Реферат по предмету "Физкультура и спорт"


Физическое образование или образование по физической культуре?

Доктор биологических наук, профессор Р.А. Абзалов,Казанский государственный педагогический университет, Казань
Одноиз ключевых понятий теории и методики физической культуры — «физическоеобразование», которое впервые было предложено П.Ф. Лесгафтом [10], впроцессе эволюции всей науки о физической культуре — физкультурологии в меньшеймере подвергалось анализу, и содержание его до настоящего времени существенныхизменений не претерпело. Данное понятие ранее было подвергнуто нами анализу сточки зрения понимания его сути, но определения понятия «физическоеобразование» в соответствии с требованиями стандартизации терминов иопределений дано не было [6]. К настоящему времени назрела необходимостьанализа содержания понятия «физическое образование», т.е.«образование по физической культуре», в соответствии с достижениямисовременной науки физкультурологии [4]. Главной задачей настоящего исследованияявляется определение понятия образования по физической культуре в соответствиис современным уровнем развития науки физкультурологии, а также образования вцелом как важной области знаний.
П.Ф.Лесгафт впервые в мире разработал основы физического образования, создал учениео физическом образовании и наконец определил содержание понятия«физическое образование». Согласно определению П.Ф. Лесгафта [10],суть физического образования состоит в том, чтобы научиться «изолироватьотдельные движения и сравнивать их между собой, сознательно управлять ими иприспосабливать к препятствиям, преодолевать их с возможно большей ловкостью инастойчивостью, иначе говоря, приучаться с наименьшим трудом в возможно меньшийпромежуток времени сознательно проводить наибольшую физическую работу»1.Следовательно, П.Ф. Лесгафт наиболее полно определил содержание физическогообразования для своего времени в основном как процесса обучения двигательнымдействиям. В качестве итога физического образования, как явствует из егоопределения, выступает состояние физической подготовленности человека к жизни итрудовой деятельности. Одновременно в содержание физического образования поЛесгафту, как нам кажется, были включены и методы обучения физическим упражнениям,в частности речь идет о современном практическом методе обучения — строгорегламентированном, т.е. обучении по частям и в целом, о чем свидетельствуетфраза: «Изолировать отдельные движения и сравнивать их между собой…».
Болеетого, П.Ф. Лесгафт сделал попытку определить структуру обучения двигательнымдействиям, обозначая специальный этап обучения как этап совершенствованиядвигательных умений, ибо только достигший двигательного совершенства человекобеспечивает экономичное выполнение трудовых двигательных действий. Содержаниепонятия «физическое образование» в настоящее время в основномопределяется как процесс обучения, и главным образом в рамках физическоговоспитания. В учебнике «Теория и методика физического воспитания» дляфакультетов физической культуры педагогических институтов под редакцией Б.А.Ашмарина [7] даются следующие определения понятия «физическоеобразование».
Физическимобразованием называются процесс и результат овладения специальнымисистематизированными знаниями, физическими упражнениями, а также способами ихсамостоятельного изучения и использования в жизни. Здесь также имеется в видупроцесс обучения, но с использованием только одного из средств физическогообразования — физических упражнений. Данное определение понятия«физическое образование» составлено исходя из определения«образование», которое приводится в «Большом советскомэнциклопедическом словаре» [8] в следующем виде: «Образование естьпроцесс и результат усвоения систематизированных знаний, умений, навыков какнеобходимое условие подготовки человека к жизни и труду». В учебномпособии для студентов институтов физической культуры «Введение в теориюфизической культуры» (1989) определено, что обучение движениям — этопроцесс системного освоения человеком рациональных способов управления своимидвижениями, приобретения таким путем необходимого в жизни фонда двигательныхумений, навыков и связанных с ними знаний. В данном определении раскрываетсясодержание обучения, а также основная цель образования по физической культуре.Главный путь получения образования — обучение в учебном заведении, где оносвязано с воспитанием. В этой связи нам хочется отметить одну особенность,согласно которой практически все источники теории и методики физическоговоспитания рассматривают понятие «физическое образование» каксоставную часть физического воспитания. Эти понятия теории и методикивзаимосвязаны и означают параллельно развивающиеся процессы. Критериифизического образования и физического воспитания разные. Физически воспитанныйчеловек и физически образованный человек — это не одно и то же, ибо путиразвития этих процессов различны. Процесс физического воспитания можетосуществляться даже при отсутствии элементов обучения двигательным действиям,т.е. в данном случае физическое воспитание будет направлено на развитиеосновных физических способностей. В процессе образования по физическойкультуре, как правило, присутствует обучающий — педагог и обучаемый, и данныйпроцесс направлен на овладение конкретными способами выполнения физическихупражнений. При обучении технике выполнения физических упражнении у обучающихсянепременно развиваются и физические качества, ибо это есть педагогическийпроцесс совершенствования двигательного действия при многократных повторенияхфизических упражнений различной интенсивности. Следовательно, процессобразования по физической культуре, как нам кажется, многогранный и направленна формирование физкультурной грамотности, составной частью которой являютсяфизическая образованность и физическая воспитанность.
