутыхрезультатах. Сопоставление объективных показателей быстроты, частоты движений, временивыполнения позволяет спортсменам улучшать эти параметры и делать правильныевыводы об эффективности тренировки.
Для тренировки быстроты реакции, необходимой нам в самыхразнообразных жизненных ситуациях, можно предложить множество упражнений. Например,вы вытягиваете вперед руку с выпрямленной в вертикальной плоскости ладонью, адругой человек держит за верхний конец 30-40-сантиметровую линейку такимобразом, чтобы ее нижний конец был вровень с ребром вашей ладони (на расстоянии1-2 см от нее). Затем он неожиданно для вас отпускает линейку, а вы должны какможно быстрее схватить ее (предплечье должно оставаться неподвижным). При этомрасстояние, которое линейка успела пролететь, будет характеризовать вашубыстроту реакции.
Был рассмотрен пример с так называемой простой реакцией. Вжизни же приходится проявлять быстроту сложной реакции, когда мы заранее незнаем, как нам придется реагировать на то или иное неожиданное изменениеобстановки. Соответственно и тренируется такая быстрота упражнениями, в которыхв зависимости от сигнала человеку приходится выбирать ответное действие минимумиз двух вариантов. Модель такой ситуации — широко известная игра: один человеквыставляет ладони открытыми кверху, а партнер накрывает их своими. Задачапервого — быстро ударить любой своей рукой по тыльной стороне любой ладонисоперника. У того более сложная задача — уловить, какой из четырех возможныхвариантов начал выполнять партнер, и в зависимости от этого успеть отдернутьодну или другую руку. Игра эта отлично тренирует быстроту реакции и быстротудвижений рук в том объеме, в каком она проявляется в игровых действиях.
Последнее обстоятельство очень важно иметь в виду. Как мыуже сказали, скорость определенных движений развивается с помощью аналогичныхже по структуре движений. А поскольку двигательная деятельность человекачрезвычайно многообразна и ситуации, которые могут потребовать от нас быстроты,практически непредсказуемы, тренировать быстроту отдельных движений с помощьюпростых упражнений нецелесообразно — слишком много их для этого понадобится. Пожалуй,лишь быстроту разгибателей ног и рук есть смысл тренировать отдельно, ибоважней всего для человека, чтобы именно они обладали этим качеством. Здесьгодятся обычные прыжки на носках, а также выпрыгивание вверх из положенияприседа и полуприседа. Данные упражнения можно выполнять как в утреннейзарядке, так и в отдельной тренировке, но только на «свежую» силу, тоесть в начале занятия. Не следует выполнять упражнения, способствующие развитиюбыстроты, в состоянии утомления, так как при этом резко нарушается координациядвижений и теряется способность быстро выполнять их. Поэтому их и рекомендуювключать в первую половину каждого тренировочного занятия, причем в небольшихобъемах. Количество повторений в одном тренировочном занятии небольшое. Длямышц рук выполняются всевозможные метания на дальность теннисного мяча,камешков — желательно одной и другой рукой. В домашних условиях можноиспользовать такой прием: несколько первых отжиманий в упоре лежа делать смаксимальной скоростью. Если более или менее быстрые отжимания не получаются,лучше выполнять их из «облегченного» исходного положения — сповышенной опорой руками.
Выполнение большинства технических приемов во многих видахспорта немыслимо без развития такого качества, как быстрота. Для его развитиярекомендуются упражнения, в которых необходимо выполнять обусловленное движениена определенный сигнал. Чаще используется зрительный сигнал. При этом условиявыполнения движений постепенно осложняются. Например, для развития быстротыреагирования на сигнал стартера в беге на короткие дистанции вначале следуетвыполнять движения только руками, расположенными на повышенной опоре, затемпостепенно снижать опору, упражняться в быстром реагировании движениями ног изболее выпрямленного положения, постепенно увеличивая угол сгибания ног, и такимобразом прийти к обычному положению на старте.
Внимание занимающихся должно быть сосредоточено надвижениях, которые следует выполнять, а не на ожидаемом сигнале. Для улучшениябыстроты реагирования целесообразно предварительно слегка напрячь мышцы техчастей тела, которыми предстоит сделать движение. Полезно изменять паузу междуожидаемым сигналом и его подачей, а также изменять силу сигнала.
Быстроту реакции на движущийся объект (в видах спорта типаединоборств, спортивных играх) прежде следует развить в упрощенных условиях, азатем постепенно осложнять ситуации. Одним из средств для развития быстротыреакции в спортивных играх может быть игра с малыми мячами вместо мячейобычного размера.
