Реферат по предмету "Разное"


«Экологическая азбука» Рабочая тетрадь по экологии для учащихся 6 класса

«Экологическая азбука»Рабочая тетрадь по экологии для учащихся 6 классаВведениеВыберите правильное определение науки экологии. Экология – это:наука о природе;наука о животных;наука о растенияхнаука, которая изучает условия жизни живых организмов в их местообитании и их взаимоотношения между собой.Кто из ученых ввел в науку термин экология в 186 году: ДарвинВернадскийГеккельУолессЗапишите, что требуется живому организму для жизни?В чем состоит значение окружающей среды для живых организмов?_______________________________________________________________________________________________________________________Как живые организмы влияют на окружающую среду?_____________________________________________________________________________________________________________________________Для чего растения нужны животным?________________________________________________________________________________________________________________________Для чего животные нужны растениям?________________________________________________________________________________________________________________________Природа и человек, как они связаны между собой?____________________________________________________________________________________________________________________________Запишите положительное и отрицательное влияние человека на природуВлияние Отрицательное________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Положительное________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Как вы считаете, что произойдет, если на земле исчезнут все птиц?______________________________________________________________________________________________________________________________________Тема 1. Экологические факторы Прочитайте текст и выполните задания Экологические факторы В окружающем нас мире мы легко отличим живой организм от неживого тела природы. Камень лежит у до­роги. Окружающие условия оказывают на него влияния. От резких перемен температуры днем и ночью камень может треснуть. За тысячи лет его может размыть вода. От воздействия окружающей среды камень разрушается. Совсем по-другому ведут себя живые организмы. Живые организмы приспосабливаются к влиянию окру­жающей среды. Все эти приспособления нужны орга­низму для того, чтобы выжить. Те условия и составные части окружающей среды, которые оказывают влияние на живой организм, называ­ются экологические факторы. Каждая из сред обитания отличается от других условиями (факторами) жизни живых организмов. Освещенность, температура, влажность и некоторые другие условия (факторы) среды оказывают большое влияние на живые организмы. Например, растению для жизни необходимы свет, тепло, воздух, влага, минеральные соли. При отсутствие света, например, растения не образуют органические вещества, при отсутствие влаги они засыхают. В почвенной среде свет не имеет значение, но особо важны влажность и состав почвы. В водной среде большую роль играют температура воды, течение, глубина, соленость. В разных средах главную роль в жизни организмов играют разные факторы. Экологические факторы можно разделить на 3 груп­пы. Первая группа факторов - освещенность, температура, влажность относятся к факторам неживой природы. Их называют абиотическими факторами (от греч. «а» - отрицательная частица, и «биос» =жизненный, живой) Ко второй группе относятся факторы живой при­роды. Условия жизни живых организмов, которые создаются в среде обитания другими живыми организмами, называются биотическими. Так, для зайца-беляка, живущего в наземно-воздушной среде обитания, биотическими факторами являются деревья, кустарники, травы, лисицы и волки, хищные птицы. Травы, молодые побеги, кора деревьев и кустарников служат ему пищей. Среди растений он скрывается от непогоды и от хищных зверей, птиц. Сам заяц-беляк входит в состав биотических факторов, оказывающих влияние на жизнь деревьев, кустарников и трав, лисиц, волков и хищных птиц. Уменьшение количества зайцев приводит к сокращению хищников, кормящихся ими. Третий экологический фактор - человеческий. Большое влияние на все среды жизни оказывает человек. По его вине в среду обитания живых организмов, например водную, могут попасть ядовитые вещества, вызывающие гибель рыб и других животных и связанные с нею другие изменения. Различные нарушения среды человек вызывает распашкой лугов, вырубкой лесов, добычей полезных ископаемых и другими видами хозяйственной деятельности. Воздействие на среды жизни со стороны человека относят к антропогенным факторам (от греческого «антропос» - человек, «генезис» - происхождение, возникновение). Это вся та деятельность человека, которая приводит к изменению среды обитания живых организмов. Каждый экологический фактор незаменим, кроме тре­тьего. Так, недостаток влаги нельзя заменить обилием тепла и света, а отсутствие кислорода - обилием пищи. Живые организмы приспособились жить в определенных условиях окружающей среды, поэтому чрезмерное увели­чение или уменьшение того или иного фактора может привести к смерти организма. Например, жителей тропи­ков может убить сильное понижение температуры. А жителей морей и океанов - опреснение воды.