Вучебном плане общеобразовательных учреждений имеется учебный предмет«физическая культура», основная задача которого — достижениесоответствующего уровня общего образования по этой дисциплине как составнойчасти общего образования учащихся. Образование по физкультуре как социальнаяпрактика имеет свои этапы развития. Во времена П.Ф. Лесгафта школьноефизическое воспитание было примитивным и решало более узкие задачи — научитьовладевать движениями, развивать двигательные качества с целью подготовки ктрудовой деятельности. Разумеется, тогда не стояло задачи содействияформированию физической культуры школьников. Однако постепенно статус школьногопредмета «физическая культура» изменялся и роль образования пофизической культуре в обществе к настоящему времени значительно возросла.
Насовременном этапе развития образования главной целью школьного предмета«физическая культура» является содействие формированию физическойкультуры школьников [3]. Следовательно, изменилось и содержание данногопредмета: образовательная и воспитательная задачи решаются одновременно. Науроках физической культуры наряду с овладением техникой выполнения физическихупражнений происходит развитие и основных двигательных качеств (быстроты,ловкости, силы, выносливости и гибкости), а также воспитание морально-волевыхкачеств с использованием полного арсенала средств физической культуры. Рамкишкольного предмета «физическая культура» значительно расширились ивключают задачу и физического воспитания. Безусловно, физическое воспитание какпедагогическая система физического совершенствования человека остается понятиемключевым и является частью общего воспитания и в целом всей физической культурычеловека [7]. Значение этих двух понятий теории и методики физической культуры- физического образования и физического воспитания неоднозначно, но содержаниеэтих процессов направлено на формирование физической культуры личности.Образование по физической культуре как часть общего образования может бытьначальным, средним, высшим. В начальных классах общеобразовательных школ врамках учебного предмета «физическая культура» решается задача общегообразования по физической культуре как составной части общего начальногообразования. В средних общеобразовательных учреждениях главной задачей этогопредмета является содействие формированию физической культуры школьников [3]как составной части общего среднего образования. Образование по физическойкультуре в средних общеобразовательных учреждениях может быть спрофессиональной направленностью, т.е. с учетом получаемой профессии [6]. Всредних педагогических колледжах изучают теорию и методику физической культуры,а в средних медицинских колледжах — специальный предмет «лечебнаяфизкультура» и т.д. Это и есть образование по физической культуре с профессиональнойнаправленностью. Высшее образование по физической культуре решает болеепрофессиональные задачи — формирование физической культуры с точки зрениятребований конкретной профессии, и средства для достижения этой целизначительно отличаются [9]. Кроме того, можно отметить еще одну форму высшегообразования по физической культуре — это высшее научное образование пофизической культуре, которое приобретается аспирантами и соискателями впроцессе работы над диссертациями, а также защиты кандидатских и докторскихдиссертаций.
Вопределении понятия «физическое образование» есть такие термины, как«процесс» и «результат» [7]. Да и образование по физическойкультуре — это непрерывный процесс, который предполагает и результат накаком-то конкретном отрезке времени. Результатом образования по физическойкультуре может быть состояние образования, т.е. показатели образованности.Результат физического образования может быть промежуточным и итоговым. Какрезультат итоговой образованности выдается типовой документ об образовании пофизической культуре или же в типовой документ об общем образовании вноситсяоценка по физкультуре.
Далеенами анализируются понятия «физическое образование»,«двигательное образование» и «телесное образование» и,наконец, данное нами понятие «образование по физической культуре».Предложенное П.Ф. Лесгафтом понятие «физическое образование» ужеполтора столетия функционирует в понятийном аппарате теории и методикифизической культуры. Слово «физическое» — прилагательное от словафизика, что, как известно, означает природу. Поскольку природы без движения несуществует, эти понятия стали неотделимыми. Вместе с тем понятие«физическое образование» означает образование по физике, и оновозникло значительно раньше, чем физическое образование применительно кобразованию по физкультуре. Использование словосочетания «физическоеобразование» для обозначения содержания образования по физкультуре, какнам кажется, неправомерно, ибо оно заимствовано из другой науки — физики. Болеетого, понятие «физическое образование» как выражение содержанияпонятия «образование по физической культуре» понятно лишь узкомукругу специалистов по физической культуре. В то же время понятие«физическое образование» большинство людей воспринимают какобразование по физике.