Специальные упражнения для развития быстроты состоят изразличных возможно быстрых движений. Важно знать, что приобретенная быстрота вдвижениях, несходных по двигательной структуре, не переносится на другоеупражнение. В движениях, координационно сходных, дело обстоит по-другому. Так,например, быстрота, приобретенная в спринтерском беге, переносится на движенияотталкивания в прыжках и на выпрямление ног в метаниях. Вот почему наиболееэффективны специальные упражнения для развития качества быстроты, максимальноприближенные к элементам избранного вида спорта. Выполнять упражнения вцелостном виде нужно повторно, с такой быстротой или скоростью перемещения,которая близка к установившемуся пределу в данное время, и еще быстрее воблегченных условиях, а также возможно быстрее в затрудненных условиях.
Для развития быстроты движений используются также физическиеупражнения, в которых это качество проявляется в наибольшей мере, например бегна короткие дистанции, ряд подвижных и спортивных игр, метание облегченныхснарядов, отдельные детали спортивных упражнений, выполняемых в высоком темпеили импульсивно, резко.
Упражнения для развития быстроты:
Рывки и ускорения из различных исходных положений (сидя,лежа, стоя на коленях и т.д.) по зрительному сигналу.
Прыжки через скакалку (частота вращения максимальная).
Рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками.
Рывки на короткие отрезки с резкой сменой направлениядвижения и резкими остановками способствуют развитию быстроты перемещения.
Имитационные упражнения с акцентировано быстрым выполнениемкакого-то отдельного движения.
Быстрые перемещения, характерные для волейбола,
баскетбола и др., с последующей имитацией или выполнениемтехнического приема.
Различные сочетания имитационных упражнений, выполняемых вразной последовательности, способствует развитию такого вида быстроты, какбыстрота переключения с одних действий на другие.
При выполнении имитационных упражнений в сочетании супражнениями, направленными на развитие быстроты перемещений, следует учитыватьспецифику конкретного вида спорта. Имитируемые технические приемы должныучитывать закономерности перемещений на поле (площадке, ринге и т.д.). Например,в волейболе после перемещения к сетке должен следовать нападающий удар и т.д.
Для развития всех форм быстроты необходимо руководствоватьсяследующими положениями:
Если основная задача занятия развитие быстроты, то ееследует решить непосредственно после разминки.
Одновременно с развитием быстроты необходимо упражняться всовершенствовании техники избранного вида спорта.
Развивать способность к произвольному (сознательному) расслаблениюмышц.
Начинать развитие быстроты следует с выполнения упражненийравномерным методом, со средней интенсивностью: как только развиваетсяспособность контроля за движениями, применять метод переменных иповторно-переменных упражнений; наибольшая скорость (интенсивность) движений наэтой стадии — 80-85% от максимальных возможностей.
В процессе упражнений в циклических видах спорта нагрузку наорганизм следует регулировать по показателям частоты дыхания и пульса, а такжеруководствуясь возможностями занимающегося поддерживать скорость первых попытоки сохранять правильную координацию движений; перерывы для отдыха междуотдельными повторениями должны быть такой длительности, чтобы частота дыханияприближалась к норме и вместе с тем не прошло возбуждение от предыдущегоупражнения. Длительность перерыва для отдыха от одного повторения к другому напротяжении одного занятия должна постепенно увеличиваться.
На протяжении ряда лет тренировки, особенно юныхспортсменов, уровень быстроты движений должен повышаться. Однако наблюдаютсямногочисленные случаи стабилизации этого качества на достигнутом уровне, что,надо думать, происходит из-за не предъявления в процессе тренировки новых,более высоких, требований к организму спортсмена, к его физическим и волевымкачествам. Кроме того, вследствие множества повторений одного и того жедействия с максимальной быстротой создается автоматизация движений, основаннаяна образовании и закреплении определенной системы нервных процессов. Этостабилизирует быстроту отталкивания, рывка, частоту движений спортсмена,препятствуя росту скорости даже тогда, когда уровень развития физических иволевых качеств повышается. Так создается «скоростной барьер», приостанавливающийпрогресс в спортивных результатах. Чтобы избежать этого, следует начинатьспециализацию подростков и юношей в видах спорта, в которых преимущественно,проявляется быстрота (в частности, в беге на короткие дистанции), после того,как достигнут достаточно высокий уровень общей физической подготовленностипутем занятий такими видами спорта, в которых движения выполняются вварьируемых условиях (например, занятий баскетболом, регби).