Задания. Заполните схему Заполните схемуЗаполните пропуски в таблице Живые организмы Благоприятные для жизни условия Неблагоприятные для жизни условия Растения СветВлагаТеплоМесто обитания…………………………. ……………………………………………………………………………..…………………………Загрязнённая почва Животные Пища………………………..ВодаМесто обитания………………………. ……………………….Нехватка или отсутствие воздуха………………………………………………Браконьерство Человек ПищаЧистый воздухЖилищеОбщение с другими людьмиТруд ……………………….……………………….……………………….……………………….……………………….. Заполните пропуски в таблице^ Влияние экологических факторов на организмы Экологический фактор Растения Бактерии Грибы Животные Свет Вода Температура Ветер Примечание. (+) - положительное влияние; (-) – необязательное наличие фактора; (0) – нейтральное отношение.^ Тема 2. Абиотические факторыТемпература как абиотический фактор.Основной источник тепла на Земле – солнечные лучи. Когда мы говорим «тепло» или «холодно» мы имеем ввиду температуру. Она важна для всех. Поглощая тепло, тела нагреваются, а отдавая его, согревают воздух. Температура воздуха меняется в течение, как суток, так и года. Живые организмы приспособлены к различной температуре. Их можно разделить на две группы: Теплолюбивые – живут в местах, где температура среды _________________? Приведите примеры теплолюбивы растений ………………………………Холодостойкие – растения живут в местах, где температура среды большую часть года __________________________.? Приведите примеры холодостойких растений ……………………………? Теплолюбивые организмы обитают там, где много: а) влаги; б) света в) пищи г) тепла ? Приведите примеры теплокровных и холоднокровных животных Теплокровные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Холоднокровные ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Адаптация – это приспособление растений и животных к воздействиям экологических факторов.Рассмотрите рисунок, выберите адаптации направленные на:Привлечение полового партнера - __________________________________________________________________________Защита от поедания -__________________________________________________________________________Питание -__________________________________________________________________________Приспособления к условиям среды -__________________________________________________________________________Миграции и распространение семян -__________________________________________________________________________^ Выполните задание: Существует три основных способа приспособления организмов к неблагоприятным условиям среды: подчинение, сопротивление и избегание этих условий. Заполните таблицу, описав преимущества и недостатки каждого из этих способов.Основные способы адаптации организмов к неблагоприятным условиям среды Способ адаптации Преимущества Недостатки Подчинение Сопротивление Избегание К какому из трех способов можно отнести:а) осенние перелеты птиц с северных мест гнездования в южные районы зимовок;б) зимнюю спячку бурых медведей;в) активную жизнь полярных сов зимой при температуре минус 40 оС;г) переход бактерий в состояние спор при понижении температуры;д) нагревание тела верблюда днем с 37 оС до 41 оС и остывание его к утру до 35 оС;е) нахождение человека в бане при температуре в 100 оС, при этом его внутренняя температура остается прежней – 36,6 оС;ж) переживание кактусами в пустыне жары в 80 оС;з) переживание рябчиками сильных морозов в толще снега?Подчинение_____________________________________________________________Сопротивление__________________________________________________________Избегание этих условий __________________________________________________^ Выполните задание ? В каком случае рост растений приостанавливается? а) при пониженной температуре; б) при повышенной температуре; в) при оптимальной температуре.? Что такое отлет птиц? __________________________________________________________________________ С чем он связан? __________________________________________________________________________? К какому фактору адаптируются эти животные (см. рисунок)? Перечислите эти адаптации?Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Свет как абиотический факторОсновным источником света на Земле служат солнечные лучи. Наибольшее значение свет имеет для жизни растений. Без него они не могут создавать органические вещества, которые необходимы им для роста и развития. ? Рассмотрите рисунки. Объясните, почему одна сосна высокая и стройная, а другая более раскидистая. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какой экологический фактор вызвал изменения в кроне этих деревьев?__________________________________________________________________________? Наибольшее значение свет имеет для жизни:а) растений; б) животных; в) бактерий.? Без света растения не могут: а) дышать; б) всасывать воду; в) образовывать питательные вещества? Приведите примеры сциофитов, гелиофитов и теневыносливых растений? Сциофиты Гелиофиты Теневыносливые ? Какие признаки имеют светолюбивые (гелиофиты) растения?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Какие признаки характерны для тенелюбивых (сциофитов) растения?? Приведите примеры ночных и дневных животные? Дневные ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Ночные________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Душистый табак опыляют ночные бабочки. Как они его находят?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Что такое фотопериодизм?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Вода как абиотический факторВода нужна всем живым организмам для жизни. Вода есть в любом живом организме. В телах животных вода составляет обычно половину массы тела. Вода является домом для множества растений и животных, обитающих в прудах, реках. Многие из них живут в условиях, как обилия влаги, так и её недостатка. Во влажных тропических лесах растения используют не только почвенную влагу, но и влагу воздуха. В пустынях большую часть года растения и животные живут в условиях сухости почвы и воздуха. У растений влажных и теплых местообитаний развились приспособления к избавлению от избытка воды, а у растений сухих местообитаний - к её добыванию, экономному расходованию и запасанию.? Приведите примеры растений гидрофитов, гигрофитов, мезофитов и ксерофитов? Гидрофиты Гигрофиты Мезофиты Ксерофиты ? Почему пустыня расцветает только весной?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Как растения засушливых мест адаптировались к нехватке влаги?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Почему многие тропические растения имеют воздушные корни?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Приведите примеры животных гидрофилов, мезофилов, ксерофилов: Гидрофилы Мезофилы Ксерофилы ? Перечислите адаптации животных ксерофилов?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Перечислите адаптации животных гидрофилов?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Проверь свои знания.1. Выберите абиотические факторы среды:А) светБ) грибы В) вода, влагаГ) деревьяД) температура^ 2. Выберите антропогенные факторыА) светБ) вырубка лесаВ) вода, влагаГ) браконьерствоД) температура3. Найдите ночное животноеА) СтрекозаБ) ЯщерицаВ) Слизень4. Выберите холодостойкое животноеА) белый медведьБ) слонВ) страус^ 5. Выберите теплолюбивое растениеА) ельБ) лимонВ) клюква6. Гелиофиты – это:А) светолюбивые растенияБ) теневыносливые растения^ 7. Выберите на рисунке (справа) растения сциофиты8. Как называются водные растенияА) гидрофитыБ) ксерофитыВ) гигрофитыГ) мезофиты^ 9. Как называются сухолюбивые животные, не переносящие высокой влажностиА) мезофилыБ) гидрофилыВ) ксерофилы10. Выберите из предложенных рисунков гидрофила^ 11*. Перечислите как животные и растения адаптировались к выживанию в жарком климате.12*. Перечислите как животные и растения адаптировались к выживанию в холоде.^ 13*. Как растения и животные выживают при недостатке воды.Среда обитания? Что такое среда обитания______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Заполните таблицу Для растений это: Неживая природаДругие растенияЖивотныеЧеловекМикроорганизмы Для животных это: Неживая природаДругие животные…………………………………………..…………………… Для человека это: Неживая природа (вода, свет, воздух)Другие люди…………………..…………………. Заполните таблицу Среда обитания Примеры обитателей Наземно-воздушная Водная Почвенная Живой организм ? Могут ли организмы жить в различных средах обитания?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Кто в молодом возрасте живет в воде, а повзрослев на суше?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ? Кто в молодом возрасте в воде, а повзрослев в воздухе?