Понятие«двигательное образование», часто встречающееся в литературе каксиноним физического образования, на наш взгляд, означает содержаниедвигательной деятельности. Средствами двигательного образования являются восновном физические упражнения. Понятие «двигательное образование»значительно уже, чем «образование по физической культуре». Очевидно,образование по физической культуре состоит из двигательного образования и егорезультата — телесного образования, которое получило свое развитие еще вовремена П.Ф. Лесгафта. Понятие «телесное образование» возникло вэпоху средневековья. Именно тогда многие исследователи обратили внимание нагармонию тела человека, на рельефность его скелетной мускулатуры, на пропорциючастей тела. Об этом свидетельствуют скульптурные изображения людей той эпохи.В этой связи возникает необходимость в анализе понятия «двигательнаякультура» [11]. Очевидно, двигательная культура также не синонимфизической культуры, которая значительно шире по своему значению, ибо средствамиформирования физической культуры являются не только физические упражнения, но ивесь комплекс средств физической культуры. Наконец, предложенное нами понятие«образование по физической культуре». Во всех учебных заведенияхпроходят учебный предмет «физическая культура», а в вузахфункционируют кафедры физической культуры, имеются факультеты и институтыфизической культуры, где обучающиеся получают соответствующее образование пофизической культуре. Следовательно, образование по физической культуре более логичнопо аналогии с образованием по истории, образованием по математике, образованиемпо биологии и др. По нашему мнению, можно предложить такое определение понятия«образование по физической культуре»:
Образованиепо физической культуре есть составная часть общего образования — процессформирования физической культуры личности. Определение любого понятия должнобыть кратким, емким, т.е. по принципу словам тесно, а мыслям просторно, всоответствии с разработанными рекомендациями по стандартизации терминов и определений.Одно из основных требований — это определение данного понятия в рамках главногосистемообразующего понятия, в данном случае образование по физической культуреанализируется как часть общего образования. Процесс формирования физическойкультуры — длительный и состоит из отдельных этапов в зависимости от периодовиндивидуального развития организма. Кроме того, следует отметить эпохальностьпроцесса формирования физической культуры человека в зависимости от развитияконкретной общественно-экономической формации. На каждом этапе развитиячеловека, очевидно, существовали свои уровни формирования физической культурыкак части общей культуры человека. При этом образование по физической культуревыступало главным фактором в формировании физической культуры личности.
Список литературы
1.Абзалов Р.А. Физическое образование: Матер. Всесоюз. науч. конф. Одесса, 1990,с. 4-5.
2.Абзалов Р.А. Двигательная активность и развивающееся сердце.- М.: МГПИ им. В.И.Ленина, 1985.
3.Абзалов Р.А. Программа по физической культуре в школе. — Казань: Просвещение,1996.
4.Абзалов Р.А. Размышления о физкультурологии //Теор. и практ. физ. культ. 1999,№ 8, с. 11-14.
5.Абзалов Р.А., Ситдиков Ф.Г. Развивающееся сердце и двигательный режим. Казань,1998. — 96 с.
6.Абзалов Р.А., Яруллин Р.Х. Физическое образование как социальный институтподготовки человека к жизни средствами физической культуры //Теор. и практ.физ. культ. 1993, № 7, с. 14-15.
7.Ашмарин Б.А. Теория и методика физического воспитания. — М.: Просвещение, 1990.
8.Большой советский энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия,1980.
9.Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры //Теор. и практ. физ.культ. 1999, № 10, с. 2.
10.Лесгафт П.Ф. Полн. собр. соч. 1951, т. 1.
11.Лубышева Л.И. Концепция формирования двигательной культуры человека. — М.:ГЦОЛИФК, 1992.
12.Матвеев Л.П. Введение в теорию физической культуры. — М.: ФиС, 1983.
13.Матвеев Л.П., Новиков А.Д. Теория и методика физического воспитания. — М.: ФиС,1976, т. 1.
Дляподготовки данной работы были использованы материалы с сайта lib.sportedu.ru/


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.