Чтобы преодолеть скоростной барьер, необходимо применитьтакие средства, методы и условия, которые помогли бы спортсмену не толькоповысить предельную быстроту, но и в многократных повторениях закрепить ее нановом уровне. В принципе все упражнения и методы, используемые для развитиябыстроты и частоты движений с проявлением максимальных усилий, могут бытьприменены для преодоления скоростного барьера. Однако этому должнапредшествовать специальная физическая подготовка, направленная на укреплениемускулатуры, подвижности суставов, на повышение выносливости.
Известно, что потенциальные возможности нервно-мышечнойсистемы в быстроте движений значительно выше, чем принято считать. Свидетельствоэтому — выполнение в облегченных условиях движений с большой быстротой вусловиях, способствующих увеличению темпа и импульсивности (например, бег понаклонной дорожке, плавание за лидером, метание облегченных снарядов,уменьшение размеров площадки в спортивных играх и др.). Но когда речь идет омаксимальной быстроте движений в обычных условиях, то спортсмену чрезвычайно трудноперейти на новый, более высокий, ее уровень. Для этого нужны новые, болеесильные, раздражители, которые вызвали бы и более энергичное проявлениесоответствующих физических и психических возможностей. Чтобы «развить»скоростной барьер, полезно также сделать большой перерыв в тренировке визбранном виде спорта, используя это время для занятий другими физическимиупражнениями.
Естественно, что тренеров и спортсменов интересует проблемадостижения стабильного уровня сверхбыстроты. Если после нескольких успешныхпопыток преодоления скоростного барьера в облегченных условиях спортсмен можетсделать то же в обычных условиях, то достижение стабильности зависит лишь отчисла повторений сверхбыстрых движений. Многократное повторение в конце концовприведет к образованию нужного двигательного навыка, устойчивого и в обычныхусловиях.
Большинство упражнений, применяемых для развития быстроты,предъявляет высокие требования к работе внутренних органов. Поэтому их могутприменять только молодые, здоровые и хорошо тренированные люди. Резкиенапряжения, используемые для развития быстроты, у недостаточно тренированныхлиц могут привести к растяжениям и разрывам связок и мышечных волокон. Встаршем и пожилом возрастах в силу высоких требований, предъявляемых корганизму, упражнения для развития быстроты следует применять весьма осторожнои ограниченно.
Заключение
Завершая работу можно сделать вывод, что под скоростнымиспособностямипонимают возможности человека, обеспечивающие емувыполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежутоквремени.
При совершенствовании скоростных качеств важно иметь в виду,что быстрота, которую спортсмен может проявить в конкретном движении, зависитот ряда факторов и главным образом от уровня физических кондиций.
Развитие быстроты спортсмена тесно связано с развитиемспособности мышц к расслаблению (от степени их эластичности). Поэтому большойрезерв увеличения скорости кроется в улучшении техники движения.
При развитии и совершенствовании скоростных качествцелесообразно придерживаться комплексного подхода, суть которого заключается виспользовании в рамках одного и того же занятия различных скоростных упражнений.
Для целенаправленного развития быстроты реакции с большойэффективностью используются различные методы.
Основными средствами развития различных форм быстротыявляются упражнения, требующие быстрых двигательных реакций, высокой скорости ичастоты выполнения движений.
Однако, при всем том, что все такие упражнения направлены наразвитие быстроты, все-таки имеются существенные методические особенностиразвития различных ее форм.
Список литературы
1. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека.- М.: Физкультура и спорт, 1987.
2. Захаров Е.Н., Карасев А.В., Сафонов А.А. Энциклопедия физическойподготовки (Методические основы развития физических качеств) / Под общей ред. А.В.Карасева. — М.: Лептос, 1994. — 368 с.
3. Настольная книга учителя физической культуры. / Под ред.Л.Б. Кофмана. — М.:Физкультура и спорт, 1998.
4. Советская система физического воспитания. /Под ред.Г.И. Кукушкина. — М.:Физкультура и спорт, 1975.
5. Фомин Н. А, Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности.- М.: Физкультура и спорт, 1991.
6. Хедман Р. Спортивная физиология: Пер. со швед. / Предисл. Л.А. Иоффе. — М.:Физкультура и спорт, 1980.
7. Холодов Ж., Кузнецов В. Теория и методика физического воспитания испорта. — М.: Академия, 2000.