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проверь свои знания Выберите признаки, характерные для специфических условий жизни в определенной среде. Коды ответов:Мягкий температурный режимДостаточно высокая плотность средыСравнительно малая плотность средыОграниченность кислородаРезкие изменения температурыРазличный солевой составПрактически неограниченный запас пищиОтносительная стабильность условийПрактически полное отсутствие кислородаАктивное сопротивление среды обитанияОтносительно постоянное количество кислорода Ответы:Наземно-воздушная среда-_________________ Водная среда-____________________________ Живой организм-_________________________? Распределите животных по среде обитания:Водная-………………………………………………………………………...Наземно-воздушная…………………………………………………………..Почвенная…………………………………………………………………….Живой организм………………………………………………………………щука;дождевой червьличинка стрекозыосьминогжабаличинка майского жукакротвшиаскаридамедузаорелбабочкажук-плавунецсоколчесоточный клещбактерии Тема. Биотический факторВзаимоотношения между живыми организмамиЗаданиеСоотнесите предлагаемые понятия и определения в таблице (соедините стрелками):Типы взаимодействия организмов Понятие Определение мутуализм (симбиоз) Взаимодействие двух или нескольких особей, последствия которого для одних отрицательны, а для других безразличны. нейтрализм Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни используют остатки пищи других, не причиняя им вреда. конкуренция Взаимовыгодное взаимодействие двух или нескольких особей. аменсализм Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни предоставляют убежища другим, и это не приносит хозяину ни вреда, ни пользы. комменсализм (квартирантство) Совместное обитание двух особей, непосредственно не взаимодействующих между собой. комменсализм (нахлебничество) Взаимодействие двух или нескольких особей, имеющих сходные потребности в одних и тех же ограниченных ресурсах, что приводит к снижению жизненных показателей взаимодействующих особей. паразитизм Взаимодействие двух или нескольких особей, при котором одни поедают других. хищничество Взаимодействие двух или нескольких организмов, при котором одни питаются живыми тканями или клетками других и получают от них место постоянного или временного обитания. Задания по теме взаимовыгодные отношения.Многие живые организмы связаны между собой своеобразной дружбой, например: Дружат пчелка и цветок, Дружат лист и мотылек…? Продолжи стихотворение своими примерами, раскрывающими дружеские связи различных живых существ, как например, дружат ели и клесты. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________? Объясни, какое значение для живых организмов имеет эта дружба? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Что дают животным дружеские отношения? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________ Возможна ли дружба с хищником? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Из предложенного списка составьте пары живых организмов, которые в природе могут находиться в мутуалистических отношениях: пчела, гриб подберезовик, актиния, дуб, береза, рак-отшельник, осина, сойка, клевер, гриб подосиновик, липа, клубеньковые азотофиксирующие бактерии. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Назовите организмы, которые являются симбионтами человека. Какую роль онивыполняют? Способен ли человек выжить без этих организмов? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проверь свои знания.Выбери примеры взаимовыгодных отношений:Протокооперация;Нахлебничество;Симбиоз;Мутуализм.Взаимовыгодные отношения сложились между:сойкой и дятлом;сойкой и дубом;сойкой и человеком;дятлом и человеком.Выберите примеры взаимовыгодных отношенийОтношения типа мутуализм сложились между:Взаимоотношения кедровки и кедровой сосны;Взаимоотношения зайца и волка;Взаимоотношения льва и тигра;Взаимоотношения белки и лося.Почему в Австралии клевер не давал плодов?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Рассмотри рисунок. Что связывает эти организмы? Как называются отношения между ними?____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание по теме полезно-нейтральные отношения.Проверь свои знания.Примеры комменсализма:Нахлебничество;Конкуренция;Протокооперация;Квартиранство.Выберите нахлебников:Акула - рыба-прилипала;Заяц – Волк;Скопа – Воробей;Шакал – ТигрОрхидеи, живущие на ветках деревьев:Приносят им вред;Приносят им пользу;Не приносят ни вреда, ни пользыВыберите из предложенных рисунков нахлебничество и квартиранство. Докажите правильность выбора____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 5. Рассмотрите рисунок. Назовите этих животных. Какой тип взаимоотношений изображен? ______________________________________________ __________________________________________________ ___________________________________________________6. Отношения комменсализм (нахлебничество, квартиранство), обозначаются знаками:+ 0+ -+ +0 0Задание по теме полезно-вредные отношения.Паразитизм Джонатан Свифт писал: Под микроскопом он открыл, что на блохе Живет блоху кусающая блошка; На блошке той - блошинка - крошка, В блошиночку же вонзает зуб сердито Блошиночка... и так до бесконечности. Попробуйте любыми словами представить иллюстрацию к словам А.Е.Шипли. О каком явлении написано стихотворение? Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Это интересно! «Каждая птица - это по сути дела настоящий летающий зоопарк», - сказал английский ученый А.Е.Шипли. Действительно, перья служат пищей вшам и клещам, кожей питаются некоторые мухи; блохи, вши, москиты, пиявки сосут кровь птиц, а некоторые виды простейших разрушают эритроциты внутри организмов. В гнездах 56 видов птиц было обнаружено 529 видов различных беспозвоночных - в основном жуков и клещей. Из оперения одного единственного кроншнепа было извлечено более тысячи пухоедов. Чем отличаются паразит от хищника? А чем он на него похож? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Если паразит убьет свою жертву, что с ним случиться? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как паразиты приспособились к такой жизни? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Проверь свои знания.1. Живой организм, который служит для другого организма средой обитания, называется:ПаразитНахлебникХозяинКвартирант2. Из предложенного списка выберите внутренних паразитов:Вши АскаридаКлопыЦепни3. Выберите примеры организмов паразитов:4. Из предложенного списка выберите приспособления паразитов:Большое потомствоПрисоски и крючкиОстрые зубыНет активного перемещения5. Объясните, почему паразиты обычно не губят своего хозяина?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Рассмотри рисунок. Назовите эти растения и грибы. Чем они примечательны? Почему они перешли к такому образу жизни?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Хищничество 1. Что произойдет с животными, у которых не окажется ни одного хищника?А) если это крупное животное с долгой жизнью; ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ Б) если это мелкие короткоживущие, но плодовитые зверьки. ____________________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Как животные жертвы спасаются от хищников? Быстрые ноги; Глубокие норы; Иглы, колючки; Жало; Подражание тому, кто имеет жало; Маскировка окраской; Маскировка формой тела, позой; Предостерегающая окраска; Твердый покров; Химическая атака; Запугивание; Животные: олень, луговые собачки, жук-бомбардир, еж, пчела, заяц, колюшка, гусеница пяденицы, глазчатый бражник, клопы солдатики, мухи, божья коровка, павлиноглазка, лунка серебристая, бабочка пяденицы, улитка, скунс. Почему количество кошек зависит от количества мышей? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Зачем нужны в природе хищники? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Русский орнитолог Батурлин рассказывает: «В нагорных тундрах Норвегии много белых куропаток. Охота на них - подсобный промысел местного населения. Серьезный враг куропаток - ястреб-тетеревятник. Вот норвежцы и уничтожили всех тетеревятников. А через несколько лет ястреба пришлось ввозить из СССР.» Объясни зачем? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Способы защиты организмов от хищников, условно можно разделить на три группы (см. таблицу). Заполните таблицу, вписывая номера предлагаемых ниже вариантов защиты напротив каждой из этих групп. ^ Способы защиты организмов от хищников Номера предлагаемых вариантов защиты А. Избегание жертвой встречи с хищником Б. избегание жертвой контакта с хищником после ее обнаружения В. Способы, действенные при непосредственном контакте Варианты защиты. Сооружение убежищ или использование естественных укрытий.Несъедобность, ядовитость «при опробовании».Покровительственная форма и окраска. Жертва обладает крупными размерами тела. Миграции из мест, обильных хищниками. Обладание панцирем, раковиной, шипами, иглами.Выбрасывание защитных веществ. Оповещение других особей о приближении хищника. Предупреждающая окраска, запах, звук, мимикрия.Затаивание.Самокалечение (автотомия).Бегство. Активная защита, когда жертва борется с хищником. Назовите организмы, которые защищаются от хищников этими способами.Проверь свои знания.1. Отношения, при которых особи одного вида животных питаются особями других видов называются: ПаразитизмСимбиозХищничествоКонкуренция 2. Выберите из списка приспособления, которые появились у организмов жертв:Длинные ногиОстрые зубыИголкиЗащитная окраска3. Выберите примеры организмов хищников:4. Выберите из списка приспособления, которые появились у организмов хищников:Острые зубы и клыкиКрючковатый клювОстрое зрениеХороший слух5. Какова роль хищников в природе? Можно ли назвать их вредными животными?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________6. Рассмотрите рисунок. Назовите это растение. Чем оно необычно?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Задание по теме взаимновредные отношенияКонкуренция бывает двух видов ____________________ , ________________Конкуренция отрицательно влияет:а) на одного из партнеров; б) на обоих партнеров 3. Между светолюбивыми растениями происходит в большей степени конкуренция : а) за свет; б) за место; в) за воду4. В каких случаях чаще всего происходит конкуренция?Когда животные питаются разной пищейКогда животные питаются одинаковой пищейКогда растениям необходим один и тот же экологический факторКогда животные живут на одной территорииКогда животные живут на разных территориях5.У многих живых организмов в процессе совместного обитания появились приспособления, которые снижают конкуренцию, приведите примеры?__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 6. Подбери для воображаемого леса зверей так, чтобы жили они без всякой конкуренции. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 7. Придумайте ситуацию, когда конкуренты изменили свои специальности совсем немного, а конкуренция из-за этого прекратилась: у животных, у людей. ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Как могут три сапожника не конкурировать между собой, если все три в одном месте шьют и продают обувь. Предложи свои примеры пищевой специализации у животных. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Из списка живых организмов составьте пары, которые в природе могут конкурировать между собой. Ель обыкновенная, волк, василек синий, гадюка обыкновенная, полевая мышь, олень европейский, пшеница, американская норка, ворона серая, лисица обыкновенная, грач, европейская норка, хомяк обыкновенный, горностай, лось, береза повислая. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________^ Задания по теме «Взаимоотношения между живыми организмами». Задание №1. Используя определения из «Мини-словарика» заполните первую колонку таблицы, поставьте знак отношений. Задание № 2. Распределите пары организмов, по типам взаимоотношений заполнив вторую колонку таблицы. Устно объясните свой выбор.Мини-словарик «Биотические отношения».Теоретически влияние, которое оказывают друг на друга два вида, живущие вместе, может быть нулевым, благоприятным или неблагоприятным. Возможны типы комбинаций следующие:Хищничество: такой вид отношений, при котором особи одного вида ловят, умерщвляют и поедают особей другого вида, например, хищный вид нападает на вид-жертву, которым он питается.Паразитизм: форма взаимоотношений двух организмов, принадлежащих к разным видам, носящая антагонистический характер, когда один из них паразит использует хозяина в качестве среды обитания или источника пищи. Паразитический вид, обычно мелких размеров, тормозит рост и размножение своего хозяина, от которого непосредственно и всецело зависит его питание Паразит замедляет жизнедеятельность хозяина, может даже вызвать его гибель, хотя обычно этого не происходит.Конкуренция: взаимоотношения организмов одного и того же или разных видов соревнующихся за одни и те же ресурсы при их недостатке Каждый из видов оказывает на другой неблагоприятное действие, виды конкурируют в поисках пищи, укрытий, мест кладки яиц и т.д. Оба вида называются конкурирующими.Аменсализм: форма взаимоотношений, при которой возникают отрицательные условия для одного из организмов, а другой организм не испытывает ни вреда, ни пользы.Нейтрализм: характеризуется отсутствием непосредственного влияния одного вида на другой. Комменсализм: нахлебничество, сотрапезничество, квартиранство. Форма взаимоотношений при которой один из партнеров доставляет пищу или убежище другому виду. В этом случае один вид извлекает пользу от сожительства, а другой вид-хозяин не имеет такой выгоды. Основой для таких отношений могут быть общее пространство, субстрат, кров, передвижение или чаще всего пища. Эти взаимоотношения характеризуются взаимной терпимостью.Протокооперация: сотрудничество оба вида образуют сообщество. Оно не является обязательным, так как каждый вид может существовать изолированно, но жизнь


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.